Формирование у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии
1.1. Общая характеристика детей младшего школьного возраста
Анализ учебно-методической литературы по курсу естествознания в начальной школе
Экскурсия как основной прием формирования у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии
Содержание экскурсий, структура
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии
2.1 Выявление уровня сформированности умения наблюдать и наблюдательности у младших школьников в процессе проведения
экскурсии
2.2 Методические рекомендации учителям начальных классов по формированию и развитию умения наблюдать у младших школьников в процессе проведения экскурсии
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Наблюдение как один из основополагающих методов обучения известен очень давно, но в современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а наоборот, приобрел все новые черты и является для естественных дисциплин обязательным. В процессе формирования умения наблюдать у учащихся формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы). Начальный курс естествознания имеет пропедевтическое значение в освоении учащимися дисциплин естественнонаучного цикла (С.В. Алексеев, Л. В. Симонова, З.А. Клепинина, А.А. Плешаков и другие). От того, насколько полно младшие школьники овладеют основами естественных наук, зависят их успехи в дальнейшем освоении биологии, географии, физики, химии. Содержание материала, изучаемого на уроке, его специфика диктуют использование определенных методов и приемов в их разумном сочетании. Исследованиями установлено, что младшим школьникам доступно понимание причин многих природных явлений, целостное восприятие природы. Учеными (Л. И. Бурова, М.Х. Левитман, В.М. Пакулова, А.А. Плешаков) доказано, что знания о природе должны даваться методами естественных наук, то есть наблюдением и опытом. Они дают возможность учащимся наиболее полно познать природные закономерности, увидеть взаимосвязи между компонентами природы, способствуют развитию самостоятельности и активизации мыслительной деятельности.
В начальных классах непосредственные наблюдения детей в природе должны быть научными, доступными и увлекательными. Природа обогащает кругозор, общую осведомленность школьников, развивает наблюдательность, внимание, мышление, эстетические чувства.
Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребёнка. Наиболее эффективными средствами комплексного воздействия на формирование личности ребёнка являются экскурсии, прогулки, знакомства с памятными местами и т. д.
Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств ребёнка, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире.
Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому просвещению детей, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Экскурсии проводятся вне школьного учреждения, это своего рода занятие под открытым небом.
Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязи в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе, т.е. познавательного к ней отношения детей. Велика роль экскурсии в эстетическом воспитании детей, формировании у них эстетического отношения к природным явлениям и объектам. Красота окружающего их мира вызывает глубокие переживания.
Исходя из актуальности исследуемой проблемы, мы сформулировали тему нашего исследования: «Формирование у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии».
Цель: теоретически обосновать и апробировать методические рекомендации по формированию умения наблюдать у младших школьников в ходе экскурсий.
Предмет: Формирование у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии.
Объект: учащиеся младших классов.
Гипотеза: Проведение экскурсий будет способствовать формированию умения наблюдать у младших школьников, если:
- будут использоваться методики по формированию умения наблюдать.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме.
2. Провести анализ учебно-методической литературы по курсу естествознания в начальной школе
3. Раскрыть особенности умения наблюдать в начальной школе.
3. Раскрыть особенности организации и проведения экскурсий.
4. Организовать и провести опытно – экспериментальную работу.
5. Описать методические рекомендации.
Методы педагогического исследования: анализ, синтез, наблюдение, беседа, тестирование, изучение учебной литературы, эксперимент.
Практическая значимость: результаты нашей работы могут быть использованы учителями начальной школы и студентами.
Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии
1.1 Общая характеристика детей младшего школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, некоторые авторы приходят к выводу, что фактически в младших классах “за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте” (Хрипкова А.Г., Колесов Д.В., 1982, с. 35).
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится “общественным” субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка - начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:
качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
рефлексия, анализ, внутренний план действий;
развитие нового познавательного отношения к действительности;
ориентация на группу сверстников.
Так, согласно концепции Э. Эриксона, возраст 6-12 лет рассматривается как период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение к трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия.
Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка.
Специфика младшего школьного возраста состоит в том, что цели деятельности задаются детям преимущественно взрослыми. Учителя и родители определяют, что можно и что нельзя делать ребенку, какие задания выполнять, каким правилам подчиняться и т.д. Одна из типичных ситуаций такого рода - выполнение ребенком какого-либо поручения. Даже среди тех школьников, которые охотно берутся выполнить поручение взрослого, довольно частыми являются случаи, когда дети не справляются с заданиями, поскольку не усвоили его сути, быстро утратили первоначальный интерес к заданию или просто забыли выполнить его в срок. Этих трудностей можно избежать, если, давая детям какое-либо поручение, соблюдать определенные правила.
Если у ребенка к 9-10-летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников, это значит, что ребенок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддерживать отношения продолжительное время, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно. Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность. Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у него складывается система личных отношений в классе. Ее основу составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми остальными.
В многочисленных исследованиях отечественных психологов были выделены наиболее существенные условия, позволяющие взрослому формировать у ребенка способность самостоятельно управлять своим поведением. Такими условиями являются:
1) наличие у ребенка достаточно сильного и длительно действующего мотива поведения;
2) введение ограничительной цели;
3) расчленение усваиваемой сложной формы поведения на относительно самостоятельные и небольшие действия;
4) наличие внешних средств, являющихся опорой при овладении поведением.
Важнейшим условием развития произвольного поведения ребенка является участие взрослого, который направляет усилия ребенка и обеспечивает средствами овладения.
С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерности развития. Развитие отдельных психических процессов осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста. Хотя дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия (у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются на различные формы и цвета), но их восприятие в учебной деятельности сводится лишь к узнаванию и называнию формы и цвета у первоклассников отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов. Это обстоятельство отчетливо выступало в специальных опытах.
Возможности ребенка анализировать и дифференцировать воспринимаемые предметы связаны с формированием у него более сложного вида деятельности, чем ощущение и различение отдельных непосредственных свойств вещей. Этот вид деятельности, называемый наблюдением, особенно интенсивно складывается в процессе школьного учения. На занятиях ученик получает, а затем и сам развернуто формулирует задачи восприятия тех или иных примеров и пособий. Благодаря этому восприятие становится целенаправленным. Учитель регулярно показывает детям приемы осмотра или прослушивания вещей и явлений (порядок выявления их свойств, маршруты движения рук и глаз и т.п.). Средства записи установленных свойств (рисунок, схема, слово). Затем ребенок может самостоятельно планировать работу восприятия и преднамеренно осуществлять ее в соответствии с замыслом, отделяя главное от второстепенного, устанавливая иерархию воспринимаемых признаков, дифференцируя их по мере общности и т.п. Такое восприятие, синтезируясь с другими видами познавательной деятельности (вниманием, мышлением), приобретает форму целенаправленного и произвольного наблюдения. При достаточно развитом наблюдении можно говорить о наблюдательности ребенка как особом качестве его личности. Исследования показывают, что в начальном обучении можно значительно развить это важное качество у всех младших школьников.
Наблюдение - это один из основных методов сбора эмпирической информации, имеющий общенаучное значение и активно используемых, в частности, в психодиагностике. В ходе наблюдения "устройством", которое регистрирует психодиагностические факты (признаки, симптомы), является живой человек - наблюдатель. При этом используется аппарат его восприятия (зрение, слух и т.п.) и мыслительного анализа (категоризации Наблюдение, особенно нестандартизованное (поисковое), требует от психолога более высокой квалификации, чем применение всех стандартизованных методик. Если наблюдатель не имеет опыта и квалификации на уровне эксперта, то результаты наблюдения нередко оказываются искаженными в результате неправильной (часто непреднамеренной) категориальной оценки наблюдателем определенных признаков.
Наблюдение как метод познания окружающей действительности играет ведущую роль в формировании правильных первоначальных представлений и понятий, на основе которых делаются более сложные теоретические построения. Ведение наблюдений за предметами или явлениями оказывает большое влияние на формирование различных способностей школьников, на их развитие и становление как личности. От правильности и точности первоначальных наблюдений в значительной мере зависит эффективность дальнейшего обучения. В процессе правильно организованных наблюдений формируется очень важное качество личности – наблюдательность, т.е. умение подмечать в предметах и явлениях существенное, часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего мира.
Развитие наблюдательности в начальной школе происходит не только в рамках природоведения. Теоретически формировать наблюдательность прекрасно можно и на уроках математики, русского языка, рисования, технологии, но приоритет в её формировании принадлежит всё же урокам природоведения. Здесь всё предполагает развитию наблюдательности – экскурсии в природу, и опыт по определению свойств тех или иных явлений и предметов, наблюдений в неживой и живой природе.
Анализ учебно-методической литературы по курсу естествознания в начальной школе
География как предмет начального школьного обучения прошла длинный и сложный путь развития. Впервые она появилась в России в начале XVII века, при Петре I. Первые учебники географии были перегружены географической номенклатурой, которую детям приходилось механически заучивать.
В 60-х годах XIX века передовые педагоги выдвинули в качестве руководящего принципа изучения географии в младших классах родиноведение. Известный педагог К.Д. Ушинский в своих методических рекомендациях к «учебным книгам» «Детский мир» и «Родное слово» предлагал учить ребенка наблюдать и понимать окружающее и на этой основе, путем сравнения и сопоставления, изучать географию нашей страны и других государств.
Большую роль в развитии начального обучения географии сыграли методисты А.А. Половинкин, К.А. Сонгайло. Так, К.А. Сонгайло работал в основном над содержанием и методикой преподавания географии в начальных классах. Он много внимания уделял изучению детьми плана, карты, проведению практических работ, экскурсий, наблюдений на местности, ознакомлению школьников с жизнью населения на основе краеведческого принципа.
На современном этапе развития начального образования знания по географии даются младшим школьникам по программам «Окружающий мир» и «Природоведение». Наиболее распространенными являются следующие программы: комплекс «Зелёный мир» (Плешаков А.А.), «Природа и люди» (Клепинина З.А.), «Окружающий мир» (Виноградова Н.Ф., Ивченкова Г.Г., Потапова И.В.), «Окружающий мир» (Поглазова О.О., Шилин В.Д.), «Мир и человек» (Вахрушев А.А., Руатиан А.С.). Географические знания в данных программах даются в разном объеме, и на их изучение выделяется различное количество часов. Объем географических представлений и понятий, необходимых для усвоения младшими школьниками, определен в документах: государственном образовательном стандарте и программах по данному курсу. Отбор основных понятий, приведение их в определенную систему осуществляется в соответствии с уровнем развития учащихся и с их подготовкой по другим предметам, со временем, отведенным на изучение географических сведений в данном классе, а главное – с основными задачами современного начального образования.
Проанализировав Государственный образовательный стандарт для начальной школы в области естествознания и несколько программ по дисциплине «Окружающий мир» (Вахрушев А.А., Руатиан А.С., Виноградова Н.Ф., Ивченкова Г.Г., Потапова И.В.), мы пришли к следующим выводам. На уроках окружающего мира у младших школьников формируются первоначальные географические представления: о родной стране, о ее столице и других городах, о разных станах мира и нашей планете в целом. При этом используется глобус и карта. Изучение этих вопросов способствует развитию пространственных представлений детей, их воображения, помогает воспитывать любовь к Родине, к Земле как общему дому всего человечества. В тоже время авторы программ вводят дополнительные географические понятия и представления, не предусмотренные стандартом, что может привести к перегрузке младших школьников, если учитель начальной школы не будет владеть в достаточной мере методами обучения географии.
Ведущими методами при обучении географии являются картографический метод и наблюдение. Элементы этих методов учащиеся начальных классов отрабатывают, знакомясь с географическими понятиями, входящими в содержание начального курса природоведения. Оба метода относятся к группе практических методов обучения природоведению Пакулова, Кузнецова.
Наблюдение – это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерности и на основе этого делают определения, выводы и обобщения Пакулова, Кузнецова. По организационным формам наблюдения бывают индивидуальные (длительные и кратковременные), групповые (длительные и кратковременные) и фронтальные.
Вторым основным методом обучения географии в начальной школе является практическая работа с картой. Такая работа позволяет конкретизировать и развивать навыки и умения школьников при работе с физической и контурной картами, выполнять творческие работы по ориентированию на карте и на местности, самостоятельно находить на карте горы, возвышенности, низменности, моря, океаны и т.д. Тренировочные практические работы позволяют выработать у школьников осознанное понимание масштаба и условных обозначений, что имеет важное для изучения географии в старших классах. Большое внимание при работе с картой уделяется изучению географических названий, так как они образуют язык школьной географии.
Учитывая возрастные особенности младших школьников, преподавание географии в начальной школе опирается на краеведческий принцип обучения (от известного к неизвестному, от частного к общему).
Зеленый дом". Система учебных курсов с экологической направленностью. (Плешаков А.А.) Ориентирована на массовую общеобразовательную школу; предназначена для изучения в 1-3 классах (2 + 2 + 2 ч/нед). Используется при обучении примерно в 61% классов четырехлетней школы. Соответствует московским образовательным стандартам. Направлена на воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества. Обеспечивает всестороннее естественнонаучное и экологическое образование младших школьников, широкую интеграцию разнообразных сведений о природе и обществе. Базовую программу - "Мир вокруг нас. 1 кл." и "Природоведение. 3 - 4 кл." - дополняют факультативные курсы "Экология для младших школьников. 2 - 3 кл." и "Планета загадок.", позволяющие расширить представления детей о природе Земли. В учебном процессе предполагается широкое использование активных методов и форм обучения.
Учебники и учебные пособия:
Мир вокруг нас. 1 кл. (1-3). Плешаков А.А. - Просвещение, 1997.
Природоведение. 2 кл. (1-3), 3 кл. (1-4). Плешаков А.А. - Просвещение, 1996.
Природоведение. 3 кл. (1-3), 4 кл. (1-4). Плешаков А.А. - Просвещение, 1997.
100 заданий по природоведению. Тетрадь для учащихся. 2 кл. (1-3), 3 кл. (1-4). Плешаков А.А. - Вита-Пресс, 1997.
100 и еще 14 заданий по природоведению. Тетрадь для учащихся. 3 кл. (1-3), 4 кл. (1-4) - Плешаков А.А. - Вита-Пресс, 1997.
Что меня окружает. Альбом-задачник к учебнику "Мир вокруг нас". 1 кл. (1-3). Плешаков А.А., Сонин Н.И. - Дрофа, 1997.
Твои открытия. Альбом-задачник к учебнику "Природоведение". 2 кл. (1-3), 3 кл. (1-4) Плешаков А.А., Сонин Н.И. - Дрофа, 1997.
Твои открытия. Альбом-задачник к учебнику "Природоведение". 3 кл. (1-3), 4 кл. (1-4). Плешаков А.А., Сонин Н.И. - Дрофа, 1996.
Мир вокруг нас. Хрестоматия. 1 кл. (1-3), 1-2 кл. (1-4). Плешаков А.А. - АСТ-Пресс, 1997.
Природа. Книга для учащихся начальных классов. Плешаков А.А. - Вентана-Граф, 1996.
Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. Плешаков А.А.. - Просвещение, 1995.
Природоведение. 1-3; 1-4. (Клепинина З.А.)
Ориентирована на массовую общеобразовательную школу; предназначена для изучения в 1-3 классах (2 + 2 + 2 ч/нед). Используется при обучении примерно в 27% классов четырехлетней школы. Соответствует московским образовательным стандартам. Преследует цели сообщить младшим школьникам элементарные сведения о живой и неживой природе и труде людей, сезонных изменениях в них, раскрыть некоторые доступные детям взаимосвязи в природе, показать влияние изменений в природе на труд человека; привить начальные навыки личной и общественной гигиены; воспитать гуманное и ответственное отношение к живой и неживой природе. Отбор и структурирование материала осуществляется на основе принципов сезонности, краеведения, родиноведения, его экологической направленности. Особое внимание уделяется учебному эксперименту: наблюдениям, опытам, экскурсиям и т.д.
Экскурсия как основной прием формирования у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии
Наблюдение как метод познания окружающей действительности играет ведущую роль в формировании правильных первоначальных представлений и понятий, на основе которых делаются более сложные теоретические построения. Ведение наблюдений за предметами или явлениями оказывает большое влияние на формирование различных способностей школьников, на их развитие и становление как личности. От правильности и точности первоначальных наблюдений в значительной мере зависит эффективность дальнейшего обучения.
В процессе правильно организованных наблюдений формируется очень важное качество личности – умение наблюдать, т.е. умение подмечать в предметах и явлениях существенное, часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего мира. Развитие наблюдательности в начальной школе происходит не только в рамках природоведения. Теоретически формировать наблюдательность прекрасно можно и на уроках математики, русского языка, рисования, технологии, но приоритет в её формировании принадлежит всё же урокам природоведения. Здесь всё предполагает развитию наблюдательности – экскурсии в природу, и опыт по определению свойств тех или иных явлений и предметов, наблюдений в неживой и живой природе.
Но на практике видим, что учителя не уделяют должного внимания по формированию умения наблюдать у детей. У них порой нет условий для наблюдений в природе, с загруженностью программы, а подчас и желания на проведение постоянных наблюдений.
Это указывает на то, что необходимо целенаправленно побуждать детей на уроках природоведения в ходе экскурсий к мыслительной деятельности и специально обучать их приёмам наблюдения в природе, чтобы задержать на некоторое время внимание, полнее запечатлеть их образ.
Рассмотрим основные приёмы формирования умения наблюдать.
1. Так, программой начального природоведения предусматривается знакомство учащихся с изменением окраски листьев на деревьях и кустарниках осень. Для ознакомления с этим вопросом на экскурсии в природу, учитель предлагает детям найти и назвать знакомые им деревья и кустарники. Далее работа может идти следующим образом:
- Рассмотрите листья этого дерева.
- Какого они цвета? (Ребёнок должен тщательно рассмотреть окраску листьев).
Для этого надо посоветовать, чтобы каждый ребёнок выбрал для наблюдения 1-2 листочка и рассмотреть его в деталях. Полезно предложить детям посмотреть на форму, окраску выбранного им листа. Потом закрыть глаза и представить его. Учитель может попросить ребёнка рассказать о месте по памяти. Затем учитель предлагает вспомнить, какими были листья на этих деревьях и кустарниках летом. Чтобы представления о летней окраске были более полными и отчётливыми, можно показать гербарий или предложить найти на наблюдаемом дереве или кустарнике листья, которые сохранили ещё летнюю окраску. Итак, у детей сформированы представления о летней и осенней окраске листьев. Теперь следует предложить сравнить летние и осенние листья, найти в них отличия и сделать вывод об изменениях окраске листьев с приходом осени. Такой приём делает наблюдение более точным, детальным.
2. Хороший приём развития наблюдательности – это приём фиксации наблюдений. Это могут быть зарисовки в тетрадях, раскрашивание чёрно-белых рисунков и т.д. Выполнять рисунки можно по памяти или с натуры. При этом учитель должен требовать, чтобы рисунок был как можно ближе к оригиналу. Это заставляет детей внимательно наблюдать предмет, всматриваться в его детали, подмечать подробности, проводить повторные наблюдения. Одним из аргументов этих возражений выдвигается то, что дети плохо рисуют. Этого обстоятельства не следует бояться. Нецелесообразно отказываться от зарисовок и ещё по одной причине: рисование тренирует руку и благоприятно сказывается на формирование навыка письма.
3. Не менее интересен следующий приём, развивающий у детей наблюдательность, - это приём имитации учениками движений, звуков предметов и явлений природы. Учитель предлагает послушать природу так внимательно, чтобы этот звук можно было повторить. Например, можно повторить, как машут крыльями птицы во время полёта, звук сильно ветра , как падает листок с дерева и т.п. Попытка таких имитаций заставляет ребёнка внимательно всматриваться, вслушиваться в явление, улавливать малейшие тонкости, т.е. ведут ребёнка к знаниям.
4. Интересным приёмом развития наблюдательности является использование на уроках-экскурсиях стихотворений, отрывков художественных произведений различных авторов, использование пословиц и поговорок.
После прочтения идёт беседа:
- Что подметил автор в своём отрывке?
- Можно ли это явление увидеть в природе?
- Видели ли вы это?
- Какие образные слова использует автор, чтобы описать это явление? Почему?
- С чем сравнивает автор это явление природы?
Вот, например, как можно провести урок по теме “Здравствуй, весна!”
Цели: установление причинно-следственных связей в природе по сезонам года.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями На потоплённые луга.
Улыбкой ясную природа
Сквозь сон встречают утро года,
Синея блещут небеса.
Ещё прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют… (А. С. Пушкин)
- Какое время года описано в этом стихотворении?
- Каждое время года имеет свои признаки. Какие признаки есть у весны?
Чтение стихотворения С.Дрожжина “Зима сменяется весною”. Дети отмечают признаки, описанные в стихотворении.
Зимние дни миновали,
Ночи короткие стали,
Солнышко с неба ясней
Луч золотой разливает.
Влажным теплом подувается
Ветер с раздольных полей.
Быстро одна за другой
Тучки несутся толпою,
Лёгкою дымкой скользят.
Галки, вороны стадами
Сядут на крыши рядами,
Каркнут и дальше летят.
Верба над тыном склонилась
Вся расцвела, распушилась,
Так и блестит жемчугом.
Кой-где обтаяли кочки
И закраснели почки
С дремлющем сладко листом…
Дети перечисляют все признаки весны, описанные в стихотворении, затем выделяют только те изменения, которые произошли в неживой природе.
- Итак, ночи стали короче, а дни? Дни стали длиннее. Почему?
- Первый месяц весны называют месяцем света или весной света. В этот месяц наблюдают очень интересное явление на небе “небесный ледоход”. Происходит смена низких серых слоистых облаков на красивые белые кучевые. Изменился снег, появились первые проталины. Начался ледоход на реках.
Лёд идёт, лёд идёт!
Вереницей длинной.
Третьи сутки напролёт
Проплывают льдины.
Синий лёд, зелёный лёд,
Серый, желтоватый,
К верной гибели идёт –
Нет ему возврата. (С. Маршак).
Беседа о том, как опасно выходить на лёд весной. Чтение рассказа Б. Житкова “На льдине”.
- Тает снег, лёд, бегут ручьи и наступает новый период весны – весна воды (апрель).
Беседа о половодье. Чтение отрывка из стихотворения Н.Некрасова “дедушка Мазай и зайцы”
- От весеннего тепла оттаивает почва. В почве накапливается много влаги. Говорят:”Много снега – много хлеба”, “Вода на лугу - сено в стогу”. Как вы это понимаете?
- Температура воздуха уже выше 0, просыпаются растения. Начинается весна зелени (май).
На доске несколько иллюстраций, характеризующих периоды весны. Детям нужно подобрать каждому периоду свою иллюстрацию и описать характерные черты этого периода. Можно повторить признаки весны, загадывая загадки.
Ну-ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжёт, Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печёт. (солнце)
- Почему я загадала загадку о солнце первой?
- Как изменилась высота солнца над горизонтом?
Без рук, без ног По полю рыщет, Поёт да свищет, Деревья ломает, К земле траву приклоняет. (ветер)
- Какой ветер весной?
- Почему тёплый, ласковый?
Нет ног, а идут. Глаз нет, а плачут. (тучи).
Летят орлицы по синему небу,
Крылья распластала, солнышко застлала. (облака)
- Какие облака весной, а какие зимой?
- Что из туч зимой, а что весной?
Летом бежит, зимой спит, Весна настала опять побежала. (река)
Крупно, дробно зачастил И всю землю напоил. (дождь)
Не спеша огонь тут ходит,
Землю-матушку обходит,
Светит весело в оконце
Ну, конечно, это…(солнце)
Яростно река ревёт и разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
И в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель
Кто же к нам пришёл? (апрель)
В небе тучи растревожит,
Дождь прогонит проливной.
Лодке парусной поможет,
Засвистит в трубе печной…
Побывал везде на свете
Озорной, весёлый…(ветер)
Важно отметить, что поэты и писатели, описывающие родную природу, были путешественниками, наблюдателями. Многие любили бродить по лесам и наблюдать за жизнью лесных жителей в разный период времени, подмечать интересное и необычное в их жизни.
- А вы на сегодняшней экскурсии заметили что-нибудь интересное, что не видели другие? Что? Расскажите.
Дети стараются рассказать такое, чтобы все удивились и захотели бы тоже рассмотреть. Это заставляет детей на экскурсиях не только наблюдать, но рассматривать и объяснять.
5. Развитию речи учащихся, сообразительности, наблюдательности может помочь использование на экскурсиях в природу народных примет, пословиц, поговорок, загадок. Это активизирует познавательную деятельность младших школьников. Детям очень нравиться находить в различной литературе приметы того, или иного явления природы, предсказывать погоду следующих дней. Сколько радости бывает, если их предсказания сбываются!
Чтобы развить у детей наблюдательность и пробудить интерес к природе родного края, рекомендую составлять для каждого времени года памятки-инструкции. Эти памятки вывешиваются в классе рядом с календарём природы. Вот примеры таких памяток.
Что наблюдать и делать осенью.
Изменения природы в окрестностях школы в травяном покрове.
Подготовка растений к зиме: кустарники и деревья осенью.
Окраска листьев. Листопад.
Вечнозелёные растения.
Сельскохозяйственные растения.
Сезонные работы в саду и в огороде.
Плоды и семена декоративных растений. Их сбор и хранение.
Различные способы распространены семян дикорастущих растений.
Сбор лекарственных растений и их заготовка.
Подготовка животных к зиме.
Жизнь в водоёме и др.
Что наблюдать и делать зимой.
Определение средней толщиной снежного покрова.
Значение роста снежного покрова.
Жизнь растений под снегом.
Снегозадержание.
Влияние полезащитных полос для снегозадержания.
Жизнь животных. Чьи следы на снегу?
Организация подкормки птиц.
Проверка пригодности семян к посеву.
Водоёмы зимой и др.
Что наблюдать и делать весной.
Таяние снега.
Протравливание семян, работа в парках, в саду, на огороде, в поле.
Наблюдение за развитием кустарников и деревьев.
Сокодвижение.
Распускание листьев. Начало цветения.
Наблюдение за развитием травянистых растений.
Подготовка почвы к севу.
Посев и посадка полевых и огородных растений.
Наблюдение за насекомыми, птицами и другими животными.
Пробуждение жизни в водоёме и др.
Что наблюдать и делать летом.
Летний травяной покров.
Строение цветка.
Сорные растения в полях и огородах (описание и гербарий)
Борьба с сорняками.
Развитие кустарников и деревьев в летних условиях.
Летние работы в огороде, саду, колхозе.
Уход за культурными растениями.
Пропалывание.
Цветение и созревание зерновых культур.
Сенокошение.
Летняя жизнь животных.
Растительность и животный мир водоёмов.
Основной задачей учителя при формировании наблюдательности, я считаю, должно быть обучение детей приёмам наблюдения с целью перенесения этого знания на объекты или явления природы, которые они будут потом наблюдать самостоятельно.
Содержание экскурсий, структура
Структура экскурсии:
вводная беседа
коллективное наблюдение
индивидуальное самостоятельное наблюдение детей
сбор материала
игры детей с собранным материалом
заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.
Подготовка учителя:
Заключаются, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает учитель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.
Определяя место экскурсии, учитель выбирает наилучший путь к нему - не утомительный, не отвлекающий учащихся от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать 40-50 мин. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.
Как бы ни было знакомо место экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, учитель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии даёт возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приёмы её ведения. Для того чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приёмы.
Подготовка учащихся:
Начинается с сообщения цели экскурсии. Ученики должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать.
Ученики должны знать, что экскурсия - это занятие, которое проводится не в помещении, а в природе и на сельскохозяйственном объекте, поэтому на экскурсии необходимо быть дисциплинированным и внимательным. Педагог напоминает детям правила поведения на улице.
При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном.
К экскурсии учителю следует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.
Ниже приводится примерный перечень оборудования, необходимого на экскурсиях в природу:
Оборудование для сбора растений:
Лопатки или совочки для выкапывания растений — 3.
Нож складной для срезания веток с дерева или кустарника — 1.
Папки для растений — 2.
Корзиночки для шишек, листьев — 2.
Сачки водяные для вылавливания растений из водоемов — 2.
Ведерки полиэтиленовые (или корзинки) для переноски растений — 2—3.
Оборудование для сбора животных:
Сачки воздушные для ловли насекомых в воздухе — 1—2.
Сачки водяные для вылавливания животных из водоема — 1—2.
Коробки с отверстиями для переноски животных — 4—5.
Посуда для переноски водных животных — 2—3.
Всё оборудование должно находиться в определённом месте. Перед экскурсией воспитатель должен тщательно продумать, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим взять с собой.
Заключительный этап экскурсии:
Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами. Сразу же после возвращения с экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы (растения поставить в вазы, цветочные горшки; животных поместить в аквариум, террариум, садки), за растениями и животными организовать наблюдения.
Через 2—3 дня после экскурсии учитель проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа.
Планируя беседу после экскурсии, учитель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти учащихся восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями.
Методика организации и проведения экскурсий
Природоведческая экскурсия:
Природоведческая экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные наблюдения и сбор природного материала, заключительную часть, где учитель, подводя итог, обращает внимание учеников на общую картину природы. Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируются в зависимости от цели, от сезона. Приведя детей к месту экскурсии, учитель в краткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.
Основная часть экскурсии — коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Учитель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается различными приемами. Учитель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.
Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, вопросам-заданиям, заставляющим учащихся рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы.
Показывая тот или иной предмет, педагог должен позаботиться о том,
Полезно в процессе наблюдения явлений использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращение к поэзии должно быть естественным, ненавязчивым. Сочетание различных приемов и удельный вес каждого могут видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии. По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе.
Когда дети работают самостоятельно, учитель не должен оставаться пассивным наблюдателем. Иногда надо показать, как выкапывать растение, срезать ветку и т. д. Однако нельзя всю работу выполнять за учащихся. Собранный материал сортируют, раскладывают по папкам, корзинкам, часть его используют для упражнений.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии
2.1 Выявление уровня сформированности умения наблюдать и наблюдательности у младших школьников в процессе проведения экскурсии
В опытно-экспериментальной работе участвовали 10 детей 7-8 лет, учащиеся 1 класса средней общеобразовательной школы № 1 г. Сокола.
С целью выявления уровня сформированности умения наблюдать и наблюдательности у детей младшего школьного возраста в процессе проведения экскурсии нами была проведена диагностическая методика выявления уровня развития наблюдательности Буровой Л.И. [2; 70].
Наблюдательность характеризуется у человека целенаправленным восприятием окружающего мира с выделением не только основных, главных признаков, но и незаметных, существенных свойств и признаков явлений природы и общества.
Уровень сформированности умения наблюдать определяется по следующим показателям:
Умение целенаправленно подчинять своё восприятие природы соответственно поставленной задаче;
Полнота наблюдения (разносторонность рассмотрения свойств и состояний объекта или явления);
Сбор информации всеми органами чувств и фиксация результатов
Планомерность(определённая последовательности рассмотрения объекта или явления);
Тонкость (умение подмечать малозаметные компоненты объекта);
Интерпретация (осмысление воспринятого в свете прежнего субъектного опыта);
Саморегуляция (отношение к наблюдаемому и оценка своей деятельности).
Применялись следующие методики:
Цель:
выявить особенности наблюдения и наблюдательности детей младшего
школьного возраста.
1. Описание реального объекта (Приложение 1):
Методика выполнения задания:
В процессе наблюдения за объектами живой природы в ходе экскурсии младшим школьникам можно предлагать ответить на следующие вопросы:
Что такое?
Где ты встретил ... в природе?
С кем связан в природе?
Что ты почувствовал при встрече с ним?
Нуждается ли в помощи человека?
2. Нахождение недостающих деталей на двух рисунках (Приложение 2)
Методика выполнения задания:
Детям было предложено внимательно рассмотреть два сходных рисунка и назвать отсутствующие детали объекта живой природы на одном из рисунков.
3. Определение животных но контурам (Приложение 3)
Методика выполнения задания:
Детям было предложено назвать насекомых по контурному рисунку (1. бабочка, 2. стрекоза, 3. паук, 4. муха, 5. жук, 6. комар).
На основании данных показателей и анализа полученных результатов выделены следующие уровни сформированности умения наблюдать:
1 уровень (очень низкий) - учащиеся не могут следовать задаче наблюдения, легко меняют установку наблюдения, отвлекаются на яркие признаки, восприятие слабо дифференцированное и бедное, выделяют только несколько броских признаков, чаще воспринятых зрением; интерпретация выражена слабо, не могут увязать наблюдаемое с субъектным опытом без помощи учителя; отношение к наблюдаемому чаще нейтральное или положительное, но интереса к собственное деятельности не проявляет.
2 уровень (низкий) - учащиеся выделяют основные черты объекта, но часто несущественные, не могут самостоятельно вести наблюдение, но помощь учителя воспринимают охотно, характеризуют объект наблюдения при постановке дополнительных вопросов.
3 уровень (средний) — для учащихся характерно целенаправленное восприятие, наблюдения ведутся многими органами чувств, учащиеся подмечают малозаметные компоненты наблюдаемого объекта, характерно осмысление наблюдаемого в свете субъектного опыта, интерес не пропадает в течение всего наблюдения.
4 уровень (высокий) — учащиеся самостоятельно ведут целенаправленное восприятие, дают полную характеристику наблюдаемого объекта, наряду с существенными показателями подмечают малозаметные компоненты, наблюдается интерес в продолжение наблюдения.
Результаты сформированности умения наблюдать учащихся первого класса представлены в диаграмме:
Из диаграммы видно, что детей с первым (низким) уровнем развития наблюдательности - 62 %, со вторым уровнем - 29 %, с третьим - 6 %, с четвёртым - 3 %.
Таким образом, в результате диагностики получены данные о том, что преобладающий уровень умения наблюдать у детей первого класса начальной школы (62 %). Это может быть связано с началом формирования природоведческих знаний у детей, так как диагностика проводилась в начале первого года обучения в школе. Можно предположить, что уровень умения наблюдать у учащихся будет возрастать от класса к классу. Однако для этого необходимо вести целенаправленную систематическую работу по развитию умения наблюдать природу, и в первую очередь, природу родного края на уроках естествознания в начальной школе.
2.2 Методические рекомендации учителям начальных классов по формированию и развитию умения наблюдать у младших школьников в процессе проведения экскурсии
Одним из условий развития творческой познавательной деятельности учащихся является изучение природы в реальных условиях её существования. Оно реализуется через организацию целенаправленного восприятия природы в процессе наблюдений объектов и явлений природы родного края. Целенаправленное восприятие наблюдение реальной действительности - тесно связано с активной деятельностью мышления, памяти, воображения речи. Как и любой познавательный процесс, наблюдение включает в себя деятельность ребёнка в мотивационной, интеллектуальной и эмоциональной областях. Для развития умения наблюдать природу родного края можно предложить детям следующую серию заданий.
1 ЭТАП:
На начальном этапе развития умения наблюдать у детей формируются представления об отдельных фактах окружающей действительности, которые формируются на основе непосредственных наблюдений природы, при работе с различными моделями, описании и воображении. Для формирования творческой деятельности в процессе создания представлений в сознании детей, даётся установка сформировать образ, «портрет» изучаемого явления или объекта природы. Затем, в зависимости от источника знаний (реальная действительность, учебные пособия, имеющиеся в сознании чувственные образы и т. д.), учащиеся выполняют различные задания: на формирование представлений об одиночных объектах или явлениях природы, на формирование целостной картины отдельного участка, большой территории, своей области, России, планеты. В процессе выполнения данных заданий у учащихся развиваются умения формировать полные, правильные представления о реальной действительности, а затем «работать» с ними в процессе воображения. На уровне представлений включаются задания, содержащие следующие приёмы по развитию у учащихся умения наблюдать:
* активизация ощущений или их создание;
* зарисовка по памяти;
* узнавание и различение объектов природы по тактильным ощущениям, по запаху, цвету, по форме;
* составление описания объекта или явления природы;
* составление рассказов по плану, карте;
* составление картин - предупреждений экологических ситуаций и т.д. В процессе выполнения заданий в сознании младших школьников
создаются индивидуальные чувственные образы, формируются умения пространственного изображения.
2 ЭТАП:
Первоначальные научные понятия и взаимосвязи впервые вводят ребенка в закономерности природы на основе его субъектного опыта. При разработке творческих заданий для учащихся учитываются особенности усвоения понятий младшими школьниками. Для развития творческой деятельности на понятийном уровне природоведческих знаний используются задания, направленные на:
* применение усвоенных понятий в новой ситуации;
* нахождение примеров отражения реальной действительности в существенных признаках понятий;
* самостоятельное выделение существенных признаков понятий на основе субъектных сведений и представлений об оригинале;
* самостоятельное установление иерархий понятий;
* установление логической последовательности в раскрытии содержания понятий;
* самостоятельное построение системы понятий об объектах и явлениях реальной действительности.
Высший уровень изучаемых природоведческих знаний в начальной школе знание некоторых закономерностей окружающего мира, то есть знание устойчивых существенных связей между явлениями, характеризующих их развитие.
В зависимости от вида деятельности творческие задания по изучению природы делятся на:
* задания на словесное творчество;
* задания на изобразительное творчество;
* задания на инсценирование и драматизацию;
* задания на моделирование и конструирование.
В экспериментальном обучении наиболее распространёнными заданиями на словесное творчество являются:
- написание сочинений
Сочинения в процессе изучения природы пишутся на основе личных наблюдений природы учащимися. Вначале ученики проводят наблюдение за каким-либо объектом или явлением природы, а затем пишут различные виды сочинений: сочинения-описания отдельных объектов природы по их признакам, сочинения-объяснения природного явления на основе собственных рассуждений, сочинения – загадки и др. Такие сочинения пробуждают у детей эмоции, учат оценивать и систематизировать увиденное. Они способствуют развитию наблюдательности, умению устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Сочинения на основе творческого воображения включают в себя сочинения по слову, заданному началу: «Однажды на плане исчезла вся почва»; «Птицы рассердились на своего хозяина и навсегда покинули сад». С целью контроля за усвоением знаний о природе используются сочинения на заданную тему: «Луг утром, днём, вечером, ночью» (2 класс); «Чтобы ты рассказал инопланетянам о планете Земля?» (3,4 класс).
- написание рассказов
При изучении природы эффективно используются творческие рассказы экологического содержания. Например, экологические рассказы, приуроченные к определённому сезону года, в которые ученик сознательно включает несколько ошибок. Задача учащихся - найти эти ошибки и объяснить, почему-то или иное явление не может происходить в это время.
- написание сказок;
Создание сказок в экспериментальном обучении направлено на:
решение учебно-воспитательных задач изучения природы через использование средств эмоциональной выразительности;
представление учебного материала о природе в сказочной форме: «Водоёмы нашего края» (3, 4 класс), «Водица - всему царица» (3 класс) и др.
реализацию междисциплинарного системного подхода в изучении природы.
Среди заданий на изобразительное творчество можно использовать:
- иллюстрирование пословиц, отрывков рассказов, сказок, отражающих природные объекты и явления изучаемого понятия;
- создание плакатов, показывающих, какой должна быть природа;
- создание коллективных рисованных фильмов о природе;
- коллективное рисование естественнонаучной картины мира («Моя родина», «Лес в течение суток» и т. д).
Для развития познавательной творческой деятельности используются задания на инсценирование и драматизацию. Ребёнок в процессе действия лично переживает состояние героя, более близко чувствует его. Младшие школьники воспринимают инсценирование и драматизацию как игру, она более близка им, пак как содержит в себе элементы различных видов творчества.
Задания на моделирование и конструирование используются как способ развития продуктивного творческого мышления:
- создание модели объекта или явления природы по образцу;
- формирование собственной модели реальной действительности;
- создание групповых проектов по сохранению и приумножению природных богатств;
- разработка модели изучения конкретного понятия о природе;
- конструирование модели естественнонаучной картины мира. Таким образом, данная система заданий о природе показывает, что
творческая деятельность младших школьников является одним из средств и источников формирования естественнонаучной картины мира, эффективно способствует развитию личности ребёнка. В процессе творческой деятельности при изучении природы в ходе экскурсий у младших школьников особенно эффективно развиваются такие психические качества как наблюдательность и воображение. Конкретность мышления младших школьников определяет важность формирования умения наблюдать в усвоении основных экологических представлений. В связи с этим большое внимание в работе уделяется методическим разработкам экскурсий – уроков и внеурочных экскурсий. Это лишь небольшая часть тех методических рекомендаций, применяемых в повседневной работе с младшими школьниками.
Заключение
Наблюдательность характеризуется у человека целенаправленным восприятием окружающего мира с выделением не только основных, главных признаков, но и незаметных, существенных свойств и признаков явлений природы и общества.
Наблюдения - важнейший источник знаний об окружающем мире. Они дают материал, основу, на которой строятся мыслительные операции. Поэтому наблюдения являются важным средством развития мышления детей. Умение наблюдать не заложено в каждом человеке с рождения, это качество необходимо развивать, стимулировать.
На практике видим, что учителя не уделяют должного внимания по формированию умения наблюдать у младших школьников. У них порой нет условий для наблюдений в природе, с загруженностью программы, а подчас и желания на проведение постоянных наблюдений в ходе экскурсий. Это указывает на то, что необходимо целенаправленно побуждать детей на уроках природоведения в ходе экскурсий к мыслительной деятельности и специально обучать их приёмам наблюдения в природе, чтобы задержать на некоторое время внимание, полнее запечатлеть их образ.
В ходе экспериментальной работы нами получены данные о том, что преобладающий уровень сформированности умения наблюдать у детей первого класса начальной школы. Это может быть связано с началом формирования природоведческих знаний у детей, так как эксперимент проводился в начале первого года обучения в школе. Можно предположить, что уровень умения наблюдать у учащихся будет возрастать от класса к классу. Однако для этого необходимо вести целенаправленную систематическую работу по развитию умения наблюдать природу, и в первую очередь, природу родного края на уроках естествознания в начальной школе в ходе проведения экскурсий.
Список использованной литературы
Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. //Начальная школа, 1999, №1.
2. Бурова Л.И. Формирование у младших школьников первоначальной системы знаний о природе. – М., 1996
3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Сто кроссвордов о растениях и животных. Ярославль: Академия развития, 1998.
4. Захлебный А.М., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеурочной работе. М., 1984.
5. Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. //Начальная школа плюс и минус, 2000, №8.
Квасцова Л.С., Фролова Н. А. О некоторых аспектах экологического образования школьников. //Биология в школе, 1998, №3.
Клепинина З.А., Мельчаков Л. Ф. Природоведение. М.: Просвещение, 1996.
Климцова Т.А. Экология в начальной школе.//Начальная школа, 2000, №6.
Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. //Начальная школа, 1998, №6.
Кузнецов В.Н. Программы: Экология. М.: Просвещение, 1998.
Левитман М.Х. Экология - предмет: интересно или нет? СПб.: СОЮЗ, 1998.
Мойснер Г.П. Всё начиналось с экологической тропы. //Начальная школа, 1998, №3.
Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников. //Начальная школа, 1998, №5.
Пакулова В.М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения. М.: Просвещение, 1990.
Пахомов А.П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями. //Начальная школа, 1998, №6.
Плешаков А.А. Природоведение в третьем классе: Методические рекомендации к учебнику. М.: Просвещение, 1993.
Плешаков А.А. Природоведение: учебник для 2-го(3) класса. М.: Просвещение, 1998.
Плешаков А.А. Природоведение: Учебник для 3-го(4) класса. М.: Просвещение, 1998.
Плешаков А.А. Сто заданий по природоведению: Рабочая тетрадь для 2-го(3) класса. М.: Вита -Пресс, 1999.
Плешаков А.А. Сто и ещё 14 заданий по природоведению: Рабочая тетрадь для 3-го(4) класса. М.: Вита-Пресс, 1999.
Плешаков А.А. Экология для младших школьников. М.: Просвещение, 1995.
Программно-методические материалы. Природоведение. //Начальная школа. М.: Дрофа, 1999.
Симонова Л.П. О перспективах развития экологического образования в начальной школе. //Начальная школа, 1998, №6.
Сорокоумова Е.А. Работа с учебным текстом экологического содержания. //Начальная школа, 1998, №6.
Суравегина И.Т. Школьная экология: задачи и функции. //Биология в школе, 1999, №3.
Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. М.: Просвещение, 1995.
Приложения
Приложение 1
Описание реального объекта
Приложение 2
Нахождение недостающих деталей на двух рисунках
Приложение 3
Определение животных но контурам