Формирование приемов практической деятельности на уроках технологии
Оглавление
Введение………………………………………………………………………....2
Глава 1. Психолого-педагогические проблемы практической деятельности на уроках технологии……………………………………………………………...4
1.1. Сущность понятий «практическая деятельность», «прием» и «практический метод обучения»…………………………………………........4
1.2. Характеристика практических методов обучения……………………….5
1.3. Использование практических методов обучения в технологии................8
1.4. Возрастные особенности учащихся 7 классов...........................................10
1.5. Выводы по главе 1.........................................................................................14
Глава 2. Применение практических методов в разделе «Технология обработки конструкционных материалов. Элементы машиноведения»........15
2.1. Роль и место практических методов в разделе……………………...........15
2.2. Учебно-тематический план раздела………………....................................17
2.3. План-конспект урока….................................................................................25
Заключение………………………………………………………………………37
Список литературы……………………………………………………………...40
Приложения……………………………………………………………………...41
Введение
Развитие технического творчества учащейся молодёжи рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы и необходимость её разработки обусловлены современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности.
Повышение требований к научной и практической подготовке современного человека влечёт за собой возрастание роли преподавателей и их ответственности за подготовку молодого поколения. Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего, инженера и техника применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств. Это и подтверждает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы, которая делает необходимым учёт нашей образовательной системой не только сегодняшних потребностей и возможностей производства, но и их изменений в ближайшем будущем. Необходимо также учитывать экспоненциальное нарастание научно-технической информации (информационный взрыв) и создание новых технических средств, избавляющих человека от рутинной деятельности в области как физического, так и умственного труда. С учётом этого, на одно из первых мест в образовании выходит задача подготовки молодёжи к творческому труду, развитию творческих способностей, что является катализатором усвоения новой научной и технической информации, ускоряет творческую переработку и генерацию ещё более новых и полезных идей. Тем самым творческий труд обеспечивает расширенное воспроизводство информации в целях обеспечения непрерывного развития производства и общества.
Цель исследования – выявить эффективность формирования приемов практической деятельности учащихся на уроках технологии в 7 классе.
Объект исследования – учебный процесс в активном методе обучения технологии.
Предмет исследования – развитие приемов практической деятельности учащихся на уроках технологии.
В соответствии с целью были намечены следующие задачи исследования:
- проанализировать существующие в педагогике подходы к разработке структуры технического творчества и технического творчества учащихся;
- определить роль и место сбора научно-технической информации в структуре технического творчества учащихся;
- разработать методические материалы, позволяющие применить метод активного обучения (проблемная ситуация) для формирования творческого мышления у учащихся на уроках технологии;
- экспериментально проверить возможность развития технического творчества учащихся в процессе обучения на уроках технологии с использованием разработанной структуры совместной учебно-творческой деятельности учащихся и преподавателя.
Глава 1. Психолого-педагогические проблемы практической деятельности на уроках технологии.
1.1. Сущность понятий «практическая деятельность», «прием» и «практический метод обучения».
Методы обучения - способы совместной деятельности учителя и учащегося, направленные на решение задач обучения. Существует ряд классификаций. Наиболее ранняя - деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа). И методы работы учащегося (упражнение, самостоятельная работа). Но самая распространенная классификация - по источнику получения знаний. И соответственно, выделяют:
а) Словесные методы (источником знаний является устное или письменное слово). К ним относят — рассказ - устное повествовательное изложение содержания учебного материала, объяснение - словесное истолкование закономерностей, беседа - тщательно продуманная система вопросов, служащая для подведения учеников к пониманию нового материала, дискуссия - основана на обмене взглядами по определенной проблеме, лекция - способ изложения объемного материала, для старших классов. Работа с учебником и книгой (конспектирование, составление плана, тегирование, цитирование, рецензирование).
б) Наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия). Наглядные мет делят на 2 группы: 1 - метод иллюстраций (плакаты, картины, карты, зарисовки на доске), 2 - метод демонстраций (приборы, технические установки, кинофильм, диафильм),
в) Практические методы основаны на практической деятельности ученика, этими методами формируют практические умения и навыки. Источником знания выступает практическая деятельность учащихся. К практическим методам относят: упражнения, лабораторные и практические работы, эксперимент, наблюдение. Упражнения - многократное выполнение учебных действий, с целью отработки умений и навыков.
Практическая деятельность – реализация учащимися на уроке практических методов обучения.
Прием – компонент педагогического мастерства учителя, с помощью которого реализуется процесс обучения.
1.2. Характеристика практических методов обучения.
В процессе обучения большое значение имеет выработка у учащихся умений и навыков применения полученных знаний на практике.
Метод упражнений. Умения и навыки формируются с помощью метода упражнений. Сущность этого метода состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности. Из этого определения следует, что упражнения, во-первых, должны носить сознательный характер и проводиться только тогда, когда учащиеся хорошо осмыслят и усвоят изучаемый материал, во-вторых, они должны способствовать дальнейшему углублению знаний и, в-третьих, содействовать развитию творческих способностей школьников.
На организацию тренировочной деятельности оказывает влияние также характер тех умений и навыков, которые нужно вырабатывать у учащихся. В этом смысле можно выделить: а) устные упражнения; б) письменные упражнения; в) выполнение практических заданий по предметам, связанных с проведением измерительных работ, с выработкой умений обращения с механизмами, инструментами и т.д.
Для организации тренировочных упражнений по применению знаний на практике существенное значение имеют те приемы, которые используются в процессе формирования умений и навыков. К этим приемам относятся следующие:
первый - учитель, опираясь на усвоенные учащимися теоретические знания, объясняет им цель и задачи предстоящей тренировочной деятельности;
второй - показ учителя, как нужно выполнять то или иное упражнение;
третий - первоначальное воспроизведение учащимися действий по применению знаний на практике;
четвертый - последующая тренировочная деятельность учащихся, направленная на совершенствование приобретаемых практических умений и навыков.
Конечно, не всегда эти этапы выступают с достаточной четкостью, однако подобная ступенчатость в той или иной мере присуща образованию любого умения и навыка.
При подборе упражнений существенно важно, чтобы они сочетали в себе подражательную и творческую деятельность учащихся и требовали от них сообразительности, размышлений, поиска собственных путей решения той или иной задачи. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что подражание только тогда полезно, когда из него вырастает самостоятельная деятельность. Эта идея получила дальнейшее развитие в педагогике. Л.В. Занков указывал, что если в основе овладения знаниями и тренировочных упражнений учащихся лежит лишь воспроизводящая деятельность, то их мышление и деятельность идут как бы по накатанному пути. Это не только не способствует, но в иных случаях даже тормозит умственное развитие школьников. Они не приучаются к глубокому анализу фактического материала, а стремятся лишь механически запомнить информацию и способы ее применения на практике.
С другой стороны, учителю необходимо знать о тех трудностях, с которыми сопряжена тренировочная деятельность. Упражнения, особенно если они проводятся творчески, связаны с тем явлением, которое в психологии и педагогике принято называть переносом знании. Суть этого явления заключается в том, что в процессе учебной работы учащимся приходится как бы переносить усвоенные мыслительные операции, умения и навыки на другой материал, то есть применять их в других условиях. Усвоив на основе конкретных примеров и фактов то или иное правило, ученик не всегда легко оперирует им, когда это правило нужно применить в новой, ранее не встречавшейся ситуации, или с его помощью объяснять новые явления и факты. В этой связи Н.А. Менчинская подчеркивала, что учащимся сравнительно нетрудно на основе анализа примеров и фактов сделать необходимые теоретические выводы, сформулировать правила и гораздо труднее применять эти выводы к объяснению новых примеров и фактов. Последнее как раз и имеет место при закреплении усвоенного материала.
Подобная методика организации упражнений по применению знаний на практике особое значение имеет в настоящее время, когда ставится задача более интенсивного умственного развития учащихся. Но развивающий характер упражнения будут носить лишь тогда, когда они будут содержать творческие задания, выполнение которых требует от учащихся нетривиальных поворотов мысли, обдумывания, умственной самостоятельности.
Подобная методика, если вдуматься в ее сущность, основывается на улучшении самостоятельной работы учащихся, на глубоком логическом анализе того фактического материала, который лежит в основе формирования научных понятий, практических умений и навыков.
Лабораторные занятия. Организация лабораторных работ учащихся по применению знаний на практике включает в себя следующие приемы: а) постановка цели лабораторных (практических) занятий, б) определение порядка работы и руководство ходом ее выполнения, в) подведение итогов работы. При проведении лабораторных (практических) занятий учащиеся могут пользоваться учебниками и другими учебными пособиями, а также консультироваться с учителем.
1.3. Использование практических методов обучения в технологии.
Методическое обеспечение учебного процесса по технологии, как впрочем и любого учебно-воспитательного процесса, состоит из неизменной (инвариантной) и вариативной частей. Инвариантная часть проектируется на основании той информации, которая известна до начала реализации учебного процесса по технологии, и остается неизменной до его окончания. Вариативная часть методического обеспечения проектируется на основании оперативной, текущей информации, которая меняется, варьирует в ходе реализации учебного процесса и поэтому не может быть учтена в детализированном виде. Инвариантная часть методическая обеспечения может быть разработана методистом или заинтересованным в совершенствовании учебного процесса учителем технологии. При этом оперативная информация должна быть стабилизирована и сведена к типичной, например, путем ее усреднения.
Вариативная часть методического обеспечения, как правило, разрабатывается учителем технологии, поскольку именно он и только он получает, обрабатывает и использует текущую информацию о ходе учебного процесса. Поэтому не случайно «Закон об образовании» (ст. 55, п.4) констатирует, что педагогические работники при исполнении своих профессиональных обязанностей имеют «право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся и воспитанников». Отметим, что наличие безусловных прав на выбор или разработку методики обучения автоматически накладывает на педагога, в том числе учителя технологии, ответственность за результативность использования им данной методик.
Благодаря подобной структуре методическое обеспечение приобретает необходимые уровни стабильности, с одной стороны, и гибкости - с другой. Стабильность и гибкость являются предпосылками не только системной, направленной на конечную цель организации учебного процесса, но и рационального использования всех привлеченных для этого видов ресурсов, в том числе интеллектуальных ресурсов учителя и учащихся.
Выбор методов обучения следует соотносить с логикой процесса учебного познания. Процессу логического обобщения соответствуют такие способы действий учащихся, как формулирование понятий, их систематизация, установление межпредметных связей, определение алгоритмов действий и т.п. Педагог руководит этими мыслительными процессами учащихся через организацию бесед, самостоятельных работ учащихся по решению различных задач, выполнение упражнений в проектировании технологических процессов и др.
Убеждение в истинности полученных знаний и умений может осуществляться через практические работы, проведение экспериментов в процессе трудового обучения.
Тот факт, что методы обучения выполняют те или иные познавательные функции, вовсе не означает, что определенный способ деятельности может быть однозначно соотнесен с определенными познавательными моментами. Один и тот же метод в познании может выполнять разную функцию. Поэтому каждый конкретный метод используется в учебном процессе в соответствии с определенными задачами.
При выборе методов обучения необходимо всегда исходить из положения о том, что любой метод, любая организация занятий сами по себе не дают нужного педагогического эффекта, если они, во-первых, не способствуют активизации учащихся, то есть побуждению их к активной интеллектуальной и практической деятельности и, во-вторых, не обеспечивают глубокого понимания, осознания изучаемого материала. Оба эти требования взаимосвязаны: учащиеся не могут быть активными на уроке, если не понимают, не осознают того, что они изучают или делают. Но они не могут осознать, понять выполняемые действия (умственные или практические) без активного участия в учебном процессе.
1.4. Возрастные особенности учащихся 7 классов.
Подростковый возраст - это возраст от 10 –11 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся 6-8 классов.
Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход (от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости). В этом смысле подросток - полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. Переход к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие – и все виды его деятельности.
В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройке психики, ломке старых сложившихся форм взаимоотношений с людьми.
Существенные изменения происходят в эмоциональной сфере подростка. Эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Подростки отличаются большой страстностью в их проявлении и вспыльчивостью. С этим связанно неумение сдерживать себя, слабостью самоконтроля, резкость в поведении. Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств. Если они чувствуют малейшую несправедливость к себе, они способны взорваться, хотя потом могут сожалеть об этом. Эмоциональные переживания подростков приобретают большую устойчивость. Нередко чувства подростка бывают противоречивы. Очень важно, чтобы эти противоречия разрешались в пользу положительных, общественно значимых чувств.
Учение для подростка является главным видом деятельности. И от того, как учится подросток, во многом зависит его психическое развитие, становление его как гражданина. Существенные изменения происходят в эмоциональной сфере подростка. Эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Подростки отличаются большой страстностью в их проявлении и вспыльчивостью. С этим связанно неумение сдерживать себя, слабостью самоконтроля, резкость в поведении.
Развитие мышления. В процессе учения очень заметно совершенствуется мышление подростка. Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют и развивают у него способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Доверие учителя к умственным возможностям подростка как нельзя больше соответствует возрастным особенностям личности.
Основная особенность мыслительной деятельности подростка – нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления не исчезают, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления (например, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержания понятия в конкретных образах и представлениях). Поэтому при однообразии, односторонности или ограниченности наглядного опыта тормозится вычисление абстрактных существенных признаков объекта.
Значение конкретно - образных компонентов мышления сказывается и в то, что в ряде случаев воздействие непосредственных чувственных впечатлений оказывается сильнее воздействия слов (текста учебника, объяснения учителя). В результате происходит неправомерное сужение или расширение того ил иного понятия, когда в его состав привносится яркие, но несущественные признаки. Случайно запечатлевшиеся иллюстрации в учебнике, наглядном пособии, кадры учебного кинофильма.
Развитие наблюдательности, памяти, внимания. В процессе учения подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию (наблюдению) предметов и явлений. Восприятие становится плановым, последовательным и всесторонним. Подросток воспринимает уже не только то, что лежит на поверхности явлений, хотя здесь многое зависит от его отношения к воспринимаемому материалу – и ученик поражает поверхностностью, легковесностью своего восприятия. Подросток может смотреть и слушать, но восприятие его будет случайным.
Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание. Развитие идет по пути усиления их произвольности. Нарастает умение организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти, управлять ими. Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.
В подростковом возрасте замечается значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание. С другой - обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводит к неустойчивости внимания, и его быстрой отвлекаемости. Невнимательный и рассеянный на одном уроке («нелюбимом»), ученик может собранно, сосредоточенно, совершенно не отвлекаясь. Работать на другом («любимом») уроке.
В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в развитии мыслительной деятельности учащихся, главным образом в процессе обучения. Достигнутая степень развития мышления младшего школьника позволяет в подростковом возрасте приступить к систематическому изучению основ наук. Содержание и логика изучаемых предметов, характер усвоения знаний у подростков требуют опоры на способность самостоятельно мыслить, сравнивать, делать выводы и обобщения. С переходом к подростковому возрасту существенно изменяются, обогащают как отвлеченно обобщающие, так и образные компоненты мыслительной деятельности (в частности, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержание понятия в конкретных образах и представлениях). Но общее направление развития мышления происходит в плане постепенного перехода от преобладания наглядно- образного мышления (у младших школьников) к преобладанию отвлеченного мышления в понятиях (у старших подростков).
Подростков очень привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно-следственные связи. Подростки испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Им нравится мыслить, делать самостоятельные открытия.
Многие учебные предметы нравятся подросткам потому, что они отвечают его потребностям не только много знать, но и уметь, быть культурным, всесторонне развитым человеком. Надо поддерживать убеждение подростков в том, что только образованный человек может быть по-настоящему полезным членом общества. Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у подростков повышенный эмоциональный тонус и определяют их отношение к учению Если же подросток не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к существующим учебным предметам. Существенное значение при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание ими неуспеха в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у подростков бурные, отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудное закрепляется отрицательное отношение к предмету.
Наоборот, благоприятной ситуацией учения для подростков является ситуация успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие.
В подростковом возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности, являясь в начале контролем по результату или заданному образу, а затем - процессуальным контролем, т. е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности. Особую линию в речевом развитии образует та, которая связана с соединением и взаимопроникновением мышления и речи.
В учении формируется общие интеллектуальные способности, особенно понятное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования пользоваться ими, рассуждать создает хорошую базу для последующего развития умений и навыков в тех видах деятельности, где эти знания практически необходимы.
В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умения вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становление тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.
1.5. Выводы по главе 1.
В первой главе данной курсовой работы раскрыта сущность понятий «практическая деятельность», «прием» и «практический метод обучения» в контексте такой важной общепедагогической категории, как методы обучения. Дана общая характеристика практических методов обучения, их анализ и составляющие. Показана необходимость использования практических методов обучения на уроках технологии. Так же рассмотрены с психолого-педагогической точки зрения возрастные особенности учащихся 7-х классов.
Глава 2. Применение практических методов в разделе «Технология обработки конструкционных материалов. Элементы машиноведения».
2.1. Роль и место практических методов в разделе «Технология обработки конструкционных материалов. Элементы машиноведения».
Одно из требований, которое определяет выбор методов и методических приемов обучения - их разнообразие. Однако разнообразие методов - не самоцель. Различные методы требуют включения в процесс усвоения различных органов чувств: слуха (объяснения, беседа), зрения (демонстрация средств наглядности, показ трудовых приемов, работа с печатным и графическим материалом), осязания и мускульных ощущений. По-разному влияют методы обучения на развитие внимания, самостоятельности, способностей к анализу, синтезу, переносу умений. Все это еще раз указывает на необходимость комплексного, целостного подхода к оптимальному выбору методов обучения. При выборе методов обучения необходимо соотносить их с реальными учебными возможностями учащихся. Высокий уровень подготовленности класса потребует некоторого увеличения доли методов самостоятельной работы, а также некоторого превалирования рассказа и объяснения перед беседой. Наоборот, в классе с пониженным уровнем подготовленности потребуется принципиально иная тактика выбора методов; здесь будет превалировать метод беседы, наглядность, несколько уменьшена доля самостоятельных работ. Пониженная работоспособность учащихся к концу дня потребует несколько большего разнообразия методов и наглядных средств для снятия утомления и поддержания интереса учащихся. Таким образом, не только содержание, но и способности самой аудитории влияют на выбор методов обучения. Вместе с тем, учет уровня возможностей класса не должен обозначать любого приспособления к нему. Задача педагогов состоит в том, чтобы развивать эти возможности.
И, наконец, выбор методов обучения необходимо всегда соотносить с возможностями учителя по их использованию, опираясь, естественно, на те стороны его педагогического мастерства, которые дают максимальный учебно-воспитательный эффект. Необходимо подчеркнуть взаимосвязь и комплексное применение всех названных критериев выбора методов обучения. При отсутствии хотя бы одного из них процедура выбора будет недостаточно целостной и, соответственно, малоэффективной.
Таким образом, в распоряжении педагога имеется по существу неограниченный арсенал педагогических средств для эффективного осуществления учебного процеcca. Причины многих ошибок и недостатков в их работе состоят не в том, что педагогическая наука и передовая педагогическая практика чего-то не открыли, не предложили, а в том, что уже найденное, предложенное, добытое опытом не стало достоянием всех. Это, конечно, не отрицает необходимости совершенствования найденного, устоявшегося, поиска принципиально новых решений.
Примером эффективной организации методического обеспечения учебного процесса может служить опыт успешного применения метода проектов на уроках технологии в разделе «Технология обработки конструкционных материалов. Элементы машиноведения». Характерным при этом является то, что в рамках метода проектов широко используются проблемно-поисковые, теоретические и экспериментальные методы, гибкие методы мотивации, методы дифференцированного, вплоть до индивидуального, обучения, ролевые и. управленческие игры, интегративные (бинарные) уроки, внеклассные методы работы, множество традиционных методов обучения, в том числе с применением современных дидактических и технических средств.
2.2. Учебно-тематический план раздела.
Цель изучения данного раздела – знакомить школьников с наиболее распространенными материалами, используемыми в промышленности и в быту для изготовления различных изделий (бумагой, древесиной, металлами, пластмассой, кожей и т. д.), их свойствами, техникой и технологией их обработки, а также сформировать элементарные умения осуществлять систему умственных и практических действий, необходимых для самостоятельной работы по планированию, осуществлению и контролю своих действий при обработке различных материалов.
Раздел «Технология обработки конструкционных материалов» изучается с I по VII класс. Здесь, рассматривается содержание обучения данному разделу в V –VII классах. В V и VI классах на изучение данного раздела отводится по 25 недель, в VII – 24 недели, учебное время – по 2 ч в неделю соответственно, всего 50, 50 и 48 ч в год, включая время, отводимое на выполнение проекта (16 ч). Кроме этого, в VII классе дополнительно отводится 18 ч. на художественную обработку материалов. Таким образом, общее количество часов, отводимое на изучение вопросов технологии обработки материалов, практически такое же, как в программе трудового обучения 1986 г. Однако содержание обучения, сохраняя, преемственность с этой программой, несколько изменилось. Одно из важных изменений — осязательный проект в каждом классе. При его выполнении учащиеся должны продемонстрировать определенную систему умственных и практических действий, которой они овладели в курсе обучения.
Программой предусмотрено также изучение элементов машиноведения с целью приобщения учащихся к техническим знаниям, повышения их кругозора и технической культуры, развития технического мышления.
Учащиеся VII класса должны:
иметь представление о современных технологиях;
иметь общее, представление о черных и цветных металлах и сплавах, полимерных, композитных и керамических материалах, их свойствах и области применения;
знать роль техники и технологии в развитии человечества, уметь привести примеры изобретений, внесших коренные изменения в основы технологии производства;
знать классификацию машин по выполняемым ими функциям;
иметь понятие о технологическом процессе и его элементах, об общем алгоритме построения технологии обработки деталей;
уметь выбирать технологическую схему обработки отдельных поверхностей в зависимости от технологических требований, предъявляемых к ним;
знать общие принципы технического и художественного конструирования изделий;
иметь общее представление об особенностях устройства и принципа действия станков с ЧПУ и роботов, об особенностях гибких технологий;
уметь выполнять отдельные операции и изготавливать простейшие детали из древесины и металлов на металлообрабатывающих и деревообрабатывающих станках по чертежам и самостоятельно разработанным технологическим картам;
уметь рационально организовывать рабочее место при Выполнении работ ручными инструментами и на станках, соблюдать правила безопасности труда;
работать, распределяя и согласовывая совместный труд;
уметь составлять индивидуальный или бригадный проект учебно-производственной деятельности;
уметь конструировать и изготавливать объемные изделия из тонкого листового металла (жести) и проволоки типа игрушек-сувениров и т. п.;
владеть основами художественной обработки древесины или металлов; конструировать и изготавливать простейшие приспособления и инструменты для выполнения таких работ.
№ занятия |
Разделы и темы программы |
Количество учебных часов |
|
на раздел |
на тему |
||
1 – 2 3 4 – 5 6 7 8 9 10 11 12 – 13 14 – 16 17 – 24 |
Технология обработки древесиныТехнология токарной обработки древесины (продолжение). Разработка конструкции изделия и технологии изготовления его деталей. Изготовление деталей изделия из древесины с элементами художественной отделки. Сборка изделия и его отделка. Элементы машиноведенияОбщность механизмов различных станков. Устройство токарно-винторезного станка. Устройство и принцип действия настольного горизонтально-фрезерного станка. Технология обработки металлаВиды сталей. Понятие о термообработке стали. Технология токарных работ по металлу. Нарезание наружной и внутренней крепежной резьбы. Технология фрезерных работ по металлу. Изготовление, отделка и украшение изделий из древесины и металла. Проект (комплексный: информационные технологии; культура лома и обработка материалов) Итого |
12 4 14 16 48 |
4 2 4 2 2 2 2 2 2 4 4 |
VII класс. Технология токарной обработки древесины (4 ч)
Организация рабочего места и правила безопасности труда при работе на токарном станке по дереву. Условия и способы получения сложных форм поверхностей деталей. Приемы обработки конических и фасонных поверхностей. Контроль формы обрабатываемых поверхностей шаблонами.
Способы закрепления заготовок и обработки торцевых поверхностей и отверстий у деталей типа «тарелка» и т. п.
Практические работы
Чтение чертежей и составление эскизов деталей с конической и фасонной поверхностями. Простановка размеров с учетом базовых поверхностей.
Выбор заготовок и технологическое планирование работы. Вытачивание деталей, имеющих наружные и внутренние торцевые, конические и фасонные поверхности. Отделка деталей. Контроль качества изделий.
Примерный перечень изделий. Рукоятки для инструментов, шахматы и шашки (увеличенных размеров), сувениры, игры (кегли и др.), ручки для дверей и мебели, подсвечники и др.
Разработка конструкции изделия и технологии изготовления его деталей (2ч)
Понятие о технологии как науке, о преобразовании окружающей среды, материалов, энергии и информации. Методы и орудие этого преобразования – технологические процессы и техника. Механические технологии (обработка материалов резанием). Малоотходные и прогрессивные безотходные деформационно-термические методы формообразования и порошковая металлургия. Исходные данные для разработки технологических процессов. Их общие признаки и частные отличия. Способы повышения производительности труда (конструкторский, технологический и организационный). Основные правила разработки технологических процессов. Свойства древесины. Понятие о влажности древесины. Способы сушки древесины. Подбор материалов для изделия по прочности, износоустойчивости, фактуре, текстуре.
Практические работы
Анализ задания и условий его выполнения. Составление технологической карты. Выбор: формы и размеров заготовки технологической схемы обработки отдельных поверхностей по справочным таблицам; способов обработки, инструментов, последовательности обработки деталей. Обсуждение разработанной технологии.
Изготовление деталей изделия из древесины с элементами художественной отделки (4 ч)
Практическая проверка разработанной технологии в процессе изготовления деталей (изделия) из древесины с применением ручных деревообрабатывающих инструментов. Художественная отделка некоторых поверхностей деталей геометрической резьбой, выжиганием и т. д.
Сборка изделия и его отделка (2 ч)
Конструктивные элементы (округления, конические и фасонные поверхности и др.) деталей и изделии. Выбор технических форм в соответствии с принципами конструирования и их значением. Общность в конструкциях изготавливаемых изделий и деталей: технические и геометрические формы, типовые детали и соединения. Приемы работы при сборке из древесины с применением различных деталей. Сборка изделия из отдельных ее элементов (деталей) с использованием различных видов соединений (на гвоздях, шурупах, клее и т. д.). Способы отделки изделия.
Практические работы
Составление эскизов деталей, чтение чертежей (технологических карт) деталей и изделий. Анализ конструкций деталей по чертежу. Выбор заготовок и технологическое планирование работы. Разметка заготовок. Изготовление и отделки деталей. Сборка изделий различными способами.
Контроль качества изделий по чертежу с помощью контрольных и измерительных инструментов. Элементы машиноведения.
Общность механизмов различных станков, (сверлильного, токарного, по дереву и металлу и др.) (2 ч)
Механизмы главного движения и подачи. Токарно-винторезный станок как технологическая машина, его назначение и применение, общее устройство (основные части и их назначение); Принцип действия станка. Основные движения в станке, сложение движений. Кинематическая схема станка.
Устройство и принцип действия настольного горизонтально-фрезерного станка (2 ч)
Назначение и устройство горизонтально-фрезерного станка, принцип его работы и выполняемые операции.
Виды фрез (цилиндрическая, дисковая и др.). Режущая часть фрезы и ее элементы. Сущность фрезерования. Применение фрезерных работ в современном производстве.
Технология обработки металла (14 ч)
Виды сталей. Понятие о термообработке (2 ч)
Классификация сталей: углеродистые (конструкционные, инструментальные) и легированные. Применение сталей в народном хозяйстве. Способы экономии металла (замена стальных конструкций пластмассовыми, снижение металлоемкости и др.).
Технология токарных работ по металлу (2ч)
Токарные резцы – проходные, подрезные, отрезные. Общие сведения о геометрии режущей части резцов. Понятие о режимах резания скорость резания, подача и глубина. Выбор режимов резания: глубины резания, подачи, скорости резания; расчет частоты вращения шпинделя. Организация рабочего места токаря. Правила безопасности труда при работе на токарно-винторезном станке. Применение приспособлений для токарных работ. Технология обработки деталей. Приемы выполнения основных токарных операций.
Приемы точения конических и фасонных поверхностей и отверстий, подрезания торцов и уступов, зачистки, отрезания и отделки поверхностей деталей на токарном станке по дереву. Уход за станком. Прогрессивные технологии токарной обработки. Режим экономии сырья и электроэнергии в процессе производства. Бережное отношение к технике, оборудованию и инструменту. Резервы повышения производительности труда. Достижения отечественной науки и техники в создании станков в токарной группе. Ознакомление с содержанием труда: профессия – токарь.
Практические работы
Составление эскиза цилиндрической детали с конструктивными элементами: уступами, канавками, округлениями и др. Чтение кинематической схемы токарно-винторезного станка.
Выбор заготовок и планирование работы. Определение формы, размеров и материалов заготовки. Расчет припуска. Составление технологической карты на изготовление изделия.
Упражнения в управлении и простейшей наладке токарно-винторезного и фрезерного станков. Установка и закрепление заготовки на токарно-винторезном станке. Подрезание торцов. Обтачивание цилиндрических поверхностей (гладких и ступенчатых). Подрезание уступов. Обтачивание конических поверхностей (широким резцом, поворотом верхних салазок суппорта) Зачистка обработанных поверхностей. Отрезание.
Нарезание наружной и внутренней крепежной резьбы (2 ч)
Назначение резьбы. Диаметр и шаг резьбы Резьбонарезной инструмент и приспособления. Устройство метчика и плашки рабочая часть и ее элементы Приемы нарезания резьбы вручную. Дефекты резьбы Таблица диаметров отверстий и стержней для нарезания основной метрической резьбы.
Резьбовые изделия (болты, винты, шпильки). Резьбовые соединения. Пути предупреждения саморазвинчивания резьбовых соединений: контргайкой, шплинтом, специальными шайбами и т. д. Приемы нарезания крепежной резьбы на станках и вручную.
Примерный перечень изделий
Простые однодетальные – болт, гайка, гайка-барашек, детали к моделям, приборам, приспособлениям и инструментам комплексные — циркуль разметочный, струбцина параллельная, колодка для закрепления шлифовальной шкурки; приспособления: для отрезания полос заданных размеров из тонколистового металла, для закрепления деталей при сверлении на сверлильном станке, для закрепления тонких заготовок и др., рубанок металлический. рамка ручная ножовочная; модели машин и станков.
Технология фрезерных работ по металлу (4 ч)
Установка и закрепление заготовок в тисках на фрезерном станке. Фрезерование плоских поверхностей и канавок (деталей призматических и цилиндрических форм).
Технология обработки деталей на горизонтально-фрезерном станке. Правила безопасности труда при работе на фрезерных станках. Ознакомление с содержанием труда: профессия – фрезеровщик.
Практические работы
Составление эскиза детали с конструктивными элементами: уступами, пазами и др. Чтение кинематической схемы настольно-фрезерного станка. Выбор заготовок и планирование работы. Определение формы, размеров и материалов заготовки. Расчет припуска. Составление технологической карты на изготовление изделия. Контроль точности изготовления деталей (изделий) с помощью измерительных инструментов. Изготовление, отделка и украшение изделий из древесины и металла (6 ч)
Организация и правила безопасности труда. Последовательность выполнения операций на различных рабочих местах.
Содержание чертежей деталей, имеющих сочетание различных поверхностей: цилиндрических, конических и фасонных. Изображение внутренней и наружной резьбы на чертежах. Обозначение метрической резьбы. Технологический процесс изготовления изделий: сочетание слесарных работ с токарными и фрезерными.
Принципы конструирования (простота, прочность, надежность, экономичность и др.). Детали как части изделия. Примеры конструктивных решений (в деталях, соединениях, изделиях). Варианты конструкций изготавливаемых деталей. Основные этапы проектирования изделий.
Способы художественной отделки древесины (геометрическая резьба, выжигание и т. п.) и металлов (пропиливание, продавливание и т. п.). Простейшие приемы выполнения этих операций. Способы контроля качества резьбы. Ознакомление с содержанием труда: профессия – слесарь механосборочных работ.
Практические работы
Составление эскизов (чтение чертежей) деталей (изделия) различной формы и из разных материалов, деталей с наружной и внутренней резьбой. Технологическое планирование работы. Составлено технологической карты на изготовление детали (изделия); определение материала, формы и размеров заготовки. Расчет припуска. Изготовление изделий с применением столярные, слесарных, токарных и фрезерных операций. Нарезание резьбы в отверстиях. Зачистка и отделка деталей. Сборка изделий. Контроль качества изделий
Примерный перечень изделий
Простые многодетальные – полка для книг, подставка для пробирок, укладка для стамесок, ящик для картотеки; сложные – киянка с круглым и прямоугольным бойком, рейсмус столярный клиновой, ерунок и др., приспособления для разметки соединения деталей «вполдерева» и др., ватерпас, стенд для электромонтажных работ, подставка-штатив, технические игрушки и игры, сувениры (шкатулка, шахматная доска и др.), макеты и модели дорожно-транспортных машин и их рабочих органов.
2.3. План-конспект урока.
Интегрированный урок: технология + физика по теме: "Электротехника. Монтаж действующей модели квартирной проводки"
Название: монтаж квартирной проводки. Предмет: технология + физика.
Класс: 7-й общеобразовательный. Время работы над проектом: 2 урока. Основные цели:
- развитие представления о применении физических законов в быту.
- формирование прочных знаний о применении условных изображений в чертежах и схемах;
- формирование умений самостоятельно разрабатывать и выполнять чертежи моделей в соответствии с выбранной конструкцией;
- развитие графических умений и навыков;
- развитие профессионального интереса к специальности “Электрик”;
- воспитание самостоятельности и творческой активности в трудовой деятельности;
- формирование коммуникативных умений.
ОБОРУДОВАНИЕ, ИНСТРУМЕНТ, МАТЕРИАЛЫ
Демонстрационное оборудование: электромонтажный стенд (рис.1); понижающий трансформатор 220/36В; комплект электроскопов; действующий электрический демонстрационный стенд с проводниками из различных материалов (нихром, сталь, алюминий, медь).
Оборудование на каждую группу для монтажной работы: электромонтажный стенд – (рис.1), счетчик электрической энергии, предохранительная колодка, автоматический выключатель, розетка открытой проводки, одноклавишный выключатель открытой проводки, настенный патрон)
Рис. № 1
4 – 5 метров провода (АПВ 1х2,5 или АПУНП 2х2,5); 0,5 метра гибкого провода (ПВ 3 1 х 0.5 или ШВВП 2 х 0,75); электротехнический нож; бокорезы; плоскогубцы; изоляционная лента.
Комплект оборудования у каждого ученика на рабочем месте для графической работы: линейка, карандаш, стирательная резинка, 2 листа бумаги (формат А 4).
ХОД УРОКА
I. Организационный этап.
Учитель технологии. Принять детей в мастерской, мотивировать на работу (по необходимости доклады звеньевых)
Здравствуйте! Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и от всей души улыбнитесь. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Вести его будут два преподавателя, то, что касается предмета физики - учитель физики, то, что касается предмета технологии - учитель технологии. Вы расположились за рабочими местами мини группами, вам в процессе выполнения заданий разрешается советоваться друг с другом. Давайте вспомним, какие элементы из квартирной электрической сети мы знаем: розетка (штепсельный разъем), выключатель, светильник. А, общаясь с родителями и взрослыми, вы еще слышали: СЧЕТЧИК, ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ, АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ. Давайте внимательно посмотрим на электромонтажные стенды, закрепленные у вас на верстаках, то увидим все то, о чем мы только что проговорили.
II. Основная часть урока
Учитель технологии. Начинаем нашу работу с выполнения первого графического задания.
Задание №1. На чистом листе, лежащем перед вами, воспроизведите в условных обозначениях (сохраняя пространственное местоположение) представленные на стенде электромонтажные изделия.
По мере выполнения работы учащимися, учителя осуществляют контроль и необходимую помощь для отдельных учащихся.
- Спасибо! Вы все справились с поставленной задачей, а теперь проконтролируйте сами себя. (После выполнения работы должна получиться схема представленная на рис.2)
Рис. 2
Для этого демонстрируется лист ватмана с прочерченными условными обозначениями всех элементов электрической сети (<рис.2>).
- Мы с вами знаем, что если источник тока, потребители тока и приборы управления, соединенные между собой проводниками, то они образуют электрическую цепь.
Учитель физики. А вот для того, чтобы в электрической цепи проходил электрический ток, и происходила какая - либо работа электрическая цепь должна быть замкнута. В современных схемах электроснабжения на штепсельных разъемах появляется дополнительный контакт это “заземление”. Принцип действия заземления мы сейчас и рассмотрим на примере с электроскопами (знакомыми вам по урокам физики).
Демонстрация: Комплект из школьных электроскопов не менее 3 штук. Давайте зарядим электроскоп и посмотрим на его значение. При соединении заряженного электроскопа с незаряженным нам наглядно видно, как заряд распределился между двумя электроскопами. Причем на первом осталось примерно половина заряда, присоединим еще один и видим, что заряд на первоначальном уменьшился еще на какую- то величину. При присоединении к контуру заземления весь заряд стекает в контур.
Выводы:
1. Присоединение нулевого проводника к контуру заземления позволяет освободить электрическую цепь от остаточного заряда и во много раз снизить риск травмирования человека электрическим током
2. Замыкая цепь, т.е. соединяя электроскопы между собой, мы переносим заряд.
По определению - ток это направленное, упорядоченное движение электронов, соответственно при соединении проводника с ЭДС через потребители со вторым проводом мы с вами - замкнем цепь и упорядочим движение электронов и выполним обязательное условие для прохождения тока это; наличие источника тока, потребителей и замкнутость цепи.
Учитель технологии. Теперь мы с вами готовы выполнить следующее графическое задание.
Задание № 2. На второй половине листа, с первым графическим заданием, Вам необходимо (используя условные обозначения), но уже без допущенных ошибок, сверяясь с информацией на ватмане, соединить (условным обозначением проводника) все элементы в единую электрическую цепь.
Через две минуты помочь неуспевающим, через три минуты - воспроизвести (цветными мелками на ватмане) схему (<Рис.3>)
Рис. 3
Учитель технологии. Молодцы! Правильно справились с графическим заданием. А что мы должны учесть при выполнении практической работы?
Учитель физики. Что такое проводники? (Материалы, проводящие электрический ток)
Демонстрация: (Используется самодельный стенд – принципиальная схема которого, приведена на рис.4.)
Рис. 4
Рассмотрим это на примере: Перед вами демонстрационный стенд с проводниками из различных материалов (нихром, сталь, алюминий, медь). На каждом проводнике укреплены маленькие листочки бумаги. Теперь мы подаем напряжение и что наблюдаем? (При нагревании происходит воспламенение бумаги)
- Первый проводник нагрелся очень сильно — это нихром,
- второй нагрелся, но с задержкой по времени, это сталь,
- третий и четвертый проводники практически не нагрелись — это медь и алюминий.
При прохождении тока через проводник сильнее нагрелся тот, чье удельное сопротивление было больше. Сопротивление проводника (R) прямо пропорционально его удельному сопротивлению (r) и длине проводника (?), и обратно пропорционально площади поперечного сечения проводника (S), что отображено в приведенной формуле.
R= r
Расчетные задачи: Используя данную формулу, рассчитайте значение сопротивления для одного метра проводника. Проводники изготовлены из различных материалов. Для этого Вам предоставлен лист с заданием № 3.
Задание № 3
карточка № 1.
№ п/п |
Материал проводника, его удельное сопротивление, диаметр |
Формула, расчет |
Значение |
1 |
Алюминий r >Al> =0,028 |
S> Al >== ------------------------------ |
|
D = 1,4 мм |
R>Al >= r = ------------------------------ |
|
|
|
(R>Al >= 1.8 Ом; S> Al >= 1,54 мм2 ) |
карточка № 2.
№ п/п |
Материал проводника, его удельное сопротивление, диаметр |
Формула, расчет |
Значение |
2 |
Медь r >Cu> =0,017 |
S> Cu >== ------------------------------ |
|
D = 1,4 мм |
R> Cu> = r = ----------------------------- |
|
|
|
(S> Cu >=1,54 мм2; R> Cu> =1,1 Ом) |
карточка № 3.
№ п/п |
Материал проводника, его удельное сопротивление, диаметр |
Формула, расчет |
Значение |
3 |
Нихром r >нихром> = 110 |
S> нихром >== -------------------------- |
|
D = 1,1 мм |
R> нихром> = r = ------------------------- |
|
|
|
(S> нихром >= 0,95мм2; R> нихром> = 115,8 Ом) |
При выполнении данного задания целесообразно производить параллельные вычисления на доске
Учитель физики (открывает и демонстрирует вычисления на доске). Сравните, пожалуйста, результаты ваших вычислений с вычислениями на доске и попробуйте определить, какие материалы целесообразно применять при изготовлении проводников, а какие материалы пригодны для изготовления нагревательных приборов.
Ученики делают вывод: чем меньше значение сопротивления, тем меньше нагрев проводника. После наблюдения за прохождением тока через проводники, изготовленные из материалов с различным удельным сопротивлением и произведя расчеты сопротивлений можно сделать вывод, что для монтажа проводки в квартире необходимо взять провода из алюминия или меди.
Учитель технологии. Вернемся к конечной цели нашего урока и приступим к сборке и испытанию макета проводки однокомнатной квартиры.
Задание №4. “Монтаж проводки”. Вспомним правила по электробезопасности.
Работайте только исправным инструментом.
Соблюдайте особую осторожность при работе с монтерским ножом. Снятие изоляционной оболочки и зачистку проводящей жилы выполняйте только на подкладной доске, монтерский нож держите наклонно, режьте от себя.
Ручки кусачек, плоскогубцев, круглогубцев и щипцов держите в обхват, иначе можно защемить пальцы.
Инструмент подавайте ручкой от себя, а кладите на стол ручкой к себе.
Надежно изолируйте места соединения и ответвления проводов.
Не производите зарядку электроарматуры на весу. Разбирайте и собирайте электрический патрон, штепсельную вилку и электрический выключатель только на подкладной доске. Отвертку держите “от себя”.
Подготовительные работы.
Для оконцовывания провода тычком необходимо надрезать и снять изоляцию от конца провода на расстоянии 15 мм. Для оконцовывания провода петелькой необходимо надрезать и снять изоляцию от конца провода на расстоянии 35 мм. Сформировать петельку . Согните кольцо диаметром 4 мм на расстоянии 8-10 мм от среза изоляции. Оставшимся концом сделайте два - три витка вокруг провода между изоляцией и колечком, излишки провода откусаете кусачками, а витки обожмите плоскогубцами. (Рис. 5; 6)
Рис.5
Рис.6
Учитель технологии. Практическую работу попрошу выполнять в строгом соответствии с технологической картой
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МОНТАЖ КВАРТИРНОЙ ПРОВОДКИ
№ п/п |
Наименование работы |
Материалы, инструменты. |
1 |
Отмерить и отрезать провод из расчета на расстояние от счетчика электроэнергии до предохранительной колодки |
Бокорезы, кусачки |
2 |
Оконцевать провод “Тычком” |
Нож, бокорезы |
3 |
Подсоединить этот провод к клеммой колодке счетчика № 2 |
Отвертка |
4 |
Оконцевать противоположный конец провода “Петелькой” |
Нож, бокорезы, круглогубцы, плоскогубцы |
5 |
Подсоединить конец провода к клемме предохранительной колодки. Соединение “Петелькой” |
Отвертка |
6 |
Отмерить и отрезать второй провод из расчета на расстояние от счетчика электроэнергии до автоматического выключателя |
Бокорезы, кусачки |
7 |
Оконцевать обе стороны провода “Тычком” |
Нож, бокорезы |
8 |
Подсоединить этот провод к клеммой колодке счетчика № 4 и к автоматическому выключателю |
Отвертка |
9 |
От предохранительной колодки и автоматического выключателя отмерить и отрезать магистральные провода до штепсельного разъема |
Нож, бокорезы |
10 |
Произвести подключение этих проводов к клемме предохранительной колодки “Петелькой” и к автоматическому выключателю “Тычком” |
Нож, бокорезы, круглогубцы, плоскогубцы, отвертка |
11 |
Подсоединить эти же провода к штепсельному разъему. В зависимости от типа штепсельного разъема соединение может быть как “Тычком”, так и “Петелькой” |
Нож, бокорезы, круглогубцы, плоскогубцы, отвертка |
12 |
В соответствии с монтажной схемой (рис.3) отмерьте и отрежьте провод до однополюсного выключателя. Присоедините этот провод к магистральному. Место соединения заизолировать. |
Нож, бокорезы, круглогубцы, плоскогубцы, изолента. |
13 |
Произвести подключение к клемме выключателя “Тычком” |
Нож, бокорезы, плоскогубцы, отвертка |
14 |
Отмерьте и отрежьте провод от однополюсного выключателя до патрона |
Нож, бокорезы |
15 |
Подсоединить вторую клемму однополюсного выключателя “Тычком” |
Нож, бокорезы, плоскогубцы, отвертка |
16 |
Зарядить патрон гибким проводом. В зависимости от типа патрона соединение может быть как “Тычком”, так и “Петелькой” |
Нож, бокорезы, плоскогубцы, отвертка |
17 |
В соответствии с монтажной схемой (рис.3) отмерьте и отрежьте второй провод до однополюсного выключателя. Присоедините его к магистральному проводу. Место соединения заизолируйте. |
Нож, бокорезы, круглогубцы, плоскогубцы, изолента. |
18 |
Произвести подключение свободных концов проводов у патрона. |
Нож, бокорезы, круглогубцы, плоскогубцы, отвертка. |
19 |
Надежно заизолировать все места соединения проводов |
Изолента |
20 |
Проверить произведенный монтаж по схеме |
Рис. 3 |
21 |
Подсоединить счетчик к внешнему источнику питания. (выход на 36 В от понижающего трансформатора) Провод с красной маркировкой подсоединяется к клемме № 1, провод с синей маркировкой подсоединяется к клемме № 3. Соединение выполняется “Тычком” |
Нож, бокорезы, плоскогубцы, отвертка. |
22 |
Проверить работу собранной схемы под нагрузкой. (Включить лампу)Убедиться в работе счетчика электроэнергии |
|
Окончание урока.
Демонстрация работающего электромонтажного стенда с пояснениями со стороны учащихся о проделанной работе.
Заключение
В процессе обучения хотелось предусмотреть такие пути, которые были бы обращены к различному уровню развития познавательного интереса учащихся и находили опору в различных сторонах обучения: в содержании, в организации процесса деятельности (самостоятельная работа), в приемах побуждения и активизации учащихся.
В области обучения придавать большое значение глубокой и вдумчивой работе учителя по отбору содержания учебного материала, который составляет основу формирования научного кругозора учащихся, столь необходимого для появления и укрепления их познавательных интересов. Поэтому в программе предлагается:
Знакомить учащихся с новыми фактами и сведениями, которые могут показать учащимся современный уровень науки и перспективы ее движения;
Раскрывать перед ними интересующие вопросы: зарождение идеи, научные поиски, результаты открытий, трудности;
При помощи проблемного обучения ставить учащихся перед противоречиями и учить диалектическому подходу в осмыслении научных фактов и идей;
Показать необходимость научных выводов для объяснения явлений жизни, знаний, приобретенных личным опытом:
Раскрывать перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения приобретенных в школе знаний в жизни человека, на производстве, в сельском хозяйстве, при решении бытовых и практических вопросов.
В организации процесса учения предлагается всемерно разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их познавательной деятельности:
Постоянно усложнять познавательные задачи, по каждому предмету наметить систему усложненных задач, требующих овладения новыми, более совершенными познавательными умениями;
Вводить задачи на догадку, развитие сообразительности, побуждая к различному подходу в их решении;
Ставить задачи, требующие исследовательского подхода, проверки опытным путем полученных знаний;
Практиковать задачи на применение знаний в жизни и быту;
Развивать и поддерживать в самостоятельной работе творческое начало, требующее активности наблюдения, воображения, реконструкции опыта, самостоятельности мысли;
Дифференцировать познавательные задачи для различных групп учащихся. Составлять несколько вариантов задач различной степени сложности, предлагать их свободный выбор.
Отыскание важнейших путей побуждения учащихся к учению является необходимым условием развития их познавательных интересов. В этом плане предлагается:
Оживлять уроки элементами занимательности, имея в виду решение поставленной на уроке задачи;
Использовать всестороннее воздействие средств искусства;
Побуждать учащихся задавать вопросы учителю, товарищам;
Развивать на уроках коллективный анализ процесса и результатов работы отдельных учащихся;
Практиковать индивидуальные задания, требующие знаний, выходящих за пределы программы;
Использовать широкий кругозор отдельных учащихся в интересующей их области, как дополнительный источник знаний для других;
Перед индивидуальной работой с учащимися поставлены две задачи:
выявление познавательных интересов и склонностей учащихся;
целенаправленное воздействие на укрепление, развитие и углубление процессов и склонностей учащихся.
Четвертым направлением работы по формированию познавательного интереса учащихся будет работа с родителями учащихся. Здесь существуют две взаимосвязанные задачи: пополнение данных по изучению интересов детей и создание условий в семье для активного их формирования.
Учитель играет основную роль в формировании интереса, очень активную и многогранную. Коллектив в формировании интереса также выполняет очень значительную и многогранную роль. Психологическая роль успеха выступает в двух планах: как предпосылка интереса и как дополнительный мотив, укрепляющий. Некоторый запас знаний является необходимой основой для возникновения познавательных вопросов при соприкосновении с новыми знаниями, выступающими в противоречие с прежними представлениями.
Список литературы
1. Адаменко А.С. Творческая техническая деятельность детей и подростков М., 2003г., с. 38-40.
2. Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся М. 2004 г., с. 23-38.
3. Бабанский Ю.К. Педагогика М, Просвещение, 2004г., с. 33-37.
4. Баранов С.П. Принципы обучения. М, 2005г., с. 44.
5. Вакуленко В.А. Опорный конспект по предмету Организации и методика производственного обучения, 2003 г.
6. Волков И.П. Приобщение к творчеству М. Просвещение, 2002 г., с. 59-64.
7. Губенков. С. Ю. Новая организация внеурочной работы по техническому творчеству в средних профтехучилищах М, 2002 г., с. 16-22.
8. Есипов Б.Г. Основы дидактики. М, 2003г., с. 12-15.
9. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М, 2002г., с. 38.
10. Измайлов А.О. Профнаправленность как педагогическое понятие и принцип//Вопросы взаимосвязи общеобразовательной и профессионально-технической подготовки молодых рабочих. М, 2003г., с. 113.
11. Ильина Т.А. Педагогика школы. М, 2002г., с. 18-22.
12. Казанский Н.Г. Дидактика. М, 2004г., с.33.
13. Каиров И.А. Педагогическая энциклопедия. М, 2004г., с. 122.
14. Коменский Я.А. Великая дидактика. М, 2004г., с. 24- 36.
15. Крутецкий В.А. Психология - М., 2004 г., с. 11-28.
16. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности - М., 2004г., с. 66.
17. Махмутов М.И. Современный урок. Вопросы теории - М., 2002г., с. 37-40.
18. Онищук В.А. Урок в современной школе - М., 2002г., с. 58-60.
19. Основы педагогического мастерства. Подласый И.П. Педагогика. В 2 кн. - М. 2002г., с. 98-104.
20. Полобинкин А. И. Основы инженерного творчества. - М. 2004г., с.76.
21. Скакун В.А. Методика производственного обучения. Ч. 1-2 - М. 2002г.,
с. 22-27.
22. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы - М., 2003г., с. 17-24.
Приложения
Объяснительная записка
Представленная программа отличается от программ других авторов тем, что ее системообразующим фактором являются технологии обработки материалов. Она нацелена на реализацию деятельностного подхода в образовательном процессе. Вместо привычных тем для учителя - темы технологических проектов для самостоятельной разработки учениками. Особо надо подчеркнуть, что школьник должен предложить тему своей работы сам, или выбрать из числа предложенных учителем. Каждый учитель знает, что существуют некоторые, достаточно часто повторяющиеся предложения или просьбы школьников выполнять те или иные работы, изготовить конкретные изделия. Именно подобные темы работ, сформулированные достаточно широко, структурированные в соответствии с педагогическими принципами и составили содержание программы этого блока, включающего в себя собственно технологии обработки материалов, элементы техники (машиноведение), технических измерений и расчетов, экономики и экологии. Программа НЕ предполагает, что учащимся будут выполнены все проекты по всем разделам. Это ВАРИАТИВНАЯ программа. Учащийся вместе с учителем ВЫБИРАЕТ разделы и темы проектов, разрабатывает и реализует их.
Настоящая программа направлена на решение общих задач трудовой подготовки, особенно на формирование технологического мышления и способностей к самостоятельной деятельности. Поэтому при реализации программы надо обратить внимание на следующее:
- задачи трудовой подготовки решаются, в основном, в процессе практической деятельности учащихся. Эта деятельность заключается в разработке и реализации проектов по собственному замыслу. Часть проектов может выполняться в форме лабораторно-практических работ;
- предполагается расширение принципа вариативности содержания: если раньше это понятие относилось к школе или учителю - они выбирали содержание программы, то сегодня пора дать такую возможность ученику;
- происходит активизация психологического механизма целеполагания в деятельности школьников: ученик должен не только осознавать цель, которую ставит перед ним учитель, но и ставить собственные цели и задачи на каждом этапе работы;
- у учащихся должна закрепиться привычка к анализу экономических и экологических аспектов технологий. В связи с этим, в программе выделены два специфических раздела: технологическая экономика и технологическая экология. Они не структурированы по годам обучения, их темы легко "привязываются" к любому занятию самим учителем в зависимости от конкретных условий;
- школьники должны с определенностью осознать то, что технологии массового производства, как правило, в корне отличаются от технологии изготовления единичного образца. Именно поэтому в программу введены (помимо традиционной технологии обработки материалов резанием) технологии обработки материалов давлением, литье, порошковая металлургия, технология композитных материалов. Это не значит, что завтра же в школах развернется производство металлокерамических втулок для двигателей, но ознакомиться в процессе лабораторно-практических работ с такими технологиями школьники смогут.
Структура программы
Программа структурирована по классам и разделам, соответствующим технологиям обработки материалов. Наименования разделов программы представляют собой названия технологий. Они определяют некоторый этап обучения, когда эта технология является ведущей в деятельности ученика по разработке и реализации проекта.
Темы проектов - это направления разработческой (конструкторской, технологической) и исполнительской деятельности учащихся на некоторый период времени. Заданные темы проектов не исключает возможности предложения учащимися собственных тем. Напротив, это свидетельствует о высоком уровне развития творческих способностей учащихся и эффективной работе учителя. Проекты могут быть комплексным, объемлющими несколько разделов. Операционный состав - новый для школьных программ термин. Это наименования основных технологических операций, адекватных теме проекта.
Реализация программы
Вся программа, ее традиционные и нетрадиционные разделы реализуется на типовом школьном оборудовании с помощью нестандартных, но несложных технологических приспособлений. Эти приспособления могут служить для учащихся объектами разработки и изготовления, мотивируя своей практической значимостью глубокое изучение технологий, эффективное формирование умений и навыков практической деятельности, развитие творческих способностей.
Программа предполагает индивидуальную или бригадную (групповую) форму реализации. Оптимальной является бригада из 2-3 учеников, которые разрабатывают проект по собственному выбору. Естественно, охватить все темы они не могут, поэтому часть учебного материала осваивается ими в собственной деятельности, часть перенимается у других бригад в процессе общения, часть усваивается из объяснений учителя на специальных занятиях.
Для полноценной реализации программы необходимо технологическое разнообразие деятельности: учащиеся последовательно включаются в труд с использованием различных технологий обработки материалов. Технологии постоянно обогащаются конкретными способами их реализации.
Программа требует гибкого реагирования на учебную ситуацию в классе. Непрерывная коррекция, обратная связь - один из основных принципов ее реализации.
Уровень и критерии освоения программы
Уровень освоения учащимися программы характеризуется умением разработать технологический процесс, операционными умениями, необходимыми для изготовления несложного изделия в соответствии с проектом, знаниями о технологических свойствах материалов, возможных технологиях обработки, их достоинствах и недостатках. Тот учебный материал, который не войдет в содержание проектов школьников, осваивается в учебной деятельности, организуемой учителем и в процессе общения учащихся друг с другом. Уровень освоения такого материала ограничивается знанием о существовании технологии, ее характерных особенностях и условиях эффективного применения.
Таким образом, учащийся должен иметь знания по всему технологическому содержанию блока и умения, соответствующие практически реализуемым проектам. Надо отметить, что в знаниях и умениях по любой теме проекта должны присутствовать знания правил безопасности труда, знание приемов безопасной работы и умение их выполнять.
Настоящий блок занимает центральное место во всей программе образовательной области "Технология" и рассчитан на 52 часа в год. Это - типичное время. Оно может меняться учителем в зависимости от конкретных условий. Еще раз подчеркнем, что нет фронтального прохождения материала в едином строю, поэтому в программе указывается только ориентировочное время выполнения проектов по той или иной технологии. Оно может колебаться в очень широких пределах.
-
Разделы
классы
5
6
7
8
9
Технология обработки материалов резанием.
24
18
16
22
14
Технология обработка материалов давлением.
22
20
16
22
16
Термообработка
4
4
Технология литья
6
6
6
Технология композитных материалов (керамики, металлокерамики, на основе древесины и других)
10
6
4
6
Технология покрытий и модификации поверхности
2
4
4
2
6
Время на год
52
52
52
52
52