Формирование орнаментального образа в рисунках детей на материале Вологодского кружевного промысла
Содержание
Введение
1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы необходимости ознакомления детей с народным декоративно- прикладным искусством
1.1 Орнаментальный образ, как многоуровневая система и модель отношения человека к миру
1.1.1 Природа орнаментального искусства
1.2 Характеристика народных текстильных промыслов
1.2.1 Русская вышивка
1.2.2 Украинская вышивка
1.2.3 Тканные орнаменты стран Балтии
1.2.4 Вологодское кружево
1.3 Вологодский орнамент – феноменальное явление русского кружевного промысла
2. Педагогические условия формирование орнаментального образа в рисовании детей 6-7лет
2.1 Особенности изображения орнаментального образа в рисунках детей 6-7
2.2 Разработка средств и способов формирования орнаментального образа в рисунках детей на материале Вологодского кружевного промысла
2.3 Проверка эффективности разработанной методики формирования в рисунках детей 6-7 лет орнаментального образа на материале Вологодского кружева
Заключение
Список используемой литературы
Введение
«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать»
А.Б.Салтыков.
Во все времена усвоение социального опыта своих предков оказывало особое влияние на человека, преобразовывало его внутренний мир, поэтому особенно важно начинать воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа и ее освоение с малых лет.
Вопросы раннего приобщения детей к национальной культуре с давних времен привлекали к себе внимание ученых. Многие из них (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Б.М. Неменский, Т.С. Шацкий и др.) подчеркивали, что ознакомление с народным искусством следует начинать в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте, как отмечает Б.М. Неменский, "необходимо привязать ребенка всеми чувствами, эмоциями к древу культуры" своего народа [24; 142].
Важность обращения в нашем исследовании к орнаментальному искусству как корневой системе народной культуры определяется не только социальной значимостью, но и его национальной обусловленностью: через приобщение детей к декоративному творчеству народ продлевает себя, генерирует свой дух, характер, психологию.
Многие проблемы освоения национального искусства детьми дошкольного возраста изучены глубоко, и круг их достаточно широк. В большинстве научных трудов отражены вопросы влияния творений народных мастеров на развитие различных видов детской декоративной деятельности (Смирнова Р.Н., Максимов Ю.В., и др.)
Перед нами стоит проблема: какие формы и методы работы воспитателя на занятиях по рисованию будут способствовать формированию орнаментального образа в рисунках детей 6-7 лет.
Цель исследования: на основе теоретического и практического исследования выявить степень эффективности Вологодского кружевного промысла на формирование орнаментального образа старших дошкольников.
Объект исследования. Процесс формирования эстетического отношения детей 6-7 лет к образам Вологодского кружевного промысла
Предмет исследования. Педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования орнаментального образа в рисовании старших дошкольников.
Гипотеза исследования состоит в следующем: развитие эстетического отношения к окружающему миру и орнаментальному искусству побуждает детей к созданию орнаментального образа.
В настоящем исследования были поставлены и решались следующие научные задачи:
1) Обосновать и доказать возможность формирования орнаментального образа в рисовании детей 6-7 лет на материале Вологодского кружевного промысла.
2) Определить особенности орнаментального образа и выявить уровни его сформированности в рисунках детей 6-7 лет.
3) Выявить динамику орнаментального образа в рисовании детей 6-7 лет.
Методологической основой исследования являются важнейшие положения о художественном образе, эстетическом отношении человека к действительности и искусству; о роли эмоционального фактора в формировании личности, развитии у дошкольников эстетического отношения к миру и искусству.
В процессе работы над данным исследованием были использованы следующие методы исследования: изучение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольные этапы; педагогическое наблюдение, беседа, тестирование и изучение продуктов детского творчества; статистические методы обработки материалов.
Данная работа, не являясь фундаментальным исследованием по названной теме, претендует быть небольшим методическим пособием по формированию орнаментального образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста с использованием образцов Вологодского текстильного промысла.
1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы необходимости ознакомления детей с народным декоративно-прикладным искусством
Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.
Условность образа, нацеленность на типическое, красочность, декоративность, выраженность эмоционального настроя - эти качества народного декоративно-прикладного искусства присущи и творчеству детей, но, в отличие от детского творчества, в народном искусстве это не случайность, а выработанная веками традиция.
Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.
Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека (а народное искусство является его неотъемлемой частью), известный психолог Б.М.Теплов писал, что « искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимися, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности».[ 8;92 ]
Исследователи народного искусства В. Василенко, В. Воронов, М. Некрасова, Т. Шпикалова, Н. Сакулина отмечают, что оно имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, человечность, связь с окружающей жизнью.
Коллективность творчества - важное качество, так как труд носит коллективный характер: изделия создаются целым коллективом, это часто является семейным делом.
Традиционность в народном искусстве имеет глубокие корни, уходящие в глубину веков. Веками отбирались и отрабатывались характерные черты того или иного вида росписи, вышивки, ее колорит, композиционный строй, элементы.
Традиции качаются и основных выразительных средств, технологий. Например, хохлома традиционно имеет золотисто-теплую гамму, она нарядна, жизнерадостна. Народное искусство испокон веков создается для человека и служит ему.
Следующая существенная черта народного искусства - его гуманность, человечность. Русское народное искусство очень содержательно и направлено на то, чтобы обогатить жизнь человека. сделать ее содержательней.
Язык народного искусства (изобразительного, музыкального) не несет эклектики, он лаконичен, в нем заключается совершенство композиции. Т. Шпикалова отмечает и такую черту народного искусства, как праздничность и мажорность, отражающие полнокровное и оптимистическое восприятие мира.
Говоря о народном искусстве, Н. Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических суждений»[8;87].
Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, и победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.
Согласно концепции, разработанной известным исследователем детского творчества Т.С. Комаровой, народное искусство было положено в основу развития различных видов художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста. Данная деятельность способствует развитию таких психических процессе, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к субъектам эстетического содержания. В процессе занятий по декоративному рисованию, по ознакомлению с народным искусством дети знакомятся с образцами народных промыслов, приучаются видеть и любить искусство в многообразном его представлении. Используя возможности народного искусства, можно успешно влиять на формирование личности ребенка, с самого раннего возраста вкладывать в его душу ростки прекрасного и доброго, развивая его воображение и фантазию, пробуждая стремление к творчеству.
Народное искусство обладает потенциальными возможностями в познании окружающего мира и является одним из средств эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Под воздействием воспитательно - образовательной работы у детей постепенно складываются эстетические потребности и вкусы, формируются художественно – творческие способности.
1.1 Орнаментальный образ, как многоуровневая система и модель отношения человека к миру
В философско-искусствоведческих исследованиях орнаментальный образ определяется как специфическая форма отражения ценностного образа действительности, как модель отношения человека к миру и как средство его познания. Такая сущность исследуемого нами феномена позволяет рассматривать орнаментальный образ как огромную силу, способную воздействовать на развивающуюся личность ребенка.
Овладение смыслом орнаментальной образности произведений может быть в числе факторов, влияющих на накопление эмоционального, познавательного, этического и художественного опыта дошкольника, причем в его особой форме. Художественно-образное начало изделий народных мастеров вызывает у него нравственно-эстетическое переживание переданных в них духовных ценностей, позволяет ему увидеть мир глазами другого человека, помогает осмыслить национальное своеобразие и миропонимание народа, отсюда — познать и себя самого, стимулирует творческую деятельность. Все это обеспечивает связь поколений и способствует возрождению лучших традиций прошлого. Именно поэтому, важно, чтобы мир орнаментальных образов стал частью жизни растущего человека.
Художественный образ с точки зрения эстетики является специфической формой существования искусства. Именно художественная образность составляет "душу" (В.И. Костин), "плоть и кровь" (И.Ф. Смольянинов) произведения искусства, является его "первоклеточкой"(М.С. Каган). В настоящее время художественный образ рассматривается как эстетическая категория, или своеобразный способ и форма воспроизведения художником объективной реальности или воображаемого мира в материале определенного вида искусства, и как сущность художественного сознания, или модель человеческого переживания и отношения к жизни, к миру (Береснева В.Я., Романова Н.В., Светлова Л.П и др.). В философии, эстетике, искусствоведении сложилась многоаспектная характеристика художественного образа. Анализ философско-искусствоведческой литературы позволил сделать вывод, что орнаментальный образ как разновидность художественного рассматривается в гносеологическом, аксиологическом, семиотическом, национально-историческом, гедонистическом аспектах, осмысление которых позволит нам определить исходные положения в решении задач исследования.
Гносеологический взгляд на природу образности произведений декоративно-прикладного искусства заключается в том, что она есть особый способ, а также продукт и духовный результат познания действительности. Поэтому орнаментальный образ универсален и познавательно неисчерпаем по своему содержанию. Указание на это представляется для нашего исследования особо важным.
Человек воспринимает окружающий его мир образно и знания о нем выражает в образах, а образное отражение, по мнению Ю.И. Романова, всегда является человеческим познанием на том или ином уровне его бытия и становления.[26;27]
Развивая эту мысль, И.Ф. Смольянинов отмечает, что процесс постижения и воспроизведения объективного мира осуществляется в результате глубокого осмысления и сложной духовной переработки жизненных восприятий и эстетических впечатлений в образность искусства (Фаворский В). Основу и смысл ее составляет объективный мир, т. е. сама жизнь. Но художественный образ — это не точное и полное воспроизведение конкретных явлений действительности. «Он никогда»- как считает В.И. Костин, «полностью не совпадает с объективной реальностью, а отражает мир по-особому: не буквально точно, а изменяя и дополняя». [25; 25] Художник, создавая образ какого-либо явления или предмета, извлекает из действительности не все подробности и черты жизненного явления, а характерные, ведущие признаки. В результате возникает целостное, но видоизмененное изображение видимого мира. Особенно это видно в орнаментальном искусстве, потому что художник - прикладник в отличие от живописца или скульптора, как подчеркивает М.С. Каган, не воссоздает целостные предметы природы [ 19; 29]. Образ в прикладном искусстве не имеет подобия в реальном мире, в нем выражается мифопоэтическая картина мира. О.Ф. Фрейденберг писала, что самая первая форма, созданная руками человека, была материализованным его представлением об устройстве мира [25; 56]. Еще древний человек, создавая и окружая себя красивыми вещами-образами, воссоздавал рядом с собой как бы модель познанного им мира, "в своем повседневном микрокосме отражал весь макрокосм" [11; 9], не конкретную действительность, "а мир в целом" [ 7; 101].
М.А. Некрасова считает, что орнаментальные образы выражают своеобразное суждение о Вселенной. По ее определению, в орнаментальном искусстве образ — это одновременно и материальная функционально - целесообразная вещь, и модель отношения человека с миром [23; 78]. Простейшими примерами отражения представлений человека о мироздании и отношения к нему являются расписная прялка, дымковская игрушка, любая матрешка, ансамблевый комплекс национального костюма с небесным, земным и подземным мирами; 2 типа крестьянского жилища: изба с чертами башнеобразного сооружения и изба усложненного объема с галереями, крыльцами, фигурными столбами и резными балконами, — сформированные язычеством и христианством. Взаимоотношение человека с миром как бы выражалось сквозь призму той функции, для которой была предназначена вещь. Понятие о ее назначении органично вплеталось в образ [6; 104].
Таким образом, творения народных мастеров несут в себе образ мира, в них закреплены представления о вечном порядке и гармонии мироздания, а отсюда — их космологически образный строй (Герчук Ю.Я., Романова Н.В.).
Произведения декоративно-прикладного искусства как форма художественного познания мира имеют и такую существенную особенность, как украшение в виде орнамента. Это связано с тем, что форма вещи как наиболее ее консервативная часть не успевает за развитием представлений о мире. Недаром художественный критик В.В. Стасов восторгался совершенством орнаментов, называл их «уцелевшим осколком древнего мира» [18; 13]. Орнамент не существует вне предмета, а поэтому и не может рассматриваться в отрыве от него [ 6; 105]. Он включается в общее образное решение предмета, а в древности был образом самой вещи, графическим изображением модели мира и выражением концептуальных, космологических, философских представлений народа (Ш.М. Герман, Л.Н. Коган, О.В. Лармин, И.А. Масеев, Г.Н. Поспелов, Г.В. Плеханов, Б.В. Сафронов, В.К. Скатерщиков, Л.Н. Столович и др.). По определению В. Я. Береснева орнамент заключает в себе в организованной форме трехмерный мир с его ярусами и носит характер разомкнутого, плоского (реже объемного) зрительного образа [7; 250]. Значит, орнамент и его компоненты имеют образную содержательность (В.Я Береснева, Анри де Моран, И.Л. Богуславская и др.).
Как форма познания мира художественный образ является следствием творческого обобщения реального мира. Выделяя эту особенность, философы и искусствоведы (Каган М.О, Береснева В.Л., Яглом И.М, Салтыкова А.А., Бадяева Т.А. и др.) указывают на то, что "обобщение" и "условность" являются важнейшими средствами образности произведений искусства, позволяют раскрыть существенное и закономерное в действительности[7; 256]. По мнению Ю.И. Романова, в художественном отражении возникает "художественная условность или условность второго порядка, которая в то же время включает в себя и "условность первого порядка", начального его уровня, когда зафиксирована целостность характерных признаков объекта, чтобы "опознать" его [26; 28]. Мера обобщения в каждом художественном образе различна. Она связана с личностным аспектом образного воспроизведения мира, зависит от вида искусства, материала, в котором образ воплощается [15; 6].
В зависимости от степени обобщения философы и искусствоведы выделяют два типа образов: образы в прямом смысле слова(в форме самой жизни) и образы в переносном смысле (условные, аллегорические и т. п.) или чувственно-наглядные и рациональные(понятийные) образы или сходные образы, тогда в них просматривается первообраз, и несходные в виде знаков и символов (Ю.Я. Герчук, В.В. Спасов, Н.Т. Климова). Первые типы образов выступают как образы восприятия и представления, а вторые отражают наиболее общие и существенные стороны мира, недоступные органам чувств. В орнаментальном искусстве обобщение проявляется в наиболее острой форме, реалистические образы имеют большую обобщенность и целостность [ 15, 49]. В обобщенный знак, по мнению Ю. Герчук, их превращает многократное повторение одинаковых мотивов, имеющих свое внутреннее пространство [15;47]. В большинстве случаев обобщенные, условные образы орнамента не совпадают с видимыми формами действительности, не являются точным воспроизведением натуры, т. е. принцип приближения к реальности неприменим к декоративному искусству. Но, как подчеркивает Н.Л. Лейзеров, отсутствие прямого жизнеподобия не означает отсутствия образности орнамента, она обнаруживается в ритмическом чередовании линейных мотивов, воплощающих определенные природные формы и ритмические движения, являющиеся неотъемлемым признаком труда [22; 43].
Одну из ярких форм художественного обобщения составляет геометрический орнамент, созданный на основе, казалось бы, абстрактных, пространственных форм действительности (Комарова Т.С., Некрасова М.А., Романова Н.В. и др.). Он широко представлен в архаической вышивке и узорном ткачестве многих народов, в том числе и в Вологодском кружевном промысле (Климова Н.Т., Комарова Т.С. и др.). Происхождение геометрического орнамента многие авторы связывают с техникой исполнения, характером переплетения нитей ткани (Некрасова М.А., Семенова Т.С., Фаворский В.А. и др). В связи с этим в сложном комплексе архаической геометрической орнаментики преобладают различные ромбы /простой, лучистый, с продленными сторонами, крючками/, иногда их заменяет квадрат, поставленный на угол. Другой очень устойчивый геометрический элемент — крестообразная фигура разных вариантов (Герчук Ю.Я., Семенова Т.С. и др.). Для нас является важным то, что геометрический орнамент обладает образным содержанием. Он отражает космогонические представления древних людей, а также идею плодородия почвы (Фаворский В.А., Герчук Ю.А., Богатеева З.А. и др.).
1.1.1 Природа орнаментального искусства
Орнамент со времен своего возникновения и поныне остается одним из осиновых средств художественного оформления произведений декоративно-прикладного искусства: изделий из глины, стекла, дерева и металла, разнообразных текстильных изделий.
Характерная черта всякого орнамента – неразрывная связь с материалом, с общими тенденциями развития искусства на соответствующем отрезке времени. Специфика ее проявляется не только в органической связи рисунка с оформляемым изделием, назначением последнего – она находит свое выражение в композиционном построении орнамента. Говоря о принципах орнаментации тех или иных изделий декоративного искусства, мы прежде всего обращаем внимание на эстетическую сторону рисунка, на особенности его композиционного решения.
Орнамент представляет собой относительно устойчивый элемент художественной культуры, сохраняющий свою инвариантность на протяжении многих столетий и даже тысячелетий (С.В. Иванов, 1952, 1961, 1963; А де Моран, 1982). Вместе с тем он является тем эстетическим «микромиром», который способен уместить в себе образ Вселенной, как он представлен в сознании традиционной этнической общности. Этот образ подобен магическому кристаллу с бесконечным числом смысловых граней и потому "не закрыт" для новой интерпретации, преобразования, достраивания (при инвариантности художественной логики самого орнамента).
Для обозначения различных феноменов и аспектов орнаментального искусства используется ряд понятий (терминов): орнамент – декоративный узор, образуемый путем ритмического чередования геометрических (точки, линии, круги, и т.д.) и изобразительных (зооморфных, антропоморфных и пр.) элементов; орнаментальный - имеющий характер орнамента или относящийся к нему (например, орнаментальное искусство); орнаментика – совокупность элементов орнамента в том или ином промышленно-художественном изделии, произведении искусства, художественном стиле и т.д. (например, орнаментика жилища, одежды, посуды); орнаментация – украшение орнаментом (фигурирует и как синоним орнаментики).
С одной стороны, выделение орнаментального искусства в самостоятельный вид прикладного отчасти условно. Орнаментация - это способ декора (украшения) изделий, архитектурных сооружений и т.д.: одежды, домашней утвари, орудий труда, боевых оружий, зданий и пр., каждое из которых создается как некоторое целое. Орнаментика придает этим вещам художественно-эстетические характеристики, которые не только несут особую смысловую нагрузку, но и становятся смыслообразующими (формообразующими) свойствами предмета в целом. Эти характеристики не просто относятся к числу прочих эстетических параметров изделия наряду или даже в связи с его функциональными и конструктивными параметрами (говоря языком технической эстетики). Они позволят по-новому раскрыть значение и ценность всего состава функций и свойств предмета, который приобретает новое качество.
Орнаментация способствует его превращению из утилитарной, многократно тиражируемой в нуждах повседневной практики вещи, в уникальное творение, произведение. В нем народный мастер-художник - прежде всего при помощи орнамента - воплощает значимые для данной общности людей (профессиональной, конфессиональной, этнической и др.) грани конкретно-исторического Образа Мира. Благодаря этому предмет перестает существовать лишь как фрагмент быта, теперь уже символически (идеально – в смысле Э.В. Ильенкова) представляя в себе широкий круг явлений Бытия. Земное "вздымается" к горнему, а горнее нисходит к земному, и в этом "встречном движении" возникает художественная реальность (М. Хайдеггер). Орнаментация бытовой вещи – своего рода "сакрализация профанного", ее преобразование в инструмент постижения и порождения человеком более высоких и глубоких жизненных смыслов, чем те, которые приоткрывает ему повседневность. Очевидно, что подобные трансформации отражали существенные исторические метаморфозы в образе жизни общества, менталитете и ментальности людей.
С другой стороны (и это вытекает из сказанного выше), известная "автономизация" орнаментального искусства представляется правомерной. Оно не только опирается на специфические художественные традиции и каноны, обладает арсеналом собственных выразительных средств и т.п., но и выходит за пределы сугубо декоративно-прикладных ремесел в более широкие эстетические и иные культурные пространства. По-видимому, допустимо говорить даже о существовании особой орнаментальной "культуры" по аналогии с танцевальной, вокальной или изустно-повествовательной "культурой".
О "языке" орнамента можно говорить не только в переносном, но и прямом смысле. Есть основания полагать, что орнаментальная культура развивалась в тесной связи с письменной и шире рече-языковой, в целом коммуникативной культурой человечества. С одной стороны, исторической предтечей орнамента могло служить "предписьмо" - пиктограмма (которая также отражала смысловую линию развития событий), "свернутая" и утратившая в нем свой непосредственно чувственный изобразительный ряд (в отличие от пиктограммы орнамент представляет собой сплав чувственного и "сверхчувственного"). С другой стороны, орнаментальные элементы проступают в таких видах письма, как иероглифы и вязь. Не случайно, что их возникновение совпало с расцветом орнаментальной культуры на Востоке. Здесь мы сталкиваемся не только с совпадениями по форме. Содержательная общность орнамента и письменной речи была обусловлена его исходной направленностью на обеспечение планирующей функции сознания, ориентации сознательного действия на сферу возможного будущего, которые являются предпосылками воображения. Однако подлинным источником развития творческого воображения орнаментальное искусство стало благодаря своей включенности в культово-мистические (магические) и религиозные практики. Следует отметить, что не только сами магические ритуалы, но и религиозные обряды, соответствующая атрибутика и т.д. во многом организованы по "логике орнамента". Таковы, к примеру, буддистские мантры, христианские молитвы, акустические и семантические характеристики которых тщательным образом согласованы на основе ритмического принципа. Благодаря этому орнаментальная культура органично вплеталась в пространство магических и религиозных практик, где орнамент приобретал сакральную функцию носителя образа мироздания. Очевидно, что этот эстетический образ постоянно обогащался опытом повседневной хозяйственно-трудовой деятельности и в полном отрыве от нее мог бы возникнуть и развиваться. (Оппозиционные гипотезы о культовом и трудовом происхождении искусства в целом не противоречат, а дополняют друг друга.) Тем не менее именно магические и религиозные практики укоренили в орнаменте совокупный мировоззренческий смысл, связующий воедино картину действительности. Ее формообразующим звеном выступает не стихия, а активное, творящее, разумное, антропоморфное (пусть и не человеческое) начало. Этот смысл неявно подводит к пониманию истинного предназначения человека, как ни парадоксально, ценой мистификации этого предназначения. Он не может быть непосредственно передан через технику изготовления орнамента. Он может быть лишь заново построен в плане воображения.
"Язык орнамента" - язык воображения, которое нацелено на поиск более высокого смысла, нежели обыденный, на превращение этого смысла в общезначимый и его передачу другим. Поэтому произведения орнаментального искусства, процесс орнаментального творчества становится поводом для живого общения людей, принадлежащих к разным социальным группам и, что для нас особо важно, к разным возрастным категориям. Это и наблюдается в традиционных культурах, где изготовление орнаментов протекает в форме разновозрастного общения взрослых и детей - содержательного, конструктивного и равноправного.
Все это необходимо учитывать и там, где мы обращаемся к орнаментике в педагогических целях.
Собственно образовательные эффекты включения орнаментики в процесс работы с детьми обусловлены не только особенностями используемых программ и технологий ее развертывания. Они исторически "заданы" в тех этноспецифических моделях миродействия, мировосприятия, мироотношения, которые составляют самобытное целое - интегральный "национальный образ мира" (Г.Д. Гачев, 1995). Эстетик и психолог Р. Арнхейм (1974. С. 38) писал: "Каждый орнамент должен иметь содержание... Орнамент предназначен для визуальной интерпретации характера данного объекта, ситуации, события. Он создает настроение, помогает определить категорию и смысл инструмента, мебели, комнаты, человека, обряда. Если орнамент является частью предметного мира, в котором мы живем, то произведения искусства - это образ мира".
Поэтому использование возможностей орнаментики в процессе эстетического воспитания ребенка не является узко-методической задачей. Оно требует широкого философского, историко-культурологического и психолого-педагогического взгляда на проблему.
1.2 Характеристика народных текстильных промыслов
Особое значение в развитии воображения имеет народное декоративно-прикладное искусство, в котором в образах росписи, вышивок, кружев заключаются образы-символы: солнце, птицы, животные, причем в каждом виде народных изделий они передаются по-своему. Таким образом, опираясь на уже развитое воображение, работа с детьми по ознакомлению их с народным искусством и развитию их творчества на этой основе способствует дальнейшему развитию воображения у детей.
1.2.1 Русская народная вышивка
В русском народном искусстве большое распространение получила вышивка. Ею издавна украшали скатерти, салфетки, полотенца, белье.
Широко известны мастерицы Владимирской, Калужской, Архангельской, Новгородской областей. Популярна крестецкая, саратовская, рязанская, торжокская вышивка. В этих районах сложилась своя школа народного творчества. В вышивках мстерских и саратовских мастериц активно используется белый цвет, а рязанские вышивальщицы создают многоцветные узоры с преобладанием красного тона. В Торжке вышивают золотыми нитями.
Отличается и техника вышивки. Кроме глади, шитья набором, распространено двустороннее шитье, цветная перевить, ажурная мережка. Для рязанских узоров характерна строгая геометричность, что создается составлением узких и широких полос со звездами-розетками на краях скатертей, дорожек, концах полотенец. Мастерицы из Торжка создают узоры из цветков, листьев и трав. В мстерской вышивке искусно сочетается свободный растительный орнамент с сетками и мережками, акцентирующий лепестки и сердцевины цветков. Они еще более подчеркивают богатство растительных форм, легко и изящно разбросанных по изделию.
Многие растительные мотивы русских народных вышивок являются прекрасным наглядным художественным материалом для рисования. Четкость и декоративность составных элементов вышивки, разнообразие и локальность ее окраски, открытый ритмический строй рисунка вышивок доступны для воспроизведения детям старшего дошкольного возраста.
В русской деревне украшали не всякую одежду, а только праздничную и обрядовую. Самую богатую, годовую, надевали три-четыре раза в году, в самые торжественные дни. Ее очень берегли, старались не стирать и передавали по наследству.
Готовя нарядную рубаху, деревенские рукодельницы показывали все, на что способны. Рукава, плечи и ворот, не закрытые сарафаном, расшивали красными нитками. Часто украшали и подол. У особых рубах, которые с пояском надевали на покос или жатву, его почти сплошь покрывал вышитый или тканый узор.
Великолепны праздничные кокошники северянок, расшитые золотой нитью и речным жемчугом (до 18 века Русь им была очень богата). Своей формой они походили на распушившуюся курочку, но кое-где имели иные очертания. Скажем, нижегородские - с высоким гребнем в виде полумесяца или островерхие костромские. Нарядная девичья коруна действительно напоминала старинный царский венец с причудливыми зубцами, которому вторил парчовый косник, также отделанный жемчугом и шитьем. В будни девушки носили ленточку или платок.
Что еще дополняло основной костюм? С богатым сарафаном надевали для тепла парчовую душегрею, собранную на спине красивыми складками. С рукавами - называлась епанечка, на лямках - коротенька. Вышитый передник тоже мог иметь рукава, но чаще надевался на шею или повязывался над грудью. Ну и в праздник - красивый платок или шаль, скажем, каргопольский золотой платок с узорами. Таков наряд крестьянок русского Севера.
1.2.2 Украинская народная вышивка
Традиционное народное искусство украинцев являлось составной частью их жизни - оно сопровождало человека от рождения до смерти. Любой предмет материальной культуры украинцы тщательно украшали, проявляя свою фантазию и мастерство; секреты мастеров передавались по наследству, тем самым вырабатывалась традиция, характерная для различных групп этноса. Предметом народного искусства следует считать украинскую вышивку. Она широко использовалась в народном костюме и в быту. Вышивка украинского костюма богата и разнообразна. Ею украшали женские и мужские рубахи, верхнюю одежду, головные уборы. Мотивы орнаментов, композиции, цвета передавались из поколения в поколение, становясь традиционными. Орнаментальные мотивы были геометрическими (ромбы, розетки, звезды), растительными. Способов вышивания и их разновидностей имелось много. Древнейшими видами народной вышивки были заволiкання, занизування и настилування.
Вариантом последней техники является широко распространенная на Украине вышивка гладью. Известная техника вирiзування обычно применялась с другими видами вышивки. Кроме эстетического значения, вышивка на одежде нередко маркировала возраст людей, их семейное и социальное положение. По цветовой гамме вышивки украинские сорочки делятся на одноцветные, двухцветные и полихромные. Первые характерны для Польши, Черниговщины и Полтавщины, двухцветные - преимущественно для Киевщины и большей части Подолья, полихромные - для Западного Подолья и Карпат.
Для вышивок северной части Украины (северные районы Черниговщины и Волыни) характерен красный цвет. Вышивка этих районов аналогична русской и белорусской. В средней полосе Украины (юг Черниговщины, Полтавщина, Харьковщина, Киевщина, северные регионы Днепропетровщины и Херсонщины) красные цвет встречается наряду с синим, реже - с черным. В южных районах к этим цветам присоединяется желтый. В Подолье черный цвет встречается в соединении с красным. В районах, граничащих с Бесарабией и Буковиной, встречается вышивка, обогащенная бисером и металлическими украшениями, что сближает ее с молдавской и южнославянской. Закарпатские тканые изделия примыкают к белорусско-русским. На Гуцульщине получил многостороннее развитие типичный для всех восточных славян прием орнаментации тканей в виде чередующихся гладких и орнаментированных полос и бордюров. В Украинском художественном ткачестве получила широкое развитие растительная орнаментика, излюбленным мотивом при этом стал ветвистый цветок или дерево. Этот мотив характерен как для рушников, так и для ковроткачества, распространенного на Украине повсеместно, но особенно в центральной и восточной ее областях.
1.2.3 Тканые орнаменты стран Балтии
Орнаментальное искусство в странах Балтии занимает особо важное место. Именно в произведениях народного крестьянского ремесла (вязание, вышивка, ткачество) на протяжении столетий бережно сохраняются и утверждаются национальные художественные традиции. Они отличаются органическим слиянием эстетического начала с практической необходимостью вещи, что создает неразрывное единство формы и содержания украшений предметов народного быта и повседневного костюма.
Ассортимент и орнаментация тканых предметов прибалтийских народов имеет много общих черт, однако в творчестве каждого из них издавна сложились свои национальные особенности наборов узорных фигур, их композиционных принципов и цветового строя. Воспитатель может использовать прибалтийские узоры при обучении детей старшего дошкольного возраста аппликации.
Тканые изделия Латвии характеризуются гармоничностью, теплыми тонами цветовой гаммы, обилием разновидностей геометрического орнамента. Они широко применяются в оформлении декоративных тканей, для изготовления полотенец, покрывал, дорожек. Из ткани шьются национальная одежда и ее дополнения: шали, ленты, пояса.
Орнаментация тканей создается сочетанием горизонтальных и вертикальных цветовых нитей. Они образуют различные клетки, фигуры квадратов, комбинации полос, многообразных розеток. Благодаря разным сочетаниям фигур и цвета передают целую гамму настроений.
1.2.4 Вологодское кружево
Под вологодским кружевом понимается русское кружево вообще.
Русское кружево, создаваемое руками наших женщин, - одно из ярких проявлений русского художественного гения. Здесь, как и в других видах народного искусства, во всей полноте выразилось художественное дарование нашего народа. Русское плетеное кружево отличается от всех других кружев богатством и разнообразием узоров и, вместе с тем жизненностью мотивов. Даже самые дорогие кружева с изумительно сложным плетением отличаются изяществом и четкостью узора. Самым сложным узорам присуща прозрачная ясность.
Русское кружево в совеем развитии прошло долгий путь от простейшей отделки одежды и предметов обихода до сложного по своей технике и художественному замыслу кружева.
Кружево – удивительное творение человеческой фантазии, зародилось как вид народного текстильного промысла и со временем обогатило сфер искусства, поражая роскошью ажурных узоров и переплетений.
История проявления и развития кружев полна загадок и противоречий. Наиболее древними центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия. От них все остальные страны Европы научились кружевному делу. «Ни один центр кружевной промышленности в России не пользовался столь громкой известностью, как город Вологда и его скромные обитатели»,- писала Софья Давыдова в совеем знаменитом исследовании «Русское кружево и русские кружевницы».
До сих пор неизвестно, когда в обширном вологодском крае возникло искусство плетения кружев, почему на Севере, именно на вологодских землях оказалось столь любимым и популярным это ремеслом.
Кружевоплетение знает несколько способов и разновидностей, из которых Вологда славилась главным образом парной и сцепной техникой. Парной выполняют множеством (до 200) пар коклюшек и применяют в основном при создании мерных кружев- прошивок и фестончатых краев для отделки. В сцепной технике плетут штучные изделия: скатерти, накидки, покрывала и др. Их выплетаю по частям, которые затем соединяют небольшими скреплениями – сцепами с помощью вязального крючка.
Однако любое кружевное изделие создается из непременных четырех элементов – тесьмы- полотнянки, сетки-решетки, плотной овальной или квадратной насновки и шнурочка-плетешка. Все бесчисленное множество узоров кружева строится на их разнообразном рисунке и вариациях, сочетаний, часто оригинальных и неповторимых в каждой местности, где развито кружевоплетение.
В работе нет возможности познакомиться со всеми видами национальных орнаментов, которые можно использовать в качестве образцов на занятиях по изобразительной деятельности. Каждый народ имеет свои, непохожие на другие, орнаменты. Мы рассмотрим Вологодское кружево, образцы которого можно найти в альбомах по искусству, в журналах мод, в пособиях по кружевоплетению.
1.3 Феноменальное явление Вологодского кружевного орнамента
Геометрические мотивы широко представлены в Вологодском кружеве. К первичным архаическим мотивам относятся точки, линии (прямые и ломаные), круги, многоугольники, меандр и др.
Поначалу в изделиях кружевного промысла были отражены старинные местные узоры, от простейших мерных численных, исполняемых без сколка, до сложных сцепных. В то время было банальным утверждение, что орнаменты кружева навеяны причудливыми рисунками мороза на окнах. Возможно, был и такой путь в неуемной фантазии кружевниц. Но представив мысленно все бесчисленное множество и разнообразие кружевных узоров, вряд ли можно согласиться, что этот путь был единственным. Уже одно перечисление названий старинных вологодских кружев говорит о самых различных впечатлениях и ассоциациях, которые послужили поводом к их возникновению: "суковатка", "косорядка", "банты", "паучок", "денежка", "ключики", "фарфорики", "елочка", "роза", "железная дорога", "черепашка", "американская клетка", "устьянская терка" и многие другие.
Большинство из них строятся повторением или чередованием простых геометрических форм - ромбов, квадратов, овалов, зигзагообразных полос, помещенных на фоне прозрачных сеток и решеток. Подобные орнаменты более характерны для мерного парного кружева. В крупных изделиях сцепного плетения чаще выполнялись растительные узоры, мотивы изобразительного характера. Так, например, типичное для многих видов народного искусства изображение птиц по сторонам дерева в вологодском кружеве приобрело свое выражение. Гибкая непрерывная линия полотнянки-вилюшки мягкими движениями и плавными поворотами выявляла композицию, где все фигуры сливались в едином линейном ритме.
Ромб, в большинстве случаев, составляет основу орнаментальных композиций, а также служит дополнением к другим геометрическим или растительным мотивам. Ромбы сочетаются в разных комбинациях: вписываются один в другой, соединяются цепочкой, располагаются рядами, чередуются с розетками, восьмиугольными звездами, косыми крестами и т.д. Кроме простых ромбов («кругов») встречаются его усложненные варианты: гребенчатый, лучистый, ступенчатый, плетеный, ромб, пересеченный двумя диагоналями и ромб с крюками («лягушка»). Ромбы разной конфигурации часто составляют «каркас» орнамента, который внутри и снаружи обрастает мелкими ромбами, розетками, звездами, овалами, зигзагами и т.д., создающими сложный насыщенный рисунок узора. Наиболее часто встречается композиция, построенная на простом чередовании ромба с восьмилепестковой розеткой; другой ее вариант - розетка, вписанная в ромб. Ромбы составляют головы антропоморфных фигур, входят в состав изображений дерева, размещаются в разных местах на фоне узора. Изображение ромба у славян всегда было связано с понятием дома, усадьбы, солнца, тепла и благополучия.
Треугольники, квадраты и прямоугольники чаще всего выступают как рядовой элемент геометрического орнамента, наполняются другими знаками или «обрастают» ими. Частым элементом кружевоплетения являются крестообразные фигуры. С крестом связывалась идея процветания, удачи, поэтому практиковалось многократное воспроизведение креста с целью усиления и увеличения благополучия. Он использовался в народном творчестве в качестве оберега и символа солнца. Нередко крест выступал в соединении с ромбами, розетками, квадратами, кругами. Чаще всего встречается косой крест и равноконечный, в составе сюжетной композиции. Они обогащались введением дополнительных декоративных элементов, орнаментальным заполнением внутренних плоскостей.
Широко распространенным в Вологодском кружевном промысле является растительный орнамент. В изделиях из кружев часто представлен мотив изображений цветов. Все композиции растительных форм являются вариантами одного и того же элемента дерева-цветка. Изображение «дерева жизни» имело магическую силу приносить счастье, искоренять зло, всякую ворожбу.
Цветы в самых разнообразных комбинациях - на ветках, в гирляндах, букетах, вазах, на деревьях и т. п. - занимали центральное место в вышивке. Одни из них были трактованы очень условно, другие сильно геометризированны, но в большинстве случаев приближены к натуре, с сохранением основных видовых свойств изображаемого растения. Излюбленными были мотивы роз разнообразной модификации, лилии - символа чистоты, непорочности. Встречаются изображения цветущей фуксии, из полевых цветов - мака., василька, ромашки, барвинка. Всегда узнаваемы дубовые, виноградные листки, остальные резные - обобщенные образы виноградно-калиновых листьев.
Но, наряду с сохранением наследия, главной задачей вологодских кружевниц стало создание новых орнаментов, разработка современных мотивов и композиций в украшении кружевных изделий. Сегодня в работах тех лет ощущается дух времени, приметы новой жизни. Одной из традиций старого народного искусства было умение любую тему претворить в орнамент и подчинить выразительным средствам конкретного вида искусства. Среди узоров вологодских кружев 30-х годов появились символы и эмблемы Советского государства, изображения трактора, самолета, парашюта. Казалось бы, противоречащие самим своим существом природе тонкого изящного искусства, они нашли естественную и оправданную, для кружева форму претворения.
В вологодских кружевах четко различается основной рисунок и фон. Основной узор - цветы, деревья, снежинки. Элементы кружева имеют выразительные местные названия: "денежка", "паучок", "пуговка", "березка". Распространенный мотив - куст с широкими лапчатыми листьями, покрытый "цветами" из насновок в шесть и более лепестков. Иногда весь "куст" вырастает из "цветка" - розетки. Этот мотив позаимствован из традиционных русских настенных и прялочных росписей. Основной рисунок - крупный с четко выраженным извилистым контуром. Контуром служит плотная вилюшка. Фоном являются решетки из шестиугольных, круглых и квадратных ячеек. Помимо основного узора по фону могут быть разбросаны отдельные розетки и "ветки". Сюжетные мотивы в девятнадцатом веке отличались традиционностью и архаичностью сюжетов. Одним из излюбленных мотивов была сказочная птица счастья - пава. Каждая мастерица старалась создать свой образ этого сказочного существа, вкладывая в него свое понимание прекрасного.
2. Педагогические условия формирование орнаментального образа в рисовании детей 6-7 лет
Выбор возраста детей — 6-7 лет — в данном исследовании обусловлен психолого-педагогическими данными. Так, этот период рассматривается как модель, иллюстрирующая эволюцию знаково-символической деятельности. Уже с 4 лет детей привлекает предельная геометризация орнамента и они в состоянии понять условность его образов-символов. Возможности осмысления условности орнамента детьми, начиная со среднего дошкольного возраста, объясняются бурно развивающейся эмоционально-чувственной сферой, воображением, наглядно-образной памятью и мышлением, которые обладают именно в этот период наибольшей пластичностью и легко поддаются педагогическому воздействию. В этом возрасте появляются внутренний план деятельности, первые формы креативности и попытки создания и реализации замысла.
К 6-7 годам и рука ребенка, как отмечает Т.С. Комарова, становится более "ловкой, подвижной, способной легко и свободно совершать рисовальные движения в разном направлении и разной длительности", от уровня развития которых зависит умение творчески решать любую изобразительную задачу.
С 6-летнего возраста у детей сформировано отношение к людям своей и других национальностей. Это может послужить, на наш взгляд, основанием для понимания национального аспекта родового, заложенного в орнаментальном образе.
В соответствии с целью и гипотезой, перед исследованием были поставлены следующие задачи:
• проверить состояния рассматриваемой проблемы в психолого-педагогической и научно-методической литературе;
• разработать комплекс мероприятий - на занятиях рисованием - по формированию орнаментального образа средних дошкольников;
• провести апробацию разработанного комплекса мероприятий.
Для более комплексного исследования проблемы формирования орнаментального образа дошкольников, в работе были применены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение; педагогический эксперимент. В ходе педагогического эксперимента был использован метод педагогического тестирования.
Основными способами изучения и обобщения передового опыта формирования орнаментального образа дошкольников в нашем исследовании явились: анализ литературных источников, изучение документов планирования занятий с дошкольниками и их родителями, педагогические наблюдения. Изучение и анализ научно-методической литературы, связанной с темой нашего исследования, позволили определить круг вопросов, требующих разрешения, конкретизировать задачи.
Педагогический эксперимент, проведенный нами проходил на базе МОУ СОШ № 1 филиала Спасской начальной школы- детского сада пос. Приволжье Самарской области, проходил он в три этапа:
1) констатирующий эксперимент;
2) формирующий эксперимент;
3) контрольный эксперимент.
В педагогическом эксперименте принимали участие 5 детей подготовительной группы, составляющих экспериментальную группу.
Для проверки практической эффективности занятий, проводимых с дошкольниками была выделена экспериментальная группа из 5 дошкольников с разным уровнем развития.
2.1 Особенности изображения орнаментального образа в рисунках детей 6-7 лет
Целью проведения констатирующего эксперимента является выявление знаний у детей об народных текстильных промыслах и об орнаментальном образе в рисовании
Задачи констатирующего эксперимента:
1) выявить у детей элементарные знания о текстильных народных промыслах.
2) выявить возможность детей создавать орнаментальный образ в рисовании;
2) провести диагностику уровня сформированности орнаментального образа детей в экспериментальной и контрольной группах.
Формирование орнаментального образа в рисунках детей среднего дошкольного возраста предполагает:
- во-первых, формирование способности понимания орнаментального образа в единстве его ценностно-смыслового, мировоззренческого содержания и выразительно-изобразительной стороны воплощения;
- во-вторых овладения системой передачи изобразительно-выразительных средств орнамента в рисовании.
Отсюда следует, что диагностику сформированности орнаментального образа дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по следующим направлениям: формирование знаний о народном декоративно-прикладном искусстве, а именно об текстильных промыслах и об отличительных особенностях текстильного орнамента народных промыслов, а также умение рисовать орнамент в различных геометрических фигурах и умение украшать бумажный силуэт в соответствии с особенностями народного промысла.
Критерии сформированности уровня знаний об орнаментальном образе:
1) знания о народных текстильных промыслах;
2) знания о характерных особенностях орнаментального образа текстильных промыслов;
3) умение рисовать орнамент в различных геометрических формах, используя геометрические и растительные элементы;
4) умение украшать бумажный силуэт орнаментом предложенных текстильных промыслов.
Контрольные задания для определения уровня знаний о текстильных промыслах народного декоративно-прикладного искусства и уровня знаний дошкольников об особенностях орнаментального образа различных текстильных промыслов.
Задание № 1. «Ярмарка».
Цель задания: определить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о народных текстильных промыслах и об отличительных особенностях орнаментального образа текстильных изделий народного декоративно-прикладного творчества.
Методы: игра, беседа, запись действий и ответов детей.
Оборудование: текстильных изделий декоративно-прикладного искусства: русская вышивка, украинская вышивка, Вологодское кружево, тканные изделия стран Балтии.
Ход задания
Проводится индивидуально с каждым ребенком. Педагог предлагает ребенку помочь организовать ярмарку, т.е. выставку и продажу текстильных изделий народного декоративно-прикладного искусства. Для этого он должен разложить предметы по орнаментальным образам, характерным для каждого вида текстильных изделий декоративно-прикладного искусства. После того как ребенок справится с заданием, педагог предлагает ему стать продавцом, а на себя берет роль покупателя.
Педагог. Теперь ты будешь продавцом на ярмарке. Продавец должен знать все о своем товаре, суметь рассказать о нем так, чтобы посетитель захотел приобрести у него предметы народного искусства.
- Покажите изделия с русской вышивкой.
- Чем отличается русская вышивка от украинской?
Педагог показывает на Вологодское кружево и спрашивает:
- Как называется этот вид текстильных изделий?
- Чем отличаются изделия Вологодского кружевного промысла от изделий с русской вышивкой?
- Что общего в орнаменте этих изделий?
- Что вы можете рассказать об орнаменте каждого из этих изделий?
- А есть ли у вас текстильные изделия, не похожие на вышивку и кружева? Что вы можете рассказать о них?
Педагог. Мне очень понравилась ваша выставка. Я бы хотела приобрести красивую вещь в подарок, что вы мне посоветуете?
После предложения ребенка педагог благодарит за оказание помощи в выборе покупки.
Анализ результатов:
Показатель – знания об отличительных особенностях орнаментального образа текстильных изделий народного декоративно-прикладного творчества.
Высокий уровень (3 балла).
Ребенок знает проявляет интерес к текстильным промыслам декоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Знает характерные особенности орнаментов текстильных промыслов. Аргументирует выбор того или иного промысла. Ребенок знает и в основном правильно называет виды текстильных изделий. При восприятии предметов может дать им эстетическую оценку.
Средний уровень (2 балла).
Ребенок проявляет интерес к текстильным изделиям декоративно-прикладного творчества. Иногда путается в названии текстильных промыслов. Не всегда правильно выделяет характерные особенности орнамента того или иного текстильного промысла. В основном аргументирует свой выбор изделий. При восприятии предметов может дать им эстетическую оценку.
Уровень ниже среднего(1 балл).
Ребенок проявляет слабый интерес к текстильным промыслам народного декоративно-прикладного искусства, неохотно вступает в игру. Ребенок путает и не всегда правильно называет текстильные промыслы. С трудом выделяет характерные особенности орнамента того или иного текстильного промысла. Затрудняется аргументировать свой выбор изделий текстильного промысла. При восприятии предметов текстильного промысла затрудняется дать им эстетическую оценку.
Контрольное задание для определения уровня сформированности умения рисовать орнаментальные образы текстильных промыслов в различных геометрических формах, используя геометрические и растительные элементы.
Задание № 2. « Нарисуй орнамент»
Цель занятия: определить уровень умения рисовать орнаментальные образы в различных геометрических формах.
Материал: геометрические формы из бумаги белого цвета:
Квадрат (15х15см);
Прямоугольник (8х22 см);
Равносторонний треугольник (115см);
Овал (8х26 см);
Круг (d 18 см).
Круглая кисть № 3, №4, гуашь 12 цветов, палитра, салфетка, баночка с водой.
Ход задания
Педагог предлагает ребенку выбрать любую геометрическую фигуру. После того как ребенок выбрал фигуру, педагог спрашивает, как называется эта геометрическая фигура. Если её украсить узором, на что она может быть похожа?
Затем педагог предлагает ребенку нарисовать орнамент в выбранной форме.
В конце задания можно спросить ребенка, что у него получилось
Анализ результатов:
Показатель – умение рисовать орнамент
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок правильно называет все геометрические фигур. Самостоятельно составляет орнамент, используя ритм и симметрию в композиционном построении. Умеет смешивать краски в палитре для получения нужного оттенка. В процессе рисования владеет навыками кистевой росписи, без труда выполняет декоративные элементы – точки, кружки, прямые и волнистые линии, капельки, листики, завитки и т.д. Для украшения использует печатку-тычок.
Средний уровень.(2 балла)
Ребенок не всегда правильно называет геометрические фигуры. При составлении узора иногда обращается за помощью к педагогу. Допускает незначительные ошибки при составлении орнамента. Испытывает незначительные затруднения при смешивании краски на палитре для получения нужного оттенка. В процессе рисования в основном владеет навыками кистевой росписи, но при выполнении декоративных элементов затрудняется выполнять некоторые из них (тонкие линии, капельки, листики и завитки).
Уровень ниже среднего.(1 балл)
Ребенок затрудняется назвать основные геометрические фигуры. При составлении орнамента постоянно обращается за помощью к педагогу. Допускает значительные ошибки при украшении орнаментом представленной формы. Испытывает затруднения при смешивании краски для получения нужного оттенка. В процессе рисования показывает навыки кистевой росписи. Не может выполнять декоративные элементы (прямая и волнистая линия, точки, кружки, капельки, листики и т.д.)
Контрольное задание для выявления умения украшать бумажный силуэт в соответствии с представленной формой т особенностями народного промысла.
Цель: определить уровень умения украшать бумажный силуэт в соответствии с представленной формой и особенностями народного промысла; уточнить знания о текстильных промыслах.
Оборудование: фотографии с изображением предметов текстильных промыслов: фартук с украинской вышивкой, салфетка с русской вышивкой, Вологодская кружевная шаль.
Ход задания
Педагог предлагает детям рассмотреть фотографии предметов различных текстильных промыслов.
Затем педагог предлагает детям раскрасить на выбор два бумажных силуэта в соответствии с представленной формой и представленных орнаментов текстильного промысла.
Анализ результатов:
Показатель – умение украшать бумажный силуэт в соответствии с представленной формой и особенностями орнамента текстильного промысла.
Высокий уровень (3 балла)
Рассматривая фотографии с предметами текстильного промысла, ребенок безошибочно называет их. Предложные педагогом бумажные силуэты соотносить с реальными предметами и украшает (без помощи взрослого) в соответствии с особенностями орнамента предметов текстильного промысла. Самостоятельно подбирает цветовую гамму и при необходимости пользуется палитрой.
Средний уровень.(2 балла)
Рассматривая изображения предметов текстильного промысла, ребенок безошибочно называет их. Предложенные педагогом бумажные силуэты соотносить с реальными предметами и украшает в соответствии с особенностями орнамента того или иного текстильного промысла, изредка обращаясь к помощи взрослого. В отдельных случаях затрудняется подбирать цветовую гамму.
Уровень ниже среднего (1 балл)
Рассматривая изображения предметов текстильного промысла, ребенок затрудняется назвать и показать их. Предложенные педагогом бумажные силуэты не всегда соотносит с реальными предметами и украшает по своему усмотрению, без учета характерных особенностей орнамента текстильного промысла. Часто обращается к помощи взрослого. Затрудняется самостоятельно подбирать цветовую гамму для украшения.
Результаты диагностики дошкольников экспериментальной и контрольной групп представлены в таблицах 1-2 и рис.1.
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Знания о текстильных промыслах народного декоративно-прикладного искусства |
знания об особенностях орнаментального образа различных текстильных промыслов |
Умение рисовать орнаментальные образы в различных геометрических формах, используя геометрические и растительные элементы |
умения украшать бумажный силуэт в соответствии с представленной формой и особенностями народного промысла |
Средний балл |
Общий уровень развития |
||||
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
||||
1 |
Настя Ш. |
2 |
С |
1 |
НС |
2 |
С |
2 |
С |
1,75 |
С |
2 |
Лиза Т. |
1 |
НС |
1 |
НС |
2 |
С |
2 |
С |
1,5 |
С |
3 |
Женя Т. |
1 |
НС |
1 |
НС |
1 |
НС |
1 |
НС |
1 |
НС |
4 |
Максим П. |
1 |
НС |
1 |
НС |
2 |
С |
2 |
С |
1,5 |
С |
5 |
Коля О. |
1 |
НС |
1 |
НС |
2 |
С |
2 |
С |
1,5 |
С |
Средний рез. |
1,2 |
НС |
1 |
НС |
1,8 |
С |
1,8 |
С |
1,45 |
с |
Таблица 1 Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной группе.
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Знания о текстильных промыслах народного декоративно-прикладного искусства |
знания об особенностях орнаментального образа различных текстильных промыслов |
Умение рисовать орнаментальные образы в различных геометрических формах, используя геометрические и растительные элементы |
умения украшать бумажный силуэт в соответствии с представленной формой и особенностями народного промысла |
Средняя оценка в баллах |
Общий уровень |
||||
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
||||
1 |
Настя П. |
2 |
С |
1 |
НС |
1 |
НС |
1 |
НС |
1,5 |
НС |
2 |
Вова М. |
2 |
С |
1 |
НС |
1 |
НС |
1 |
НС |
1,25 |
НС |
3 |
Саша Р. |
1 |
НС |
1 |
НС |
2 |
С |
2 |
С |
1,5 |
С |
4 |
Катя К. |
2 |
С |
1 |
НС |
2 |
С |
2 |
С |
1,75 |
С |
5 |
Настя Т. |
1 |
НС |
1 |
НС |
2 |
С |
2 |
С |
1,5 |
С |
Средний рез. |
1,6 |
С |
1 |
НС |
1,6 |
С |
1,6 |
С |
1,5 |
С |
Таблица 2 Результаты констатирующего эксперимента в контрольной группе.
Рис.1 Результаты диагностики детей контрольной и экспериментальной групп констатирующего эксперимента.
Сравнивая результаты диагностики экспериментальной и контрольной групп (табл. 1-2, рис.1), констатируем:
1. Дошкольники экспериментальной и контрольной групп в целом показали:
- уровень ниже среднего в разделе «Знания об особенностях орнаментального образа» - по 1 баллу в каждой группе;
2. Уровень сформированности знаний об текстильных промыслах декоративно-прикладном искусства у дошкольников экспериментальной группы ниже чем у контрольной на 0,4 балла.
3. Уровень умений рисовать орнаментальные образы в различных геометрических формах, используя геометрические и растительные элементы и умений украшать бумажный силуэт в соответствии с представленной формой и особенностями народного промысла в обоих группах соответствует среднему. В обоих случаях в экспериментальной группе показатель на 0,2 балла выше чем в контрольной.
Анализ проведенного с детьми эксперимента показал, что:
Малая, для своего возраста, база знаний об текстильном промысле, как виде народного декоративно- прикладного искусства;
У детей недостаточно знаний о составлении орнамента в рисунке, исходя из вида текстильного промысла;
Некачественное выполнение работ.
Женя Т. мало проявлял активность в процессе выполнения заданий. Имеет малую базу знаний о народных текстильных промыслах. Ребенок не знает многие виды текстильных промыслов, не соблюдает композиционное и ритмическое построение орнамента. Лиза Т. Характеризуется слабым проявлением интереса к текстильному промыслу и знаний о нем. В основном знает характерные особенности предложенных текстильных промыслов (орнамент, цвет). Настя П. знает, но всегда правильно называет виды текстильных промыслов. Затрудняется в выделении характерных особенностей каждого из предложенных видов текстильных промыслов. В процессе рисования не умеет составлять простейшие орнаменты и узоры. Вова М. характеризуется проявлением интереса к изделиям народного текстильного промысла. Ребенок знает, но не всегда правильно называет виды текстильных промыслов. Настя Т. Характеризуется слабым проявлением интереса к народному текстильному искусству. Ребенок не знает многие виды текстильных промыслов. В декоративном рисовании умеет составлять простейшие орнаменты и узоры.
Исходя из уровня развития данных детей, для дальнейшего исследования из них была сформирована экспериментальная группа.
2.2 Разработка средств и способов формирования орнаментального образа в рисунках детей на материале Вологодского кружевного промысла
Целью формирующего педагогического эксперимента являлся выбор наиболее эффективного способа формирования орнаментального образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста на материале Вологодского кружевного промысла.
Характерной особенностью раздела «Художественно-эстетическое воспитание» (подготовительной к школе группы) Программы воспитания и обучения детей является расширение представления детей о разнообразии народного искусства, художественных промыслов, а также о формировании эстетического отношения к художественно-творческой деятельности.
Дети учатся создавать узоры по мотивам народных промыслов, в том числе и текстильных; закрепляется умение создавать орнаментальные композиции на силуэтах предметов по мотивам того или иного вида текстильного промысла, используют характерные для него орнаменты и цветовую гамму.
Содержание формирующего эксперимента наметилось исходя из задач и методов, разработанных с учетом анализа констатирующего эксперимента. Оно включает 4 занятия по следующим темам: «Возникновения образов в народном искусстве» (Приложение 1), «Беседа о Вологодском орнаменте»(Приложение 2), «Образ птицы, знака-символа в кружевных изделиях» (Приложение 3), «Образы и мотивы в орнаментах Вологодского кружева (рисование по мотивам Вологодского кружева) (Приложение 4).С целью закрепления умения изображать геометрические кружевные орнаменты в рисунках детям было предложено три задания(Приложение № 5). Занятия проводились с целью вызвать у детей эмоциональный отзыв на предметы Вологодского кружевного промысла, поупражнять в изображении отдельных элементов орнамента Вологодского кружева.
Задачи:
Подвести детей к изображению орнамента Вологодского кружева.
Показать существенную разницу между орнаментом Вологодского кружева и другими текстильными промыслами (русская вышивка, украинская вышивка).
Научить детей способам изображения текстильных орнаментов.
Создать условия для формирования у детей орнаментов Вологодского кружева.
Разработать упражнения, направленные на формирование орнаментального образа.
Занятия с детьми способствовали проявлению интереса к народным текстильным промыслам. Наибольший интерес у детей вызвало Вологодское кружево. Придавалось большое значение качеству изображения орнаментов, их разнообразие, умению правильно его рисовать. Главное, о чем мы не забывали, это о необходимости ненавязчивом и твердом ведении ребенка вперед, учитывая его индивидуальность, его возможности.
При разработке комплекса мероприятий - мы опирались на следующие источники:
- программы, направленные на художественно-эстетическое воспитание дошкольников: "Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию» (под редакцией Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, 1979), "Рисование в дошкольном детстве» (Н.П. Сакулина, 1965), " Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду по разделу «Изобразительная деятельность» (М.А.Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова, 2007), "Программа по изобразительной деятельности в детском саду (Г.С. Швайко, 1997);
В работе с дошкольниками по формированию у них орнаментального образа мы использовали интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, изобразительной деятельности, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, а также организации самостоятельной деятельности детей.
Нами проводилась работа с педагогами ДОУ, в частности, была проведена консультация на тему «Орнамент сквозь века». Материалы представлены в приложение 6.
Таким образом, экспертиза показала, что детям необходимо дать хорошую базу в приобретение умения изображать орнамент Вологодского кружева.
Взрослому необходимо выражать одобрение по поводу каждой удачи самого юного творца, постоянно поощрять детей, делая любую ошибку легко исправимой.
Занятия проходили в доверительной обстановке и спокойной атмосфере, где мы стремились к тому, чтобы все дети проявляли себя. В группе ребята рисовали охотно и свободно. Свои работы выполняли увлеченно, непринужденно и ответственно. Необходимо отметить, что при сопоставлении работ формирующего и констатирующего экспериментов видно полную динамику.
2.3. Проверка эффективности разработанной методики формирования в рисунках детей 6-7 лет орнаментального образа на материале Вологодского кружева.
Завершив намеченный план работы, был проведен контрольный эксперимент.
Цель- выявление результатов проведенной работы по формированию орнаментального образа в рисунках детей на материале Вологодского кружевного промысла.
Задачи:
Закрепить особенности изображения орнаментального образа Вологодского кружева;
Побуждать эмоциональные чувства, удовольствие и радость.
Дети из экспериментальной группы использовали те знания и практический опыт, которые они получили на занятиях в формирующем эксперименте. Результаты представлены в таблице № 3 и № 4.
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Знания о текстильных промыслах народного декоративно-прикладного искусства |
знания об особенностях орнаментального образа различных текстильных промыслов |
Умение рисовать орнаментальные образы в различных геометрических формах, используя геометрические и растительные элементы |
умения украшать бумажный силуэт в соответствии с представленной формой и особенностями народного промысла |
Средняя оценка в баллах |
Общий уровень |
||||
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
||||
1 |
Настя П. |
3 |
В |
2 |
С |
3 |
В |
3 |
В |
2,75 |
В |
2 |
Вова М. |
3 |
В |
3 |
В |
2 |
С |
2 |
С |
2,5 |
С |
3 |
Лиза Т. |
3 |
В |
3 |
В |
3 |
В |
3 |
В |
3 |
В |
4 |
Женя Т. |
2 |
С |
2 |
С |
3 |
В |
3 |
В |
2,5 |
В |
5 |
Настя Т. |
2 |
С |
2 |
С |
3 |
В |
3 |
В |
2,5 |
В |
Средний рез. |
2,6 |
В |
2,4 |
С |
2,8 |
В |
2,8 |
В |
2,65 |
В |
Таблица 3 Результаты контрольного эксперимента в экспериментальной группе.
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Знания о текстильных промыслах народного декоративно-прикладного искусства |
знания об особенностях орнаментального образа различных текстильных промыслов |
Умение рисовать орнаментальные образы в различных геометрических формах, используя геометрические и растительные элементы |
умения украшать бумажный силуэт в соответствии с представленной формой и особенностями народного промысла |
Средняя оценка в баллах |
Общий уровень |
||||
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
||||
1 |
Настя Ш. |
2 |
С |
2 |
С |
1 |
НС |
1 |
НС |
1,5 |
С |
2 |
Максим П. |
2 |
С |
1 |
НС |
2 |
С |
1 |
НС |
1,5 |
С |
3 |
Саша Р. |
2 |
С |
1 |
НС |
2 |
С |
2 |
С |
1,75 |
С |
4 |
Катя К. |
2 |
С |
2 |
С |
2 |
С |
2 |
С |
2,0 |
С |
5 |
Коля О. |
2 |
С |
1 |
НС |
2 |
С |
2 |
С |
1,75 |
С |
Средний рез. |
2 |
С |
1,4 |
НС |
1,8 |
С |
1,6 |
С |
1,7 |
С |
Таблица 4 Результаты контрольного эксперимента в контрольной группе.
Проанализировав работу контрольного эксперимента можно сделать следующие выводы:
У детей контрольной группы отличительные успехи незначительные. Такие результаты говорят о том, что формирование орнаментального образа у детей данной группы проводится без определенной системы занятия с детьми разного уровня развития. Работы детей не смогли достичь высшего уровня, вследствие недостаточного усвоения основ формирования орнаментального образа.
У детей экспериментальной группы заметно расширились знания. Женя Т. Активно принимал участие на занятиях. Упрочнил свои знания об народных текстильных промыслах. Умело соблюдал композиционное и ритмическое распределение орнамента в рисунках и предложенных силуэтах изделий Вологодского кружева.(- Сделаю такую же скатерть, как у моей бабушки.- сказал мальчик при предложении воспитателя украсить прямоугольник орнаментом. – А какая у бабушки скатерть?- Как паутинка, легкая и воздушная- обобщил Женя). У Лизы Т. успехи значительнее, она стала активнее на занятиях, использовала полученные знания и умения, творчески подошла к работе, правильно использовала ритм и симметрию в построении орнаментов и узоров. Настя П. стала проявлять устойчивый интерес к народному текстильному промыслу, а именно к Вологодскому кружеву (« Оно похоже на волшебные снежинки…»). Умело выделяет характерные особенности орнамента русской вышивки и Вологодского кружева (« - Орнамент вышивки разноцветный, а кружева только белые или черные, редко когда цветные» - констатировала девочка. « Кружево, как волшебство, как фата у невесты, красивое…»). Самостоятельно осуществляет перенос имеющихся знаний и навыков с целью совершенствования изображения орнамента Вологодского кружева. У Насти Т. так же возрос интерес к народным текстильным промыслам, к предметам Вологодского кружева. (При рассмотрении иллюстраций изделий Вологодского кружева девочка увидела кружевную игрушку собачку:– Она, как живая. Как мой белый пудель Тоша. Такая же веселая и белоснежная. Я когда вырасту, то же сделаю такую. -Девочка нарисовала собачку и украсила её почти таким же орнаментом.) Девочка научилась выполнять узоры на треугольнике, квадрате и круге. Умеет украшать предметы с помощью орнаментов и узоров, используя ритм и симметрию. Вова М. знает и правильно называет виды народных текстильных промыслов («- Вязание – это бабушка вяжет варежки, носки спицами и крючком. Вышивка – это мы в старшей группе делали подарок на 8-е марта маме, на тряпочке и пяльцах, я вышил солнышко и слово мама. Кружево – это у мамы воротничок на платье, как паутина тоненькое.» - сделал для себя вывод мальчик), находит отличительные особенности одного вида от другого.
Динамика формирования орнаментального образа детей в экспериментальной и контрольных группах представлена в рис. 2,3.
Рис.2 Динамика формирования орнаментального образа детей в экспериментальной группе (на материале констатирующего и контрольных экспериментов).
Условные обозначения:
Номер в диаграмме |
Имя и фамилия ребенка по цвету, соответствующему в диаграмме. |
1 |
Настя П. |
2 |
Вова М. |
3 |
Лиза Т. |
4 |
Женя Т. |
5 |
Настя Т. |
Рис.4 Динамика формирования орнаментального образа детей в контрольной группе (на материале констатирующего и контрольных экспериментов).
Условные обозначения.
Номер в диаграмме |
Имя и фамилия ребенка по цвету, соответствующему в диаграмме. |
1 |
Настя Ш. |
2 |
Максим П. |
3 |
Саша Р. |
4 |
Катя К. |
5 |
Коля О. |
Все дети в процессе занятий по изобразительной деятельности рисуют самостоятельно, ни прибегая к помощи взрослого.
Таким образом, эффективность проделанной работы подтверждена следующими результатами (таблица 5 и 6)
Фамилия, имя ребенка |
Средний результат констатирующего эксперимента |
Средний результат контрольного эксперимента |
Качественный уровень |
Настя П. |
1,5 |
2,75 |
1,5 |
Вова М. |
1,25 |
2,5 |
1,25 |
Лиза Т. |
1,5 |
3 |
1,5 |
Женя Т. |
1 |
2,5 |
1,5 |
Настя Т. |
1,5 |
2,5 |
1,0 |
Средний результат |
1,35 |
2,65 |
1,3 |
Таблица 5 Сравнительная таблица результатов данных констатирующего и контрольного экспериментов в экспериментальной группе (в баллах).
Фамилия, имя ребенка |
Средний результат констатирующего эксперимента |
Средний результат контрольного эксперимента |
Качественный уровень |
Настя Ш. |
1,75 |
1,5 |
- 0,25 |
Максим П. |
1,5 |
1,5 |
0 |
Саша Р. |
1,5 |
1,75 |
0,25 |
Катя К. |
1,75 |
2,0 |
0,25 |
Коля О. |
1,5 |
1,75 |
0,25 |
Средний результат |
1,6 |
1,7 |
0,1 |
Таблица 6 Сравнительная таблица результатов данных констатирующего и контрольного экспериментов в экспериментальной группе (в баллах).
Рис. 4 Сравнительные показатели констатирующего и контрольного этапов эксперимента в контрольной и экспериментальной группах.
Как видно качественный уровень в экспериментальной группе составил 1,3 балла, а в контрольной 0,1 балл, что подтверждает эффективность и результативность проделанной работы.
Заключение
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Изучив теоретические исследования по проблеме формирования орнаментального образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста, анализируя результаты проведенного эксперимента, можно с уверенностью говорить о необходимости ознакомления детей с народными текстильными промыслами, которые способствуют формированию орнаментального образа в рисунках старших дошкольников.
Занятия по формированию орнаментального образа развивают эстетически правильное отношение к предметам народного искусства.
Проведение обучения по экспериментальной методике является эффективным средством формирования орнаментального образа и оказывает особое воздействие на создание рисунка.
Структура работы состоит из 2-х частей: теоретической и практической. Опытно-экспериментальная часть состояла из 3- этапов:
Констатирующий эксперимент.
Формирующий эксперимент.
Контрольный эксперимент.
На контрольном этапе исследования были обнаружены положительные изменения в формировании орнаментального образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе.
Подводя итоги проведенной исследовательской работы, появилась необходимость в рекомендации для педагогов:
чаще обращать внимание и оговаривать орнаменты рисунков народных текстильных промыслов, как на занятиях по изобразительной деятельности, так и в повседневной жизни.
В целом задачи исследования можно считать выполненными. Однако, в связи с тем, что данная проблема изучена недостаточно, она требует дальнейших теоретических и практических разработок.
Список используемой литературы
Афанасьева Р. Руководство коллективными работами по рисованию и аппликации // Дошкольное воспитание - 1985 - № 7 – 11-17 с.
Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество – М., Просвещение - 1985 – 193с.
Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве – Изд. Просвещение - 1965-215с.
Саккулина Н.П., Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию – М., Просвещение- 1979 – 272с.
Соломенникова Основные и дополнительные программы ДОУ- М., Айрис-Пресс – 2007 -185с.
Бадяева Т.А. Орнамент в народном искусстве.// Народные художественные промыслы. Теория и практика. Сб. Научных трудов к 50- летию НИИХП. – М.: 1982-104-118с.
Береснева В.Я Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. М.: Искусство – 1982 -368с.
Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Книга для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение - 1986 - 207 с.
Богатеева З.А. Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду: Пособие для воспитателя детсада. - М.: Просвещение, 1982 - 175 с.
Богатеева З.А Тканые орнаменты прибалтийских республик // Дошкольное воспитание - 1982 - № 8 - 34-39 с.
Богуславская ИЛ. О трансформации орнаментальных мотивов, связанных с древней мифологией в русской народной вышивке. М., 1964. — 11 с
Воспитание детей во второй младшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детсада /Сост. Г.Лямина. - М.: Просвещение,1981. - 255 с.
Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Книга для воспитателя детсада / Под ред. Л.Парамоновой. - М.: Просвещение, 1987 - 160 с.
Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада / Сост. Г.Лямина. – М.: Просвещение, 1984 - 288 с.
Герчук Ю. Я. Что такое орнамент: структура и смысл орнаментального образа - М., 1998 – 87 с.
Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для уч-ся пед. училищ / Под ред. В.И.Ядэшко. - М.: Просвещение, 1978. - 416 с.
Зернова Т. Коллективные детские работы // Дошкольное воспитание - 1963 - №3 – 35-38 с.
Зиннуров Ф.А. Эстетические воззрения В.В. Стасова.//Диссертация на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. М., 1953-202с
Каган М.С. Роль взаимодейстивя искусств в педагогическом процессе// Музыка в школе - 1987- № 3-29-31с
Климова Н. Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево. — М., 1991-66с.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006 - 192 с.
Лейзеров Н. Л. Образность в искусстве / Н. Л. Лейзеров. - М.: Наука, 1974 - 206с
Мухина В.С. Психология дошкольника: Учеб. пособие для студ. пед. институтов. - М.: Просвещение, 1975 - 239 с.
24. Некрасова М.А. Народное искусство России в современной культуре. XX-XXI век - М., 2003 – 154 с.
Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд-М.: Просвещение, 2005 -156 с.
Романова Н.В. Фаворский В. Об орнаменте // Декоративное искусство СССР – 1963 - № 7- 24 -28с.
Салтыкова А.А. Образ в декоративно-прикладном искусстве. Избранные труды- М.: 1962 – 89с.
Эльконин Д.Б. Детская психология: Развитие ребенка от рождения до семи лет. – М.: Просвещение, 1960 - 326 с.