Формирование нравственной культуры старшеклассников
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу: "Педагогика"
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Минск 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Нравственность и народные традиции
2. Нравственная культура современного общества
3. Составляющие духовной культуры человека
4. Самовоспитание нравственной культуры подростков
5. Формирование нравственной культуры старшеклассников с учётом возрастных особенностей
Заключение
Список используемых источников
ВВЕДЕНИЕ
Будущий интеллектуальный багаж любой страны в своей основе определяется уровнем образования и воспитанности сегодняшней молодёжи. Причём определяющим станет не система полученных знаний, а мировоззрение человека, формирующееся в первую очередь в семье, социальной среде, образовательно-воспитательных учреждениях. Нравственное воспитание – ядро воспитательной системы, сущностный её компонент. Воспитание подрастающих поколений всегда являлось важнейшей из общественных задач, но эта вечная проблема особенно остро встаёт в переходные периоды общества, когда новые условия резко меняют требования к человеку со стороны общества. Главная особенность современной социально-педагогической ситуации заключается в демократических преобразованиях и изменениях, которые происходят в процессе реформирования системы образования. Однако инновационные процессы в сфере образования осуществляются в условиях резкого обострения воспитательных проблем, продиктованного, прежде всего, экономической нестабильностью и духовным дисбалансом в обществе. В этой работе будут рассмотрены проблемы формирования нравственной культуры старшеклассников, факторы, влияющие на нравственность и способы её повышения. Также будет обозначено влияние на уровень нравственной культуры подростков их окружения, среды, современных тенденций развития общества.
1. Нравственность и народные традиции
Долгие годы социализация личности не обострялась проблемой поколений. Каждый представитель нового поколения должен был приобщаться к тем ценностям, идеалам, знаниям, умениям, которые вырабатывались его предками. Основным критерием деятельности и поведения был принцип: "Так поступали твои деды и отцы, поэтому ты должен поступать также". Проблема поколения не могла возникнуть в этих условиях, как проблема, выходящая за границы технологии передачи накопленного социумом опыта.
В традиционном и стабильном обществе прошлое было схемой будущего. Старшее поколение воплощало в себе мудрость времени, владело всем комплексом знаний и младшие осваивали их в том же объёме, не сомневаясь в их важности и полезности. Новая ситуация требует особенной гибкости, взаимной терпимости к различиям, умения сохранять связь времён, не отторгая прошлого как слишком старого, но и не пренебрегая новым, как недостойным. Иначе разрыв и конфликт между поколениями становиться неизбежным, общество резко разделяется по возрастным группам. Чтобы избежать этого, в социокультурных отношениях необходима взаимная, а не односторонняя терпимость, способствующая диалогу. Преемственность поколений является законом социокультурного развития, поэтому все общественные педагогические и личные усилия должны быть направлены на гармонизацию и диалог поколений. В период обновления общества одной из важнейших воспитательных задач должно быть сохранение преемственности поколений на основе национальных традиций, представлений об идеале гражданина своей страны. Основой преемственности поколений является духовность человека. А духовность – это свойство души, состоящее в бережном отношении, хранении и передачи новым поколениям общечеловеческих ценностей [2, с.8]. Именно сегодня общество переживает регресс гуманности, кризис духовности, индивидуализм, развивающийся культ денег, мишенью деструкции становятся история, культура, язык. В такой ситуации важно не допустить потерю у подростков интереса к отечественной истории, культуре, традициям, приобщать их к великим заслугам предков, создавших всемирно значимые памятники культуры, оставивших нам в наследство высоконравственные ценности и гуманистические заповеди, прославившихся героическими подвигами. Традиционная народная культура гуманистичная и демократична по своей сущности, обладает высоким воспитательным потенциалом, ядром её является идеал нравственного человека. Вся народная культура рождена трудом, трудовой деятельностью, которая уважается и почитается. В труде люди общаются друг с другом, постепенно складывается система норм взаимоотношений, на первое место выдвигается взаимопомощь, дружба, любовь. Идеал человека образно выкристаллизовывается в народных пословицах поговорках, являющихся своеобразными педагогическими миниатюрами. Сказки, песни, афоризмы, героический эпос, изделия народных промыслов становятся наиважнейшим средством обучения и нравственного воспитания. Во всех этих видах народного творчества воспеваются трудовые и героические подвиги народа, красота природы, человеческие добродетели, высмеиваются пороки [1, с.11].
2. Нравственная культура современного общества
Сегодняшнее общество на фоне общих кризисных явлений переживает, в том числе, и духовный кризис. В последние годы наблюдается заметное понижение уровня нормативной культуры в обществе: всё большее число различных явлений общественной жизни, ранее, безусловно, выходивших за рамки социально-нормативной системы, стали считаться нормальными, допустимыми. Приметой современного времени является невостребованность высокой культуры, господство в обществе материальных ценностей. Прежде всего, это проявляется в оценке подростками различных форм досуговой деятельности, в низком качестве их художественных предпочтений. Эмоциональная обеднённость подростков и юношества в результате общих издержек эстетического и недостаточности нравственного воспитания зачастую выливается в асоциальные действия. Таким образом, сохранение духовных основ общества в процессе эстетического, нравственного и экологического воспитания старшеклассников оказывается одной из важных задач нашего времени [2, с.10].
В условиях рынка, как показала общественная практика, утвердиться могут люди способные, предприимчивые, деловые, профессионально компетентные, умеющие быстро адаптироваться к новым условиям, способные к риску, умеющие принимать решение. Можно утверждать, что современная ситуация ориентирует на воспитание личности делового человека. Сегодня в наборе наиболее важных жизненных ценностей учащейся молодёжи можно назвать: потребность в здоровье, свободе, семье, высокооплачиваемой работе, самоуважении и справедливости. В качестве ценностей как цели жизни они отмечают: нормальную семейную жизнь, дружбу, свободу, счастье, чувство собственного достоинства, саморазвитие и стремление к реализации своих способностей. Во взглядах на ценности как средства достижения жизненных целей преобладает оптимизм, самоконтроль, ответственность, воспитанность и честность. Однако социальные позиции и нравственные принципы, которыми учащиеся старших классов руководствуются в своей жизни, оставляют желать лучшего. Основным ориентиром воспитания сегодня должно быть согласованно принятое в обществе представление об идеале гражданина, его жизненной позиции: гражданина – представителя делового мира, гражданина – среднего и мелкого предпринимателя, гражданина-интеллигента, гражданина-рабочего, гражданина-военного и так далее. Вместе с тем все эти идеалы роднят и объединяют такие черты, как патриотизм, преданность идеалам гуманизма, свободы и демократии. Стремление к личному успеху в жизни на благо родины. Всё это говорит о том, что социально-педагогическая ситуация породила новые проблемы гражданского и нравственного воспитания детей и молодёжи. Среди них – экономическое, экологическое воспитание, неформальные объединения молодёжи, воспитание исторической памяти, патриотизма, эстетического отношения к жизни, правовой культуры. [2, с.11]. Роль средств массовой информации в современной жизни достаточно значима, так как они в значительной степени формируют отношения подростков к происходящим событиям. Телевидение формирует у подрастающего поколения образ новой реальности: "настоящий уважаемый человек – человек с деньгами, обладающий престижными вещами". Современные подростки в основном интересуются тем, что им может в дальнейшем обеспечить жизненный успех. Прежде всего, их интересует курс американского доллара, они мечтают работать за границей, что, по их мнению, обеспечивает материальное благополучие. В сегодняшней социально-экономической ситуации с особенной остротой актуализируются общечеловеческие нравственные ценности: совесть, добро, справедливость, милосердие, человеческое достоинство. Особенно важными воспитательными направлениями сегодня выступают: формирование патриотических чувств, национального самосознания, эстетическое воспитание учащихся средствами отечественного художественного наследия. Культурная неосведомлённость непосредственным образом влияет на массовое, в том числе и политическое сознание молодёжи.
3. Составляющие духовной культуры человека
Динамика социальных преобразований в обществе вызывает необходимость по-новому решать проблемы формирования духовной культуры старшеклассников. Термины "духовная культура", "духовный мир личности", "духовные потребности", "духовные интересы" в настоящее время широко употребляются в литературе. Духовность – это соединение красоты, любви, долга и истины. В таком контексте она приближает человека к гармонии. Личность нравственная, как правило, духовная. Духовность – это определяющая, главенствующая её сущность. В ряду потребностей человека духовность является наивысшей. Духовному началу люди отдавали предпочтение во все времена. Духовность – стремление человека жить по совести, это производная совести, её логическое проявление. Это понятие вне социального происхождения, образования и профессии. Быть духовно развитым означает быть способным каждый день жить по законам высокой требовательности. Моральная культура учащихся характеризуется специфическими способами отношений к реальности, к личной деятельности, связанной с избирательным восприятием образцов поведения. Она имеет некоторые особенности: подразделение отношений и поступков на гуманные (благородные, возвышенные) и негуманные, нравственные ценности, принципы и нормы, эталоны поведения черпаются из практики общественных и межличностных отношений. Нравственность выражается в моральности человека по мере регулирования отношений, поступков, она охватывает все стороны деятельности и духовной жизни человека, нравственные нормы и образцы побуждают школьника соотносить своё поведение с определёнными нравственными эталонами [2, с.57]. Неотъемлемым компонентом духовного богатства школьника является эстетическая культура.
Она включает в себя развитие эстетических чувств и вкусов школьника, формирование эстетического сознания учащегося (способности осознавать красоту форм и гармонию красок, отличать истинную красоту от фальшивой), развитие художественных творческих способностей учащихся. Рост эстетической культуры обогащает нравственный мир школьника, возвышая личностные качества. Эстетическая культура учащегося проявляется в системе отношений с окружающими людьми в различных условиях (домашних, в школе, в общественных местах). Полноценное духовное образование не возможно без этической культуры. Цель этического образования состоит в формировании морального сознания старшеклассника, обеспечении не только знания и понимания моральных принципов и норм, но и в достижении осознанности их усвоения, способности руководствоваться ими. Этическая культура влияет на динамику индивидуального самосознания, выработку нравственной позиции в принятии и исполнении решений. Она помогает определить моральные критерии поведения, сделать правильный выбор в конкретной жизненной ситуации. Моральное просвещение повышает культуру нравственного сознания и поведения. Нравственная культура стимулирует моральную способность молодёжи к усвоению знаний, готовность обогащать и умножать духовные резервы личности.
Расширяя и углубляя моральные знания и представления, молодёжь развивает интеллект, эрудицию, воображение, а это, в свою очередь, даёт возможность использовать полученные знания в поведении. Конкретная цель нравственного просвещения – формирование нравственно надёжной и зрелой личности, отличающейся культурой морального суждения, способной использовать моральные знания для анализа обстоятельств, оценки своего поведения и качеств, а также поведения других людей. Научить молодёжь размышлять над морально-этическими проблемами, развить потребность в моральном удовлетворении означает привить навыки анализа мотивов своего поведения, предвидения возможных последствий поступков для окружающих, разграничения добра и зла. О том, как важно формирование духовной и нравственной культуры писал В.А. Сухомлинский, считавший, что самое страшное для человека – это превратиться в спящего с открытыми глазами: смотреть и не видеть, видеть и не думать о том, что видишь, добру и злу внимать равнодушно, проходить спокойно мимо зла и неправды. Этически ориентированное сознание проявляется в уважении к другим людям, признании их человеческого достоинства и потребности быть признанным ими, в стремлении к последовательности своей линии поведения в процессе воплощения добрых намерений в соответствующие поступки [6, с.98].
Физическая культура способствует развитию духовных сил учащихся, помогает познать радость жизни, содействует творческой активности. Красота телосложения, движений, отличная осанка вызывают эстетическое наслаждение. Физическое совершенство органически дополняет духовное богатство и моральную чистоту старшеклассников. Способствуя нравственному, эстетическому, умственному развитию личности, физическая культура и спорт не могут быть заменены или компенсированы иными средствами духовного воздействия. Творчество в спорте – это напряжённый, радостный, одухотворённый труд, который предстаёт как выявление духовных, моральных, физических сил. Реализация школьником своих возможностей, его самоутверждение, как правило, сочетаются с подъёмом душевных сил, духовным обогащением. Спорт и искусство часто дополняют друг друга в своём эстетическом воздействии на личность. Существует тесная взаимосвязь спорта с музыкой и хореографией. Они обогащают физическую культуру, развивают чувство ритма и темпа, обладают сильным эмоциональным воздействием, оригинальной художественной образностью, богатой чувствами, настроением [2 с.59].
Без здоровой природы нет физически и нравственно здорового человека. Поэтому вопросы экологической культуры в последнее время во всём мире вызывают глубокий интерес. Природа – это объект, средство и суть нашей деятельности и в жизни человека и общества имеет универсальное значение: производственное, научное, оздоровительное, эстетическое и воспитательное. Чтобы не утратить свои высокие интеллектуальные и нравственные качества, сохранить себя как носителя культуры, личность творческую, человек должен добиваться не господства, а гармонии и сотрудничества с природой. Важно также осуществить реабилитацию, восстановление и реконструкцию естественной окружающей среды в объёме, необходимом для удовлетворения интересов человека и возможностей науки и технологии. Потребность познания природы – одна из высших духовных потребностей. Развитие экологической культуры определяется уровнем отношения учащихся к природе. Обладая экологической культурой, они осознают общие закономерности развития природы и общества, понимают историю общества как следствие истории природы, первооснову своего становления и существования.
Культура труда также способствует развитию духовной культуры старшеклассников. В процессе труда не только создаются материальные и духовные ценности, но также изменяется сам человек, развивается его сознание. В процессе труда люди вступают в определённые взаимоотношения друг с другом и со средствами производства. Конечный результат любого вида труда человека всегда осмыслен. Для его осуществления необходимы знания, умения, воля, внимание, инициатива, смекалка, дисциплина. В этом смысле труд необходим для развития лучших качеств психики человека. Отношение людей к труду закрепляется в сознании в виде нравственных норм. Отношение к труду как к творчеству становится характерным, проявляясь как в сфере материального, так и духовного производства. В результате формируется тип творческого человека не только по своим жизненным целям, но и по образу действий, специфике подхода к жизни. Творческий труд всегда увлекает людей, захватывает целиком, становиться неотъемлемой частью их жизни, стремлений. В формировании нравственного облика старшеклассников важная роль принадлежит привычкам. Привычки являются индивидуальной принадлежностью личности. Наличие полезных привычек дисциплинирует волю и самообладание, даёт внутреннюю собранность и целеустремлённость. Средоточием нравственности является долг. Долг человека перед человеком, перед обществом, перед своей страной. Долг перед родителями, перед коллективом, перед высшими нравственными принципами. Верность долгу возвышает человека. С умения чувствовать рядом с собой другого человека, понимать его интересы, стремления, согласовывать свои поступки с его человеческим достоинством – с этого начинается долг [8, с.140].
Основополагающими нравственными качествами являются также честь и личное достоинство. Они отражают один из важнейших видов моральных отношений человека – его отношение к самому себе как социально значимому существу. По мнению А.И. Кочетова, в них проявляется знание себя и отношение к себе, преломленные через отношение к себе со стороны других людей. Базисный характер чести и достоинства личности определяется тем, что вместе с такими понятиями, как патриотизм, трудолюбие, гуманизм и коллективизм, они отражают сущность ведущих моральных отношений, существующих в обществе. Закрепившиеся основные моральные отношения человека проявляются в наличии у него определённых нравственных принципов и соответствующих им личностных качеств, между которыми существует взаимосвязь. Наличие базисных нравственных качеств чрезвычайно важно для каждого человека, поэтому их формированию у старшеклассников следует уделять первостепенное значение [3, с.64]. Наиболее существенными составными элементами чести и личного достоинства являются честность, самолюбие, самоуважение, скромность, гордость и так далее. Честь и достоинство находятся как бы на вершине всей системы личностных качеств, как бы венчают весь процесс нравственного воспитания учащихся и являются его итоговым критерием. В этом смысле честь и достоинство – результат воспитания у старшеклассников патриотизма и культуры межнациональных отношений, гуманизма и трудолюбия, дисциплинированности и культуры поведения, а также успешной учебной, трудовой, спортивной деятельности и других социально значимых её видов. К основным смысловым характеристикам чести следует отнести: наличие у человека положительной репутации, уважение к человеку со стороны других людей, внутреннее переживание необходимости усилить свою социальную значимость. Обладать достоинством – значит иметь нечто ценное, полезное и необходимое для себя и других людей. Достоинствами человека считаются его здоровье, сила, разумный образ жизни, образованность, трудолюбие, честность, правдивость и другие положительные качества.
Достоинство предполагает осознание человеком своей социальной значимости и выступает как проявление его морального самосознания. Важнейшими показателями воспитанности у старшеклассников чести и достоинства являются: положительная нравственная репутация в кругу сверстников, учителей и родителей, а также адекватное ей чувство самоуважения; высокий уровень осмысления школьниками сущности анализируемых качеств и их моральных проявлений в сознании и поведении человека; наличие устоявшейся нравственной потребности и внутреннего стремления вести себя в соответствии с требованиями чести и достоинства, постоянно проявляющихся в повседневной жизни и в критических ситуациях, требующих морального выбора [3, с.74]. Для повышения эффективности процесса формирования чести и достоинства растущего человека важно не только ориентироваться на ведущие критерии этих нравственных качеств, но и учитывать основные факторы их развития у учащихся. Важнейшие функции в укреплении чести и достоинства человека призвано выполнять государство. На формирование чести и достоинства влияют типичные этнические черты, место жительства, среда (семья, школа, окружение), пол, психофизиологические особенности.
4. Самовоспитание нравственной культуры подростков
Способность к нравственному поведению требует больших личных усилий. Человек должен уметь разумно направить свои запросы и склонности, преодолеть противоречия между долгом и мимолетным желанием, совестью и ленью. Самовоспитание связано с определением нравственного идеала и созданием программы личного совершенствования. Идеал предусматривает такие параметры развития индивидуального духовно-морального мира, благодаря которым формируется нравственная цельность личности. Она проявляется в единстве сознания и поведения и достигается на уровне этического самосознания старшеклассника как субъекта нравственных отношений. При этом возрастает роль сознательных мотивов, добровольности в следовании моральным предписаниям. Превращение морали из внешних требований и механизма регулирования поведения в систему личных ценностей и саморегулирования происходит в процессе глубокого эмоционального восприятия нравственных норм [6, с.99]. Существует определённая зависимость между нравственным идеалом, и содержанием самовоспитания школьников. Дело в том, что учащимся необходимы ещё и образцы нравственного поведения конкретных людей. Пресса даёт нам примеры повседневного нравственного поведения людей (публикации об инициативе, таланте и изобретательности людей), с помощью которых формируется эталон личности человека. Нравственное самовоспитание подростков связано с умением давать отчёт, с самоконтролем, самоотношением, культурой общения и требовательностью к себе.
Самообязательства и их выполнение, умение держать слово, искренность в отношениях со всеми – важные способы самовоспитания в этом плане. В старших классах на основе честности уже становится возможным переход от воспитания к самовоспитанию принципиальности и других нравственных качеств. Нравственное самовоспитание можно организовать на базе любого вида работы. Самовоспитание становится устойчивым тогда, когда учащиеся имеют чёткую программу и овладевают его приёмами и методами. Программа выступает как единство цели, временных границ и средств самовоспитания.
В результате работы по формированию мотивов воспитания подростки сосредоточивают свои усилия на преодолении недостатков в тех видах деятельности, где они чаще всего проявляются. Программа самовоспитания каждого подростка должна состоять, прежде всего, из краткой самохарактеристики с указанием на недостатки. В нравственном самовоспитании школьников любого возраста ведущее значение имеет сформированность коллектива. У подростков на первый план выступает общение как ведущая сфера их самовыражения, самопроявления и самоутверждения. Здесь решающее значение имеют ценности, принятые в среде старшеклассников [5, с.112]. Как средство самовоспитания можно использовать общественные поручения. Временные поручения даются подростку главным образом для того, чтобы он понял недостатки своего характера.
Все приёмы побуждения к нравственному самовоспитанию используются в зависимости от ситуации и уровня воспитанности ученика. В современных условиях становится особо актуальной задача трудового и экономического воспитания старшеклассников. Трудовое воспитание и самовоспитание должны связываться с практическим участием подрастающего поколения в совершенствовании общественного производства, в деятельности предприятий, так как отношение к себе невозможно сформировать без включения подростков в трудовые производственные отношения. Трудовое воспитание призвано поставить подрастающее поколение в позицию субъекта труда, преобразователя природы, общественных отношений, творца реальной действительности, что должно сопровождаться управляемым, регулируемым преобразованием духовного мира самого субъекта труда. В этом случае содержание, характер трудовой деятельности, способ её организации являются регуляторами психического развития личности.
Труд и самовоспитание по своей природе – два волевых процесса, требующих идентичной психической активности и совершенствования единого механизма саморегуляции, управления собой. Организуя самовоспитание, мы тем самым готовим личность к труду, а более высокая трудовая воспитанность обеспечивает и более эффективное самосовершенствование. Специфика деятельности и отношений к производству, к людям труда предъявляет определённые требования к самоизучению и саморегуляции поведения школьников. Участие в деятельности способствует правильному прогнозированию её результатов, направленности действий, позволяет лучше определить своё призвание.
И чем лучше учащийся знает особенности своего внутреннего мира, тем продуктивнее его деятельность. С развитием успеха в деятельности у подростков появляется уверенность в своих силах, целеустремлённость и возрастает общественная активность. Личность формируется интенсивнее. Деятельность становится основой самовоспитания, если общественные и социальные идеалы человека соединяются с личными идеалами, обогащают их. Ценность деятельности для самовоспитания определяется степенью её трудности для учащихся. К самовоспитанию побуждает деятельность, нарастающая по трудности, она заставляет вырабатывать новые качества характера и трудовые умения, постоянно тренировать и совершенствовать себя. Деятельность становится основой самовоспитания, если в ней сочетаются личные, коллективные и общественные интересы [5, с.122]. Нельзя забывать и об эстетическом самовоспитании. Эстетическое воспитание и самовоспитание призвано сформировать общую эстетическую культуру личности в тесной связи с культурой умственного и физического труда, этикой поведения и общения. В этом отношении эстетическое самовоспитание подчинено общему закону: оно неотделимо от воспитания, является его результатом, его углублением, завершением. Но главная особенность эстетического самовоспитания состоит в том, что оно тогда устойчиво и эффективно, когда постоянно связано с другими направлениями работы над собой или является продолжением, развитием или частью эстетического воспитания. Наука и искусство, объединившись, могут воспитывать человека и побуждать его к самовоспитанию, самосовершенствованию во всех отношениях. В своей взаимосвязи эстетическое воспитание и самовоспитание способствуют решению воспитательных задач во всех направлениях совершенствования личности. Важным звеном в нравственном воспитании является физическое самовоспитание. Функции физического самовоспитания осуществляются тем эффективнее, чем гармоничнее они связываются в единое целое, в систему точно отработанного управления физическим развитием личности. Результативность физического воспитания и самовоспитания определяется тем, как оно сказывается на целостном развитии личности, а не только на здоровье и физических качествах подростков. Физическое самовоспитание способствует гармоническому развитию личности, служит решению самых различных воспитательных задач.
5. Формирование нравственной культуры старшеклассников с учётом возрастных особенностей
Процесс нравственного развития старших школьников носит личностно обусловленный характер. Не случайно ведущие исследователи содержания школьного воспитания указывают на необходимость учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, способствующих или, наоборот, негативно влияющих на формирование личностных свойств и качеств. Не составляют исключение из этого правила честь и достоинство личности, психологической основой которых является достаточно высокий уровень самосознания учащихся, их способность к рефлексии, нравственной самооценке и самоуважению. Как правило, интровертированное (направленное на себя) мышление наиболее отчётливо проявляется в старшем школьном возрасте, когда осознанное самовосприятие становится одним из центральных личностных новообразований. Поэтому этот возраст является наиболее благоприятным периодом для целенаправленного формирования чести и достоинства личности [4, с.26]. В психолого-педагогической литературе чаще всего подчёркивается противоречивый характер развития личности старшеклассника. Внимание акцентируется на тех трудностях, которые у них возникают в этот жизненный период – их перестаёт удовлетворять занимаемое положение в системе межличностных отношений; прежняя полудетская, полувзрослая социальная роль начинает осознаваться как не соответствующая их возросшим возможностям. Возникает противоречие между стремлением утвердиться в жизни и характером их отношений с окружающими людьми. Внутренние переживания сказываются на развитии нравственных качеств учащихся. Учителя говорят о возрастном максимализме старших школьников, их завышенных требованиях к себе и другим людям. Не сложившиеся взаимоотношения старшеклассников с учителями и родителями препятствуют достижению успехов в учёбе и жизни, развитию самоуважения, укреплению уверенности в себе. Нравственное воспитание только тогда эффективно, когда оно не идёт вслед за спонтанным развитием учащихся, а способствует обогащению их поведенческого опыта, формированию личностных качеств, находящихся в стадии зарождения. Нравственное воспитание учащихся приносит мало пользы, если оно опирается только на уже имеющийся уровень моральной воспитанности учащихся и не является "источником возникновения нового", в частности не способствует формированию чести и достоинства личности. Можно сказать, что нравственное воспитание старших школьников должно идти впереди их личностного развития, стимулируя возникновение тех нравственных новообразований, формирование которых наиболее актуально или жизненно необходимо [4, с.27]. На основе моральных знаний человека складывается оценочное отношение к самым различным явлениям действительности. Знание нравственных норм, принципов может позволить осознать ошибочность, ложность той или иной жизненной позиции. У старшеклассников с высоким уровнем готовности к противодействию аморальным проявлениям присутствует чувство уверенности в себе, самостоятельность в суждениях и действиях [7, с.26]. Учащиеся стремятся иметь обобщающее мнение не только относительно окружающей их действительности, но и самих себя, своего места в мире. По этим вопросам они пытаются высказать свою точку зрения, а не только разделять мнение других.
Стимулирующую функцию в формировании нравственности старшеклассников выполняют их оценочные способности, выражающиеся в умении ориентироваться в людях, правильно воспринимать и оценивать их достоинства и недостатки. Опыт оценочных суждений и самооценки складывается у подростков в процессе общения со сверстниками, мнение которых является наиболее значимым для развития положительной репутации и чувства самоуважения, однако быть объективными им мешает усиливающаяся в этом возрасте критичность и самокритичность, не позволяющая давать взвешенную оценку нравственных поступков других людей и своих собственных. Влияют на формирование нравственных качеств стремление старшеклассников к идентификации себя с другими людьми, а также с той социальной ролью, которую они собираются реализовать в недалёком будущем, для формирования моральных качеств необходимо использовать положительные примеры. Хорошие предпосылки для обретения положительной репутации и самоуважения имеют старшеклассники с ярко выраженными учебными способностями, высоким уровнем обучаемости. Однако удовлетворённость собой, положительное самовосприятие, чувство личного достоинства и отличников, и хорошистов, и троечников определяется уровнем их притязаний: для психологического комфорта притязания должны соответствовать реальной действительности [4, с.29]. На развитие нравственной культуры молодых людей оказывают влияние темпы и уровень физического развития, их внешность, наличие комплексов, в частности комплекса неполноценности, особенно характерного при наличии физических недостатков. Таким образом, у старших школьников есть целый ряд личностных предпосылок, способствующих развитию самоуважения, чувства чести и личного достоинства. Необходимо учитывать возможные трудности в личностном развитии старшеклассников и предупреждать конфликтные и стрессовые ситуации, отрицательно сказывающиеся на формировании нравственной культуры учащихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование нравственной культуры старшеклассников длительный и трудный процесс. Существует огромное число факторов, влияющих на него как положительно, так и отрицательно. Поэтому в нравственном воспитании очень важно создать целостное воспитательное пространство (школа, семья, учреждения дополнительного образования, СМИ и другие государственные и общественные социальные институты), которое объективно существует и развивается, меняется вместе с экономическими, социальными, духовными и культурными изменениями в обществе. Нравственное воспитание способствует возрождению интеллектуального, духовного и творческого потенциала нации, воспитанию свободных граждан с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством ответственности, гуманным отношением к жизни, способных к продуктивной деятельности и творчеству. Идеалом старшеклассника является личность, у которой передовые взгляды, слово и дело находятся в гармонии. Убеждённость и воля к действию составляют силу духа, обеспечивающую единство слова, мысли и действия, которые определяют надёжность человека. Целостность, устойчивость и моральная надёжность личности подростка есть результат её социального развития, нравственного воспитания и самовоспитания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Батурина Г.И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ф. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. М., 2002. – 56 с.
2. Воспитание в современных условиях. /Под ред. О.П. Котиковой. Мн., 1999. – 199 с.
3. Кадол Ф.В. Воспитание чести и достоинства старшеклассников. Мн., 1998. – 208 с.
4. Кадол Ф.В. Нравственное развитие старшеклассников/ Открытая школа. М., 2000. № 1. С.26 – 30.
5. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. Мн., 1990. – 175 с.
6. Неделя Л.И. Этика студента. Мн., 1988. – 135 с.
7. Савченко Е.А. О готовности старшеклассников противостоять аморальным проявлениям/ Вопросы психологии. М., 1997. №3. С.22 – 31.
8. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. Мн., 1988. – 241 с.