Урок русского языка в 3-м классе
Урок русского языка в 3 классе.
Тема урока: Сочинение на тему последнего мероприятия
Цель урока:
Отработка умения обобщать материалы наблюдений.
Развивать умение составлять текст.
Воспитывать желание трудиться и гордиться своим трудом.
План урока.
I. Сообщение темы и целей урока
II. Работа по теме урока.
III. Физкультминутка
IV. Написание сочинения
Проверка.
Домашнее задание
Итог урока
Ход урока
I. Сообщение темы и целей урока
Тему сочинения учитель определяет до мероприятия, составляет для себя план сочинения, в соответствии с которым намечает объекты для наблюдений во время мероприятия.
Можно предложить сочинение на основе личного опыта «Как мы убирали класс».
Сегодня мы будем писать о том, как убирали класс. Вы все сегодня являетесь корреспондентами школьной газеты и должны написать заметку о том, как прошла работа в вашем классе.
II. Работа по теме урока.
— Какую задачу в этом случае можно перед собой поставить? Почему хочется рассказать об уборке класса? (Весело работать всем вместе. Приятно сделать своими руками.)
— Это будет основная мысль вашего сочинения. Как можно озаглавить вашу заметку? (Хорошо поработали! Дружная работа. Как мы убирали класс.)
— Какие из этих заголовков подсказывают основную мысль?
— Что важно выразить при описании вашей работы? (Свое отношение.)
Отбор материала к сочинению. Составление плана
— Поставьте вопросы, на которые надо будет отвечать, чтобы получился рассказ об уборке класса. (Какое задание полупили? Что принесли с собой? С каким настроением работали? Как изменился класс? и т.п.)
— Какие моменты запомнились? (Отбирается то, что соответствует основной мысли.)
— О чем нужно рассказать подробно?
Составьте план своего рассказа. (Учащиеся зачитывают свои планы)
Примерный план
1. Подготовка к работе.
2. Хорошо поработали!
3. Как чисто стало в классе!
— Понятна ли основная мысль сочинения из плана?
III. Физкультминутка
Посмотрите вы на нас,
Как легко из класса в класс
Скачем по дорожке
Все на одной ножке.
Подскочили 10 раз,
Кончили десятый класс.
IV. Написание сочинения
— Мы с вами договариваемся, что в сочинении будут три части: начало, основная часть, концовка. О чем можно сказать в начале сочинения? О чем вы будете писать в основной части?
— Как закончить сочинение? (Выразить свое отношение к тому, что видели.) Проверка.
Домашнее задание
Итог урока
— Что помогло вам передать свое отношение к описываемому?
Дружная работа
Вчера мы убирали свой класс. Ребята принесли все необходимое: ведра, тряпки, порошок.
Началась уборка. Одни мыли подоконники, другие оттирали парты, чретьи намывали дверь. Ребята работали дружно. Каждый старался вымыть чище, чтобы класс выглядел красиво.
И вот работа выполнена. Наш класс стал нарядным и праздничным. Окна сверкали и переливались на солнце. Приятно будет учиться в чистом классе!
II. Урок русского языка в 3 классе.
Тема урока: Сочинение по картинке «Зимние забавы детей».
Цели урока:
1) Развитие умения воспринимать картинку, определять ее тему, озаглавливать, передавать ее содержание;
2) совершенствование умения правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными и безударными гласными в корне;
3) воспитывать любовь к живописи, видеть красоту зимней природы.
Оборудование: Репродукция картины К. Ф. Юона «Русская зима».
План урока.
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
II. Минутка чистописания.
III. Работа по теме урока
Рассматривание картины К. Ф. Юона «Русская зима» (1947г.)
Беседа.
Работа по учебнику.
4. Орфографическая подготовка. Рассмотреть слова, данные в упражнении.
IV. Физкультминутка.
V. Работа по теме урока
1. Написание сочинений.
2. Проверка.
Домашнее задание.
Итог урока.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II. Чистописание
III. Работа по теме урока
1. Рассматривание картины К. Ф. Юона «Русская зима» (1947г.)
Учитель: Снег, снег и снег - царство снега. Вся деревенская улица в сказочно белых сугробах. Зима-волшебница торжествует, властвует.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней, зеленеет,
И речка подо льдом блестит
А. С. Пушкин
Березки в этом зимнем царстве, словно яблони в цвету, и рядом ель сквозь иней зеленеет. Рядом с маленькими елочками-сестричками, припорошенными снегом, растет елочка постарше, одетая еще наряднее, как для новогоднего праздника. Тишиной, спокойствием и чистотой веет от спящей красавицы природы. Но жизнь людей идет своим чередом. Группа ребятишек шагаете с неизменной спутницей Жучкой. Дорогу замело. Утопая по колено в снегу, они оживленно разговаривают, размахивая руками.
Мягких очертаний канава у дороги огибает пригорок с избушками, оттуда высыпали гурьбой ребята. Работы у них непочатый край: лепить снежную бабу, покататься на санках, протоптать дорогу в глубоком снегу... Им не страшен мороз. Возле изб на пригорке остановились лошади, запряженные в сани; колхозник едет верхом на лошади. Снег и мороз бессильны сковать жизнь.
Сероватые и голубоватые тона преобладают в картине, ее светловатый колорит превосходно передает русскую зиму во всей ее прелести и красоте. Все очень правдоподобное, нет ничего надуманного, фальшивого. В этом поэтическом изображении русской зимы чувствуется восторженная любовь художника к родной природе.
К, Ф. Юона называют поэтом русской зимы. Он любил изображать Москву и Подмосковье в убранстве, умел передавать в пейзажной живописи то восторженное настроение, которое не покидало его, пока он видел перед собой картины, созданные самой природой. Вспоминая то время, когда он изо дня в день работал с | натуры, Юон признается: «сияние утренних и вечерних зорь, белизна снежных покровов родной зимы дают мне самые дорогие для меня переживания и краски»
К этому можно добавить, что в пейзаже «русская зима» чувствуются народные основы. Юона всегда отличали любовь и бережное отношение к народному творчеству в различных его проявлениях - будь то архитектура старинных русских городов и деревень или прикладное искусство.
2. Беседа.
— Какое время года изображено на картине? (Зима.)
— Вспомните картины, где изображалась осень? (Пейзажи Левитана а Остроухова). Как изменилась природа зимой в сравнении с осенью^1
— Кто из вас знает зимние загадки и пословицы? («Белая скатерть все поле покрыла», «В огне не горит, в воде не тонет», «Береги нос в большой мороз» желательно, чтобы учитель дополнил новыми.)
— Кто из вас любит зиму? Почему?
— В какие игры можно играть зимой?
— Какие стихотворения вы знаете о зиме?
— Посмотрите на картину и скажите, что делают ребята?
— Кто из вас умеет лепить снежную бабу?
— У кого есть санки, лыжи, коньки? Кто умеет кататься на лыжах, коньках?
3. Работа по учебнику.
— Рассмотрите рисунок на стр. 84, упр. 221. Составьте рассказ. Из каких частей состоит текст? Придумайте заголовок к тексту? Составьте план сочинения.
Приблизительный план сочинения:
1) Пришла зима.
2) Зимние забавы.
3) Люблю зиму!
4. Орфографическая подготовка. Рассмотреть слова, данные в упражнении.
IV. Физкультминутка.
Один, два – выше голова!
Три, четыре – руки шире!
Пять, шесть – тихо сесть!
Семь, восемь – лень отбросим!
V. Работа по теме урока
1. Написание сочинений.
2. Проверка. Несколько учеников читают свои сочинения.
Домашнее задание.
Итог урока.
- С картиной какого художника мы сегодня познакомились? Кто помнит название картины?
Литература.
Дмитриева О.Д., Фефилова Е.П. Русский язык. 3 класс: Поурочные разработки к учебникам Рамзаевой Т.Г. и Поляковой А.В. – М.: ВАКО,2005. – 416 с. С. 117.
Т.Г. Рамзаева. Русский язык. 3 класс начальной школы. –
Т.Г. и Поляковой А.В. – М.: ВАКО,2005. – 416 с., С.64.
Т.Г. Рамзаева. Русский язык. 3 класс начальной школы. –