Урок - основная форма производственного обучения
Реферат
тема: "Урок – основная форма производственного обучения"
Профессия: Слесарь оборудования
Выполнил: мастер Уфимцев В.А.
Содержание
1. Введение
2. Урок производственного обучения
2.1 Подбор учебно-производственных работ
2.2 Построение и организация урока
3. Подготовка мастера к занятиям
4. Заключение
Список использованной литературы
1. Введение
Успех учебно-воспитательного процесса, эффективность каждого урока как его структурной составляющей во многом зависит от мастера производственного обучения. Его квалификации и педагогической готовности к работе с учащимися. Именно под его руководством учащиеся приобретают профессиональные знания, умения и навыки, участвуют в создании, учатся творческому подходу к трудовой деятельности, готовят себя к самостоятельному труду. Поэтому на современном этапе возрастет роль мастеров, работающих в профессиональных училищах.
В данной работе рассматривается одна из важнейших педагогических проблем - оптимизация урока производственного обучения в учебных мастерских. Именно в учебных мастерских закладываются основы мастерства, здесь проявляется интерес и любовь к профессии, учащиеся приучаются к дисциплине труда, у них воспитывается потребность в качественном выполнении порученной работе. Следовательно организация процесса воспитания и обучения в учебных мастерских, методически грамотная подготовка и проведение уроков производственного обучения - важнейшая предпосылка дальнейшего изучения эффективности и качества всего учебного процесса.
2. Урок производственного обучения
Научно обоснованная организация обучении в учебных мастерских обеспечивает прочное усвоение материала. Умение творчески применять его на практике, способствует воспитанию сознательную дисциплину и любви к своей профессий.
На занятиях в учебных мастерских изучение операционных тем чередуется с выполнением комплексных работ. В начальной стадии осваивается отдельные движения и приемы а затем действия и операции в целом. Постепенное освоение учащимися отдельных операций в соответствии дидактическими принципом обучения от простого к сложному, обеспечивает качество и эффективность общетрудовой и профессиональной подготовки. На изучение каждой операционной темы в учебной программе отводится время, необходимое для освоения данной операции, а также для формирования первоначальных знаний и навыков и умений ее выполнения. При этом процесс формирования как показывает практика, требует положительных упражнений. Монотонные упражнения снижают интерес учащимся и вызывают быструю утомляемость. Подбор разнообразных упражнений создание комплекса упражнений, а также планирование и выполнение упражнений - с перерывами и в определенном порядке способствует снижению утомляемости и активизирует интерес учащихся.
После усвоения основных приемов учащиеся переходят к выполнению комплексных работ по изучаемой профессии. При их выполнении закрепляется и совершенствуется усвоенные знания, приобретаются широкий диапазон профессиональных умений и навыков. Учащиеся постепенно овладевают количественными и качественными показателями труда.
Мастер производственного обучения должен учитывать, что овладение всеми операциями в отдельности при обучении в учебных мастерских еще не гарантирует качественного изготовления того или иного изделия. Выполняя задания на различных стадиях обучения, учащиеся закрепляют ранее освоенные приемы и способы выполнении операций, совершенствуют точные скоростные навыки. При этом они осваивают выполнение неизвестных разновидностей изученных операций, их сочетания, а также изучают технологический процесс в целом и его составных части. Одновременно с выполнением работ учащиеся обучаются планированию технологического процесса, знакомятся с инструкцией и принципами действия типовых объектов труда.
Обучение в учебных мастерских предполагает последовательность восприятия учащимися учебного материала, переработку, обобщение и автозапоминание; формирование общетрудовых и профессиональных умений и навыков в практической деятельности и оценку результатов труда.
Основной формой организации занятий в учебных мастерских является урок.
Урок - это часть учебного процесса, ограниченная определенным отрезком времени, с четко выраженной целью, проводимая группой учащимся. Для него характерны: неразрывность задач, определенность решаемых на уроке учебно-воспитательных задач; оптимальное сочетания коллективной и индивидуальной работы учащихся; целесообразное построение занятия, обеспечивающие сознательность обучения и высокую активность учащихся, организационная четкость.
Рассматривая урок производственного обучения, следует отметить, что он отличается от урока теоретического обучения по основным наукам, общетехническим и специальным предметам.
Цель урока производственного обучения заключается в том, что учащиеся на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы и способы выполнения действий и операций, необходимые для последующего формирования у них навыков и умений выполнения производственных работ по определенной профессии. Учащимся недостаточно просто запомнить и изучить учебный материал; они должны его понять, переработать и воспроизвести при выполнении задания. Следовательно, основная цель - не запоминание информации. Умение переработать и применять ее на практике.
Специфика проведения уроков производственного обучения отражена в следующих факторах:
а) временное (занятие продолжается 6 часов);
б) содержательном (обучение проводится, как правило, в процессе производительного труда учащихся, в процессе созданиями материальных ценностей);
в) в методическом, приобладающеюся часть времени на занятии учащиеся работают самостоятельно, деятельность каждого из них на занятии специфична. Мастер осуществляет лишь общее руководство деятельность учащихся
г) организационном (необходимы условия, обеспечивающие работу каждого учащегося в доступном ему темпе, стимулирующие способности одних и создающие перспективу другим. Формирование прочных и глубоких профессиональных знаний и умений возможно только при условии систематической индивидуальной работе, как с сильными, так и со слабыми учащимися.
Уроки производственного обучения в зависимости от основной дидактической цели и содержания изучаемого учебного материала подразделяются на следующие типы:
Уроки по освоению трудовых приемов и операций, цель которых дать учащемуся технологические знания, сформировать первоначальные умения изучаемых приемов и операций;
Уроки по освоению сочетаний операций и технологических процессов на уроки производительного труда, цель которых - ознакомит учащихся с организацией труда и планированием технологического процесса. При этом совершенствуется и закрепляется умения применять различные сочетания приемов и операций при выполнении производственных работ, а также освоение навыков контрольно - проверочные уроки, их цель - определять степень подготовки учащихся за определенный период обучения. Выявить степень осознанности, прочности и глубины сформированных умений и навыков. Устранить обнаруженные проблемы.
Педагогическая целенаправленность уроков предполагает перспективную последовательность воспитания и, готовность к труду. Готовясь к конкретному уроку мастер производственного обучения определяет дидактические и воспитательные задачи, вытекающие из поставленной цели, уровня подготовки учащихся и особенностей учебной группы, конкретных условий трудовой деятельности. Учитывается также и перспектива обучения. От отдельно взятого урока невозможно решить весь комплекс педагогических задач обучения. Но важно, чтобы на каждом уроке решалась определенная часть этого комплекса.
2.1 Подбор учебно-производственных работ
Содержание обучения в учебных мастерских должно отражать совокупность процессов труда, характеризующих производственная деятельность рабочего определенной квалификации конкретной профессии. Основными документами. Определяющими содержание всего производственного обучения в профессиональных училищах является квалификационная характеристика, учебный и сводно-тематический планы, а также учебная программа. При этом учебная программа является документом, конкретизирующим содержание обучения и целом и в учебных мастерских в частности. Учащиеся осваивают содержание обучения при выполнении учебно-тренировочных и учебно-производственных работ. Следовательно, подбор и выполнение в полном объеме и в определенном методически правильно последовательности этих работ дает возможность сформировать у учащихся необходимый комплекс общетрудовых и профессиональных знаний, навыков и умения.
Каждая дидактическая задача, решаемая на конкретном уроке. Как правило реализуется при выполнении того или иного практического задания. Труд учащихся по все периоды обучения должен быть посильным. Только в этом случае их деятельность приобретает элементы заинтересованности, становится активной. К выбору объектов труда можно переходить, лишь зная предъявляемые требования к учебной теме, требования которые подразделяются на учебно-технические и учебно-технологические.
Учебно-технические требования характеризуют техническую сторону объектов труда (материал, форма, конфигурация изделий, габаритные размеры, размеры отдельных частей).
К учебно-технологическим требованиям относятся требования к процессу и результатам обработки (подбор инструментов для обработки и контроля, получаемых в результате обработки параметров точности и шероховатости поверхности, финишные операции тт.д.)
Конкретные объекты труда должны подбираться так, чтобы в процессе их выполнения (изготовления, сборки, ремонта, регулировки) учащиеся в определенном порядке и последовательности отрабатывали движения и приемы изучаемых действий и операций, а также их наиболее рациональное сочетание. Задания должны быть разнообразными постепенно усложняться. Но при этом необходимо учитывать индивидуальные способности учащихся. В процессе подбора объектов труда следует в первую очередь находить возможность для освоения требуемых движений, приемов и действии (прием принимается как комплекс движений). Подбираемая работа расчленяется на отдельные операции, каждая из которых делится на приемы, в этом случае трудовой прием имеет свою, частную цель. На основе такого расчленения подбираемая работа анализируется, выявляются возможность освоения определенных движений и приемов, а также их сочетаний, определяется целесообразность использования ее в качестве учебно-производственной. При выполнении комплексных работ учащиеся научатся применять не только определенные движения, приемы и действия, но различные сочетания. Необходимо учитывать также важную особенность подбора работ - мелкосерийность их изготовления.
Подобранные учебно-производственные работы по своему содержанию, сложности и объему должны обеспечивать планомерное и последовательное усложнение профессиональных умений и навыков, что стимулирует в свою очередь активизацию познавательной деятельности учащихся. Подобранные задания по всем темам (предметам) учебной программы сводятся в перечень учебно-производственных работ, полное и своевременное выполнение которого способствует успешному формированию у учащихся профессиональных знаний. Навыков и умений. Следует стремиться к тому, чтобы учебно-производственные работы выполнялись в учебных мастерских в течение нескольких лет. Это будет способствовать полному оснащению мастерских требуемых технологической оснасткой, даст возможность подготовить необходимую учебно-техническую документацию. Поможет совершенствовать технологии обработки объекта труда. Установление норм на работы учащихся проводится с учетом производственных возможностей в различные периоды обучения и передового производственного опыта. В течение операционного периода мастер обучает учащихся правильному и наиболее рациональному выполнению отдельных движений и поемов. В этот период времени норму учащимся не сообщается. Для каждого подобранного объекта обязательно разрабатывается соответствующая техническая документация (чертежи, маршрутная и инструкционная карты и т.п.), подбираются необходимые справочные материалы и таблица. Содержание и характер документации должны соответствовать учебному периоду. Эффективность процесса обучения во многом будет зависеть от индивидуальных особенностей учащихся. Поэтому мастер, одновременно с подбором общей дл всей группы дозы учебного материала должен разработать задания для углубленного изучения сильными учащимися.
Все содержание обучения должно быть направлено у учащихся на умение планировать свой труд, работать в коллективе, решать задач. Одно должно способствовать воспитанию у учащихся упорства, настойчивости в преодолении трудностей, в достижении целей.
2.2 Построение и организация урока
Рассматривая структуру урока, следует говорить не об отдельных, обособленных его частях, а лишь о структурных элементов, группируемых по характеру деятельности мастера и учащихся. Этими элементами являются: организационный момент, вводная, основная и заключительная части. Каждый из них выполняет определенную только ему присущую роль, но все они тесно связаны. Кратко рассмотрим каждый структурный элемент урока.
Урок всегда начинается с организационного момента. Мастер контролирует присутствие учащихся, проверяет их вешний вид. Сообщает учащимся тему занятия. Затем мастер проводит повторение теоретических знаний учащихся. А также проверку их практической подготовленности. Эффективность трудовой деятельности любого человека как показывает практика. Зависит во многом от его вдумчивости, осмысленности действий и добросовестности. Следовательно. Этот элемент урока психологически готовят учащихся к восприятию и усвоению нового учебного материала. Повторение проходит в форме беседы, в ходе которой у учащихся восстанавливаются в памяти необходимые и на данном уроке сведения. Затем на практике проверяется качество трудовых приемов и действий, освоенных на предыдущих занятиях. Мастер заранее в ходе подготовки к данному року намечает контрольные вопросы и задания. Они должны быть преимущественно обобщающего типа.
Вводная часть урока направлена на подготовку учащихся к освоению новых навыков и умений, к выполнению определенных знаний, способствующих углублению и расширению профессиональных знаний, складывается из вводного инструктажа, инструктажа по безопасному ведению работ, рассказ об организации рабочего места, распределения и разбора заданий учащимися группы.
Вводный инструктаж начинается с ознакомлением учащихся с целями и задачами данного занятия. Поэтому в предварительно разрабатываемом плане урока его задачи следует формулировать конкретно. На вводном занятие мастер обязательно останавливается на правилах безопасного ведения работ, которые следует соблюдать на данном уроке. Мастеру следует подробно рассказывать об организации рабочего места при выполнении заданных работ, обратив внимание учащихся на его особенности. После этого сообщает критерии оценок, разъясняет и распределяет задания среди учащихся, говорит об ученическом норме времени, сравнивая ее с нормой времени квалифицированного рабочего.
Практика показывает, что на вводную часть отводится примерно 0-12% времени всего занятия.
В основной част занятия учащиеся выполняют задания, подобранные мастером заранее. В ходе их выполнения учащиеся осваивают заданные приемы и действия. В процессе выполнения работ учащиеся учатся применять вои знания в конкретных практических ситуациях. Важными моментами трудовой деятельности учащихся на этой части урока являются следующие:
организация рабочего места;
выбор и применение правильных приемов работ;
использование учебно-технологической документации;
соблюдение правил безопасности труда;
контроль выполнения приемов и действий;
Деятельность учащихся проходит под непосредственном руководстве мастера. Мастер наблюдает за учащимися с рабочего места, а также в ходе целевых обходов. Результаты наблюдений рекомендуется записывать, это поможет квалифицированно провести заключительную часть занятия. Контроль осуществляется мастером, как в процессе трудовой деятельности учащихся, так и при приеме готовых изделий. В основу контроля должно быть положено выполнение тех или иных сочетаний приемов и действий в качество выполнения всего задания.
В процессе текущего инструктирования мастер направляет и корректирует трудовою деятельность учащихся. Индивидуальные инструктажи проводятся при обходе рабочих мест учащихся. Мастер заранее продумывает и определяет цель каждого обхода. Количество их зависит от содержания. Сложности учебного материала и особенностей учебной группы.
В заключительной части подводят итоги занятия. На основе анализа выявляются степень обученности учащихся, слабые стороны обучения, указываются причины появления недостатков и способы их устранения. Заключительная часть занятия состоит из итогового инструктажа, домашнего задания и уборки рабочих мет. В итоговом инструктаже мастер кратко рассказывает об успехах и недостатках каждого учащегося, анализирует их причины. Он подробно разбирает причины появления типичных ошибок, отмечает, как учащиеся использовали передовые приемы и способы работы, и прогрессивную технологию. Особое внимание мастер обращает на соблюдение каждым учащимся правил безопасного ведения работ. После подведения итогов мастер говорит о содержании будущего (следующего) занятия и выдает задание на дом. Домашнее задание может содержать выполнение небольших работ, вычерчивание различных эскизов и чертежей, подготовку маршрутной карты, чтение основной и дополнительной учебно-технической литературы. На заключительную часть занятия отводится примерно 5-7% времени всего занятия.
Построение урока должно способствовать возбуждению интереса учащихся к учебному материалу, развитию самостоятельности, воспитанию стремления к активному овладению умениями и навыками. Деятельность мастера на любой стадии урока не должна подавлять активность учащихся. Ход урока во многом зависит от содержания учебного материала. Имеющейся материально - технической базы, применяемых методов и средств обучения.
Решать поставленную цель выполнять задачи урока можно только при активной познавательной деятельности учащегося, с одной стороны и управления этой деятельностью мастером производственного обучения, другой стороны. Изучение этого вопроса показывает, что деятельность и учащегося и мастера на уроке осуществляется двояко:
Деятельность учащегося переплетается с активной деятельностью мастера.
Деятельность учащегося проходит самостоятельно под управлением мастера (процесс самонаучения).
В ходе самостоятельной деятельности учащийся используют справочные материалы, а в не обходимых случаях обращаются за помощью к мастеру. Эффективности деятельности учащихся этой части урока во многом зависит о того, как мастер подготовил её. Как направляет учащегося. Мастер, делая указания давая пояснения, исправляя ошибки учащихся, создает предпосылки для интенсивной самостоятельной их работы.
В основу самонаучения следует брать производственную деятельность учащихся. При изготовлении материальных ценностей всегда присутствует фактор необходимости приобретения и использования определенных знаний и умений. Учащиеся необходимо осознать задание, найти оптимальное решение условия выполнения, а затем уже приступить к выполнению задания. Самонаучение - процесс динамичный. Он вбирает в себя как простое механическое воспроизведение первоначальные периоды обучения, так и сложные, осознанные действия, включающие элементы самоконтроля и саморегулирования.
Под самоконтролем следует понимать действия учащихся по проверке своей деятельности путем сравнения полученных результатов труда с эталоном. Другой вид самоконтроля - контроль результатов труда. Он обладает функциями констатации, фиксирующими возможность дальнейшего выполнения трудового акта. По времени проведения его следует подразделить на текущий и конечный, т.е. он дискретен прерывист.
Саморегуляция - процесс непрерывный и более сложный. Направленный в основном на рабочие операции. Состояние работающего и условия его деятельности. Учащиеся самостоятельно планируют время и соответственно регулируют сам трудовой процесс, изменяя при необходимости его интенсивность сочетания применяемых приемов и способов. Деятельность учащихся по самонаучению во многом зависит от того, как мастер подготовил их к самостоятельной работе. Как провести подготовку к уроку, и как управляет их деятельностью в процессе урока. Поэтому важно с первых уроков учить учащихся умению учиться. Важно отобрать и свести в определенную систему приемы и способы активно - трудовой деятельности учащихся. Это - использование инструкционных, инструкционно-технологических карт и учебных карт, выполнения домашнего задания, использование раздаточного дидактического материала и др.
Динамика формирования на уроках умений и навыков во многом определяется интенсивностью элементов самонаучения. Подготовленностью учащихся, их умением самостоятельно учиться.
Использование технических средств на уроках производственного обучения.
Используемые в учебных мастерских технические средства имеют различное назначение. Их используют для показа трудовых приемов, действий и технологических операций, недоступных для непосредственного наблюдения. Демонстрации сложных видов техники и технологических процессов. Конкретной трудовой деятельности замедленный тип применение мультипликации. (Расчлененный вид процесса).
При оборудовании рабочих мест техническими средствами следует сосредоточить смонтировать только такие средства, которые необходимы при изучении большинства тем производственного обучения. Например, для учебных мастерских следует подбирать кино - диапроекторы. Экранные средства, являясь действенной формой зрительно-звуковой наглядности. Служат педагогическим средством активизации учащихся и эмоционального воздействия. На экране учащиеся видят как отдельные действия, так и целые производственные процессы. Важное условие проведения уроков с применением кино - методически правильно подбор учебных фильмов и необходимость перспективного планирования показа. В учебных мастерских показывают краткометражные и фрагментарные фильмы.
Отдельную подгруппу технических средств обучения составляют тренажеры. Их широко применяют в профессиональной подготовки. Овладение любым трудовым процессов, как показывает практика, обязательно включает в себя тренировочную деятельность, так и проведение самоконтроля (фиксацию и оценку своих действий). При выполнении упражнений в обычных условиях самоконтроль проводится на основе лишь зрительных слуховых восприятий. При обучении на тренажере восприятия уточняются с помощью различных приспособлений. Поэтому освоение той или иной деятельности идет уже с меньшим эмоциональными напряжением. Процесс обучения на тренажерах в большинстве своем мало чем отличается от обучения на реальном объекте труда, методика его, как правило, следующая обучающий излагает учебный материал; показывает приемы выполнения действий; в свою очередь, учащиеся воспринимают рассказываемое и показываемое, запоминаю его, а затем приступают к самостоятельным упражнениям на тренажере. Следовательно, умения и навыки формируются в результате многочисленных повторных упражнений с предварительным осознанием порядка действий.
3. Подготовка мастера к занятиям
Сложный и многогранный учебно-воспитательный процесс осуществляемым на уроках производственного обучения в учебных мастерских будет успешным, если он всесторонне осмыслен и подготовлен. Мастер обязан продумать процесс обучения и воспитания, отчетливо представлять цель взаимосвязанных тем программы. Практика показывает, что к изучению очередной темы нельзя приступить, не усвоив содержания учебного материала предшествующих тем. В то же время надо знать и содержание последующих тем, чтобы, изучая очередную тему готовить учащихся к восприятию учебного материала, который будет изложен в дальнейшем. При планировании совей работы мастеру необходимо строго учитывать фонд времени, отпускаемый на изучение каждой темы учебной программы. Все это дается основание утверждать, что решающим фактором успешного обучения и воспитания является систематическая и тщательная подготовка мастера к занятию, она складывается из трех последовательных. Этапов: подготовки к учебному угоду, подготовки учащихся к изучению темы и к конкретному занятию (уроку).
Подготовка к учебному году всегда начинается с изучения квалификационной характеристики. Мастер уясняет требования к объему теоретических знаний, профессиональных и общетрудовых умений и навыков, которые должен овладеть учащийся в предстоящим учебном году.
Зная и представляя эти требования, мастер производственного обучения определяет содержание учебного материала, его объем и последовательность изучения. Эти сведения представлены в водно-тематическом плане и учебных программах производственного обучения специальной технологии. В этих документах изложено содержание учебного материала с разбивкой его на темы. В них указано также время, отводимое на изучение отдельных тем, определен период, к которому приурочивается прохождение каждой темы программы. Руководствуясь перечнем учебно-производственных работ и разработанной учебно-технической документацией мастер заблаговременно продумывает материально - техническое оснащение занятий. Руководствуясь перечнем учебно-производственных работ и разработанной учебно-технической документацией мастер заблаговременно продумывает материально - техническое оснащение занятий. В необходимых случаях он заказывает недостающие материалы, полуфабрикаты, комплектующие сборочные единицы, детали. В ходе подготовки мастер знакомится с информацией, отраслевой литературой и инструкциями. Подготовка к проведению конкретного занятий (урока производственного обучения) - завершающий этап многогранной подготовительной деятельности мастера. Он охватывает методическую, техническую подготовку мастера. Мастер знакомиться с методическими материалами - пособиями и разработками, разъясняющие наиболее целесообразные приемы и способы подачи учебного материала. Мастеру необходимо заранее определить содержание т и последовательность показа приемов и способов работы, ход объяснений. Эффективность урока во многом зависит от умения мастера подобрать и объяснить факты и примеры, иллюстрирующие связь изучаемого материала. Плану рока разрабатывается в соответствии с программой обучения. Разработка плана урока всегда должна начинаться с анализа результатов предшествующего занятия. Мастер устанавливает, в какой мере решены задачи прошедшего урока анализирует недостатки и недочеты. Определяет на основе результатов анализа, какие изменения требуется внести в следующие занятие. При этом мастер должен стремиться, чтоб оно соответствовало современному уровню техники, технологии и организации труда. Очень важно чтобы содержание было связано с предыдущими занятиями, а также подготавливало учащихся к усвоению учебного материала последующих уроков и способствовало решению воспитательных задач, далее мастер определяет структуру урока и дозировку времени каждой его части. Необходимо учитывать уровень сформированности умений и навыков учащихся, следует учитывать индивидуальные особенности. Подбирая индивидуальные задания мастер стремиться к тому, чтобы работы в наибольшей мере способствовали дальнейшему росту мастерства каждого учащегося. Выполнение заданий может проводиться фронтально, бригадами и индивидуально, окончательно определив структуру урока, мастер намечает методы руководства деятельностью учащихся на протяжении всего занятия, он планирует, как будет организованы индивидуальные инструктажи, когда и с какой целью будут проводиться целевые обходы. Устанавливает порядок приема выполненных работ, выделяет время для помощи слабым и отстающим ученикам. Продумывает порядок проведения заключительной части урока. Все это фиксируется в плане урока. Очень важно полностью реализовать разработанный план урока, т.е. выполнить все намеченное в нем. Успешность обучения следует рассматривать в нескольких сторон: качество и время выполнения задания, уровень профессиональной самостоятельности, соответствие освоенных движений, приемов и действий учебной программе. Результативность определяется контролем и оценкой трудовой деятельности учащихся.
4. Заключение
Для успешной и плодотворной работы по обучению учащихся мастер производственного обучения должен в совершенстве владеть мастерством работы, мог успешно отдавать свой профессиональный опыт прочные производственные навыки, и личное безукоризненное выполнение производственных операций позволяют мастеру в любой момент помочь учащемуся, быстро выявить и устранить те или иные ошибки, научить правильно, выполнять все операции. От построения занятий и качество его проведения зависит постановка всего учебно-воспитательного процесса
Мастер производственного обучения заранее намечает воспитательную работу, которую требуется проводить на уроках, ставит воспитательные цели. Для достижения поставленных целей можно применять различные способы. Так, четкий и уверенный показ приемов работы - вызывает и закрепляет у учащихся интерес к профессии;
1. поощрение за бережное, экономное отношение к материально - техническим средствами и наказание за халатное, расточительное отношение - способствуют экономическому воспитанию, воспитанию чувства хозяина;
2. систематическая организация выставок работ учащихся закрепляет интерес к труду, к выбранной профессии;
3. повышение оценки за красоту изделия, тщательную внешнюю отделку - способствует эстетическому воспитанию;
4. четкая организация учебной работы - приучает к дисциплинированности;
5. постановка в процессе обучения содержательных задач и проблем, когда у учащихся возникает потребность в самостоятельном поиске решений, содействуют развитию у них познавательной активности;
6. правильно раскрытая учащимся цель урока обеспечивает сознательное усвоение знаний, умений и навыков;
7. вооружение учащихся способами самоконтроля в процессе выполнения операции - позволяет воспитывать умение саморегуляции своих действий и так далее.
8. Важным для достижения поставленных воспитательных целей является личный пример мастера, а также четкое планирование воспитательной работы.
9. продуманные общественные обязанности учащихся - воспитывают чувство ответственности;
10. умелая организация соревнования бригад или отдельных учащихся - развивает их активность, творческое мышление;
Список использованной литературы
Библиотечка мастера: Сб.1 и 2 М, 1984 г.
Организация и методика производственного обучения 2004г.
Основы профессиональной подготовки М 1977г.
Уманский В.С. Применение технических средств в учебном процессе в профтехучилищах. М. 1979 г.