Упреждающая адаптация как особая образовательная деятельность преподавателей ВУЗа
Упреждающая адаптация как особая образовательная деятельность преподавателей вуза
Профессиональная адаптация студентов вузов, по мнению большинства исследователей (Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцев, Э.Э. Сыманюк, В.А. Толочек), носит стадиальный характер, ей свойственны кризисные периоды. Возникающие внутри возрастных кризисов и протекающие на их фоне адаптационные кризисы, переживаемые обучающимися, на наш взгляд, не инициируются непосредственно возрастом, а потому нетождественны им.
Их появление обусловлено активным вхождением студентов в разные виды деятельности на этапе профессионализации, необходимостью адаптации к ним и к новой системе требований. Вместе с тем адаптационные кризисы сопряжены с возрастными, необходимыми для нормального хода личностного развития и собственно обусловливающими его результаты (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Е.И. Исаев, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, Г. Шихи, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон, К.Т. Юнг).
Студенты, осуществляющие вхождение в профессиональное образование и профессиональную деятельность на этапе профессионализации, переживают кризис юности, связанный с апробированием различных ролей взрослого человека, подтверждением правильности профессионального выбора, построением новых связей и отношений с другими, активным освоением профессиональной деятельности. Не являясь тождественным адаптационным кризисам, обладающим специфической природой, кризис юности может оказывать влияние на их возникновение и усугублять характер их протекания у студентов вузов.
Необходимо признать, что стихийный характер возникновения, протекания и преодоления адаптационных кризисов на этапе профессионализации чреват выбором молодыми людьми неадекватных средств их разрешения, деструктивными вариантами развития их личности (приобщение к психоактивным веществам, суицидальные попытки, межличностные конфликты и т.д.), немотивированным уходом из вуза. Для предупреждения негативных проявлений нужна особая образовательная деятельность преподавателей по управлению адаптационным процессом и проектированию кризисов учебно-профессионального развития будущих специалистов, именуемая нами "упреждающей адаптацией".
Существующий комплекс противоречий:
осложнение проблем адаптации студентов на этапе профессионализации и недостаточный уровень психологической готовности школьников к вхождению в образовательную и педагогическую деятельность;
возрастание требований вузовского образования к управлению адаптационным процессом студентов и недостаточный уровень готовности преподавателей к решению этой задачи в режиме проектирования кризисов учебно-профессионального развития субъектов деятельности в период адаптации;
признание необходимости совершенствования процесса управления адаптацией студентов к педагогической деятельности и слабая практическая разработанность адаптирующих средств, направленных на позитивное разрешение кризисов, переживаемых будущими учителями на этапе вхождения в условия вузовской и конструируемой профессиональной реальности обозначает конкретную проблему: каковы содержание и специфика образовательной деятельности педагогов, осуществляющих управление стихийно возникающими кризисами в период адаптации студентов к образовательной и педагогической деятельности на этапе профессионализации?
Практическое решение проблемы возможно в русле концепции упреждающей адаптации, связывающей продуктивный характер разрешения стихийно возникающих адаптационных кризисов на этапе профессионализации с образовательной деятельностью преподавателей вуза по управлению адаптационным процессом студентов и их развитию.
Теоретический анализ существующих подходов к пониманию и интерпретации упреждающей адаптации (А.Б. Георгиевский, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.М. Козубовский, Я.Л. Коломинский, М.А. Кремень, Б.Ф. Ломов, Ф.З. Меерсон, ААНалчаджян, Е.И. Сурков, М.Г. Пшенникова) показывает, что в разных исследованиях это понятие по-разному трактуется: а) готовность приспособления к будущему, сформировавшаяся на предыдущих этапах развития (А.Б. Георгиевский, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, М.А. Кремень); б) адаптационная стратегия, основанная на предвидении, предотвращении факторов отрицательного действия (В.П. Казначеев, С.В. Казначеев, Ф.З. Меерсон, А.А. Налчаджян, М.Г. Пшенникова); в) предпосылки для будущих приспособлений.
Под упреждающей адаптацией мы понимаем особую образовательную деятельность преподавателей вуза, отражающую три взаимосвязанных направления их профессиональных действий по управлению адаптационным процессом студентов и их развитию: сопровождение, проектирование кризиса учебно-профессионального развития обучающихся и предупреждение негативных проявлений переживаемых ими адаптационных кризисов.
Управление кризисами в адаптации - это сопровождение первокурсников в образовательном процессе вуза преподавателем и предупреждение последствий кризисов путем использования педагогом специально разработанных адаптирующих средств, создания оптимальных условий для становления субъектов собственной образовательной деятельности.
Проектирование кризиса учебно-профессионального развития студентов на этапе профессионализации представляет собой заранее планируемое и целенаправленно организуемое педагогом введение будущих специалистов в конструируемую профессиональную реальность, моделирующую педагогическую деятельность. За счет этого формируется "образ потребного профессионального будущего" (Н.А. Бернштейн), что является важнейшей предпосылкой становления студента как субъекта собственной учебно-профессиональной деятельности.
Термин "упреждающая адаптация" представляется закономерным с семантико-смысловой точки зрения. Глагол "упредить" (упреждать) имеет следующие значения: "сделать что-то раньше кого-либо, чего-либо", "опередить", "предупредить", а его отглагольная форма (причастие "упреждающая") сохраняет в себе тождественную семантику.
Термин "адаптация" в предложенном сочетании уточняет и дополняет значение понятия "упреждающая", придавая высказыванию научные и содержательно-смысловые качества. Упреждающая адаптация рассматривается как система определенных действий, мер, цель которых предупредить, не допустить негативных явлений, осуществить контроль над ними.
Понятия "готовность к деятельности" и "упреждающая адаптация к новым условиям жизнедеятельности" не синонимичны. Готовность к деятельности студентов (подготовка, сформированная на предыдущих этапах развития (М.И. Дьяченко, ЛА. Кандыбович) рассматривается нами как фактор адаптации, детерминирующий ее процесс и результат.
"Упреждающая адаптация студентов к педагогической деятельности" - видовое понятие - интерпретируется как управляемый процесс введения первокурсников в вузовскую и конструируемую преподавателем профессиональную реальность, обеспечивающий функционирование конструктивных механизмов личности студентов на когнитивном, эмоциональном, мотивационном и поведенческом уровнях.
Конструирование профессиональной реальности осуществляется путем погружения студентов в квазипрофессиональную деятельность, моделирующую предметное содержание педагогической деятельности, а также отдельные аспекты ее технологического и социально-ролевого содержания. Результатом этого процесса выступает освоение обучающимимся разработанных педагогом адаптирующих средств, формирование у будущих специалистов личностных и профессиональных новообразований.
Упреждающая адаптация имеет несколько характеристик. Во-первых, это образовательная деятельность преподавателей вуза, обеспечивающих поддержку первокурсников и профилактику глубоких и продолжительных адаптационных кризисов, переживаемых ими. Во-вторых, это способ преобразования личности студентов через проектирование для них кризисов учебно-профессионального развития (при обязательной поддержке адаптантов).
Особое значение для содержательного раскрытия упреждающей адаптации имеет понятие "зона ближайшего развития" (Л.С. Выготский). Специфика образовательной деятельности педагогов состоит в возможности сопровождения студентов в период адаптации путем создания условий для усвоения ими способов выполнения учебно-познавательной деятельности.
Глубокое постижение сущности упреждающей адаптации становится возможным в русле антропологической психологии и педагогической антропологии, так как смена стадий возрастного развития - это смена режима индивидуальной жизни субъектов учебной деятельности, понимаемая как кризис "рождения", инициирующий овладение способами осуществления учебно-познавательного поведения.
Смысл образовательной деятельности педагогов состоит в придании кризису "рождения" управляемого характера через реализацию специально разработанных адаптирующих технологий. Адаптация студентов сопряжена с их учебно-профессиональным развитием, спроектированным и осуществленным в практике вуза преподавателем.
Упреждающая адаптация обеспечивает введение будущих педагогов одновременно в две сопряженные и взаимополагающие реальности: в учебно-познавательную и учебно-профессиональную.
Действие в первой предполагает освоение комплекса теоретико-методических средств рефлексии, понимания содержания будущей профессиональной деятельности как основания профессионального образования. Вторая, специально конструируемая общность преподавателей и студентов, действительно моделирующая реальную педагогическую деятельность, позволяет в полной мере обеспечить нормальное вхождение в адаптационный кризис и продуктивный выход будущих педагогов из него.
На основе анализа работ (Г.З. Алибеко-ва, Е.И. Бологова, В.М. Вдовенко, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.В. Синявский, В.В. Тищенко, Т.М. Чурекова) выявлены условия успешного вхождения юношей и девушек в новую реальность на этапе профессионализации: вовлечение их в разные формы управляемой самостоятельной работы по предмету для формирования рефлексивных и продуктивных умений (Г.А. Цукерман); включение в научно-исследовательскую работу для формирования исследовательских умений; организация совместной деятельности для выработки умений, связанных с сотрудничеством и учебным творчеством.
Организационно-методические условия заключаются в обеспечении учебно-познавательной или квазипрофессиональной деятельности студентов в процессе использования педагогом специально разработанных адаптирующих средств.
Педагогу необходимо также реализовать специфические меры, направленные на запуск механизмов, сформированных у студентов на предыдущих этапах развития, а также на проектирование и формирование новых способов преобразования их личности. Инструментами построения специальной образовательной программы выступают технологии управления адаптацией студентов к вузовской и конструируемой профессиональной реальности с учетом всей совокупности параметров и симптоматики кризисов, переживаемых юношами и девушками на этапе профессионализации.
Готовность преподавателей к образовательной деятельности по сопровождению студентов в период адаптации формируется в рамках школы диагностики для кураторов групп студентов первого года обучения. Каждый этап деятельности педагогов имеет свою целевую, содержательную и научно-методическую специфику.
Содержание программы школы диагностики направлено на обеспечение успешной адаптации преподавателей, работавших ранее в средних специальных образовательных учреждениях, к содержанию и структуре вуза посредством формирования у них исследовательских компетентностей.
Средством проектирования кризиса учебно-профессионального развития студентов выступает совместная творческая деятельность в дидактическом театре на занятиях по психологии, которая моделирует педагогическую реальность.
Данная технология сочетает аффективные и когнитивные аспекты в обучении, а также сотрудническое научение. Дидактический театр предполагает реализацию ряда принципов: а) отражение связи самоэффективности и успеха в осуществляемой деятельности; б) использование серьезного и юмористического дискурса при решении творческих задач; в) реализация межпредметных связей в процессе разработки и постановки дидактических спектаклей.
Адаптирующая технология в обучении первокурсников предусматривает использование программ и стратегий, содействующих упреждению или смягчению отрицательных проявлений переживаемых ими кризисов успешности и компетентности, а также взаимоотношений со сверстниками и педагогами в период вхождения в учебно-познавательную деятельность.
Теоретико-методологической основой адаптирующей технологии выступают положения когнитивной, социокультурно-когнитивной и социально-когнитивной теорий личности (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А. Бандура).
Она предусматривает активное включение в образовательный процесс самих первокурсников и преподавателя как посредника между знанием и студентом, направляющим и поддерживающим его во всех учебных инициативах, а также обучение на основе сотрудничества.
С учетом факторов, определяющих характер развития обучаемых в адаптационный период, основными принципами адаптирующей технологии выступают: обеспечение оптимальной сложности учебных задач; формирование нового знания (аккомодация) на основе имеющегося (ассимиляция); организация активного социального взаимодействия (Г. Лефрансуа); обеспечение активности студентов в зоне их ближайшего развития; создание ситуаций творческого развития; развитие самоэффективности студентов; управление адаптацией студентов к учебно-познавательной деятельности с учетом этапа адаптационного процесса, их личностных особенностей и поведения.
Одним из компонентов системы адаптирующих средств выступает пресс-конференция старшекурсников, имеющих опыт адаптации к учебно-познавательной деятельности на этапе профессионализации, для первокурсников.
При подготовке этой формы работы должны быть учтены положения о научении посредством наблюдения и самоэффективности, о когнитивном диссонансе и стратегиях его преодоления, а также идея психологического прививания (А. Бандура, Л. Фестингер, У. Дж. Макгайр). Задачи, решаемые в процессе проведения пресс-конференции старшекурсников: формирование у первокурсников адекватных представлений об учебно-познавательной деятельности вузовского характера, готовности к встрече с трудностями в период адаптации к профессиональному образованию, знаний о конструктивных способах решения возникающих проблем.
Одним из направлений образовательной деятельности педагогов, сопровождающих студентов в период адаптации, проектирующих кризисы их развития, выступает обеспечение действия психологических механизмов.
Проведенное теоретическое исследование (Л.А. Анцыферова, А. Бандура, Ф.Б. Березин, Ж. Годфруа, А.А. Налчаджян, Ж. Пиаже, А.С. Ребер, В.Ф. Сафин, В.И. Секун, Г. Селье, Л.Л. Шпак и др.) позволило сформулировать выводы о том, что успешное вхождение студентов в профессиональное образование и профессиональную деятельность, связанное с овладением новым содержанием и способами решения задач, требует участия совокупности конструктивных механизмов личности адаптантов, создания психолого-педагогических условий их запуска и функционирования на этапе профессионализации, а также выделения критериев их сформированности. При этом педагогу важно учесть адаптационное значение всех реально действующих механизмов, их структурный характер, степень сформированности, взаимосвязь и взаимообусловленность в сложном процессе адаптации студентов к педагогической деятельности.
Подразделим их на общие и частные. Сущностной характеристикой первых выступает их универсальность, т.е. способность приводить субъекта деятельности к адаптивному состоянию в период вхождения как в профессиональное образование, так и в профессиональную деятельность, вторых - к конкретному аспекту новой реальности.
Поведение адаптанта может быть реализовано посредством сформированных механизмов, запуск и функционирование которых обеспечивались уже на предыдущих этапах развития, и формирующихся, становление которых завершается на этапе профессионализации.
В качестве ведущих процедур адаптации студентов к педагогической деятельности, обеспечивающих формирование идей об исполнении учебного и учебно-профессионального поведения, его новых и измененных схем, выделены экстериоризация, научение через моделирование, а также самоэффективность, антиципация и рефлексия.
Анализ исследований по проблеме адаптации студентов и начинающих учителей (С.Г. Вершловский, Л.Н. Лесохина, Х.Й. Лийметс, Б.Я. Недзвецкий, М.И. Педаяс, В.А. Сластенин, А.А. Реан, Ф.Р. Юзликаев) показывает, что процесс и результат вхождения в образовательную среду вуза и конструируемую преподавателем профессиональную реальность целесообразно осуществлять на основе совокупности критериев.
Следуя логике антропологического подхода, в качестве концептуальных критериев адаптации студента выделены следующие: умение находить баланс между необходимостью самореализации в вузовской и конструируемой профессиональной реальности и соответствующими ограничениями, налагаемыми внешней средой; обладание ценностью развития; активная позиция в период адаптации, выражающаяся в продуцировании идей, в создании проектов в учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности; высокий уровень развития рефлексии как способности воспринимать окружающую действительность и адекватно на нее реагировать.
Фактические критерии адаптации к педагогической деятельности определены с учетом вхождения студентов в учебно-познавательную, коммуникативную и учебно-профессиональную деятельность на этапе профессионализации:
критерии дидактической адаптации: успеваемость, самоэффективность в учебно-познавательной деятельности, желание учиться, мотивы учебно-познавательной деятельности, активность, самочувствие, настроение, ситуативная тревожность;
критерии социально-психологической адаптации: социометрический статус, удовлетворенность во взаимоотношениях в учебной группе, представления о ней, тревожность в сфере общения со сверстниками и преподавателями, уровень благополучия взаимоотношений в учебной группе, индекс изолированности; критерии профессиональной адаптации: представления о педагогической профессии, удовлетворенность профессиональным выбором, мотивы учебно-профессиональной деятельности, профессиональные компетентности
Выделенные нами критерии адаптации позволяют произвести оценку адекватности и реалистичности модели упреждающей адаптации студентов к педагогической деятельности.
Список литературы
1. Шейман И. М, Якобсен Л.И. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. М. 1995.
2. Шакуров Р.Х. Стимулирование педагогического труда. Ориентация на личность // Специалист. 2004. №2
3. Шамардин В.Н. Школа: от конечного результата - к творческому поиску. М. 2001.