Сценарий урока (работа 2)

СЦЕНАРИИ УРОКА

Раздел программы: Основы предпринимательства

Тема: Менеджмент в деятельности предприятия, организация и уровни управления на предприятии

Класс: 10

Время: 45 мин.

Образовательные цели урока - учащиеся должны усвоить следующие знания:

    Ознакомиться с сущностью и основными составляющими менеджмента.

    Ознакомиться с понятием «организация».

Развивающие цели урока - учащиеся должны развить умения и навыки:

    Знать об основах менеджмента в деятельности предприятия.

    Знать о понятии «организации».

Воспитательные цели уроков - учащиеся должны овладеть следующими видами действии:

    Уметь воспроизводить понятия о менеджменте в деятельности предприятия.

    Уметь строить ответы на создаваемые вопросы.

Тип урока: урок изучения нового материала

Метод проведения урока: эвристическая беседа

Оборудование: наглядные пособия, инструменты и оборудование школьных мастерских.

Литература:

    Тищенко А.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробный учебник для мальчиков 10 класса / под ред. В.Д. Симоненко – Издательство Брянского пед. университета. – Брянск, 1995.

    Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г. Соловьянюк - Бирск, 2007.

Место проведения: Учебные мастерские.

Ход урока

I. Организационный этап

Учитель:

Здравствуйте! Садитесь! (Ученики стоят у своих мест и садятся после слов преподавателя).

Дежурный кто сегодня отсутствует? (Дежурный класса сообщает об отсутствующих, если они есть).

II. Мотивационный этап

Учитель: Предприниматель может добиться успеха лишь тогда, когда постоянно использует эффективное управление, учитывая все факторы, влияющие на деятельность пред­приятия.

Учитель: Что означает слово «управление»?

Ученики: ???

Учитель: Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сфор­мировать и достичь цели организации предприятия, произ­водства, фирмы. Об управлении существует целая наука, и называется она менеджмент.

III. Сообщение темы и цели урока

Учитель:

А теперь, запишите число и тему сегодняшнего урока: «Менеджмент в деятельности предприятия, организация и уровни управления на предприятии» (ученики под диктовку записывают тему урока в тетради под диктовку, учитель контролирует, чтобы все записали).

IV. Изучение нового материала

Учитель: Что означает этот термин?

Ученики: ???

Учитель: Термин происходит от английского слова menegment и переводится как управление, заведование, организация.

Главная цель менеджмента — получить желаемые ре­зультаты на основе согласованных действий многих людей. Поэтому не всякое управление является менеджментом.

Менеджмент — система управления производством, применяемая с целью повышения его эффективности и получения прибыли. Он является, прежде всего, процес­сом управления людьми, которые осуществляют произ­водственно-экономическую деятельность в условиях рынка.

Учитель: Теперь немного истории - как наука менеджмент возник на Западе более 80 лет назад, и основателями его являются американец Ф. Тей­лор и француз А. Файоль.

Менеджмент существенно изменился за время своего существования: он являл собой рационалистическую систему, а ныне перешел на новую — маркетинговую, или ситуационную, систему.

Рационалистический менеджмент исходил из того, что фирма являлась «закрытой системой» и ее успех на рынке зависел от внутренних резервов: рационализации производ­ства, производительности труда. И решающее значение отдавалось контролю со стороны высших руководителей фирмы за всеми видами деятельности персонала и четким выполнением указаний сверху.

Учитель: Какие виды менеджмента вы знаете?

Ученики: ???

Учитель: Существуют такие виды менеджмента как: Маркетинговый, или ситуационный, менеджмент стро­ится на новых подходах. Здесь фирма считается «открытой системой», и ее успех связан не столько с внутренними резервами, сколько со способностью вписываться во внеш­нюю среду и приспосабливаться к ней, то есть к сложив­шейся ситуации.

Учитель: Какие основные составляющие вы знаете?

Ученики: ???

Учитель: Основные составляющие менеджмента:

    постановка целей (определение цели управления);

    планирование (разработка плана управления);

    организация (структура управления);

    контроль (выполнение контроля управления);

    мотивация (заинтересованность работников фирмы в успехе начатого дела);

— коммуникация (отношения между членами

фирмы).

Менеджмент сегодня — это постоянные изменения и непрерывное совершенствование. Нельзя сказать, что существует единая модель менеджмента, так как каждая фирма строит свою структуру управления. В современных условиях система управления должна быть гибкой и простой, чтобы выдержать конкуренцию.

Но система управления не сможет функционировать и добиваться своей конечной цели, если у руля не будет талантливого специалиста по управлению — менеджера.

Учитель: А кем является менеджер?

Ученики: ???

Учитель: Менеджер — это не только специалист по управлению, но и человек, ответственный за весь процесс деятельности персонала и фирмы. И его главная задача - не самому выполнить работу, а организовать других для ее выполне­ния. В какой бы области деятельности фирмы он ни зани­мался: производством, рекламой, финансами и т.п., — он решает следующие задачи:

    определяет цели и задачи управления фирмой;

    организует структуру управления и подбирает специ­алистов для их выполнения;

    поддерживает мотивацию действий и взаимные отно­шения в коллективе;

— определяет показатели, ориентированные на работу всей организации и в то же время на каждого в отдельности, описывает и интерпретирует результаты и докладывает их своему руководству, подчиненным и коллегам;

— способствует профессиональному росту коллектива

за счет продвижения по служебной лестнице, повышения

квалификации и т.д.

Можно сделать вывод, что успех той или иной фирмы зависит от того, насколько эффективно идет управление ее хозяйственной деятельностью.

Учитель: Что такое организация?

Ученики: ???

Учитель: Это группа людей, дея­тельность которых сознательно координируется для дости­жения общей цели или целей. В основном все организации сложные, так как имеют не одну цель, а несколько взаимо­связанных целей.

Например, предприятие состоит из нескольких подразделений: отдела снабжения, основного производства, вспомогательного производства, сбытового подразделения и т.д. У каждого из них своя цель. У отдела снабжения — заключение договоров по поставкам сырья, материалов, запчастей, комплектующих элементов; у отдела основного производства — производство продукции и сдача ее на склад; у отдела вспомогательного производст­ва — обеспечение ремонтом основного производства и его обслуживание. То есть каждое подразделение имеет свою конкретную цель, и эти цели для всей организации взаимо­связаны и взаимозависимы между собой для достижения общей цели.

Сложные организации имеют также общие характерис­тики: общие ресурсы, зависимость от внешней среды, гори­зонтальное разделение труда и вертикальное разделение труда. В организации существуют две внутренние органичные формы разделения труда.

Учитель: Какие формы разделения труда вы знаете?

Ученики: ???

Учитель: Первая — это разделение труда на компоненты, то есть горизонтальное разделение труда. Например: «Я гайки делаю, а ты для гаек делаешь винты». Вторая — вертикальное разделение труда, оно опре­деляет работу по координированию действий сверху вниз, чтобы, допустим, не наделать гаек больше, чем винтов.

Вертикальное разделение труда приводит к формирова­нию уровней управления, которых может быть несколько в зависимости от параметров предприятия. Но независимо от количества уровней управления руководители предприятия делятся на три категории, которые определяются функция­ми управления. Например, на техническом уровне (низовое звено) руководители занимаются ежедневными операция­ми и действиями, необходимыми для обеспечения эффек­тивной работы без срывов в производстве продукции или оказании услуг. Типичным названием должности на данном уровне является мастер, мастер смены, сержант, заведую­щий отделом, старшая медсестра, заведующий кафедрой и т.д. На управленческом уровне руководители заняты управ­лением и координацией внутри организации, они согласо­вывают разнообразные формы деятельности и усилия различных подразделений организации. Это руководители среднего звена: заведующий отделом, декан, управляющие, в армии от лейтенанта до полковника и т.д. Руководители на институционном уровне заняты разработкой долгосрочных (перспективных) планов, формированием целей, адаптаци­ей организации к различного рода переменам, управлением отношениями между организацией и внешней средой, обществом. К этому уровню относятся руководители высшего звена: председатель Совета, президент, вице-президент, генералы в армии, министры в среде государст­венной деятельности, ректоры и т.д.

К основному элементу управления следует отнести и структуру управления организации.

Линейная структура управления наиболее распростране­на. В ней четко и ясно распределены права и обязанности всех работников. Линейное управление работает по линии прямого подчинения сверху донизу. Через него руководите­ли доводят до каждого исполнителя свои распоряжения, осуществляют контроль за их выполнением. Линейное руководство обеспечивает единство управления предприя­тием от директора до рабочего, согласованность действий администрации и исполнителей. При таком управлении менеджерам-руководителям - директору, его заместителям, начальникам производств, цехов, участков, мастерам и бригадирам — предоставляется вся полнота власти по отно­шению к подчиненным.

В линейной структуре разделение системы управления на составные части осуществляется по производственному признаку. При таком построении в системе управления наиболее полно выражены единоначалие и иерархия. Эта система логически наиболее стройная и определенная, но вместе с тем наименее гибкая. Каждый из органов управле­ния обладает в ней полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих специальных знаний.

Учитель: Преимущества:

    четкая система взаимных связей;

    ясно выраженная ответственность;

    быстрота реакции на прямые приказания.

Недостатки:

    отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений;

    тенденция к волоките при решении вопросов между подразделениями;

    повышенная зависимость работы от наличия на мес­те менеджера высшего звена, его деловых качеств.

Внешняя среда организации включает такие элементы, как потребители, конкуренты, поставщики, правительст­венные учреждения, финансовые организации и источни­ки трудовых ресурсов. Внешние факторы воздействия на организацию подразделяются на два типа: прямого и косвенного. К факторам прямого воздействия относятся поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребители и конкуренты, то есть те, которые непосредственно могут влиять на опера­ции предприятия. К косвенным — состояние экономики, научно-технического прогресса, социально-культурные и политические изменения, влияние групповых интересов и события в других странах.

V. Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок.

Учитель:

Сегодня вы познакомились с понятиями о менеджменте в деятельности предприятия. А также об организация и уровни управления на предприятии.

VI. Задание домашнего задания

Учитель: Запишите домашнее задание: прочитать § 8 и § 9. Пожалуйста, ваши вопросы по сегодняшней теме?

Учитель:

Урок закончен. Всем спасибо, до свидания!