Специфика воспитания детей младшего школьного возраста средствами народного искусства
Федеральное агентство по образованию
Смоленский государственный университет
Психолого-педагогический факультет
Кафедра педагогики
Специфика воспитания детей младшего школьного возраста средствами народного искусства
Курсовая работа по педагогике
студентка 3 курса заочного отделения
специальности «Педагогика и психология»
Кодина Анна Евгеньевна
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент
Самарин Дмитрий Вячеславович
Смоленск
2008
План
Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания ребенка младшего школьного возраста средствами народного искусства
1.1 Народное искусство в системе эстетического познания мира
1.2 Специфика работы с детьми по осуществлению эстетического воспитания с использованием средств народного искусства
Глава 2. Диагностика воспитания ребенка младшего школьного возраста средствами народного искусства
Заключение
Список литературы
Введение
Цитируя слова великого писателя и педагога Льва Николаевича Толстого, говорившего, что: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель», - можно сразу понять и представить, каким должен быть педагог в его истинном предназначении. И в ответ сразу же появляется мысль о несоответствии этого представления реальности. Характеризуя суть воспитания можно обратиться к словам Белинского о том, что: «Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, т. е. тем более должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке, а не на преждевременном и, следовательно, неестественном развитии понятий». Именно такую цель должен видеть перед собой каждый учитель. Об одном из способов и вариантов реализации этой цели я и хочу рассказать в данной работе. А способ этот – народное искусство как средство воспитания. На первый взгляд звучит непривычно, недоверительно и отталкивающе, но на самом деле хранит в себе огромный потенциал. Актуальность обусловлена как раз тем несовпадением, о котором говорилось вначале. И, мне кажется, народное искусство – один из наиболее простых, доступных и эффективных способов преодоления этой проблемы, создания условий и реализации слов Белинского на практике.
Народное искусство рассматривалось многими деятелями, но так и не получило должной реакции. Выяснению и устранению причин этого и посвящена эта работа.
Все мы были детьми. Являясь детьми, воспитывая детей, внуков – мы никогда не расстанемся с детством. Каждый из нас хочет видеть счастливыми своих детей. Для этого мы можем сформировать у них способность к человеческому общению, взаимопониманию, сопереживанию, интерес к творческому труду, в котором проявляется личность. А это возможно сделать как раз через искусство, ведь искусство так же является сильнейшим инструментом в руках педагога.
Формируя ребенка, мы формируем не только его – мы создаем будущее нашей страны. И какое мы дадим им представление о счастье, как научим их быть счастливыми, таким и будет будущее целых поколений.
Но всё, чему мы можем научить детей, идет от нас и через нас, поэтому крайне важно и самим помнить о культурном, духовном и нравственном наследии. Искусство в школе – это оружие, мощь которого мы до конца не понимаем и мало используем. А учитель при этом более чем кто-либо созидают будущее человеческой культуры.
Доказательство всего этого можно проиллюстрировать таким примером.
Класс начальной школы был разделен на три части – и дети, и помещение. Учительница разделила между группами одинаковые материалы (красный, желтый и белый пластилин), но поставила совершенно разные задачи и применила разные методы работы. Первой группе было дано задание вылепить одинаковые по форме, объему и цвету предметы по данному образцу (яйцо). Второй группе детей разрешено было лепить все, что они захотят. Третьей группе была рассказана сказка о зайце, белочке и ёжике и предложено вместе вылепить её персонажей и ее предметный мир.
В первой группе учительница проверяла соответствие вылепленных предметов поставленной задаче (точный размер, форма, пропорции). Во второй дала полную свободу (если спрашивали – советовала). В третьей организовала беседу, совместное раздумье – кто сделает ёжика, кто белочку, кто морковку, как все это составить в единую композицию.
Вначале во всех трех группах атмосфера была одинаковой (разделили ведь детей без отбора), но постепенно она начала меняться. В первой становилось всё напряженнее и тише. Во второй - все шумнее и безалабернее: кто-то начал что-то делать, кто-то ничего не придумал, кто-то кого-то толкнул под локоть, кто-то швырнул пластилин и т.д. В третьей стоял рабочий шумок – ребята тихо разговаривали, советовались, смотрели, сравнивали, старались.
К концу работы в первой группе на столах были поставлены совершенно одинаковые яйца. Дети стояли сзади них красные, очень гордые, улыбчивые, каждый сам по себе, - и в то же время в чем-то, как и их лепка, одинаковые. Во второй группе – ни одной работы, но стены, пол, столы и сами ребята были в разводах слёз и пластилина, кто-то кого-то дубасил, кто-то плакал, кто-то победно восседал на столе. В третьей группе была выполнена коллективная работа – целый рассказ в пластилине, и ребята весело говорили с учительницей [XIX. - с. 7-8].
Вот какое воспитание через обучение искусству. Какая великая сила нами не используется.
Но, не смотря на всю важность нравственного воспитания путем народного искусства, существует проблема: отсутствие часов, средств, пособий и материалов. Иначе уже каждая школа имела бы свой кабинет искусства, своего педагога-специалиста, изобразительное искусство и музыка преподавались бы и в старших классах – самом важном периоде формирования личности человека.
Философом Ю.У. Фохт-Бабушкиным впервые получены экспериментальные данные о наличии тесной связи между приобщенностью человека к искусству и его всесторонним духовным развитием, о связи между художественным развитием людей и успешностью выполнения ими производственно-общественных функций [XIX. - с.17].
Выготский блестяще окрестил искусство «общественной техникой чувств» и утверждал что «всё прикладное значение искусства в конечном счёте и сводится к его воспитывающему действию» [XIX. - с.18].
Актуальность работы обусловлена тем, что в младшем школьном возрасте закладываются культурологические основы нравственного и эстетического воспитания. А от того, каким образом и в какой форме они будут заложены, зависит дальнейшее развитие и будущее как отдельно взятой личности ребёнка, так и подрастающего поколения в целом.
Степень разработанности: по данной теме работали такие исследователи, как Прасолова Е.Л, Неменский Б.М., Шпикалова Т.Я, Рондели Л.Д, Чирков Д.А., Алёхин А.Д., Мухина В.С. и другие.
Объект исследования - процесс воспитания школьника младшего возраста.
Предмет исследования - народное искусство как средство воспитания школьников.
Цель - определение специфики и путей оптимизации воспитания ребенка младшего школьного возраста средствами народного искусства.
Задачи:
1. Проанализировать виды и содержание средств народного искусства;
2. Определить наиболее эффективные формы и методы работы с детьми для осуществления нравственного воспитания путем использования средств народного искусства.
Гипотеза – для осуществления и повышения эффективности нравственного воспитания младших школьников следует использовать на уроках средства народного искусства, учитывая следующие условия:
целесообразный отбор средств народного искусства;
планомерность и систематичность при работе с ними;
использование разнообразных форм и методов работы учителя с детьми.
Теоретическими методами исследования выступают ознакомление с литературой по данной теме, наглядными пособиями, ознакомление со школьными программами и методами работы с детьми, использующими народное искусство.
Эмпирические методы исследования: наблюдения, индивидуальные и групповые беседы, опросы, классные часы, деловые и творческие игры, самоотчеты, ученические сочинения.
Теоретической и практической значимостью исследования может выступить ознакомление учителей с описанным материалом и разработка новых методов и программ работы с детьми, учитывая условия использования средств народного искусства на уроках.
Глава 1. Теоретические основы воспитания ребенка младшего школьного возраста средствами народного искусства
1.1 Народное искусство в системе эстетического познания мира
Народным называют искусство широких трудящихся масс. Главной, определяющей чертой народного искусства является коллективный характер. Это, прежде всего, проявляется в преемственности многовековых традиций. Народные мастера на протяжении веков использовали секреты мастерства, орнаментику, художественные образы, сюжеты, передаваемые им родителями, односельчанами. Старые мастера обучали молодежь искусству, как вырезывать ложку, расписывать прялку, ткать узорные полотна, шить одежду, плести кружево. Из поколения в поколение сохранялись традиции художественного творчества. За каждым народным мастером стоит, таким образом, коллективный опыт многих поколений людей, которые являются как бы соавторами в изготовлении того или иного предмета.
Коллективный характер народного искусства выражается также в тесной связи народного исполнителя с окружающими его людьми. Народный мастер создает вещи, нужные, близкие и понятные тем, кто живет в таких же условиях, как и он. Одна из черт народного искусства – вариативность в творчестве мастера, т.е. видоизменение изделия в рамках традиции. Преемственность традиций означает, что мастер не просто передаёт потомкам то, что в своё время взял от своих предшественников, но обогащает коллективный опыт своими личными творческими достижениями. Этому всему способствует ручной характер труда.
Научить мастерству может только тот, кто сам владеет им в совершенстве. С этой точки зрения народное искусство всегда профессионально, так как народный мастер должен знать традиционные приемы изготовления изделий и отлично владеть ими. Недаром в народе, если хотят кого-либо похвалить, называют «мастером своего дела». Так, в народном творчестве коллективное и индивидуальное начала находятся в нерасторжимом диалектическом единстве, дополняя и обогащая друг друга.
В художественной образности произведений народного искусства – всегда глубокая содержательность, отражающая народные представления о мире и жизни. Стремление народа к гармонии, красоте, праздничности выражает оптимизм народного мировоззрения, веру народа в лучшее будущее. В произведениях народного искусства всегда поражает глубокая логичность и совершенство форм, удивительная завершенность художественного решения, т.е. понимание нерасторжимой связи формы и содержания в искусстве.
Изменения, происходящие в жизни народа, не могут не отразиться на развитии народного творчества. Постоянно развиваясь и изменяясь, народное творчество никогда не теряет связи с настоящим.
Каждый народ имеет свои излюбленные художественные образы, отражающие его идеалы и понятия о добре и зле. В формах бытовых предметов, отшлифованных и выверенных на протяжении многих веков, в особенностях народного орнамента, в своеобразии излюбленной колористической гаммы раскрываются национальные представления о красоте, тесно связанные с историей народа, его бытом, условиями жизни, особенностями его культуры и характера. Возникая на самых ранних стадиях человеческого развития и сопровождая народ на всех этапах его жизни, народное искусство составляет основу всякой национальной культуры [см.: XVII, c.8].
Искусство порождено потребностью сохранить и передать потомкам мир жизнедеятельности человека. При этом передается, а стало быть, и художественно воплощается, лишь жизнедеятельность общественно необходимая, т. е. имеющая для общества большое значение. «Искусство в своем художественном содержании, — подчеркивает философ А. Еремеев,— хранило данный уровень отношения людей к окружающему миру, оно делало бессмертным необходимые обществу чувства, необходимый обществу способ реагирования на мир... Художественное содержание не давало индивидууму опуститься ниже уровня требований, предъявляемых к нему обществом» [XIX. – с.19]. Поэтому-то чем выше развито эстетическое чувство (в самом широком смысле, включая и нравственное чувство), тем скорее, острее и точнее человек реагирует на наличие важных для него фактов и ситуаций. Развитое эстетическое чувство является крайне ценным индикатором, барометром. Оно скорее, чем наука, отзывается на совокупное положение дел в реальном мире. Оно позволяет «схватить» образ целостной жизненной ситуации для того, чтобы она была строго и подробно проанализирована жестокой логикой мышления в понятиях, и верно прореагировать на нее.
Виды изобразительного искусства.
Существуют следующие виды изобразительного искусства: графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура.
Творец архитектуры должен быть прежде всего художником. Он создает произведение, в котором сочетается работа скульптора, графика и живописца, продумывает вопросы композиции, цвета, светотени и многие другие. В своем произведении архитектор может выразить самые различные идеи, настроения, в иносказательной форме вложить в него то или иное содержание.
Произведение архитектуры редко существует само по себе. Обычно оно сочетается с другими видами изобразительного искусства, чаще всего со скульптурой, как, например, здание Государственной библиотеки имени В.И. Ленина в Москве (архитекторы В. Щуко, В. Гельфрейх).
Скульптура бывает круглой (ее можно обозревать со всех сторон) и рельефной. Рельеф – это скульптурное изображение на плоскости, хорошо обозреваемое с одной стороны. Если рельеф выступает над плоскостью менее чем наполовину своего объема, то его называют барельефом, если более чем наполовину, то его принято называть горельефом.
Скульптура может быть огромной по размерам, монументальной по характеру и совсем маленькой, изящной. Материалом для скульптуры служат камень, стекло, дерево, металл и пр. Твердые холодные материалы, послушные вдохновению скульптора, наполняются смыслом, теплотой, приобретают желаемый облик.
Неисчерпаемы формы декоративно-прикладного искусства: резьба по дереву и обработка металла, вышивка и плетение из соломки, изделия из камня, кости, стекла, обработка драгоценных камней, всевозможные игрушки и многое другое. В прикладном искусстве нередко соединяются скульптура, живопись, графика.
Более подробно мы рассмотрим лишь два вида изобразительного искусства – графику и живопись, с которыми педагог наиболее часто встречается в повседневной работе.
Графика по сравнению с живописью допускает гораздо больше условностей, может откликаться на любые события жизни, порой в иносказательной форме, обращаться к любой тематике.
Язык графического произведения более скупой и лаконичный по сравнению с языком живописи. В графике основными средствами изображения служат светлый фон бумаги, линия, контраст черного и белого; цвет имеет вспомогательное значение.
Художник-график для создания портретов, пейзажей, карикатур, произведений исторического бытового и других жанров использует такие материалы, как карандаш, уголь, тушь, сангина, соус, акварель, гуашь. Изображая что-либо, художник-график может ограничиться всего несколькими точными карандашными линиями, а может и тщательно проработать рисунок штриховкой или тушевкой, показав объемность предметов, материал, из которого они сделаны, подчеркнуть мельчайшие детали.
Можно выполнить рисунок для того, чтобы он, подобно картине, постоянно находился в помещении – на стенах выставочного зала, музея, вестибюля, учреждения, комнаты. Тогда он будет относиться к так называемой станковой графике.
Можно использовать рисунок для иллюстрирования книги – сказки, повести, романа, научного труда, учебника.
К графике относятся все виды гравюры – ксилография, линогравюра, литография, офорт, сухая игла, гравюра на картоне и др.
Существует также промышленная и прикладная графика: марки, наклейки на спичечных коробках, торговые этикетки, денежные знаки.
В отличие от графики живопись запечатлевает образы во всем блеске и богатстве красок. Однако живопись, как и графика, не копирует видимые формы окружающего мира, не создает их иллюзию. Живописец стремится передать в картине пространство, «открыть окно» в изображаемый мир, но никогда не забывает и ее декоративной функции.
Существует множество материалов живописи, имеющих свою специфику и область применения: краски, кисти, бумага, холст, картон, разбавители и пр.
Все художественные краски состоят из цветного порошка – пигмента и связующего, которое скрепляет между собой мельчайшие цветные частицы. Древние художники применяли красящие вещества, встречающиеся в природе в виде всевозможных минералов, а также цветные земли. Кроме того, они использовали органические красители. Однако со временем почти все натуральные пигменты были вытеснены искусственными, которые и входят в большую часть современных красок [см.: I, с.26].
1.2 Специфика работы с детьми по осуществлению эстетического воспитания с использованием средств народного искусства
Важнейшие возможности для педагогики раскрывают изобразительная, декоративная и конструктивная деятельности. В развитии способностей они незаменимы вместе. Они формируют развитие зрения и руки как целостной системы (глаз-мозг-рука), т. е. как системы мышления. Многие забывают, что изоискусство — не просто рисование, это обязательно всегда и труд, ручной физический труд. Это, во-первых, развитие зрения, чуткости пальцев, поскольку без развитого зрения и осязания художественная работа немыслима. Во-вторых, изоискусство неразрывно связано и с формированием образного мышления. Вне создания в сознании, в воображении «зримого» прообраза итогов труда человек не способен создать ни единой вещи — он должен ее «видеть» заранее. Наша сетчатка — это часть мозга, вынесенная наружу, это «чертежная доска» мозга, работающая во много раз быстрее любого счетно-решающего устройства. В-третьих, оптимальное решение задач в любой отрасли производства — всегда гармонично. Выработка способности идти к гармоничному решению интуитивно и является спецификой образного мышления, а значит, и художественного развития.
Психологические исследования сейчас обнаруживают участие зрения во всяком творческом мышлении, показывают необходимость совершенствования работы зрительной системы применительно к любой деятельности. Зрительные представления являются наиболее распространенной формой представлений вообще. Исследования последних лет показали, что с развитием абстрактно-словесного мышления роль конкретно-чувственного опыта не уменьшается, а качественно возрастает. Специалисты утверждают то, левое и правое полушария нашего мозга не идентичны в своих функциях. Левое полушарие отвечает за логическое знание и мышление, правое — нацелено на мышление образами. Доктор химических наук Ю. Чирков в статье «Мозг левый, мозг правый» замечает, что «важно это и для профориентации. Исследования… показали, что среди мужчин профессией летчика или, скажем, оператора овладевают лица с максимально выраженной асимметрией мозга» [XIX. – с.25].
Многие ученые называют нашу цивилизацию «левополушарной» и не считают этот эпитет комплиментом: мы игнорируем запросы правой половины собственного мозга, а значит, слабо используем его возможности. «Нынешняя педагогика в основном построена в угоду «левополушарности», - утверждает Ю. Чирков. - Необходимо вести учебный процесс так, чтобы «художественная» правая половина мозга развивалась и функционировала не хуже «аналитической» половины» [там же].
Только с помощью искусства в общеобразовательной школе можно проделать теперь эту работу — развить образное, пространственное, колористическое и фактурное мышление, в единстве глаза и руки.
Но есть еще одна, пожалуй, самая важная, человеческая способность — способность творить. Из творческих потенциалов отдельных людей и складывается динамизм, творческий потенциал общества.
Основным рычагом творчества является развитое «воображение» - высшая форма образного мышления. Фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве. Сила воображения даёт человеку способность предвидеть, т.е. чувствовать потенцию развития явлений или возможности, заключенные в материале, в конструкции, в научной идее, и выявлять её. Сила воображения является продуктивной, творческой, производящей, а не просто воспроизводящей.
Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные возможности для развития творческой потенции, фантазии и интуиции, для ощущения ребенком радости ручного труда как творчества. Особенно в начальной школе ни один другой предмет не открывает таких возможностей, как занятия изобразительным искусством. Ребенок здесь имеет дело с самыми различными материалами и процессами. Перед ним не только краски, карандаши и глина, но и дерево, картон, бумага, поверхности, пластилин. Дети режут, клеят, гнут, придают форму, решают проблему пространства, пропорций – здесь обилие трудовых процессов. Ребенок чувствует себя творцом и способен в создании конкретных предметов выражать своё отношение к миру. Он создает продукт своего творчества, который доставляет радость и ему, и взрослым. Ребенок видит, как серьезно оценивается его работа, поэтому и сам относится к ней серьёзно. Ни в одном виде искусства продукт детского труда и творчества не может так легко фиксироваться и выноситься на всеобщее обсуждение, как в изобразительном искусстве. Здесь фиксирование в материале абсолютно неотрывно от процесса творчества. К сожалению, до сих пор в школе как раз эти возможности искусства не всегда осознаются и используются. Труд в искусстве требует серьезной организации и материального обеспеченности своего процесса – только тогда можно ожидать результатов.
Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно притупить и его природные творческие способности. Человек, не приученный мыслить самостоятельно и усваивающий всё в разжеванном виде, оказывается через некоторое время неспособным проявить задатки, данные ему от природы.
Таким образом, можно выделить основные общие задачи предмета.
Первая задача — увлечение искусством. Вне увлечения искусством, вне восторга, наслаждения его творениями не может быть сформирована потребность постоянного (на всю жизнь) общения с ним, как не может вообще происходить подлинное общение с искусством. Оно становится чисто формальным, фиктивным. Для этого необходимо придавать формированию увлеченности искусством на каждом занятии принципиальное, основополагающее значение. Именно с учетом этой цели необходимо разрабатывать всю систему конструкций, конкретную последовательность поурочных задач и специфику методических путей их решения.
Вторая задача — приобщение к художественной культуре. Данная задача расшифровывается в трех элементах, которые в своем триединстве раскрывают ее сущность:
суть, содержание искусства (социальный опыт);
творческий опыт искусства;
язык искусства (профессиональный опыт).
1. Суть, содержание искусства — это те жизненные проблемы, ради решения которых и существует искусство: из века в век формулировалось в нем свое отношение ко всем явлениям жизни (к природе, человеку и обществу).
Эта задача может быть названа по-разному, в разной терминологии, например: формирование активного эстетического отношения к действительности — к природе, человеку и обществу, к явлениям художественной культуры, к народным художественным традициям. Здесь — утверждение в личности выработанных обществом представлений о верных для него отношениях ко всем явлениям жизни. Через искусство происходит осознание и передача этих отношений следующим поколениям. Это невозможно было сделать иными путями, так как данные отношения всегда проявляются в единстве чувств и знания. Подобное единство возможно только в искусстве, в его эмоциональной форме познания. Суть искусства можно определить как нравственно-эстетическую позицию времени, среды, личностно выражаемую художником (овеществляемую) в произведении искусства. Эту задачу надо считать для общеобразовательной школы основной, ведущей в триединстве элементов художественно-творческого развития. Два других элемента — язык искусства и творчество — обеспечивающие. Не познавая сути искусства, человек не сформируется как наследник эмоционально-нравственного, социального опыта искусства. Естественно, этот процесс не завершается в школе. Но именно школа должна на всю жизнь пробудить в человеке интерес к искусству и потребность в нем как в кладезе «мудрости красоты».
2. Творческий опыт искусства — передача этого опыта формирует творческую потенцию личности и в итоге — творческий потенциал народа. Здесь заложено систематическое развитие образно-творческих способностей, вариативности, гибкости и гармоничности мышления человека.
Творчество в искусстве многосложно, многопланово. Столь же многопланово должны развиваться творческие возможности человека. Сама эта способность предполагает наличие двух элементов: способность накапливать, осваивать багаж знаний, того, что уже создало человечество, и способность нарушить сложившийся стереотип, готовность делать шаг в неведомое. Порождаемая накопленным опытом и развитой фантазией творческая способность предполагает острое воображение, способность неясную, абстрактную идею, чувство, мысль вообразить, т. е. как бы увидеть «внутренним оком» ее уже осуществленной, реальной. Следующий шаг — реальное осуществление этой идеи — возможен только как следствие воображения в сознании, которое породила фантазия на основе опыта. Развитие этой стороны способности необходимо не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности.
3. И третий элемент — язык искусства, т.е. обучение основам художественной грамоты, формирование элементарных практических навыков работы в различных видах художественной деятельности (изобразительной, декоративно-конструктивной).
Язык искусства — это фактически образный строй, через который художник выражает, а зритель воспринимает содержание произведения. Не просто его изобразительные, конструктивные или декоративные средства, а система, структура, метод использования этих средств. Нельзя ограничиваться элементарными средствами языка (линия, пятно, форма, пространство, цвет, пропорции, ритм) — нужно дать именно представления о специфике и богатстве этих языков, строить представления ребенка о средствах искусства, все время связывая их и с общим представлением о роли этих средств в образном строе искусства. Необходимо дать четкое понимание: все средства искусства есть средства выражения художественного образа. Человек изображает, строит и украшает именно ради выражения своего отношения к объекту, к жизни.
Эта задача должна формировать в личности ребенка способность воспринимать содержание произведения. Но не только. Так же производится отработка системы «мозг-глаз-рука», формируется «зрительный слух» — острый глаз, пространственное мышление, цвето- и тоноразличительные способности, чувство гармонии, пропорции, чувство материала, радость красиво сделанной работы. Все это необходимо для нравственного, эмоционального развития человека.
По традиции принято говорить о воспитании в школе грамотного слушателя или читателя, но почему-то подвергается сомнению необходимость столь же серьезной подготовки зрителя. Познать основы языков должен каждый соприкасающийся с искусствами. Найдите хотя бы одного человека, не общающегося с архитектурой (живем в ней, видим ее постоянно), с прикладными искусствами (весь быт из них состоит), да и изобразительные искусства все настойчивее проникают в жизнь каждого человека.
Триада основ художественного мышления выступает в качестве трех форм (сфер) художественной деятельности, известных детям практически задолго до школы, только никогда не осознававшихся как именно художественная деятельность. Каждый ребенок в процессе своих игр обязательно что-то строит (шалаши, замки из песка, домики из кубиков), что-то рисует, что-то изображает (не только на бумаге, но и палочкой на песке, мелом на стене или асфальте, а в объеме — из глины, пластилина, снега), украшает и себя (венком, лентами, бусами в игре), и свои игрушки, и свой уголок, и свою маму. Эти три привычных детских занятия — постройка, изображение, украшение - и являются формой проявления трех элементов (сфер) художественного мышления: конструктивного, изобразительного и декоративного. Так как эти занятия детям уже знакомы, остается только вычленить их из других форм игры и утвердить в сознании детей как занятия искусством. Эти три элемента художественной деятельности помогают нам в приобщении к искусству именно как форме жизнедеятельности. Уже сами эти термины («постройка», «изображение», «украшение») заключают в себе единство деятельности (процесса), ее цели и продукта. Бусы создаются для украшения (цель), в процессе украшения (деятельность) и являются итоговым продуктом — украшением. Таким образом, избавившись от необходимости давать ребенку с первых классов сложную искусствоведческую классификацию искусств с обилием видов и жанров, мы в то же время даем ему в руки точную модель - «куклу», с которой можно многопланово «проигрывать» все реальные связи искусства с жизнью. Не только на уроках, но во всем общении с искусствами вне школы ребенок с первого класса с помощью этой модели сможет членить искусство, а значит, осознанно общаться с ним, размышлять о нем — понимать его, соотносить со всеми «взрослыми» явлениями искусства — в доме, на улице, в кино, театре, музее. Эта триада проста и очень доступна ребенку. А что можно понять, с чем можно оперировать, то ближе и интереснее. А дальше от простого — к сложному.
Три основы художественного мышления раскрывают искусство как одну из корневых потребностей общества, без чего оно не могло бы функционировать. Искусство в свете этих основ понимается как ничем не заменимая форма мышления, без которой человеческого общества не могло бы состояться. И именно такое понимание искусства педагог должен сформировать у каждого своего ученика – будущего участника в развитии нашей культуры. А для этого, естественно, он сам должен глубоко осознать такую роль искусства в жизни, должен суметь утвердить такое её понимание и во всём педагогическом коллективе.
На ряду с этим существует такая проблема, как недостаточность условий и незаинтересованность в предмете. Её можно преодолеть таким образом - обеспечить активность на уроке, а именно создать атмосферу увлечённости.
Увлечённость не рождается сама – она создаётся, программируется учителем. Учитель, чтобы обучить, должен на уроке сформировать эмоциональную атмосферу, для этого необходимую. Решаю эту задачу, можно представить урок искусства как театральное действие и обставить его должным образом. Но для этого нужна особая атмосфера кабинета искусства, для этого нужны игровые, сказочные моменты урока, последовательность показа произведений и речь учителя. Каждый педагог – режиссёр, а класс – его труппа. Для введения в состояние сопереживания учащиеся, актёры этого маленького театра, должны «войти в роль». А учитель-режиссёр – тонко, незаметно ввести их в неё, тактично вовлечь в сопереживание. Только логически, без такого эмоционального введения в сопереживание, восприятие не произойдёт… И в этом особая трудность, особая сложность и специфика урока искусства. Передача подлинных художественных знаний без этого нереальна. Принципы и методы преподавания искусства и должны быть почёрпнуты из искусства.
Делая выводы на основе теоретического изучения материала и переходя к следующей главе, где мы подробно рассмотрим принципы и методы преподавания искусства в начальной школе, можно сказать, что важность данной проблемы велика и мало рассматриваема. Изучение народного искусства и использование его как средства развития эстетических, нравственных и духовных ценностей детей, приобщения их культурным традициям, развития патриотизма, уважения к творчеству хранит в себе огромный потенциал и, если и используется, то малоэффективно. Народное искусство – это наше историческое прошлое и огромный опыт человечества, при его изучении можно узнать не меньше, чем при изучении учебников по истории. Но главная проблема не использования этого потенциала состоит в том, что современные педагоги сами мало знакомы с ним, его сущностью, принципами и методами работы по его использованию. Современные школьные программы и стандарты не предусматривают достаточное количество часов для полного освещения всех тем, возможностей и практического применения народного искусства. Мало внимания уделено и области технического и материального оснащения. Попробуем осветить хотя бы одну сторону этой проблемы.
Глава 2. Диагностика воспитания ребенка младшего школьного возраста средствами народного искусства
Изучение искусства на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;
- воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
- освоение знаний о классическом и современном искусстве;
- ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры;
- овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;
- формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
- развитие способности узнавать, что изображает произведение искусства;
- развитие эстетического восприятия;
- практическая изобразительная деятельность.
Восприятие произведений изобразительного искусства на уровне узнавания требует от ребёнка развитой способности понимать изобразительный язык самого искусства, специальной выучки. Для него первичной задачей при этом выступает понимание изображения как отображения действительности. Однако одного понимания отношения изображения к действительности недостаточно, чтобы правильно воспринимать свойства изображённых предметов и их соотношения. К восприятию произведений изобразительного искусства ребёнка надо готовить исподволь, постепенно. Учитель поможет ребёнку, если расскажет, что изобразительное искусство имеет свои секреты – приёмы отражения окружающего мира в наглядных, зрительного воспринимаемых образах, в которых надо научиться узнавать изображения самой реальной действительности.
Помимо узнавания отображаемого в произведении искусства ребёнок должен научиться эстетически воспринимать изображения. Для этого учитель, кроме объяснений того, почему это произведение красиво, сам должен искренне переживать эстетические чувства от созерцания картины. Когда ребёнок начинает понимать изобразительный язык того или иного художественного направления, он переживает радость от того, что он уже понимает содержание и может оценить колорит картин. Квалифицированное обучение ребёнка восприятию художественных произведений и рисованию содействует овладению им выразительными средствами какого-либо направления в искусстве. Ребёнок легко усваивает эти средства в элементарной их форме, узнаёт их и пытается пользоваться в своём творчестве.
На уроках изобразительного искусства учитель предоставляет большую часть времени для работы самого ребёнка. Приступая к рисованию или лепке, ребёнок планирует основные моменты своей работы, тем самым образное мышление получает возможность упражняться и развиваться дальше. Самостоятельность, предоставляемая ребёнку на уроках изобразительного искусства, поднимает его ответственность за исполнение работы, даёт свободу воображению и доставляет ребёнку особую радость. На уроках рисования ребёнок находится наедине с самим собой и часто самостоятельно творит в меру развития своих способностей.
По мнению Сластенина нравственное воспитание учащихся средствами искусства и активизация их художественно-творческой деятельности будут успешными при определенных условиях:
1. Учет интересов, потребностей, художественных запросов учащихся, в целом их эстетической воспитанности.
2. Систематичность и целенаправленность художественного образования и воспитания.
3. Координация внеклассной воспитательной работы с деятельностью внешкольных детских учреждений и учреждений культуры, с учебными занятиями по предметам гуманитарного и художественного циклов.
4. Ориентировка не только на познание и восприятие искусства, но и творчество в различных областях художественной деятельности, передачу опыта другим людям [XVII. – c. 57].
Для диагностики воспитания школьника средствами народного искусства необходимо определить принципы работы.
Б.М. Неменский формулирует такие принципы художественной педагогики:
1. Ведущий принцип – закон уподобления, реализуемый на уроках в методах педагогической драматизации, ситуаций уподобления (через метод игры, метод эмпатии и т.д.).
2. Принцип освоения вживанием, т.е. целостности и неспешности эмоционального освоения (эмоции для превращения в мысль нужно время), что реализуется через метод поэтапных открытий, единство восприятия и созидания, на каждом уроке, метод широких ассоциаций, метод творческой интерпретации содержания и др.).
3. Принцип постоянства связи с жизнью, реализация которого осуществляется на основе метода опоры на личный эмоциональный, визуальный, сенсорный, бытовой опыт детей и актуализация этого опыта для конкретного содержания урока, деятельности; метод внеклассной индивидуальной коллективной деятельности по поводу искусства; метод отчетных уроков перед родителями, школой
4. Принцип опоры на апогей в искусстве (пиковые переживания). Данный принцип может быть реализован через методы сопоставления, поэтапности создания художественного образа и др.
5. Принцип единства формы и содержания в искусстве. Свою реализацию находит посредством использования методов постановки эмоционально-отношенческих задач, единства внешнего и внутреннего состояний, внимания к детали и др.
6. Принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков, что может быть осуществлено через методы диалогичности, проблемности, сравнений, коллективных и групповых работ, развития интереса [XX. – с.157].
Остановимся подробнее на каждом из них и определим методы работы.
Закон уподобления
Реализация:
1. «Художник и зритель».
Постоянная смена ролей детьми – то художник, то зритель по отношению к работам мастеров или своим собственным. Ребенок может рассматривать «Сказку о золотой рыбке» с позиций автора, старика, старухи, рыбки и каждый раз он будет открывать неизвестные отношения героев, отношение автора к героям, отношение читателя к авторам и к героям и т.д.
2. «Три брата мастера».
Мастер украшения. Мастер изображения. Мастер постройки. Они способствуют осознанию трех форм художественной деятельности (украшения, изображения, постройки).
3. Отдельные игровые задания в процессе организации совместного деятельности и общения (игры на обогащение словарного запаса, внимания, воображения, мышления, памяти и т.д.).
Принцип освоения вживанием
Реализация:
1. Метод поэтапных открытий.
Четкое выполнение всех заданий воспитателя, неповторимость их. Постепенное, неспешное, медленное «втягивание» детей в тему занятия, игры, действия в раскрытие ее основных граней через переживание, эмоциональное заражение. Используем театральное действие, музыку, картину, художественное слово. В подготовительных группах можно вести «словарь настроения» - каждое занятие – новое слово-настроение.
2. Метод единства восприятия и созидания в каждом действии.
Ребенок переживает, глубоко осознает каждую тему занятия или игры в целости всех видов деятельности: смотря зрительный ряд, слушая стихи, прозу, песню, музыку и выполняя практическую работу – и все на одну тему. Цель здесь – единство осознания и эмоционального переживания; единство всех видов деятельности здесь не цель, а средство.
3. Обобщающие занятия: задача их – сознание целостности изучавшейся темы, перевод ее на новый обобщенный уровень осознания. Обобщенное занятие – вершение осознания проблемы и радость открытия нового ее уровня, создание ситуации успеха – «Я могу!».
4. Метод широких ассоциаций: возможность и необходимость творческой интерпретации содержания. Любое восприятие искусства ребенком включает в себя интерпретацию. Это всегда произведение + воспринимающий. Иное – не реально. Если ребенок ассоциативно «достраивает» сказку или расширяет рассказ по картине шире изображаемого, нужно приветствовать это, а не пресекать, тактично, терпеливо и умно растить росточки творческих личностных связей с искусством через фантазии, воображение. Надо тонко и точно направлять эту интерпретацию. Чаще всего сходства предметов и явлений, совсем не похожих на первый взгляд, улавливают художники и дети. Их роднит ассоциативность мышления – способность видеть связи и исходные черты в вещах и явлениях, как будто несопоставимых.
Принцип постоянства связи с жизнью
Реализация:
1. Метод привлечения: в беседах с детьми, во время организации совместной игровой деятельности личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей и воспитателей – актуализация и активизация этого опыта для освоения темы беседы, игровой деятельности.
2. Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности.
Этот метод выражен в форме «домашних заданий», коллективных творческих заданий во время занятий в группе. Детям интереснее работать над творческим заданием с продолжением. Так вырабатывается эстетическое отношение к действительности и самому себе, своим способностям и возможностям. Эстетическое отношение к миру – это такое отношение, при котором повседневный жизненный опыт может стать источником художественно-эстетических замыслов, это отношение, которое лежит в основе искусства и художественного творчества. Это отношение, направленное на гармонизацию мира и себя в мире.
3. Метод отчетных занятий перед родителями и всеми желающими: будет лучше, если такие встречи-отчеты будут проводить сами дети (особенно в старших группах). Это может быть встреча-представление, встреча-путешествие, встреча-сказка, театральная постановка, устный журнал и т.д. Здесь дети демонстрируют то, что они умеют, чему научились за определенный отрезок времени.
Принцип опоры на апогей в искусстве
Любое явление необходимо осознать в чистоте его проявления, в «пике», хотя само явление в этом пике бывает реже, чем в состоянии, связанном, переплетенным с другими явлениями. Например, натюрморт или портрет в реальном искусстве существуют, часто переплетаясь с бытовым жанром или пейзажем и т.д. Но показать их, чтобы ребенок уяснил отличие, уяснил специфику, необходимо не в сложно связанных, а в очищенных от связей произведениях - в апогее явления.
Реализация
1. Работа с отдельными произведениями искусства: имеется в виду работа с жанрами в искусстве, которые предъявляются детям в чистом виде, а на обобщающей беседе дети «собирают» специфические отличительные их признаки (так мы знакомим с жанрами в литературе – стихотворение, рассказ, быль, былина и т.д.; в музыке – песня, мелодия, частушка, хороводная и т.д.; в живописи – портрет, натюрморт, пейзаж, марина, бытовая картина и т.д.).
2. Работа с языком искусства: в искусстве есть закон моноканалъности искусства, который заключается в том, что каждый вид искусства «говорит» с нами на своем особом, специфическом для данного вида искусства «языке», не переводимым на язык другого вида искусства (невозможно, например, краску, звук перевести в слово, также как жест перевести в музыку и т.д.). Это означает, что работа с искусством должна строиться на освоении языка конкретного вида искусства – необходимо знать, как искусство «говорит» с нами, с помощью чего, какие изобразительно-выразительные средства для этого у него имеются (так, у литературы – слово, метафора; в музыке – тон, ритм, тембр, высота и т.д.; в живописи – линия, тон, пятно, композиция, светотень и т.д.; в скульптуре – контур, объем, материал, рельеф и т.д.).
3. Сопряжение с личным опытом: работа с искусством должна строиться на постоянном «примеривании» содержания конкретного произведения искусства с личным опытом ребенка, детей. Скажем, показывается пейзаж и идет работа по сравниванию, сопоставлению того, что знает и видит ребенок вокруг себя; знакомимся со сказочными героями, имеющими «говорящие» характеристики (лиса – хитрая, плутовка; волк – злой; ворона – глупая, заяц – бедный, трусливый, лев – сильный, смелый, царь зверей и т.д.) и уместно «перенести» эти качества на людей, поговорить о себе, о человеческих качествах детей: А мы какие? А что у нас есть? А что нам не хватает и т.д.
Принцип единства формы и содержания
Реализация.
1. Постановка эмоциональноо-отношенческих задач в любой практической работе: это основной метод в данном принципе. Необходимо постоянно обращать внимание на органическую связь между внутренним состоянием живых существ и их внешним выражением. Описание характера предмета, его «внутренней жизни», оценка его ребенком – все это должно вытекать из выразительных особенностей его форм, его чувственного облика. Это требует развития особого внимания к единичной неповторимой форме предметов и явлений. Например, предложим ребенку понаблюдать, а потом нарисовать, описать словами, звуками, жестами как кошка нежится, как готовится к прыжку, как потягивается и т.д. Какая поза, какие движения характерны для собаки, когда она провинилась и чувствует это? Или предложим ребенку описать яблоко с точки зрения здорового человека, больного, выздоровевшего (от внутреннего настроения зависит и восприятие), или посмотрим на горбушку хлеба глазами голодного и сытого человека и т.д.
Принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков
Реализация.
1. Метод свободы в системе ограничении: каждое занятие, беседа, совместная игровая деятельность создают свои довольна четкие ограничения и в содержании, и в техниках. Ребенок тренируется, переходя от одних ограничений к другим, приучается четко отвечать на поставленные задачи.
2. Метод аналогичности: воспитатель и ребенок - собеседники, сотоварищи, соратники, содеятели, сотворцы. Совместно выясняют и находят. Наивные словесные, изобразительные образы детей – бесценный материал для воспитателя, в группе не может быть бесед-монологов, любая беседа с детьми – это диалог и полилог взрослого и ребенка... Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми в процессе ее коллективного поиска и желания найти, постигая истину в процессе диалогического общения. Гуманитарные науки, как говорил М. Бахтин, - это науки о духе, а значит, они всегда диалогичны.
3. Метод сравнения как путь активизации мышления: метод сравнений с привлечением близких и далеких ассоциаций способствует развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и творческому мышлению. Психологической особенностью сравнения детей является то, что они часто подменяют сравнение простым рядоположением предметов. Особую трудность для них представляет сравнение предметов и явлений, с которыми нет возможности непосредственно действовать, а также тех, которые обладают небольшим количеством признаков или признаки скрыты. Нередко дети затрудняются сравнивать предметы и явления потому, что они не могут самостоятельно составить план сравнения, поэтому необходимо вести целенаправленную каждодневную работу по развитию у детей приемов сравнивания как основы развития ассоциативного и творческого мышления. Детям предлагаются различные игры, задания по развитию творческого мышления, основанные на приемах сравнения. Рассказ может возникнуть лишь из «бинома фантазии. Необходимо, чтобы одно было достаточно чуждым другому, чтобы соседство их было сколь-нибудь необычным, – только тогда воображение вынуждено активизироваться, стремясь установить между словами родство, создать единое, в котором оба чужеродных элемента могли существовать. В «биноме фантазии» слова берутся не в их обычном значении, а высвобожденными из языкового ряда, в котором они фигурируют повседневно.
4. Метод коллективных и групповых работ: этот метод – резерв активизации деятельности мышления детей в различных видах художественно-творческой работы. Метод заключается в том, что ребенок из пассивного слушателя, зрителя превращается в активного творца в группе, когда идет бурное обсуждение, ищутся варианты решения задания, когда ключом бьет детская энергия, фантазия, воображение [IV. – с.98-101].
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать/понимать:
- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- наиболее крупные художественные музеи России и мира;
- значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль и в синтетических видах творчества;
уметь:
- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- восприятия и оценки произведений искусства;
- самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Таким образом, зная все эти пункты и положения, можно говорить об уровне, качестве и виде преподавания. Диагностируя каждую школу, каждый класс с помощью этого свода правил, можно сделать вывод сразу по многим показателям о способе подачи материала, об уровне подготовленности учителей искусства, об их просвещенности, о качестве тех знаний, которые они могут дать детям. Если правильно использовать, разрабатывать достойные планы занятий, учитывая всё выше перечисленное, можно устранить и избежать в последствии большинства проблем, о которых мы говорили в первой главе. Описано достаточное количество методик, которые просты в применении и их можно и нужно использовать на уроках. Как оказалось, проблема не такая уж неразрешимая. Достаточно лишь разработать цельную программу, основанную на этих нормах и принципах.
Заключение
В работе рассмотрены различные аспекты, способы, методы использования народного искусства как средства воспитания школьников, охарактеризованы его черты, особенности, виды. Дана общая теоретическая картина и рассмотрены пункты, по которым должно проводиться и оцениваться образование данной сферы. Предложены конкретные методики работы. Сравнивая эти положения с практической ситуацией в школах, можно сделать вывод, что на сегодняшний день народное искусство практически не используется на уроках, а если и используется, то делается это неправильно и бесцельно. Всё сочетание и весь комплекс занятий должны проходить в общей системе, по конкретным программам, в связи с другими предметами и практическими занятиями. Уровни сформированности у учителей данного аспекта находятся в лучшем случае на среднем показателе. С этим надо бороться. Необходимо внедрять искусство в школу, в сознание людей, ведь оно таит в себе столько потенциала для развития различных сфер жизни, что даже нельзя его сравнить с рядом обычных тематических уроков. Осознавая глубину и социальность народного искусства, мы осознаем многовековой опыт людей, несущий в себе нравственные, эстетические, духовные, исторические, философские, педагогические, культурные и другие аспекты жизни.
Пути нравственного воспитания с помощью народного искусства бесконечно разнообразны. Вопросы приобщения детей к народному искусству в настоящее время привлекают к себе внимание всё большего числа педагогов, художников, исследователей детского изобразительного творчества.
На основе проделанной работы можно сделать вывод, что: 1) народное искусство – своеобразный катализатор детского изобразительного творчества; 2) в народном искусстве аккумулируется традиционный художественный опыт поколений; 3) произведения народного искусства (живопись, графика, скульптура) способствуют формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, творческих начал в личности.
Отбор художественных произведений в процессе изучения народного искусства должен опираться на продуманную систему методических приемов.
При создании и в процессе восприятия декоративного решения нужно опираться на явления действительности, эстетически освоенные учащимися, чтобы формировалось осознанное отношение детей к системе изобразительно-выразительных средств декоративного искусства. Декоративные задания логически связываются со всеми видами работы по изобразительному искусству. На этой базе формируются работы учащихся, ведущее место должны занимать приемы свободной кистевой росписи.
Таким образом, народное искусство – не консервативная, мёртвая художественная система, а система, постоянно развивающаяся. Благодаря своей необычной ёмкости народное искусство интересно не только с точки зрения художественной, но и с точки зрения исторической, этнографической, социологической. Следует особо подчеркнуть научную ценность произведений народного искусства.
Для учителя, ведущего уроки изобразительного искусства с семилетними учениками, эмоциональный настрой детей очень важен: без «человеческих эмоций» никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Ёмкое содержание и своеобразное отражение действительности, яркий и выразительный язык народного творчества помогают учителю сделать процесс эстетического познания искусства детьми увлекательным и интересным с первых же уроков.
Примеры орнаментальных композиций, выполненных народными мастерами в разных материалах, с применением разной техники обработки формы предмета позволят учителю просто и доходчиво познакомить младших школьников с единством эстетического и функционального в создании художественной вещи, выделить приемы декоративного обобщения, объяснить, что каждая вещь создается для человека и живет в тесном взаимоотношении с другими вещами. Человек с развитым художественным вкусом способен понимать и ценить стилевое единство предмета, чувствовать связь декоративного искусства с эстетическими требованиями своего времени или прошедших эпох. Потому так важно развивать способность учащихся видеть вещь в среде, в интерьере, в связи с другими вещами и потребностями человека.
К концу обучения в VI классе школьники должны получить знания, необходимые для самостоятельной оценки произведений искусства – их содержания, изобразительно-выразительных средств, образности, самобытности и т.д. Однако цель будет по-настоящему достигнута лишь в том случае, если у детей появится стремление к постоянному общению с изобразительным искусством, к дальнейшему его изучению.
На ряду со всем сказанным, можно говорить о роли искусства как межпредметной связи. Таким образом, использование изобразительного искусства в тех или иных формах на уроках истории, литературы, природоведения, географии формирует такие виды мышления, как образное, логическое, научное и творческое, без которого невозможна никакая самостоятельная деятельность.
Изобразительное искусство помогает развитию ассоциативной памяти. Так, увидев исторические картины В.Г. Шварца, В.М. и А.М. Васнецовых, В.И. Сурикова, А.П. Рябушкина, П.Д. Корина, А.П. Бубнова, дети вспомнят связанные с ними рассказы учителя или текст учебника. Эти картины могут вспомниться при упоминании какого-либо исторического события и в свою очередь вызовут в памяти ряд ассоциаций, деталей и подробностей, которые, казалось, были забыты навсегда.
При этом важно, чтобы зрительные ассоциации носили эмоциональный характер. Поэтому следует вызывать у детей с помощью произведений искусства сильные переживания, активно влиять на их чувства. Эмоциональная память совместно с ассоциативной может закрепить и тот материал, ради которого была сделана установка на восприятие посредством картины, рисунка, скульптуры.
Изобразительное искусство может активно способствовать творческому мышлению учащихся в процессе изучения многих разделов истории древнего мира и средних веков, нового и новейшего времени, глубокому осознанию детьми сложных процессов развития человеческого общества.
Тем не менее, существует проблема: отсутствие профессионально достаточного времени на преподавание предмета, неквалифицированные педагоги, пренебрежении к искусствам как занятиям несерьезным, развлекательно-необязательным даже в тех первых семи классах, где он значится в сетке часов.
Цель данной работы направлена на устранение этой проблемы, стимуляции учителей развивать, прежде всего, себя в данном направлении, а как следствие – своих учеников. Каждый учитель должен сформировать у себя определённый уровень знаний (теоретических и практических), умений и навыков работы в сфере использования искусства. К современному учителю предъявляются высокие требования, и одно из этих требований, по-моему мнению, должно быть следующее: дать ребёнку полную картину о народном искусстве, его историческом развитии, восприятии его как неотъемлемого элемента повседневной жизни и развитие интереса, любви, чуткости к произведениям искусства, желание творить самому.
Список литературы
Алёхин, А.Д. Изобразительное искусство / Алёхин А.Д. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.
Алёхин, А.Д. О языке изобразительного искусства / Алёхин А.Д. – М., 1973. – 220 с.
Вербицкий, А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение / Вербицкий А.А. – М., 1999. – 176 с.
Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие / В.И. Волынкин. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 441 с. — (Сердце отдаю детям).
Выготский, Л.С. Психология искусства / под ред. М.Г.Ярошевского. – М., 1987. – 344 с.
Гессен, С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию / Гессен С.И. – М., 1995. – 448 с.
Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя / Загвязинский В.И. – М.: Педагогика, 1987. – 160 с.
Ильин Г.Л. Философия и история образования: Психолого-педагогический аспект / Ильин Г.Л. – М., 1999. – 247 с.
Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество / Кан-Калик В.А., Никандров Д.Н. – М.: Педагогика, 1990. – С. 138.
Коменский Я.А. Избр. пед. соч.: в 22-х т. / Коменский Я.А – М., 1982.
Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе / отв. ред. Б.М. Неменский. – М., 1992. – 123 с.
Луначарский, А.В. О воспитании и образовании / Луначарский А.В. – М., 1976. – 357с.
Мастера искусства об искусстве / под ред. А.А. Федорова-Давыдова, Г.А. Недошивина: в 7-ми т. – М., 1965-1970.
Медушевский В.В. Может быть, вернемся к истокам? / Медушевский В.В. – М.: Высшее образование. – 1988. – 79 с.
Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье / Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н – М., 1995. – 142 с.
Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе / Мухина В. С.. - кн. для учителя.— 2-е изд., испр. и доп.— М.: Просвещение, 1990.— 175 с.— (Б-ка учителя нач. классов).
Народные художественные промыслы РСФСР: учеб. пособие для худ. уч-щ. / под. ред. В.Г.Смолицкого. – М.: Высшая школа, 1982. – 216 с.
Неменский Б.М. Культура – Искусство – Образование: Цикл бесед / Неменский Б.М. – М., 1993. – 56 с.
Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстет. воспитания / Неменский Б.М. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1987. – 287 с.
Неменский Б.М. Познание искусством / Неменский Б.М. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 305 с.
Неменский Б.М. Роль искусств в системе общего образования / Неменский Б.М. – М, 1999. – 231 с.
Образовательные программы по эстетическому воспитанию детей / составитель А.В. Егорова. – М.: ВЦХТ, 2000. – 148 с.
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. / Подласый И.П. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 574 с.: ил.
Прасолова Е.Л. В союзе с красотой: (эстет. воспитание учащихся во внеклас. работе): книга для учителя: из опыта работы / Прасолова Е.Л. – М.: Просвещение, 1987. – 240 с.
Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство / Рондели Л.Д. – М.: Просвещение, 1984. – 144 с.
Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: учеб. Пособие / Рылова Л.Б.. – Ижевск: изд-во Удм. ун-та, 1992. – 310 с.
Сластенин В.А. Перестройка педагогического образования в СССР: Перспективы: Вопросы образования / Сластенин В.А., – 1990. – № 2. – 213 с.
Ушинский К.Д. Собр. соч. / Ушинский К.Д. – М.-Л., 1948-1952. – Т. 2. – 573 с.
Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: пособие для учителей / Шпикалова Т.Я.. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1979. – 192 с.
Челышева Т.В. Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система: теоретические аспекты / Челышева Т.В.. – М.: АПКиПРО, 2001. – 128 с.