Система подготовки квалифицированных рабочих в Болгарии

Министерств образования и науки Украины

Украинская инженерно-педагогическая академия

Кафедра педагогики и методики профессионального обучения

ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ В БОЛГАРИИ

Курсовая работа

Студента группы

Научный руководитель: Кулешова В.В.

Харьков, 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БОЛГАРИИ 5

2. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ БОЛГАРИИ 11

3. CИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 23

4. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ В БОЛГАРИИ 26

4.1 Принципы профессионального обучения и особенности их реализации при подготовке квалифицированных рабочих в Болгарии 26

4.2 Содержание профессионального обучения 29

4.3 Организационная структура учебного заведения 31

4.4 Спецвопрос. Описание наиболее интересных форм и методов организации учебного процесса 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

ЭЛЕКТРОННЫЕ ССЫЛКИ 38

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования определяется возрастающим интересом к системам образования стран Евросоюза, к их методам, формам, принципам обучения, в том числе и профессионального. Стремление Республики Болгария быть интегрированной в общеевропейские процессы, в том числе в сфере образования, подтверждено и законотворчеством, и реальными результатами политической, экономической и образовательной деятельности.

Болгарское образование исторически носит европейский характер. В результате принятых в последние 10-12 лет мер по реформированию сути и структуры образования, управление, содержание и цели развития болгарского образования были во многом выровнены с образовательной стратегией экономически развитых стран ЕС. Тем не менее проблемы в развитии профессионального образования Болгарии остаются, причем они серьёзны и недостаточно глубоко изучены.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью осмысления влияния новых внешних условий - процессов евроинтеграции - на болгарский социум, систему образования, с одной стороны, а также настоятельной потребностью научного анализа

Цель исследования – определить основные понятия при подготовке квалифицированных рабочих в Болгарии; проанализировать существующую систему подготовки квалифицированных рабочих в Болгарии, выявить недостатки и достоинства; обосновать главные принципы и методы, применяемые в учебном процессе.

Объект исследования - система подготовки квалифицированных рабочих в Болгарии;

Предмет исследования – система профессионального образования Болгарии; система подготовки квалифицированных рабочих.

Задачи исследования:

    Систематизировать изученный материал в соответствии с планом исследования.

    Изучить особенности получения образования в Болгарии.

    Выявить уровни системы образования, охарактеризовать каждый из них.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, систематизация, классификация, системно-структурный метод, сравнение, сопоставление, теоретической обобщение, выработка выводов. Методологическую основу исследования составили:

    психологические теории и концепции мотивации и направленности личности и ее развития.

    теории и концепции личностно-ориентированного профессионального образования.

    концепции развития профессиональной направленности личности.

    положения об активной сущности человеческой деятельности учебно-познавательной.

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БОЛГАРИИ

Респу́блика Болга́рия (болг. Република България), Болга́рия — государство в Юго-Восточной Европе, в восточной части Балканского полуострова. Занимает 22% его площади.

С востока омывается Чёрным морем. Граничит с Грецией и Турцией на юге, с Сербией и Македонией на западе и с Румынией на севере, разделена рекой Дунай.

Общая протяжённость границ составляет 2245 км, из них 1181 км по суше, 686 км по рекам и 378 км по морю. Протяжённость автомобильных дорог 36 720 км, железнодорожной сети — 4 300 км.

Болгария была образована в 681 г. Страна претерпела множество взлетов и падений за свою 1300-летнюю историю. С начала 11 века и до второй половины 12 века Болгария находилась под властью Византии. В 1187 году она завоевала независимость, следствием которой стал этап наивысшего расцвета страны в эпоху средневековья. В 1396 г. Болгария была завоевана турками и оставалась под ее владычеством на протяжении 5 веков. После русско-турецкой войны Болгария была освобождена от турецкого ига, но, тем не менее, по Берлинскому соглашению она стала независимым княжеством турецкого султаната. В 1908 г. Болгарский принц Фердинанд объявил Болгарию независимой, и она стала суверенной страной, получив права независимого государства.

С 15 ноября 1990 страна называется Республикой Болгария.

С 2 апреля 2004 Болгария вошла в НАТО.

С 1 января 2007 года Болгария вошла в Евросоюз.

В административном отношении территория разделена на двадцать восемь (28) областей.

На конец 2006 года, согласно данным Национального статистического института Болгарии численность населения составила 7 679 290 человек, в том числе 3 720 932 мужчин и 3 958 358 женщин. В 2006 г. городское население составило 5425,3 тысяч человек, или 70,6 % от общей численности населения, сельское - 2254 тысячи человек (29.4 %). С 1990 г. численность населения Болгарии сократилась почти на 1 млн. человек как в результате естественной убыли (с 1990 г. смертность устойчиво превышает рождаемость), так и миграционного оттока. Средний возраст населения в 2005 г. составил 41,2 года, увеличившись по сравнению с 2000 г. на 1,3 года. В 2006 г. родилось 74 495 чел. (показатель 9,6 на 1000 чел.), суммарный коэффициент рождаемости - 1,38. Умерло в 2006 г. 113 438 чел. (показатель 14,7 на 1000 чел.

Национальный состав: болгары — 83,9 %, турки — 9,4%, цыгане — 4,7%. Также в стране проживают армяне, русские, румыны, украинцы, греки, каракачаны, евреи.

На болгарском языке говорит 84,5 % населения, на турецком — 9,6 %, на цыганском — 4,1 %.

Традиционно, религия Болгарии – Восточнославянское христианство, что отражает его культурную и историческую роль и важность для данного государства и его общественной жизни.

В соответствии со статьей 13 Конституции Республики Болгария граждане свободны в выборе религии. Религиозные учреждения должны существовать отдельно от государства. Религиозные учреждения и сообщества и религиозные убеждения не должны быть использованы в политических целях.

В соответствии со статьей 37, свобода вероисповедания, свобода мысли, выбор религии и религиозных или атеистических взглядов ненаказуемы. Государство будет поддерживать принцип терпимости и взаимного уважения верующих и приверженцев других религиозных концессий, а также между верующими и атеистами.

Православными являются 82,6 % населения страны, мусульманами — 12,2 %, 1,7 % — католиками, 0,8% — иудеи.

Болгария является парламентской республикой. Постоянно действующий высший орган законодательной власти — однопалатное Народное собрание (240 депутатов), избираемое сроком на четыре года.

Глава государства — президент, избираемый на основе всеобщего и прямого избирательного права сроком на пять лет.

Высшим судом общей юрисдикции является Высший судебный совет, который определяет персональный состав органов суда, прокуратуры и следствия в Болгарии, а высшим судом конституционной юрисдикции является Конституционный суд Болгарии, который может отменять неконституционные законы и положения; его решения обжалованию не подлежат.

Черноморское побережье Болгарии — популярное направление пляжного туризма. Болгария была одним из важнейших курортов для социалистических стран Восточной Европы. В 1990-е годы отрасль пережила спад, однако в настоящее время наблюдается настоящий бум. Кроме того, если сравнивать отельную базу Болгарии и Турции, то Болгария в последнее время находится в выигрыше (имеются в виду новые отели и отели после реконструкции). Развитие туризма сдерживается недостаточно высоким, по сравнению с западными стандартами, уровнем сервиса. С другой стороны, Болгария поражает душевной теплотой и гостеприимством большинства её граждан. Основная масса туристов прибывает из стран Западной и Восточной Европы, Германии, России и Великобритании.

В последние десятилетия очень активно развивается горнолыжный туризм. Есть также очень хорошие зимние курорты - Банско, Боровец, Пампорово, Паничище.

Общее администрирование образовательной системы осуществляется Советом министров. Органы управления системой общественного образования – Министерство образования и науки, Министр образования и науки, Региональные образовательные инспекции и директора детских садов, школ и обслуживающих центров. Управление образованием осуществляется на трех уровнях – национальном, региональном и школьном.

Школьное образование в Болгарии считается обязательным до 16-летнего возраста. Оно начинается с 7 лет, это возраст, когда дети идут в первый класс, если того позволяют физическое и умственное состояния детей, решения их родителей или попечителей. С 2003/2004 учебного года обучение детей в подготовительных группах в детских садах или подготовительных классах в школах стали обязательными, так как родители или попечители освобождаются от оплаты данного обучения.

В болгарской образовательной системе не существует обязательного профессионального образования. В соответствии с конституцией республики Болгария (статья 53) и Национальным образовательным актом (статья 7, параграф 1) школьное образование до 16 лет считается обязательным. Из этого следует, что до этого срока ребенок должен обучаться в школе любого типа, выбранной им или его родителями. Это может быть общее или профессиональное образование. Если ученик был зачислен в высшую профессиональную школу по окончании начальной, он продолжает обучение в этой школе и после окончания обязательного образования в 16 лет.

Обязательное образование до 16 лет можно получить в частной школе, учрежденной в соответствии с Актом о национальном образовании и имеющей право выдавать сертификаты об окончании учебного курса или полученной профессиональной квалификации, а также дипломы об окончании среднего образования. Ученик имеет право получить образование в государственной, муниципальной или частной школе на свое усмотрение. До 16 лет он обязан получить образование в школе любого типа, включая частную.

Болгария известна своим знаменитым педагогом. Георги Лозанов родился 22 июля 1926 в Софии — педагог и психолог, разработал в 1960-е гг. метод суггестопедии, используемый для ускоренного обучения иностранным языкам.

Новейшая конституция Республики Болгарии была принята в 1991 г. (обнародованная в Официальной газете № 56 от 13.07.1991 г.) Седьмой Верховной национальной ассамблеей.

Конституция основана на обеспечении граждан основными человеческими правами: свободой, миром, гуманизмом, равноправием, правосудием и терпимостью. Соблюдение прав человека, обеспечение безопасности и самовыражения – главный ее принцип и он гарантирует равенство граждан перед законом. В соответствии с этим, Республика Болгария – правовое государство, где все люди рождены свободными и равными, что касается их достоинства и прав. Он гарантирует жизнь, достоинство и человеческие права и создает условия для свободного развития личности гражданского общества.

В соответствии с государственными постановлениями, в стране не существует ограничений в правах по расовой, национальной, этнической принадлежности, полу, происхождению, религиозным убеждениям, полученному образованию, убеждениям, политическим взглядам, личной и общественной позиций или имущественному статусу.

Для предотвращения возникновения тоталитарного режима в стране в любой форме, Конституция четко определяет принцип политического плюрализма в Республике Болгария и невозможность существования отдельной партии или идеологии как государственных.

Изучение болгарского языка – право и обязанность каждого болгарского гражданина.

Граждане, чей родной язык не болгарский, будут иметь право изучать свой родной язык наряду с обязательным изучением болгарского языка. Ситуации, в которых возможно изучение только официального языка, будут определены законом.

Принимая во внимание конституционные постановления, подготовительные курсы организовываются для детей, которые плохо знают болгарский язык (главным образом турецкого или романского происхождения). Для учеников, чей родной язык не болгарский, предоставляется возможность изучать родной язык за пределами государственной школы до тех пор, пока не будет подписан Договор о защите национальных меньшинств. Это значит, что с 1992 г. Армянский, турецкий, цыганский, иврит и греческий преподаются в муниципальных школах. Раньше родные языки изучались как дополнительные дисциплины с 3 по 8 классы. С 1994 г. Они стали преподаваться с 1 класса по 4 часа в неделю. После подписания договора, Акт о национальном образовании был исправлен таким образом, чтобы гарантировать изучение родного языка в муниципальной школе (государственные и частные не вошли в этот список). Позднее изучение родного языка было включено в программу обязательного непрофильного обучения, в результате чего статус языков меньшинств стал выше.

В последние годы в университетах были открыты специальности преподавателей турецкого языка и филологов с турецким и армянским направлением. В начале 90-х в подготовке преподавателей цыганского языка и обучении ему детей наметился заметный прогресс, но в последние годы этот процесс почти приостановлен.

    ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ БОЛГАРИИ

Дошкольное образование в Болгарии имеет общественный характер и рассчитано на детей в возрасте от 3 лет и до момента, когда они идут в школу (7 лет – официальный возраст для начала обучения в школе). Оно осуществляется, главным образом, в детских садах, куда дети могут ходить по желанию родителей. Дошкольная подготовка в течение 1 года перед школой обязательна и проводится в подготовительных группах в детских садах или подготовительных классах в школе, где дети обучаются по специальным образовательным программам.

Существуют общественные, муниципальные и частные детские сады. Они работают весь день, полдня и по целым неделям. Наиболее многочисленны – муниципальные детские сады, которые посещают 90% детей. Общественные детские сады, так называемые оздоровительные детские сады, детские сады для детей с особыми нуждами (слепых и с поврежденным слухом), и все учреждения по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста, лишенных родительской опеки. Частные детские сады принимают детей из более состоятельных семей в небольшие группы. По всей стране их не больше 20.

Система общественного дошкольного образования в Болгарии представлена в виде 4 форм организации обучения: на полный день, на полдня, оздоровительные и специализированные детские сады.

Детские сады на полный рабочий день – наиболее популярны, там пребывают дети 6-летнего возраста с утра на протяжении целого дня. Детей объединяют в возрастные группы, в которых они воспитываются и обучаются. Там они питаются три раза в день и спят. Эти услуги родители должны оплачивать. Такие детские сады находятся в специально выстроенных или перестроенных для этой цели зданиях. В большинстве из них имеются актовый зал и бассейн.

Оздоровительные детские сады предназначены для детей с хроническими заболеваниями, которые не могут посещать обычные детские сады: с сердечно-сосудистыми, легочными, неврологическими, эндокринными заболеваниями и т.д. Дети принимаются в такие детские сады только после специального медицинского обследования. Они обучаются по специальным программам, в зависимости от степени и сложности заболевания.

Специализированные детские сады принимают детей, которые не могут обучаться или воспитываться в обычных детских садах, но только по желанию родителей.

Детские сады на основе полудневного обучения очень часто имеют место в школах и предназначены для детей из школьной подготовительной группы. Их учреждают в регионах, где нет необходимого количества детей для открытия детских садов на полный рабочий день, чтобы обеспечить необходимую подготовку к школе. Такие детские сады дети посещают на полудневной основе, по утрам или вечерам, без питания. Родители не должны ничего платить.

Сезонные детские сады открывают в некоторых сельских местностях, главным образом летом, когда родители заняты сельскохозяйственными работами. Их очень мало, и их открывает мэр по требованию родителей.

Детей в детских садах делят на четыре возрастных группы. В первую входят дети от 3 до 4 лет, во вторую – от 4 до 5, в третью – от 5 до 6. Дети шестилетнего возраста обучаются в подготовительной группе по специальной программе. В зависимости от возрастной группы выбираются соответствующие содержание и методы обучения. Возрастное деление необязательно, и иногда формируются группы с детьми разных возрастов, если это необходимо. Группы включают в себя от 10 до 25 человек. Общественные и муниципальные детские сады работают в том случае, если набирается как минимум 4 возрастные группы, но это число не должно превышать 8.

Большинство детских садов являются независимыми единицами, учрежденными муниципалитетами. Они работают целый день и находятся в специально выстроенных для этого зданиях. Когда детей недостаточно, в школах открываются группы по обучению детей.

Начальное образование в Болгарии – с 1 по 4 класс – первый этап основного образования. Второй уровень основного образования называется младшим средним или «пред - средним» и включает в себя 5-8 классы. Таким образом, основное образование основное образование составляет 2 уровня: начальный – с 1 по 4 и младший средний – с 5 по 8. После успешного завершения 8 класса ученики получают сертификат основного образования, дающий право продолжить свое образование, начать профессиональное обучение и получить профессию, для которых необходимо получить основное образование.

Общие цели основного образования – обеспечить необходимый уровень образования, усвоение учеником знаний и навыков, системы ценностей, интересов и потребностей и развитие их способностей как основы для их дальнейшего образования.

Основное образование можно получить в школах различного типа:

    начальное – с 1по 4 класс;

    младшее среднее – с 5 по 8 класс;

    основное – с 1 по 8 класс;

    общее среднее – с 1 по 12 класс включительно, на первом основном образовательном уровне.

Основное образование можно получить также в:

    профессиональной школе; – с 7 и 8 классов с курсом обучения длительностью 3 года;

    спортивной школе;

    художественной школе;

    специализированной школе, для детей с особыми образовательными нуждами и/или хроническими заболеваниями.

Профессиональные школы, составляющие значимую часть вышеупомянутых школ, распределяются по территориальным и административным округам в зависимости от того, какая профессиональная отрасль наиболее распространена в том или ином районе, какую продукцию производит промышленный сектор, каковы спрос и предложение на данную профессию. Когда профессиональных школ по определенным профилям мало, например, в областях сельского хозяйства, лесоводства, горной промышленности, строительства, туризма и гостиничного бизнеса, их обычно открывают в той местности, где такие специалисты смогут найти работу; сюда могут приезжать для обучения дети из других регионов. Более часто школы национальной важности встречаются в столице и больших городах, в то время как художественные, спортивные школы, школы по туризму, некоторые специализированные школы располагаются таким образом, чтобы принять учеников из всех регионов страны и удовлетворить их потребностям. У большей части таких школ есть общежития или пансионы для учеников, приезжающих из других отдаленных населенных пунктов, а некоторые даже берут на себя транспортные расходы для учеников из соседних населенных пунктов.

Обучение начинается с 7 лет после окончания обучения в подготовительной группе в школе, выбранной родителями. При выборе школы не существует ограничений.

Дети, которым уже исполнилось 6 лет и которые достигли необходимого уровня физического и умственного развития по мнению родителей или попечителей, могут быть зачислены в 1 класс (статья 7 (2) (поправка – State Gazette, выпуск 36/98 NEA).

Право выбора школы гарантируется PEA (1991 год). Статья 9, параграф 1 гласит, что: "Каждый гражданин омет право свободно. За тех, кто не достиг необходимого возраста, школу и тип обучения выбирают родители или попечители». (2).

Право выбрать школу дает ученику возможность подавать документы и обучаться в школе с высоким престижем, высоким качеством обучения, интересной и разнообразной деятельностью; таким образом, это удовлетворяет его интересы и потребности. Для зачисления в некоторые школы (специализированные – школы иностранных языков, профессиональные школы, естественнонаучные, математические, спортивные, художественные школы и т.д.) необходимо сдавать экзамен и участвовать в конкурсе.

По конституции Болгарии (статья 53) образование в республике Болгария бесплатно. Принципы доступности образования, равного положения при обучении, бесплатного обучения в государственных и муниципальных школах – очень важны и они определены в школьном законодательстве (Акт о национальном образовании, статья 6.6).

В течение долгого времени (с 50-х по 90-е годы 20 века) ученики получали учебники и обучающие материалы для обязательного обучения (от 7 до 16 лет) совершенно бесплатно. В последнее годы из-за экономических проблем в стране только первоклассники сохранили за собой это право.

Для детей из социально неблагополучных семей муниципалитеты выделяют средства на полную или частичную оплату завтрака. Для учеников до 16 лет предоставляется бесплатный транспорт для езды в школу и/или обучение в школе-пансионе.

Ученики, оценки которых – отлично и очень хорошо, получают стипендии, выделяемые муниципалитетами.

Основное образование делится на 2 уровня: начальный – с I по IV классы и начальный средний уровень – с V по VIII классы. Школьное образование начинается с 7 лет, после окончания обучения в подготовительной группе в течение года. Начальный уровень включает в себя учеников 7 – 11 лет, а младший средний – 11 – 15 лет.

На начальном уровне обучения один преподаватель отвечает за целый класс и обучает всем предметам учебного плана.

Если школа может себе это позволить и в ней есть много классов, привлекаются учителя специалисты для обучения детей искусству, музыке, физической культуре и спорту.

На младшем среднем уровне каждый предмет преподается отдельным учителем, который работает в различных классах с 5 до 8.

Ученики одного возраста обучаются в одном классе. Исключением являются дети, оставшиеся на второй год.

В соответствии с указом № 7/29.12.2000 количество учеников в классе может быть от 16 до 22 с 1 по 4 классы и от 18 до 26 с 5 по 8 классы.

В государственных и муниципальных школах 5 учеников могут составлять целый класс, если это дети с хроническими заболеваниями или особыми образовательными потребностями.

Школьный год начинается 15 сентября и заканчивается 24 мая в 1-2 классах, 30 мая во 2-4 классах, 15 июня – в 5-8 классах. В течение года ученики отдыхают в Рождественские весенние, или пасхальные, и летние каникулы. У первоклассников есть дополнительные выходные в первом семестре. Длительность каникул (за исключением летних), а также других выходных дней определяются указом Министра образования и науки.

Школьная неделя состоит из 5 дней. Школьный день включает в себя от 4 до 5 обязательных уроков. На самостоятельное обучение должно уходить 10 классных часов, на отдых и спортивные мероприятия - 10 учебных часов, уроки по интересам – 10 классных часов, в дополнение к обязательным часам. Недельное расписание уроков должно соотноситься с психофизическими особенностями учеников. Оно разрабатывается таким образом, чтобы отвечать требованиям Министра здравоохранения.Урок длится 35 минут в 1 и 2 классах, 40 минут – в 3 и 4 классах, 45 минут в 5-8 классах. Перемены длятся от 10 до 30 минут.

Уровень образования, минимум требований для общего образования описаны в Акте об учебной программе 1999 года (LEGEMCA).

Распределение учебного времени в соответствии с предметами, классами и уровнями образования, чтобы обеспечить детям общеобразовательный минимум знаний, описано в Указе № 6 от 28.05.2001, где упоминается также и учебная программа (Указ № 6/2001, art. 1).

Организация обучения различным предметам учебной программы осуществляется преподавателем в соответствии с заранее составленным понедельным учебным планом по каждому предмету. Учебный план по предметам обязательного образования составляется преподавателем до начала учебного года и должен быть одобрен директором школы. В него должны входить тематические блоки учебного плана, распределенные по месяцам или неделям, цели обучения данному предмету и заметки преподавателя.

Были созданы государственные образовательные требования к содержанию обучения и учебной программе по изучаемым предметам в начальной школе. Они вступили в действие в 2002/2003 учебном году и коснулись первоклассников. В учебной программе представлены цели каждого предмета, ожидаемые результаты, предметный учебный план с приемами, содержанием и предполагаемой учебной работой, междисциплинарной деятельностью, методы и нормы оценки знаний, краткие методологические указания к применению учебной программы. Помимо формирования определенных навыков по отдельным предметам, необходимо формировать ключевые навыки на уроках по всем предметам: грамотность, способность к количественному мышлению, освоение информации, навыки общения, критическое мышление и решение проблем, стратегии изучения.

Знания учеников и результаты обучения оцениваются в соответствии с Указом №3 от 15 апреля 2003 года о системе оценивания. В нем изложены основные принципы оценивания – цель, типы, организация, формы, периодичность, организация семестровой, годовой и итоговой проверки успеваемости. Указ рассматривает систему оценивания внутри всей системы образования, но некоторые его положения касаются только основного образования или его начального уровня. Очень важны особенности системы оценивания на начальном уровне.

В начале и в конце учебного года ученики 2-4 классов пишут письменные работы для проверки уровня полученных знаний и навыков, но оценки за эти письменные работы не влияют на итоговые годовые оценки. Текущая оценка успеваемости учеников 1 класса осуществляется через качественные показатели. Результаты текущей оценки учеников 2-4 классов заносятся в их дневники и в классный журнал. Ученик переходит на следующую ступень обучения, если его/ее годовая оценка не ниже 3. Ученики, не получившие необходимого минимума знаний, сдают дополнительные экзамены. Если за эти экзамены они получают неудовлетворительно (2), они остаются на второй год. Ученики первого класса, даже если они не справились с содержанием первого года обучения, не остаются на второй год. С ними проводится дополнительная индивидуальная работа.

При оценке полученного учениками необходимого образовательного уровня по таким предметам, как музыка, искусство, домоводство и технологии, физическая культура, принимается во внимание активное участие учеников на уроках и их выраженное желание преуспеть в изучении данного предмета.

По окончании 1 класса ученики получают сертификат об окончании 1 класса с общей годовой оценкой в словесной форме. Она отражает результаты всех изучаемых предметов в качественном показателе: удовлетворительно, хорошо, очень хорошо и отлично.

Годовые результаты учеников 2-4 классов по различным предметам учебной программы заносятся в дневники; они являются подтверждением того, что ученик был переведен в следующий класс. После 4 класса ученикам выдается сертификат об окончании начального образовательного уровня основного обучения, куда заносятся годовые оценки по обязательным и факультативным предметам, изучаемым в 4 классе (статья 23 (2) /поправка – Государственный бюллетень, издание 36/98).

На начальный средний уровень свободно зачисляются все желающие, но те ученики, которые желают обучаться в специализированных классах (с интенсивным изучением иностранных языков, математики, искусства, физической культуры), должны сдавать экзамен.

О получении основного образования свидетельствует итоговый Сертификат о законченном основном образовании («NEA» 1991 года, статья 23, параграф 3).Сертификат об основном образовании, выданный по окончании 8 класса, позволяет продолжить обучение, получить профессиональную квалификацию («NEA», статья 23, параграф 4) или работать по профессии, требующей кандидатов с оконченным основным образованием.

Частные школы – учреждения открытые или преобразованные по просьбе юридического или физического лица Болгарии, на финансируемые национальным или муниципальным бюджетами, они находятся в арендованных зданиях, или являющихся их собственностью. Родители таких учеников должны оплачивать обучение, включая обязательное до 16 лет. Частные школы имеют право выдавать сертификаты, соответствующие указаниям Приказа № 7 от 2001 года об учреждении и преобразовании частных школ и другим необходимым образовательным документам. Учебные программы частных школ составляются в соответствии с требованиями Уровня образования, Общим образовательным минимумом, Актом об учебных программах, Постановлениями Национального образовательного акта и Указом №6 от 2001 года о распределении образовательного материала минимума общего образования по уровням, этапам и степеням обучения.

За пределами установленной образовательной системы существует множество частных школ и дополнительных образовательных курсов, созданных как для учащихся, так и для взрослых, но обучение на подобных курсах или в подобной школе не гарантирует получение образовательной степени.

Дети с физическими отклонениями – проблемами со слухом, зрением, умственными способностями, речевыми дефектами, хроническими заболеваниями – обучаются в специальных школах, если были использованы все возможности их обучения в основных государственных и муниципальных школах. Специальные школы и детские сады управляются государством. Специальные школы дают общее образование. Некоторые из них также дают профессиональное образование.

Общие цели деятельности специальных школ – обеспечить консультативную, диагностическую, коррекционную, образовательную, реабилитационную и профилактическую помощь детям для того, чтобы компенсировать недостатки и стимулировать дальнейшее развитие.

Для достижения этих целей специальные школы обеспечивают соответствующие социальные и жилищные условия, специальное образовательное и техническое оборудование.

Обучение детей с особыми образовательными потребностями в специальных школах, детских садах и учебных центрах осуществляется по специальной учебной программе, при помощи специальных учебников и учебного материала, а также следуя индивидуальным программам.

Несмотря на существование целой сети подобных школ различного типа в последнее время наметилась тенденция в сторону интеграции таких детей в обычных основных школах – но эта модель еще не была полностью применена на практике, так как в обычных школах нет преподавателей специалистов по дефектологии, а преподаватели обычных школ не знакомы с соответствующими методиками обучения и не имеют опыта применения их. В настоящее время метод интегрирования применяется главным образом к детям с небольшими проблемами со здоровьем.

Акт о высшем образовании от 1995 года и поправки к нему от 1999 г. Ввели в действие новую структуру высшего образования, состоящую из 4 уровней

    специалист в области

    бакалавр

    магистр

    доктор в области

Первый уровень высшего образования - трех- и четырёхлетние программы. После обучения по трехлетней программе выдается диплом и квалификация специалиста в определенной профессиональной сфере. Программы обучения предлагаются в различных обособленно зарегистрированных колледжах или колледжах, интегрированных в единую систему высших учебных заведений. Выпускники колледжей могут продолжить свое обучение для получения степени бакалавра при условиях, установленных государственными требованиями и правилами соответствующего ВУЗа.

Сеть высших школ в Болгарии включает в себя:

    университеты

    специализированные высшие школы

    колледжи.

Они предлагают образовательные программы различных типов и для получения различных степеней и дают возможность получить высшее образование различными путями.

На рисунке 1 представлена структура системы образования Болгарии. Систему профессионального образования рассмотрим наиболее подробно в следующем разделе.

    CИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В республике Болгария средний уровень образования осуществляется на одной образовательной ступени (средняя школа/высшая школа), которая длится 4 или 5 лет и приводит к окончанию среднего образования.

Среднее образование считается полученным по окончании 12/13 класса и сдачи экзаменов для зачисления в высшее учебное заведение. Оно подтверждается дипломом об оконченном среднем образовании, который позволяет владельцу продолжить свое образование или профессиональное обучение.

Среднее профессиональное образование обеспечивает получение общеобразовательного минимума и получение квалификации по данной профессии в соответствии с государственными образовательными требованиями.

Образовательные программы профессиональных технических школ длятся 2 года и предлагаются по окончании основного образования. Полученная профессиональная квалификация дает право выйти на рынок труда.

Профессиональная подготовка ведется в следующих учреждениях. Их типы и общие характеристические показатели приведены в Таблице 1.

Профильные школы с интенсивным изучением иностранного языка (языковые школы) – зачисление после 7 класса на конкурсной основе. Они включают в себя 8-12 (13) классы.

Профильные средние школы – зачисление после 8 класса (с изучением естественных наук и/или математические школы, гуманитарные, спортивные, художественные школы и т.д.). Они составляют с 9 по 12 классы.

Среднее профессиональное образование дают профессиональные высшие школы, в которые зачисляются ученики после 7 класса основной школы. Они составляют 8/9-12/13 классы. Профессиональные высшие школы предоставляют возможность получить профессиональное образование и профессиональную квалификацию 2 степени в течение 4 лет и 3 степени в течение 5 или 6 лет.

Среднее профессиональное образование можно получить в профессиональных школах, которые дают возможность получить профессиональную квалификацию второй степени.

Не высшее образование после среднего предоставляется профессиональными колледжами, которые дают профессиональную квалификацию 4 степени тем, кто уже получил среднее образование. Длительность обучения в профессиональных колледжах – до 2 лет, в зависимости от степени профессиональной квалификации обучаемого. Студенты профессиональных колледжей должны оплачивать обучение. Наличие профессиональной квалификации 4 степени дает право выпускникам работать по профессии, заниматься комплексной деятельностью в различных условиях, брать на себя обязанности управлять действиями других людей и распределять обязанности.

Профессиональные колледжи – учреждения, принадлежащие системе среднего образования, которые предоставляют не степень высшего образования, а степень профессиональной квалификации.

4. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ В БОЛГАРИИ

4.1 Принципы профессионального обучения и особенности их реализации при подготовке квалифицированных рабочих в Болгарии

Проанализировав содержание, функции, особенности развития профессиональной подготовки в Болгарии, можно выделить следующие принципы:

    гуманистической направленности,

    интегративности,

    дополнительности,

    рефлексивной активности,

    индивидуально-личностной ориентации,

    осознанной перспективы,

    конструктивного взаимодействия,

    творческого начала,

    последовательности и систематичности,

    технологичности,

Также, в свете последних аналитических исследований в Болгарии считается, что проектный принцип организации системы профессионального образования, дополненный системой постоянно действующей переподготовки кадров, – вот пропуск в постиндустриальное будущее профессионального образования.

Цель и задачи профессионального образования определяют базовые принципы построения и развития его системы, которые обеспечивают опережающий характер содержания обучения в соответствии с требованиями общества, ориентации на развитие личности, индивидуализации учебного процесса, гуманизации и демократизации образования. В системе профессионального образования Болгарии к их числу можно отнести:

    системность

    открытость и доступность

    научность и прагматическая ориентация

    информационность

    индивидуализация и дифференциация обучения

    индикативность

    информационная безопасность

Принцип системности означает, что профессиональное образование в процессе его проектирования, функционирования и развития рассматривается как социально-экономическая система с описанием её структуры, функций, связей, процессов, управления.

Принцип открытости и доступности. Его реализация обеспечивает динамичное развитие системы профессиональное образование за счёт включения новых элементов, образования новых связей и генерации тех образовательных, консалтинговых и иных процессов, которые наиболее оптимально осуществляют текущий социальный заказ общества.

Этот принцип предполагает также создание гибкой системы получения образования, доступной любому желающему, без анализа его образовательного ценза и регламентации периодичности и длительности изучения отдельного курса, программы, их передачи и контроля с использованием информационных и педагогических технологий дистанционного обучения.

Принцип научности и прагматической ориентации. Содержание обучения в системе профессионального образования должно формироваться на основе нового научного знания, отражающего современные научные и технико-технологические парадигмы постиндустриальной эпохи. Педагогические конструкты содержания обучения на любом уровне (система повышения квалификации для какой-либо отрасли, стандарт переподготовки по какой-либо специальности, содержание внутрифирменного обучения и т.д.) должны быть ориентированы на достижение конкретных результатов, определяемых текущими и прогнозными требованиями сферы профессиональной деятельности и поддающихся качественной и количественной оценкам.

Принцип информационности. Проектирование и реализация структуры, связей, процессов и управления в системе профессионального образования должны осуществляться на основе современных информационно-коммуникационных технологий и интеллектуальных систем.

Принцип перманентности обеспечивает непрерывность обучения на протяжении всей жизни человека. Реализация этого принципа является важным условием выполнения системой профессионального образования социальных функций: социальной защиты, социальной и профессиональной адаптации.

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Этот принцип обеспечивает адресный подбор всех возможностей и средств дополнительного профессионального образования для конкретного человека. В процессе его реализации каждым обучающимся выстраивается индивидуальная образовательная стратегия, а также соответствующий этой стратегии дифференцированный план обучения.

Принцип индикативности управления и контроля. Важным звеном в процессе сопровождения системы оценки и контроля качества является методология определения эффективности функционирования как всей системы профессиональной подготовки, так и её отдельных модулей и элементов. Только на глубокой методологической основе можно создать тот уровень информации, который необходим для принятия педагогически осмысленных и экономически обоснованных решений.

Принцип информационной безопасности обеспечивает разграничение функциональных полномочий и доступа к информации в целях сохранения трех основных свойств защищаемой информации: конфиденциальности, целостности, доступность. Также этот принцип отвечает за защиту интеллектуальной собственности, за соблюдение авторских и имущественных прав, обеспечивает создание, хранение и использование учебно-методических и иных ресурсов, реализует документооборот.

4.2 Содержание профессионального обучения

Учебные программы профессиональных школ и высших профессиональных школ должны соответствовать следующим требованиям. Предлагаемые ими профессии должны быть включены в список профессионального образования, профессиональное обучение должно быть организовано в соответствии с требованиями Акта о профессиональном образовании, содержание программ профессионального образования должно соответствовать государственным образовательным требованиям для получения профессиональной квалификации.

В Болгарии большое внимание уделяется доступности технического и профессионального образования, а также усилению его прагматических аспектов, определяющих связь учебных заведений профессионального образования с миром труда. Учреждениям профессионального образования отводится огромная роль. Существуют колледжи общего и технологического профиля, многофункциональные учебные заведения профессионального образования.

В технических и профессиональных учебных заведениях изучаются общеобразовательные, специальные предметы и проводятся практические занятия. Профессиональную практику учащиеся проходят на предприятиях, которые получают от государства финансовую поддержку за обучение молодежи.

В основе процессуально-содержательного блока развития профессиональной направленности студента лежат теоретические и практические знания и умения.

Теоретические знания: общие знания в области направленности, знания в области будущей профессиональной деятельности, специальные знания в области развития профессиональной направленности. Практические знания и умения – методические и технологические связаны с анализом и корректировкой профессиональной направленности. Сюда относятся знания и умения анализа собственной профессиональной направленности, соотнесения ее особенностей с социальными и собственными потребностями, оценкой возможностей реализации собственных профессиональных целей, умениями планировать и осуществлять корректировку собственной профессиональной направленности.

Обязательное по выбору обучение в профессиональных и профессиональных высших школах состоит из обязательной профессиональной подготовки и обязательного по выбору общего и профессионального обучения.

В спортивных и художественных школах обязательное по выбору обучение используется для изучения специализированных предметов в соответствующей спортивной или художественной сфере.

Все программы профессионального обучения одобряются Министром образования и науки после того, как они были согласованы с различными соответствующими правительственными учреждениями.

4.3 Организационная структура учебного заведения

П

Таблица 2 – распределение учащихся по уровням квалификации и специальностям.

роцентное распределение учащихся профессиональных училищ по специальностям и уровням квалификации мы видим в Таблице 2:

В болгарской системе профессионального образования учащиеся еще до окончания обязательного образования (т.е., на VII ступени) распределяются по профессиональным училищам и определенным профессиональным сферам. В связи с такой ранней специализацией выпускникам, если они не находят работу, сложнее переориентироваться, чем их сверстникам, получившим общее образование, из-за слабой общеобразовательной подготовки. Кроме того, они часто сталкиваются с трудностями в получении доступа к высшему образованию и имеют меньше возможностей для непрерывного образования.

Набор учащихся в учреждения профессионального образования в последние несколько лет снижался. Тенденции изменения набора учащихся для обучения по программам показывают, что набор увеличивался, начиная с 2001 г., достиг своего максимума в 2003 г., затем начал снижаться и по сравнению с этим максимумом к2007 г. уменьшился на 5%. Однако в течение пятилетнего периода с 2002 по 2007 гг наблюдалось стабильное сокращение набора учащихся на 16%.

Различные объединения работодателей участвуют в разработке, координации и поддержании национальных требований к образованию в системе профессионального образования для присвоения профессиональных квалификаций. Они имеют своих представителей в руководящем органе НАОК и экспертных комиссиях и участвуют в приеме экзаменов на присвоение соответствующих профессиональных квалификаций.

Профсоюзы участвуют в разработке, координации и ведении перечня специальностей подготовки квалифицированных рабочих в профессиональных учреждениях.

4.4 Спецвопрос. Описание наиболее интересных форм и методов организации учебного процесса

В процессе обучения применяются различные методы и техники обучения.

В сфере основного образования применяются как традиционные методы – рассказ, объяснение, демонстрация, взаимодействие и т.д., так и современные – исследование, диалог, участие учеников в создании презентаций, докладов, сочинений. Проводятся также семинарские занятия, где необходимо много думать, парные уроки и т.д. Работа в небольших группах организуется с акцентом на индивидуальное творчество, связанное с отдельными предметами (сочинения, проекты, модели и т.д.).

Начиная с 2002/2003 учебного года была введена новая учебная программа вместе с новыми учебниками. Они отбирались на конкурсной основе. Преподавателям было предложено несколько типов учебников на выбор. Сообщество преподавателей неоднозначно отреагировало на новые идеи. До сих пор продолжаются обсуждения с целью создать современные учебники с качественным дизайном для основного образования.

Если есть необходимое техническое оборудование, при обучении используются аудио и видео средства и наглядные материалы.

В 1999 начался полный пересмотр целей, содержания, методов и технологий обучения. Изменения имеют своей целью модернизировать систему образования, объединив традиционные методы с новейшими разработками. Современные методы обучения представляют собой новый педагогический подход, где ребенок должен принимать активное участие в процессе обучения, уметь применить изученные знания в реальной жизни, где он обучается мотивированно.

Внедрение новых технологий требует постоянного обновления идей и содержания образования, а также подготовки новых педагогических кадров, способных детально изучать и внедрять эти технологии в образование.

Вопросы применения мультимедийных технологий в процессе обучения остаются открытыми. Ясно, что использование мультимедийных технологий подразумевает, что выпускники педагогических университетов должны иметь специальную информационную подготовку, в совершенстве владеть механизмами поиска, анализа и сбора информации, должны уметь зрительно воспринимать выражение идей, понятий, процессов и уметь выражать свои идеи через использование различных видов информации.

Как видно из вышеизложенного проблема решения теоретических и методологических вопросов использования мультимедийных технологий важна с психологической, технической, педагогической точек зрения. Сейчас над этим вопросом работают и делают успехи болгарские педагоги и исследователи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К положительным сторонам данной системы профессионального образования можно отнести:

    доступность его широким слоям населения (профессионально-технические училища в каждом районе);

    высокий уровень практической подготовки рабочих и специалистов среднего технического звена;

    мобильность в организации подготовки кадров по самым различным направлениям социальной сферы и материального производства;

    достаточная обеспеченность учебными и методическими пособиями всех профессионально-образовательных программ.

Основными недостатками являются следующие:

    мономодель образования, когда его цель - подготовка специалистов для народного хозяйства - формировала сущность системы образования как среды, создаваемой государством для развития человеческих ресурсов, для реализации личностных запросов и потенциальных возможностей;

    слабая связь системы профессионального образования с мировым образовательным процессом (классификация образовательных программ и ступени профессионального образования не до конца соответствует общепринятым названиям и определениям, используемым ЮНЕСКО в области профессионального образования и подготовки кадров).

Я считаю, что все цели исследования, были достигнуты. Остается сделать выводы.

В данном исследовании удалось подробно описать систему образования Болгарии в целом и профессиональную часть в отдельности.

Думаю, удалось достаточно четко сформулировать основные результаты, полученные путем анализа системы подготовки квалифицированных рабочих в Болгарии.

Болгарская система подготовки квалифицированных рабочих достаточно эффективно работает, используются новейшие информационные технологии в обучении, что выгодно представляет ее в мире образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Жукова, К.В. О совершенствовании профессиональной подготовки в высшей школе / К.В.Жукова // Сборник теоретико-методологических и научно-методических работ преподавателей вузов «Методология и методика вузовского образования (проблемы и поиски решений)» Ярославль 2004.

    Полуянов В. Б. "Аутсорсинг: стратегия или средство развития профессионального образования?"

    Ткаченко Е. В. "Кого и как готовить, или модернизация начального профессионального образования в современных условиях"

    Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. — М, 1997.

    Школьные реформы в развитых странах Запада. М., 1992.

    Дидактические основы комплексного использования средств обучения в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.: Сб. под ред. Полат Е.С.; Авт: Полат Е.С., Батюкова З.И. и др. - М.; НИИ СО и УК, 1991, 137с.

    Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения.-М.:1982г.

    Стефановская Т.А. Педагогика и искусство.- М..1998.,с141.

    Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания.-М.2002г.,с. 312-330.

    Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов пед. учебных заведений. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. – 423с., с. 199-224.

    А.П.Беляева Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах: Методическое пособие.- М.:Высш.шк.,1991.,с.143-184

ЭЛЕКТРОННЫЕ ССЫЛКИ

    Обучение за рубежом, образование за границей [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.study-abroad.kiev.ua/countries_edsys/bulgaria/ – свободный. – Загл. с экрана. – рус. яз.

    Википедия - свободная энциклопедия [электронный ресурс] - режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/– свободный. – Загл. с экрана. – рус. яз.

    Экономика Болгарии [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.paneuro.ru/main/bulgaria/economic/– свободный. – Загл. с экрана. – рус. яз.

    Общество и профессиональное образование [электронный ресурс] – режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2005/0189/analit04.php – свободный. – Загл. с экрана. – рус. яз.