Сенсорное воспитание дошкольников (работа 2)
Введение
Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению.
Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятия формируются представления о свойствах предметов, становиться возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходство и различия между ними.
Видный отечественный ученый Н.М. Щелованов называл ранний возраст золотой порой сенсорного воспитания. Отсутствие целенаправленного восприятия искажает представления детей о предмете. Они бывают неопределенными, иногда ошибочными.
1. Понятия и значение сенсорного воспитания в развитии личности ребенка
Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах качествах предметов. Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» - «чувство», «ощущение», «восприятие», Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов «способность ощущения». Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения ( цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятия детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности ( рисованием, конструированием и др. ), полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.
Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И.Тихеева и другие. Для детей создавались разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания. Среди них было немало удачных находок, но их авторы не знали подлинных закономерностей развития восприятия у детей и поэтому не смогли разработать содержание и методы сенсорного воспитания, соответствующие этим закономерностям. Были созданы системы в основу которых положены современные педагогические и психологические знания о сенсорном воспитании и развитие ребенка, о месте дидактических игр и упражнений в общем процессе сенсорного воспитания. Применение системы будет успешно только в том случае, если воспитатель достаточно глубоко усвоит принципы подбора и усложнения заданий, поймет особенности их связи друг с другом. Ф для этого необходимо познакомиться с основными положениями теории сенсорного воспитания дошкольников, разработанной советскими учеными, и с тем, как эта теория, была использована при подборе, разработке и систематизации игр и упражнений.
Далее изучение показало, что развитие восприятия – сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанным обществом, и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание должно быть направленно на обеспечение этих моментов.
2. Цель и задачи сенсорного воспитания
Сенсорное воспитание на занятиях является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и представлений детей. Обучая детей восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям смысл их действий. Этот смысл становится особенно понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей делается более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать.
В процессе воспроизведения предмета проверяются и уточняются уже сформированные представления детей. В связи с этим основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы сформировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе.
Можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет.
На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины. На втором – третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Начиная с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию для детей 3-5 лет сгруппированы по возрастным группам, а для каждой группы – по видам внешних свойств предметов, с которыми работают дети (форма, величина, цвет, сочетание разных свойств.) Рекомендуемая последовательность и их использование указана в специальном перечне. Однако эта последовательность не является обязательной. Воспитатель должен творчески подходить к использованию предлагаемых дидактических игр и упражнений, связывая их с с общей системой сенсорного воспитания. Важно только перемежать задания, предусматривающие работу с разными свойствами предметов. В противном случае существует опасность фиксировать внимание детей на выделении одного из свойств в ущерб друг друга.
Таким образом, сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
3. Содержание и условия сенсорного воспитания
Содержание сенсорного воспитания должно быть согласованно содержанием детской деятельности. Это значит, что обучение детей восприятию предметов, умению их анализировать, сравнивать должно быть согласованно с последующим процессом изобразительной, конструктивной или другой де4ятельности. В противном значительно снижается эффект обучения и создаются определенные трудности при решении детьми изобразительных, конструктивных и других задач.
Остановимся несколько подробнее на содержании сенсорного воспитания. Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием форм, красок и других свойств предметов. Ему самому еще очень трудно разобраться во всем этом многообразии, и нуждается в помощи воспитателя (взрослого). Воспитатель организует чувственный опыт ребенка, используя определенный общественный опыт. В процессе общественно – исторического развития человечество систематизировало все многообразие свойств предметов. Были выделены основные формы предметов (шар, круг, квадрат), основные цвета. Овладевая этими основными формами, цветами и т. д. и их словесными обозначениями облегчает ребенку ориентировку в окружающем мире. Приобретенные знания и умения помогают детям правильно анализировать различные формы. Эти основные формы, основные цвета выступают как эталоны, образцы, которые помогают детям разобраться во всем многообразии. Причем эта часть чрезвычайно существенна: овладение ею в значительной степени определяет общий успех в сенсорном воспитании детей. Изобразительная деятельность позволяет детям ближе познакомиться с такими качествами как слитность и расчлененность, округлость и прямолинейность контура, пропорциональность. В процессе каждого вида деятельности ставятся конкретные задачи: что то нарисовать, построить. Чтобы выполнить эти задачи, требуются не только исполнительские умения и навыки, но и умения предварительно рассмотрев тот или иной предметно, который должен быть воплощен в рисунке или в конструкции. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки, развитие речевого слуха (восприятие звуковой стороны речи) и музыкального (умение различать звуки по высоте, воспринимать ритмический рисунок и др.
В каждой возрастной группе ориентировка во времени представляется по разному. В младшей дошкольной группе уточняют представление детей о таких промежутках времени, как утро, день, вечер и ночь. Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: « Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: « Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день.Скоро будем обедать». С детьми рассматривают картинки, фотографии, изображающие деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени. Предлагает вопросы: «А что ты делал утром? Днем?». И т. п. Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретает эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи. В средней группе как и в младшей ориентировка во времени развивается в повседневной жизни. Важно, чтобы она базировалась на прочной чувственной основе. Педагог уточняет представление детей о частях суток, связывая их названия с тем, что делают дети, близкие им взрослые утром, днем, вечером, ночью. Временные понятия «сегодня», №»завтра», »вчера» носят относительный характер; детям трудно их усвоить. Поэтому необходимо как можно чаще пользоваться словами сегодня, завтра, вчера, и побуждать детей к этому. Воспитатель постоянно обращается к детям с вопросами: « Когда мы рисовали? Что мы видели сегодня (вчера)? Значение слов быстро и медленно раскрывают на конкретных примерах. Во время одевания он хвалит тех, кто быстрее одевается, порицает медлительных; на прогулке сравнивает скорость движения пешехода и велосипедиста, автомобиля и поезда, гусеницы и жука. В старшей группе в начале учебного года закрепляют и углубляют представление о таких временных отрезках как утро, день, вечер, ночь. Для упражнения детей в использовании временных терминов в старшей группе широко используют словесные дидактические игры и игровые упражнения, например «Продолжай». Это упражнение можно проводить в форме игры с мячом. Дети встают вкруг. Воспитатель произносит короткую фразу и бросает мяч. Тот кому попал мяч, называет соответствующее время. Например: воспитатель бросает мяч и говорит: « На почту мы ходили …», «..вчера», - заканчивает фразу ребенок, поймавший мяч « Занятие по математике у нас было..» « … сегодня». В подготовительной к школе группе закрепляют такие знания о таких периодах времени, как утро, день, вечер, ночь, неделя, дают представление о месяцах ребята запоминают их названия. Ориентировка во времени должна базироваться на прочной чувственной основе, т.е. переживании длительности времени в связи с осуществлением разнообразной деятельности, по разному эмоционально окрашенной, а также наблюдениями за явлениями природы, событиями общественной жизни.
4. Методика сенсорного воспитания дошкольника
На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией мы учим детей различным видам изображения: предметному, сюжетному, декоративному. Сенсорное развитие детей обеспечивается на любом из этих занятий. Занятия предметного содержания чаще всего проводятся на основе обследования предметов, их частей, строении предметов, их положении в пространстве.
Вначале детей знакомят с основным положением предмета в пространстве в состоянии покоя. И в первых изображениях дети отражают именно эти положения. Постепенно надо подводит детей к пониманию изменчивости пространственного положения вещей и живых существ, к обогащению их представлений об окружающем мире.
Обследование
Успешное выполнение практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствование сенсорных процессов на занятиях должно быть в основном осуществлено до начало практических действий.
Специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности мы называем обследованием. Обследование – основной метод сенсорного воспитания детей. В процессе его дети овладевают умениями воспринимать такие свойства предметов и явлений, как величина, форма, пространственные отношения, цвет, особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков. Все эти свойства составляют содержание сенсорного воспитания. Обследование предмета начало выступать как необходимое звено, предшествующее собственно исполнительской деятельности. У детей формировалось умение членить конкретную задачу конструирования какого – либо предмета или его изображение в рисунке на более частые задачи и устанавливать их последовательность.
Несмотря на различия в обследовании предметов в зависимости от последующей продуктивной деятельности можно выделить общие основные моменты, которые характерны для многих видов обследования:
Восприятие целостного облика предмета
Вычленение основных частей этого предмета и определение их свойств.
Вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.
Повторное целостное восприятие предмета.
Такой способ обследования может быть применен для анализа любой формы самых различных предметов, поэтому он может быть назван обобщенным.
Иной характер носит обследование в процессе труда в природе. Одно из основных условий успешной деятельности детей – Обучению их умению действовать в зависимости от тех или иных свойств почвы, растений и т.д. Например, при посадке семян в почву рыхлую и плотную, влажную и сухую, при прополке растений – отличать стебли и листья культурных растений от сорняков. В соответствии с этим определяется направленность сенсорного воспитания в процессе труда, отбираются способы обследования свойств почвы и растений. Например при обследовании почвы важно обратить внимание на ее цвет, консистенцию, влажность,. При обследовании какого либо культурного растения важно выделить несколько характерных признаков стебля и листьев и организовать восприятия детьми этих признаков стебля и листьев и организовать детьми этих при знаков.
Таким образом, способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во – первых, от обследуемых свойств, во – вторых, от целей обследования.
Обучение обследованию должно проводиться с учетом возрастных различий детей. Так, детям младшего возраста следует предлагать для обследования предметы простые по форме и строению, чтобы процесс выделения частей и установления их взаимоотношений был более легким.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Знакомство с формой предметов.
Дидактическая задача. Учить детей выполнять простейшие действия с предметами, учитывая их форму.
Материал. Ведерко с крышкой и мелкие, удобные для захватывания предметы разной формы и цвета: пирамидка, кубик, брусок, грибочек, цилиндр, яйцо, мячик. Высота ведерка 10 – 12 см; размер предметов для вкладывания 3 – 5см.
Руководство. Взрослый показывает ребенку ведерко, закрытое крышкой, и поясняет, что внем что-то есть. Снимая крышку, показывает предметы, находящиеся в ведерке. Они лежат в такой последовательности, чтобы ребенок мог достать в начале более устойчивые предметы ( кубик, брусок, пирамидку, грибок), затем катающиеся (цилиндр, яйцо, мячик.)
Взрослый предлагает малышу опустить руку в ведерко достать какую – либо игрушку. Ребенок вынимает кубик или брусок. Взрослый радостно восклицает: «Какая красивая игрушка! Молодец, что достал ее из ведерка!», вызывая у малыша эмоциональный отклик.
Предоставив ребенку возможность рассмотреть кубик, поиграть с ним, взрослый просит малыша положить кубик на стол и обращает внимание на то, что он стоит устойчиво. Затем напоминает, что в ведерке есть и другие игрушки, можно достать еще что - нибудь.
В процессе игры ребенок накладывает кубик на кирпичик и ставит на него пирамидку или грибочек. Он пытается наложить один на другой круглый и овальный предметы, постигая на практике, что они не накладываются, но зато хорошо катаются.
Когда все предметы будут рассмотрены, можно сложить их в ведерко и закончить игру. Вначале взрослый проделывает это сам, затем подключает ребенка, далее полностью предоставляет ему инициативу. Если же малыш пассивен на занятии и не проявляет желание сложить игрушки, взрослый может мягким движением обхватить руку ребенка своей рукой и таким образом выполнить все необходимые действия. Важно, чтобы у ребенка при этом было хорошее настроение. Особенно понравившуюся игрушку, например мячик, можно оставить для самостоятельной игры.
Иногда малыш пытается снова достать игрушки. В этом случае игра повторяется. Общая продолжительность игры не должна превышать 5-8 минут.
Игра заканчивается складыванием всех игрушек в ведерко. Если ребенок откажется ребенок делает это сам. Игра может проводиться с одним и тем же материалом три- четыре раза. При частичной или полной смене игрушек она бывает интересной более длительный период.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении следует отметить, что в результате сенсорного воспитания дети овладели способами чувственного познания мира, наглядно – образным мышлением, произошло совершенствование всех видов детской деятельности, начала формироваться самостоятельность в познавательной и практической деятельности. Становится очевидным, что, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребенка.
Список используемой литературы
1. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 1988. – 144с.
2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение,1978. – 96с.
3. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Л.Т. Фрониной. – М.: Министерство просвещение РСФСР, 1987, - 191с.
4. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования / Под ред. Т.Н. Дороновой., Т.И. Ерофеева. М.: Обруч, 2010. – 304с.
5. Журнал. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. №1/2010.