Себестоимость продукта

СЦЕНАРИИ УРОКА

Раздел программы: Основы предпринимательства

Тема: Себестоимость продукта

Класс: 10 класс

Время: 45 минут

Образовательные цели урока - учащиеся должны усвоить следующие знания:

    Ознакомиться с понятием о себестоимости продукции.

    Ознакомиться с видами себестоимости и ее структурой.

Развивающие цели урока - учащиеся должны развить умения и навыки:

    Знать о себестоимости продукции.

    Знать структуру себестоимости.

Воспитательные цели уроков - учащиеся должны овладеть следующими видами действии:

    Уметь воспроизводить понятия о себестоимости продукции.

    Уметь строить ответы на создаваемые вопросы.

Тип урока: урок изучения нового материала

Метод проведения урока: эвристическая беседа

Оборудование: наглядные пособия.

Литература:

    Тищенко А.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробный учебник для мальчиков 10 класса / под ред. В.Д. Симоненко – Издательство Брянского пед. университета. – Брянск, 1995.

    Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г. Соловьянюк - Бирск, 2007.

Место проведения: Учебные мастерские.

Ход урока

I. Организационный этап

Учитель: Здравствуйте! Садитесь! (Ученики стоят у своих мест и садятся после слов преподавателя). Дежурный кто сегодня отсутствует? (Дежурный класса сообщает об отсутствующих, если они есть).

II. Мотивационный этап

Учитель: Что означает слово «себестоимость продукции»?

Ученики: ???

Учитель: Себестоимость продукции — один из основных по­казателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

III. Сообщение темы и цели урока

Учитель: А теперь, запишите число и тему сегодняшнего урока: «Себестоимость продукта» (ученики под диктовку записывают тему урока в тетради под диктовку, учитель контролирует, чтобы все записали).

IV. Изучение нового материала

Учитель: От качества расчета себестоимости зависит обосно­ванность цен. Себестоимость не только включает затраты на производство и реализацию продукции предприятия, но и раскрывает экономический механизм возмещения этих затрат. В зависимости от полноты включения затрат, себестоимость подразделяется на цеховую, производствен­ную и полную (коммерческую).

Учитель: Что означает термин «цеховая себестоимость»?

Ученики: ???

Учитель: Цеховая себестоимость — это затраты конкретного подразделения на изготовление продукции.

Производственная себестоимость включает цеховую себестоимость и общезаводские расходы (затраты на оплату труда управленческого и обслуживающего персонала, со­держание и ремонт сооружений и зданий, расходы на охра­ну труда, технику безопасности и т.д.).

Полная (коммерческая) себестоимость складывается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на реализацию, подготовку кадров и др.).

С точки зрения ценообразования, себестоимость под­разделяется на индивидуальную и общественно необходимую. Индивидуальная себестоимость отражает конкретные условия работы предприятия. По ней можно судить о том, насколько рационально используются основные производ­ственные фонды, материальные, трудовые и финансовые ресурсы, эффективность управления предприятием.

Обобщение данных об индивидуальной себестоимости конкретного изделия на разных предприятиях позволяет определить общественно необходимую себестоимость этого изделия.

Учитель: В упрощенном виде себестоимость продукции можно представить в виде формулы, запишите ее себе в тетрадь:

С = М>3>>оп> + О>сс> + А>0> + О>кр> + З>др> ,

где С — себестоимость продукции (товаров, услуг);

М>3> — материальные затраты на производство и реализа­цию продукции;

Р>оп> — расходы на оплату труда;

О>сс> — отчисления на государственное социальное стра­хование;

А>0>амортизационные отчисления на восстановление основных производственных фондов;

О>кр> оплата по краткосрочным кредитам банков;

З>др> — другие затраты на производство и реализацию продукции, включая расходы по всем видам ремонта основ­ных производственных фондов.

Расчеты амортизационных отчислений осуществляются по каждому техническому элементу в отдельности. Суммар­ная их величина в расчете на единицу товарной продукции включается в издержки производства. После реализации товара их денежный эквивалент зачисляется на специальный амортизационный счет, на котором происходит накопление требуемой суммы для замены технического элемента производ­ства в случае его износа.

В состав себестоимости не включаются следующие выплаты в денежной и натуральной форме:

    материальная помощь работникам предприятия;

    вознаграждение по итогам года;

    оплата дополнительно предоставленных по решению трудовых коллективов (сверх предусмотренных законода­тельством) отпусков работникам, женщинам, воспитываю­щим детей, надбавки к пенсиям;

    единовременные пособия уходящим на пенсию вете­ранам труда;

    доходы по акциям, выплаты по паям, некоторые дру­гие выплаты.

Все эти выплаты производятся из прибыли, остаю­щейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов.

Определение себестоимости единицы продукции (изделия, вида, группы) по статьям расходов называет­ся калькуляцией.

Перечень статей затрат для каждого предприятия, фир­мы будет разным. Поэтому, открывая свое дело, следует руководствоваться методическими рекомендациями отрас­ли, к которой относится фирма или предприятие.

Калькуляционная единица — это единица измерения самого объекта калькулирования: готовой продукции, ра­бот, полуфабрикатов, узлов, отдельных деталей. Например, в текстильной промышленности калькуляционной едини­цей является ткань определенного артикула.

Большое значение для анализа уровня, структуры и динамики себестоимости продукции имеет группировка за­трат на производство и реализацию изделий по экономиче­ским элементам затрат и статьям калькуляции.

Группировка затрат по экономическим элементам нужна для определения потребности предприятия в произ­водственных ресурсах, экономической характеристики предприятия и отрасли, определения величины националь­ного дохода.

Другие цели имеет группировка затрат по статьям каль­куляции. В калькуляции расходы группируются в зависимости от назначения и производственного участка, где они совершены. Расчет затрат по статьям калькуляции необхо­дим для исчисления затрат по подразделениям и отдельным видам производимой продукции, для определения влияния на себестоимость таких факторов, как изменение объема производства, потери от брака, простои и т.д.

Учитель: Что означает «структура себестоимости»?

Ученики: ???

Учитель: Структура себестоимости — это процентное соотноше­ние отдельных видов затрат. Анализ структуры затрат про­изводства продукции позволяет вскрыть основные резервы и пути снижения себестоимости.

Например, имеется два предприятия - № 1 и № 2 (См. таб­лицу).

Таблица

Наименование статей

%

Предприятие № 1

Предприятие № 2

Сырье и основные материалы

50

10 -

Вспомогательные материалы

6

6

Топливо

13

6

Энергия

6

7

Прочие расходы

5

6

Амортизационные отчисления

5

15

Заработная плата с отчисле­ниями на социальное страхо­вание

15

50

Из этой таблицы видно, что для снижения себестои­мости продукции первому предприятию следует разраба­тывать мероприятия по экономии и рациональному использованию сырья, материалов, фонда заработной платы, а второму предприятию — по экономии фонда зара­ботной платы.

Учитель: Что означает слово «ценообразование»?

Ученики: ???

Учитель: Ценообразование — это один из важнейших вопросов, стоящих перед предпринимателем, будь то начинающий предприниматель или бизнесмен, достигший определенного уровня прибыли и желающий расширить производство. Именно цена отражает состояние дел на рынке определенной продукции и уровень рентабельности предприятия. Если удается реализовать продукцию по намеченной цене — это значит, что была правильно выбрана стратегия ценообразования, верно определена ниша на рын­ке продукции (услуги).

В зависимости от конечных целей предпринимателя целесообразно применять следующие стратегии ценообра­зования:

    Стратегия низких цен используется в том случае, когда предприниматель надеется именно таким образом захватить наибольшую часть рынка сбыта данного товара (услуги).

    Стратегия умеренных цен избирается, когда фирма пытается создать себе имидж стабильного производителя и поставщика, и в результате использования умеренных цен достигается уверенное стабильное развитие предприятия.

    Стратегия высоких цен применяется для получения наибольшей прибыли в кратчайшие сроки. Высокая при­быль даже на начальном этапе развития предприятия (фир­мы) привлечет внимание возможных новых акционеров и позволит предпринимателю высвободиться от бремени выплат по кредитам.

Несмотря на столь большую разницу в конечных целях этих стратегий ценообразования, нельзя сказать, что одна из них верная, а другая — порочная. В каждом конкретном случае предпринимателю самому необходимо избрать един­ственную, только для него одного и только на определен­ный срок приемлемую стратегию ценообразования.

Цена является основополагающим фактором прибыль­ности производства. Прибыль представляет собой разницу между себестоимостью товара и ценой его продажи. С дру­гой стороны, именно от цены зависит уровень продаж выпускаемой продукции.

Механизм ценообразования достаточно сложен для начинающего предпринимателя. При определении цены на товар ему необходимо руководствоваться двумя основными критериями:

— цена должна возместить затраты на производство и реализацию продукции и обеспечить предприятию при­быль, которая давала бы возможность бесперебойно рабо­тать дальше, расширять производство, выплачивать дохо­ды по паям и акциям, наполнять средствами все фонды предприятия (фонд риска, фонд материального поощре­ния и др.);

— цена должна назначаться в соответствии со спросом на данную продукцию (работу, услугу). Она должна быть умеренно гибкой и стабильной, чтобы обеспечить возможность не только достаточной прибыльности пред­приятия, но и возможного расширения рынка сбыта продукции.

Цена = себестоимость + ожидаемая прибыль, или

ц=с + п>0> .

Цена — это денежное выражение стоимости товара. В условиях рыночных отношений цена — важнейший элемент экономических связей между производителем и потребите­лем, сбалансированности спроса и предложения.

Цены регулирует рынок. Они могут повышаться в зави­симости от спроса на товар.

Цена покупателя и продавца — наибольшая цена, кото­рую может предложить продавец, и наименьшая, по кото­рой может купить покупатель.

Цены подразделяются на оптовые, розничные, заку­почные и другие, дающие представление о взаимодействии производителя и покупателя.

Базисная цена — цена для определения сорта или качест­ва товара, согласованная сторонами в процессе купли-продажи и являющаяся исходной для определения оконча­тельной цены данного товара.

Договорная (свободная) цена устанавливается на основе договоренности покупателя и продавца; в период перехода к рыночным отношениям должна применяться в отношении товаров, не оказывающих существенного влия­ния на жизненный уровень населения.

Закупочная цена — цена, по которой государство закупа­ет сельскохозяйственную продукцию у колхозов, совхозов, фермеров, у населения и т.д.

Монопольная цена устанавливается на рынке монопо­листическими объединениями и обеспечивает сверхпри­быль.

Номинальная цена — цена, указываемая в прейскуран­тах (перечень видов работ, услуг, продукции, товаров и т.д. с указанием их цены или расценок, тарифов на них) и справочниках (справочник цен на товары, товарный спра­вочник).

Сметная цена используется для определения расчетной стоимости нового строительства или капитального ремонта, реконструкции зданий и сооружений.

Трансфертная цена применяется корпорациями в сдел­ках между подразделениями, филиалами или подконтроль­ными им фирмами.

Фактическая цена - цена, по которой фактически совершается сделка; на рынке фондовых ценностей — окончательная цена, на которую согласились покупатель и продавец.

Фактурная цена — цена реальной сделки купли-прода­жи, которая может изменяться на сумму транспортных и страховых издержек.

V. Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок.

Учитель: Сегодня вы познакомились с понятием о себестоимости продукции. А также с видами себестоимости и ее структурой.

VI. Задание домашнего задания

Учитель: Запишите домашнее задание: прочитать § 11. Пожалуйста, ваши вопросы по сегодняшней теме?

Учитель: Урок закончен. Всем спасибо, до свидания!