Себестоимость продукта
СЦЕНАРИИ УРОКА
Раздел программы: Основы предпринимательства
Тема: Себестоимость продукта
Класс: 10 класс
Время: 45 минут
Образовательные цели урока - учащиеся должны усвоить следующие знания:
Ознакомиться с понятием о себестоимости продукции.
Ознакомиться с видами себестоимости и ее структурой.
Развивающие цели урока - учащиеся должны развить умения и навыки:
Знать о себестоимости продукции.
Знать структуру себестоимости.
Воспитательные цели уроков - учащиеся должны овладеть следующими видами действии:
Уметь воспроизводить понятия о себестоимости продукции.
Уметь строить ответы на создаваемые вопросы.
Тип урока: урок изучения нового материала
Метод проведения урока: эвристическая беседа
Оборудование: наглядные пособия.
Литература:
Тищенко А.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробный учебник для мальчиков 10 класса / под ред. В.Д. Симоненко – Издательство Брянского пед. университета. – Брянск, 1995.
Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г. Соловьянюк - Бирск, 2007.
Место проведения: Учебные мастерские.
Ход урока
I. Организационный этап
Учитель: Здравствуйте! Садитесь! (Ученики стоят у своих мест и садятся после слов преподавателя). Дежурный кто сегодня отсутствует? (Дежурный класса сообщает об отсутствующих, если они есть).
II. Мотивационный этап
Учитель: Что означает слово «себестоимость продукции»?
Ученики: ???
Учитель: Себестоимость продукции — один из основных показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия.
III. Сообщение темы и цели урока
Учитель: А теперь, запишите число и тему сегодняшнего урока: «Себестоимость продукта» (ученики под диктовку записывают тему урока в тетради под диктовку, учитель контролирует, чтобы все записали).
IV. Изучение нового материала
Учитель: От качества расчета себестоимости зависит обоснованность цен. Себестоимость не только включает затраты на производство и реализацию продукции предприятия, но и раскрывает экономический механизм возмещения этих затрат. В зависимости от полноты включения затрат, себестоимость подразделяется на цеховую, производственную и полную (коммерческую).
Учитель: Что означает термин «цеховая себестоимость»?
Ученики: ???
Учитель: Цеховая себестоимость — это затраты конкретного подразделения на изготовление продукции.
Производственная себестоимость включает цеховую себестоимость и общезаводские расходы (затраты на оплату труда управленческого и обслуживающего персонала, содержание и ремонт сооружений и зданий, расходы на охрану труда, технику безопасности и т.д.).
Полная (коммерческая) себестоимость складывается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на реализацию, подготовку кадров и др.).
С точки зрения ценообразования, себестоимость подразделяется на индивидуальную и общественно необходимую. Индивидуальная себестоимость отражает конкретные условия работы предприятия. По ней можно судить о том, насколько рационально используются основные производственные фонды, материальные, трудовые и финансовые ресурсы, эффективность управления предприятием.
Обобщение данных об индивидуальной себестоимости конкретного изделия на разных предприятиях позволяет определить общественно необходимую себестоимость этого изделия.
Учитель: В упрощенном виде себестоимость продукции можно представить в виде формулы, запишите ее себе в тетрадь:
С = М>3>+Р>оп> + О>сс> + А>0> + О>кр> + З>др> ,
где С — себестоимость продукции (товаров, услуг);
М>3> — материальные затраты на производство и реализацию продукции;
Р>оп> — расходы на оплату труда;
О>сс> — отчисления на государственное социальное страхование;
А>0> — амортизационные отчисления на восстановление основных производственных фондов;
О>кр> — оплата по краткосрочным кредитам банков;
З>др> — другие затраты на производство и реализацию продукции, включая расходы по всем видам ремонта основных производственных фондов.
Расчеты амортизационных отчислений осуществляются по каждому техническому элементу в отдельности. Суммарная их величина в расчете на единицу товарной продукции включается в издержки производства. После реализации товара их денежный эквивалент зачисляется на специальный амортизационный счет, на котором происходит накопление требуемой суммы для замены технического элемента производства в случае его износа.
В состав себестоимости не включаются следующие выплаты в денежной и натуральной форме:
материальная помощь работникам предприятия;
вознаграждение по итогам года;
оплата дополнительно предоставленных по решению трудовых коллективов (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам, женщинам, воспитывающим детей, надбавки к пенсиям;
единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда;
доходы по акциям, выплаты по паям, некоторые другие выплаты.
Все эти выплаты производятся из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов.
Определение себестоимости единицы продукции (изделия, вида, группы) по статьям расходов называется калькуляцией.
Перечень статей затрат для каждого предприятия, фирмы будет разным. Поэтому, открывая свое дело, следует руководствоваться методическими рекомендациями отрасли, к которой относится фирма или предприятие.
Калькуляционная единица — это единица измерения самого объекта калькулирования: готовой продукции, работ, полуфабрикатов, узлов, отдельных деталей. Например, в текстильной промышленности калькуляционной единицей является ткань определенного артикула.
Большое значение для анализа уровня, структуры и динамики себестоимости продукции имеет группировка затрат на производство и реализацию изделий по экономическим элементам затрат и статьям калькуляции.
Группировка затрат по экономическим элементам нужна для определения потребности предприятия в производственных ресурсах, экономической характеристики предприятия и отрасли, определения величины национального дохода.
Другие цели имеет группировка затрат по статьям калькуляции. В калькуляции расходы группируются в зависимости от назначения и производственного участка, где они совершены. Расчет затрат по статьям калькуляции необходим для исчисления затрат по подразделениям и отдельным видам производимой продукции, для определения влияния на себестоимость таких факторов, как изменение объема производства, потери от брака, простои и т.д.
Учитель: Что означает «структура себестоимости»?
Ученики: ???
Учитель: Структура себестоимости — это процентное соотношение отдельных видов затрат. Анализ структуры затрат производства продукции позволяет вскрыть основные резервы и пути снижения себестоимости.
Например, имеется два предприятия - № 1 и № 2 (См. таблицу).
Таблица
-
Наименование статей
%
Предприятие № 1
Предприятие № 2
Сырье и основные материалы
50
10 -
Вспомогательные материалы
6
6
Топливо
13
6
Энергия
6
7
Прочие расходы
5
6
Амортизационные отчисления
5
15
Заработная плата с отчислениями на социальное страхование
15
50
Из этой таблицы видно, что для снижения себестоимости продукции первому предприятию следует разрабатывать мероприятия по экономии и рациональному использованию сырья, материалов, фонда заработной платы, а второму предприятию — по экономии фонда заработной платы.
Учитель: Что означает слово «ценообразование»?
Ученики: ???
Учитель: Ценообразование — это один из важнейших вопросов, стоящих перед предпринимателем, будь то начинающий предприниматель или бизнесмен, достигший определенного уровня прибыли и желающий расширить производство. Именно цена отражает состояние дел на рынке определенной продукции и уровень рентабельности предприятия. Если удается реализовать продукцию по намеченной цене — это значит, что была правильно выбрана стратегия ценообразования, верно определена ниша на рынке продукции (услуги).
В зависимости от конечных целей предпринимателя целесообразно применять следующие стратегии ценообразования:
Стратегия низких цен используется в том случае, когда предприниматель надеется именно таким образом захватить наибольшую часть рынка сбыта данного товара (услуги).
Стратегия умеренных цен избирается, когда фирма пытается создать себе имидж стабильного производителя и поставщика, и в результате использования умеренных цен достигается уверенное стабильное развитие предприятия.
Стратегия высоких цен применяется для получения наибольшей прибыли в кратчайшие сроки. Высокая прибыль даже на начальном этапе развития предприятия (фирмы) привлечет внимание возможных новых акционеров и позволит предпринимателю высвободиться от бремени выплат по кредитам.
Несмотря на столь большую разницу в конечных целях этих стратегий ценообразования, нельзя сказать, что одна из них верная, а другая — порочная. В каждом конкретном случае предпринимателю самому необходимо избрать единственную, только для него одного и только на определенный срок приемлемую стратегию ценообразования.
Цена является основополагающим фактором прибыльности производства. Прибыль представляет собой разницу между себестоимостью товара и ценой его продажи. С другой стороны, именно от цены зависит уровень продаж выпускаемой продукции.
Механизм ценообразования достаточно сложен для начинающего предпринимателя. При определении цены на товар ему необходимо руководствоваться двумя основными критериями:
— цена должна возместить затраты на производство и реализацию продукции и обеспечить предприятию прибыль, которая давала бы возможность бесперебойно работать дальше, расширять производство, выплачивать доходы по паям и акциям, наполнять средствами все фонды предприятия (фонд риска, фонд материального поощрения и др.);
— цена должна назначаться в соответствии со спросом на данную продукцию (работу, услугу). Она должна быть умеренно гибкой и стабильной, чтобы обеспечить возможность не только достаточной прибыльности предприятия, но и возможного расширения рынка сбыта продукции.
Цена = себестоимость + ожидаемая прибыль, или
ц=с + п>0> .
Цена — это денежное выражение стоимости товара. В условиях рыночных отношений цена — важнейший элемент экономических связей между производителем и потребителем, сбалансированности спроса и предложения.
Цены регулирует рынок. Они могут повышаться в зависимости от спроса на товар.
Цена покупателя и продавца — наибольшая цена, которую может предложить продавец, и наименьшая, по которой может купить покупатель.
Цены подразделяются на оптовые, розничные, закупочные и другие, дающие представление о взаимодействии производителя и покупателя.
Базисная цена — цена для определения сорта или качества товара, согласованная сторонами в процессе купли-продажи и являющаяся исходной для определения окончательной цены данного товара.
Договорная (свободная) цена устанавливается на основе договоренности покупателя и продавца; в период перехода к рыночным отношениям должна применяться в отношении товаров, не оказывающих существенного влияния на жизненный уровень населения.
Закупочная цена — цена, по которой государство закупает сельскохозяйственную продукцию у колхозов, совхозов, фермеров, у населения и т.д.
Монопольная цена устанавливается на рынке монополистическими объединениями и обеспечивает сверхприбыль.
Номинальная цена — цена, указываемая в прейскурантах (перечень видов работ, услуг, продукции, товаров и т.д. с указанием их цены или расценок, тарифов на них) и справочниках (справочник цен на товары, товарный справочник).
Сметная цена используется для определения расчетной стоимости нового строительства или капитального ремонта, реконструкции зданий и сооружений.
Трансфертная цена применяется корпорациями в сделках между подразделениями, филиалами или подконтрольными им фирмами.
Фактическая цена - цена, по которой фактически совершается сделка; на рынке фондовых ценностей — окончательная цена, на которую согласились покупатель и продавец.
Фактурная цена — цена реальной сделки купли-продажи, которая может изменяться на сумму транспортных и страховых издержек.
V. Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок.
Учитель: Сегодня вы познакомились с понятием о себестоимости продукции. А также с видами себестоимости и ее структурой.
VI. Задание домашнего задания
Учитель: Запишите домашнее задание: прочитать § 11. Пожалуйста, ваши вопросы по сегодняшней теме?
Учитель: Урок закончен. Всем спасибо, до свидания!