Самореализация и творчество в деятельности студентов и аспирантов
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет повышения квалификации преподавателей
Профессиональная переподготовка по программе:
«Педагогика высшей школы»
Выпускная аттестационная работа
На тему
«Самореализация и творчество в деятельности студентов и аспирантов»
Казань, 2010г.
Содержание
Введение
Глава 1. Воспитание как процесс формирования самореализации и творчества студентов и аспирантов
Цель и задачи воспитательной работы в вузе
Принципы воспитательной работы в вузе
Основные направления воспитательной работы в вузе
Виды воспитательной работы в вузе
Глава 2. Самореализация и творчество в деятельности студента и аспиранта
2.1 Самореализация личности студента (аспиранта)
2.2 Творчество как процесс самореализации личности
2.3 Анализ педагогических способностей студентов и аспирантов КГЭУ
Заключение
Список литературы
Введение
Модернизация различных областей образования и интеграция России в мировую систему высшего образования потребовали переосмысления основных направлений профессиональной подготовки педагогических кадров. В настоящее время приоритетным направлением в образовании становится воспитание творческой личности, способной к самореализации в быстро меняющихся социально-экономических условиях.
С точки зрения современной педагогической науки, обучение должно быть ориентировано на творческую самореализацию личности. Это требование вполне закономерно, так как самореализация является внутренним условием, движущей силой и мотивом осуществления предметных и социальных преобразований человека.
Таким образом, главной целью образования становится формирование профессионально и социально компетентной личности, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию. Приоритетность решения воспитательных задач в системе образовательной деятельности определяется Законом Российской Федерации «Об образовании», определяющим образование как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства».
Под воспитанием в данной концепции понимается органически связанная с обучением целенаправленная и систематическая деятельность высшего учебного заведения, ориентированная как на формирование социально-значимых качеств, установок и ценностей ориентации личности, так и на создание благоприятных условий для всестороннего гармоничного духовного, интеллектуального и физического развития, самосовершенствования и творческой самореализации личности будущего специалиста.
Необходимость воспитания в вузе подтверждена государственными правовыми актами. В Законе Российской Федерации «О высшем и послевузовском образовании» указаны такие основные задачи ВУЗа в воспитательном процессе, как:
удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего образования;
формирование у студентов гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;
сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей.
В «Типовом Положении о ВУЗах РФ» указано на то, что воспитательные задачи учебных заведений реализуются в процессе учебной, научной, творческой, производственной и общественной деятельности студентов и преподавателей.
Средствами воспитания выступают личный пример и авторитет преподавателя, традиции и ценности учебного заведения, гуманистический характер вузовской среды.
Кооперация воспитательной деятельности преподавателей, студентов, администраторов имеет системный характер. Необходимость системной постановки воспитательной работы обусловлена органическим единством учебного, научно-исследовательского и производственного процесса подготовки специалистов. Взаимосвязь и взаимозависимость учебной, научной и воспитательной работы определяется целым рядом качеств, установок и ценностных ориентации личности, определяющих профессиональную и социальную компетенцию специалиста.
К важнейшим условиям реализации концепции воспитания можно отнести:
предоставление студентам и аспирантам возможности самореализации по их интересам и способностям;
ориентация на конкретный конечный результат при общем стремлении к повышению эффективности воспитательных воздействий;
опора на творческую активность студенческих коллективов;
эффективное использование гибкой системы стимулирования, поощрений всех участников воспитательного процесса;
сочетание задач воспитательного воздействия с решением социальных проблем студенческой молодежи;
включение показателей участия профессорско-преподавательского состава в воспитании студентов в оценку их деятельности в период аттестации и продлении договоров;
оптимальное планирование воспитательной работы на кафедрах, факультетах, в подразделениях;
регулярное изучение, обобщение, распространение положительного опыта работы.
В условиях современной России система воспитания имеет достаточно динамичный характер, включающий как нормы, традиции и обычаи прежней эпохи, так и нормы, соответствующие требованиям сегодняшнего дня.
Глава 1. Воспитание как процесс формирования самореализации и творчества студентов и аспирантов
1.1 Цель и задачи воспитательной работы в ВУЗе
Воспитание личности в период обучения в ВУЗе – важнейший этап становления будущего специалиста, когда в основном завершается целенаправленное воспитательное воздействие на человека организуемой и регулируемой обществом системы воспитания, заключающийся в целенаправленном влиянии на интеллектуальное, духовное, физическое и культурное развитие личности.
Цель воспитательной деятельности – создание условий для активной жизнедеятельности студентов и аспирантов, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения их потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.
Достижение поставленной цели возможно при условии успешного решения следующих задач:
-формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;
-приобщение студенчества к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и академическим традициям, воспитание студентов и аспирантов в духе университетского корпоративизма и солидарности, профессиональной чести и научной этики;
-обеспечение развития личности и ее социально-психологической поддержки, формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;
-воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни,
ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания.
Успешное решение поставленных задач позволяет обеспечить условия для становления и самореализации студента, будущего специалиста, обладающего мировоззренческим потенциалом, высокой культурой и гражданской ответственностью, владеющего способностями к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству.
1.2 Принципы воспитательной работы в ВУЗе
Принципами, ориентирующими воспитание на развитие социально активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в современный условиях, для всех участников воспитательного процесса в вузах должны быть:
-демократизм, предполагающий реализацию системы воспитания, основанной на педагогике сотрудничества и взаимодействия преподавателя и студента;
-объективизм и гуманизм как основа взаимодействия с субъектами воспитания;
-уважение к общечеловеческим ценностям, правам и свободам граждан, корректность, терпимость, соблюдение этических норм;
-профессионализм, организованность, ответственность, дисциплина и самодисциплина, компетентность, наличие глубоких знаний, умений и навыков по специальности;
-конструктивность, рационализм, активное участие в общественной жизни университета, самодеятельности, спортивных мероприятиях и др.;
-толерантность, предполагающая наличие плюрализма мнений, подходов, различных идей для решения одних и тех же проблем, терпимость к мнениям других людей, учет их интересов, терпимость к другому образу жизни и поведению людей, не выходящему за нормативные требования законов;
-индивидуализация и дифференциация, формирующие в вузе систему воспитания, направленную не на производство усредненной личности, а индивидуально ориентированной с учетом задатков и возможностей каждого студента в процессе его воспитания и социализации;
-патриотизм и гражданственность: воспитание уважительного отношения, любви к России, чувства сопричастности и ответственности;
-вариативность технологий и содержания воспитательного процесса.
1.3 Основные направления воспитательной работы в ВУЗе
Современное профессиональное высшее образование невозможно без целенаправленного формирования социального, гражданского облика будущего специалиста. Его задачей является воспитание у них чувства патриотизма, социально активного гражданина, обладающего гибким мышлением, развитой политической культурой, критическим отношением к действительности и способностью установления сотрудничества и диалога с другими людьми, одним словом - подготовка высокообразованных и высоконравственных специалистов.
Исходя из поставленных задач, можно определить следующие направления учебно-воспитательной работы в любом вузе:
гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание, направленное на усвоение норм права, осознание ответственности за благополучие своей страны, становление активной жизненной позиции;
формирование постоянно действующей информационно-пропагандистской и просветительно-образовательной системы, способствующей повышению эффективности воспитательной работы;
профессионально-трудовое воспитание, формирующее творческий подход, волю к труду и самосовершенствованию в избранной специальности, приобщение к традициям и ценностям профессионального сообщества;
формирование традиций каждого вуза, направленное на внедрение элементов корпоративной культуры, содействие в социальной адаптации выпускников к требованиям рынка;
развитие творческого начала личности, содействие формированию интереса студентов ВУЗа к системе творческих объединений: смотров, конкурсов, фестивалей, выставок, вечеров встреч выпускников и т. д.;
пропаганда здорового образа жизни, нацеленное на популяризацию физической культуры и спорта, организация спортивно-оздоровительных мероприятий, усвоение навыков и принципов здорового образа жизни;
организация психолого-консультационных и профилактических пунктов, необходимых для адаптации первокурсников к внутривузовскому укладу и распорядку жизни
факультета и ВУЗа в целом, профилактика правонарушения, наркомании и т. д.;
введение системы мотивации и форм поощрения за постижения в учебе и внеучебной работе: грамоты, премии, именные стипендии, научные гранты.
Академическая среда вуза должна оказывать огромное воздействие на личностное и профессиональное становление будущего специалиста. Важнейшими ее компонентами являются история, традиции и ритуалы, как символическое выражение причастности к вузовскому содружеству, духовно-нравственный климат в вузовском коллективе: нормы и правила взаимоотношений, уровень психологической комфортности и социальной защищенности; материально-техническое оснащение университета.
Для достижения эффективности воспитательной работы в любом вузе необходимо наличие:
-организационной структуры управления воспитательной деятельностью, обеспечение четкого функционирования и взаимодействия всех участников воспитательного процесса;
-органов студенческого самоуправления и других общественных объединений, формирующих социальную, интеллектуальную среду, кружков творчества студентов;
-материально-технической базы и финансового обеспечения внеучебной работы;
-усиление роли ректората, деканатов и кафедр в вопросах управления воспитательной работой;
-нормативной базы, регламентирующей деятельность факультетов, должностных лиц, университета;
-совершенствование системы управления и организации воспитательной деятельности, разработка новых, организационно-управленческих решений, направленных на создание эффективной системы воспитательной работы.
1.4 Виды воспитательной работы в ВУЗе
Воспитание студентов и аспирантов в вузах прежде всего реализуется в процессе получения образования по выбранной специальности. Разнообразные формы внеаудиторной работы должны в максимальной степени учитывать это обстоятельство. Наряду с этим формирование нравственного, гражданско-патриотического и творческого начала происходит через разнообразные формы внеаудиторной работы, поддерживающие, сопровождающие и координирующие в максимальной степени учебный процесс. Учитывая органичную связь поставленных задач, достижение поставленной цели возможно при реализации четырех основных видов воспитательной работы.
Основным видом воспитательной работы является воспитание в процессе обучения. Учебная и воспитательная деятельность неразрывно связаны друг с другом, причем учебный процесс в целом, каждая дисциплина в отдельности, нацелены на решение воспитательных задач, которые имеют свою социально-возрастную специфику на разных стадиях реализации образовательных программ. На младших курсах преимущественное значение имеют задачи социально-гражданского и общегуманитарного развития, для 3-4 курсов приоритетным становится творческое приобщение студентов к избранной специальности. Акцент должен делаться на формирование навыков и качеств, необходимых в будущей профессии. В современных условиях, отличающихся быстрым развитием науки и лавинообразным приращением объема знаний, важнейшее значение приобретает обращение университетской науки к фундаментальным исследованиям и придания фундаментального характера образовательному процессу. На старших курсах завершается формирование личностных и профессиональных качеств будущего специалиста.
Общение студентов и аспирантов с преподавателем получает свое продолжение во внеучебной научно-образовательной работе. Огромное значение в плане личностного и профессионального становления будущих специалистов имеют различные внеаудиторные формы научно-образовательной деятельности: студенческие научные общества, клубы, кружки, культурно-массовые мероприятия.
В современных условиях объективно назрела необходимость в подготовке специалистов с управленческим опытом работы. Важнейшим фактором, влияющим на повышение социальной активности и личностной заинтересованности учащейся молодежи, является реализация комплекса воспитательных мероприятий на основе развития студенческого самоуправления. Современное студенческое самоуправление, как указано в «Рекомендациях по развитию студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования РФ», должно стать условием реализации творческой активности и самодеятельности, реальной формой студенческой демократии и средством социально-правовой самозащиты студентов.
Основной целью деятельности студенческого самоуправления, по мнению автора, является создание условий для раскрытия творческого потенциала и повышения уровня профессиональной подготовки студентов. Знания и опыт, полученные в студенческом самоуправлении, повышают рейтинг выпускников ВУЗа и делают их востребованными в различных областях деятельности.
Наиболее традиционным видом воспитательной работы является культурно-массовая и спортивно-оздоровительная деятельность. Именно в этом виде накоплен немалый опыт в традиционных формах работы, наиболее перспективными направлениями которого является создание обществ, клубов и объединений, ориентированных на самые разные целевые группы в среде студенчества.
В настоящее время огромное значение имеет здоровый образ жизни как важнейший фактор гармоничного развития будущего специалиста, его высокой профессионально-трудовой активности, творческого долголетия, а также залог эффективной организации здорового быта и досуга.
Направленность на дальнейшую демократизацию общества ставит на первый план задачи, связанные с формированием личности нового типа. Личности, понимающей высокую ценность человеческой жизни, обладающей активной жизненной позицией, имеющей высокий уровень самосознания, способной к активной жизни и творчеству.
Глава 2. Самореализация и творчество в деятельности студента и аспиранта
2.1 Самореализация личности студента (аспиранта)
Анализ философской литературы, в частности работ таких российских и зарубежных авторов, как А. Маслоу, К. Роджерс, Л.В. Рябова, Д. Стэнли и др., о проблеме самореализации личности выявляет богатые творческие возможности в теоретическом наследии как отечественных, так и зарубежных исследователей.
Впервые понятие самореализации (self-realization) употребил в 1962 г. Ф.Г. Бредли. Разработка проблематики самореализации продолжается в прагматизме (Дж. Дьюи), интувитивизме (Г. Калдервуд), утилитаризме (У. Уолисс), феноменологической этике (А. Гарнет). В середине XX в. самореализация вновь оказывается в центре внимания исследователей, благодаря работам американских психологов (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм).
Потребность в самореализации – одна из ведущих потребностей личности (А. Маслоу, А. Адлер, К. Роджерс, Э. Фромм). Она является источником личностносмысловой активности человека, направленной на творческое преобразование мира. Самореализоваться, по А. Маслоу, значит стать тем человеком, которым в принципе ты можешь стать, достигнув вершины своего потенциала. Самореализация – не единичный акт, а процесс постоянного преодоления внутренних противоречий личности с целью полного раскрытия ее сил и способностей.
В педагогической науке понятие Самореализация определяется как стремление к признанию своего «Я» окружающими, самостоятельное создание условий для его полного проявления.
Основные характеристики самореализации личности студента и аспиранта:
Самореализация личности студента и аспиранта в учебно- профессиональной деятельности есть динамическое саморазвертывающееся взаимодействие с миром в рамках учебно-профессиональной сферы жизнедеятельности, способствующее актуализации и развитию потенциальных возможностей студента при обеспечении педагогических условий.
Структура самореализации личности студента или аспиранта в учебно-профессиональной деятельности представляет собой совокупность мотивационно-целевого, содержательного и регулятивного компонентов. Показателями мотивационно-целевого компонента самореализации являются познавательный и профессиональный интересы, показателями содержательного компонента самореализации – действенность и системность знаний, показателями регулятивного компонента – рефлексивность и самостоятельность.
Самореализация студентов и аспирантов в учебно-профессиональной деятельности определяется комплексом следующих педагогических условий: содержательно-целевых (актуализация субъектного опыта студентов и его включение в содержание профессиональной подготовки, расширение субъектных функций студентов в образовательном процессе, проблематизация личных профессиональных норм деятельности и поведения студентов); организационно-процессуальных (компетентность преподавателей, осуществляющих профессиональную подготовку студентов с целью их максимальной самореализации; диалогическое взаимодействие субъектов учебного процесса; рефлексивное управление деятельностью студентов со стороны педагога); методико-инструментальных (использование в ходе обучения интерактивных методов и приемов обучения, вовлечение студентов в дополнительное профессиональное образование).
Повышение уровня самореализации студентов и аспирантов в учебно-профессиональной деятельности обеспечивается реализацией технологии, включающей в себя взаимодействие преподавателя и студентов на конфликтно-ценностном, проблемно-целевом, предметно-содержательном, организационно-операциональном, исполнительско-коррекционном и рефлексивно-системном этапах.
Идея самореализации имеет древнюю историю в философии. В качестве «высшей ценности» самореализация трактуется в философии Упанишад (8-5 вв. до н. э.) и в даосизме (6-5 вв. до н. э.). На Западе учение о самореализации восходит к Аристотелю и отчасти к Платону, «представляя собой не только анализ этого феномена, но и практические рекомендации путей и способов самоосуществления».
Сложность рассмотрения проблемы самореализации личности, по мнению многих философов, в том, что она является междисциплинарной и межпарадигмальной проблемой. В настоящее время не существует единой парадигмы представления о самореализации личности.
Говоря о различных подходах к феномену самореализации в отечественной философии, мы можем выделить ключевые, объединяющие их моменты:
• Во-первых, ключевым понятием в определении самореализации является понятие сущностных сил самой личности.
• Во-вторых, ключевым также является понятие опредмечивания (выделения, практического осуществления) сущностных сил.
Это связано, на наш взгляд, прежде всего с тем, что реализовать себя человек может только в процессе той или иной социальной деятельности.
• В-третьих, самодеятельность, так как самореализация возможна лишь тогда, когда деятельность инициируется самой личностью.
Таким образом, «самореализация личности» - многоаспектное понятие, которое учеными рассматривается как процесс, потребность, форма, цель и результат (В.И. Андреев, Л.Н. Коган, В.А. Сластенин и др.). Широко известными теориями самоактуализации являются гуманистические концепции К. Роджерса и А. Маслоу.
Под понятием «студент» и «аспирант» мы будем понимать динамически развивающуюся систему, стремящуюся к профессионально-личностной самореализации, самоактуализации, самопроявлению всех своих потенций и возможностей, в которой представлены различные уровни организаций (уровни материальные, социальные, духовные).
Студент (аспирант) как субъект свой жизнедеятельности проявляет себя в выборе пути и способов развития, в самоопределении по отношению к базовым ценностям, реализации себя в поступке, общении, деятельности.
Различные аспекты самореализации личности в образовательном процессе представлены в ряде педагогических концепций и подходов:
- аксиологическом – как методологической основе изучения педагогических проблем (В.П. Зинченко, И.Ф. Исаев, В.А. Караковский и др.); концепции профессионально-педагогической культуры (Э.Т. Ардаширова, В.Л. Бенин, Е.Н. Шиянов), определяющей идею субъективного развития личности учителя в процессе творческой самореализации индивидуально-психологических, интеллектуальных сил и способностей как ведущего направления психолого-педагогических исследований;
- культурологическом – значительный вклад в разработку культурологического подхода в педагогике внесли Е. В. Бондаревская, И. Ф. Исаев, В. А. Сластенин, и др.;
диалогическом,
в основе которого заложены теории
педагогического
общения выдающихся
отечественных педагогов П.П. Блонского,
А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского; исследования
различных видов общения и «субъект-субъектных»
отношений в процессе обучения как
необходимого условия самореализации
педагога (И.А. Зимняя, Е.И. Ильин, М.С.
Каган, Ю.В. Сенько и др.);
- индивидуально-творческом,
разрабатываемом В.И. Андреевым,
В.И.
Загвязинским, Н.Д. Никандровыми и др.
Этот подход позволяет не только развивать
исходный творческий потенциал, но и
сформировать потребность в дальнейшей
самореализации в профессиональной
деятельности.
В современном социально-гуманитарном знании можно выделить, по меньшей мере, три уровня анализа проблемы самореализации личности. На наиболее общем, философском уровне решаются вопросы о сущности человека, о сути процесса самореализации. Объектом рассмотрения на этом уровне выступает человек как родовое существо, человечество в целом.
На психологическом уровне анализируются личностные качества и конкретные внешние условия, позволяющие данной личности продуктивно самореализоваться, исследуется мотивационная основа самореализации и обратное влияние объективной и субъективной эффективности самореализации на личность и деятельность субъекта (его самооценку, уровень притязаний, психологический возраст, картину жизненного пути, мировоззрение и т.п.). На этом уровне объектом рассмотрения выступает отдельный индивид в его связях и отношениях с другими индивидами и с обществом в целом. Самореализация может рассматриваться в трёх аспектах: как потребность, как деятельность и как объективный и субъективный результат этой деятельности.
В педагогике «самореализация» определяется как «одна из целей педагогического процесса и заключается в помощи личности осуществить свои позитивные возможности, раскрыть задатки и способности. Самореализация является результатом воспитания личности. Проблема самореализации личности педагогами рассматривается в основном в контексте проблем профессионального самосовершенствования, самовоспитания, самоопределения, самообразования и др.
2.2 Творчество как процесс самореализации личности
Творчество является атрибутом человеческой деятельности, её необходимое, существенное, неотъемлемое свойство. Оно предопределило возникновение человека и человеческого общества, лежит в основе дальнейшего прогресса материального и духовного производства. Творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека и общества. Оно содержит элемент нового, предполагает оригинальную и продуктивную деятельность, способность к решению проблемных ситуаций, продуктивное воображение в сочетании с критическим отношением к достигнутому результату. Рамки творчества охватывают действия от нестандартного решения простой задачи до полной реализации уникальных потенций индивида в определенной области.
Творчество – это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Через творчество реализуются историческое развитие и связь поколений. Оно непрерывно раздвигает возможностей человека, создавая условия для покорения новых вершин.
Предварительным условием творческой деятельности выступает процесс познания, накопления знания о предмете, который предстоит изменить.
Творческая деятельность – это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, новых более прогрессивных форм управления, воспитания и т.д. и раздвигающая пределы человеческих возможностей.
В основе творчества лежит принцип деятельности, а конкретнее трудовой деятельности. Процесс практического преобразования человеком окружающего мира в принципе обусловливает и формирование самого человека.
Таким образом, принцип деятельности, единство труда и творчества раскрывают социологический аспект анализа основ творчества.
Культурологический аспект исходит из принципа преемственности, единства традиции и новаторства. Творческая деятельность есть главный компонент культуры, её сущность. Культура и творчество тесно взаимосвязаны, более того взаимообусловлены. Немыслимо говорить о культуре без творчества, поскольку оно – дальнейшее развитие культуры (духовной и материальной). Творчество возможно лишь на основе преемственности в развитии культуры.
В настоящее время понятие «творчество» все чаще включается в педагогическую терминологию, а вместе с ним и достаточно близкие по значению, но разные по некоторым оттенкам понятия эвристичность, креативность.
«Эвристика (греч. heurisko – отыскиваю, открываю) – наука, изучающая творческую деятельность, методы, используемые в открытии нового и в обучении. Назначением эвристики является построение моделей процесса решения новой задачи». Следовательно, под эвристичностью понимается оригинальность – отличие от общепринятого, стереотипного; творческая продуктивность – количество идей, суждений умозаключений в результате деятельности; гибкость и широта творческого мышления – разнообразие творческих подходов и способов творческого самовыражения, широта используемых областей человеческих знаний, а также способность организовать собственную познавательную деятельность и рефлексировать творческий процесс.
«Креативность (лат. сгеаtо – сотворение, создание) – способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации».
Креативный потенциал – способность человека к созидающей активности, умение творчески самовыражаться в жизнедеятельности, выходя за рамки ограничивающих знаний.
В каждом из вышеозначенных определений, одним из ключевых является понятие «творчество», то есть деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Творческая деятельность предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
Творческий потенциал заложен в человеке генетически, биологически, иначе человек бы не выжил, не сохранился как биологический вид. В течение XX века психологами и педагогами обсуждается вопрос о возможности актуализации и реализации творческого потенциала, развитии самореализующейся творческой личности, о создании образовательных моделей развития творчества.
Творческая самореализация сопровождается развитием внутреннего мира человека, его креативных, когнитивных, организационно-деятельностных и методологических качеств, а творческой продукцией выступают: во-первых, материализированные результаты деятельности студента в виде оригинальной идеи, сценария и т.п.; во-вторых, изменения личных качеств студента, естественно развивающихся в процессе профессиональной подготовки.
Культурный аспект педагогики самореализации личности раскрывает В.П. Лаврентьев, перспективно выделяя последнюю как новую научно-практическую дисциплину. Наше внимание акцентируется на следующей его мысли: «Педагогика, выступая частью культуры, определяет предметом своей деятельности образование, воспитание и развитие личности средствами культуры, которые использует другая личность – учитель, воспитатель, помощник, а культурология рассматривает духовные достижения людей как самоценность, передаваемую из поколения в поколение мудреющим и совершенствующимся человечеством». При этом личностное «само», к которому должна стремиться всякая педагогика, как считает этот автор, обозначена им сверхцелью науки педагогики. Поскольку, по его мнению, самореализация «я» - личности средствами самообразования (самообучения), самовоспитания (самоформирования), саморазвития (саморегулирования) является сверхцелью движения личности и общества в сторону их самосовершенствования.
Особый интерес и внимание вызывает технология саморазвивающего обучения, предложенная Германом Константиновичем Селевко. Опираясь на основные положения этой технологии, можно организовать деятельность человека не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:
– в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);
– в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил);
– в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);
– в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).
2.3 Анализ педагогических способностей студентов и аспирантов КГЭУ
Подробно рассмотрев теоретическую составляющую творчества и самореализации студентов и аспирантов, было принято решение провести практическое исследование.
В целях проведения исследования на тему творческой составляющей и самореализации в деятельности студентов и аспирантов в числе прочих личных качеств и умений было проведено анкетирование среди учащихся КГЭУ (магистранты второго года обучения и аспиранты первого года обучения). Генеральная совокупность магистрантов и аспирантов составила 54 и 60 человек. Выборочная совокупность – 20 аспирантов и 20 магистрантов.
Для проведения данного исследования была разработана анкета «Идеальная компетентностная модель преподавателя высшей школы», включающая перечень основных и необходимых качеств и умений, по мнению автора. Учащимся было предложено заполнить эту анкету, максимально объективно оценив свои личностные качества по десятибалльной шкале. В исследовании приняло участие 20 магистрантов и 20 аспирантов. Результатом стал подсчет среднего балла по каждому выделенному качеству, построение гистограмм и их сравнение.
Рис. 1. Анкета «Идеальная компетентностная модель преподавателя высшей школы». Максимально объективно оцените свои качества по десятибалльной шкале (0 – отсутствуют, 10 – максимально развиты)
-
Идеальная компетентностная модель преподавателя высшей школы
№ п/п
Личные качества и умения
Степень обладания, в баллах от 0 до 10
1
Дисциплинированность
2
Системный взгляд
3
Высокий уровень базового образования
4
Самореализация
5
Творческий склад ума
6
Умение перерабатывать большой объем информации
7
Чувство времени и пространства
8
Умение организовать
9
Трудолюбие
10
Ответственность
11
Пунктуальность
12
Исполнительность
13
Интуиция
14
Чувствительность к индивидуальным особенностям учащихся
15
Способности к внушению
16
Умение излагать свои мысли
17
Аналитический склад ума
18
Гуманизм
19
Наличие собственного мнения, умение его обосновать
Для удобства иллюстрации гистограммы, выделенные качества и умения, были стратифицированы в группы компонентов идеальной компетентностной модели преподавателя высшей школы по Кузьминой Н.В.: проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный, гностический. Под стратификацией (расслоением) данных понимают разбиение собираемых статистических данных на отдельные группы. Применение метода расслоения облегчает определение источников вариации в собираемых данных и способствует получению достоверной и корректной информации об исследуемом процессе.
Проектировочный уровень включает такие качества, как дисциплинированность, системный взгляд, высокий уровень базового образования, самореализация, творческий склад ума. Конструктивный – умение перерабатывать большой объем информации. Организаторский – чувство времени и пространства, умение организовать, трудолюбие, ответственность, пунктуальность, исполнительность. Коммуникативный уровень включает интуицию, чувствительность к индивидуальным особенностям учащихся, способности к внушению, умение излагать свои мысли, наличие собственного мнение, умение его обосновать. Гностический аналитический склад ума, гуманизм.
Рис. 2. Гистограмма распределения средних баллов у аспирантов
Рис. 3. Гистограмма распределения средних баллов у магистрантов.
Исходя из полученных данных видно (рис. 2, 3), что средний балл магистрантов почти по всем параметрам выше среднего балла аспирантов.
Рис. 4. Гистограмма распределения среднего балла аспирантов по компетенциям
Где компетенции: 1 – проектировочный уровень, 2 – конструктивный, 3 организаторский, 4 – коммуникативный, 5 – гностический.
Рис. 5 Гистограмма распределения среднего балла магистрантов по компетенциям.
Для наглядности совместим полученные гистограммы и получим сравнение по всем компетенциям
Рис. 6 Сравнительная гистограмма распределения средних баллов аспирантов и магистрантов.
По полученным результатам видно, что свои личные качества и умения в совокупности компетенций аспиранты оценивают ниже, чем магистранты. Так на проектировочном уровне, включающем самореализацию и творчество, средний общий балл ниже магистрантского на 3,6 балла; на конструктивном 0,7; на организаторском – 5,5; на коммуникативном – 1; на гностическом уровне – на 1,2 балла.
По мнению автора, данные проведенного исследования являются не достаточно объективными, так как анкетирование проводилось в небольшой выборке и условиях одного учебного заведения. Но они могут послужить основой для более полного широкого исследования темы профессиональных компетенций в будущем.
Полученные данные, скорей всего, говорят об объективности одних (в данном случае аспирантов) и необъективности других (магистрантов), так как при планировании исследования ожидалось получить обратные результаты.
В отношении самореализации и творчества студентов (магистрантов) и аспирантов, можно отметить, что в условиях Казанского Государственного Энергетического Университета существует база для развития этих качеств и баллы по этим качествам достаточно высоки.
Заключение
Самореализация и творчество – одна из наиболее популярных тем исследований в психологии и педагогике. Условия для развития этих важнейших качеств в деятельности студентов и аспирантов регламентированы нормативно-правовыми актами государственного уровня, а также уставами университетов. Это объясняет актуальность исследования и необходимость изучения данного феномена.
При работе над темой была проведена большая работа. Изучены нормативные акты, уставы некоторых учебных заведений, рассмотрена история самореализации и творчества, а также подробно изучено воспитание как процесс формирования самореализации и творчества студентов и аспирантов; проведено анкетирование среди магистрантов второго года и аспирантов первого года обучения, посещающих занятия в КГЭУ.
В результате проведенного опроса была получена сравнительная гистограмма по компетенциям у аспирантов и магистрантов.
Оценивая полученные данные, можно сделать вывод, что свои личные качества и умения в совокупности компетенций аспиранты оценивают ниже, чем магистранты. Так, на проектировочном уровне, включающем самореализацию и творчество, средний общий балл ниже магистрантского на 3,6 балла; на конструктивном – 0,7; на организаторском – 5,5; на коммуникативном – 1; на гностическом уровне – на 1,2 балла.
В целом, в отношении самореализации и творчества студентов (магистрантов) и аспирантов, можно отметить, что в условиях Казанского Государственного Энергетического Университета существует хорошая база для развития этих качеств и баллы по этим качествам у обеих групп опрошенных достаточно высоки.
Список источников литературы
Анисимова В.А. Формирование готовности студентов к самореализации в образовательном процессе университета/ В.А. Анисимова, Л.А. Закирова, О.Л. Карпова// Омский научный вестник. – 2008. - № 3. – С. 97-99.
Архангельская М.В. Некоторые методологические умения, формируемые у студентов и аспирантов/ М.В. Архангельская, М.Н. Коротяева, А.В. Коржуев// Наука и школа. – 2008. - № 2. – С. 3-5.
Архипова А.А. Адаптация студентов как одно из условий самореализации личности/ А.А. Архипова// Педагогические науки. – 2007. - № 3. – С. 173-177.
Биркс Д. Человеческое творчество и творческая эволюция/ Д. Биркс, пер. с англ. Л.В.Скворцова// Культурология. – 2002. - № 2. – С. 7-10.
Близнецова О.И. Отношение, целеполагание и самореализация в структуре самостоятельной работы студентов/ Близнецова О.И., Снегирева Т.В.// Психология обучения. – 2009. - № 4. – С. 49-60.
Валеева Р. Учебно-исследовательская работа студентов – средство самореализации личности/ Р. Валеева, С. Усова// Высшее образование в России. – 2006. - № 9. – С. 91-94.
Ефимова Е.А.Формирование творческой самореализации будущего педагога: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.08. – Ишим, 2007. – 214 с.
Журавчик В.Н. Формирование готовности студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования к профессиональной самореализации/ В.Н. Журавчик, И.Л. Беккер// Педагогическое образование и наука. – 2008. - № 4. – С. 68-70.
Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-I "Об образовании" (www.garant.ru)
Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения/ Н.В. Кузьмина. – М.: Высш. шк., 1990. - 119 с.
Лаврентьев В.П. Онтология образования взрослых. Часть 2. Основы православной педагогики/ Под ред. Л.Г.Брылевой. - СПб.: ГНУ ("ИОВ РАО"), 2003. – 272 с.
Маркова А.К. Психология профессионализма/ А.К. Маркова. – М.: Издательство: Международный гуманитарный фонд "Знание", 1996. – 308 с.
Матушанский Г.У. Управление качеством дополнительного профессионального образования: Учеб. пособие/ Г.У. Матушанский, Е.Е. Таратонова, Р.Ф. Бакеева. – Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2008. – 220 с.
Митина Л.М.Профессиональная деятельность и здоровье педагога/ Л.А. Митина, Г.В. Митин, О.А. Анисимова. – М.: Академия, 2005. – 368 с. - (Высшее профессиональное образование)
Молошникова Н.С. Формирование индивидуального стиля исследовательской деятельности аспирантов/ Н.С. Молошникова// Культурная жизнь Юга России. – 2007. - № 2. – С. 52-53.
Подопригора С.Я. Индивидуальная стратегия как способ культурной идентификации / С.Я. Подопригора. Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2003. 371 с.
Пожарский А. Творчество как педагогическая проблема/ А.Пожарский Стратегия России. – 2009. - № 8. (sr.fondendin.ru)
Раздъяконова Е.А. Лекция, как научно-педагогическое творчество преподавателя/ Е.А. Раздъяконова// Вологдинские чтения. – 2005. - № 55. – С. 39-40.
Рекомендации по развитию студенческого самоуправления в Российской Федерации Письмо Министра образования РФ № 15 51-68/15-01-15 от 14.07.2003 (studorg.ru)
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/ Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Скворцов Л.В. О сущности творчества (Введение)/ Л.В. Скворцов // Человек: образ и сущность. – 2001. – С. 7-20.
Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 576 с.
Сластенин В.А. Педагогика профессионального образования/ В.А. Сластенин. – М.: Академия, 2006. – 368 с.
Соловьева Н.В. Научное взаимодействие как особая форма общения руководителя и аспиранта/ Н.В. Соловьева// Мир психологии. – 2008. - № 1. – С. 71-77.
Сорокин Б.Ф. Философия и психология творчества/ Б.Ф. Сорокин// Человек: образ и сущность. – 2001. – С. 114-116.
Типовое положение о ВУЗе. Постановление Правительства РФ от 14.02.2008 № 71 (garant.ru)
Устав КГЭУ (kgeu.ru)
Утяганова З.З. «Образ будущего» как условие самореализации студента/ З.З. Утяганова// Высшее образование в России. – 2009. - № 5. – С. 154-156.
Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (garant.ru)
Шурлаева Ю.В. Педагогические условия формирования ценности самореализации у студентов/ Ю.В. Шурлаева// Среднее профессиональное образование. – 2007. - № 3. – С. 39-41.
Ягодкина В.В. Воспитательная деятельность в вузе как условие профессионально-личностной самореализации студентов/ В.В. Ягодкина Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2007. - № 5. – С. 128-130.