Самовоспитание будущего учителя
Самовоспитание будущего учителя
1.“Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло; будь благодатной почвой для развития человеческих чувств; сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но, в первую очередь, в их душах и сердцах. Только в этом случае знания на твоих уроках могут стать ступеньками нравственного становления для каждого твоего воспитанника”. / Ш.А. Амонашвили /
2. “Человек подобен дроби: в знаменателе – то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь” / Л.Н. Толстой /
3. “Чем больше человек даёт людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше даёт другим и больше себе требует, тем он хуже”. / Л.Н. Толстой /
4. “ Есть русская интеллигенция. Вы думаете – нет? Есть.
Не масса индифферентная, а совесть страны и честь…” / А.Вознесенский /
5. “Кто двигается вперёд в науках, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд” / Аристотель /
6. “Знания в руках безнравственного человека то же самое, что сабля в руках сумасшедшего” / Д.И.Менделеев /
7. “ Педагогика есть искусство делать человека нравственным”. / И.Ильин /
Появилось осознанное ощущение необходимости самовоспитания и самосовершенствования. Во всём этом мне помогает мой друг, спутница жизни и основной вдохновитель – жена Шутилова Александра Алексеевна.
во-первых, чтобы состояться как человеку,
во-вторых, чтобы состояться как учителю,
в-третьих, чтобы состояться как мужу и отцу,
в-четвёртых, чтобы состояться как специалисту,
в-пятых, чтобы состояться как другу.
Пункты даны от широкого к узкому, от более отдалённой перспективы к ближайшей.
Теоретическая проработка проблемы даст возможность шире и глубже взглянуть на неё и осознать её суть; подобрать ключи к составлению программы самовоспитания.
Первоначальный путь осмысления проблемы пролегает через изучение творчества Л.Н. Толстого, великого гуманиста – педагога, Учителя, воплотив- шего жизнью своей найденную Истину, а также работ Ш. А. Амонашвили, ру-ководителя Лаборатории Гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете, и Л.В. Шапошниковой, учёного и автора книг по философии, истории, искусству.
“ Самовоспитание будущего учителя”… Два ключевых слова в данной проблеме: учитель и самовоспитание. Начну с раскрытия понятия “ Учитель”.
Л.В. Шапошникова, академик РАЕН, Российской академии космонавтики, Российской экологической академии, писатель, индолог, искусствовед, автор книг по философии, истории, искусству, культуре Индии, генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха, в одной из своих публичных лекций так говорит об учителе, учительстве и его роли: “С момента возникновения человека, с момента возникновения его сознания всё, что он в последствии достиг, он достиг только с помощью учителя и учителей. Без учителя нет человека и нет эволюции”.
Эта мысль развёртывается дальше таким образом: современный человек, человек нашего уровня, оказался в условиях Маугли.
“Маугли”- романтическая сказка Киплинга, где и ребёнок, и животные привлекательны. Но в реальной жизни всё не так. Науке известны около 100 фактов, когда ребёнок попадал к животным и выживал с их помощью.
“ И вот отсутствие учителя по отношению к ребёнку, причём того учителя, который должен соответствовать его энергетическому уровню, привело к тому, что ребёнок, воспитанный среди животных, не говорил, ибо говорить нас учат. Этот ребёнок не ходил на двух ногах, а ходил на четвереньках, как ходили его собратья из другого мира, потому что на двух ногах ходить нас тоже учат. Нас учат говорить, нас учат ходить, нас учат писать, нас учат читать, нас учат мыслить, учат уметь многое делать, но если нас этому не учат, мы превращаемся в некое подобие животных. Этот момент очень интересен и объясняет необходимость учительства, причём разных уровней “.
При рождении ребёнка мать формирует его детскую энергетику, и она же обучает его говорить, ходить и многому тому, без чего развитие ребёнка остаётся неполноценным. Мать и есть наш первый учитель. Брошенные дети - это люди, которые не прошли самого первого учительства – матери, и потому судьбы их так печальны. После матери – школьные учителя, затем учителя институте, техникуме, училище, учителя в производстве.
Далее Людмила Васильевна говорит: “Представим себе на минуту… Если мы всех учителей изымем, кто мы будем?
Практически без учителя мы не разовьёмся в человека полноценного и без учителя мы не сможем делать то, что мы делаем, не замечая того, как нас научили и не испытывая даже благодарности к тем, кто нас научил”.
/ Л.В. Шапошникова “ Энергетическая роль Учительства в духовно – культурной эволюции человечества”/
Итак, после матери – следующая ступень учительства – школьный учитель, т.е. тот уровень, к которому готовлюсь в будущем присоединиться и я. Чтобы осознать суть этого понятия, поглядим на него с высоты идеала совершенного учителя. Л.Н. Толстой так определяет его сущность:
“ Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель, если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совер- шенный учитель”.
/ Л.Н. Толстой “ Общие замечания для учителя”,с.292/
Позже Лев Николаевич Толстой добавляет к данному определению:
“ Необходимо постоянное стремление к совершенствованию в любви”.
/ Л.Н. Толстой “Из письма П.И. Бирюкову”, май 1901г., с.446 /
Перекликаясь с Л.Н. Толстым, Ш.А. Амонашвили, современный учёный и практик с огромным педагогическим стажем работы в школе, пишет, обращаясь к школьному учителю:
“ Сказано: “ Иди путём Любви, иди путём Сердца, иди путём Твор- чества, иди путём щита Веры”.
И далее даётся программа устремления к идеалу совершенного учителя:
“ 45. Установил я для себя три закона.
1.Любить любого ребёнка, ибо Любовь есть преображающая сила Духа
и Сердца.
2.Понимать ребёнка и принимать его таким, какой он есть, ибо нет воли Творца, чтобы погиб один из малых сих.
3.Восполниться оптимизмом в отношении любого ребёнка, ибо Вера в будущее есть творец настоящего.
46. Задал я самому себе три принципа.
1. Одухотворять среду вокруг ребёнка.
Основание: Среда есть сила, проявляющая Тайну Творца.
2.Утверждать в ребёнке его личность.
Основание: Личность есть устремлённость к проявлению своей Сути.
3.Проявлять творческое терпение, помогая ребенку в самопознании.
Основание: Творящее терпение не даст огню Духа погаснуть.
47. Устремлен я к раскрытию своего характера в трёх качествах.
1.Доброта.
Доброта учителя к ученику есть матерь доброты сердца
ученика ко всему миру.
2.Искренность.
Учительская искренность есть условие духовного единения с учеником.
3.Преданность.
Преданность учителя умножает в ученике надежду на спасение и дарит ему убежище.
48. Развиваю в себе профессиональное мастерство в трёх аспектах.
1.Изящное исполнение педагогических процессов.
Основание: Бытие в прекрасном откроет в ученике чувство прекрасного.
2.Непрерывное обновление.
Основание: Обновление есть зов из Будущего и устремлённость к Будущему.
3.Творчество.
Основание: Творчество делает учителя Свет дарящим.
50. Дам торжествовать в себе законам Прекрасного, т. е. Искренности, т.е. Сердца, т.е. Блага, т.е. Света.
Если спешишь помочь, помоги красиво.
Если спешишь проявить сострадание, сострадай красиво.
Если любишь, люби красиво.
Если даришь, дари красиво.
И если всё это касается ребёнка, то делай ещё прекраснее.
Воспитывай красиво.
Учи красиво.
Наставляй красиво.
Если благо дарится красиво, дар будет принят.
Если благо дарится безобразно, оно будет отвергнуто.
Если совершенствуешься сам, устремишь к совершенствованию других.Говорят Мудрецы: “Осознание Красоты спасёт мир”.51. Спросят: Вы – учитель?
Отвечу: Я – ученик своих учеников.
“ Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорит: “ Столь знакомое нам слово “школа” связано в своих смысловых истоках с церковью. Русское “школа” восходит к латинскому “скале” - “лестница” … Речь идёт прежде всего о лестнице духовного восхождениячеловека”.
Итак, Школа – это лестница для духовного восхождения человека.
Где эта лестница, т.е. школа, может находиться? Лестница для восхождения души и духовности ученика находитсяв учителе, и только.
Я – учитель – есть носитель этой Божественной лестницы. Я пости- гаю духовный мир каждого своего ученика и каждому подаю свою ступень- ку, помогаю подняться и закрепиться на ней, а потом возведу на другую ступеньку. Ученик растёт, взрослеет, развивается, крепнет, окрыляется, в целом, образовывается. И это восхождение происходит в нём через меня, через своего учителя. Я – путь для ученика. Но и он есть мой путь, ибо тоже подаёт мне ступеньку для совершенствования моей учительской интуиции и искусства. Я – учитель – есть школа”./ Ш.А. Амонашвили “ Почему не прожить нам жизньгероями духа”, стр.40-42, 48-50 /
Вывод. Высшая древняя мудрость изображается змием, закусившим свой собственный хвост. Эта мудрость здесь наличествует: “ Я – учитель – ученик своих учеников”. “Я – учитель – путь для ученика. Но и он есть мой путь… совершенствования моего учительского искусства”.
Роль учителей в эволюции человека раскрывается в высказывании
Н.К. Рериха: “ Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель не может поднять мировые дела выше идеи и способностей поколения взрослых, с которыми он имеет дело. Но учитель - я употребляю это слово в самом широком смысле — может совершить больше, нежели завоеватель и государственные главы. Они, учителя, могут создавать новое воображение и освободить скрытые силы человечества”.
/ Н.К. Рерих “Пути Благословения” /
“След учительства более высокого уровня мы находим в мифах, в кото- рых культурный герой, полубог, получеловек учит людей сеять, собиратьурожай, обучает ремёслам, обучает социальному обустройству челове-ческого общества”.Л.В. Шапошникова “ Энергетическая роль Учительства в духовно – культурной эволюции человечества”/
Имена таких Учителей человечества зафиксированы Историей: Моисей, Сократ, Кришна, Эпиктет, Будда, Марк Аврелий, Конфуций, Христос, Иоанн – апостол, Магомет, Руссо, Кант, Вивекананда, Эмерсон, Рескин… те, которых Л.Н. Толстой называет “лучшими мыслителями мира”, “мудрейшими среди нас”.
Этот ряд имён, данных Л.Н. Толстым, можно продолжить, включив в него и самого Льва Николаевича, и Циолковского, и Вернадского, и Флоренского, и Чижевского, и семью Рерихов, и учителя современных учителей Ш.А. Амонашвили. Перечитывая работы Л.Н. Толстого о воспитании и образовании, обратил внимание на то, как он относится к Учителям человечества и их Учениям. Величайший мыслитель XIX века считает, что “основой”, “основанием” всякого образования для детей и юношества должны стать именно Учения этих Учителей и вытекающее из них учение о нравственности.
“ Одно нужно знать, в чём смысл человеческой жизни, чем она должна быть руководима и что думали об этом вопросе и как решили его мудрей -шие люди всех времён и всего мира … И потому я полагаю, что первое и главное знание, которое свойственно прежде всего передавать детям и учащимся взрослым, - это ответы на вечные и неизбежные вопросы, возникающие в душе каждого приходящего к сознанию человека. Первое: что я такое и каково моё отношение к беско-нечному миру? И второй, вытекающий из первого: как мне жить, что считать всегда, при всех возможных условиях, хорошим и что всегда, и при всех возможных условиях, дурным?
И потому полагаю, что главная и единственная забота людей, занятых вопросами образования, может и должна состоять прежде всего в том, чтобы выработать соответственное нашему времени религиозное и нравственное учение и, выработав таковое, поставить его во главе образования “. / Л.Н. Толстой “Ответ на письмо В.Ф. Булгакова”,с. 457 /
В этих словах мечта Л.Н. Толстого и завещание его будущему поколению людей XX века: дать синтез всех философских, научных и религиозных учений Учителей человечества, очистив их от предрассудков времени, и на основе выработанного, нового, современного нравственного учения, как на фундаменте, строить всё здание Образования. XX век выполнил первую часть завещания Л.Н. Толстого. К середине XX столетия Е.И. и Н.К. Рерихи сделали такое очищение и синтез всех Учений Востока и Запада и дали миру “ Учение Живой Этики ”.
Вторая часть завещания – создание педагогической системы образования на основе такого Учения – начала осуществляться в конце XX и начале XXI веков в Лаборатории гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете под руководством Почётного академика Российской академии Образования, доктора психологических наук
Ш.А.Амонашвили.
Такую педагогическую систему образования Ш.А.Амонашвили и его сотрудники назвали Гуманной педагогикой. Вот в чём её суть:
“64. Гуманная Педагогика – это очень просто, - думает наивный учитель, - надо любить учеников, быть к ним добрым, ласковым. Чем больше любишь их, тем больше будет у тебя гуманной педагогики”.
Слово Human слагается из двух санскритских основ: Hu - означает – высшее начало, Душа, Man - это обычный смертный человек.
Гуманный - значит: человек смертный, ищущий в себе бессмертия.
Вот и разберёмся: что есть Гуманная Педагогика?
Детей, конечно надо любить. Надо знать ещё, как их любить, чтобы они приняли наш дар.
Но суть Гуманной Педагогики не в этом.
Суть в следующем:
Гуманная Педагогика ведёт ребёнка ( ученика, воспитанника ) к постижению в себе своей Бессмертной сущности и смысла Жизни.
Она есть сокровенная наука о заботе и озабоченности по поводу судьбы каждого пришедшего в земную жизнь ребёнка и через него - о судьбе человечества”./ Ш.А. Амонашвили “ Почему не прожить нам жизнь героями духа”, стр.56 / Лаборатория Гуманной педагогики разработала “Трактат о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманно–личностной педагогики”. Читателям он известен под названием “ШКОЛА ЖИЗНИ”. Идёт экспериментальная проверка принципов гуманной педагогики среднего и старшего звена школьного образования. ( Москва, школа №200). На очереди – высшее гуманное образование.
Вывод. Будущий учитель–это учитель–гуманист, знающий “УЧЕНИЕ ЖИВОЙ ЭТИКИ ” и творящий по законам Гуманной педагогики. Вторая часть проблемы заключена в понятии “самовоспитание”. Л.Н.Толстой категоричен в определении данного понятия: “ Стоит заняться воспитанием, чтобы увидеть все свои прорехи.
А увидав, начинаешь исправлять их. А исправлять самого себя и есть наилучшее средство воспитания своих и чужих детей и больших людей “. “ Воспитание других включается в воспитание себя, и другого ничего не нужно”.
/ Л.Н. Толстой “Мысли о воспитании”, из писем и дневников 1895 – 1902гг, с.449, 450 /
Таким образом, самовоспитание по сути своей является одновременно орудием и средством воспитания, т.е. нет проблемы воспитания других при наличии самовоспитания себя. Хочется привести целую страницу из “Мыслей о воспитании” Л.Н. Толстого, подтверждающую этот вывод.
“Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймёшь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остаётся один вопрос жизни: как надо самому жить? Потому что не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включалось бы в воспитание себя. Как одевать, как кормить, как класть спать, как учить детей? Точно так же, как себя. Если отец, мать одеваются, едят, спят умеренно и работают и учатся, то дети будут то же делать.
Два правила я бы дал для воспитания: самому не только жить хорошо, но работать над собой, постоянно совершенствуясь, и ничего не скрывать из своей жизни от детей. Лучше, чтобы дети знали про слабые стороны своих родителей, чем то, чтобы они чувствовали, что есть у их родителей скрытая от них жизнь и есть показная. Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляясь от своих недостатков, но даже не признавая их недостатками, оправдывая их в себе, хотят не видеть этих недостатков в детях. В этом вся трудность и вся борьба с детьми. Дети нравственно гораздо проницательнее взрослых, и они, часто не выказывая и даже не сознавая этого, видят не только недостатки родителей, но и худший из всех недостатков – лицемерие родителей и теряют к ним уважение и интерес ко всем их поучениям.
Лицемерие родителей при воспитании детей есть самое обычное явление, и дети чутки и замечают его сейчас же, и отвращаются, и развращаются. Правда есть первое, главное условие духовного влияния, и потому она есть первое условие воспитания. А чтобы не страшно было детям видеть всю правду своей и родителей жизни, надо сделать свою жизнь хорошей или по крайней мере менее дурной. И потому воспитание других включается в воспитание себя, и другого ничего не нужно”.
“ Оба вопроса о воспитании и об отношении к людям сводятся в один вопрос, именно в последний: как относиться к людям не на словах только, а на деле. Если этот вопрос решён и жизнь отца идёт по такому или другому решению, то в этой жизни отца и будет всё воспитание детей. А если решение правильно, то отец не введёт соблазна в жизнь детей; если же нет, то будет обратное”.
“ Родители, живя развратно, невоздержанно в пище, праздно – в неуважении к людям – жизнью, всегда требуют от детей воздержания, деятельности, уважения к людям. Но язык жизни, примера далеко слышен и виден и ясен и большим, и малым, и своим, и чужим”.
“ Ужасно смотреть на то, что богатые люди делают со своими детьми.
Когда он молод и глуп и страстен, его втянут в жизнь, которая ведётся на шее других людей, приучат к этой жизни; а потом, когда он связан по рукам и по ногам соблазнами, не может жить иначе, как требуя на себя труда других, тогда откроют ему глаза (сами собой откроются глаза), и выбирайся, как знаешь: или стань мучеником, отказавшись от того, к чему привык и без чего не можешь жить, или будь лгуном”.
“ Для того чтобы воспитывать хорошо, надо жить хорошо перед теми, которых воспитываешь”.
/ Л.Н. Толстой “Мысли о воспитании”, с. 448-450 /
Таким образом, Л.Н. Толстой проблему воспитания упрощает, можно сказать, упраздняет, поворачивает проблему воспитания других в плоскость самосовершенствования, самовоспитания. На основании чего делается такой вывод? Ответ на этот вопрос даётся в “Письме неизвестной”.
“ Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого воспитываем.
Воздействовать же на сердце можно только гипнотизацией, которой так подлежат дети, - гипнотизацией, заразительностью примера. Ребёнок увидит, что я раздражаюсь и оскорбляю людей, что я заставляю других делать то, что сам могу сделать, что я потворствую своей жадности, похотям, что я горжусь и тщеславлюсь своим положением, говорю про других злое , говорю за глаза не то, что говорю в глаза, притворяюсь, что
верю тому, во что не верю, и тысячи и тысячи таких поступков или поступков обратных: кротости, смирения, трудолюбия, самопожертво- вания, воздержания, правдивости, и заражается тем или другим во сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поучениями.
И поэтому все или 0,999 воспитания сводится к примеру, к исправлению и совершенствованию своей жизни.
Так что то, с чего вы начали внутри себя, когда мечтали об идеале, т.е. о добре, достижении которого несомненно только в себе, - к тому самому вы приведены теперь при воспитании детей извне. То, чего вы хотели для себя, хорошенько не зная зачем, то теперь вам уже необходимо нужно для того, чтобы не развратить детей.
От воспитания обыкновенно требуют и слишком много, и слишком мало. Требовать того, чтобы воспитываемые выучились тому – то и тому – то, образовались – как мы разумеем образование, - это невозможно, так же невозможно и то, чтобы они сделались нравственными, как мы разумеем это слово. Но совершенно возможно то, чтобы не быть самому участником в развращении детей ( и в этом не может помешать ни жене муж, ни мужу жена), а всею своей жизнью по мере сил своих воздействовать на них, заражая их примером добра.
Я думаю, что не только трудно, но невозможно хорошо воспитать детей, если сам дурен; и что воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети.
Как смешны требования людей, курящих, пьющих, объедающихся, не работающих и превращающих ночь в день, о том, чтобы доктор сделал их здоровыми, несмотря на их нездоровый образ жизни, как смешны требования людей научить их, как, продолжая вести жизнь не - нравственную , можно было бы дать нравственное воспитание детям.
Всё воспитание состоит в большем и большем сознании своих ошибок и исправлении себя от них. А это может сделать всякий и во всевозможных условиях жизни. И это же есть и самое могущественное орудие, данное человеку для воздействия на других людей, в том числе и на своих детей, которые всегда невольно ближе всего к нам ”. / Л.Н. Толстой “Письмо неизвестной от 5 марта 1894 ” (Роль примера и подражания в воспитании), с. 511-512 /
Ответ очевиден и вытекает из той роли примера и подражания, которые играют в воспитании, т.к.
“Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого воспитываем. Воздействовать же на сердце можно только заразительностью собственного примера. И поэтому всё воспитание или 0,999 воспитания сводится к примеру, к исправлению и совершенствованию своей жизни”.
Самовоспитание, самосовершенствование есть воспитание детей.
Воспитание детей есть самовоспитание, самосовершенствование.
Древний символ Мудрости, змий, закусивший собственный хвост, присутствует и здесь. С мудростью Л.Н.Толстого перекликается мудрость Ш.А.Амонашвили, нашедшего красивый и ёмкий образ той же проблемы:
“Спросят: Кто же вы есть для своих учеников?
Отвечу: Я половина каждого из них.
Спросят: Вы их знаете?
Отвечу: Так же, как знаю Беспредельность.
Спросят: Как вы их воспитываете?
Отвечу: Как яблоко растит в себе семя.”
Однако Ш.А.Амонашвили, положив в основание разрабатываемой им новой системы образования, Гуманной педагогики, “Учение Живой Этики”, наполняет понятие “воспитание” священным и возвышенным смыслом:
“59. Священное Слово воспитание.
Все говорят о воспитании детей, но редко кто серьёзно занят им
Слово само говорит о своей сути: В – ОС – ПИТАНИЕ, т.е. питание
Оси.
О какой Оси идёт речь?
О духовной, конечно.
Ребёнок устремлён к духовному восхождению по скале.
Чем же нужно питать духовную Ось?
Здесь нам поможет загадочное и действительно таинственное понятие Образ.
В ребёнке заключён Образ Творца. Помочь ему в раскрытии этого Образа в себе и есть суть ОБРАЗования. Это не процесс освоения суммы регламентированных знаний или результат этого процесса, а процесс раскрытия в нём того, ради чего он вообще и существует как Вселенская сущность и ради чего он явился в мир земной. Учитель призван для того, чтобы помочь ребёнку в проявлении своей сути через питание его духовной оси образами. Ибо образ, существующий в ребёнке, может проявиться не иначе, как через заселение его духовного мира добрыми, прекрасными, возвышенными образами. Образами добра, любви, страдания и сострадания, радости и сорадости, духовности, героизма, познания. Образами красоты знаний и наук. Образование совершается сегодня, но дышит оно Будущим, в него вовлечено Будущее. Вот что есть воспитание – питание духовной оси прекрасными, Божественными образами”. / Ш.А. Амонашвили “ Почему не прожить нам жизнь героями духа”, стр.51,52 /
В заключение реферата хочу привести фрагмент из итогового произведения великого русского писателя и мыслителя Л.Н.Толстого, произведения, которое он сам особенно ценил, – из книги “Путь Жизни”:
“В молодых годах люди верят, что назначение человечества в постоянном совершенствовании и что возможно и даже легко исправить всё человечество, уничтожить все пороки и несчастья. Мечты эти не смешны, а , напротив, в них гораздо больше истины, чем в суждениях старых, завязших в соблазнах людей, когда эти люди проведшие жизнь не так, как это свойственно человеку, советуют людям ничего не делать, не искать, а жить, как животное. Ошибка исканий молодости только в том, что совершенствование себя, своей души юноши переносят на других. Делай своё дело жизни, совершенствуя и улучшая свою душу, и будь уверен, что только этим путём ты будешь самым плодотворным образом содействовать улучшению общей жизни.
Если ты видишь, что устройство общества дурно, и ты хочешь исправить его, то знай, что для этого есть только одно средство: то, чтобы все люди стали лучше; а для того, чтобы люди стали лучше, в твоей власти только одно: самому сделаться лучше”./ Л.Н. Толстой “Путь Жизни”, с.431 /
Вывод. Самосовершенствование, самовоспитание имеет общечеловеческое значение. Это единственный плодотворный путь к исправлению, улучшению, преображению и себя, и людей, и мира.
Список используемой литературы
1. Ш.А. Амонашвили “Почему не прожить нам жизнь героями духа”, М., Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2003г.
2. Ш.А. Амонашвили “ Школа Жизни ”,М., Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000г.
3. Ш.А. Амонашвили “ Педагогическая симфония ”, М., МЦР, 2002г.
4. Л.Н.Толстой “Педагогические сочинения” , М., “Педагогика” 1989г.:
а) Л.Н.Толстой “Мысли о воспитании”, из писем и дневников 1895–1902гг.
б) Л.Н.Толстой “Ответ на письмо В.Ф. Булгакова”.
в) Л.Н. Толстой “ Из письма П.И. Бирюкову, май 1901г.”
г) Л.Н. Толстой “ Общие замечания для учителя”.
д) Л.Н. Толстой “Письмо неизвестной от 5 марта 1894г.”
е) Л.Н. Толстой “ М.Л.Толстому” (неотправленное).
ё) Л.Н. Толстой “О воспитании”.
5. Л.Н. Толстой “Путь Жизни” М., “Республика”, 1993г.
6. Н.К. Рерих “Пути Благословения”, М.,”Сфера”, 1999г.
7. Л.В. Шапошникова “ Энергетическая роль Учительства в духовно – культурной эволюции человечества”, М., МЦР, 1994г.