Роль музыки в эмоциональном развитии дошкольников
1
Содержание
Введение
Значение развлечений в разностороннем развитии личности ребенка
Виды и формы развлечений
Роль музыки и ее место в развлечениях
Требования к организации и проведению вечеров–развлечений с детьми в разных возрастных группах
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Проблеме эмоционального развития ребёнка, изучению роли эмоций в формировании личности человека уделяется огромное внимание в отечественной и зарубежной науке. В контексте новой парадигмы педагогики вопросы эмоционального развития детей связываются с обновлением содержания образования, требованиями гуманизации и демократизации педагогического процесса, также качественным улучшением эстетического воспитания подрастающего поколения. Главный акцент в решении проблемы ставится на задаче приобщения ребёнка с первых лет жизни к миру художественной и музыкальной культуры. В Концепции дошкольного воспитания говорится о том, что искусство, эмоционально-образное по своей природе, является уникальным средством развития эмоциональной сферы дошкольников, формирования ценностного отношения к окружающему их миру.
Известно, что дошкольное детство - период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, а музыка - искусство эмоциональное по самому своему содержанию. Взаимосвязь и взаимозависимость прогрессивных изменений личности и музыкально-эмоционального развития, роль музыки в эстетическом, интеллектуальном, нравственном развитии детей доказана исследователями в области педагогики, психологии, музыкознания, теории и практики музыкального воспитания (Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.П. Печко, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов, и др.) Необходимость приобщения ребёнка к миру музыкальной культуры, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку подчеркивается в трудах Н.А. Ветлугиной, Д.Б.Кабалевского, А.Г. Костюка, В.А. Мясищева, В.А. Петровского, О.П. Радыновой, В.А. Сухомлинского, Т.Н. Тарановой, Г.С. Тарасова, В.Н. Шацкой и др. Взгляды учёных сходятся в том, что развитие эмоциональной отзывчивости на музыку должно осуществляться на основе активизации эмоциональной сферы детей с ранних лет жизни. Исследования Т.С. Бабаджан, В.М. Бехтерева, А.В. Запорожца, Р.В. Оганджанян, В.А. Разумного, Б.М. Теплова и др. показали, что наиболее важным в развитии эмоциональной отзывчивости является период раннего и младшего дошкольного возраста, отличающийся высокой эмоциональностью детей, потребностью в ярких впечатлениях.
Музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. В музыке кристаллизуется богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки человеческих чувств и переживаний. Музыка наиболее глубоко захватывает человека и организует его эмоциональное существо, в общении с ней ребенок легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе. Для нашего исследования особую важность имеют выводы ученых (В.К. Белобородовой, Н.А. Ветлугиной, М.Б. Зацепиной, Т.С. Комаровой, М.А. Медведевой, Б.М. Теплова и др.) о том, что активность эмоциональной сферы личности дошкольника является условием его успешного музыкально - творческого развития. Именно эмоциональная активность дает ребёнку возможность реализовать свои музыкальные способности, становится средством эмоционального общения, важным условием развития эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников.
Феномен музыкального искусства заключается не только в способности обогащать эмоциональные переживания человека, но и в возможности вызывать эмоциональные реакции и оценки, отношения, лежащие в основе интересов, потребностей, предпочтений личности. Современные взгляды на процесс формирования детской личности характеризуются опорой не только на приобретение новых знаний и умений, но и на выработку определенных ценностных ориентации человека, составляющих базис личностной культуры. Если передача знаний требует главным образом обращения к интеллекту личности, то выработка ценностных ориентации связана, прежде всего, с воздействием на эмоции и чувства человека, которые, в свою очередь, способствуют превращению ценностных установок в его убеждения (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, В.И. Петрушин, С.Л. Рубинштейн и др.). Видный отечественный ученый, психолог Г.С. Тарасов отмечает, что высокое искусство, в частности, музыкальная классика, являясь самым желанным руководителем психического развития детей, выполняет "множество жизненно важных задач... и призвана решать ...самую главную - воспитать в детях чувство внутренней причастности к духовной культуре человечества, воспитать жизненную позицию ребят в мире музыки. ...В эмоциональной атмосфере увлеченности формируются взгляды, позиции детей,...складываются общественные связи" [190, С.38].
Музыкальное воспитание, содержанием которого являются высокохудожественные образцы мирового музыкального искусства, позволяет формировать у детей представление об эталонах красоты. Получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, дети усваивают язык интонаций народной и классической музыки и, подобно усвоению родного языка, постигают "интонационный словарь" (Б.В. Асафьев) произведений разных эпох и стилей.
Опыт же, накопленный в процессе восприятия шедевров музыкального искусства, лежит в основе культуры человека и влияет на формирование его личностных ценностей (Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, А.И. Еатинене, Т.С. Комарова, Е.В. Назайкинский, О.П. Радынова, Т.Н. Таранова и др.).
Однако наряду с высокохудожественными произведениями народной, детской классической и современной музыки, в программе по музыкальному воспитанию дошкольников значительное место занимают произведения, специально созданные отечественными композиторами для детей. Многие из них не отвечают высоким требованиям художественности. Долгие годы требования к репертуару определялись идеологическими установками, узко педагогическими и дидактическими задачами. Требование простоты и доступности музыкальных произведений в практике музыкального воспитания зачастую приводило к выхолащиванию художественного содержания, к примитивному упрощению музыкального языка. Сущностная же, ценностная сторона музыкального искусства, по сути, не являлась предметом широкого практического изучения.
Современная теория и практика музыкального воспитания ориентирована на формирование и развитие личности через культуру, на воспитание человека, способного эмоционально откликаться, ценить, творчески усваивать творения искусства. В ряде работ последних лет (Е.А. Дубровская, А.И. Катинене, О.П. Радынова, P.M. Чумичева, Л.Н. Школяр и др.) показана возможность музыкального развития детей на произведениях классического наследия разных стилей и эпох. Исследователи отмечают, что при создании определенных педагогических условий и соответствующем руководстве дети эмоционально откликаются на музыку и адекватно воспринимают её содержание. Различный уровень эмоциональной отзывчивости характеризует уровень отношения субъекта к объекту взаимодействия, являясь объективным показателем данного отношения. В музыкальной педагогике он соотносится с избирательной восприимчивостью ребёнка к музыке, выражающейся в предпочтении музыкальных звуков по сравнению с немузыкальными [147]. Высокий уровень эмоциональной отзывчивости связан с эмоциями высшего порядка, имеющими нравственное, эстетическое содержание, и требует целенаправленной работы по её формированию 9, 38, .66, 71, 197, 204, 219, 235]. Как личностное качество эмоциональная отзывчивость рассматривается на социально-нравственном уровне в связи с формированием межличностных отношений в общении и совместной деятельности (Р.С. Буре, М.В. Воробьева, Л.В. Лидак, Е.А. Шовкомуд и др.)
Большинство исследователей в отечественной музыкальной педагогике изучают эмоциональную отзывчивость на музыку как музыкальную способность ("центр музыкальности" - Б.М.Теплов) и связывают её с проблемой музыкального познания [39, 59, 61, 198, 204, 228].
Основным признаком музыкальности Б.М. Теплов считает способность переживания музыки "как выражения некоторого содержания" [204, С.53]. Он пишет, что внеэмоциональным путем нельзя понять содержание музыки». Педагоги-музыканты также отмечают, что эмоциональная отзывчивость тесно связана с эмоциональной природой музыкального искусства, и указывают, что она развивается по тем же законам, которым подчиняется любой познавательный акт [197, С.55]. Таким образом, эмоциональная отзывчивость понимается как переживание выразительного значения музыкальных образов, а не просто как "эмоция, случайно возникшая во время музыки" [204, С.54], что и связывает её с эмоциями высшего порядка, имеющими в музыкальной деятельности эстетическое содержание.
Некоторые исследователи проблем музыкального воспитания дошкольников (Н.А. Ветлугина, E. Дзержинская, О.Ю. Лобанова, Р.В. Оганджанян, К.В. Тарасова и др.) подчеркивают широкую эстетическую природу эмоциональной отзывчивости и относят её к общим музыкальным способностям. Однако в теории музыкального воспитания детей этот вопрос не получил последовательной разработки. В методических рекомендациях по музыкальному воспитанию младших дошкольников ставится задача развития эмоциональной отзывчивости на музыку путем приобщения детей к миру музыкальной культуры. Однако способы решения этой задачи либо отсутствуют, либо носят слишком общий характер. Анализ исследований, касающихся данной проблемы, дает нам основание утверждать, что реальное влияние воспитания на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста остается одной из малоизученных педагогических проблем. В музыкально-педагогической литературе не содержится экспериментально подтверждаемых данных о роли накопления разнообразного интонационного опыта в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку у младших дошкольников, хотя о необходимости использования шедевров музыкальной культуры в развитии личности говорится во многих научных трудах.
Значение развлечений в разностороннем развитии личности ребенка
Развлечения в детском саду проводятся с целью позабавить детей, внести радость в повседневную жизнь. Занятия, игры, посильный труд составляют обычную программу каждого дня. Развлечения становятся радостным событием для ребенка, способствуют проявлению у него положительных эмоций, поднимают настроение.
Особое значение имеют те развлечения, в которых дети сами принимают участие как исполнители. Это могут быть детские концерты, драматизации, целые театрализованные представления, музыкальные и литературные игры, аттракционы, развлечения с красками и карандашами.
Все эти развлечения ценны тем, что в них раскрываются способности ребят, преодолевается их робость, развивается активность, формируются творческие качества личности.
Основу таких развлечений составляет, как правило, литературный и музыкальный материал, отвечающий требованиям программы, т. е. репертуар концерта, содержание драматизации, спектакля детского кукольного театра должны быть знакомы детям. И лишь некоторая таинственность, неожиданность организации создают особую атмосферу вокруг этой детской деятельности. Выступления детей — это развлечение не только для самих участников, но и для зрителей — младших товарищей, сверстников.
В детских концертах соединяются различные виды (номера) художественной деятельности. Здесь и танцы (сольные, коллективные), и художественное чтение, и пение (сольное или хоровое), и игра на музыкальных инструментах. Дети исполняют то, что знают и умеют. Подготавливая детский концерт как развлечение, воспитатель должен учитывать интересы и исполнительские возможности каждого ребенка. Важно, чтобы все дети были заинтересованы и могли принять активное участие в концерте.
Детские концерты, так же как и подготовленные для них взрослыми, могут состоять из номеров, объединенных одной темой. Иногда это концерты импровизации, возникающие внезапно по инициативе нескольких детей. Исполнительский уровень здесь, конечно, не всегда достаточно высокий, но в данном случае ценно проявление самостоятельности, творческой активности ребят.
Удачной формой детских развлечений являются различные театрализованные представления. Драматизации сказок, стихотворений, песен, музыкально-игровых композиций должны быть простыми по сюжету и действию, включать короткие монологи и в основном диалоги действующих лиц. Это позволит многим детям быть не только внимательным зрителем, но и увлеченным участником-исполнителем.
Среди многочисленных детских развлечений определенное место занимают увлекательные игры с элементами соревнования между отдельными детьми или целыми группами. Такие игры обычно организует и проводит воспитатель, но активными участниками их являются дети. Здесь могут быть литературные, музыкальные и художественные викторины и конкурсы, игры подвижные и спокойные, хороводы, ритмичные движения под инструментальную музыку различного характера (маршевую, плясовую, колыбельную), аттракционы.
Игры, забавы непродолжительны по времени, но помогают собрать и переключить внимание детей, внести разрядку в привычную обстановку, создать веселое, приподнятое настроение.
Интересными могут быть также развлечения с красками и карандашами, в процессе которых в занимательной форме происходит знакомство с материалами, помогающими передать окружающий мир в цвете, многообразии его форм. Этот вид развлечений без «дидактического нажима» позволяет ребенку свободно действовать со знакомыми материалами, воспитывает образное видение, художественное чутье и эстетический вкус. Например, составить из набора аппликативных форм красивый букет, быстро соединить в кружки-цветы разного цвета лепестки, имеющиеся у каждого ребенка, нелегко, но интересно.
Развлечения с красками и карандашами предварительно подготавливаются воспитателем, проводятся с учетом возрастных возможностей дошкольников. При выборе развлечений педагогу необходимо помнить, что большинство из них требует литературной разработки сценария (последовательного раскрытия темы, логического перехода от одной части действия к другой и т.д.), а также продуманного оформления помещения, где происходит действие.
Систематически проводимые развлечения в детском саду обогащают жизнь детей, способствуют более полному и гармоничному их развитию.
Виды и формы развлечений
Рекомендуется в каждой возрастной группе, начиная с первой младшей, устраивать развлечения, во время которых дети в интересной, увлекательной форме получают сведения об окружающей жизни, о живой и неживой природе, узнают поучительные истории о взаимоотношениях между разными ее обитателями.
Вызывая радостные эмоции, закрепляя знания детей об окружающем мире, развлечения в то же время развивают речь детей, эстетический вкус, способствуют проявлению творческой инициативы, становлению личности ребенка, формированию у него нравственных представлений (положительное отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма, равнодушия, сопереживание, заботливое отношение друг к другу).
В детском саду много внимания уделяется художественному воспитанию каждого ребенка. Оно осуществляется на занятиях по изобразительному искусству, по развитию речи, на музыкальных занятиях. Развлечения как бы объединяют все виды искусства, дают возможность творчески использовать их, вызывают у детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных образов. Бывают развлечения и спортивного характера, воспитывающие выдержку, волю, смелость, находчивость и ловкость. Но развлечения, связанные с искусством, в большей мере способствуют эстетическому и художественному воспитанию детей. Такие развлечения могут строиться на основе какого-то одного вида искусства (литературные, музыкальные, изобразительные) или соединять в себе два или сразу все виды искусства. Одни развлечения — чисто зрелищные, рассчитанные только на восприятие их детьми. Эти развлечения проводятся взрослыми, детям в данном случае отведена пассивная роль. В других, активно-действенных, дети сами являются исполнителями, активными участниками.
К зрелищным видам развлечений относятся спектакли, театрализованные представления, концерты, показанные артистами, подготовленные работниками детского сада, учениками соседних школ, родителями. Такие зрелища устраиваются либо для детей одной возрастной группы, либо для всех групп детского сада одновременно.
Многие поэтические музыкальные произведения, подобранные по темам, например о природе родного края, могут составить содержание лирических концертов («Березонька моя», «Рябинушка», «Скворушка прощается», «Здравствуй, зимушка-зима!»), на которых дети еще раз встретятся со стихами и песнями, слышанными или выученными ранее на занятиях. Узнавание произведений всегда доставляет маленьким зрителям большую радость. Песня, исполненная воспитателем, вызывает у детей желание петь ее, подражая ему, причем петь не только на занятиях.
Умелое композиционное построение концерта в соответствии с жанром, выразительное исполнение, красочное оформление значительно усиливают его эстетическое воздействие на детскую аудиторию. Театрализованные концерты «Мешок смеха», «Путешествие в страну сказок», «Неуловимые» и т.п. поднимают настроение, развивают чувство юмора, пробуждают активную готовность к деятельности. На таких концертах дети-зрители легко, с готовностью становятся участниками: охотно отвечают на вопросы, соревнуются. В основе таких представлений, спектаклей лежит сюжет. Образы персонажей спектакля несут определенную идейно-нравственную нагрузку, своими действиями и репликами вызывая у детей ответную реакцию, активное сопереживание с героями, желание дать собственную оценку их поступкам. Ребенок не может пассивно воспринимать интересное представление, даже если содержание хорошо ему знакомо. Репертуар театрализованных представлений составляют, как правило, народные сказки, инсценированные рассказы, стихотворения, песни. Такие сказки, как «Теремок», «Репка», «Красная Шапочка», «Зайкина избушка» и др., дети могут смотреть много раз, не уставая; им нравится, когда добро побеждает, и любые драматические коллизии имеют хороший конец. Само действие динамично развивающегося сюжета держит зрителей в приятном напряжении.
Роль музыки и ее место в развлечениях
Особое значение имеет музыка в детском и юношеском возрасте, когда формируется личность. Если в общей педагогике отчетливо разграничиваются обучение и воспитание, то в эстетической и художественной области такое разделение немыслимо, эстетическое воспитание и художественное обучение слиты, их разделение уничтожает смысл эстетического, обедняет личность и снижает эффект обучения. Занятия музыкой и рисованием, интерес к поэзии и театру необходимы для эмоционального и нравственного воспитания, без которого школьное образование и воспитание будет односторонним и неполноценным, что может отрицательно сказаться в последующей жизни человека.
Музыка по своей природе социальна, коммуникативна. Она предназначена для общения, раскрывая мысли, чувства, переживания композитора и исполнителя, она ищет сочувствия вовне, сила ее воздействия на слушателей заключается в том, что она выражает свойственные и им самим чувства. Композитор и исполнитель, воплощая в музыке радость и горе, хорошее настроение, и печаль, делятся сокровенными переживаниями со слушателями, но достигают понимания только тогда, когда вызывают сопереживание. По сути, музыкальное искусство, в эстетическом понимании, это всегда коллективное сотворчество.
Формирование музыкальных способностей, которое осуществляется в детских садах, на практике подтверждает возможность всестороннего развития личности. К этому нужно добавить, что искусство способствует повышению восприимчивой и, развитию различных способностей, овладению разнообразными видами деятельности. Биографии выдающихся музыкантов — Ф.И. Шаляпина, Дж. Энеску, С.В. Рахманинова и многих других — показывают, что художественная одаренность сама по себе многогранна. Искусство объединяет художественно-эмоциональные и познавательно-интеллектуальные компоненты одаренности и тем самым расширяет возможность формирования специальных способностей.
Требования к организации и проведению вечеров–развлечений с детьми в разных возрастных группах
Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!” Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. Занимаясь его подготовкой, педагоги, воспитатели, родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых и готовится этот праздник. И главный критерий подбора материала здесь – зрелищность, яркость и веселость. Но это в массовом детском саду.
Выбор вида театрализованного зрелища зависит от возраста детей. Самые маленькие очень любят мягкую образную игрушку. Небольшие сценки с медвежонком, собачкой, зайкой всегда радуют малышей, как правило, вызывают у них положительные эмоции. С хорошими образными игрушками можно разыгрывать театрализованные представления и для более старших детей. Схематичные, статичные плоские фигурки настольного театра вряд ли целесообразно показывать малышам, зато старшие дошкольники с их помощью лучше воспримут сказку, а затем смогут использовать фигурки настольного театра для самостоятельной театрализованной деятельности. Теневой, кукольный театр и другие виды театрализованных постановок всегда вызывают интерес у детей, развивают воображение.
Организация концертов, театрализованных представлений для детей требует большой подготовки, отработанности каждого номера. Только тогда они могут быть показаны детям. Кукольные спектакли по мотивам сказок «Репка», «Теремок» и др. можно показывать всем детям. Для малышей эти спектакли будут просто интересным развлечением, а более старших, хорошо знающих текст сказок, они будут побуждать к самостоятельной художественной деятельности. Не все, конечно, получится у них так, как у взрослых, но творческие стремления детей надо всячески поддерживать.
Таким образом, различные виды зрелищных развлечений имеют большое значение для развития художественного восприятия, воображения, эмоциональной отзывчивости, эстетического вкуса, а также для формирования интересов детей, развития у них творческой активности.
К зрелищным видам развлечений относятся и такие, которые связаны с использованием технических средств: диапроектора, портативной киноустановки, телевизора. Просмотры диапозитивов, диафильмов, мультипликационных фильмов, телевизионных передач увлекают детей. Следует только осторожно подходить к выбору репертуара и рациональному планированию подобных развлечений. Не требующие длительной и специальной подготовки, они порой преобладают в общей системе развлечений, чего не должно быть.
Из других технических средств, рекомендуемых к использованию, можно назвать электрофоны, магнитофоны и радио. Поскольку записи на грампластинке или магнитной ленте, а также радиопередачи дети слушают без опоры на зрительные образы, малышам трудно их воспринимать. Поэтому подобные развлечения можно рекомендовать лишь детям, начиная со средней группы, и после предварительной подготовки к слушанию. Хорошее качество записи, высокий художественный уровень исполнения музыкальных и литературных произведений, доступных детям, ставят эти развлечения в ряд наиболее ценных для эстетического воспитания дошкольников.
Во время подготовки представления воспитатель должен создать спокойную, творческую обстановку, избегать чрезмерного назидания. Иногда он может сам включиться в драматизацию, чтобы помочь детям почувствовать верный тон и ритм игрового действия.
Представления детского кукольного театра реже, чем драматизации, используются в качестве развлечений, но это не совсем правильно. Хотя, конечно, руководство этим видом детской театрализованной деятельности требует дополнительных знаний по технике вождения кукол и организации сценического действия.
Среди доступных детям видов кукольного театра — театр игрушек, пальчиковый и перчаточный. Кроме того, дети любят разыгрывать представления в теневом театре, на фланелеграфе, с плоскими и объемными фигурами настольного театра. Уверенное управление персонажами, выразительное произнесение текста и само действие доставляют удовольствие как «артистам», так и зрителям.
Особенностью театрализованных развлечений является то, что все они требуют дополнительного внешнего оформления. Их зрелищность, театральность заставляют участников с помощью воспитателя или вполне самостоятельно готовить костюмы, декорации, атрибуты, необходимые по ходу действия. Все это становится важным средством эстетического воспитания детей.
Заключение
Праздник в детском саду – важная часть жизни ребенка. Это радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству.
В эстетическом воспитании главным, с его точки зрения, можно считать музыку, природу, игру и развлечения. Музыкальные звуки привлекают внимание малыша, вызывают его ответную реакцию. Наблюдая за животными, ухаживая за ними, ребенок учится видеть окружающий мир. Игра и развлечения удовлетворяют естественно-органические и социально-культурные потребности ребенка. П.Ф. Каптерев дает следующие методические рекомендации: во-первых, для развития эстетических впечатлений важна постепенность, которая помогает возникновению в эстетическом чувстве различных элементов; во-вторых, необходимо расширить эстетический кругозор малыша за счет частых прогулок, игр, развлечений, чтения художественной литературы, рисования картин, общения с музыкой; в-третьих, должно быть соответствующим образом продумано руководство процессом эстетического воспитания, которое может осуществляться с «периода первого детства» и должно перейти в эстетическое образование в более старшем возрасте (в противном случае человек лишается возможности испытывать наиболее высокие и сложные формы чувствований).
Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Вне восприятия музыка как искусство вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком либо воздействии музыки на духовный мир детей и подростков, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы.
Список литературы
Агаджанян Н.А., Тель Б.И., Циркин Б.М. и др. Физиология человека: Курс лекций: В 2 т.— Алма-Ата: Жана Арка, 1992.
Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ.—М.: Музыка, 1984.
Лагутин А. Подготовка учащихся к педагогической работе по музыкальной литературе // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 3: Сб. статей/Ред.-сост. Е. Царева.— М.: Музыка, 1981.— С. 168-192.
Лисянская Е. Экспериментальная программа по музыкальной литературе.
Советский энциклопедический словарь/ Ред. А. Прохоров.— М.: Советская энциклопедия, 1988.
Приложение
Осенний вечер развлечений для детей 6 - 7 лет
Ведущий:
- Сегодня у нас праздник рябинки. Нас встречает солнышко. А чтобы не заблудиться, солнышко послало свой луч.
Солнце (из-за ширмы):
- Здравствуйте, ребята! Я все лето было с вами. Лучиками своими ласкало ваши спинки, смотрело, как вы играете и плескаетесь в воде. Мне сверху все видно. Спасибо, что пришли ко мне в гости. Все пришли? Не заблудились? Я слышало, что вы много приготовили песен, танцев и стихов. Мне очень хочется их послушать.
1 ребенок:
В небесах высоких тает
Одинокий тонкий луч.
Улетают птичьи стаи,
Прилетают стаи туч.
2 ребенок:
Листья золотые, падают, летят,
Листья золотые устилают сад,
Много на дорожках листьев золотых,
Мы букет хороший сделаем из них,
Мы букет поставим посреди стола,
Осень золотая в гости к нам пришла.
Звучит песня: "Поспевает брусника"
"Поспевает брусника, стали дни холоднее,
И от птичьего крика стало в сердце грустнее,
Стаи птиц улетают вдаль за синее море,
И деревья блистают в разноцветном узоре" . . .
Солнце:
- Какая грустная, нежная песенка. А давайте вспомним, как вы летом веселились и станцуем веселый танец.
Дети с Солнцем танцуют танец "Ну, где же ручки".
Солнце:
- Ай, да молодцы! Развеселились. А теперь нам пора прощаться. Кончилось лето. Золотая осень на смену пришла. Она спешит к вам в гости. Вы спойте ей песенку – она услышит и тут же придет. А я буду отдыхать (уходит за ширму).
Дети поют песню "Журавушка"
3 ребенок:
Вот художник, как художник
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим –
Кто художник этот?
Все дети: ОСЕНЬ!
Дети танцуют танец с листочками.
Приходит Осень.
Осень:
- Здравствуйте, ребята! Целое лето я к вам собиралась, но все времени не хватало. Работой была занята. Но вот урожай собран и я приглашаю вас в гости в рябинке:
Посмотрите, у меня –
веточки рябинки.
A в корзиночке лежат –
красные косынки.
Девочкам оденем
красные косынки,
Будут наши девочки
точно как рябинки.
Танец "Рябинок"
Осень:
- Какие вы сегодня красивые и нарядные. Пока я к вам в гости собиралась, все думала: какой же подарок приготовить? Прямо не знаю! А вы любите сказку? Тогда я вам ее покажу. А вы смотрите и слушайте.
Сказка (разыгрываю дети и Осень)
Девочка:
Мы рябинушку сажали
И водичкой поливали,
Вот и осень наступила,
Все вокруг позолотила,
Буду ягодки срывать,
Чтобы деток угощать.
- Ребята, я пойду за корзиночкой, а вы присмотрите за рябинкой! Чтоб ее не обижали и я годки не срывали.
Появляется медведь.
Медведь:
Что за чудо вижу я?
Рябинушка - красавица,
Съем-ка ягодки сейчас
Mишеньке понравится.
Осень:
- Нет, мишутка, не ешь ягодки. А лучше поиграй с нами. Ребята, давайте сыграем с мишкой в игру?
Дети играют в игру "Дудар, дударь, дударище".
Осень:
- Поиграл, медведь, а теперь уходи домой. А то наши ягодки собаки охраняют, они налетят на тебя и покусают. Ребята, давайте полаем, напугаем медведя.
Дети лают: Гав – гав - гав.
Медведь:
Видно, сторож здесь хорош,
Еле ноги унесешь.
Убегаю, убегаю,
Ягодки Вам оставляю.
Появляется Лиса.
Лиса:
Что за чудо вижу я?
Рябинушка - красавица,
Съем-ка ягодки сейчас
Лисоньке понравится.
Осень:
- Нет, лисонька, не ешь наши я ягодки, а лучше потанцуй с нами веселый хоровод.
Дети с Лисой и Осенью танцуют хоровод "На горе-то калина".
Осень:
- А теперь, ребята, будем лисоньку пугать, а то она всю ягодку съест. Давайте хлопать в ладоши, они и убежит.
Дети хлопают в ладоши.
Лиса:
Вино, сторож здесь хорош,
Еле ноги унесешь.
Убегаю, убегаю,
Ягодки Вам оставляю.
Появляется Ёжик.
Ёжик:
Что за чудо вижу я?
Рябинушка - красавица,
Съем-ка ягодки сейчас
Ёжику понравится.
Осень:
- Ёжик, не ешь наши ягодки, а лучше посмотри наши танцы.
Дети танцуют танец "На балу у всех ребят"
Осень:
- Посмотрел, ёжик танец, а теперь уходи в лес, а то мы сейчас ножками затопаем и тебя напугаем.
Дети топают ногами.
Ёжик:
Видно, сторож здесь хорош,
Еле ноги унесешь.
Убегаю, убегаю,
Ягодки Вам оставляю.
Появляется Петушок.
Петушок:
Что за чудо вижу я?
Рябинушка - красавица,
Съем-ка ягодки сейчас
Петушку понравится.
Осень:
- Петушок, не ешь наши я ягодки, а лучше угодой загадки.
Один из детей загадывает загадки Петушку:
"Берега зеленые, вода красная, рыбки черные" (Арбуз)
"Что за чудо – синий дом! Ребятишек много в нем, носит обувь из резины и питается бензином" (Автобус)
Осень:
- Ну, Петушок, раз ты наши загадки (не) угадал, мы тебя прогоним. Давайте, ребята, реками, как крыльями, помашем. Петушок услышит шум и убежит.
Дети машут руками.
Петушок:
Видно, сторож тут хорош,
Еле ноги унесешь.
Убегаю, убегаю,
Ягодки Вам оставляю.
Появляется Заяц:
Заяц:
Я серый зайчишка,
Ужасный трусишка,
Быстро по лесу скакал,
От лисицы убегал.
Что за чудо вижу я?
Рябинушка - красавица,
Съем-ка ягодки сейчас
Заиньке понравится.
Осень:
- Нет, заинька, не ешь наши я ягодки, а лучше поиграй с нами в игру "Ищи".
Дети играют в "Жмурки"
Осень:
- А теперь, ребята, давайте, как волчата выть: У-у-у-у! Зайка испугается и убежит.
Дети воют, как волчата.
Приходит Девочка с корзинкой:
Девочка:
Стой-ка, заинька – дружок,
Приходи-ка на лужок,
И зверят, и ребят
Приглашаю всех плясать.
Вокруг рябины пойдем
Хоровод водить начнем,
Песню дереву споем.
Хоровод "Рябинушка"
Осень:
- Вот и закончился наш праздник. Спасибо за то, что пришли сегодня к рябинке в гости. Я вижу, что вам понравилась Осень. Понравилась? И за это вам низкий поклон.
Конец