Разработка методики преподавания психологии
Оглавление
Введение
Глава 1. Форма организации лекции
Характеристика аудитории
Требования к предварительной подготовке слушателя
Цель
Задачи
Знания и умения, которые предполагается сформировать
Требования к уровню знаний и умений
Глава 2. Содержание лекции
2.1 Тематический план занятия
2.2 План занятия по учебным процедурам и хронометраж занятия
2.3 Процедуры и методы мотивации
2.4 Процедура и методы объяснения
2.5 Процедура и методы отработки
2.6 Процедура и методы контроля
2.7 Средства обучения
Глава 3. Целостный образ преподавателя в процессе лекции
3.1 Стиль общения с аудиторией
3.2 Позиция преподавателя в аудитории
Глава 4. Таксономия учебных задач по Д. Толлингеровой
Заключение
Литература
Введение
Актуальность. Методика преподавания психологии является особой учебной дисциплиной, поскольку психологию следует трактовать как науку социально-историческую, хотя и содержащую естественно-научные методы исследования. Однако ведущую роль в ней играют методы социальных наук, методы гуманитарного познания.
Таким образом, одной из целей обучения психологии становится освоение студентами методов построения взаимодействий и общения при совместном решении многообразия жизненных ситуаций в процессе овладения психологическими знаниями.
Значимость для науки и практики. Построение процесса обучения психологии в соответствии с целью инновационного обучения в корне отличается от процесса традиционного обучения. При господстве когнитивистского подхода в традиционном обучении и связанной с ним психологией обучения и развития упор делался на перцептивно-мнемические способы усвоения знаний. За рамками такой установки оставались личность учащихся и их жизненный опыт, который выводился за пределы теоретических конструкций обучения и за пределы деятельности педагога. Такой подход укоренился в сознании «традиционного» учителя.
Особенность инновационного преподавания психологии заключается именно в том, что преподаватель организует со студентами ситуации продуктивных взаимодействий и совместной творческой деятельности, направленной на актуализацию имеющегося у студентов опыта и создания зоны перспективного развития.
Творческим продуктом всего курса обучения методике преподавания психологии является проектирование сценария лекции или семинарского занятия, выражающегося в методической разработке. Тема сценария лекции или семинарского занятия выбирается самим студентом, однако ему задается план, в русле которого выполняется самостоятельно разрабатываемый сценарий. Уже само проектирование сценария занятия является для студента практической деятельностью, которой можно овладеть с помощью сокурсников и преподавателя. Деятельность по написанию сценария занятия – также творческая, поскольку носит продуктивный характер: создается оригинальный конспект урока, который фиксируется с помощью письменной речи. Таким образом, в процессе обучения методике преподавания психологии происходит интеграция знаний преподавателя и студентов, рождается творческая лаборатория.
Цель. Методическая разработка лекции по теме «Психоанализ Зигмунда Фрейда» из курса «Психоанализ».
Задачи. Для создания методической разработки лекции по данной теме необходимо решить следующие задачи:
описать характеристику аудитории;
требования к предварительной подготовке слушателей;
цели;
задачи;
определить знания и умения, которые предполагается сформировать у слушателей;
определить требования к уровню знаний и умений;
разработать тематический план занятия;
разработать план занятия по учебным процедурам и хронометраж занятия;
определить процедуру и методы мотивации;
определить процедуру и методы объяснения;
определить процедуру и методы отработки;
определить процедуру и методы контроля.;
определить средства обучения;
определить стиль общения с аудиторией;
определить позицию преподавателя в аудитории;
разработать 10 учебных задач для контроля знаний и умений слушателей (по типологии задач Толлингеровой).
Глава 1. Форма организации лекции
1.1 Характеристика аудитории
Студенты II курса, обучающиеся по специальности «Психолог преподаватель».
Требования к предварительной подготовке слушателя
Общеобразовательные знания. Курс «Философии», «Общей психологии».
Цель
Дать представления о психоанализе З.Фрейда.
Задачи
В ходе изложения материала решить следующие задачи:
просветить о биографии и идейных предшественниках;
познакомить студентов со структурой личности по Фрейду;
ознакомить со стадиями психосексуального развития по Фрейду;
познакомить с теорией влечений;
рассказать о защитных механизмах;
изложить методы, применяемые в психоанализе для диагностики и лечения;
ориентироваться в основных понятиях данной темы;
дать необходимые базисные знания для дальнейшего изучения других психологических теорий личности.
Знания и умения, которые предполагается сформировать у слушателей
В ходе решения поставленных задач, необходимо сформировать следующие знания и умения у слушателей:
иметь представления о жизни З. Фрейда и знать его идейных предшественников, повлиявших на формирование его взглядов
знать какие функции входят в структуру личности
уметь дать определение бессознательному, предсознанию и сознанию
знать структуру психики по Фрейду
уметь объяснить, что такое Ид, Эго и Суперэго
знать стадии психосексуального развития
уметь объяснить, что такое Эрос, Танатос и либидо в теории влечений
уметь дать определение психологического механизма защиты
знать и различать виды психологических защит
уметь дать определения таким явлениям как перенос и контрперенос
знать разницу между переносом и контрпереносом
знать основы метода толкования сноведений и особенности его практическогй значимости для психоанализа
иметь представление о символике бессознательного, проявляющейся в сновидениях
иметь представление о методе свободных ассоциаций и использовании его на практике.
Требования к уровню знаний и умений
Определение состава предметных умений по дисциплине.
Выделение требований к учебной дисциплине:
а) со стороны дисциплины:
знать психоанализ З. Фрейда;
иметь устойчивые знания структуры личности, этапы развития, защитные механизмы и методы психоанализа, согласно теории Фрейда.
б) со стороны последующих по учебному плану дисциплин:
для того чтобы можно было сравнить психоанализ Фрейда с теориями других авторов, необходимо знать:
какое значение отводил Фрейд в своей теории психике, инстинктам, механизмам защиты;
что такое в его понимании психоанализ и роль психоаналитика.
Определение предметных умений по дисциплине по содержательной отнесенности:
знать биографию З. Фрейда;
знать его идейных предшественников;
знать основные постулаты психоанализа Фрейда;
знать структуру личности в теории Фрейда;
знать назначение и взаимосвязь составляющих ее элементов;
знать этапы психосексуального развития;
знать основные инстинкты человека по Фрейду;
знать виды механических защит и особенностей их проявления;
знать основные методы работы с пациентом в психоанализе.
Определение предметных умений по видам деятельности.
Существует 2 вида деятельности:
научное познание
практика
Данная лекция может быть прочитана как для теоретиков, так и для практиков. Исходя из этого можно выделить следующий набор предметных умений по видам деятельности:
основные действия научного познания объекта:
а) изучение и установление эмпирических характеристик объекта на уровне явления.
б) установление неявных внешних причин, обусловливающих свойства изучаемых объектов.
в) установление внутренних причин, обусловливающих свойства изучаемых объектов.
2) практические действия:
а) анализ конкретных единичных объектов, ситуаций или их конечных групп, их оценка и обследование с использованием общенаучных, эмпирических и теоретических знаний.
б) действия по применению искусственных объектов и методов деятельности.
Задание уровней овладения предметными умениями по дисциплине.
Сводная представлений наборов умений по дисциплине в таблице или схеме.
Выделение состава общепознавательных умений при обучении дисциплине.
Существует три типа общепознавательных умений:
логический – умение осуществлять логические приемы на материале знаний по предмету;
творческий – умение решать нестандартные задачи с использованием знаний по дисциплине;
учебный – умение осуществлять общие приемы учебной работы.
На основании вышесказанного можно выделить следующие общепознавательные умения:
понимать отличия понятия бессознательное, предсознание и сознание, а также Ид, Эго и Суперэго в теории Фрейда;
различать проявления защитных механизмов в своей жизни;
уметь анализировать собственные сновидения;
уметь конспектировать лекцию и выделять основные понятия;
уметь перерисовать схему на лекции.
Глава 2. Содержание лекции
2.1 Тематический план занятия
Введение
уточнение предварительных знаний;
рекомендуемая литература по теме.
Основная часть
Биографический экскурс;
Идейные предшественники:
Вильгельм Вундт;
Густав Фехнер;
Чарльз Дарвин;
Франц Месмер;
алхимия;
восточная философия;
Структура личности:
бессознательное;
предсознание;
сознание.
Структура психики:
Ид;
Эго;
Суперэго.
Психосексуальные стадии развития:
оральная стадия развития;
анальная стадия;
фаллическая стадия;
генитальная стадия.
Теория влечений:
инстинкт;
сексуальные влечения (либидо);
агрессивные влечения;
влечение к жизни (Эрос);
влечение к смерти (Танатос);
Защитные механизмы:
репрессия (подавление);
отрицание;
рационализация;
реактивные образование;
проекция;
изоляция;
регрессия;
сублимация.
Явления переноса и контрпереноса.
Толкование сновидений.
Метод свободных ассоциаций.
Заключение
Итоги лекции;
Вопросы аудитории;
Задание на дом.
2.2 План занятия по учебным процедурам и хронометраж занятия
Процессуально-психологический процесс обучения состоит из следующих процедур:
объяснения и уяснения знаний об объектах и действия с ними;
отработка знаний и умений, т.е. овладение ими на требуемом уровне;
контроля, т.е. проверка уяснения или отработки знания и умения;
мотивации, т.е. интерес обучаемого.
Расчет хронометража лекции производится исходя из продолжительности занятия, составляющего 80 минут.
Процедуры процесса обучения |
Минуты |
Процедура мотивации произвольный метод |
2 |
Процедура объяснения и уяснения |
|
Объяснение. В форме лекции. Введение. Рекомендуемая литература по теме |
1 |
Основная часть: Биографический экскурс |
3 |
Идейные предшественники: Вильгельм Вундт; Густав Фехнер; Чарльз Дарвин; Франц Месмер; алхимия; восточная философия. |
3 |
Структура личности: бессознательное; предсознание; сознание. |
10 |
Структура психики: Ид; Эго; Суперэго. |
4 |
Психосексуальные стадии развития: оральная стадия развития; анальная стадия; фаллическая стадия; генитальная стадия. |
17 |
Теория влечений: инстинкт; сексуальные влечения (либидо); агрессивные влечения; влечение к жизни (Эрос); влечение к смерти (Танатос); |
7 |
Защитные механизмы: репрессия (подавление); отрицание; рационализация; реактивные образование; проекция; изоляция; регрессия; сублимация. Явления переноса и контрпереноса. Толкование сновидений. Метод свободных ассоциаций. |
12 4 7 4 |
Заключение: Итоги |
2 |
Задания на дом |
1 |
Процедура уяснения в виде вопросов аудитории |
5 |
3. Процедура отработки Лекция не предусматривает процедуру отработки. |
- |
Процедура контроля По ходу занятия, а также вначале лекции предварительный контроль. |
3 |
2.3 Процедуры и методы мотивации
Используется произвольный метод мотивации, т.к. преподавая базисные знания по дисциплине «Психоанализ» проще объяснить их значимость для дальнейшего изучения психологии, объяснив какую роль играют в нашей жизни бессознательные процессы и защитные механизмы.
2.4 Процедура и методы объяснения
Процедура и метод объяснения учебного материала определяются формой доведения информации до аудитории. Объяснение учебного материала проводится в форме лекции и предполагает метод сообщения готового знания путем устного представления информации. После информирующего изложения преподавателем общих положений, структуры личности, основных понятий психоанализа Фрейда, студенты должны знать структуру личности, определять особенности психосексуального развития, а также самостоятельно различать защитные механизмы и иметь представление о психоаналитических методах работы с пациентом.
2.5 Процедура и методы отработки
Подача учебного материала аудитории осуществляется в форме лекции, поэтому отработка, как таковая не предусматривается. Однако, предполагается задание на дом, где студенты будут учится самостоятельному анализу сновидений.
2.6 Процедура и методы контроля
По ходу учебного процесса будет применяться текущий вид контроля. А также в начале занятия рубежный вид контроля, для уточнения усвоенных знаний с предыдущих дисциплин и лекций по данной дисциплине.
2.7 Средства обучения
Средства обучения – орудия, которые позволяют осуществить учебные процедуры.
В ходе данной лекции используются следующие средства:
план-конспект лекции;
наглядные пособия:
плакат «Структура личности»;
плакат «Общая схема психики»;
тетради;
пишущие принадлежности (ручки, карандаши, маркеры);
доска;
мел;
указка.
Глава 3. Целостный образ преподавателя в процессе лекции
3.1 Стиль общения с аудиторией
Форма обучения – лекция в присутствии преподавателя. Предполагается в основном монологическое высказывание в форме объяснения знания. Лишь незначительную часть времени предполагается потратить на диалог в процессе уяснения в форме вопросов аудитории. Ученики не взаимодействуют друг с другом. Студенты осуществляют общее дело, т.е. фронтальную деятельность.
3.2 Позиция преподавателя в аудитории
Данная тема лекции предполагает недвусмысленность преподнесения материала, требования записывать лекцию, не предполагая никаких обсуждений и дискуссий. Исходя из вышесказанного можно выбрать позицию преподавателя «Генерал» по типологии профессиональных позиций учителей, предложенной М. Таленом.
«Модель IV – «Генерал». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль общения более распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике». [9, с.362-363].
Глава 4. Таксономия учебных задач по Д. Толлингеровой
Д. Толлингерова предложила по аналогии с классификацией Блюма таксономию учебных задач, разделенных по их оперативной структуре, то есть по операциям, необходимым для их решения. Учебные задачи в ней разделены на пять категорий, содержащих 27 типов учебных задач [10, с.16-18].
Таксономия учебных задач по Д. Толлингеровой.
1. Задачи, требующие мнемического воспроизведения данных:
1.1 задачи по узнаванию
1.2 задачи по воспроизведению отдельных фактов, чисел, понятий
1.3 задачи по воспроизведению дефиниций, норм, правил
1.4 задачи по воспроизведению больших текстов блоков, стихов, таблиц, и т.п.
2. Задачи, требующие простых мыслительных операций с данными:
2.1 задачи по выявлению фактов (измерение, взвешивание, простые исчисления и т.п.)
2.2 задачи по перечислению и описанию фактов (исчисление, перечень и т.п.)
2.3 задачи по перечислению и описанию процессов и способов действий
2.4 задачи по разбору и структуре (анализ и синтез)
2.5 задачи по сопоставлению и различению (сравнение и разделение)
2.6 задачи по распределению (категоризация и классификация)
2.7 задачи по выявлению взаимоотношений между фактами (причина, следствие, цель, средство, влияние, функция, полезность, инструмент, способ и т.п.)
2.8 задачи по абстракции, конкретизации и обобщению
2.9 решение несложных примеров (с неизвестными величинами и т.п.)
3. Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными:
3.1 задачи по переносу (трансляция, трансформация)
3.2 задачи по изложению (интерпретация, разъяснение смысла, значения, обоснование)
3.3 задачи по индукции
3.4 задачи по дедукции
3.5 задачи по доказыванию (аргументацией) и проверке (верифика-цией)
3.6 задачи по оценке
4. Задачи, требующие сообщения данных:
4.1 задачи по разработке обзоров, конспектов, содержания и т.д.
4.2 задачи по разработке отчетов, трактатов, докладов и т.п.
4.3 самостоятельные письменные работы, чертежи, проекты и т.п.
5. Задачи, требующие творческого мышления:
5.1 задачи по практическому приложению
5.2 решение проблемных задач и ситуаций
5.3 постановка вопросов и формулировка задач или заданий
5.4 задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений (на сенсорной основе)
5.5 задачи по обнаружению на основании собственных размышлений (на рациональной основе).
В целях осуществления контроля знаний и умений студентов, прослушавших лекцию на тему "Психоанализ Зигмунда Фрейда" предлагаю нижеследующие задачи, выбранные из типологии задач Толлингеровой:
Задачи, требующие мнемического воспроизведения данных:
задачи по узнаванию.
На какой стадии психосексуального развития возникает Эдипов комплекс:
а) на оральной;
б) на анальной;
в) на фаллической;
г) на латентной;
д) на генитальной.
1.2. задачи по воспроизведению отдельных фактов, чисел, понятий.
Дайте определение контрпересоса.
Задачи, требующие простых мыслительных операций с данными:
2.1. задачи по перечислению и описанию фактов (исчисление, перечень и т.п.).
Перечислите защитные механизмы.
2.2. задачи по сопоставлению и различению (сравнение и разделение).
Чем отличается бессознательное от предсознания?
Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными:
3.1. задачи по изложению (интерпретация, разъяснение смысла, значения, обоснование).
Как вы понимаете либидо в теории влечений З. Фрейда?
3.2. задачи по индукции.
Что общего есть в теориях личности З.Фрейда и К.Г.Юнга?
Задачи, требующие сообщения данных:
4.1. задачи по разработке отчетов, трактатов, докладов и т.п.
Подготовить доклад по работам З. Фрейда на тему: «Психосексуальные стадии развития».
4.2. самостоятельные письменные работы, чертежи, проекты и т.п.
Начертить схему личности по Фрейду и описать взаимодействие основных её частей.
Задачи, требующие творческого мышления:
5.1. задачи по практическому приложению.
Провести анализ собственных сновидений.
5.2. задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений (на сенсорной основе).
Провести «анализ защитных механизмов», т.е. проанализировать, почему какие-то фрагменты беседы вызвали у собеседника излишнюю эмоциональную реакцию. Не скрывается ли за этим желание защитить уязвимую позицию, скрыть от себя и других истинную причину или свою вину. Проанализировать свои защитные механизмы, т.е. слишком эмоциональные реакции на какие-то вопросы или фразы собеседника.
Заключение
Контруктивно-проектировочная деятельность преподавателя психологии подразумевает не только предъявление в процессе занятий определенного объема психологических знаний, но и непосредственное включение самого педагога в процесс обучения, на основе чего происходит обогащение сознания субъектов обучения и более глубокое понимание не только конкретных знаний, но и всей учебно-воспитательной ситуации.
Для организации такого вида ситуаций преподаватель должен овладеть конструктивно-проектировочной деятельностью, которая представляет собой создание во внутреннем плане всей целостной системы учебно-воспитательной ситуации с учетом возникающих изменений в ходе занятий в связи с актуализацией студентами прошлого опыта.
Творческим продуктом всего курса обучения методике преподавания психологии является проектирование сценария лекции или семинарского занятия, выражающегося в методической разработке. Уже само проектирование сценария занятия является для студента практической деятельностью, которой можно овладеть с помощью сокурсников и преподавателя. Деятельность по написанию сценария занятия – также творческая, поскольку носит продуктивный характер: создается оригинальный конспект урока, который фиксируется с помощью письменной речи. Таким образом, в процессе обучения методике преподавания психологии происходит интеграция знаний преподавателя и студентов, рождается творческая лаборатория.
Литература
Андреева А.Д. Словарь для начинающего психолога 2-е изд.: Питер, 2006. – 160с.
Асмолов А.Г., Нырова М.С. Нестандартное образование в изменяющемся мире: культурно-историческая перспектива. – Новгород, 1993. – 24 с.
Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 288 с.
Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: курс лекций. - М.: Издательство Ось-89, 2004. – 112с.
Гамезо М,В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.,1998 118с.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.:ЧеРо, МПСИ, Омега-Л, 2006. – 336с.
Годфуа Ж. Что такое психология. Т.1,2. – М 1992. - 110с.
Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов высш.пед. учеб.заведений. – Ростов-н/Д, 1997 – 342с
Змановская Е. В. Основы прикладного психоанализа. – СПб.: речь, 2005. – 51с
Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по дисциплине. – М., 1994. – 265 с.
Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М., 1997 – 173с
Крайг Г., Д.Бокум. Психология развития. - СПб.: Издательство Питер, 2007. – 940с.
Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер Теории личности. Основные положения, исследования и применение. Перевод С.Меленевской и Д.Викторовой СПб.: Питер Пресс, 1997 Терминологическая правка В.Данченко. К.: PSYLIB, 2006. – 607с.
Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – Издательство: УРАО, 2000. – 128 с.
Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология.- М.: Высшее образование, 2006. – 484с.
Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / под редакцией М.В. Булановой-Топорковой. – Ростов на Дону: Феникс, 2002. – 544с.
Роберт Фрейджер, Джеймс Фейдимен. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. – Пер. с англ. – СПб.: Издательство Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 704с
Романин А.Н. Психоанализ: курс лекций. – М.: КНОРУС, 2005. – 44с
Сальваторе Мадди Теории личности. Сравнительный анализ. Перевод И. Авидон, А. Батустин и П. Румянцева. - СПб.: Издательство "Речь", 2002. - 357с.
. Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. Учебное пособие для вузов. – М., 2001- 189с.
Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 1997. –214с.
Толлингерова Д., Голоушова Д., Канторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей. – М.: Издательство Прага, 1994. - 67с.
Философский словарь. – М.: Издательство Политиздат, 1986. – 590с.
Фрейд З. Введение в психоанализ. – Мн.: Попурри, 2007. – 480с.
Фрейд З. Толкование сновидений. Ереван, 1991. – 215с