Развитие чувства юмора у дошкольников средствами изобразительного искусства
2
Содержание
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития чувства юмора у дошкольников через произведения изобразительного искусства
1.1 Психологические особенности развития чувства юмора у дошкольников
1.2 Виды произведений изобразительного искусства, развивающих чувство юмора
1.3 Использование юмористических произведений изобразительного искусства в образовательном процессе детского сада
ГЛАВА 2. Качественный и количественный анализ результатов исследования
2.1 Констатирующее исследование
2.2 Проект программы по развитию у детей чувства юмора
2.3 Рекомендации воспитателю детского сада по развитию чувства юмора у дошкольников
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
Основная задача воспитания дошкольников – гармоничное развитие личности ребенка, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Изобразительное искусство – составная часть этого опыта, играющая важную роль в становлении личности, развитии чувств, в том числе и чувств юмора.
Развитие чувства юмора – это целенаправленный процесс формирования способности личности дошкольника к полноценному восприятию и правильному пониманию сатиры в искусстве и действительности.
Поскольку наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является изобразительная, поэтому наиболее целесообразно, на наш взгляд, развивать чувство юмора детей через указанный вид деятельности.
Накапливая определенные моменты проживания и фиксации на чувстве юмора через использование юмористических произведений изобразительного искусства, дошкольник сможет создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственном чувстве юмора и в чувстве юмора людей, которые его окружают.
В общеобразовательных дошкольных учреждениях занятия по изобразительному искусству являются частью учебно-воспитательного процесса.
Однако имеющиеся программы, по которым в настоящее время осуществляется учебно-воспитательная деятельность в дошкольных учреждениях, не отводят должную роль развитию чувства юмора своих воспитанников через произведения изобразительного искусства.
Поэтому данное исследование обусловлено необходимостью изучения процесса развития чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста через произведения изобразительного искусства. В настоящей работе мы обобщаем накопленный теоретический и методический опыт отечественных исследователей в данной области.
Объект исследования: процесс развития у детей старшего дошкольного возраста чувства юмора через произведения изобразительного искусства.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития у детей старшего дошкольного возраста чувства юмора через произведения изобразительного искусства.
Целью работы является исследование и анализ развития у детей старшего дошкольного возраста чувства юмора через произведения изобразительного искусства на примере ДОУ № 45 «Сказка».
Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:
- провести анализ литературы по теме исследования;
- рассмотреть теоретические основы развития чувства юмора у дошкольников через произведения изобразительного искусства, в том числе психологические особенности развития чувства юмора у дошкольников, виды произведений изобразительного искусства, развивающих чувство юмора, использование юмористических произведений изобразительного искусства в образовательном процессе;
- провести качественный и количественный анализ результатов исследования;
- представить проект программы по развитию у детей чувства юмора;
- разработать рекомендации воспитателю детского сада по развитию чувства юмора у дошкольников.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития чувства юмора у дошкольников через произведения изобразительного искусства
1.1 Психологические особенности развития чувства юмора у дошкольников
Л. Рубинштейн выделял три вида эмоциональной чувствительности. Первый – уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности, когда чувство выражает состояние организма, находящегося в определенных реальных отношениях с окружающей действительностью. Более высокий уровень эмоциональных проявлений составляют предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. На этом уровне чувство является не чем иным, как выражением в осознанном переживании отношения человека к миру. Ценность, качественный уровень этих чувств зависят от их содержания, от того, какое отношение и к какому объекту они выражают. Наконец, над предметными чувствами поднимаются более обобщенные чувства, как-то: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т.д. [26, c. 89]
Под чувством юмора подразумевается комплекс перцептивных, когнитивных, эмоциональных, физиологических и поведенческих процессов. Отсутствие чувства юмора может выступать объектом иронии [24, c. 134].
Чувство юмора дается человеку при рождении, но начинает проявляться и развивается в раннем детстве под влиянием окружающей среды, анекдотов и т. п. Отсутствие предпосылок для его развития приводит к формированию прямолинейного характера, человек с таким крайним типом личности может иметь проблемы в социальной адаптации.
Существуют исследования, в которых была предпринята попытка измерить чувство юмора у разных людей и связать его с другими характеристиками человека. Оценки чувства юмора производятся с точки зрения различных научных дисциплин, таких как лингвистика, социология, психология, антропология. Существует порядка сотни теорий юмора. Многие теории утверждают, что назначение юмора в том, чтобы разряжать напряженность и стресс, а также в том, чтобы побуждать к поиску новых интерпретаций ситуаций. Согласно этим теориям, каждая шутка сопровождается нарастающим вниманием по мере ее изложения с последующей разрядкой, когда шутка высказана. Новые интерпретации возникают потому, что шутка показывает неожиданную ассоциацию несвязанных или даже конфликтующих обстоятельств. Некоторые теории утверждают, что юмор позволяет разрядиться агрессии. Однако во многих сообществах людей (солдаты на войне, милиция, уголовники, врачи) процветает особый юмор, иногда называемый чёрным.
Чувство юмора определяют, как способность человека видеть смешное в рассказе, окружении или ситуации. Выделяют также способность шутить. Это тенденция человека делать юмористические комментарии либо вести себя смешно в каких-то ситуациях. Исследователи полагают, что юмор является физиологической защитной функцией [4, c. 25].
Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. А.Н. Леонтьев дает следующую общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта – единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен».
В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя регуляция поведения. И если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне – взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте сам ребенок начинает определять собственное поведение.
Чувство юмора, с одной стороны, являются «индикатором» состояния дошкольника, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Отличительной особенностью поведения ребенка дошкольного возраста является то, что он действует под влиянием возникающих у него в данный момент чувств и желаний. Они переменчивы, поэтому можно легко привлечь его внимание к какому-то действию, зачастую даже просто «загадочной» интонацией: «А что мы сейчас увидим...!». Но удержать интерес детей к какому-либо делу длительное время в силу тех же причин трудно. Чувства и желания ребенка, несмотря на их неустойчивость, очень сильны, поэтому выражение чувств носит непосредственный, яркий характер: плач, смех, крик, хлопанье в ладоши, визг, агрессивные жесты, прыжки – то есть ребенок всем существом выражает свое переживание [30, c. 256].
В конце 3-го года жизни можно отметить и понимание комического детьми – в этот период у них появляется чувство юмора. Происходит это в результате возникновения необычной комбинации знакомых ребенку предметов и явлений. Например, ребенок громко смеется, видя наряженную в платье танцующую дрессированную собачку или увидев на картинке изображение кошки со шляпой на голове.
Однако у ребенка очень мал жизненный опыт, он не всегда правильно понимает смысл происходящего и часто видит во всем только внешнюю сторону. Например, дети могут смеяться при виде упавшего пожилого человека, оказавшегося в необычном, несколько смешном положении. Задача взрослых должна заключаться не только в том, чтобы развивать у малыша радостные эмоции. Помимо этого, необходимо так воспитывать ребенка, чтобы ему были доступны и такие эмоции, как сострадание и огорчение при виде чужого несчастья, чувство стыда и вины за свой плохой поступок.
Маленькие дошкольники часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.
Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний, а для ребенка эта задача является еще более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром [15, c. 281].
1.2 Виды произведений изобразительного искусства, развивающих чувство юмора
Рассмотрим существующие виды произведений изобразительного искусства, развивающие, на наш взгляд, чувство юмора.
1. Карикатура (итал. caricatura, от caricare – нагружать, преувеличивать). Карикатура – это сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создается преувеличением и заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями.
Это жанр изобразительного искусства (обычно графики, но необязательно), являющийся основной формой изобразительной сатиры, в сатирической или юмористической форме изображает какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей. Современная карикатура – это, как правило, сатирический или юмористический рисунок, изоанекдот. По тематике различается: политическая карикатура, социальная, бытовая и т. д. Жанр карикатуры развивается во всем мире. Самые известные отечественные современные художники-карикатуристы Борис Ефимов и Виталий Песков [22, c. 34]. Близко с термином «Карикатура» связаны такие понятия как лубок, шарж, гротеск.
2. Лубо́к – вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и емкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Нередко лубок имел декоративное назначение [3, c. 24].
Лубок являлся видом народного творчества, но сегодня к этому виду относятся также работы профессиональных художников, использующие лубочные приемы (например, Кузнецов Андрей Тимофеевич). Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование. Часто лубок содержит пояснительные надписи и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.
3. Шарж (фр. charge) – разновидность карикатуры; сатирическое или добродушно-юмористическое изображение (обычно портрет), в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты модели [26, c. 93].
4. Гротеск (фр. grotesque, буквально – причудливый; комичный; итал. grottesco – причудливый, итал. grotta – грот, пещера) – вид художественной образности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма. Издревле присущ художественному мышлению (произведения Аристофана, Лукиана, Ф. Рабле, Л. Стерна, Э. Т. А. Гофмана, Н. В. Гоголя, М. Твена, Ф. Кафки, М. А. Булгакова, М. Е. Салтыкова-Щедрина).
Использование в разговоре слова гротеск обычно означает странный, фантастический, эксцентричный или уродливый, и, таким образом, часто используется для описания странных или искаженных форм, таких как масок на празднике Хеллоуин или горгульи на соборах. Кстати, что касается видимых гротескных форм в готических зданиях, когда они не используются в качестве водосточных труб, они должны называться гротесками или химерами, а не горгульями [2, c. 92].
5. Книжная иллюстрация
Самым распространенным видом изобразительного искусства в детском саду, развивающим чувство юмора, является иллюстрация, которая принадлежит графике.
Иллюстрации, по определению Курочкиной Н.А., - это рисунки, образно раскрывающие текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу и обогащающие ее декоративный строй.
С помощью графических средств они выявляют и передают социальную и художественную суть иллюстрируемого произведения (Н.М.Сокольникова) [5, c. 37]. Книжная графика помогает детям глубже и полнее понять текст, дает знания об окружающем мире.
Вместе с тем, иллюстрация обладает уникальными художественными достоинствами самостоятельного вида изобразительного искусства, из всех его видов является первым подлинным произведением, входящим в жизнь ребенка.
Это начальная ступень в понимании детьми других видов изобразительного искусства, более сложных по средствам выразительности (живописи, скульптуры и др.).
1.3 Использование юмористических произведений изобразительного искусства в образовательном процессе детского сада
В процессе занятий по изобразительному искусству в дошкольных общеобразовательных учреждениях должен учитываться юмористический компонент воспитательного процесса, формирующий у дошкольников чувство юмора, художественные чувства и вкус [19, c. 176].
Юмористические произведения изобразительного искусства – особенно сильное и незаменимое средство развития чувства юмора дошкольников. Волнуя и радуя ребенка, они заставляют его более пристально всматриваться во все окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на сатирическое и прекрасное в жизни.
Любое художественное явление требует от того, кто его воспринимает, соответствующей «сенсорной готовности», т. е. определенного уровня развития процессов восприятия [6, c. 65].
Постепенно воспринимая «нотки» сатиры в юмористических произведениях изобразительного искусства, впитывая от них разнообразные ощущения, ребенок приучается улавливать некоторые зависимости средств художественной выразительности от содержания произведения.
Так, например, он отмечает, что веселому изображению на картине соответствует смех, приподнятое настроение.
Дети начинают замечать определенную связь окружающей действительности с искусством, ее отражающим. Для них это уже открытие, радостное и необыкновенное. Посмотрев на юмористические произведения изобразительного искусства, они оживленно вспоминают, что и с ними случались подобные события, они видели или слышали это же в жизни.
Отбирая для образовательного процесса в детском саду юмористические произведения, необходимо опираться на народное творчество, классику и современное искусство. Каждый источник этого «золотого фонда» выполняет свое незаменимое назначение.
На наш взгляд, целесообразно использовать в образовательном процессе детского сада с целью развития чувства юмора дошкольников книжные иллюстрации юмористического характера.
Художественная иллюстрация – важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе развития чувства юмора. С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения [7, c. 24].
Рассматривание книжных иллюстраций – широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности. Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления.
Педагогическое руководство, направленное на ознакомление детей не только с содержанием, но и с художественно-выразительным средствами книжной графики, значительно повышает уровень художественного восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, развитию чувства юмора, вызывает эмоциональный отклик на них. Рассматривание книжных иллюстраций позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения. В тех случаях, когда невозможно познакомить ребят с предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия, используют картины или иллюстрации. Их можно использовать и после наблюдения с целью развития чувства юмора, оживления, уточнения, обогащения сатирических представлений. Фиксированный способ изображения на картине дает возможность рассмотреть юмористические детали, которые трудно воспринимать в натуральном предмете [29, c. 47].
Итак, книжная графика – один из видов изобразительного искусства, средства выразительности которого (линия, форма, цвет, композиция) доступны детям дошкольного возраста с целью развития чувства юмора.
Прежде всего, педагог воспитывает у детей интерес к юмористическим произведениям искусства, вызывает внимание к ним. Постепенно он формирует способность сатирического восприятия. Развивая чувство юмора у детей, следует направлять их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным.
Направленность внимания на юмористическую выразительность в изображении событий, образов людей, животных, на богатство характерных деталей, цветовую сторону в произведениях искусства дает возможность подвести детей к умению элементарно оценивать их сатиризм. Оценочное отношение у детей выражается, прежде всего, в предпочтении одних юмористических произведений другим: часто дети просят показать еще несколько раз то, что им понравилось и запомнилось; появляются любимые произведения, вызывающие смех, развивается осознанное чувство радости, удовольствия от рассматривания [18, c. 45].
Занимаясь с дошкольниками, важно, прежде всего, привлечь их внимание к юмористической картине. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить ему поставить себя на место того ребенка, который является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя. В очень редких случаях малыши смотрят картины молча. Воспитатель должен поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогая лучше понять юмористическое содержание картины.
Очень важно практиковать повторное рассматривание юмористических картин: знакомое произведение вызывает оживленные высказывания; в нем отмечаются те стороны и детали, которые не были замечены в первый раз. Беседы с детьми направлены на более глубокое понимание событий, изображенных в картине: дети не только рассказывают о том, что изображено, но и как изображено. Этому воспитатель учит детей с помощью образца рассказа.
Рассказ воспитателя по картине должен быть по возможности образным, выразительным, чтобы поднять интерес у детей, создать определенное настроение. Когда это возможно, воспитатель использует художественную литературу (читает строки стихотворения, отрывок из сказки, рассказа).
Воспитатель подводит детей к умению сравнивать одну юмористическую картину с другой. Старшие дошкольники способны к некоторому сравнительному анализу. Беседа может начаться с рассказа самого воспитателя о картине. Затем путем вопросов он привлекает и детей к активному выражению своих юмористических впечатлений. В других случаях, когда у детей развито чувство юмора на достаточном уровне, беседа прямо начинается с вопросов к детям. Проведя беседу по картине, воспитатель в заключение высказывает свое суждение о ней в понятной и интересной для детей форме, обобщая их высказывания. Книжная иллюстрация позволяет подвести детей к углубленному восприятию юмористического содержания текста. Большую роль при этом играют вопросы воспитателя, устанавливающие связь между содержанием картины и прослушанным текстом.
В результате таких занятий у детей развивается юмористический интерес к рассматриванию картин. Они начинают замечать картины вне детского сада, рассказывают об их содержании воспитателю. Интерес этот поддерживается тем, что в детском саду детям предоставляется возможность самостоятельно рассматривать художественные открытки и картинки. Можно, например, организовать игру в «магазин», где продаются открытки с юмористическими изображениями и дети будут сами выбирать их [23, c. 167].
Весной, после того как в старшей группе систематически проводилось рассматривание юмористических картин, хорошо устроить в групповой комнате или в зале выставку. Все репродукции картин, которые дети видели в течение года, вставляются под стекло или в картонные паспарту и красиво размещаются на стенах. К ним прибавляется несколько новых картин.
Когда выставка готова, воспитатель предлагает посмотреть ее. Дети свободно переходят от одной картины к другой и рассматривают их. Воспитатель прислушивается к высказываниям детей, проверяет, помнят ли они ранее виденные картины, замечают ли то, что для них ново. Затем он объединяет детей и обходит с ними всю выставку. Дети говорят, какие картины они больше любят, какие лучше помнят, более внимательно рассматривают новые картины, высказываются об их юмористическом содержании.
ГЛАВА 2. Качественный и количественный анализ результатов исследования
2.1 Констатирующее исследование
Исследование проводилось на базе Соликамского ДОУ № 45«Сказка» в 2009 году. В нем принимали участие 10 детей старшей группы.
Задачи:
Выявить уровень развития чувства юмора у дошкольников.
Разработать проект программы по развитию у детей чувства юмора и рекомендации воспитателю детского сада по его развитию через юмористические произведения изобразительного искусства.
Методы:
Анализ продуктов деятельности, т.е. рисунков детей.
Наблюдение за детьми в различных видах деятельности.
Анкетирование воспитателя.
Письменный опрос родителей.
Тестирование детей.
Статистический анализ.
Графический метод.
Исследование проводилось в следующей последовательности:
1. Анкетирование родителей по опроснику Дж. Гилфорда (Приложение 1) [2, c. 134].
Цель: определение родителями уровня развития чувства юмора у своих детей.
2. Письменный опрос педагога по методике А.И Савенкова (Приложение 2) [26, c. 87].
Цель: определение педагогом потенциала ребенка в области развития у него чувства юмора.
3. Диагностирование детей при помощи теста «Незаконченные рисунки» Я.Л. Коломенского и Е.А. Панько (Приложение 3) [18, c. 43].
Цель: выявить развитость чувства юмора, невербальные творческие способности, уровень изобразительных способностей, активность процесса воображения.
4. Изучение продуктов деятельности детей.
Цель: проследить общие закономерности в рисунках: техника, оригинальность, сюжет, аккуратность, цветовое решение и др.
5. Метод наблюдения – главный в данном исследовании, поэтому он присутствует во всех вышеперечисленных действиях.
Анализ проведенного исследования показал, что только у одного ребенка чувство юмора развито на достаточном уровне (высокий уровень), у трех детей данное чувство отсутствует (низкий уровень), а у остальных шести человек недостаточно развито (средний уровень) (диаграмма 1)
Диаграмма 1. Уровни развития чувства юмора дошкольников
После сбора всего необходимого материала и информации, его глубокого анализа, были разработаны проект программы по развитию у детей чувства юмора и рекомендации воспитателю детского сада по его развитию через юмористические произведения изобразительного искусства.
2.2 Проект программы по развитию у детей чувства юмора
В данном пункте главы представим разработанный проект программы по развитию у старших дошкольников чувства юмора через произведения изобразительного искусства. Данная программа направлена на работу с «обобщенными чувствами», в том числе и с чувством юмора.
Пояснительная записка
Реформирование и модернизация системы дошкольного образования привели к изменению ее целей. Если раньше мы считали целью воспитание гармонически развитой личности, то сейчас личность должна быть компетентной и приспособленной к условиям среды [17, c. 167].
Эта цель реализуется так же через задачи изобразительной деятельности. Они направлены на развитие художественно-образного, творческого мышления детей, их воображения, эстетического чувства, ценностных критериев, приобщение к золотому фонду творческого наследия человечества, а также развитие чувства юмора через практическую деятельность.
Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. На занятиях дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимают рисование, лепка, аппликация, конструирование. Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для будущего школьника, так же он имеет возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, комка глины, бумаги. Этот процесс вызывает у него чувства радости, удивления, способствует развитию чувства юмора.
Данная программа составлена с учетом возрастных особенностей детей. Учебный план по программе 9 часов в год.
Цель программы: способствовать развитию у старших дошкольников чувства юмора через произведения изобразительного искусства, ввести его в сложный мир юмора, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает.
Задачи программы:
- научить старших дошкольников понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свое чувство юмора и распознавать чувство юмора других людей через произведения изобразительного искусства;
- развить фантазию, инициативность, творческую активность;
- развить мышление, восприятие, расширить кругозор;
- развить навыки коллективного общения, эмпатию, сплоченность группы;
- сформировать умение работать в группе, подчинять свои действия и желания общим правилам ради достижения лучшего результата, умение договариваться;
- совершенствовать умения и навыки изображения предметов, передачи формы, строения, пропорциональных отношений частей в целом, развивать чувство цвета, формы, ритма, композиции;
- научить использовать в работе различные средства, материалы, техники, а также подбирать их согласно замысленному юмористическому сюжету.
Принципы:
Систематичность и последовательность
Доступность
Индивидуальный подход к детям
Игровая подача материала
Учет уровня развития детей, индивидуальных характеристик
Развивающего обучения
Наглядности
Условия:
Создание развивающей среды, способствующей развитию чувства юмора через использование юмористических произведений изобразительного искусства и стимулирующей самостоятельную художественную деятельность детей.
Ознакомление детей с окружающим миром и формирование ярких впечатлений, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта.
Предоставление максимальной свободы для проявления творчества и инициативы в юмористическом плане. Широкий подход к решению проблемы.
Общение с искусством.
Наличие необходимых и разнообразных материалов (цветные карандаши, краски, разнофактурная бумага и др.)
Сочетание программного содержания и требований с проявлением юмористической инициативы самого ребенка.
Использование в работе большого количества нетрадиционных материалов, средств, технологий их использования.
Бережное отношение к процессу и результату деятельности ребенка.
Средства:
Юмористические произведения искусства
Художественное слово
Направления:
Развитие чувства юмора
Развитие творческой активности
Развитие технических умений в изобразительной деятельности
Развитие познавательных процессов
Совершенствование навыков коллективного общения
Методы:
Наглядные (наблюдение, рассматривание юмористических произведений искусства, объектов и явлений природы, образец)
Словесные (беседа, чтение юмористической художественной литературы, объяснение)
Практические (упражнение, обследование, игровые (дидактические, подвижные, словесные игры)
Приемы:
Вопросы, совет, пояснение, напоминание
обыгрывание
Формы:
регламентированная деятельность
совместная деятельность
самостоятельная деятельность детей
Структура программы
Программа представлена в виде подробного плана занятий. Ее разработка может служить основой для создания собственных сценариев с учетом потребностей и особенностей каждой конкретной группы.
Несомненной ценностью этой программы является четкая логика построения, психологически обоснованная последовательность проведения групповых занятий и упражнений дошкольников по развитию их чувства юмора через произведения изобразительного искусства.
Предлагаемая программа строится на основе занятий по изобразительной деятельности, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно. Рассмотрим их более подробно:
Часть 1. Вводная
Цель: настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедурные работы – приветствия, игры с именами.
Часть 2. Рабочая
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию чувства юмора, а также эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Основные процедуры:
элементы сказкотерапии с импровизацией;
элементы психодрамы;
игры, направленные на знакомство и развитие чувства юмора;
игры на развитие навыков общения;
игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;
рисование.
Часть 3. Завершающая
Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности.
Программа рассчитана на детей 4-6 лет (старший дошкольный возраст).
Занятия проводятся один раз в месяц продолжительностью 30-40 минут. Оптимальное количество детей в группе – 10-15 человек.
После проведения блока занятий, где дети узнали о чувстве юмора через произведения изобразительного искусства предлагается провести несколько завершающих занятий в Творческой художественной мастерской.
Тематический план программы
Основы художественного творчества |
Регулирование психических процессов и процессов познания у детей |
Техника безопасности художественного творчества |
Дополнительные формы работы (художественное слово, музыка, сценическое движение, гимнастика) |
1 |
2 |
3 |
4 |
I четверть – «В гостях у осени» |
|||
1. Знакомство с волшебными и смешными красками Гуашь. Три основных цвета. Смешивание цветов, добавление юмористических деталей. Рисование на тему «Какого цвета радуга». Развивающая игра “Цветик-семицветик” |
Понятие гармонии цвета. Использование цвета в соответствии с юмористическим содержанием рисунка и настроением художника. Развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения. Семь цветов образуют спектр солнечного луча. |
Правила хранения красок, кистей, бумаги. Правила работы с палитрой, кистью, бумагой. Организация рабочего места во время урока. Навыки организации труда по уборке рабочего места после работы с красками. |
Использование музыкального фона. Диалог с детьми о природных явлениях: радуге ветре, солнце, дожде. |
2. Дары осеннего сада. Краски Тема композиции «Улыбающиеся фрукты на блюде». Изучение репродукции И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды». |
Работа по шаблону с добавлением юмористических деталей. Умение работать согласно замыслу. Знание фруктов и их цветов. |
Правила хранения красок, кистей, бумаги. Правила работы с палитрой, кистью, бумагой. Организация рабочего места во время урока. Навыки организации труда по уборке рабочего места после работы с красками. |
Чтение стихотворения «Яблоки». Отгадывание загадок о фруктах. |
II четверть – «Рассказы зимы» |
|||
3. «Смешная снежинка». Гуашь Симметрия в квадрате. Выражение юмористических эмоций к явлениям природы |
Развитее сосредоточенности, концентрации внимания, цельности восприятия. Понятие юмора в природных формах. |
Правила хранения красок, кистей, бумаги. Правила работы с палитрой, кистью, бумагой. Организация рабочего места во время урока. Навыки организации труда по уборке рабочего места после работы с красками. |
Прослушивание сказки. Музыкальный фон. |
4. Смешной наряд для новогодней ёлки. Краски Создание радостного, приподнятого настроения в преддверье праздника. Работа с натуры. Изображение ветки ели с нарядными смешными игрушками. |
Развитие умения работы с натуры. Знакомство с законами композиции, светотеневыми градациями. Развитие творческих способностей. Передача юмористической эмоциональной приподнятости средствами художественной выразительности |
Работа с красками на основе выбранной палитры. |
Прослушивание стихотворения А. Барто «Ёлка». Новогодние песни |
III четверть – «Почувствуй и расскажи» |
|||
5. Составление декоративных композиций в квадрате с юмористическим сюжетом. Знакомство с техникой мозаики. Краски |
Закрепление названия геометрических фигур. Знакомство с особенностями расположения элементарной композиции в квадрате с юмористическим сюжетом. Повторение понятия симметрии. Сравнение элементов повтора на плоской фигуре с шумовым и музыкальным ритмами. Понятие «Аккуратности» и порядка при составлении композиции. |
Работа с красками на основе выбранной палитры. |
Прослушивание, прохлопывание и протопывание различных музыкальных ритмов. |
6. В мире смешных животных Гуашь |
Применение элементов комплексного развития пространственного мышления, воображения. Знакомство с творчеством художников анималистов. Развитие чувства юмора, пластики, мимики, жеста. |
Последовательность работы. |
Ролевая игра «Угадай кто я?» - этюды на выразительность мимики и жеста. Воспроизведение характера, повадок животных через пантомиму. |
7. Коллективная работа, рисование карикатуры на тему «Утиный пруд». Гуашь Юмористический образ птицы в мифах, легендах, песнях, сказках. |
Умение замечать юмор в окружающем мире. |
Работа с гуашью на основе выбранной палитры. |
Прослушивание весеннего пения птиц. Отгадывание загадок о птицах. Повествование о птицах в сказках и легендах. |
IV четверть – «Весна красна» |
|||
8. Шарж на тему «Весеннее платье земли». Работа гуашью по представлению. |
Знакомство с понятием линии горизонта. Развитие чувства юмора. |
Техника работы гуашью, использование палитры. Подбор сложных цветов. Организация рабочего места. |
Чтение стихов о весне. Работа с репродукцией картины И. Левитана «Большая вода. Весна» |
9. Творческая работа “Краски играют”. Выполнение «Коллаж ладошек». Передача эмоций, чувств юмора с помощью коллажа. |
Пробуждение положительных эмоций. Развитие чувства юмора, композиции, соразмерности. |
Правила работы с гуашью. Умение привести в порядок рабочее место. |
Прослушивание сказки. Коллективное творчество. |
В качестве примера представлен конспект одного занятия (Приложение 4).
2.3 Рекомендации воспитателю детского сада по развитию чувства юмора у дошкольников
На основе анализа психолого-педагогической, методической и научной литературы нами разработаны следующие рекомендации воспитателю детского сада по развитию чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста:
1. Поскольку представленная в п. 2.2 программа по развитию чувства юмора у старших дошкольников предполагает работу с маленькими детьми, то воспитатель должен постоянно следить за тем, чтобы участники занятия были включены в работу, не уставали, не отвлекались. Поэтому каждое занятие должно обязательно включать в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно:
упражнения на мышечную релаксацию (снижает уровень возбуждения, снимают напряжение);
дыхательную гимнастику (действую т успокаивающе на нервную систему);
мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей);
двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствует межполушарному взаимодействию);
чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи (способствует развитию произвольности).
2. Также нами разработаны следующие рекомендации по развитию чувства юмора у дошкольников:
Расширять кругозор, обращая при этом внимание не только на главное, но и на второстепенные юмористические детали. Учить изображать все это в единстве.
Подробнее объяснять задание, напоминать примеры из жизни, активнее обсуждать юмористический замысел и средства его реализации, помогать в процессе творчества.
Расширять словарный запас, развивать умения обозначить свой рисунок, его назначение, особенности, составлять юмористический рассказ по собственному сюжету.
Развивать чувство коллективизма, больше предлагать коллективное творчество (шаржи, карикатуры), общие игры, создание коллажей.
Воспитывать аккуратность, работать над плавностью, завершенностью линий, рисовать безотрывные контуры и их закрашивать.
Следует развивать уверенность в собственных силах, стремление повышать уровень притязаний к собственным действиям, рисункам.
Работать над снятием телесных и словесных зажимов.
Развивать творчество, фантазию в области юмористических представлений, используя для этого нетрадиционную технику: пальчиковая графика, аппликация из смятых салфеток, обрывков бумаги и др.; развивать такие способы воображения как: включение, агглютинация, совмещение несовместимого.
Осторожно относиться к анализу работы, не критиковать.
Способствовать разговорчивости, открытости, развитию чувства юмора.
Уделять повышенное внимание технике исполнения:
аккуратности в работе со средствами;
дать возможность освоить нетрадиционные способы выполнения задания – рисование на мокрой бумаге, на смятом листе, отпечатками.
учить рисовать юмористические рисунки.
Воспитывать усидчивость, терпеливость, стремление делать все тщательно, продумывая каждую юмористическую деталь, не торопиться.
Необходимо детальное объяснение, обсуждение юмористического замысла, помощь в ходе работы – «Можно сделать еще и вот так…».
Развивать творческое, ассоциативное, дивергентное мышление.
Повышать уровень любознательности, учить устанавливать причинно-следственные связи.
Давать задания по собственному юмористическому замыслу с последующей аргументацией выполненного задания (активнее использовать анализ и самоанализ детских работ, учить детей анализировать рисунки сверстников).
Давать возможность использования нескольких вариантов видения мира в юморе и его изображения.
Заключение
В результате проделанной работы: проведен анализ литературы по теме исследования; рассмотрены теоретические основы развития чувства юмора у дошкольников через произведения изобразительного искусства, в том числе психологические особенности развития чувства юмора у дошкольников, виды произведений изобразительного искусства, развивающих чувство юмора, использование юмористических произведений изобразительного искусства в образовательном процессе; проведен качественный и количественный анализ результатов исследования; представлен проект программы по развитию у детей чувства юмора; разработаны рекомендации воспитателю детского сада по развитию чувства юмора у дошкольников.
Анализ психолого-педагогической, научной и методической литературы по проблеме развития у детей старшего дошкольного возраста чувства юмора через произведения изобразительного искусства позволил сделать следующие выводы:
1. Книжная иллюстрация как особый вид юмористического произведения изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке чувство юмора.
2. В детском саду целесообразно использовать следующие формы, методы и приемы ознакомления детей с юмористическими произведениями изобразительного искусства: рассматривание отдельных произведений или специально подобранных серий картин, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства. Рассматривание сопровождается вопросами к детям, беседой, самостоятельными высказываниями детей, рассказом воспитателя, чтением стихов и отрывков из юмористических произведений. В детском саду, в групповой комнате или зале, устраиваются выставки юмористических произведений на ту или иную тему. Воспитатель внимательно выслушивает рассказы детей об увиденном. Прежде всего, педагог воспитывает у детей интерес к юмористическим произведениям искусства, вызывает внимание к ним. Постепенно он формирует способность сатирического восприятия. Рассматривая юмористические картинки, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Развивая чувство юмора у детей, следует направлять их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным.
3. Для успешного развития детей в данном направлении мы рекомендуем педагогам-практикам придерживаться следующих психолого-педагогических условий:
- обновить и обогатить окружающую среду детей самыми разнообразными новыми для них предметами и стимулами с целью развития их чувства юмора, создать условия для проявления творческой активности и развития изобразительных действий;
- широко использовать в работе нетрадиционные материалы и техники (рисование на смятой, мокрой, различных видах бумаги, рисование пальцами, ватой, колосками и др.);
- создать в группе благоприятную атмосферу. Предоставить детям возможность активно задавать вопросы, поощрять высказывание оригинальных юмористических идей;
- не сдерживать инициативу ребенка, не давать четких наставлений, помогать действовать независимо. Не делать за него то, что он может сделать (или научиться делать) самостоятельно. Давать задания по собственному юмористическому замыслу;
- доброжелательно относиться к детям, учить детей эмпатии. Воспитывать чувство коллективизма, давать задания на сплочение группы.
Таким образом, цель исследования, заключающаяся в анализе развития у детей старшего дошкольного возраста чувства юмора через произведения изобразительного искусства на примере ДОУ № 45 «Сказка» достигнута, задачи выполнены.
Библиографический список
Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учебн. пособие – изд.- 2-е перераб. и доп.- М., 2001. – 353 с.
Актуальные проблемы художественного воспитания детей школьного и дошкольного возраста / Ред. Н.А. Ветлугина. – М., 2003. – 163с.
Алексахин Н. Постичь цветовую гармонию сердцем и умом. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 3. – С.23-27.
Аргайл М. Психология юмора: Пер. с англ. – М., 2002. – 274 с.
Блащук Л.А., Казакова Т.Г. Развивать интерес к изобразительной деятельности (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 1. – С.45-47.
Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными художественными материалами: Книга для педагогов дошкольного учреждения, учителей начальной школы, родителей. – М.: Педагогика Общество России, 2008. – 147с.
Ветлугина Н.А. Развитие художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок: Монография / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Педагогика, 2000. – С.37-50.
Виниченко В. Методические рекомендации по оценке результатов детского изобразительного творчества // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 5. – С.41-43.
Волокитина Т.Ф. Воспитание инициативности в изобразительном творчестве детей дошкольного возраста // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста: Сборник научных трудов. – М., 2007. – С. 98-100.
Галайда С.Д. Роль изобразительной деятельности в воспитании у дошкольников интереса к труду взрослых // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 5. – С. 13-17.
Гинзбург С.С. К вопросу об анализе и оценке работ детей на занятиях по изобразительной деятельности в детском саду // Вопросы дошкольной педагогики. – Челябинск, 2002. – Вып.2. – С.18-25.
Глинская И.П. Передача пространства и формирование изобразительности на первых этапах графической деятельности детей // Художественное образование: XXIV Герценовские чтения / Ред. Е.В.Язовицкий. –ЛГПИ им. А.И.Герцена, 2001. – С.29-32.
Горунович Е.Б. Развитие умственной активности дошкольников в процессе изобразительной деятельности // Комплексный подход в воспитании и обучении дошкольников: Сборник научных трудов. – Минск, 2003. – С.40-57.
Грибовская А.А. Образец в обучении детей изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 1. – С.19-24.
Грибовская А.А. Юмор в изобразительном творчестве дошкольников. – Изд-во: Педагогическое общество России, 2007. – 352 с.
Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 2. – С. 24-33.
Денисова 3.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. – М., 2001. – 362 с.
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н А. Ноткина и др. – СПб, 2007. – 187 с.
Дмитриев А.В. Социология юмора: Очерки. – М., 2006. – 321 с.
Загадки для дошкольников / Под ред. Кубышкиной Э.И. – М.: Детская литература, 2000. – 264 с.
Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М., 2007. – 275 с.
Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для дошкольников. – М., – 2001. – 326 с.
Лопатина А.А. Краски рассказывают сказки /А.А. Лопатина, М.В. Скребцова. – М.: Амрита-Русь, 2004. – 265 с.
Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. – М.: Искусство, 2000.
Немов Р.С. Психология. – М., 2007. – 432 с.
Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе /О. В. Островская. – М.: Гуман. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 424 с.
Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. - 4-е изд., перераб. – М., 2006. – 374 с.
Хрестоматия для дошкольников / Под ред. И. А. Бузко. – М.: Детская литература, 2000. – 453 с.
Шалина Л.С. Уроки для самых маленьких //Юный художник. – 2001. – № 6. – С. 45-52.
Школа изобразительного искусства: В 2 т. / Под общ. ред. Угарова В.С. – М.: Изобразительное искусство, 2006. – 534 с.
Приложение 1
Опросник для родителей
1. Случается ли ребенку находить необычное (смешное) применение какому-либо предмету?
2. Меняет ли он свои наклонности?
3. Любит ли рисовать карикатуры и шаржи?
4. Любит ли рассматривать юмористические книжные иллюстрации?
5. Любит ли рисовать абстрактные картинки?
6. Любит ли рисовать воображаемые предметы?
7. Любит ли фантастические истории?
8. Сочиняет ли рассказы или стихи юмористического характера?
9. Любит ли вырезать затейливые (смешные) фигуры из бумаги?
10. Сделал ли когда-нибудь то чего не знал, или то, чего не существует?
11. Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?
12. Изобрел ли когда-нибудь новое смешное слово?
13. Считал ли это слово понятным без разъяснения?
14. Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?
16. Мог ли ваш ребенок будучи совсем маленьким, с юмором интерпретировать назначение разных предметов?
Интерпретация результатов
От 12 до 16 очков – у ребенка развито чувство юмора на достаточном уровне. От 5 до 11 – ребенок проявляет чувство юмора только в том случае, когда чем-либо заинтересован. От 0 до 4 – у ребенка отсутствует чувство юмора
Приложение 2
Методика диагностики потенциала дошкольников в области
развития чувства юмора
Рассмотрим систему психических характеристик, сложная сумма которых составляет основу личностного потенциала ребенка в области развития его чувства юмора, для его выявления необходимо оценить уровень развития каждой характеристики, приведенной ниже и сопоставить эти уровни развития между собой и с эталоном. Для оценки используется метод полярных баллов, каждую характеристику нужно оценить по пятибалльной шкале.
5- оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
4- свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;
3- оцениваемое и противоположное свойства личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2-более четко выражено и чаще проявляется свойство личности противоположное оцениваемому;
1-четко выражено и часто проявляется свойство личности противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0- сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Интегративные личностные характеристики
Любопытство. Проявляется в поиске новой информации, постоянном стремлении задавать много вопросов, неугасающей исследовательской и творческой активности.
Словарный запас. Проявляется не только в большом количестве слов, но и стремлении строить сложные синтаксические конструкции, придумывании новых слов для обозначения придуманных понятий и явлений.
Способность к оценке. Проявляется в способности объективно характеризовать поступки людей, события и явления, собственную деятельность.
Характеристики сферы умственного развития
Оригинальность мышления. Проявляется во всех видах деятельности (конструировании, рисовании, сочинении историй), в поведении, в общении со взрослыми и сверстниками.
Гибкость мышления. Проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблем, оперативно менять направление поиска решения проблемы.
Продуктивность. Оценивается по количеству идей и продуктов деятельности: чем больше идей, тем больше возможности выбрать наиболее оригинальные.
Высокая концентрация внимания. Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременным занятиям.
Память. Способность ребенка запоминать факты, события; но преимущество имеет тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию, а не тот , у кого больше объем памяти.
Характеристики сферы личностного развития
Увлеченность содержанием задачи.
Лидерство. Проявляется в совместных играх детей, проявляет инициативу, берет на себя ответственность.
Соревновательность. Нежелание участвовать в конкурентных видах взаимодействия.
Широта интересов. Разнообразные и устойчивые интересы ребенка, желание попробовать свои силы во всех видах деятельности.
Юмор. Способность обнаруживать смешное, несуразное в разных ситуациях.
Приложение 3
Тест «Незаконченный рисунок»
Коломенский Я.Л. и Панько Е.А. предлагают в качестве исходного шаблона использовать 10 окружностей, расположенных в два ряда друг под другом на листе А4.
Материалы: лист А4 с шаблонами; карандаши цветные и простой, ластик.
Инструкция: « Незнайка начал рисовать и забыл закончить рисунок. Давайте поможем ему дорисовать его смешными деталями, когда закончите, придумаете рисунку название, я его подпишу»
Оценивание: задание оценивается по следующим показателям:
Степень юмористичности рисунка.
Беглость – количество задействованных элементов.
Разработанность – количество значимых деталей.
Название
Оригинальность
Приложение 4
Конспект занятия по изобразительной деятельности
Тема: В мире смешных животных
Цель: упражнять детей в изображении юмористических животных, используя знакомые приемы рисования; познакомить детей с новой техникой рисования пушистой, жесткой кисточкой; развивать чувство юмора, фантазию, творческое воображение; познакомить с новым словом «анималист».
Материалы: альбомный лист на каждого ребенка, краски, две кисточки (одна обычная, другая жесткая, пушистая); предметные картинки с изображением различных животных; кукла «Художник» или картинка с изображением художника.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций разных художников – анималистов, альбомов с фотографиями животных.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, представьте, что мы с вами одно большое, доброе животное (дети встают в круг, взявшись за руки). Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе (вдох – все делают шаг вперед, выдох – шаг назад). Наше животное дышит ровно, спокойно.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости кто-то пришел. А кто это вы сможете догадаться, послушав стихотворение.
Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер.
Скажи, какого цвета
Зима, весна и лето?
Не зная этих истин,
Ты не сиди в квартире,
Возьми в дорогу кисти,
Открой глаза пошире.
Дети отвечают, что к ним пришел художник.
Воспитатель: Верно, к нам пришел художник, да не простой, а тот который рисует только животных. А знаете ли вы, как называют художников, изображающих животных? Их называют анималистами. «Аnimal» в переводе с латинского языка обозначает «животное». Анималисты рисуют картины о жизни животных, птиц, насекомых. Но, что-то я смотрю, наш художник вовсе не весел, давайте спросим почему? (дети интересуются, что у художника произошло)
Художник: Я всегда рисовал в компании своих друзей, художников – анималистов. А теперь они все разъехались в разные страны и мне очень скучно рисовать одному.
Воспитатель: Ну, в этом горе мы с ребятами легко сможем тебе помочь. Предлагаю вам, ребята превратится в анималистов, но не простых, а юмористических и придумать своих юмористических животных, а потом всем вместе нарисовать этих животных.
Упражнение «Назови признаки животного»
Воспитатель: Выберите картинку с понравившимся животным. Назовите три слова-определения, которые описывают ваше животное (дети называют наиболее характерные признаки животного, например: заяц – длинноухий, пугливый, умеет высоко прыгать и т.д.).
Воспитатель: Но мы с вами решили, что это животное не простое, а юмористическое, и обладает необычными качествами и свойствами. Чтобы узнать какими свойствами они обладают, выберите две карточки с изображением тех животных, которые вам больше нравятся (дети выбирают карточки из предложенного набора). Скажите, чем это животное отличается от других (дети называют отличительные признаки выбранных животных).
Примечание: на первых этапах работы лучше использовать картинки животных с ярко выраженными признаками внешнего вида, например: у слона – большие уши и длинный хобот, у лося – ветвистые рога, у зайца – длинные уши, у мыши – тонкий длинный хвост и т.д.
Воспитатель: А теперь представьте, что выбранное вами животное обладают новыми свойствами и качествами. Например, я выбрала слона. Ему я буду присваивать новые признаки. Далее я выбрала лису и жирафа. Эти животные подарят свои признаки – слону.
Воспитатель: Ребята, назовите признаки этих животных. Какая лиса? (рыжая, хитрая) А жираф какой? (высокий, пятнистый) Теперь давай признаки лисы примерим для слона. Когда слон может быть рыжим?
Дети: Рыжий слон – тот, который сходил в парикмахерскую и его покрасили в рыжий цвет.
Воспитатель: А когда слон может стать высоким? И почему он станет пятнистым?
Дети: Слон обул туфли на высоких каблуках и стал высоким. А пятнистым он стал оттого, что валялся в песке.
Воспитатель: Очень интересное и необычное получается животное! А теперь охарактеризуйте своих животных, и полученные признаки присвойте тому животному, которое вы выбрали первым. После того, как дети придумали своих животных, им предлагается их нарисовать.
Воспитатель: Ребята, анималисты используют в своей работе необычную технику рисования. У такого художника две кисточки, как и у нас. Одна мягкая и тонкая, а другая пушистая. И рисует она «лохматые линии» с «распушенными» краями. Она боится воды, а краску набирает только на кончик. Прежде, чем что-нибудь нарисовать, она вытирает хвостик о бумагу, становится полусухой и поэтому оставляет след на бумаге прерывистый, рыхлый, который очень напоминает теплую шубку животных (педагог сопровождает свои слова показом). А когда мы нарисуем шубку, возьмем тоненькую кисточку и нарисуем мордочку и ушки.
В заключении воспитатель предлагает детям организовать выставку работ и рассказать о своих юмористических животных.