Развитие музыкальных способностей

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….2

    СЛУШАНИЕ-ВОСПРИЯТИЕ…………………………………………...4

    ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ………………………………………...6

    ПРИОБЩЕНИЕ К ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ...8

    МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ…………………9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….11

    ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………13

ВВЕДЕНИЕ

Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстети­ческом и нравственном становлении личности ребенка. Средства­ми музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Умение донести до детей музыкальное произведение, приоб­щить к нему, воздействуя на их чувства и мысли, - благородная и ответственная задача. Теория и практика музыкального вос­питания в дошкольных учреждениях показала; что эти задачи выполнимы при определенных условиях. Прежде всего, процессом музыкального воспитания должен руководить педагог профессионально подготовленный, творческий в своих педагоги­ческих исканиях, владеющий искусством и любящий своих воспи­танников.

Музыкальный руководитель призван приобщать детей к му­зыке, воздействуя на них прежде всего выразительным ее испол­нением, чтобы музыка вызывала яркие эмоциональные пережи­вания, благотворно воздействовала на духовный мир ребенка.

Теория и практика музыкального воспитания детей постоянно совершенствуются, творческий опыт передовых педагогов широко обобщается. Музыкальный руководитель должен систематически повышать свой теоретический и практический профессиональный уровень, педагогическое мастерство. Это- второе условие усп­ешной реализации воспитательных задач.

Программа воспитания в детском саду построена с учетом комплексного подхода к применению музыки как средства общего и музыкального развития ребенка. Детям предоставляется воз­можность проявить себя в разнообразных видах музыкальной деятельности. Дети приобщаются к музыке не только на заня­тиях, но и на праздниках, концертах, вечерах развлечений. Они слушают музыку, поют, танцуют, играют на детских инструмен­тах. Музыка звучит в сюжетно-ролевых играх, на занятиях по физкультуре, на прогулке. Комплексный подход к решению задач музыкально-эстетического воспитания позволяет успешно воздей­ствовать на развитие всех сторон личности ребенка.

СЛУШАНИЕ-ВОСПРИЯТИЕ

Основным направлением в работе с детьми - формирование музыкальной культуры, музыкально-эсте­тического сознания, а ведущим видом деятельности - слушание ­восприятие.

Восприятие музыки направлено на освоение слухового опыта, интонационно-слухового «фонда» эпохи. У детей необходимо разви­вать способность переживать музыкальное содержание как специфи­ческую выразительную речь.

При работе с детьми старшего дошкольного возраста необходимо частично отказаться от словесно-описательной интерпретации му­зыкального содержания. Слово должно быть лишь ориентиром для развития творческого воображения ребенка. Само музыкальное вос­приятие следует развивать на интонационной основе. Обратимся к хорошо известному образцу - пьесе Д. Б. Кабалевского «Клоуны». Работа над этим произведением традиционно начинается со слов педагога: «Дети, многие из вас были в цирке и видели клоунов...» Конечно, ребята с удовольствием расскажут о клоунах, их внешно­сти, веселых шутках, и... восприятие дошкольника уже определено, он все знает, и музыка ему ничего не добавит.

Попробуйте идти от музыки: «Дети! Сейчас мы послушаем пьесу Дмитрия Борисовича Кабалевского "Клоуны"». (Педагог исполняет музыкальное произведение на фортепиано.) После исполнения снова обращается к детям: «А теперь расскажите, какую музыку вы услы­шали ». (Дети отвечают.)

Педагог корректирует ответы, направляя внимание маленьких слушателей на выразительность мелодии (четкие акценты, мело­дия-«перевертыш», постепенное «раскручивание» мелодии, темпо­вые характеристики).

Такая модель восприятия опирается на природу собственно музы­ки, на ее специфику и на интонационно-слуховой опыт детей.

Достаточно эффективными для формирования интонационно-слу­хового опыта дошкольников являются следующие приемы:

сопоставление музыкальных произведений: контрастных произ­ведений одного жанра, пьес с одинаковыми названиями, контраст­ных произведений, передающих разные чувства и настроения; использование карточек «цвет - настроение»; сравнение различных интерпретаций исполнения одного и того же произведения (например, собственное исполнение и аудиозапись); сравнение двух вариантов исполнения: сольного и оркестрового. Все указанные приемы могут сочетаться друг с другом и варьиро­ваться. Но все они будут эффективны лишь при выразительном, гра­мотном исполнении.

Музыкальный репертуар по слушанию музыки значителен по объему и разнообразен по содержанию. Мы сознательно отказались от традиционной методики прослушивания каждого произведения в течение трех занятий. На наш взгляд, предыдущий музыкальный опыт дошкольников позволяет говорить как о достаточно развитом целостном, так и дифференцированном восприятии детей седьмого года жизни. Предложение беседы по слушанию проводится как часть одного или двух занятий в зависимости от особенностей детей груп­пы. Отдельные беседы допустимо про водить в вечерние часы, если у педагога возникают проблемы со временем на музыкальном заня­тии. По усмотрению музыканта-педагога возможна замена произве­дений, но только с сохранением ведущих принципов их подбора ­художественности и доступности для детского восприятия.

ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Певческая деятельность детей характеризу­ется достаточно высокими показателями. Сформированы вокальные навыки - звукообразование, дикция, дыхание; хоровые навыки ­ ансамбль, строй. Ярко различаются три при родных типа голосов: вы­сокие, средние, низкие. Каждый из этих типов голосов характеризу­ется присущей ему тембровой окраской, звуковысотным и примар­ным диапазоном звучания.

Один из центральных разделов программы музыкального разви­тия ребенка - песенное творчество.

Многие исследователи (Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина) говорили о необходимости сочетания обучения и творчества. Само музыкальное творчество рассматривается ими как средство развития личности, как путь вовлечения детей в музыкаль­ное искусство и музыкальную деятельность. Именно в деятельно­сти про являются способности адекватно воспринимать музыкальные образы и способности более высокого уровня - сознание и пережива­ние музыки, ее исполнение и сочинение. Одним из доступных для детей видов музыкального исполнительства является песенное творчество.

Качество песенного творчества во многом зависит от умений детей подобрать адекватные образу элементы музыкального языка, главные из которых выразительная интонация, ритмический рисунок, лад.

Музыкальная интонация (интервал) является наименьшей выра­зительной частицей мелодии. Эмоциональная окрашенность интер­валов-интонаций очень важна в детской музыке. Дети легко запоми­нают и воспроизводят интонацию восклицания (скачок на квинту, сексту), убаюкивающую интонацию, торжественный вос­ходящий квартовый ход в маршевых мелодиях. Можно предло­жить детям задания: «Как поет труба?», «Спой музыкальное привет­ствие», «Уложи куклу спать и спой ей колыбельную песенку», «Пропой с удивлением (с сожалением, сердито): "Что ж это такое?"»

Не менее важно научить детей подбирать ритмический рису­нок и темп: художественные образы в музыке выражаются звуками и развиваются во времени. Здесь уместными будут задания следую­щего типа: «Вспомни марш (вальс, польку) и прохлопай ритм в ла­доши». Одновременно можно проверить у детей умение вербально определять собственные эмоциональные впечатления (марш четкий, подвижный; вальс нежный, плавный и т. д.).

Одно из основных условий песенного творчества - умение удер­жаться при сочинительстве в пределах заданной тональности (владе­ние ладом). Хорошо известно, что лад в музыке выступает организую­щим началом. Ладовое чувство характеризуется как способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, ощущать соподчиненность звуков, окраску мажора и минора. Можно использо­вать такие задания: «Допой фразу до конца» (педагог начинает, ребенок заканчивает); самостоятельное нахождение ребенком устойчивого зву­ка (тоники); ориентировка в различении мажорного и минорного ла­дов.

ПРИОБЩЕНИЕ К ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

Приобщение детей к игре на инструментах не является обязатель­ным видом деятельности на каждом занятии. Мы склонны рассмат­ривать включение детских музыкальных инструментов в другие виды деятельности (музыкально-ритмическая деятельность, слуша­ние) как практический метод, помогающий осознанному восприятию музыки, или метод, позволяющий закрепить знания о временном характере музыкального искусства (метр, метрическая пульсация, ритмический рисунок). Ритмические упражнения и импровизации с использованием ударно-шумовых инструментов совершенствуют чувство ритма, тембровый слух.

Приобщение к игре на детских музыкальных инструментах реко­мендуется проводить не только на занятиях музыкой, но и на заня­тиях ритмикой и танцем.

Большой интерес у детей вызывает фортепиано. Совместное музи­цирование педагога и ребенка поможет поддержать этот интерес.

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Занятия по ритмике и танцу включают различные виды деятельности:

1. Упражнения с помощью которых совершенствуются навыки основных движений, происходит усвоение танцевальных элементов, упражнения без музыки и психогимнастика.

2. Упражнения с музыкально-ритмическими заданиями или му­зыкально-дидактическая игра.

3. Упражнения с предметами (если они не входят в упражнения по совершенствованию основных движений), подвижные игры (му­зыкальная игра, игра под слово или потешку, игра-забава), танцы (хороводы, пляски, современные танцы). Сюда же рекомендуется включать и задания на игровое и танцевальное творчество.

Большую помощь в работе с дошкольниками могут оказать упражнения без музыки или так называемые подготовительные упражнения. Их задача - дать детям необходимые двигательные на­выки. Внимание уделяется развитию мышечного чувства, созна­тельного отношения к выполнению и качеству движений. Эти упраж­нения разучиваются под счет или в индивидуальном ритме.

Упражнения без музыки помогают принимать правильное исход­ное положение, способствуют осознанию работы двигательного аппарата, укрепляют отдельные группы мышц и увеличивают по­движность суставов, формируют навыки построения и перестроения.

Группы упражнений без музыки:

1. Упражнения на развитие мышечного чувства: развитие мышц плечевого пояса, расслабление и напряжение мышц корпуса. При этом дети должны уметь регулировать, изменять степень напряже­ния мышц, иногда совсем снимать его, почувствовать, где излишне напряглись мышцы и образовались зажимы, уметь их снять. Упраж­нения на развитие мышечного чувства помогают ощутить возмож­ный размах движения в суставах, осознать тяжесть тела и конечно­стей, учат сознательно переносить тяжесть тела вперед (назад) перед началом ходьбы, бега.

2. Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижно­сти суставов:

на развитие мышц шеи;

на развитие мышц плеча;

на развитие кистей рук;

на развитие мышц ног.

Эти упражнения помогают исправлять различные физические не­достатки, тренируют мышцы, активизируют их работу, развивают быстроту, четкость, размах движений, помогают осознать направле­ние и форму движений.

Чрезвычайно полезной является психогимнастика, особенно для детей с повышенной утомляемостью, гиперактивностью, замкнуто­стью и т. д. Эти качества присущи как детям с неврозами, легкими задержками психического развития, другими нервно-психическими расстройствами, так и практически здоровым детям.

Основной акцент в психогимнастике сделан на обучение элементам техники выразительных движений, на использование этих движений в воспитании эмоций и высших чувств, а также на приобретение на­выков в расслаблении. Все это поможет сохранению психического здоровья и предупреждению эмоциональных расстройств у детей.

С помощью предлагаемого педагогом материала по психогимна­стике дети обучаются азбуке выражения эмоций - выразительными разнообразным движениям. В основном используется материал без использования слов, поэтому педагогу очень важно уметь продемон­стрировать выразительное и красивое выполнение движений.

Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительных дви­жений, приобретенных в упражнениях, позволят детям полнее и ка­чественнее проявить себя в танцах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Музыкальное развитие, как и любые другие психические и физиологические процессы, идет по возрастающей линии. Это переход от непроизвольных откликов на музыку к эстетическому отношению к ней, от импульсивных стремлений петь, двигаться под музыку к выразительному исполнению, от смутных приятных ощущений восприятия музыкальных звуков к эмоциональному и сознательному слушанию произведения. Такова общая картина динамики. музыкального развития.

Программа конкретно определяет, как педагог должен форми­ровать эстетическое отношение детей к музыке.

Таким образом, общие задачи музыкального воспитания и развития детей сводятся к следующему:

1. Пробуждать активный интерес и любовь к музыке, разви­вать правильное ее восприятие, формировать чувства и представ­ления детей, стимулировать их нравственно-эстетические пере­живания, способность к эмоциональной отзывчивости.

2. Обогащать музыкальные впечатления, знакомя с разнооб­разными произведениями и сведениями о них.

3. Приобщать к различным видам музыкальной деятельности, обучать способам и навыкам пения и музыкально-ритмических движений, игре на детских музыкальных инструментах,

4. Формировать певческие голоса детей, добиваться вырази­тельного пения, образности и ритмичности движений, их коорди­нации, точности игры на музыкальных инструментах. Развивать музыкальные способности: эмоциональную отзывчивость, мело­дический слух, ладовое и ритмическое чувство, тембровый и динамический слух.

5. Стимулировать творческие проявления в музыкальной дея­тельности (инсценировки песен, импровизации несложных попе­вок, движений, комбинирование элементов танцев).

6. Побуждать к самостоятельным действиям: высказывать свои впечатления о музыке, исполнять (без помощи взрослых) знакомые песни, применять их в самостоятельной деятельности.

7. Воспитывать музыкальный вкус детей, оценочное отношение к прослушанным произведениям, к собственному исполнению песен, танцев, хороводов, игр.

Эти задачи успешно решаются к началу поступления ребенка в школу, при условии, если он воспитывался в детском саду не менее 2-3 лет.

ЛИТЕРАТУРА:

    Е.А. Дубровская «Ступеньки музыкального развития» М., «Просвещение», 2006

    Н.А. Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду» М., «Просвещение», 1981

    Л. Н. Комиссарова «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» М., «Просвещение», 1986

1