Проектный подход в преподавании иностранных языков на современном этапе
Проектный подход в преподавании иностранных языков на современном этапе
Научно-техническая революция, повлекшая за собой мощный поток информации, предъявила свои требования к характеру владения иностранным языком и, тем самым, определила новые принципы методов обучения иностранным языкам.
Традиционные педагогические технологии сегодня уже не обеспечивают полного усвоения все возрастающего объема знаний, а быстрое обновление учебного материала не успевает за современным информационным потоком. Становится все более важно уметь самостоятельно добывать дополнительный материал, обрабатывать получаемую информацию, делать выводы и аргументировать их, располагая необходимыми данными. Работа с информацией на иностранном языке, особенно, если учесть возможности, которые открывает глобальная сеть Internet, становится весьма актуальной, а использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения и позволяют создать удивительный мир знаний, доступный каждому. Компьютерные технологии имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они рассматриваются как информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обучения, интегрирующие аудиовизуальную информацию любых форм (текст, звук, графика, анимация и пр.). Благодаря таким достижениям реализуется интерактивный диалог пользователя с системой, и появляются разнообразные формы самостоятельной деятельности по сбору и обработке информации.
Достоинства современных информационных сетей и возможности использования электронных форм учебно-методических материалов очевидны. Те, кто с этим столкнулся, хотя бы однажды, понимает, как это удобно и эффективно. Сегодня становится очевидным, что внедрение компьютерных технологий в учебный процесс дает возможность перехода на качественно иной уровень обучения. Однако не стоит путать понятия «обучение с помощью ИКТ» и «обучение с помощью компьютера», т. к. применение компьютера, например, презентации слайдов с помощью программы Power Point – еще не значит использование ИКТ!
Раньше понятие «электронное обучение» имело следующие синонимы:
Электронное обучение
Дистанционное обучение
Обучение с применением компьютера
Сетевое обучение
Виртуальное обучение
Обучение при помощи ИКТ;
Сейчас это несколько разные понятия [7].
В последние годы преподаватели иностранного языка в вузах получили значительную самостоятельность в выборе средств обучения. Признавая существование различных методов в современном процессе обучения иностранному языку, следует все же отметить, что далеко не последнее место занимают методы и технологии, основанные на применении ИКТ. Тем не менее, большинство учебных заведений нашей страны все же пока не собираются отказываться от сложившихся стереотипов преподавания, а поэтому необходимо искать разумные компромиссы, которые позволили бы решать эту проблему максимально продуктивно в современных условиях, и, тем самым, помочь преподавателю по-новому взглянуть на его задачу и осуществление им учебного процесса. Необходимо «расширить «узкое пространство» общения в классе, осуществить широкую опору на практические виды деятельности» [9]. Для сбора информации студенты должны выйти «за пределы» аудитории, проявить активность и самостоятельность. Другими словами, для повышения эффективности учебного процесса необходимо активизировать познавательную мотивацию студента.
Для решения этого вопроса можно обратиться к проектному подходу (методу – Дж. Дьюи) (метод проекта Полат Е.С.) [8]. Суть проектного подхода в том, что обучаемый открывает новые для себя факты и осмысливает новые понятия, а не получает их готовыми от преподавателя (принцип конструктивизма). Следовательно, меняется роль преподавателя: он переходит из состояния инструктора в более компетентного коллегу, наставника [2. С. 92].
Применение новых форм обучения позволяет обеспечить высокое качество образования, если пользоваться ими грамотно. Таким образом, применяя принципы проектного подхода в процессе обучения происходит комплексное воздействие на обучаемого, т. к. здесь сочетаются такие составляющие как: концептуальная, иллюстративная, тренажерная, контролирующая части пр. Здесь же могут присутствовать игровые компоненты [3], облегчающие понимание и усвоение представленного материала.
При наличии специально оборудованных (компьютерных) аудиторий проектный подход вполне органично вписывается в процесс преподавания, не затрагивая при этом содержание образования. Это позволяет наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого студента. Учитывая специфику предмета «иностранный язык», подобная технология может обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого студента, тем самым, предоставляя ему возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную практику для формирования необходимых навыков и умений. Здесь, как ни в одной другой дисциплине огромное значение приобретает самостоятельная работа студента, направляемая преподавателем и формирующая речевые навыки, требующие систематической, непрерывной повседневной работы.
Такая форма обучения имеет большие преимущества перед традиционными методами обучения, в том числе:
развивает креативную компетенцию как показатель коммуникативного владения иностранным языком на определенном уровне;
позволяет тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях;
помогает осознать языковые явления;
помогает сформировать лингвистические способности;
создает коммуникативные ситуации;
способствует автоматизированию языковых и речевых действий;
способствует реализации индивидуального подхода;
интенсифицирует самостоятельную работу студента;
позволяет колоссально экономить время;
Чтобы эффективно организовать процесс работы с использованием ИКТ, преподаватель должен заранее подготовить презентацию, дать список web-страниц и других источников, которые должны помочь в решении вопроса (задачи), а также подобрать вопросы или сформулировать проблему, причем необходимо ставить такие проблемы, которые обязательно должны быть решаемыми и комплексными. Чем точнее и конкретнее будут сформулированы задания, тем качественнее будет результат. Важно также обговорить итоговую презентацию, результат работы (оформление, вид, размещение на сайте и др.).
Успех в значительной степени зависит от того, насколько грамотно методически организовано занятие с использованием ИКТ, а текущий контроль можно осуществлять с помощью тестирующей системы.
В данном случае, Internet выступает не целью, а средством обучения.
В качестве примера применения ИКТ на занятии можно привести использование технологий Web 2.0.
Web 2.0 – это платформа социальных сервисов и служб, позволяющая широкому кругу пользователей сети Internet не только получать информацию, но, и быть её создателями и соавторами [10. С. 3–10]. Все материалы, с которыми работают студенты, черпаются из сети Internet. Дизайн приведенных в качестве примера web-проектов предполагает рациональное планирование времени, и что наиболее важно, позволяет сфокусировать свое внимание не на поиске информации, а на её использовании. Метод работы с подобными социальными сервисами базируется на принципе конструктивизма, где важно не воссоздание объективной энциклопедической реальности, а формирование индивидуального понимания проблемы.
Использование технологий Web 2.0 для коммуникативных методов:
WebQuest
Blogger
Wiki
«WebQuest» (Вебквест от англ. «поиск в сети») – это новое средство использования технологий в целях поощрения критического мышления и когнитивного развития студентов, вовлеченных в учебный процесс. Это проектная дидактическая модель, направленная на самостоятельную поисковую работу студентов на web-сайтах с целью решения поставленной задачи (проблемы).
WebQuest-метод имеет ряд преимуществ при обучении иностранному языку:
обеспечивает автономность и самостоятельность у студентов;
способствует принятию самостоятельных решений и дает возможность осуществить индивидуальный подход;
развивает критическое мышление, тренирует когнитивные способности;
делает осмысленным и целесообразным систематическое использование Internet ресурсов на занятии, а также мультимедийных и традиционных средств обучения;
мотивирует изучение нового языкового материала;
позволяет использовать большое количество актуальной аутентичной информации;
располагает возможностью для введения лингвострановедческого компонента;
организует работу над проблемой в форме целенаправленного исследования, рассчитанного на любой временной промежуток (от нескольких минут, до нескольких недель);
«Blogger» или «Blog» (Блог) – это публичный дневник с комментариями.
Обычный дневник мало кому показывают. Блог открыт для чтения всем желающим, более того, читатели могут оставлять к записям свои комментарии.
Преимущества Blogger:
четкое структурирование курса с указанием дат семинаров, описаний заданий;
часто обновляемый контент;
простота в использовании: возможность свободно вставлять любые объекты (видео, иллюстрации и пр.).
возможность развивать навыки письменной речи и публиковать свои мысли в Интернете;
возможность продолжить начатую на занятии дискуссию;
выполнение творческих заданий с использованием рисунков, аудио и видеоматериалов;
возможность общаться как с одногруппниками, так и с преподавателями;
возможность каждому студенту принять участие в дискуссии, «что не всегда возможно при традиционной организации обучения из-за недостатка времени на занятиях и ограниченности объема учебных курсов». [5. С. 120–122.]
«Wiki» (Вики) – вид социального сервиса, позволяющий одному человеку или группе людей создавать контент. Это, так сказать, общественная страничка. Создаваемые данные могут дополняться, изменяться, удаляться как создателями, так и посетителями данной страницы [10. С. 3–10].
Преимущества «Wiki»:
возможность вносить изменения на сайте, не используя дополнительного программного обеспечения;
участие нескольких авторов с различными точками зрения;
подача материала, построенная на гиперссылках, что придает наглядность и соотнесенность между страницами;
возможность мгновенно вносить исправления и изменения в материал;
возможность сравнивать материал до и после корректировки, а также возврат к более ранней версии статьи [10. С. 3–10].
Применение данных технологий дает возможность работать как индивидуально, так и в группах (например, Wiki больше предназначен для работы в группах).
Преимущества совместного обучения
Практика показывает, что вместе решать поставленную задачу не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Здесь важно отметить, что эта эффективность касается не только академических успехов (интеллектуального развития) студентов, но и их нравственного воспитания. Помочь друг другу в решении проблемы, а затем разделить радость успеха – вот главная идея совместного обучения.
Приведем пример одного из способов совместного обучения, основанном на использовании технологии Web 2.0, а именно на применении «Wiki»:
Группу студентов необходимо предварительно разбить на малые подгруппы (по 3–4 человека). Всей группе дается одно общее задание. Необходимо оговорить роль каждой подгруппы в выполнении общего задания. Например, общее задание «Страны Евросоюза». 1-ая подгруппа занимается корректировкой предложенного документа на ссылке. Вторая подгруппа ищет (в заданных ссылках) недостающую на их взгляд информацию. А третья, например, просто сканирует предложенный документ. Результатом выполнения заданий может быть общая дискуссия. При этом, отвечать могут как все участники подгрупп, так и назначенный самой подгруппой отдельный студент. Это может быть как сильный студент, так и, наоборот, самый слабый. Все зависит от характера составленного резюме. Невольно студенты поставлены в такие условия, при которых успех или неуспех одного отражается на результате всей подгруппы. Оценочный балл за выполнение общего задания ставится (желательно) также один на всю подгруппу. В итоге возникает ситуация, в которой каждый участник подгруппы отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет его безучастным), но, что особенно важно, за результат всей подгруппы. Как видно из примера с подгруппами, все три задания различны по своей сложности (это зависит от уровня подготовки студентов), но каждый студент в подгруппе в равной степени принимает участие в общем деле. Безусловно, в ходе работы преподаватель может консультировать студентов, давать рекомендации по выполнению текущего задания. И, наконец, контроль и оценка процесса и результатов – это одна из важных и ответственных частей работы. Критерии контроля и оценки результатов должны быть заранее известны студентам.
Такой метод использования в практике обучения иностранному языку способствует:
быстрому поиску в Internet необходимой информации, которую задает преподаватель;
развитию компьютерных навыков;
развитию мышления на стадии анализа, обобщения и оценки информации;
умение делать выводы, принимать самостоятельно решения;
повышению словарного запаса студентов;
мотивации к самообразованию;
достичь качественно нового уровня коммуникативной компетенции студентов;
Виды речевой деятельности, развиваемые на основе Веб 2.0:
Аудирование: с помощью Podcast, Youtube;
Говорение: Podcast, Youtube, Flickr;
Чтение: Blogger, Wiki, Bookmarks;
Письмо: Blogger, Wiki, Bookmarks;
Podcast (сокр. от iPod + broadcast) Подкаст – это социальный сервис, на котором можно размещать свои видео, аудио и фото материалы, либо скачать их.
Youtube (Ютьюб) – это социальный сервис записей видеофрагментов. Например, по ключевому слову можно найти нужное видео;
Flickr (Фликр) – это социальный сервис фото (иллюстраций) по тематике;
Bookmarks (Закладки) – это социальный сервис, который содержит ссылки источников информации по определенной тематике;
Студенты, обучающиеся с применением компьютерных технологий, получают возможность делать электронные записи материалов в рамках текущего аудиторного занятия. Это можно осуществить с помощью CD или любого другого USB (запоминающее устройство) с целью дополнительного изучения полученного на занятии материала.
Следовательно, необходимо проверять наличие компьютерной грамотности учащихся [1]. Студент должен уметь работать в определенной программе, а также в сети Internet, владеть навыками работы с клавиатурой, осуществлять запуск программы и выход из нее, а так же, уметь пользоваться различными запоминающими устройствами. Частично такие навыки могут приобретаться в процессе обучения, что, безусловно, не скажется на качестве успеваемости студента.
Целесообразно было бы предусмотреть, по возможности, специальные курсы по основам пользования персональным компьютером и работе в сети Internet. В частности преподаватель сам может организовать такие занятия в начале курса обучения.
Следует отметить, что при данной форме обучения может возрасти утомляемость студентов, т. к. увеличивается нагрузка на зрение и пр. Поэтому требуется тщательная подготовка дидактических средств с учетом восприимчивости человеческого глаза к определенной цветовой гамме и пр., а также «дозированность» предлагаемого материала. Использование компьютерных технологий на занятиях не должно быть основным средством подачи материала, а лишь вспомогательным средством в осуществлении учебного процесса. Трудно спорить о достоинствах данного метода, но все же целесообразнее использовать так называемый комбинированный подход (blended learning), т.е. смешивание различных методик, как традиционных, так и инновационных. В этом случае эффект, на наш взгляд, будет наиболее оптимальным. Другими словами, Internet не заменяет традиционные формы и методы обучения, но позволяет быстрее и более эффективно достигать поставленных целей и задач в учебном процессе.
Нельзя не упомянуть, что Internet повышает интерес студентов к учебным занятиям, стимулирует их рост познавательной активности, что позволяет им получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению различных навыков, таких как навыки чтения, говорения, аудирования и пр., а также является «забавным» методом обучения. Таким образом, у преподавателя есть прекрасная возможность «спровоцировать» активацию работы студента с помощью компьютера, поскольку огромное число молодежи проводят массу времени за монитором. Так пусть они делают это с пользой!
Материал, основанный на компьютерных технологиях, и его распределение в курсе обучения перестраивает студента на новый, более активный режим деятельности, который способствует максимальному проявлению творческих возможностей и создает предпосылки для успешного усвоения повышенных объемов информации.
Сегодня очень важно уделить особое внимание технологическому обеспечению учебного процесса. Факультет должен иметь в своем распоряжении компьютерные аудитории. Но, тем не менее, на первый план нужно ставить не только внедрение необходимой техники в вузы, а главным образом, уделить внимание подготовке кадров на должном уровне, поскольку это и является одной из основных трудностей на современном этапе [12. С. 25]. Кроме профессиональных знаний преподаватель должен хорошо владеть современными информационными технологиями, разбираться в вопросах, лежащих зачастую вне его профессиональной деятельности. Это требует большой самостоятельной работы преподавателя, той гибкости, которую он должен проявлять при планировании занятий, их подготовке, проведении, и, наконец, в оценке того, что было сделано совместно преподавателем и группой. Для этого нужна профессиональная фантазия, умение подать материал, теоретические знания и практический опыт, а главное, преподаватель должен владеть всем арсеналом педагогических приемов и методик, не пренебрегая, особенно теми, которые появились в последнее время. skip to main | skip to sidebar
Необходимо учитывать, что особая ответственность при проведении подобных занятий ложится именно на преподавателя, который выступает в роли не только консультанта по определенному предмету, но становится в свою очередь организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности студентов. У преподавателя появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции студентов, целостного развития их личности.
Литература
1. Brandt Scott D. Information technology literacy: task knowledge and mental models // Library Trends. Summer, 2001 URL: http://www.findarticles.com/p/articles/mi_m1387)
2. Великанова А.В. Компетентностно-ориентированный подход к образованию / выпуск 2, Самара: Изд-во Профи, 2002. С. 92
3. Виноградова О.С. Проблемные методы в обучении иностранным языкам. Режим доступа: http://distant.ioso.ru/library/publication/vinogradova1.htm
4. Дистанционное обучение / под редакцией Полат Е.С.: Учебное пособие для вузов. М.: Изд-во Владос, 1998
5. Иванченко Д.А. Перспективы применения блог-технологий в Интернет – обучении // Информатика и образование 2007. №2. С. 120–122.
6. Панова Л. Новые формы и методы обучения иностранным языкам. Режим доступа: http://www.tsi.lv/Research/Conference/FSc/Latviesu_valoda/Panova.pdf
7. Паршукова Г.Б. Информационная грамотность как фактор развития профессиональной компетенции Режим доступа: http://talk.univer.kharkov.ua/lofiversion/index.php? t1416.html
8. Полат Е.С. Метод проектов. Режим доступа: http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn3.php
9. Полат Е.С. Теоретические основы составления и использования системы средств обучения иностранному языку для средней общеобразовательной школы / Автореферат / докторская диссертация М. 1989.
10. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2008. №6. С. 3–10.
11. Цатурова И.А. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам/ учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2004