Проектирование учебно-воспитательного процесса в контексте современной казахстанской модели образования
Проектирование учебно-воспитательного процесса в контексте современной казахстанской модели образования
Кудайбердиев Темирхан Кожабаевич –
проректор по развитию образования
региона Карагандинского ИПКиПГСРО,
к.психол.н., доцент психологии
На наш взгляд, обсуждение вопросов проектирования учебно-воспитательного процесса в контексте современной казахстанской модели образования необходимо начинать с определения учебно-воспитательного процесса и его характеристик (Слайд №2).
Слайд №2
Наш анализ работ по организации образовательного процесса показал, что в большинстве из них образовательный процесс рассматривается узко - только как технологии (учебный материал, способы, приемы, формы организации образовательного процесса), используемые для достижения намеченных результатов (это так называемая осознаваемая целенаправленная деятельность педагога).
Но такое узкое понимание отрывает работу по организации образовательного процесса от контекста, в котором эта работа протекает, и в котором все мы работаем и живём. Но именно контекст определяет основные требования, как к системе образования Республики в целом, так и к организации образовательного процесса: к ценностям, целям - результатам, технологиям, деятельности педагога и ученика, критериям достижения образовательных результатов, процедурам оценки, системе управления.
Итак, контекст нашей жизнедеятельности, прежде всего, характеризуется вызовами (требованиями) времени и ответами на них Республики. Прежде всего, это глобальный экономический кризис и форсированное индустриально-инновационное развитие Республики как казахстанский путь к посткризисному развитию и лидерству [1].
Каким должно быть образование в этом контексте? На Слайде №3 показана динамика развития ценностей и политик образования или моделей образования в мировом сообществе.
Слайд №3
Эта тенденция развития мирового образования показывает, что в современных условиях образование должно соответствовать требованиям, которые предъявляются к нему со стороны государства и общества, а значит выступать как социально-адаптивный механизм, способный реагировать на социальные преобразования. А современная модель образования должна функционировать как динамичная и гибкая система, способная реагировать на социальные изменения и обеспечивать их эффективность.
Как показывает опыт других стран, реализация этого требования к образованию обеспечивает формирование инвестиционной привлекательности страны и её технологический прорыв.
Очевидно, что дисциплинарная (предметная) модель образования не способна реализовать это требование. Так как в условиях быстроизменяющегося мира и увеличения потоков информации (особенно в периоды кризисов) фундаментальные предметные знания являются обязательной, но не достаточной целью образования. Гораздо важнее и сложнее привить обучающимся умение самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества (то есть быть компетентным) [2].
Это означает, что обеспечение «форсированного индустриально-инновационного развития» Республики с необходимостью требует инновационной стратегии развития образования для устойчивого развития государства, общества и личности. На наш взгляд, только инновационная стратегия развития образования позволит обогатить дисциплинарную (предметную) модель образования, сохранив всё ценное, что в ней есть и осуществить переход на качественно новый уровень - к компетентностно-ориентированной модели образования.
Уникальность нашей ситуации в том, что мы уже реализуем параллельно ещё одну инновационную модель образования, ориентированную на ребёнка. Она нашла отражение в программе духовно-нравственного образования «Самопознание». Содержание программы ориентированно на:
Приобщение детей к духовным ценностям нашего народа и общечеловеческим ценностям.
Осмысление жизненных ориентиров.
Самореализацию ребёнка.
Что будет способствовать обретению учеником духовной и душевной целостности, которая надёжно защитит его от деструктивных сил и воздействий [3].
Именно эти две инновационные составляющие 12 летней модели обучения обеспечат её способность реагировать на осуществляемые в Республике преобразования и обеспечивать их социальную эффективность. То есть обеспечить адекватный ответ системы образования Республики вызовам времени и заказу государства. Таким образом, 12 летняя модель обучения в Республике – это модель компетентностно-ориентированного и духовно-нравственного образования.
Именно эта модель должна определить новые требования к организации нового образовательного процесса.
Ну, а само проектирование его необходимо начинать с выявления зон несоответствия существующего образовательного процесса новым требованиям 12 летней модели обучения (Слайд №4).
Слайд №4
На слайде показаны основные недостатки в организации образовательного процесса в Казахстанских школах. Именно они должны определить основные направления проектирования нового образовательного процесса.
Перечисленные недостатки свидетельствуют о наличии основного противоречия в нашем образовании, которое будет мешать выполнению задачи, поставленной Президентом: обеспечить успешное функционирование 12 летней модели обучения к 2020 году [1]. Суть этого противоречия в следующем: с одной стороны, современное Казахстанское общество нуждается в воспитании самостоятельного, ответственного, думающего, нравственного человека, т.е. конкурентоспособного. А с другой - в отечественной системе образования преобладающим по-прежнему остается формализованный подход к ученику, от которого требуется, чтобы он был удобен для школы, а не школа для него.
12 летняя модель обучения должна снять это противоречие.
На что же, в первую очередь, должно быть направлено проектирование образовательного процесса в новой модели?
Прежде всего - на создание «развивающей среды» (Слайд №5), под которой понимается не только культурная среда, как у М.Монтессори или создание проблемных ситуаций, как у Д. Дьюи.
Слайд №5
Создание развивающей среды это в первую очередь изменение основных установок педагогов и их отношений с детьми. Развивающая среда это главным образом совокупность социальных отношений, общий климат организации образования, позитивно влияющих на развитие мотивации учения. Так как именно мотивация является основным «компонентом» компетенций, то влиянию среды на их формирование придается особо важное значение [4].
Идея создания благоприятной развивающей среды имеет то преимущество, что ее можно реализовывать постепенно, не предпринимая сразу радикальных изменений в традиционной организации обучения [5].
Во-вторых – на поиск новых форм организации обучения вызванный тем, что традиционные формы создают лишь ограниченные возможности для создания развивающей среды (Слайд №6).
Слайд №6
Напротив, проектные формы обучения, уроки-дискуссии, уроки-исследования, внешкольные занятия и другие способствуют самореализации ученика и формированию его компетенций. Но это возможно, если соблюдены следующие условия:
Реализован деятельностный характер обучения,
формы организации учебного процесса ориентированы на развитие самостоятельности и ответственности ученика за процесс и результаты своей деятельности,
созданы условия для понимания учениками собственных ценностей и приобретения опыта достижения цели,
обеспечена четкость, и понятность всем сторонам учебного процесса правил аттестации.
Как побочный эффект введения новых методов достигается значительная разгрузка учителей.
В-третьих – на учёт факторов, препятствующих развитию компетенций и самореализации учащихся (Слайд №7).
Слайд №7
Как вы видите, уважаемые коллеги, это сложный комплекс, состоящий из субъективных и объективных факторов. Однако, главным фактором, препятствующим созданию условий, благоприятствующих развитию личности и компетенций, является нежелание взрослых (родителей и учителей), чтобы в детях развивались независимость, уверенность в себе и любознательность. Существует боязнь, что развитие таких форм поведения может повредить самим детям в жизни, так как повседневный опыт взрослых показывает, что формы независимого и инициативного поведения не поощряются в той жизненной среде, в которой существуют они сами.
Таким образом, уважаемые коллеги, 12 летняя модель обучения требует по сути перепроектирования всего уклада школьной жизни. Задача насколько интересная настолько и сложная, но решаемая. Важно определить шаги её осуществления (Слайд №8) и шаг за шагом двигаться к цели.
Слайд №8
Для обеспечения эффективности движения необходимо создать ряд первоочередных условий на республиканском уровне:
Разработать компетентностно-ориентированные стандарты образования (опыт их разработки у нас уже есть: стандарт дошкольного воспитания и обучения, стандарт учебных предметов, стандарт по предмету «самопознание» и др.).
Разработать национальный куррикуллум, в котором детально были бы прописаны особенности результатов, процесса и условий реализации 12 летней модели обучения в Республике. По существу куррикуллум стал бы нормативно-правовым документом, описывающим и закрепляющим 12 летнюю модель обучения в Республике.
Сформировать нормативную, кадровую, ресурсную, методическую базы и организационно-управленческие условия перехода на компетентностно-ориентированное образование.
Разработать программу развития содержания образования и перехода системы образования Республики на 12 летнюю модель обучения.
Разработать программу психолого-педагогического сопровождения развития образовательного процесса с целью систематического мониторинга, проектирования и экспертизы его развития [6].
6. Необходимы так же обобщение и систематизация инновационной деятельности всех регионов Республики и уровней системы образования в свете инновационной стратегии развития образования для устойчивого развития государства, общества и личности. Опыт инновационной деятельности в образовании Республики, на наш взгляд, достаточен для научно-методического сопровождения переходного этапа.
Например, в Карагандинской области в рамках программы развития содержания регионального образования мы уже начали разработку региональной программы перехода на 12 летнюю модель обучения (современную казахстанскую модель образования) каждого уровня и подсистемы региональной системы образования.
Программа основывается на обобщённых нами концептуальных положениях современной казахстанской модели образования (12 летней модели обучения) и результатах мониторинга готовности каждого уровня и подсистемы регионального образования к её реализации. Уровни готовности к реализации модели высветили западающие зоны в деятельности каждого уровня и подсистемы и стали основой стратегий развития содержания регионального образования и перехода её на 12 летнюю модель обучения.
Программа станет основой для разработки программ перехода на 12 летнюю модель обучения систем образования городов и районов и каждой организации образования области. А результаты реализации областных инновационных проектов станут основой научно-методического обеспечения этого перехода.
Спасибо за внимание!
Литературные источники
«Новое десятилетие – новый экономический подъём – новые возможности Казахстана» Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. г.Астана 2010 г.
Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы Астана. 2004г.
Альмухамбетов Б.А., Кудышева Б.К. Самопознание как основа устойчивого развития общества и личности//Открытая школа №6 (67) 2007г.
Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования. Москва 2002 год.
Д.Равен. «Компетентность в современном обществе, выявление, развитие и реализация». М., 2002.
Битянова М.Р. Психолого – педагогическое сопровождение: идеология, метод, модель // Интернет-проект "СОМ - В помощь учителю" http://som.fio.ru.