Причины и этапы вступления России в Болонский процесс
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
Кафедра экономики
Курсовая работа
"Причины и этапы вступления России в Болонский процесс"
Подготовила: студентка 4 курса
1 группы исторического факультета
Пилюгина Ольга
Принял: старший преподаватель
Кузьменко Н.И.
Воронеж, 2009 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Причины вступления России в Болонский процесс
1.1 Цели Болонского процесса и причины вступления России в европейское образовательное пространство
1.2 Выгоды России от участия в Болонском процессе
1.3 Необходимость модернизации российской системы образования как причина вступления России в Болонский процесс
Глава 2. Этапы вступления России в Болонский процесс
2.1 Законодательные меры по реализации Болонского процесса в России
2.2 Уровень реализации отдельных положений Болонского процесса в российских вузах
2.3 Проблемы реализации Болонского процесса в России
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Проблематика Болонского процесса у нас в России в последнее время стала одной из самых популярных тем, которой посвящаются конференции, семинары, круглые столы, монографии, сборники и статьи. Интерес российского образовательного сообщества к Болонской системе совершенно понятен. Прежде всего, это главная линия развития высшего образования в современной Европе, предполагающая формирование единого образовательного пространства, построенного на ряде обязательных принципов. Самоизоляция от процессов, развивающихся в едином европейском образовательном пространстве, ведет к отрицательным последствиям для любого университета, пусть даже очень сильного.
Первоначально Россия оказалась в стороне от данного процесса. Однако с подписанием в сентябре 2003 года Болонской Декларации российской высшей школе все же включилась в него.
С принятием Россией и другими странами, имевшими в недалеком прошлом плановую экономику, курса на либерализацию и демократизацию институтов общественного и государственного управления открылись новые, до сих пор не в полной мере реализованные возможности для взаимного обогащения исторически по-разному сложившихся образовательных систем. Одним из важнейших элементов модернизации системы высшего профессионального образования в России является именно интеграция в европейское образовательное пространство.
Целью данной работы является анализ причин и этапов вступления России в Болонский процесс.
В соответствии с этой целью можно выделить следующие задачи:
Показать причины присоединения России к Болонскому процессу через его цели;
Рассмотреть выгоды России от реализации Болонского процесса как причины вступления;
Выделить необходимость модернизации российской системы образования как причину вхождения России в Болонский процесс;
Показать законодательные меры по реализации принципов Болонской Декларации в России;
Выявить уровень реализации отдельных положений Болонского процесса в России;
Охарактеризовать проблемы вступления России в Болонский процесс.
Актуальность данной работы объясняется следующим: как известно, страны-участницы Болонского соглашения планировали достичь целей Болонского процесса к 2010 году. И сейчас, на пороге 2010 года целесообразно подвести итоги и понять, насколько они продвинулись в реализации принципов Болонской Декларации. Таким образом, объектом нашего исследования является непосредственно Болонский процесс. Предметом работы стали причины присоединения России к этому процессу и этап реализации его основных положений. Ниже будут раскрыты преимущества нашей страны от вхождения в этот процесс, а также факторы, мешающие нашей образовательной системе более полно интегрироваться в европейское пространство высшего образования.
Глава 1. Причины вступления России в Болонский процесс
1.1 Цели Болонского процесса и причины вступления России в европейское образовательное пространство
Об основной цели вступления России в Болонский процесс говорят мало, подменяя ее задачами. В.Д. Шадриков формулирует цель участия нашей страны в этом процессе так: Россия должна обеспечить конкурентоспособность своей системы высшего профессионального образования как на европейском, так и мировом рынках труда1. Такая формулировка, на наш взгляд, наиболее удачно отражает основную причину присоединения России к Болонскому процессу. Также нам представляется логичным связать причины вступления России в этот процесс с теми целями, на которые он направлен. Согласно Болонской Декларации, первостепенными целями для создания европейской зоны высшего образования являются:
Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение Приложения к диплому.
Принятие системы, основанной на двух основных циклах – достепенного и послестепенного. Допуск ко второму циклу будет требовать успешного завершения первого цикла обучения длительностью не менее трех лет.
Внедрение системы зачетных баллов по типу ECTS — европейской системы перезачета зачетных баллов, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности.
Содействие мобильности студентов и преподавателей путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения.
Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий1.
Остановимся на этих целях подробнее и рассмотрим их выгоды для образовательной системы нашей страны.
Выгода России от принятия системы легко понимаемых и сопоставимых степеней очевидна. Если диплом российских вузов станет европейским, если российские степени бакалавра и магистра будут безоговорочно признаваться в Европе, студентам из СНГ будет целесообразно обучаться в России, а уже потом трудоустраиваться в тех странах, где есть потребность в квалифицированных работниках.
Приложение к диплому сделает его образовательные степени узнаваемыми и признаваемыми по всей Европе, что существенно увеличит шансы выпускников на трудоустройство по специальности. С дипломом бакалавра или магистра и Приложением европейского образца студент сможет участвовать в конкурсах на замещение вакансий за рубежом, возрастут его перспективы найти работу по профессии. Со временем Приложение полностью отменит необходимость дополнительного сопоставления дипломов. Выпускники российских вузов станут полноценными конкурентами для иностранных бакалавров и магистров не только в совместных предприятиях на территории России и в представительствах иностранных компаний в Российской Федерации, но и за рубежом2.
Европейские студенты должны получать такие квалификации, которые дадут им возможность эффективно учиться дальше (после бакалавриата в магистратуре и потом в докторантуре) и работать по всей Европе. Это то, что называют "общим знаменателем европейского образования"3. Вместе с другими странами-участниками Россия станет разрабатывать сопоставимые квалификации по направлениям подготовки для всей Европы.
Следующая цель Болонской Декларации — введение уровневой системы высшего образования. Это один из наиболее спорных аспектов введения Болонский процесс в России. Несмотря на то, что с момента подписания Россией БД пошло уже 6 лет, споры по поводу ведения системы бакалавр-магистр не утихают.
Сторонники трехуровнего высшего образования указывают на очевидные выгоды такой системы, как для учащихся, так и для работодателей и государства в целом.
Если говорить об общенациональных выгодах от реализации этого требования Болонского процесса, можно констатировать следующее. Аналогичные европейским российские образовательные степени бакалавр – магистр – доктор станут понятными не только в Европе, но и по всему миру. Предположительно в Россию пойдут дополнительные потоки студентов из стран Азии и Африки, так как диплом российских вузов станет вполне европейским, и будет полностью признаваться в едином образовательном пространстве. За счёт азиатских и африканских студентов будет создаваться потенциал притока мозгов.
Высшее образование в России станет более гибким, система трех уровней более демократична. Так как степень бакалавра – это самодостаточный диплом, для определённого сегмента российских студентов получения высшего образования сократится до 3-4 лет. Это будет означать некоторое сокращение расходов государства на финансирование бюджетных мест.
Здесь следует сделать важное замечание. Введение трёхлетнего или четырёхлетнего бакалавриата как первого уровня высшего образования не является попыткой сэкономить на высшем образовании, о чём нередко говорят критики. Если случится так, что чисто гипотетически сто процентов бакалавров окажутся готовыми учиться дальше российская система высшего образования должна быть готова финансировать их обучение1.
Важный момент, на который обращает внимание Болонская Декларация — степень, присуждаемая после первого цикла, должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня1.
При введении многоуровневого высшего образования в России первый его цикл будет удовлетворять массовый социальный спрос на высшее образование, а второй — способствовать формированию профессиональной элиты и научно-образовательных кадров высшего уровня.
Многоуровневая система высшего образования более всего отвечает потребностям рыночной экономики, в которой рынок труда предъявляет особые требования к качеству рабочей силы.
Серьезным аргументом в пользу перехода на многоступенчатую систему подготовки кадров является также давно назревшая необходимость диверсификации методик обучения на разных стадиях профессиональной подготовки. Общие, базовые знания, в рамках программ подготовки бакалавров, и специализированные знания и навыки их применения по магистерским программам — это совершенно различные знания, и методики их передачи должны различаться. Диверсификация методик обучения по ступеням в конечном счете приведет к более высокой педагогической эффективности.
Многоуровневая система позволит реализовать давно назревшую необходимость градации вузов по их потенциалу: одни могут и должны готовить бакалавров, т.е. дипломников стандартного уровня по массовым профессиям, другие — ориентироваться преимущественно на более соответствующий их потенциалу уровень магистерской подготовки2. Не надо быть специалистом, чтобы понять: материально-техническая база и профессорско-преподавательский состав этих вузов различны, соответственно разное у них и качество подготовки выпускников.
Также введение двухуровневой системы позволит:
повысить эффективность использования бюджетных средств;
привлечь работодателей к финансированию подготовки кадров, причем преимущественно на второй ступени - магистратуре;
продолжать учебу в любом вузе Европы российским студентам;
легче устраиваться на работу за рубежом;
решить проблему с переизбытком на рынке труда специалистов.
Однако введение многоуровневой системы в нашей стране сопряжено с некоторыми трудностями, о которых будет сказано позднее.
Внедрение системы зачетных баллов по типу ECTS — еще одна цель, провозглашенная Болонской Декларацией. Сегодня во многих европейских странах студент может накапливать кредиты в счёт будущего диплома в течение сколь угодно длительного периода. Накопление кредитов позволит студенту повышать квалификацию в течение всей жизни, например, получать дополнительное высшее образование. Благодаря кредитам, студент сможет делать продолжительные перерывы в учёбе — заработанные ранее кредиты не пропадут. Даже в случае отчисления студента из вуза по каким-то причинам набранные им кредиты могут потом быть использованы при продолжении обучения в вузе, причём они будут засчитываться неоднократно, что заметно облегчит студенту получение второго высшего образования.
Академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов — еще одно несомненное преимущество, которое получила Россия при вступлении в Болонский процесс. Академическая мобильность — это возможность для студентов, преподавателей, административно-управленческого персонала вузов "перемещаться" из одного вуза в другой с целью обмена опытом, получения тех возможностей, которые недоступны в "своем" вузе. Согласно рекомендациям Болонской Декларации, каждому студенту желательно проводить семестр в некотором другом вузе, предпочтительно зарубежном1. Ценность такого рода контактов и обменов трудно переоценить, особенно в условиях ограниченности и устарелости лабораторной базы, как это имеет место во многих вузах России. Понятно, что высокая степень академической мобильности предполагает развитую инфраструктуру и доступность источников финансирования, что, к сожалению, далеко не всегда реально. В настоящее время в России даже внутри страны мобильность достаточно ограниченна. Но задача эта – на перспективу – не должна выпадать из поля зрения вузов и органов управления образованием.
Благодаря мобильности иностранных студентов, приезжающих в вуз на семестр или на год, российский университет получит дополнительный источник внебюджетного финансирования2. Мобильность иностранных преподавателей также расширяет образовательные возможности вуза. Как правило, эти преподаватели читают свои курсы на английском языке, поэтому, помимо нового взгляда на специальность, студенты в ходе занятий с ними повышают уровень владения иностранным языком.
Несомненной выгодой академической мобильности станет пропаганда российской культуры — большее число европейцев получат возможность изучить русский язык, познакомиться с российской культурой, с педагогическими традициями нашего высшего образования, которые будут органично распространяться среди иностранных студентов и преподавателей, прибывающих в Россию по программам академической мобильности.
Запуск механизма академической мобильности сегодня, рассчитанной вначале даже на небольшое число студентов и преподавателей, может позволить распространить ее постепенно на более широкий круг участников. Главное, чтобы студенту и преподавателю была предоставлена возможность участия в академической мобильности, а результаты ее оценивались и признавались, исходя из долговременных государственных целей.
Немаловажным аспектом, который положительно повлияет на российскую систему образования, является европейский контроль качества. Он позволит российскому вузу более объективно оценить состояние своих дел, реально определить качественный уровень образования, которое получают его выпускники. Контроль качества со стороны европейских агентств не будет носить принудительного характера, вуз сам будет принимать решение относительно того, нужна ли ему европейская аттестация; но если он получит такую аттестацию, его конкурентоспособность вырастет.
Можно сказать, что причины вступления России в Болонский процесс те же, что и у других стран-участниц: сделать свою образовательную систему более качественной и конкурентоспособной, а выпускников — более востребованными на мировом образовательном рынке. Цели, провозглашенные Болонской Декларацией — это те цели, к которым должна стремиться любая страна, которая хочет наравне с Европой формировать мировую политику, не только в области образования. Цели Болонского процесса формируют концепцию образования будущего, и Россия не должна оставаться в стороне от этого процесса.
1.2 Выгоды России от участия в Болонском процессе
Важно отметить, что среди причин присоединения России к Болонскому процессу немаловажную роль сыграли те преимущества, которые получит российская система высшего образования. Возможные позитивные последствия от вступления России в Болонский процесс целесообразно рассматривать на нескольких уровнях: национальном, вузовском и индивидуальном.
Прежде всего, хотелось бы сказать, о политических аспектах присоединения России к европейскому пространству высшего образования. Укрепление авторитета страны через качественное высшее образование представляет собой важный политический ресурс.
К сожалению, в Европе Россия до сих пор воспринимается в свете советского союза. Многие европейцы по-прежнему относятся к России настороженно, не воспринимая ее как стабильного и надежного партнера1. Полноценное вхождение России в Болонский процесс может способствовать изменению в лучшую сторону ее восприятия европейцами. Участие России в Болонском процессе будет способствовать искоренению в умах европейцев складывавшегося долгими десятилетиями "образа врага". Россия всё в большей степени станет ощущать себя полноценной и полноправной европейской страной. У российских граждан начнёт формироваться психология гражданина Европы, которому свойственна веротерпимость, широта идеологических воззрений, понимание естественного многообразия национальных культур и традиций и их уважение.
Как полноценный член Болонского процесса Россия сможет в свою очередь активнее влиять и на высшее образование в Европе: голос более чем тысячи российских вузов не может не быть услышанным при принятии образовательных решений.
Несомненной выгодой от Болонского процесса станет пропаганда российской культуры — значительно большее число европейцев получат возможность изучить русский язык, познакомиться с российской культурой, с педагогическими традициями нашего высшего образования.
Экономические выгоды России от вступления в Болонский процесс менее заметны, однако необходимо перечислить основные из них.
В соответствии с задачей, поставленной в Берлинском коммюнике, Россия вместе с "Болонскими" партнерами будет стремиться сделать европейскую экономику "наиболее конкурентоспособной и динамичной, основанной на знаниях, экономикой в мире"2. В результате в европейских странах, в том числе и в России, можно ожидать создания большего числа рабочих мест, причем лучшего качества.
Такая система в силу своей гибкости окажется более эффективной и в экономическом отношении. Существующая сегодня невостребованность большого числа узких специалистов массовых профессий означает неэффективность затрат на их подготовку. С переходом на новую образовательную систему изменится в результате и сам характер финансирования вузов, более разнообразными будут его источники.
Обучаясь в европейских вузах по экономическим специальностям, российские студенты приобретут самые современные экономические знания, равно как и научные представления об особенностях современного бизнеса. Особенно важно, что в контексте вступления России в ВТО в стране появится заметное количество европейски образованных экономистов.
Студенты из Европы и других стран мира, приезжающие в Россию, даже если само обучение непосредственно по программам мобильности в строгом соответствии с Болонскими рекомендациями будет бесплатным, привезут в Россию финансовые средства (по аналогии с туризмом), которые используют на оплату проживания, на питание, досуг.
Ниже хотелось бы сказать о том, что выигрывает от Болонского процесса российский вуз.
Нет сомнений, что престиж вуза, гарантированно направляющего своих студентов учиться в европейский вуз-партнёр на семестр или учебный год вырастет; увеличится его привлекательность для абитуриентов. Направляя своих преподавателей в зарубежные вузы для преподавания модулей на семестр или учебный год, вуз получит возможность осуществлять реальное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава1. Заметно увеличатся масштабы, и поднимется качество владения российскими студентами и преподавателями иностранными языками. Знание же иностранных языков откроет для студентов и преподавателей широкий доступ к оригинальным, не переводным зарубежным публикациям — не только профессиональным, что, разумеется, крайне важно, но и к публицистике и художественной литературе.
Повысится конкуренция преподавателей за право читать лекции за рубежом по программам мобильности; это вызовет подъём научной активности на кафедрах. По примеру европейских вузов можно ожидать повышения статуса российского вузовского преподавателя, профессора, общей привлекательности преподавательского труда.
Поскольку вуз в силу ограниченности материальных ресурсов вуз сможет поддерживать программы мобильности не всех, а только части своих студентов, в руках деканатов окажется дополнительное средство стимулирования учёбы студентов — только лучшие получат возможность поехать за рубеж бесплатно или со значительными скидками. Академические рейтинги студентов в тех вузах, где они используются, станут играть ещё более существенную роль.
Российский вуз сможет более осмысленно применять перспективные информационные и коммуникационные технологии, профессионально использовать дистанционное обучение и Интернет.
Несомненно, еще одной причиной для повышения качества образовательного процесса в вузе будет рост межвузовской конкуренции, поскольку конкурировать между собой как за российских, так и за иностранных абитуриентов будут не только отечественные, но и зарубежные вузы.
Далее кратко рассмотрим выгоды, которые получат учащиеся при реализации основных принципов Болонской Декларации.
Для студента Болонский процесс сделает учёбу в вузе более демократичной, более индивидуализированной, предоставит студенту больше выборов, что создаст благоприятные условия для развития его личности. В ходе учёбы он получит возможность, переходя с уровня на уровень, корректировать выбор специальности или профессии в соответствии со своими изменившимися под влиянием полученных в вузе знаний представлениями, вновь возникшими личностно-профессиональными интересами1. В случае возникновения в ходе учёбы материальных затруднений студент, получив диплом бакалавра, сможет пойти работать, а, улучшив своё материальное положение, продолжит обучение в магистратуре. По западному опыту, студент может последовательно получить несколько магистерских степеней, например, для того, чтобы каждый раз изучить дополнительную понадобившуюся ему специальность.
Участвуя в программах мобильности, студент получит эмпирические данные для того, чтобы сравнить, какое образование лучше — российское или европейское. Студент получит доступ к лучшим университетским библиотекам Европы. Болонский процесс даст студенту возможность получать совместные и двойные дипломы, которые значительно увеличат его шансы на трудоустройство по специальности.
Одной из наиболее привлекательных идей Болонской Декларации стала идея "образования в течение всей жизни"2. Знания, полученные человеком в процессе обучения, не раз устаревают в течение его профессиональной жизни. Это ставит систему образования перед необходимостью обеспечивать непрерывное образование, чему будет способствовать вхождение нашей страны в европейское пространство высшего образования.
Татьяна Кастуева-Жан также выделяет следующие положительные эффекты от вступления России в Болонский процесс. Во-первых, получен дополнительный внешний стимул для внутренних реформ. Во-вторых, существует и внешний положительный эффект, который касается отношений России и ЕС. Болонский процесс тесно связан и с другими сферами отношений Россия – ЕС. Изменения в образовательной сфере повлекут за собой изменения в остальных сферах взаимоотношений России с Европой3.
Вышеизложенные преимущества наглядно показывают привлекательность Болонского процесса не только для страны в целом, но и для отдельных вузов, а также для учащихся и профессорско-преподавательского состава.
Россия перестанет восприниматься негативно, в перспективе она станет полноправным членом европейского сообщества, сможет влиять на происходящие в Европе процессы. Российские вузы станут более конкурентоспособными и привлекательными для иностранных учащихся, они смогут привлекать лучших преподавателей и студентов. Выгоды учащихся связаны с демократизацией образования. Студенты смогу сами определять, где и чему они хотят учиться — смогут выбирать дисциплины и проводить отдельные семестры в других вузах. Зачетные единицы позволят продолжать обучение в течение всей жизни, а двойные и совместные дипломы — работать за рубежом.
1.3 Необходимость модернизации российской системы образования как причина вступления России в Болонский процесс
Участие России в Болонском процессе можно рассматривать сквозь призму глобализации, которая предъявляет новые требования к образовательной системе1. В связи с переходом к рыночной экономике и нарастанием процессов глобализации все более явным становится несоответствие сложившейся в России системы подготовки специалистов мировым тенденциям развития образовательных систем. Среди причин вступления России в Болонский процесс можно рассмотреть необходимость модернизации российского образования. На аспектах, обусловивших эту необходимость, нам хотелось бы остановиться более подробно.
Высшее профессиональное образование России, сложившееся в основных чертах в годы и под задачи социалистической индустриализации нуждается в реформировании. Принято считать, что даже в стационарном состоянии общества обновление высшего образования должно происходить через 25—30 лет. Международная практика подобного реформирования предполагает, что обновление должно быть сконцентрировано на модернизации:
• содержания образования;
• структуры образования;
• технологии обучения;
• ресурсного обеспечения1.
Присоединение России осенью 2003 г. к Болонскому процессу дает возможность сделать реформу отечественного образования последовательной и содержательной.
По мнению нынешнего министра образования А. Фурсенко, "…У нас сегодня главная проблема – это невостребованность в огромной степени того, что тех, кто учится, и тех знаний, которые они получают, в значительной части у нас обучение в вузах сводится к получению диплома, а не к получению знаний. И конечно, мы должны систему образования построить таким образом, чтобы люди все-таки приходили за знаниями, умениями, за компетенциями, как угодно это назвать. Но главное — за тем, чтобы они после того, как научились, знали и умели то, что им потребуется в будущей жизни"2.
В своем выступлении на радио " Эхо Москвы" 9 марта 2007 г. Фурсенко подчеркнул, что сегодня потребности в специалистах меняются быстрее, чем система образования их готовит, что обуславливает необходимость создания более гибкой системы образования. Работодатели заявляют, что они не могут сформулировать, какой им специалист потребуется через 5-6 лет, поэтому надо разбить эту систему подготовки на две части. "Первая часть — это базовая система, которая готовит человека, скажем, не на 100% к специальности, а на 90. И не к одной зато, а к 10 или к 15, есть общее направление, что человек должен знать, какие базовые знания ему необходимы".
Из выступления бывшего министра образования РФ В.М. Филиппова на международной конференции в Санкт-Петербурге следует, что модернизация отечественного образования связана со вступлением России в ВТО. "Российские дипломы должны быть понятны западному работодателю", - пояснял Филиппов. Подписание Болонской Декларации, подчеркивал он, станет весомым аргументом за вступление России в ВТО, поскольку система образования вступающей страны по правилам должна соответствовать стандартам ЕС. Если нам нужны иностранные инвестиции в образование и в целом в экономику, мы должны добиваться того, чтобы западный менеджер понимал цену российского диплома1.
Доля России на мировом рынке образовательных услуг не превышает 0,5 %2. Такую ситуацию объясняет целый ряд различных факторов: относительная трудность русского языка, слабая привлекательность политического и экономического имиджа страны, условия жизни и т.д. Однако, не последней причиной является и недостаточная конкурентоспособность российского образования, в целом ещё слабо интегрированного в европейские и мировые схемы.
Нынешняя российская модель трехуровневой подготовки 4 + 2 + 3 специфична. Степень "специалист" не вписывается в Болонскую систему3.
Рынок труда нуждается в новом типе специалистов, способных работать на новых местах, которые появляются в современной экономике, особенно в сфере услуг, где на первый план выходит коммуникативная компетентность человека4. Традиционная фундаментальность российского образования позволяет развивать те качества, которые так важны современному работодателю: кругозор, способность мыслить творчески и аналитически и т.д. В то же время необходима подготовка студентов к реалиям современного рынка труда: обучение их методам поиска работы; правилам поведения в деловой среде; привитие навыков публичной презентации себя и результатов своего труда; воспитание коммуникационных навыков; формирование навыков командной и проектной работы. В настоящее время перед Россией стоит задача формирования системы образования, которая воспроизводила бы культурный и интеллектуальный потенциал, способный вывести общество из кризиса и придать ему необходимый запас прочности для вхождения в общемировое пространство, в том числе и образовательное.
Существует категория специалистов, для которой важен объем и обширность полученных знаний. Это ученые, инженеры, конструкторы мирового уровня, которые, конечно же, необходимы любой стране. В то же время на экономику страны оказывает первостепенное влияние масса специалистов среднего уровня. Здесь важны уже не столько знания, сколько определенный набор навыков и умений. Для успешного развития страны выпускники со средним уровнем подготовки к профессиональной деятельности должны составлять 50–60%. К сожалению, сегодня эта цифра составляет 20–30%1.
Таким образом, переход на двухуровневую систему подготовки, новую систему оценки качества образования для России гораздо более важен и нужен, чем для стран Европы – участниц Болонского соглашения. России необходимо избежать изоляции в образовательном плане. Большинство российских вузов давно нуждается в обновлении своей материально-технической базы и образовательной инфраструктуры, и Болонский процесс может дать толчок процессу модернизации.
Мнения экспертов о причинах участия России в болонском процессе разделились следующим образом.
С. Медведев считает, что люди являются наиболее универсальными носителями информации. Процессы академической мобильности, обмена и стандартизации являются важной составляющей информационного века. Россия не может оставаться в изоляции от этих поступательных процессов. Болонский процесс для России становится средством повышения своей привлекательности и конкурентоспособности в мировом масштабе и возможностью использовать самый ценный ресурс, человеческий потенциал1;
По мнению К. Пурисайнена и С. Медведева, в современном мире знания стали значимым фактором производства, обеспечивающим наибольшую отдачу от инвестиций. Болонский процесс является частью зарождающейся экономики знаний2;
Д. Бадарч и Б. Сазонов утверждают, что экономика любой страны требует открытости и интернационализации своего потенциала знаний, рынков кадров и инноваций, а также инвестиций в сферу образования, по темпам опережающих общие темпы роста экономики. По всем этим позициям российская экономика отстает. Болонский процесс может способствовать преодолению этого разрыва3. Б. Сазонов также считает, что "в рамках Болонского процесса осуществляется большая работа по созданию среды общеевропейского общения, для продвижения диалога и сотрудничества, по разработке методов образовательного сотрудничества"4.
Е.А. Афентьева отмечает, что в сложившихся условиях "У России просто не другого выхода, как включиться в любой "процесс", начатый в Европе, — "болонский" или какой-либо другой"5.
Таким образом, давно назревшая необходимость модернизации российской системы образования является еще одной причиной, по которой России следует включиться в Болонский процесс. Так или иначе, образование придется реформировать, и лучше, если изменения будут адекватны не только потребностям нашей страны, но и требованиям европейского сообщества.
Как видим, причины присоединения России к Болонскому процессу разнообразны, они не исчерпываются какой-либо одной сферой жизни общества, а затрагивают политические и экономические мотивы.
Среди причин вхождения России в Болонский процесс в первую очередь необходимо назвать цели Болонской Декларации — внедрение приложения к диплому, двухуровневое образование, система зачетных кредитов, академическая мобильность, европейская система управления качеством — это те цели, к которым стремится российское образование сегодня. Следование этим целям поможет России интегрироваться в европейскую образовательную систему и стать полноправным членом европейского сообщества.
Кроме того, среди причин вхождения нашей России в Болонский процесс необходимо назвать очевидные выгоды от этого шага для всей страны, отдельных вузов и учащихся. Возрастет престиж нашей страны на международной арене; Россия сможет влиять на решения, принимаемые Европой. Вузы станут готовить более конкурентоспособных выпускников, повысится их авторитет. Выпускники вузов, имеющие признаваемый в Европе диплом, будут более востребованы, они смогут продолжать образование или работать в ведущих странах Европы. Вступление России в Болонский процесс позволит нейтрализовать дисбаланс между количеством выпускаемых специалистов и количеством рабочих мест, а также решить проблему устаревания знаний в процессе обучения.
Также среди причин вхождения России в Болонский процесс необходимо назвать давно назревшую необходимость модернизации российской системы образования. Устаревшее оборудование, учебные программы требуют реформирования, и Болонский процесс — это возможность сделать наше образование сопоставимым с европейским. Развитие образования дошло до той точки, когда нашей или любой другой стране нельзя оставаться в стороне от происходящих изменений.
В следующем разделе будет показано, насколько успешно реализуются принципы Болонской Декларации в нашей стране.
Глава 2. Этапы вступления России в Болонский процесс
2.1 Законодательные меры по реализации Болонского процесса в России
19 сентября 2003 г. в Берлине на совещании министров образования стран-участниц Болонского процесса Россия официально присоединилась к формированию единого европейского пространства высшего образования и подтвердила свое намерение следовать основным принципам Болонской Декларации. После того, как министр образования В. М. Филиппов подписал от имени России Болонскую Декларацию, началась официальная история Болонского процесса в России. Подписание Российской Федерацией документов Болонского процесса автоматически возлагало на страну обязательства воплотить в жизнь его принципы до 2010 года.
Еще до официального присоединения России к Болонской Декларации в высшей школе страны началось движение в сторону международных стандартов профессионального образования. Уже в Законе Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", принятом в 1996 г. была предусмотрена многоуровневая система высшего образования.
Например, в МГИМО уже примерно за десять лет до начала Болонских преобразований (1994 год) были введены уровни образования "бакалавр" "магистр". Важным было и то, что все студенты МГИМО основательно изучают английский язык в качестве первого или второго иностранного, а многие преподаватели университета свободно владеют этим языком1.
В качестве причин интереса МГИМО к "Болонским" преобразованиям послужило всегда существовавшее стремление давать студентам университета современное, отвечающее уровню самых высоких европейских и мировых стандартов и безоговорочно признающееся международным сообществом высшее образование.
Воронежский государственный университет в числе первых российских университетов в 1993 г. ввел ряд учебных программ подготовки бакалавров и магистров. С 2004 г. университет выдает выпускникам приложение к диплому магистра и бакалавра по форме, установленной комиссией Европейского союза, на английском языке. Ряд выпускников университета — бакалавров успешно продолжают обучение в магистратуре зарубежных высших учебных заведений1.
С точки зрения внедрения принципов Болонской Декларации, Россия в ряде отношении находится даже на более продвинутом этапе, чем большинство западноевропейских стран. Это объясняется теми мерами, которые в рамках программы модернизации российского образования проводились и проводятся в стране уже более 10 лет и которые по своей общей направленности совпадают с основным вектором развертывания Болонского процесса2. В приложении 1 приведены результаты оценки национальных докладов стран-участниц Болонского процесса, которые позволяют сравнить этап реализации отельных положений Болонской Декларации в странах Европы и в России.
В октябре 2004 года Министерство образования и науки РФ Приказом № 100 от 25 октября 2004 года создает группу по осуществлению Болонских принципов в России. В соответствии с этим приказом, группа должна работать над решением следующих задач:
анализ хода реализации Болонских принципов развития высшего профессионального образования в Российской Федерации;
выработка рекомендаций по осуществлению Болонских принципов в Российской Федерации и в Европе;
координация деятельности федеральных органов управления высшим профессиональным образованием Российской Федерации по развитию Болонского процесса в России.
Руководство группой было возложено на Заместителя Министра образования и науки Российской Федерации А.Г. Свинаренко. Создание этой группы стало первым шагом в процессе реализации положений Болонской системы в России1.
К 2004 году сформировалась правовая база системы оценки качества образования в Российской Федерации, которая включала Закон Российской Федерации "Об образовании" (от 10 июля 1992 года № 3266-1) и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (от 29 августа 1996 года № 125-ФЗ), а также постановления Правительства Российской Федерации "О государственной аккредитации высшего учебного заведения" (от 2 декабря 1999г. № 1323) и "О лицензировании образовательной деятельности" (от 18 октября 2000г. № 796).
В Национальном отчете Российской Федерации о мероприятиях за 2004 — 2005 годы, подготовленном к совещанию министров образования стран-участниц Болонского процесса 2005 года были названы следующие изменения в российском законодательстве, инициированные присоединением России к Болонскому процессу2:
преобразование органов федерального управления образования и научных исследований в Министерство образования и науки;
придание Минобрнауки РФ функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Документом, уточняющим и конкретизирующим направления деятельности в рамках Болонского процесса, стал приказ Минобрнауки РФ от 15 февраля 2005 года "О реализации положений Болонской Декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации" и "План мероприятий по реализации положений Болонской Декларации на 2005 – 2010 гг.". В этих документах сформулированы следующие задачи.
Развитие системы высшего профессионального образования (ВПО) на двух основных уровнях — бакалавриат и магистратура.
Изучение и введение системы зачётных единиц (ECTS).
Введение приложения к диплому о ВПО, совместимого с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании.
Создание и обеспечение деятельности сопоставимой системы признания иностранных документов об образовании в РФ и российских документов в государствах-участниках Болонской Декларации.
Решение проблемы качества образования и разработки сопоставимых методологий и критериев оценки качества образования.
Содействие развитию академической мобильности студентов и преподавателей вузов1.
После конференции в Бергене была проделана следующая работа:
приказом Минобрнауки России от 25 апреля 2005 г. № 126 утвержден Перечень головных вузов и вузов-координаторов по Болонскому процессу;
продолжается работа по переходу на систему зачётных единиц, повышению автономии вуза в совершенствовании планирования и организации образовательного процесса;
совершенствуется система обеспечения качества, в системе высшего образования введены новые показатели государственной аккредитации2.
В конце октября 2007 г. Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)". Закон устанавливает два уровня высшего профессионального образования бакалавриат и магистратуру.
В 2005 — 2007 гг. в Российской Федерации проведен ряд международных и российских научных конференций:
"Болонский процесс: европейский и российский опыт управления университетами";
"Болонья глазами студентов";
"Болонский процесс: качество образовательных программ в современном вузе";
"Формирование инновационного потенциала вузов в условиях Болонского процесса".
Проведены обучающие семинары в семи федеральных округах на базе региональных вузов-координаторов.
Таким образом, законодательно Болонский процесс в России продвигается достаточно активно: на всех уровнях принимаются меры для реализации положений Болонской Декларации. На государственном уровне это законы и приказы, на уровне университетов — положения об организации учебного процесса и т.д. Проводятся многочисленные конференции и семинары. Некоторые мероприятия в направлении Болонского процесса в нашей стране начали реализовываться еще до официального подписания Болонской Декларации, в частности двухуровневая система образования существовала в России с 1996 года.
Развитие Болонского процесса в России не определяется только законодательными мерами — некоторые вузы, стремящиеся давать своим студентам самые современные знания, внедряют принципы Болонской Декларации без принуждения со стороны закона.
Однако необходимо констатировать, что не все декларируемые меры реализуются в полном объеме, например, несмотря на закон о введении двухуровневой системы образования, абсолютное большинство студентов обучаются по программе специалиста; многие мероприятия, запланированные правительством по реализации принципов Болонского процесса, до сих пор не осуществлены.
2.2 Уровень реализации отдельных положений Болонского процесса в российских вузах
Согласно информации, полученной в ходе мониторинга участия российских вузов в Болонском процессе, какие-либо направления этого процесса в настоящее время реализуются в 80% вузов – участников исследования1. Можно констатировать, что с момента подписания Болонской Декларации в сентябре 2003 г. процесс вхождения российских вузов в европейское пространство высшего образования принял массовый характер.
Исследование зафиксировало высокий уровень дифференцированности вузов по степени вовлеченности в Болонский процесс. Примерно в четверти вузов на сегодняшний день реализуются только 1-2 направления Болонского процесса; вовлеченность еще трети вузов можно признать "средней" в них реализуются 3-4 направления; 5 или 6 направлений реализуются в 17% исследованных вузов.
Наиболее часто реализуемыми направлениями Болонского процесса являются обеспечение качества и развитие двухуровневой системы образования: они реализуются в более чем половине вузов-участников исследования.
Вместе с тем важнейшим показателем развития двухуровневой системы является не только сам факт ее наличия в вузе, но и доля студентов, подготавливаемых в вузе по этой системе. Введя бакалавриат и магистратуру, закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации " оставил возможность получить привычную для России, но совершенно непонятную за границей квалификацию "специалист". В итоге даже в тех вузах, где введен бакалавриат, его выпускники, не попавшие в магистратуру, продолжают обучение по программе подготовки специалистов. При этом в качестве ответа на вопрос о трудоустройстве бакалавров приводится информация о том, что на рынок труда выходит очень небольшой процент окончивших бакалавриат: примерно 85-88% получивших диплом бакалавра продолжают обучение в специалитете, доучиваясь еще 1 год1.
В приложении 2 приведена таблица, наглядно иллюстрирующая абсолютное преобладание специалистов над бакалаврами и магистрами, которое сохранится и в будущем.
Примерно в четверти вузов, принявших участие в исследовании и внедряющих систему менеджмента качества, этот процесс находится только в подготовительной стадии. Анализ предоставленных вузами данных показал, что в подавляющем большинстве вузов (более 90%) существует система непрерывного контроля успеваемости студентов в течение семестра. Результаты исследования продемонстрировали наличие достаточно широко используемой практики привлечения работодателей к управлению вузами2.
Изучение и введение системы зачетных единиц (ECTS) как инструмента академической мобильности реализуется в настоящее время в 43% вузов, серьезной динамики по этому показателю не фиксируется. В вузах, внедривших в той или иной степени систему зачетных единиц, по этой системе реализуется около четверти всех образовательных программ и обучается около 18% студентов.
По сведениям, предоставленными вузами, совместные программы в настоящее время реализуются в половине вузов, принявших участие в опросе. Произведенные расчеты показали, что среднее число совместных программ, реализующихся в вузах, составляет 7 шт. Введение приложения к диплому о высшем профессиональном образовании, совместимом с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании.
Согласно плану мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005 — 2010 годы, на 2008 годы было запланировано введение приложения к диплому о высшем профессиональном образовании, совместимом с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании1. Однако до настоящего времени Приложения к диплому выдаются выпускникам по их требованию и с оплатой, хотя в соответствии с приказом Минобрнауки Росси от 15 февраля 2005 года № 40, к 2008 году Европейские приложения к диплому должны выдаваться выпускникам всех аккредитованных высших учебных заведений по аккредитованным образовательным программам автоматически (без заявки выпускника) и бесплатно.
Страны-участницы Болонского процесса в обязательном порядке должны представлять свой Национальный доклад о реализации принципов Болонской Декларации на встрече министров. В подготовке Национального доклада России 2007 года принимали участие специалисты федеральных органов управления образованием, Национального аккредитационного агентства, Национального фонда подготовки кадров, члены рабочей группы по осуществлению Болонских принципов в России. Международные эксперты так оценили уровень участия Российской Федерации в Болонском процесс:
Внедрение 2-х уровневой системы — менее 30% студентов поступает на уровневую подготовку; наличие принятого законодательства;
Доступ к следующему уровню — все квалификации первого уровня дают возможность продолжить обучение хотя бы по одной программе следующего уровня без существенных проблем перехода;
Внедрение национальной квалификационной рамки – предложения по национальным квалификационным рамкам разработаны в соответствии с европейскими квалификационными рамками;
Реализация европейских принципов стандартов качества – процесс реализации национальной системы квалификационных рамок, разработанных с учетом европейских принципов, уже начался;
Независимая система обеспечения качества – система обеспечения качества действует на национальном уровне для всех институтов, включает самооценку, внешнюю оценку и публикацию результатов;
Внедрение приложения к диплому – приложение выдается некоторым студентам или в рамках некоторых программ (по просьбе, платно);
Внедрение ECTS – кредитная система внедрена для обоих уровней как система зачета и накопления;
Признание совместных степеней – законодательство позволяет и поддерживает совместные программы и совместные степени1.
По сведениям, приведенным в отчетах координаторов по Болонскому процессу, лишь в одном вузе — МГИМО существует вузовский координатор по проблемам Болонского процесса. А в других вузах поступающая информация, зачастую просто не доходит до преподавателей, студентов — т.е. до непосредственных участников процессов модернизации2.
По мнению В. Байденко, есть основания утверждать, что переход к двухуровневой системе образования затормозился на середине пути3. Той же точки зрения придерживается и Ю. Муратова4. По результатам проведенного ей исследования, в случае максимального соответствия вузов всем выделенным требованиям суммарное значение интегрального индекса по 20 университетам составило бы 520 баллов. В итоге индекс оказался равен 260, что ровно в 2 раза меньше максимума.
Можно сделать общий вывод о том, что по совокупности анализируемых параметров наши вузы в целом находятся ровно на полпути к формату единого европейского образовательного пространства. Существует необходимость временного сохранения специалитета. Не меняется главное — сохраняются приверженность к поточно-групповой организации учебного процесса, серьезно ограничивающей возможности индивидуально-ориентированной организации учебного процесса. Очевидно, что желаемые результаты не будут достигнуты к 2010 году, как это планировалось ранее. Однако ситуация более оптимистична, чем кажется на первый взгляд: сопоставление результатов реализации основных положений Болонского процесса в России со странами Европы показывает несущественное отставание нашей страны от ведущих европейских стран.
2.3 Проблемы реализации Болонского процесса в России
Говоря об уровне реализации принципов Болонского процесса в России, нельзя не сказать, о том, чем обусловлено некоторое отставание нашей страны от Европы. Объем данной работы не позволяет подробно охарактеризовать все факторы, которые сдерживают развитие Болонского процесса, поэтому кратко остановимся на некоторых, наиболее основных из них.
В докладе, подготовленном группой экспертов по анализу условий реализации Болонских принципов в России в 2005 году, были отмечены проблемы, препятствующие полноценному вхождению России в Болонский процесс, среди которых можно выделить следующие:
проблема формирования эффективной системы аккредитации;
неготовность значительного числа вузов в России к переходу на двухуровневую систему подготовки специалистов, и т. д.1.
Наряду с перечисленными проблемами по содержанию и качеству образования существуют и трудности, связанные с ресурсным и социальным обеспечением интеграции:
недостаточность научно-методического, кадрового, материально-технического обеспечения для реализации положений Болонской Декларации;
недостаточность уровня применения информационных технологий в образовательном процессе и менеджменте;
отток высококвалифицированных специалистов1.
Т. Екимова, Ю. Краснова и Д. Харитонов выделяют следующие проблемы, с которыми столкнулась система высшего профессионального образования России на пути реализации Болонской Декларации:
Инерционность восприятия рынком труда степени бакалавра.
Неготовность части российской высшей школы выступать равноправным партнером в программах мобильности (недостаточное финансирование, слабое знание иностранных языков).
Излишняя регламентация недостаточная гибкость, адаптивность учебных программ.
Неготовность многих вузов к формированию новых компетенций выпускников, направленных на мобильность в рынке труда2.
Целый ряд проблем связан с тем, что образовательные стратегии Болонского процесса в России до сих пор четко не определены. Не разработана национальная стратегия в связи с присоединением к Болонскому процессу, не определена национальная идея интеграции России в единое европейское образовательное пространство. Не созданы условия для развития академической мобильности.
Не менее остра и проблема глубокого изучения иностранных языков. Европейцы почти не замечают эту проблему, потому что в западной, да и в центральной части континента большинство образованного населения свободно говорит на двух-трёх языках близлежащих стран. У нас нет традиции поголовного владения иностранными языками, и обычная школа не способна решить эту задачу1.
В европейских академических кругах не скрывают, что мобильность будет приводить к "утечке мозгов" как студентов, так и преподавателей. Студенты со знанием иностранных языков, к тому же улучшившие их в иноязычной языковой среде, познакомившиеся с условиями труда и заведшие связи с местными сверстниками, получат гораздо больше шансов найти за рубежом работу.
Еще одной проблемой является неправильное понимание Болонского процесса, которое также тормозит его развитие. В то время как речь идет о гармонизации образовательных траекторий, создании понятной и сопоставимой системе степеней, часто процесс понимается как униформизация содержания образования, субординация какому-то единому европейскому стандарту2.
Опасения специалистов также связаны со следующими соображениями:
Будет разрушена сложившаяся годами система высшего профессионального образования, которая признавалась одной из лучших в мире.
Вынужденное сокращение фундаментальной составляющей отрицательно скажется на качестве подготовки будущих специалистов.
Сокращение часов по гуманитарным дисциплинам также нежелательно, т.к. в этом случае получить на выходе из вуза всесторонне и гармонично развитую, нравственную личность будет весьма проблематично.
Сокращение срока обучения отразится в первую очередь на выпускающих кафедрах, где работают высококвалифицированные преподавательские кадры – специалисты в конкретных отраслях профессиональных знаний.
В магистратуре смогут обучаться, причем по узким направлениям, менее 10% лучших выпускников бакалавриата, что существенно повышает стоимость их индивидуальной подготовки1.
Частично, в силу этих причин, а также технических трудностей реализации, спустя 6 лет после начала, процесс все еще не получил полномасштабного развития и остается делом в первую очередь крупных столичных и региональных государственных вузов, в которых к тому же разные компоненты Болонского процесса развиваются на разных скоростях.
В заключение резюмируем результаты исследования включенности российских вузов в Болонский процесс.
Магистерские программы введены в большинстве университетов. Тем не менее, есть основания утверждать, что переход к двухуровневой системе образования затормозился на середине пути. Вузы занимают позицию их минимального развития. Число этих программ, их размер и доля магистров в общем числе студентов относительно малы.
Система кредитов (зачетных единиц) в целом не получила распространения в вузах. И даже в тех случаях, когда она введена, зачетные единицы используются преимущественно в формально-расчетных целях, т.е. не выполняют всех предназначенных им функций.
Вузы демонстрируют относительную гибкость в построении учебных планов, предлагая курсы по выбору. По всей видимости, степень этой гибкости будет повышаться и далее.
В вузах сформирован широкий набор форм поощрения за исследовательскую работу.
Рейтинги студентов распространены почти в половине вузов, однако не охватывают и половины учащихся, а степень открытости рейтингов относительно невысокая. Составление рейтингов преподавателей в вузах еще менее распространено.
Информационная открытость вузов находится на невысоком уровне.
Практика зачета курсов, прослушанных в зарубежных вузах, и обучение иностранных студентов в российских вузах относительно распространены, но, как правило, они затрагивают минимальное число студентов. Программы же двойных и совместных дипломов с зарубежными вузами существуют в относительно небольшом числе университетов.
На ведущих факультетах количество российских преподавателей, читающих курсы за рубежом, и иностранных преподавателей, примерно равное. Но в обоих случаях эта практика не слишком распространена1.
По результатам опроса экспертов, проведенного Татьяной Кастуевой-Жан2, перспективы Болонский процесс в России не слишком оптимистичны. Среди опрошенных экспертов, можно выделить тех, кто разделяет пессимистическое видение вещей. Они высказывают опасения, что процесс не будет доведен до конца и окажется постепенно заброшен после вовлечения в него малой части передовых вузов.
Можно сделать вывод, что на пути реализации Болонского процесса в России стоит множество проблем. Некоторые из них (например, трудность пересчета принятых в стране оценок в кредиты) свойственны и европейским образовательным системам, но большинство проблем специфичны для России. Однако эти проблемы являются не непреодолимыми препятствиями, а лишь сдерживающими факторами, для устранения которых требуются усилия со стороны как властей (финансирование), так и общественности (принятие степени бакалавра как самодостаточной).
Заключение
Мы рассмотрели причины и этапы присоединения России к Болонскому процессу. В ходе исследования была обоснована целесообразность вхождения нашей страны в европейское образовательное пространство — цели Болонской декларации должны стать целями российской образовательной системы. Выгоды, которые получит наша страна, вузы, а также студенты и преподаватели неоспоримы. Также была показана давно назревшая необходимость модернизации российской системы образования. Советское образование считалось одним из лучших в мире, однако уже давно изменились требования, которым должно удовлетворять образование сегодня, устарела материально-техническая база подготовки профессионалов. Все вышеперечисленные факторы в совокупности составляют тот комплекс причин, который не позволяет нашей стране оставаться в стороне от происходящих изменений и заставляет интегрироваться в мировое образовательное пространство.
Законодательные меры по реализации Болонского процесса в России показали, что правительство восприняло предстоящие изменения с энтузиазмом. Начиная с 2003 года, был реализован ряд мероприятий, способствующих внедрению трехуровневой системы образования, были назначены головные вузы и вузы-координаторы по Болонскому процессу.
Анализ уровня реализации отдельных положений Болонской Декларации позволяет заключить, что принципы Болонского процесса в России реализованы ровно наполовину. Однако сравнение с Европой показывает несущественное отставание России.
Важно следующее — теперь, спустя 6 лет с момента подписания Россией Болонской Декларации, будет ли процесс продолжаться теми же темпами, не остановится ли после того, как российская образовательная система столкнулась с трудностями на пути его реализации? Для преодоления этих трудностей, на наш взгляд, потребуется немало сил и времени, ведь некоторые из проблем — неготовность вузов к переходу на новые стандарты и инертность восприятия рынком труда степени бакалавра — потребуют, возможно, несколько лет для их преодоления.
В будущем, надеемся, что этот шаг — подписание Болонской Декларации — положит начало комплексным реформам всей образовательной системы (а не только высшего образования), которые также коснутся и других сфер жизни российского общества. Ведь именно образование должно помочь нашей стране выйти на новый уровень в отношениях с Европой и миром.
Список использованной литературы
Актуальные вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем: монография / Д. Бадарч, Б. Сазонов. — М.: Бюро ЮНЕСКО в Москве; ТЕИС, 2007. —190 с.
Анализ современного этапа реализации Болонского процесса в России (portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/1/52308.DOC).
Анализ социально-экономических и институциональных условий адаптации образовательных программ высшего профессионального образования России к задачам Болонского процесса (www.bologna.spbu.ru/application21.doc).
Афанасьев Ю. Роль инновационных образовательных программ в реализации принципов Болонского процесса / Ю. Афанасьев // Материалы семинара по Болонскому процессу (http://smc.nstu.ru/download/seminar_22_11_2007/report/rol_IOP.doc).
Афентьева Е. Болонский процесс: плюсы и минусы / Российские вузы и Болонский процесс: материалы научно-практической конференции. Тамбов, 16-19 октября 2006 г. — Тамбов, издательство тамбовского государственного технического университета, 2006. — С. 48-49.
Болонский процесс (http://bologna.mgimo.ru/about.php?lang=ru&cat_id=3&doc_id=3).
Болонский процесс в вопросах и ответах / В. Касевич, Р. Светлов, А. Петров, А. Цыб. — Издательство С.-Пб. университета, 2004. — 108 с.
Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе / под ред. К. Пурисайнена и С. Медведева. — М.: РЕЦЭП, 2005. — 199 с.
Болонский процесс и развитие российской системы высшего образования (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=166).
Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования: учебное пособие/Б. Сазонов.— М.: ФИРО—2006.—184 с.
Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А. И. Гретченко, А. А. Гретченко. — М.: КНОРУС, 2009. — 432 с.
Болонский процесс: середина пути / Под. ред. В. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Российский Новый Университет, 2005. — 379 с.
Екимова Т. Этапы большого пути. Болонский процесс в России / Т. Екимова, Ю. Краснова, Д. Харитонов (http://ru-ects.csu.ru/ru/node/11).
Игнатьев В. П. Болонский процесс: опасения и надежды / В. П. Игнатьев, Л. Ф. Варламова // Высшее образование в России. — 2009. — №4. — С. 138-141.
Интервью А. Фурсенко на радиостанции "Эхо Москвы" 9 марта 2007 г. (http://www.inf.tsu.ru/Webdesign/bpros.nsf/newsprn/1403200739).
Ищенко Е. Реализация принципов Болонской декларации в Воронежском государственном университете / Ищенко Е., Коровин В.// Вестник воронежского государственного университета. Серия: проблемы высшего образования. — 2008. — №1. — С. 10-14.
Кастуева-Жан Т. «Блеск и нищета» высшего образования в России (www.ifri.org/files/Russie/ifri_jean_obrazovanie_sent2006_rus.pdf).
Кастуева-Жан Т. Россия в Болонском процессе: неоднозначные оценки четырехлетнего опыта и перспективы (www.iori.hse.ru/es/materials/T.Kastueva-Jean.pdf).
Колесов В. Двухступенчатое высшее образование: 15 аргументов «за» / В. Колесов // Высшее образование в России. — 2006. — №2. — С. 24-31.
Медведев С. Болонский процесс, Россия и глобализация / С. Медведев // Высшее образование в России. — 2006. — №3. — С. 31-36.
Мониторинг участия российских вузов в Болонском процессе. Аналитический отчет по результатам исследования в вузах. — М, 2006 (http://window.edu.ru/window_catalog/files/r61885/39148.pdf).
Муратова Ю. На полдороге к будущему: оценка включенности группы российских вузов в Болонский процесс / Ю. Муратова, В. Радаев // Вопросы образования. —2007. — № 3. — С. 84-115.
"Мягкий путь" вхождения российских вузов в Болонский процесс / под ред. А. Мельвиля. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — 352 с.
Опыт университета МГИМО по переходу на Болонскую систему (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=180).
Отчет о проведении исследования "Болонья глазами студентов" (http://window.edu.ru/window_catalog/files/r61902/52291.pdf).
Перминова М. Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую образовательную систему / М. Перминова // Известия Саратовского университета, Сер. Социология. Политология. — 2009. — № 2. — С. 29-31.
План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005 – 2010 годы (http://www.edu.ru/db-mo/mo/Data/d_05/prm40-1.htm).
Российские вузы в Болонском процессе (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=151).
Россия в Болонском процессе: "подводные камни" (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=154).
Студент и преподаватель как субъекты Болонского процесса (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=153).
Текст совместного заявления европейских Министров образования, подписанного в Болонье 19. 06. 1999 года (Болонская Декларация) (http://iic.dgtu.donetsk.ua/russian/ovs/bologna.html).
Шадриков В.Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и Болонский процесс / В. Шадриков // Вопросы образования. — 2004. — № 4. — С. 5-9.
Приложение 1
Результаты оценки национальных докладов стран-участниц Болонского процесса, 2007 г.1
Позиционирование России в Болонском процессе в 2007 году по сравнению с остальными странами – участницами выглядит следующим образом.
Уровень |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Внедрение 2-х уровневой системы |
23 |
11 |
10 |
4 R |
0 |
Доступ к следующему уровню |
37 |
5 R |
2 |
1 |
3 |
Внедрение национальной квалификационной рамки |
7 |
6 |
11 R |
23 |
1 |
Реализация европейских принципов стандартов качества |
17 |
26 R |
4 |
1 |
0 |
Независимая система обеспечения качества |
18 |
23 R |
5 |
2 |
0 |
Уровень участия студентов |
17 |
16 R |
11 |
4 |
0 |
Уровень участия иностранных экспертов |
11 |
14 |
16 R |
3 |
4 |
Внедрение приложения к диплому |
25 |
7 |
14 |
1 R |
1 |
Реализация Лиссабонской Конвенции |
31 |
5 R |
1 |
3 |
8 |
Внедрение ECTS |
27 R |
9 |
6 |
6 |
0 |
Признание предыдущих периодов обучения |
17 |
11 R |
9 |
9 |
2 |
Признание совместных степеней |
32 R |
16 |
0 |
0 |
0 |
Выводы, которые можно сделать, исходя из представленной информации, прежде всего, связаны с тем, что большинство стран Европы переходит (или уже перешло) на уровневую систему высшего образования, и все они используют систему обеспечения качества, совместимую с европейскими принципами стандартов качества. Не менее важным является и то, что всеми странами в той или иной степени внедрен принцип ECTS.
Приложение 2
Прием — выпуск бакалавров, специалистов и магистров в целом по Российской Федерации.1
Годы |
Прием |
Выпуск |
||||
бакалавр |
специалист |
магистр |
бакалавр |
специалист |
магистр |
|
1995 |
84902 |
533 969 |
2550 |
6096 |
380 801 |
773 |
1996 |
79325 |
585 678 |
3795 |
14946 |
387 903 |
1342 |
1997 |
77726 |
657512 |
5093 |
25508 |
397 193 |
2237 |
1998 |
84179 |
701 322 |
6485 |
38 115 |
415649 |
3736 |
1999 |
60940 |
831 313 |
7724 |
30361 |
453 338 |
5448 |
2000 |
51 886 |
1 048 296 |
9554 |
28053 |
514624 |
6782 |
2001 |
49218 |
1 173492 |
6723 |
26 109 |
584812 |
5753 |
2002 |
42310 |
1 165 803 |
5085 |
31097 |
660 232 |
5598 |
2003 |
36704 |
1 264 597 |
7002 |
27256 |
760 892 |
4089 |
2004 |
75902 |
1 226 875 |
13268 |
49318 |
825 280 |
9714 |
2005 |
78859 |
1 202 205 |
14987 |
50940 |
862 038 |
10250 |
2006 |
84316 |
1 195 782 |
17939 |
52434 |
927 652 |
11579 |
2007 |
76400 |
1 090 400 |
13840 |
52964 |
954918 |
11 797 |
2008 |
71 300 |
1 002 400 |
13090 |
31332 |
1 013 122 |
13684 |
2009 |
65 100 |
901 700 |
12 100 |
29700 |
990 899 |
11064 |
2010 |
59000 |
804 700 |
11 100 |
26689 |
976 364 |
10585 |
2011 |
57393 |
10920 |
31057 |
972 580 |
9952 |
|
2012 |
10790 |
33872 |
910494 |
9313 |
||
2013 |
10560 |
37293 |
858649 |
9198 |
||
2014 |
40660 |
799 322 | |
9114 |
|||
2015 |
41 546 |
742 174 |
8967 |
1 Шадриков В.Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и Болонский процесс / В. Шадриков // Вопросы образования. — 2004. — № 4. — С. 5.
1 Текст совместного заявления европейских Министров образования, подписанного в Болонье 19. 06. 1999 года (Болонская Декларация) (http://iic.dgtu.donetsk.ua/russian/ovs/bologna.html).
2 Студент и преподаватель как субъекты Болонского процесса (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=153).
3 "Мягкий путь" вхождения российских вузов в Болонский процесс / под ред. А. Мельвиля. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — С. 76.
1 Болонский процесс и развитие российской системы высшего образования (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=166).
1 Текст совместного заявления европейских Министров образования, подписанного в Болонье 19.06.1999 года (Болонская Декларация) (http://iic.dgtu.donetsk.ua/russian/ovs/bologna.html).
2 Колесов В. Двухступенчатое высшее образование: 15 аргументов «за» / В. Колесов // Высшее образование в России. — 2006. — №2. — С. 27.
1 Болонский процесс в вопросах и ответах / В. Касевич, Р. Светлов, А. Петров, А. Цыб. — Издательство С.-Пб. университета, 2004. — С. 13-14.
2 "Мягкий путь" вхождения российских вузов в Болонский процесс / под ред. А. Мельвиля. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — С. 89.
1 Болонский процесс и развитие российской системы высшего образования (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=166).
2 Болонский процесс и развитие российской системы высшего образования (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=166).
1 Российские вузы в Болонском процессе (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=151).
1 Студент и преподаватель как субъекты Болонского процесса (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=153).
2 Ищенко Е. Реализация принципов Болонской декларации в Воронежском государственном университете / Ищенко Е., Коровин В.// Вестник воронежского государственного университета. Серия: проблемы высшего образования. — 2008. — №1. — С. 10.
3 Кастуева-Жан Т. Россия в Болонском процессе: неоднозначные оценки четырехлетнего опыта и перспективы — С.7. (www.iori.hse.ru/es/materials/T.Kastueva-Jean.pdf).
1 Медведев С. Болонский процесс, Россия и глобализация / С. Медведев // Высшее образование в России. — 2006. — №3. — С. 31-32.
1 "Мягкий путь" вхождения российских вузов в Болонский процесс / под ред. А. Мельвиля. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — C. 73.
2 Интервью А. Фурсенко на радиостанции "Эхо Москвы" 9 марта 2007 г. (http://www.inf.tsu.ru/Webdesign/bpros.nsf/newsprn/1403200739).
1 Анализ социально-экономических и институциональных условий адаптации образовательных программ высшего профессионального образования России к задачам Болонского процесса (www.bologna.spbu.ru/application21.doc).
2 Кастуева-Жан Т. «Блеск и нищета» высшего образования в России (www.ifri.org/files/Russie/ifri_jean_obrazovanie_sent2006_rus.pdf).
3 Болонский процесс (http://bologna.mgimo.ru/about.php?lang=ru&cat_id=3&doc_id=3).
4 Перминова М. Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую образовательную систему / М. Перминова // Известия Саратовского университета, Сер. Социология. Политология. — 2009. — № 2. — С. 30.
1 Афанасьев Ю. Роль инновационных образовательных программ в реализации принципов Болонского процесса / Ю. Афанасьев // Материалы семинара по Болонскому процессу (http://smc.nstu.ru/download/seminar_22_11_2007/report/rol_IOP.doc).
1 Медведев С. Болонский процесс, Россия и глобализация / С. Медведев // Высшее образование в России. — 2006. — №3. — С. 31
2 Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе / под ред. К. Пурисайнена и С. Медведева. — М.: РЕЦЭП, 2005. — С. 22.
3 Актуальные вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем: монография / Д. Бадарч, Б. Сазонов. — М.: Бюро ЮНЕСКО в Москве; ТЕИС, 2007. —С. 12.
4 Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования: учебное пособие/Б. Сазонов.— М.: ФИРО—2006.— С. 20.
5 Афентьева Е. Болонский процесс: плюсы и минусы / Российские вузы и Болонский процесс: материалы научно-практической конференции . Тамбов, 16-19 октября 2006 г. — Тамбов, издательство тамбовского государственного технического университета, 2006. — С. 49.
1 Опыт университета МГИМО по переходу на Болонскую систему (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=180).
1 Ищенко Е. Реализация принципов Болонской декларации в Воронежском государственном университете / Ищенко Е., Коровин В.// Вестник воронежского государственного университета. Серия: проблемы высшего образования. — 2008. — №1. — С. 11.
2 Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А. И. Гретченко, А. А. Гретченко. — М.: КНОРУС, 2009. — С. 138.
1 Екимова Т. Этапы большого пути. Болонский процесс в России / Т. Екимова, Ю. Краснова, Д. Харитонов (http://ru-ects.csu.ru/ru/node/11).
2 Анализ современного этапа реализации Болонского процесса в России (portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/1/52308.DOC).
1 План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005 – 2010 годы (http://www.edu.ru/db-mo/mo/Data/d_05/prm40-1.htm).
2 Анализ современного этапа реализации Болонского процесса в России (portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/1/52308.DOC).
1 Мониторинг участия российских вузов в Болонском процессе. Аналитический отчет по результатам исследования в вузах. — М, 2006 (http://window.edu.ru/window_catalog/files/r61885/39148.pdf).
1 Анализ современного этапа реализации Болонского процесса в России (portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/1/52308.DOC).
2 Мониторинг участия российских вузов в Болонском процессе. Аналитический отчет по результатам исследования в вузах. — М, 2006 (http://window.edu.ru/window_catalog/files/r61885/39148.pdf).
1 План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005 – 2010 годы (http://www.edu.ru/db-mo/mo/Data/d_05/prm40-1.htm).
1 Анализ современного этапа реализации Болонского процесса в России (portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/1/52308.DOC).
2 Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А. И. Гретченко, А. А. Гретченко. — М.: КНОРУС, 2009. — С. 137.
3 Болонский процесс: середина пути / Под. ред. В. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Российский Новый Университет, 2005. — С. 54.
4 Муратова Ю. На полдороге к будущему: оценка включенности российских вузов в Болонский процесс / Ю. Муратова, В. Радаев // Вопросы образования. —2007. — № 3. — С. 109.
1 Екимова Т. Этапы большого пути. Болонский процесс в России / Т. Екимова, Ю. Краснова, Д. Харитонов (http://ru-ects.csu.ru/ru/node/11).
1 Афанасьев Ю. Роль инновационных образовательных программ в реализации принципов Болонского процесса / Ю. Афанасьев // Материалы семинара по Болонскому процессу (http://smc.nstu.ru/download/seminar_22_11_2007/report/rol_IOP.doc).
2 Екимова Т. Этапы большого пути. Болонский процесс в России / Т. Екимова, Ю. Краснова, Д. Харитонов (http://ru-ects.csu.ru/ru/node/11).
1 Россия в Болонском процессе: "подводные камни" (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=154).
2 Кастуева-Жан Т. Россия в Болонском процессе: неоднозначные оценки четырехлетнего опыта и перспективы. — С. 3. (www.iori.hse.ru/es/materials/T.Kastueva-Jean.pdf).
1 Игнатьев В. П. Болонский процесс: опасения и надежды / В. П. Игнатьев, Л. Ф. Варламова // Высшее образование в России. — 2009. — №4. — С. 138.
1 Муратова Ю. На полдороге к будущему: оценка включенности российских вузов в Болонский процесс / Ю. Муратова, В. Радаев // Вопросы образования. —2007. — № 3. — С. 111.
2 Кастуева-Жан Т. Россия в Болонском процессе: неоднозначные оценки четырехлетнего опыта и перспективы — с 5. (www.iori.hse.ru/es/materials/T.Kastueva-Jean.pdf).
1 Анализ современного этапа реализации Болонского процесса в России (portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/1/52308.DOC).
1 Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А. И. Гретченко, А. А. Гретченко. — М.: КНОРУС, 2009. —С. 149.