Познавательная деятельность человека (работа 1)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Методология и логика познавательной деятельности человека
1.1 Понятие и сущность методологии и логики познавательной деятельности
1.2 Философские взгляды на эффективность познавательной деятельности человека
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Жизнедеятельность человека предполагает активное исследование объективных закономерностей окружающей действительности. Познание мира, построение образа этого мира необходимы для полноценной ориентации в нем, для достижения человеком собственных целей.
Познавательная деятельность составляет особую сторону жизни субъекта, то есть самого человека. Разум, наряду с желательной и чувствующей сторонами, входит в число основных составляющих человеческой субъективности. Разум человека, высшие формы его проявления составляют фундаментальное отличие человека от животного.
Представление о человеке как о разумном существе, как субъекте познания позволяет исследовать формы, средства и способы его познавательной деятельности. Человек познающий изучается различными науками - философией, психологией, физиологией, кибернетикой и т.д.
Объектом психологии познания является реальный человек как субъект познавательной деятельности, разум которого неотделим от его потребностей и мотивов, воли, эмоций и чувств, всей истории его индивидуального развития.
Человеческое познание разделяется на два уровня - чувственный и рациональный. К первому уровню относится познание с помощью органов чувств. В результате чувственного познания у человека складывается образ, картина окружающего мира - мир в его непосредственной данности и многообразии. В психологии чувственное познание субъекта представлено, в первую очередь, в процессах восприятия и его частной форме - ощущениях.
Из выше изложенного вытекает вся актуальность темы «Методология и логика познавательной деятельности человека» и представляется бесспорной – особенно, если учесть текущие тенденции как в России, так и в мире.
Научная значимость данной работы состоит в решении давно назревших проблем и вопросов по «Методология и логика познавательной деятельности человека». Практическая значимость зависит от решенности методических, организационных и временных подходов.
При написании работы по теме использовалась современная литература по философии и труды выдающихся философов.
При проведении исследования были использованы следующие методы исследования:
анализ.
синтез.
моделирование.
Результаты могут быть использованы для будущих исследований .
Объект работы - система «Методология и логика познавательной деятельности человека».
Предмет исследования – текущие отношения философского мира к данной проблеме.
Цель работы – раскрытие темы «Методология и логика познавательной деятельности человека».
Задачи исследования следующие:
1. Решить и обозначить теоретическую часть «Методология и логика познавательной деятельности человека»;
2. Определить проблематику с опорой на сегодняшний день;
3. Сделать выводы и предложения.
1. МЕТОДОЛОГИЯ И ЛОГИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
1.1 Понятие и сущность методологии и логики познавательной деятельности
Под методологией познавательной деятельности обычно понимают систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология как общая теория метода исторически сформировалась в связи с необходимостью обобщения и дальнейшей разработки всех методов и приемов познавательного процесса. В этом смысле она оказалась тесно связанной с опорными философскими принципами, прямо и косвенно положенными в основу указанного анализа. В связи с этим у разных групп деятелей науки в разные исторические периоды можно увидеть разные методологические установки, принципы и нормы подхода к объектам науки.
Исторически первоначально проблемы методологии и логики познавательной деятельности человека разрабатывались в рамках философии: диалектический метод Сократа и Платона, индуктивный метод Ф. Бэкона, рационалистический метод Р. Декарта, антитетический метод Фихте, диалектический метод Гегеля и К. Маркса, феноменологический метод Э. Гуссерля и т.д. Это проистекает из того, что методология познавательной деятельности человека изначально всегда была тесно связана с философией, особенно с такими ее разделами, как гносеология (теория познания), онтология (теория бытия) и логика.
Методология познавательной деятельности человека в известном смысле "уже" теории познания, так как последняя не ограничивается исследованием форм и методов познания, а изучает проблемы природы познания, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, возможности и границы познания, критерии его истинности.
С другой стороны, методология и логика познавательной деятельности человека несколько "шире" гносеологии, так как ее интересуют не только методы познания, принятые в науке, но и особенности процесса человеческого познания вообще, осуществляющегося в разных формах и в различных сферах человеческой деятельности.
Следует подчеркнуть, что методология познавательной деятельности человека наиболее тесно смыкается с так называемой формальной логикой, которая главное внимание направляет на прояснение структуры готового, оформившегося знания, на описание его формальных связей и элементов на языке символов и формул при отвлечении от конкретного содержания высказываний и умозаключений.
Можно отметить, что логическое исследование науки - это средства современной формальной (математической или символической) логики, которые используются для анализа научного языка, выявления логической структуры научных теорий и их компонентов (определений, классификаций, понятий, законов и т.п.), изучения возможностей научного знания.
Начиная с Нового времени (XVI--XVII вв.) методологические идеи разрабатываются не только в философии, но и в рамках возникающих и бурно развивающихся частных наук - механики, физики, химии, истории и др. Методологическая составляющая постепенно становится необходимым компонентом каждой конкретной науки, хотя этот факт и не всегда осознавался и признавался рядом деятелей науки.
Характерной чертой современной науки является комплексное изучение как закономерностей развития и строения знания в наиболее общей - логико-философской форме, так и закономерностей развития конкретных направлений и ветвей науки. В рамках конкретных научных направлений происходит осмысление и изучение методов и форм научного познания. В самой науке все более четко выделяются два взаимосвязанных направления: исследование свойств объектов и изучение способов и форм научного познания.
Особенно активно второе направление разрабатывается в рамках таких зрелых наук как физика, биология, химия.
Эмпирической базой разработки методологии и логики познавательной деятельности является история человека, но взятая не сама по себе, а в широком философском, социокультурном контексте, то есть в системе культуры в его целостности.
В современной науке принято различать общую и частную методологию.
В первой анализируются методы, общие для многих наук, или для всей науки как особой системы знания, во второй - для отдельных групп наук. Фактически можно говорить о многоуровневой методологии науки, где каждый уровень обладает относительной автономией и не выводится прямо из других уровней. В основе классификации уровней методологии лежит диалектика единичного, особенного и всеобщего, где на уровне единичного фиксируются многообразные методы частных наук и отдельных дисциплин, на уровне особенного - междисциплинарные и общенаучные методы, а уровень всеобщего занимают философские методы.
Многоуровневость методологии приводит к тому, что исследователь, как правило, в процессе своей профессиональной деятельности сталкивается с исключительно сложными и противоречивыми познавательными конструкциями и ситуациями. Поэтому не случайно в литературе отмечается тенденция усиления методологических изысканий, проводимых внутри самой науки.
На этом основании в науковедении выделяют внутрифилософскую и собственно профессиональную методологию, и датируют период обособления методологии и приобретения ею самостоятельного статуса примерно 50-60-ми годами XX века. Самостоятельный современный статус методологии объясняется во многом тем, что она включает в себя многообразные процессы моделирования реальности, в связи с чем на нее возлагается сложнейшая задача изучить образцы всех видов, типов, форм, способов и стилей мышления.
1.2 Философские взгляды на эффективность познавательной деятельности человека
Для философии, познание окружающего мира человеком является одной из важнейших мировоззренческих проблем.
Вопрос о том, познаваем ли мир есть вопрос о возможности точного и полного отражения мира в сознании человека, его ориентации и деятельности в мире.
Функцию ориентации человека восполняет знание.
Знание - это высший уровень сведений о мире, получаемых человеком с помощью сознания. Без знаний невозможно формирование картины мира. Бэкон: "Знание - есть сила".
Сущность познавательных отношений человека к миру заключается в активном и целенаправленном поиске и получении им знаний. Раздел философии, в котором рассматриваются проблемы познания, называется гносеологией, или теорией познания.
Знание и вера не противоречат друг другу. Вера - это познание вещей без доказательств. Вера - это уверенность человека. Если знание открывает нам вещи видимые, то вера помогает обнаружить вещи еще не видимые и таинственные для человека.
Основы гносеологии были заложены еще в античной философии. Познание рассматривалось, как особый процесс. Демокрит выделил знание "темное" (чувственное) и "истинное" (рациональное). Он считал, что истинно лишь то, что доказано и проверено на опыте, но прийти к истине может не каждый, а лишь мудрец.
Сократ поднимал вопрос о методах достижения истинного знания. Главный из них - диалектика, как искусство ведения спора.
Аристотель создал наиболее совершенную по тем временам теорию познания. Истину он рассматривал как знание, соответствующее вещая, а заблуждение - искажение истины. Он выделял субъект и объект познания.
В средние века основные усилия гносеологии были направлены на доказательство существование Бога, как высшей причины всех вещей. Разум - ниже веры. Отсюда лозунг - "Знать, чтобы верить в существование Бога".
В эпоху Возрождения познание рассматривалось, как бесконечный процесс.
В философии Нового времени интерес к проблемам гносеологии возрос. Это было обусловлено промышленной революцией, а немецкая философия обозначила проблему познавательных способностей и возможностей человека. Это сделал Кант. Он считал, что человеком может быть постигнут только мир явлений, а мир сущностей непознаваем. Марксизм убежден в познавательности мира. Познание тесно увязано с практикой, причем, мир можно не только познать, но и преобразовать.
В истории философии сформировалось и такое течение, представители которого то сомневались, то отрицали познаваемость мира - агностицизм. Его представители не отрицали сам процесс познания, но они считали, что он ограничен познавательными возможностями человека.
Что же такое познание?
1. Познание - это особый вид отражательной деятельности человека.
2. Познание - есть духовная сторона практической деятельности человека.
3. Познание - высший уровень информации, достигаемый человеком целенаправленно.
4. Познание - это социальный заказ в виде актуальных потребностей общества (в средние века на познание огромное влияние оказывала церковь, в ХХ веке - это потребность изучения космоса).
Познание возможно только при опоре на так называемый интеллектуальный фонд, под которым подразумеваются совокупные знания человечества, методы познания и т.д. Важно опираться на уже достигнутое.
Познавательный процесс возможен лишь при помощи языка, как инструмента общения.
Огромную роль в познании играет идеология, т.е. оценка конкретных общественных явлений с позиций различных социальных групп и слоев общества (частная собственность для одних - благо, для других - зло).
На познание активно влияет чувственность, весь эмоциональный мир человека.
Познание - это всегда творческий процесс, а его главным критерием являются новизна и общественная значимость полученных результатов. Большую роль в творчестве играет интуиция, как тип мышления.
О состоянии познания и практики:
В философии под практикой принято понимать деятельность человека, направленную на преобразование окружающего мира. Основной формой практики является труд.
Роль практики в процессе познания:
Практика - источник, основа, движение, сила познания. Запросы практики вызывали к жизни познавательные потребности и задачи человека. Практика стимулирует развитие новых отраслей познания.
Практика - цель познания. Знания, получаемые людьми, предназначены для использования их в жизни.
Практика - критерий истинности человеческих знаний. Но этот способ проверки истинности знаний не универсален, т.к. не все можно проверить практически, поэтому наука использует логические доказательства.
Познание развивается, т.к. у общества появляются новые потребности. Познание есть переход от улавливания внешних свойств к изучению внутренних связей: от живого содержания к абстрактному мышлению.
Первая ступень познания представляет собой чувственное познание (эмпирическое). Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.
Ощущение - отражение отдельных признаков и свойств предметов (температура).
Восприятие - целостный образ предмета или явления.
Представление - сохранение образов предметов в памяти.
Эмпирическое познание всегда субъективно, что порождает много суждений и оценок одного и того же явления. Однако именно этот вид познания осуществляет связь человека с внешним миром, при этом, имеет свои пределы.
Вторая ступень познания - рациональное или теоретическое познание. Формы логического познания - понятие, суждение, умозаключение.
Понятие отражает общие принципы и свойства предметов.
Суждение - связь понятий, с помощью которой отражаются зависимости между вещами. Умозаключение - связь между несколькими суждениями. Рациональное познание позволяет человеку постигнуть внутреннее в вещах - их структуру, сущность, законы.
Это касается, прежде всего, познания социальных явлений.
Обе ситуации познания тесно связаны между собой.
Процессу познания присущи некоторые противоречия:
1. Противоречие между субъектом и объектом. Оно представляет собой несоответствие между потребностями человека в практическом преобразовании мира и недостаточных знаниях о нем.
2. Иногда познанию присуще противоречие между данными органов чувств и мысленным отражением внешнего мира.
3. Противоречие между сложившейся теорией и сложившимися новыми научными фактами.
4. Противоречия между течениями в науке, между теориями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, философия рассматривает процесс познавательной деятельности человека как процесс отражения. Познание в идеальной форме воссоздает предметы и процессы объективной реальности. Для реконструкции этого процесса требуется осмысление основных категорий процесса познания как отражения. Ими, прежде всего, являются категории объекта и субъекта познания.
Под объектом познания понимается весь окружающий человека мир, все, что находится за пределами его сознания. В более узком смысле является не весь мир, а та его часть, на который направлена познавательная и предметно-преобразующая деятельность человека.
Субъектом познания в широком смысле является все человеческое общество, осуществляющее познавательную деятельность. Эта характеристика касается всех живших на земле и ныне живущих. Продукт познавательной деятельности тех, кто жил раньше, продолжает оставаться в предметном поле научного познания как совокупность гипотез, версий, приближений к истине и даже заблуждений, которые предохраняют от того. Чтобы повторять их еще раз.
В узком смысле субъектом познания является конкретный человек, исследователь или группа людей, осуществляющая совместную познавательную деятельность.
Таким образом, познавательный процесс есть продукт взаимодействия субъекта и объекта. Такое понимание познавательного процесса приводит к важному философскому выводу.
Само научное познание и его результат имеют объективные и субъективные характеристики, производные соответственно от объекта и субъекта познания.
Следствие философского вывода: по значимости субъективных и объективных компонент познания можно более четко разграничить основные его виды:
а) научное познание стремится максимально элиминировать (устранить) субъективный компонент знания; научный результат тем чище, тем ближе к объективной истине, чем больше из нее устранены мотивы и цели познания, особенности социального заказа, различные условия и обстоятельства. Например, применительно к знаменитой теореме не имеет никакого отношения, кем был сам Пифагор, к какому сословию он принадлежал, какие философские и социальные идеи провозглашал. Теорема лишь в объективной форме фиксирует соотношение суммы квадратов катетов и квадрата гипотенузы. Все остальное в науке, как говорится, от лукавого.
б) философское познание не может элиминировать субъекта, поскольку оно является мировоззрением человека, субъекта и трактуется как знание человека о мире. Но это знание субъективным не назовешь. Субъективное - есть синоним индивидуально-личностного, иногда предвзятого, а поэтому однобокого и иллюзорного. Философское знание - субъектное по своей природе. Субъект здесь рассматривается не как индивидуальный человек со всеми особенностями его характера, привычек, индивидуальной психики. Он - субъект познания, элемент познавательной ситуации, противоположный объекту. Квалифицируя человека как субъекта познания, философия абстрагируется от индивидуально-личностных особенностей разных людей и рассматривает их лишь как способных отражать свойства субъекта;
в) индивидуальное познание, согласно трактовке особенностей познавательного процесса, как раз и является субъективным, основанным на представлении предметов объективного мира, личных познавательных способностях конкретного человека.
Подобный вывод о субъективных и объективных характеристиках познавательного процесса имеет значение, когда объект познания представляет бой природный феномен. Несколько по-иному представляется там, где объектом познания является человеческое общество или сам человек.
Философский вывод: особенностью взаимодействия субъекта и объекта в социальной сфере является то, что субъект и объект совпадают; для субъекта та объектом познания является он сам; либо человек сам себя познает, либо общество стремится самопознанию.
Следствия философского вывода:
социальное познание имеет специфические черты, связанные с полным или частичным отождествлением субъекта и объекта познания;
особенность такой познавательной процедуры заключается в том, что существенным фактором познания являются субъектные и субъективные характеристики;
субъектные параметры - суть характеристики объекта (общества или человека) в их общезначимом выражении;
субъективные параметры связаны с ролью субъективного фактора: воли, социальной и индивидуальной психики, социальных и индивидуальных феноменов веры, убеждений, стереотипов мышления и поведения, индивидуально-личностные характеристик такого объекта, каким является общество, социальная группа, индивид;
социальные законы, в отличие от природных, большей степени имеют статистический, вероятностный характер.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Блинкин С.А. Очерки о естествознании (Уроки творчества).-М.: Знание, 1979.
2.Богданович В.И., Могиленко А.Р., Оганесян М.С. и др. Системный метод и его место в современном естествознании / В кн.: Проблемы философии и методологии современного естествознания. - М.: Наука, 1973, С. 378-383.
Большая советская энциклопедия.-3-е. Изд. Т.9. - М., 1979.
3.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. - М.: МГУ, 1988. - 315 с.
4.Горелов А.А. Концепция современного естествознания. - М.: Центр, 1997. - С. 81-90.
5.Кандыба Д.В. Тайные возможности человека. - М.: КСП, 1995. - Кн. 2.
6.Концепция современного естествознания: Учебник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - С. 262 - 365.
7.Круть И.В. Системная организация объектов природы и проблема оснований естественнонаучного знания / В кн. Проблемы философии и методологии современного естествознания. - М.: Наука, 1973. - С. 406-410.
8.Кузнецов В.И., Идлис., Гутина В.Н. Естествознание. - М., 1996. - Гл. 13-17.
9.Основы физиологии человека: учебник для высших учебных заведений / Под ред. Б.И. Ткаченко. Т. 1,2. - СПб.: Международный фонд истории культуры, 1994.
10.Проблема развития в современном естествознании / Сб. статей. - М.: МГУ, 1968.
11.Проблемы философии и методологии современного естествознания. - М.: Наука, 1973.
12.Рузавин Г.И. Концепция современного естествознания. - М.: ЮНИТИ, 1997. - С. 122-135.
13.Рузавин Г.И. Системный подход и единство научного знания / В кн. Единство научного знания. - М., 1988. - С. 237-252.
14.Сверлова Л.И., Воронина Н.В. Содержание основных законов естествознания. Концепция современного естествознания: Программа курса и методические материалы для студентов 1-3-курса. - Хабаровск, 1996. - С. 16-20.
15.Современное естествознание и материалистическая диалектика/ Под ред. В.А.Амбарцумяна. - М.: Наука, 1977.