Подростковая субкультура, ее влияние на развитие личности школьника

Омский государственный педагогический университет

Творческая работа

по педагогической антропологии

"Подростковая субкультура, ее влияние на развитие личности школьника"

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Субкультуры

1.1 Неформальные объединения молодежи

1.2 Семья в процессе социализации подростков

1.3 Своеобразия речевой субкультуры

ГЛАВА 2. Практическое задание

2.1 Анкетирование

2.2 Собственные наблюдения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Сегодня множество проблем, неоднозначность процессов, происходящих в молодёжной среде и в нашем обществе в целом, вызывают бурные споры. К сожалению, наше современное правительство уделяет ничтожное вниманием к молодёжным проблемам, хотя в последнее время оно возрастает. Повлиять на эту нам вряд ли удастся, но в наших силах не повторять подобных ошибок и не способствовать им, а для этого надо, как минимум, познакомиться с тем, что молодёжь требует и чем вызваны подобные требования. В этой работе я предприняла попытку рассмотреть сущность молодёжной культуры. Особое внимание я уделила причинам появления и родовым особенностям молодёжных организаций, их роли в процессе социализации молодёжи и влиянию субкультур на формирование мировоззрения будущего члена общества.

Также я рассмотрела причины возникновения так называемой «речевой субкультуры» и выделила наиболее популярные школьные жаргонизмы, провела опрос среди педагогов, выявляя их отношение к употреблению нелитературных выражений и метод борьбы с ними.

Для начала рассмотрим, что называют субкультурой. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурной. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или место Сожительства. Субкультуры воздействует на формирование личности члена группы и сопровождается переоценкой ценностей, критическим осмыслением опыта предшествующих поколений, новыми представлениями о своем профессиональном будущем и будущем общества. Они не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, но обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.

ГЛАВА 1. Субкультуры

1.1 Неформальные объединения молодежи

Субкультура молодёжи формируется под непосредственным воздействием культуры «взрослых. Формальная молодёжная культура (по определению) базируется на ценностях массовой культуры, целях государственной социальной политики и официальной идеологии.

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ - это явление массовое. Ради каких только интересов не объединяются люди: дети, подростки, молодежь, взрослые и даже убеленные сединами старики? Число таких объединений измеряется десятками тысяч, а количество их участников — миллионами. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений. В последнее время молодежь стала объединяться в так называемые "неформальные" группировки. Отношение к ним неоднозначное. В зависимости от направленности они могут быть как дополнением организованных коллективов, так и их антиподами. Члены самодеятельных объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях, по своему борются с коррупцией.

"НЕФОРМАЛЫ" - это официально не зарегистрированная группа людей, которая возникла по чьей-то инициативе или спонтанно для достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и потребностями.

В качестве причин становления "неформалами", молодёжь называет: вызов обществу, протест; вызов семье, непонимание в семье; нежелание быть как все; желание утвердится в новой среде; привлечь к себе внимание; не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране; копирование западных структур, течений, культуры; религиозные идейные убеждения; дань моде; отсутствие цели в жизни; влияние криминальных структур, хулиганство; возрастные увлечения.

Рассмотрим виды подобных групп:

1. Асоциальные - стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу общества. В основном выполняют рекреационные функции. Примеры: панки (девиз: "Живем здесь, сейчас и сегодня"), мажоры (это люди, которые проповедуют высокий уровень жизни), они умеют зарабатывать деньги, их привлекает западный образ жизни), рокоббили (поклонники рок-н-ролла, девиз: "Сочетание изящества со свободным поведением"), рокеры, хиппи...

2. Антисоциальные - ярко выраженный агрессивный характер, стремление утвердить себя за счет других, нравственная глухота. Банды – представители антисоциальных групп.

3. Просоциальные - неформальные клубы или объединения - это социально-положительные, которые приносят пользу обществу. Эти объединения решают социальные проблемы культурно-защитного характера (защита памятников, реставрация храмов, экологические проблемы...).

  1. Неформалы художественной направленности.

Проблема молодёжи, и в частности, молодёжной контркультуры сегодня носит глобальный характер и порождена в первую очередь кризисом всех существующих моделей социализации.

Мы почему-то считаем действия неформалов непременно антисоциальными. А они в большинстве случаев естественны, просты и полностью правомерны. Им хочется того же, что и любому из нас: завести друга, компанию, которая обеспечивает общение и хотя бы минимальную защиту, найти девушку и, наконец, самоутвердиться — то есть как бы узаконить в глазах окружающих сам факт своего пребывания на земле. Поэтому неформальное объединение — всего лишь способ достижения этих целей. Правда формы их достижения бывают спорными...

А почему столь хаотична смена пристрастий, почему после музыки стрижка, а потом танец, а потом гоняют на мотоциклах, а потом нитка на запястье и манера жить? Да просто потому, что все это не имеет значения.

Разумеется, подростки не собираются на некую конференцию для выработки новой идеи и униформы. Просто из циркулирующих в обществе разнородных идей какая-то начинает одерживать верх — а там уж срабатывает закон толпы, и растерянные новобранцы собираются именно под победное знамя.

1.2 Семья в процессе социализации подростков

Одним из основных звеньев социализации детей и подростков является семья, хотя и отмечается некоторое падение ее воспитательной роли в связи с происходящими в семье коренными изменениями. Российская семья сегодня переживает ситуацию, когда изменение социальных условий, смена одних общественно-экономических отношений на качественно противоположные происходят не плавно, а скачкообразно.

Переход от традиционной патриархальной семьи к современной, основанной на равенстве супругов, привел к снижению авторитета отца, утрате согласованности воспитательных воздействий родителей. Распространены стали также семьи с одним-двумя детьми, для которых характерен детоцентризм, а отсюда - эгоцентризм детей.

Одна из крупнейших и острейших проблем семьи - проблема разводов. Наряду с неполными семьями, велико число нестабильных, конфликтных семей. Во многих семьях раздоры порождают цинизм, полную безответственность. Около 60% детей в таких семьях - сироты при обоих родителях. Все это крайне отрицательно сказывается на социализации подростков.

Сегодня родительская семья остается важнейшим институтом социализации подростков. Однако семья уже не обладает той ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Родительский авторитет уже не является абсолютным, теперь на место запрета и принуждения приходит убеждение. Моральный авторитет поддерживать гораздо труднее, чем власть, опирающуюся на силу.

В последние годы, в результате отсутствия в стране четкой государственной концепции развития общества, социальной нестабильности и неопределенности жизненных перспектив, социализация подростков претерпевает существенные качественные изменения. Интересно проследить содержательную сторону этих изменений.

1.3 Своеобразия речевой субкультуры

Подростковая субкультура – одна из важных составляющих общей культуры. Ф.Райс дает две точки зрения на данный предмет. Согласно одной из них - подростковая субкультура подчеркивает определенное единство групп сверстников и их ценностей в противопоставление ценностям взрослых. Исследователь утверждает, что такого рода субкультура характерна для небольшого сообщества, когда «большинство важных взаимодействий происходит внутри него, с внешним миром взрослых оно связано лишь несколькими нитями». Подростки формируют собственную культуру, которая пользуется одобрением среди ровесников, но не взрослых – со своим собственным языком, модой, системой ценностей. Другая точка зрения противоположна и состоит в отрицании самого факта существования субкультуры подросткового сообщества: подростки разделяют ценности, убеждения и обычаи взрослых, поэтому теория отдельной подростковой субкультуры относится к области мифов.

Нормы и ценности разных малых социальных групп могут не совпадать или даже резко противоречить друг другу. Поэтому в своем поведении, в том числе речевом, школьник-подросток как конкретная языковая личность вынужден приспосабливаться к разным групповым требованиям. В речи это проявляется как феномен «переключения кода». Школьник-подросток в различных коммуникативных ситуациях и в соответствии с речевыми требованиями конкретных малых социогрупп использует разный набор речевых форм, средств.

Так, в семье школьник, как член семьи, использует лексический код, выражающий принятую систему речевого общения в данной семье – то, что называют «домашний» язык или «ойколект». Обычной формой общения в семье является устная разговорная речь, более или менее приближенная к литературной речи, или просторечие, регионально окрашенная речь (в зависимости от социального происхождения, образования, уровня культуры членов семьи). Типов семейного общения множество: это зависит от взаимоотношений в семье, ролевых параметров членов семьи и т.п. Нередко встречается и инвективный тип семейного речевого общения, т.е. агрессивные формы общения с использованием оскорбления, угроз, брани (чаще проявляющийся в недружных семьях). Следует иметь в виду, что ученический контингент формируют дети из семей с различными типами речевого общения, а правила речевого поведения формируются, как известно, в семье и впоследствии проецируются на иные сферы коммуникативного общения.

Общаясь в кругу друзей, приятелей, сверстников, школьник-подросток переключается на другой код, с использованием лексических средств - сленга или жаргона. Общение в учебной группе, в классе (в ситуациях, возникающих в рамках учебно-воспитательного процесса) требует использования литературной формы речи или профессионально окрашенного её варианта. Если же это неформальное общение, то, в основном, используются лексические средства школьного сленга. Переключение может происходить и тогда, когда за коммуникативным общением стоит одно и то же событийное содержание. Это не свидетельствует о каком-либо «приспособленчестве» или «двуязычии» школьника как языковой личности – у него есть определенные предпочтения в речи и речевом поведении, соответствующие нормам и ценностям той социальной микрогруппы, с которой он чувствует себя связанным и мнением которой дорожит. Здесь речь идет о «диглоссии», отражающей языковую компетентность школьника в разных сферах речевого общения.

Обычно для школьника референтной группой является круг его друзей, сверстников, одноклассников или тех, с которыми он связан общими интересами (музыка, спорт, какое-либо увлечение), т.е. так называемые «корпоративные группы». В подобной референтной группе обычно складываются такие формы речи и речевого общения, которые являются для неё специфическими («своими» в противовес «чужим») и определяют речевое поведение членов этой группы. Таким образом, формируется общность языковых средств и сходство правил их использования.

В речи участников конкретной группы часто образуются определенные речевые шаблоны и стереотипы речевого поведения: нужно следовать тем правилам, которые приняты в данной группе, иначе тебя перестанут считать «своим». Кроме того, формируются и «свой» лексикон, который служит языковым воплощением и речевых шаблонов, и вербальных проявлений стереотипов речевого поведения, и тех речевых высказываний, которые школьник-подросток в целом, как коллективная языковая личность (т.е. сочетающая в себе индивидуальные и групповые черты), производит в своем общении с другими коммуникантами в различных сферах этого общения.

Конечно, одновременно школьник является носителем и индивидуальной формы речи (идиолекта), отражающей его социальное, региональное и этническое происхождение, уровень его образования и культуры и т.д. Такая двойственность школьника как языковой личности обусловила определенные особенности его идиолекта, который включает в себя элементы разных форм русской национальной речи: литературный язык, устную разговорную речь, групповые жаргоны и т.п., а также особую характеристику речевого портрета современного школьника.

ГЛАВА 2. Практическое задание

    1. Анкетирование

Внимательно изучив факторы, влияющие на вступление подростком в субкультуры, я провела анкетирование в трех параллельных 11 классах СОШ №116. Моя задача была выявить взаимоотношения в их семьях, увлечения, интересы.

В последние годы, в результате социальной нестабильности и неопределенности жизненных перспектив, социализация подростков претерпевает существенные качественные изменения. Мне было интересно проследить содержательную сторону этих изменений.

Проблемы, волнующие старшеклассников, %

Приобретение интересной профессии

Личные денежные трудности

Денежные трудности семьи

Отношения с родителями

Отношения между родителями

Отношения со сверстниками

Конфликты с педагогами

Трудности усвоения школьного материала

Чем заняться в свободное время

Личная жизнь

Здоровье членов семьи

Отсутствие фирменных вещей

Будущее

79

11

28

21

6

2

6

4

58

53

4

20

Наиболее популярными были пять вариантов ответов. Бесспорно логичным можно признать выбор профессии - основной проблемой в подростковом возрасте. Для старшеклассников - выбор профессии всегда трудный жизненный этап, подкрепленный массовым сокращением учреждений профессиональной подготовки с бесплатным образованием.

Второе место среди проблем старшеклассников занимает озабоченность личными переживаниями, что традиционно связано с возрастными особенностями подростков.

Представляет интерес достаточно устойчивый третий по значимости фактор - обеспокоенность школьников старших классов здоровьем своих близких. Если раньше родители пытались ограничить своих детей от бытовых и материальных проблем, то сегодня дети все больше включаются в жизнь семьи, участвуют в обсуждении финансовых и иных забот родителей. Соответственно приходит понимание возможной потери родителями здоровья, трудоспособности и катастрофических последствий такого положения для семьи.

Следующее место в ряду своих проблем, подростки считают конфликтные отношения с родителями, но этот вопрос всегда стояла перед подрастающим поколением, а в ряду сегодняшних проблем, наполняемость ответами по этой позиции сравнительно невелика.

И, наконец, взаимоотношения между родителями. В последнее время число разводов и ссор увеличилось, что связано с постоянной занятостью обоих партнеров. Но, анализируя возможные последствия возвращение семей к традиционному распределению ролей между супругами, можно предположить позитивный эффект на осуществление семьей воспитательной функции: повысится социальный контроль за детьми, они будут расти более здоровыми, ухоженными, мать будет уделять больше внимания их образованию и воспитанию. Однако со временем постоянное пребывание матери в домашней среде сузит ее кругозор, замкнет ее интересы на домашних делах. В результате она перестает быть авторитетом для детей, которые не будут обращаться к ней за советом и помощью, считая неспособной дать хорошие и полезные рекомендации.

Адресаты обращений старшеклассников за советом, %

Мать

Отец

Старший брат (сестра)

Друг(подруга)

Кто-либо еще (бабушка, дядя и др.)

Ни с кем не советуются

68

23

6

36

6

28

Как показывают исследование, сегодня авторитет матери как советчицы очень велик: 68% подростков советуются именно с матерью по важным для себя вопросам. Нет оснований предполагать, что это место займет отец. С таким же успехом эту роль будет играть в жизни ребенка любой другой авторитетный в его глазах субъект, что снижает роль семьи как института социализации ребенка.

Как выяснилось, фактором повышения авторитета родителей для детей является их занятость коммерческой деятельностью. Дети с большей готовностью полагаются на их советы, справедливо считая своих родителей более адаптированными к новым условиям жизни, трезво оценивающую реальную жизненную ситуацию.

Следует также обратить внимание на весьма высокий процент детей, предпочитающих не обращаться за советом ни к кому, полагаться только на себя, учитывая, что Омск - город с ограниченной возможностью социального контроля за детьми, такая высокая самостоятельность подростков свидетельствует о повышенном риске их действий, о возможности их более частого попадания в критические ситуации.

Столь же рискованным является очень популярное среди подростков обращение за советом к другу или подруге, занимающим второе после матери место в ряду авторитетов. Некомпетентные советы сверстников также могут привести подростка к рискованным поступкам.

Другой опрос устанавливающий место семьи в системе социализирующих факторов подростков, является оценка старшеклассниками каждого родителя как образца для подражания.

Самоидентификация детей Москвы с дифференциацией по полу (%)

Желание быть похожим

Всего

Девочки

Мальчики

На отца

На мать

На обоих в равной мере

Ни на отца, ни на мать

ИТОГО

14

25

39

22

100

4

35

46

15

100

23

15

35

27

100

По исследованиям видно, что не смотря на высокий авторитет матери в качестве советчика, лишь 1/4 детей выбирают ее образцом для собственного поведения. Традиционно еще более низким является рейтинг отца в этой роли. Особую тревогу вызывает тот факт, что 1/5 подростков отвергает обоих родителей как пример для подражания, из чего можно предположить, что в данном случае идет речь о социально-проблемных семьях. В среднем лишь 1/3 детей хотели бы быть похожими на обоих родителей в равной мере. Только в этом случае можно говорить о нормальной благополучной семье, где дети растут в условиях психологического комфорта, здоровыми физически и нравственно.

Конфликты между детьми и родителями обусловлены, как то ни удивительно, полом ребенка. Главными причинами ссор, споров, конфликтов детей с родителями являются учеба и борьба за самостоятельность, за право поступать по своему разумению, что родители расценивают как непослушание.

Из всех выше перечисленных результатов можно сделать вывод, что зачастую подросткам необходимо объединяться, т.к. взаимоотношения с родителями, в семье в целом вызывают у большинства подростков чувство одиночества и ненужности. Дети чувствуют себя подавленными, и если они не пойдут ни с кем на контакт, то они просто замкнутся, что в дальнейшем может привести к разложению их личности, к увеличению конфликтных ситуаций и преступности среди несовершеннолетних.

2.2 Собственные наблюдения

Тематика используемых школьниками речевых оборотов, выражений, слов разнообразна. Я, на основе сделанных мною записей высказываний школьников, выделяем следующие тематические группы:

общепродростковый сленг: бабло – «деньги», клёво – «хорошо», лафа – «нечто хорошее», мафон – «магнитофон», ништяк – «очень хорошо», облом – «не хочется, лень», расслабуха – «расслабление, отдых», слинять – «сбежать с занятий», тормоз – «плохо соображающий», угарать – «веселиться», хавать – «есть, кушать», чувак – «модный парень», стебаться – «шутить» и пр.;

специализированные жаргонизмы связанные с учебой: дирик – «директор школы», классуха – «классный руководитель», физик – «учитель физики», биологичка – «учитель биологии», библия – «библиотека», литра – «литература», инфа – «информатика», общая безнадежность жизни – «ОБЖ», органайзер –«педагого-организатор», сикьюр –«охранник», и др.;

прозвища: Чеченец, Суслик, Сурок, Лом, Малой, Лысый, Боров, Армяша, Изюм, Солдат, Колесо, Дылда, Гном, Хомяк и др.

цитаты из культовых фильмов и книг («Бригада», «Властелин колец», «Буржуй» и т.д.): «Все будет Чикаго!», «Будем думать, что все у нас получится!», «Вася Рогов у аппарата», «Надо, Федя, надо».

Проанализировав лексический состав сленгизмов, употребляемых младшими подростками, я выяснила, что реформы системы образования практически не изменили основных морально-нравственных приоритетов и ценностных установок «корпоративного» сознания носителей школьного жаргона. Новые реалии школьной жизни получают жаргонные наименования практически одновременно с официальными: псих - школьный психолог, мазюкало – штрих-корректор, ломик - фломастер. Новые реалии внешнего мира тоже находят отражение в школьном сленге: братва – учителя, киллер – классный журнал, секонд-хенд – школьный гардероб. Продуктивным является и переосмысление компьютерной терминологии: база данных – классный журнал, сканировать – списать, дискета – учитель информатики.

Большое влияние на лексикон школьников-подростков имеет реклама. Активно рекламируемые товары становятся источником метафорических ассоциаций: памперс – тряпка для стирания с доски, энерджайзер – учитель физкультуры. В ряде случаев мотив номинации содержится именно в рекламном тексте.

Названия кинофильмов, телепередач и их рубрик тоже находят достойное применение как номинативные жаргонные единицы: большая стирка – классный час, фактор страха – контрольная работа, пятый элемент – шпаргалка, очумелые ручки – учитель труда.

В школьном лексиконе я также встретила жаргонные единицы, схожие с обсценизмами и построенные по принципу языковой игры: блевотека, бляотека - библиотека.

Процесс заимствования сленгизмов из английского языка идет не так активно, как в 90-е годы ХХ века, но популярной стала языковая игра с иноязычным материалом. Чаще всего это деривация на базе иноязычных основ, дающая словообразовательные омонимы общеупотребительных слов: хомик – домашняя работа (от home work), скулить – учиться в школе (от school).

Использование созвучия для достижения комического эффекта является отличительной чертой современного подросткового жаргона.

Использование школьником-подростком в своей речи такого (или аналогичного – для иных референтных групп) набора речевых средств позволяет ему продемонстрировать свою принадлежность к данной референтной группе. Вот пример, согласно частоты их использования.

Общепродростковый сленг

Бабосы, ништяк, стебаться, кайф, расслабуха.

Жаргонизмы, связанные с учебой

Биологичка, физрук, литра, классуха, инфор, органайзер, художка, морилка.

Прозвища

Гном, хомяк, дылда, куница

Цитаты из культовых фильмов и книг

Текай, хлопцы; Надо, Федя, надо; Улыбаемся и машем; Моя прелесть!

Названия кинофильмов, телепередач

В Багдаде все спокойно; Фактор страха;

Дом 2; Поле чудес

Заимствования сленгизмов

Табль; ситдавить; клаймить; тича.

Я разговаривала со многими преподавателями об их отношении к употреблению нелитературной речи, ответ их однозначен – против. Однако, если задуматься, они ведь и сами употребляют жаргонизмы различного рода, даже на уроке среди детей. Особенно это касается молодых преподавателей. Они разговаривают с детьми на их жаргонизмах: клева, халаява, физра, литра и т.д. Дети как губка впитывают все это. Если они видят, что взрослые употребляют такую лексику, то понимают, что они тоже могут ее использовать в повседневной жизни. Отсюда можно извлечь одно из самых главных правил в борьбе с нелитературной лексикой – педагоги должны контролировать свою речь и по возможности пресекать жаргонизмы со стороны учеников.

Одна из педагогов поделилась опытом, что в качестве наказания за использование нелитературных словечек она давала ученикам доклад. Я считаю, что такие меры бесполезны. Необходимо ученикам показать, как можно выразить свои чувства и мысли без жаргонизмов. На уроках литературы необходимо разбирать чувства героев и наблюдать их речи и мысли. Все это может послужить примером. Однако, с другой стороны, надо рассматривать эту проблему глобальнее – пока наше телевидение не прекратит подобную речь, дети будут ее повторять. Необходимо ввести строгую цензуру, чтобы в передачах и различных фильмах звучала только литературная, служащая примером речь.

Заключение

Подводя итоги работы, надо заметить, что идут бурные процессы изменения в обществе, которые соответственно влияют на социализацию подростков. Вообще обществу требуются такие его члены, которые способны жить в этом обществе.

Сегодня в России в связи со сменой политической и экономической ориентации государства, основные традиционные агенты социализации находятся в кризисе. Средняя российская семья не способна качественно выполнять свою социализирующую роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций. Такие же процессы происходят и в школе. Отсутствие финансирования в школе привело к кризису в системе образования.

В наибольшей степени проблема молодёжи в нашей стране связана с унаследованной от тоталитарной системы нетерпимостью к другому образу жизни и поведению, причём прослеживаемой не столько в правовых актах, сколько в умах самих граждан. Непримиримость рождает ответную непримиримость, и поэтому сегодняшняя молодёжь, принимая от родителей материальную помощь, не принимает родительского образа жизни, взглядов и поведения. На почве подобных межгенерационных и социальных противоречий и произрастает современная молодёжная субкультура — «вся из контрастов, из острых углов, из клубка нравственных и эстетических проблем».

В связи с этим, задачей современного исследования молодёжной субкультуры должен быть в первую очередь отказ от негативистских предубеждений и дифференцированный подход к оценке отличных от общепринятого мировоззрений и деятельности современных формальных и неформальных молодёжных объединений.

Список литературы

1. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - М.: Просвещение, 2000, с.64-70.

2. Крысин Л.П. Кодовое переключение как одна из форм языкового варьирования // Языковая вариативность. - Красноярск, 1998, с. 37.

3. Шарифуллин Б.Я. Формы речевой субкультуры в городском ойколекте (на материале речи г.Лесосибирска) // Русский язык в Красноярском крае: Сб.статей. – Вып.1. - Красноярск: КГПУ, 2002, с 71-73.

4. Ковалева А.И. Кризис системы образования.// Социс 3/94 с.58

5. Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы / М. "Наука" 1993. с.35

6. Кравченко А.И. Введение в социологию/М. "Новая школа" 1995. с.56

Проблемы социализации молодежи. Реферативный сборник/М. 1993. с.52

7. Воронин Г.Л. Конфликты в школе.// Социс 3/94 с.21

8. Пономарчук В.А., Толстых А.В. Среднее образование: две критические точки современной школы.// Социс 12/94 с.54

9. Дементьева Н.Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий старшекласснников.// Социс 6/95 с.6

10. Руткевич М.Н. Социальная ориентация выпускников основных школ.//Социс 10/94 с.23

11. Жуховицкий Л.А. Всё, в чём вы нуждаетесь М. 1990. с.53

12. Лисовский В.Т. Советское студенчество: социологические очерки. М.1990. с. 5

13. Лисовский В.Т. Социология молодёжи. М.1996. с.54

14. Морозов В.В., Скрябов А.П. Противоречивость социализации и воспитания молодёжи в условиях реформ. //Социально-политический журнал. 1998. №1. с.21

15. Сикевич З.В. Молодёжная культура: "за" и "против". Л. 1990.

16. Смелзер Н. Социология. М., 1994. с.67