Педагогика "жизненного реализма"
Педагогика "жизненного реализма"
Если оценивать педагогического мыслителя по оригинальности и прогностичности его идей, то, несомненно, Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) не только выдающийся ученый, но и крупнейший педагог своего времени. Его педагогическое наследие - это не только статьи по животрепещущим вопросам образования, которые актуальны и сегодня, но и десятки учеников, которые оставили свои воспоминания о нем. А своим учителем его считали и основоположник русской физиологии И.М. Сеченов, и такой выдающийся ученый-аграрий, как К.А. Тимирязев, и основоположник учения о ноосфере В.И. Вернадский.
Подчеркнем, что осознание того, кем являлся Д.И. Менделеев для отечественного образования, было присуще и его современникам. В докладе на Первом менделеевском съезде по общей и прикладной химии 28 декабря 1907 г. профессор С.И. Залеский подчеркнул, что "в лице Д.И. Менделеева воскресает как бы второй Ломоносов, берет на себя наследие своего великого предшественника и, умножив в стократ, передает с сознанием исполненного гражданского долга благодарному потомству... Им создан и начертан продуманный и своеобразный план развития народного образования, и с этим планом, и обосновывающими его доводами и соображениями не могут не считаться и на будущее время не только наши педагоги и передовые люди, но и лица, и учреждения, которым вверена ближайшая забота о просвещении в России" [1, с.1].
В юбилейный год 175-летия со дня рождения Дмитрия Ивановича Менделеева необходимо с современных позиций обратиться к системе его педагогических идей и взглядов, которые в итоге отлились в целостную и самобытную педагогику "жизненного реализма". При этом важно проанализировать не только его педагогические идеи, но и проследить путь личностного становления ученого, понять, что подняло его на ту высоту, которую по праву занимает этот универсальный гений.
В зрелые годы Д.И. Менделеев любил подчеркивать, что жизнь он посвятил трем Служениям - Науке, Образованию (Просвещению) и Промышленности. Выбор этих великих служений не случаен и связан во многом с семьей, в которой вырос Дмитрий Иванович.
По отцовской линии его дедом был священник Павел Максимович Соколов, заложивший в семье основы духовности. По существовавшему тогда обычаю, если несколько братьев становились священниками, только один из них оставался с прежней фамилией. Другим же приходилось брать иную фамилию. Так будущий отец Дмитрия, Иван Павлович, взял фамилию соседского помещика и стал Менделеевым.
С отцом связаны истоки научной и образовательной ипостасей в личности Д.И. Менделеева. Иван Павлович был высокообразованным человеком. Он окончил Петербургский педагогический институт, работал в гимназиях Саратова и Пензы учителем философии, изящных наук и политической экономии. А с 1827 г. он становится директором Тобольской классической гимназии. Незаурядный ум, высокая культура, творческий подход к преподаванию выделяли И.П. Менделеева в окружавшей его учительской среде.
Мать будущего великого ученого - Мария Дмитриевна - происходила из купеческой семьи Корнильевых, которые в начале XIX в. играли значительную роль в экономической, общественной и культурной жизни Западной Сибири, являлись родоначальниками тобольского книгопечатания. У них была большая библиотека, одно из лучших книжных собраний того времени в Сибири. Так генетически закладывались у Дмитрия такие будущие служения как Просвещение и Промышленность.
Детские годы Дмитрия прошли в обстановке материальной нужды. Почти сразу после его рождения, семнадцатого и последнего ребенка, семью Менделеевых постигла беда. Катаракта поразила глаза И.П. Менделеева и вынудила его оставить место директора гимназии. Заботу о семье взяла на себя мать - Мария Дмитриевна. По воспоминаниям современников, это была "умная, энергичная и образованная по тому времени женщина, без систематического образования" [2, с.157].
Она перевезла большую семью, оставшуюся без средств к существованию, под Тобольск, где располагался стекольный завод ее брата. Управляя заводом, Мария Дмитриевна смогла обеспечить семью. Это событие, которое маленький Митя вряд ли мог тогда понять, привело к тому, что все раннее детство он провел в деревне.
В семь лет, на год раньше, чем это было положено по закону, Дмитрий становится гимназистом. Учился он неровно и очень избирательно, увлекаясь, прежде всего, математикой, физикой и историей, а к русской словесности и Закону Божьему был равнодушен. Но настоящим камнем преткновения для него стали языки - немецкий и, особенно, латынь. Свою, прошедшую через всю его жизнь, нелюбовь к латыни Д.И. Менделеев считал "если не врожденной, то, во всяком случае, привитой с очень раннего детства" [3, с.13]. Много позже Дмитрий Иванович напишет в "Заметках по вопросу о преобразовании гимназии": "... должно подготовить учеников к чтению на европейских языках, но отнюдь нельзя дать предпочтения мертвым языкам пред живыми" [4, с.358].
Как отмечал в этой связи С.И. Залеский, "врожденная идиосинкразия и тугоспособность к латыни считается некоторыми главным побуждением его дальнейших и упорных похождений против классицизма, чем-то вроде "предвзятого мнения". Менделеев-юноша, Менделеев-зрелый муж, Менделеев-старик всегда и во все времена убежденно пренебрегали классицизмом, острили над ним, относились к нему недружелюбно и считали его даже виновником разных бедствий России, до поражения в русско-японской войне и переживаемой ныне смуты включительно".
Вместе с тем необходимо отметить, что в гимназические годы произошла его встреча с рядом талантливых учителей, преподававших в Тобольской гимназии, учителем математики и физики И. Руммелем и учителем истории М. Доброхотовым. Но особо среди гимназических педагогов выделялся преподаватель русской литературы и словесности, известный поэт, автор сказки "Конек-Горбунок" П.П. Ершов, который в свое время был учеником Ивана Павловича Менделеева. После окончания гимназии в 1849 г. мать (отец к тому времени уже умер) повезла Дмитрия поступать в Московский университет. Однако по приезде выяснилось, что в соответствии с существовавшим тогда правилом выпускники Тобольской гимназии могут поступать только в Казанский университет. В результате стечения достаточно сложных обстоятельств Дмитрий Менделеев поступил в 1850 г. в Санкт-Петербурге на физико-математический факультет Главного педагогического института, которому по собственному признанию был "обязан всем своим развитием". Позднее в статье "О направлении русского просвещения и необходимости подготовки учителей" (1900) Д.И. Менделеев рельефно охарактеризует роль этого института в своем становлении как ученого и педагога и, проанализировав этот период своей жизни, предложит на данной основе модель подготовки педагогов. Особенно высоко Д.И. Менделеев оценивал значение расписки, которую давали при зачислении в институт. Согласно этой бумаге, которая писалась собственноручно будущим выпускником, он обязывался поехать работать на восемь лет туда, куда решало послать его руководство института. Вспоминая свои переживания по этому поводу, Д.И. Менделеев напишет: "Оно, во-первых, удивило, во-вторых, было как-то лестно чувствовать себя уже решающим свою судьбу, в-третьих, заставило много и не раз подумать о том, что каждому из нас предстоит" [5, с.30]. Примерно такой же эффект, по замечанию Дмитрия Ивановича, расписка оказала и на его товарищей, заставив задуматься даже самых беспечных.
Д.И. Менделеев выделил ряд факторов, связанных с организацией образовательного процесса в Главном педагогическом институте, которые содействовали его становлению как ученого и педагога. Так, в качестве важной составляющей успеха обучения он указал отлаженный быт студентов, отсутствие отвлекающих от учебы внешних материальных забот. "Все было казенное", - констатирует Менделеев, имея в виду "квартиру, стол и книги".
Но главное, что увидел Дмитрий Иванович в институте, - это "первоклассные профессора". Курсы по математике читал выдающийся математик М.В. Остроградский, физику - академик Э.Х. Ленц, но особое воздействие на становление ученого оказал профессор А.А. Воскресенский, которого Менделеев позднее называл "дедушкой русской химии". Именно А.А. Воскресенский большое внимание уделял опытам, исследовательской деятельности студентов. В результате, как писал Д.И. Менделеев, "юный пыл тут не погасал, а разгорался, ему давали всю возможность направляться к делу науки, и она захватывала многих людей уже на всю жизнь" [4, с.370].
Большое влияние оказывало интенсивное общение внутри студенческой среды, беспрерывное обсуждение предстоящей деятельности, ее нюансов, которые не раскрывались, по мнению Д.И. Менделеева, на курсах педагогики, освещавших все "верхним светом". В результате в 1855 г. из стен Главного педагогического института Дмитрий Иванович вышел с убеждением, что России нужен учитель с подвижным умом, ориентированным не столько на методики преподавания, сколько на любовь к науке, и умеющий эту любовь передать своим ученикам.
Непосредственный учительский опыт самого Д.И. Менделеева оказался довольно коротким. Всего два года он преподавал естественные науки в Ришельевском лицее в Одессе. Молодого и талантливого ученого не забыли его институтские профессора, которые способствовали его приезду в Петербург, где в сентябре 1856 г. он защитил магистерскую диссертацию. Позднее его утвердили в звании приват-доцента, и начался длительный период профессорско-преподавательской деятельности Д.И. Менделеева в Петербургском университете, продолжавшийся 33 года. С этим очень насыщенным для Д.И. Менделеева временем связаны и его первые выступления и публикации по вопросам российского образования.
В целом в генезисе системы его педагогических идей и взглядов можно выделить два периода:
I. 1870-1890-е гг., когда Д.И. Менделеев был сосредоточен на научно-педагогической деятельности и эпизодически выступал в периодической печати с публицистическими статьями и заметками, посвященными вопросам образования. Причем внутри этого большого периода можно выделить три этапа, связанных с тем, какая страта системы образования находилась в центре его внимания. Здесь есть определенная последовательность, заданная ступенями системы образования: 1870-е гг. - проблемы средней школы; 1880-е гг. - вопросы высшего, преимущественного университетского образования; в 1890-е гг. в центре внимания оказываются вопросы технического образования и того, что можно отнести к сфере дополнительного образования.
П. Конец 1890-х гг. - начало XX в. - время, связанное с обобщением Д.И. Менделеевым своей философии образования "жизненного реализма". В это время его работы приобретают явно выраженный комплексный и прогностичный характер.
На первом этапе наиболее значимым событием явилась публикация в 1871 г.Д.И. Менделеевым "Заметки по вопросу о преобразовании гимназии". Откликаясь на будоражившие в то время общественность процессы, связанные с принятием нового гимназического Устава, ученый четко сформулировал свое видение перспектив развития гимназического образования.
Д.И. Менделеев отстаивал принцип непрерывного образования, под которым он понимал, прежде всего, его демократический смысл - открытость выпускникам гимназий "доступа, как в университеты, так и в другие высшие учебные заведения - специальные - академии и институты". Другой идеей являлось требование Д.И. Менделеевым введения в "круг гимназического образования естествознания, отвечающего потребностям нашего народа". И, наконец, ученый ратовал за то, чтобы "русский язык положить в основу общего образования не только в первоначальных, но и средних училищах" [4, с.359-360].
Следующие выступления мыслителя по вопросам образования относятся уже к 1880-м гг. и связаны преимущественно с проблемами высшей школы. Предваряя их рассмотрение, подчеркнем, что в конце 1870-х - начале 1880-х гг.Д.И. Менделеев пережил очень глубокий душевный и жизненный кризис, даже экзистенциальный слом. Он был порожден комплексом социальных, научных и личных обстоятельств. Всемирное признание его периодической таблицы подвело славный итог многолетней напряженнейшей научной деятельности Д.И. Менделеева в области химических исследований и вместе с тем рельефно выявило перед ним то обстоятельство, что его научная вершина в этой сфере уже достигнута и, значит, надо искать новые применения своему многогранному таланту.
Тяжелое потрясение пережил Д.И. Менделеев осенью 1880 г., когда перевесом в один голос он был забаллотирован при выборах в действительные члены Петербургской академии наук. Горечь, которую оставила "академическая история", была вызвана не только самим неизбранием, но и тем, как отчетливо проявилась изоляция, в которой находился ученый, непонимание и даже враждебность окружавших его людей.
И, наконец, произошел давно назревавший разрыв с женой, которая не разделяла его разнообразных, прежде всего общественных интересов. В результате всего этого Д.И. Менделеев даже подал в начале 1881 г. прошение об отставке из университета, которая была заменена отпуском.
Все это привело к тому, что Д.И. Менделеев начал много читать философской и психологической литературы и даже сам пробовал сформулировать свои мировоззренческие основы. Впрочем, к середине 1880-х гг. он уже пережил мучительный душевный кризис и активно включился в полемику, связанную с введением Университетского устава 1884 г. В письмах министру народного просвещения, в полемике с М.Н. Катковым, в рукописной заметке "К защитникам классицизма" (1887) и, особенно, в письме С.Ю. Витте "О развитии среднего и высшего образования" (1885) ученый последовательно боролся против ущемления академических свобод университетов, отстаивал необходимость развития новых научных направлений. В целом, писал он, "новый Университетский устав лишил прежнего доверия Советы университетов. Без доверия к общему составу профессоров нельзя хорошо построить просвещение" [6, с.140].
Подводя итоги первому периоду формирования педагогической системы Д.И. Менделеева, можно подчеркнуть, что его взгляды носили ярко выраженный прогрессивный и демократичный характер. Вместе с тем они не были оригинальны, а, скорее, развивались в русле общих идей прогрессивных общественно-педагогических деятелей того времени.
Переход Д.И. Менделеева к выработке собственной оригинальной философии образования - педагогики "жизненного реализма" наметился в начале 90-х гг. XIX в. и был связан с комплексом факторов. Честная и бескомпромиссная нравственная позиция, последовательно занимаемая ученым, привела в 1890 г. к его уходу из Петербургского университета. Здесь, конечно, сыграло свою роль стечение обстоятельств. Формально это было связано с тем, что в марте 1890 г.Д.И. Менделеев принял петицию недовольных студентов министру народного просвещения И.Д. Делянову и передал ее со своей запиской в Министерство народного просвещения. Петиция была возвращена с резолюцией, согласно которой никто из состоявших на службе Его Императорского Величества лиц не имеет права принимать подобные бумаги. В ответ на это глубоко оскорбленный Д.И. Менделеев подал заявление о выходе в отставку, которая была в апреле принята.
Однако за этим частным случаем, несомненно, стоят более глубокие обстоятельства. И связаны они были с общим дискурсом мировоззрения мыслителя, которое не было однозначным. В данной связи показательны воспоминания об университетском профессоре Д.И. Менделееве студента В.И. Вернадского. Уже будучи академиком, он, с одной стороны, описывает Дмитрия Ивановича как человека умеренных и даже консервативных взглядов, а с другой - как профессора, чьи лекции вносили в университетские аудитории дух свободы и оппозиционного настроения. "На его лекциях, - свидетельствовал В.И. Вернадский, - мы как бы освобождались от тисков, входили в новый чудный мир, и в переполненной 7-й аудитории Дмитрий Иванович, подымая и возбуждая глубочайшее стремление к знанию и к его активному приложению, в очень многих возбуждал такие логические выводы и настроения, которые были далеки от него самого" [2, с.157].
Сейчас, когда опубликованы без цензурных купюр произведения Д.И. Менделеева, становится отчетливо ясно, что го мировоззрение было, конечно, "неудобным" для советских исследователей истории педагогики. Ученый был убежденным противником политической борьбы, особенно ее радикальных проявлений, в том числе и в студенческой среде. Показательно, что, обсуждая вопросы образования, Дмитрий Иванович высказывал мнение, что студенческие волнения вызваны не социально-политическими факторами, а, прежде всего, психологическими и физиологическими особенностями возраста, в котором молодые люди попадают в высшие учебные заведения. Кроме того, Д.И. Менделеев резко отрицал социализм как передовой общественный строй. Причем делал это доказательно, базируясь на достижениях экономической науки. Немаловажно и то, что, хотя Дмитрий Иванович и не "упоминал Бога всуе", он был глубоко верующим человеком.
Вместе с тем мировоззрение Д.И. Менделеева можно условно охарактеризовать как "шестидесятничество", относя это понятие и к XIX в., и к XX в. Основными чертами "шестидесятников", которые рельефно воплотились в Д.И. Менделееве, являлись: гражданская направленность личности, патриотизм, профессионализм, ярко выраженный общественный темперамент, обостренное чувство порядочности и справедливости, максимализм во всем, подвижничество и альтруизм. Человек, обладавший таким комплексом нравственно-интеллектуальных качеств, постоянно находился в конфликте с окружающей действительностью, был органически неспособен к компромиссам, и в результате судьба такой личности складывалась очень тяжело, а порой и трагично. Именно "прелесть" науки, увлеченность ею, поиск обеспеченной и освещенной знанием истины, свободомыслие и собственное, основанное на изучении закономерностей развития, понимание пользы Отечества объективно делало законопослушного и лояльного Д.И. Менделеева оппозиционером.
После того, как закончилась деятельность Д.И. Менделеева как профессора Петербургского университета, он активно включился в экономическую жизнь России, переживавшей тогда промышленный подъем. В 1890-е гг. в центре его внимания оказались вопросы профессионального и научно-технического образования. Дмитрий Иванович искренне считал, что и чиновники должны думать о благе Отечества, но им это благо надо просто хорошо и доступно объяснить, и в этом состоит одна из задач науки. Образование ему представлялось "не струйками и отдельными лучами света, а гигантским могучим потоком, прямо-таки наводнением просвещения" [7, с.121].
В данной связи Д.И. Менделеев с горечью писал: "В стране с неразвитою или первобытною правительственною машиною и промышленностью нет спроса для истинного образования, особенно высшего, и там, где господствует вялость и формализм, специалисты с высшим образованием не находят деятельности в общественных и государственных сферах" [8, с.234].
На рубеже XIX-XX вв. ученый создал свои главные педагогические работы: "О народном просвещении" (1899), "Экзамены" (1899), "Подготовка учителей и общее направление, подобающее русскому народному просвещению" (1900), "Общеобразовательные гимназии" (1901), опубликовал главы из "Заветных мыслей" ("Об образовании, преимущественно высшем" и "О подготовке учителей и профессоров" (1904), написал "Проект Училища наставников" (1906). Анализ содержащихся в них мыслей и идей дает все основания говорить об оригинальности и глубине, комплексности и целостности, актуальности и прогностичности суждений мыслителя.
Ключом к пониманию сущности напряженно разрабатываемой тогда Д.И. Менделеевым системы идей и взглядов может стать следующая его формулировка цели образования: "основное направление русского образования должно быть жизненным и реальным" [5, с.36]. И речь теперь шла не только о том, что необходимо отказаться от мертвых языков, наполнить образование знаниями, необходимыми для жизни и индивидуального развития, а о том, чтобы сделать образование практико-ориентированным, так как: "Диалектические рассуждения - без опытной проверки - всегда приводили к самообману или иллюзиям, к высокомерию или самомнению, к розни между словом и делом" [4, с.385].
Свою философию "жизненного реализма" Д.И. Менделеев видит как бы альтернативной по отношению к двум полюсам традиционной философии - к идеализму и материализму. По его убеждению, реализм "лежит в основании всей совокупности современных истинно прогрессивных идей", а "действительные перемены совершаются только постепенно, эволюционным путем". Реализм "всегда идет против всяких наступательных войн и стремится уладить противоречия, исходя из действительных обстоятельств", поэтому "общий мир и настоящее братство народов могут воспитаться только на реализме" [7, с.122]. Именно в этом смысле, имея в виду свой завершающий цикл работ, Д.И. Менделеев писал: "... во всем своем изложении я стараюсь оставаться реалистом, каким был до сих пор" [там же, с.125].
Наполняя понятие педагогики "жизненного реализма" конкретным смыслом, он писал в "Учении о промышленности": "Для меня же лично, для светлого будущего России кажется важным препятствием только один недостаток - широкого современно-реального образования, развивающего понимание и обладание природой, разумность, умение и настойчивость в личной предприимчивости, вместе с должным уважением как к трудолюбию и бережливости, так и к пытливости, к истории и силе науки" [там же, с.121].
Основываясь на целостной трактовке педагогики "жизненного реализма", данной в заключительных работах Д.И. Менделеева, можно выделить следующие ее основные принципы.
1. Образование обслуживает интересы развития страны, способствует ее усилению и обогащению. В данной связи Д.И. Менделеев постоянно подчеркивал социальную значимость школы, обусловленность ее развития "потребностями народно-государственными".
2. Образование должно быть индивидуальным и доступным. Поясняя эту мысль, Д.И. Менделеев писал: "... самые лучшие учителя мало повлияют на подготовку и развитие учеников, если учение будет лишено общего обдуманного плана, допускающего возможность развернуться разнообразным способностям учеников, дающего им надлежащий простор во времени и постоянный интерес, без которого нельзя оставить следа в душе учеников" [8, с.238].
В данной связи ученым высказывался ряд новых положений об организации образовательного процесса в средней школе. В частности, он предлагал сократить срок обучения, уменьшить учебную нагрузку и оптимально распределять учебное время между дисциплинами.Д.И. Менделеев даже подготовил свой вариант учебного плана. По его мнению, развитие индивидуальности предполагает и иное содержание образования в средней школе, отличное от того, которое давала классическая гимназия. Обучение не должно создавать препятствий для развития ребенка, а к таким препятствиям Д.И. Менделеев относил мертвые языки и экзамены, отнимающие время, которое можно было бы потратить на учебную деятельность. По его убеждению, экзамены оправданы только там, где необходимо установить соотношение между спросом (желающими поступить) и предложением (количеством мест в высшем учебном заведении), В средней школе важнее общее развитие, движение ученика, его желание и способности учиться, которые и должны оцениваться учителями, хорошо знающими каждого ученика. "В прежние времена совет учителей имел право переводить и при плохих баллах, которые ставились нередко для того, чтобы показать ученику, что он не все сделал, что мог", - вспоминал Д.И. Менделеев [там же, с.240].
3. В высшей школе, которая призвана воспитывать элиту общества, конкретное специальное знание в профессиональной подготовке должно опираться на глубокие общенаучные знания. Он видел в вузах основу создания в России трудовой интеллигенции, способной самостоятельно развивать русскую науку, технику, культуру страны.Д.И. Менделеев подчеркивал в данной связи, что "нам особенно нужны образованные люди, близко знающие русскую природу, т.е. всю русскую действительность, для того чтобы сделать настоящие самостоятельные, а не подражательные шаги в деле развития своей страны" [9, с.103-104].
Что касается собственно образовательного процесса в высшей школе, то его смысл Дмитрий Иванович видел "в соединении абстрактно-бесконечного с конкретною действительностью" [8, с.244]. Подчеркнем, что этот принцип Д.И. Менделееву максимально удалось реализовать в своей преподавательской деятельности. Во время его лекций аудитория всегда была переполнена, и в ней были студенты не только с профильных факультетов. У него получалось то, что он считал главным в преподавательском труде, - разжигать "юный пыл" и давать ему "возможность направляться к делу науки".
4. Польза образования может быть усилена, если оно носит непрерывный характер, т.е. талантливые учащиеся низших училищ могут переходить со ступени на ступень, вплоть до высших учебных заведений. "Первоначальные школы должны дать подготовку для средних, а эти для высших учебных заведений", - так комментировал эту идею Дмитрий Иванович [4, с.355]. Образование, по его мысли, могло и должно было играть роль социальной лестницы, поднимая выше наиболее талантливых детей.
При этом Д.И. Менделеев определял значение каждой ступени образования, и это значение отличалось от принятого в современной ему системе образования России. Роль начального образования, по его мнению, заключена в том, чтобы "дать грамотность и основы нравственности", т.е. то, что необходимо для освоения культуры и жизни в обществе. Среднее образование призвано способствовать развитию индивидуальных особенностей молодого человека, а высшее осуществляет связь между индивидуальными возможностями молодых людей и общественными нуждами.
В последние годы своего научно-педагогического творчества Д.И. Менделеев существенно обогатил свою трактовку понятия "непрерывность образования". Теперь это понятие включало в себя следующие принципы: соподчинение этапов образования, решение самостоятельных задач на каждом этапе, его "самодостаточность", взаимосвязь всех типов образования-общего и университетского, профессионального и технического.
5. Новый импульс на философской основе педагогики "жизненного реализма" получила в итоговых работах мыслителя и излюбленная его тема подготовки учителей. Судя по докладной записке министру народного просвещения И.И. Толстому "Проект Училища наставников" (1906), Д.И. Менделеев, характеризуя общий упадок научной, литературной, художественной жизни, связывая его с невысоким уровнем образования в стране, выход из положения видел в создании Училища наставников. Это училище не только должно было располагаться в географическом центре России "лучше бы всего на берегах Волги или Оки", но и находиться в центре современной научной и педагогической мысли. Определяя педагогическую деятельность как одну из "общенародных надобностей", Д.И. Менделеев утверждал, что учитель наряду со знанием своего предмета должен обладать философским мировоззрением. В связи с этим он включал в программу обучения широкий круг дисциплин, охватывавший практически все области знаний.
Обращаясь к вопросам народного образования, Дмитрий Иванович всегда искренне думал только о благе России. В его статьях и письмах не чувствуется обиды на те многочисленные притеснения, которые ему пришлось вынести от власть имущих. Он обращался к тем, кто готов порадеть на благо российского образования. Может быть, присущий Д.И. Менделееву социальный оптимизм и представляет собой самый важный нравственный урок, который он преподал современникам и потомкам.
Список литературы
1. Залеский СИ. Заслуги Д.И. Менделеева в области народного образования и просвещения России. М.; СПб., 1908.
2.Д.И. Менделеев в воспоминаниях современников. М., 1969.
3. Смирнов Г.В. Менделеев. М., 1974.
4. Менделеев Д.И. Границ познания предвидеть невозможно. М., 1991.
5. Менделеев Д.И. О народном просвещении России. СПб., 1998.
6. Менделеев Д.И. О развитии среднего и высшего образования // Соч. Т.23. Л; М., 1953.
7. Цит. по: Хомяков A. M. Для светлого будущего России // Высшее образование в России. 1993. № 1.
8. Менделеев Д.И. Заветные мысли. М., 1995.
9. Хлебникова М.В. Вклад Д.И. Менделеева в развитие отечественной педагогической науки // Советская педагогика. 1984. № 6.