Особенности работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне

Содержание

Введение

1. Профессиональный портрет социального педагога

1.1 Цели деятельности социального педагога

1.2 Функции и социальные роли социального педагога

2. Особенности работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне

2.1 Причины попадания семей в группу риска

2.2 Технология работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне

3. Вариант механизма работы с семьями группы риска

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Общеизвестен факт, что семья является самым главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Именно семья призвана обеспечивать основные, базовые потребности ребенка, к которым относятся: физиологические потребности (во сне, отдыхе, питании и т.п.); потребность в безопасности («крыша над головой», социальная и материальная защищенность и т.п.); потребность в любви, уважении и т.п.

Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные для развития и социального становления ребенка функции. Такие семьи объединяются понятием семьи группы риска.

В своей курсовой работе я раскрыла особенности работы социального педагога именно в таких семьях. Актуальность этой темы состоит в том, что семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный педагог. Но социальная помощь сегодня не соответствует масштабу и глубине проблем и трудностей, которые испытывают не только взрослые, но и дети. Поэтому множество людей, в основном с педагогическим образованием, стали овладевать профессией социального педагога, а в педагогические институты на специальность социальной педагогики поступают молодые люди, заинтересованные в том, чтобы помогать обществу решать проблемы важной её подструктуры – семьи.

Объём решенных проблем, связанных с неблагополучными семьями и трудными подростками, во многом зависит от общественных, правовых, образовательных и других учреждений, окружающих семью и социального педагога, работающего с ней. Поэтому эти учреждения должны всеми возможными силами осуществлять поддержку семьи, а так же принимать непосредственное участие в работе социального педагога с семьями группы риска.

Курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе рассматривается социальный портрет социального педагога, а главным образом его задачи и функции. Во второй главе непосредственно рассматривается главный вопрос курсовой работы, раскрываются причины попадания семьи в группу риска, особенности работы социального педагога с данными семьями в микрорайоне. В третьей главе разрабатывается вариант работы с семьями группы риска.

1. Профессиональный портрет социального педагога

1.1 Цели деятельности социального педагога

Социальный педагог – специалист, организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми в различных социокультурных средах (семья, учебное заведение, дошкольное учреждение, детский дом, приют, трудовой коллектив, учреждение дополнительного образования и др.). Социальный педагог изучает психолого-педагогические особенности личности и окружающей ее микросреды, выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении, конфликтные ситуации и оказывает своевременную социальную помощь и поддержку; способствует реализации прав и свобод клиентов, обеспечение охраны их жизни и здоровья.

Социальный педагог – специалист, компетентный в вопросах оказания педагогической, психологической, психотерапевтической, социальной помощи людям, нуждающимся в этой помощи.

Профессиональная деятельность социального педагога направлена на человека в среде, нацелена на решение всей совокупности проблем в контексте «личность и окружающая среда». Во главу угла ставится человек, и в центр внимания социальных педагогов – есть проблемы.

Впредь объект социального педагога мы будем называть клиентом.

Практическая деятельность социального педагога должна быть обоснована теоретически и проведена профессионально: с диагностикой и соответствующим анализом социальной ситуации, оценкой функциональных взаимодействий, которым подвергаются отдельный человек, семья или группа.

В задачи практической деятельности социального педагога входит: поддерживать людей, стимулировать их на развитие собственных сил, конструктивную деятельность, на использование имеющихся у них резервов; предлагать помощь, организовывать ее, устанавливая необходимые для этого связи и контакты; сопровождать людей на протяжении определенного жизненного периода, проявлять личное участие, организовывать контроль за ситуацией в целях защиты клиента; вызывать сочувствие и активизировать людей на оказание помощи нуждающимся; оказывать воздействие на органы власти и управления с целью повышения качества обслуживания и социальной защиты; информировать инстанции всех уровней о факторах, негативно сказывающихся на условиях жизни для определенных групп населения.

Социальный педагог работает с людьми от детского до пожилого возраста независимо от их социального положения, происхождения, религиозных убеждений, этнической принадлежности. Объектом деятельности социального педагога может быть: отдельный человек, семья, группа, организация.

Являясь посредником в системе взаимодействия личности, семьи, общества, социальный педагог влияет на создание воспитывающих, гуманных отношений в социуме, сфере семьи, семейно-соседском окружении, по месту жительства, на производстве. Деятельность социального педагога позволяет своевременно диагностировать, выявлять и педагогически целесообразно влиять на характер отношений между людьми, развивать полезные инициативы, творчество, различные виды самопомощи, формировать ценностные ориентации личности.

Базовые характеристики социального педагога включают в себя:

  • Способность обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество между личностью, семьей, с одной стороны, и обществом, различными государствами и общественными структурами – с другой;

  • Способность выполнять своеобразную роль «третьего человека», связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом;

  • Умение влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме, стимулировать, побуждать клиента к той или иной деятельности;

Социальный педагог должен знать основные закономерности развития личности на всех возрастных этапах, специфику формирования отношений в социуме; экологическую, демографическую, социально-педагогической работы с семьями, различными группами и категориями населения; функции, права и обязанности государственных и общественных институтов по отношению к семье и личности; концепцию и программу современной социальной политики; основы трудового законодательства, семейного права; методику и технологию диагностики личности и ее микросреды; иметь навыки анализа и программирования социальной работы, проведения социально-педагогических исследований, уметь действовать в соответствии с кодексом этики социального педагога.

1.2 Функции и социальные роли социального педагога

Основными функциями социального педагога являются:

1. Воспитательная (социальный педагог обеспечивает целенаправленное влияние социальных институтов на поведение и деятельность клиента, ставит и решает задачу полноценного использования в воспитательном процессе средств и возможностей общества, микросреды и самой личности как активного субъекта воспитательного процесса);

2. Диагностическая (ставит «социальный диагноз», изучает психологические возрастные и индивидуальные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов; диагностирует характер отношений между людьми; выявляет позитивные и негативные проблемы);

3. Прогностическая (участвует в программировании процесса социального развития конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, задействованных в социальной работе);

4. Предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая (приводит в действие социально-правовые, юридические, психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний; организует оказание социотерапевтической помощи нуждающимся, обеспечивает защиту их прав);

5. Организационно-коммуникативная (способствует включению добровольных помощников, населения микрорайона в социальную работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредотачивает информацию и налаживает взаимодействие между различными социальными институтами в их работе с клиентом);

6. Охранно-защитная (использует имеющийся арсенал правовым норм для защиты прав и интересов клиентов, содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредственные противоправные воздействия на клиентов).

В своей практической деятельности социальный педагог выполняет различные социальные роли. Прежде всего, эта роль посредника, связующего звена между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения. Он содействует взаимопониманию между отдельными людьми и их окружением, влияет на взаимодействие между организациями и институтами.

Социальный педагог выполняет роль адвоката, защитника интересов, законных прав человека, его семьи, различных категорий населения; добивается социальной справедливости, помогает людям реализовывать свои способности.

Социальный педагог является участником совместной деятельности детей и взрослых и одновременно организатором этой деятельности, побуждает людей к действию, инициативе, творчеству.

Социальный педагог выполняет роль помощника клиентов в решении их проблем, помогает развивать способность самим решать свои проблемы.

Социальный педагог выполняет роль конфликтолога, помогает предвосхищать и разрешать конфликтные ситуации своих клиентов.

Социальный педагог является своего рода аниматором и, побуждая человека к действию, способствует восстановлению взаимовыгодного взаимодействия между личностью и обществом.

В соответствии с квалификационной характеристикой, в обязанности социального педагога входит:

  • Обеспечение педагогического компонента в социальной работе, педагогической целесообразности содержания, форм и методов, используемых в службах социальной защиты; содействие в формировании гуманных отношений в социуме;

  • Изучение медико-психолого-педагогических особенностей личности и ее микросреды, интересов и потребностей клиента, условий его жизни; сбор информации, связанной с нуждами клиента; выявление трудностей и проблем в среде детей, подростков, их семей, взрослого населения;

  • Организация социальной, оздоровительной, воспитательной деятельности в социуме, различных видов сотрудничества взрослых и детей; содействие в развитии социальных инициатив, новаций, творчества, физического и нравственного совершенствования, различных видов самопомощи;

  • Оказание профессиональной помощи клиентам в решении личных и социальных проблем; работа по предотвращению правонарушений, реабилитации клиентов, своевременному выявлению и разрешению конфликтных ситуаций; предупреждение отклонений в поведении людей;

  • Представление и защита интересов клиентов, их семей во взаимоотношениях с различными государственными, общественными структурами, содействие в повышении статуса семьи, укреплении и развитии ее воспитательно-оздоровительного потенциала путем обеспечения приоритета интересов семьи в деятельности государственных учреждений и организаций.

Для выполнения этих обязанностей социальный педагог широко использует свои права:

  • Представлять и защищать интересы клиентов в органах законодательной и исполнительной власти;

  • Вести государственную и частную социальную практику при наличии диплома о специальном образовании или сертификата по специальности «социальный педагог»;

  • Собирать информацию, связанную с нуждами клиентов, проводить социологические опросы населения, диагностические исследования;

  • Делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем клиентов;

  • Информировать государственные органы о состоянии той или иной проблемы в сфере деятельности социального педагога;

  • Вносить предложения предприятиям и учреждениям, коммерческим структурам и общественным организациям о поощрении родителей, семей, общественников за социальные инициативы и активность;

  • Вести активную работу по пропаганде опыта семейного воспитания, социально-педагогической работы, используя средства массовой информации;

  • Возглавлять общественные инициативы движения граждан, направленные на решение конкретных социальных проблем.

2. Особенности работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне

2.1 Причины попадания семьи в группу риска

Семья является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы. Семья представляет собой сложное социальное, комплексное, многофункциональное понятие, формы жизнедеятельности людей, обусловленные существующими общественно-экономическими и юридическими нормами. Сегодня в России свыше 40 млн. семей. Семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих в обществе процессов, оценивая разрушающий для семьи процессы. В настоящее время наблюдается, что большинство населения до уровня доходов находится практически на уровне прожиточного минимума. Снижается рождаемость, со снижением рождаемости повышается количество детей, рожденных вне брака, 67% составляют простые семьи. Тяжелая материальная ситуация складывается в многодетных семьях, их составляет около 2 млн. Возрастает количество малообеспеченных, а также беспризорных детей. Все социальные проблемы, с которыми связана семья, усугубляют внутрисемейные проблемы, а социальное поведение взрослых членов семьи ведет к подростковой преступности, раннему материнству, детской, подростковой наркомании, алкоголизму. Все это ведет к необходимости социальной реабилитации детей. Два десятилетия назад работа с семьями группы риска заключалась в том, что родителей либо лечили, чаще всего от алкоголизма, либо их лишали родительских прав, детей отправляли в детские дома и интернаты, где упор делают на обеспечение жизненно-важных потребностей и обучения. Мало внимания уделялось тому, что дети из семей группы риска из-за неблагоприятных условий воспитания или отсутствия такового, входят во взрослую жизнь совершенно не подготовленными, не могут адаптироваться к группе сверстников и испытывают трудности в общении. Работа с детьми из семей группы риска должна носить комплексный характер, учитывая психологические особенности детей. Современная семья переживает сложный этап развития. Сложилась ситуация, при которой семья и дети стали заложниками экономических и политических преобразований в стране, что привело к деформации внутрисемейных отношений, искажению нравственно-ценностных ориентиров. Семье не хватает средств для развития ребенка: на книги, зрелищные мероприятия, экскурсии. Это затронуло многие благополучные и относительно благополучные семьи. Что же тогда остается детям из неблагополучных семей, семей с родителями, злоупотребляющими спиртными напитками и наркотическими средствами? Количество таких родителей возросло, не все смогли пережить трудности. Влияние семьи на ребенка исключительно. Дети могут развить свой личностный потенциал, только если они воспитывались в безопасном, предсказуемом окружении. Длительное стрессовое состояние родителей не может обеспечить безопасность, каждодневный уход за ребенком. Поэтому необходимо проводить с такими детьми социальную реабилитацию, направленную на социализацию личности ребенка, адаптации его в общеобразовательных учреждениях. Работа должна вестись по восстановлению утраченных социальных функций и связей, пополнению среды жизнеобеспечения, усиления заботы о нем. В трудных материальных условиях находятся семьи с малолетними детьми (в возрасте до 3 лет). С увеличением числа различного рода социально-неблагополучных семей возрастает количество беспризорных детей. По данным МВД России на учете в органах милиции находится около 620 тысяч подростков-правонарушителей и 113 тысяч родителей, отрицательно влияющих на поведение детей. В 30% неблагополучных семей, систематически злоупотребляют спиртными напитками. Спасаясь от жестокого обращения и насилия около 50 тыс. подростков ежегодно уходит из дома, 2 тыс. подростков заканчивают жизнь самоубийством, также усиливается тенденция жестокого обращения с детьми. В учреждениях системы социальной работы имеются специальные образовательно-воспитательные потребности, необходимо специализированная социально-педагогическая помощь в работе с социально-дезадаптированными детьми и подростками, многодетными и неполными семьями, лицами социально-негативного поведения, с людьми, больными алкоголизмом, употребляющими наркотические вещества, жертвами насилия и лицами, склонными к суицидальности.

Социальный педагог семье необходим, так как современная школа занимается только обучением, а 2/3 родителей испытывают трудности в воспитании ребенка.

Задача социального педагога в работе с семьями риска – это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию.

Исходя из результатов криминологических, психолого-педагогических и медико-социальных исследований, можно выделить следующие факторы социального риска, отрицательно сказывающиеся на репродуктивных функциях семьи:

  • социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия);

  • медико-санитарные факторы (экологически неблагоприятные условия, хронические заболевания родителей и отягощенная наследственность, вредные производственные условия родителей и особенно матери» антисанитария и пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами, неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери);

  • социально-демографические факторы (неполная либо многодетная семья, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми);

  • социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);

  • криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни родителей, семейные дебоши, проявления жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира).

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении детей, оно лишь указывает на большую степень вероятности этих отклонений. При этом одни факторы социального риска проявляют свое негативное влияние довольно стабильно и постоянно, другие с течением времени либо усиливают, либо ослабляют свое влияние.

2.2 Технология работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне

Социальный педагог – ключевая фигура в микрорайоне, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребёнку. Единство и преемственность воспитательных воздействий в различных сферах жизнедеятельности человека – как учебно-производственной, так и вне её, в сфере семьи, быта, свободного времени – важнейший принцип педагогики.

Усиление внимания в современных условиях вопросам воспитания людей в семейно-бытовой микросреде, по месту жительства – явление закономерное, основанное на ряде социально-политических обстоятельств, таких, как объективно развивающееся взаимодействие семейного и общественного воспитания; возрастание социально-экономического и свободного времени, управление им в интересах гармоничного развития личности.

В силу территориальной близости к семье воспитательная работа в жилом массиве, в микрорайоне, в доме располагает дополнительными резервами в совершенствовании педагогического и общественного воздействия на семью и её ближайшее окружение, влияния на процесс семейного воспитания. Являясь своеобразным местом непосредственного соприкосновения педагогических коллективов и широкой общественности с семьёй, местожительство становится тем конкретным звеном, которое заставляет взаимодействовать во внешкольном воспитании различные социальные институты.

В современных условиях начинает складываться система совместной деятельности социальных служб и школы по единому плану воспитательной работы и защиты детства. Это так называемые социально-педагогические комплексы. Комплексы создаются с целью объединить различные организации микрорайона, в которых наряду с общим образованием учащиеся получают возможность развивать свои способности в эстетической, спортивной, трудовой, технической и других видах творческой деятельности. Комплексы включают общеобразовательные, музыкальные, художественные и спортивные школы, станции юных техников и другие детские творческие организации и объединения, а также РЭУ, ДЭЗы, воинские части и отделения милиции. Финансирование комплексов осуществляется за счет бюджета и спонсорства.

Главным в этом единении является ребенок, его личность, его настоящее и будущее – среди сверстников, в семье, в обществе. Поэтому одной из обязательных составляющих работы социального педагога с детьми, имеющими какие-либо социальные, психологические или педагогические проблемы, является работа с их семьями. Конкретное содержание социально-педагогической работы с семьей в каждом отдельном случае обусловлено типом ее неблагополучия, а также индивидуальными особенностями данной семейной ситуации. Однако в целом технология работы социального педагога с неблагополучной семьей имею много общего.

Технология работы социального педагога с неблагополучными семьями включает три уровня: профилактический; диагностический; реабилитационный.

Профилактический уровень. Профилактика – это комплекс превентивных мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи.

На данном уровне деятельность социального педагога строится на принципе предоставления достоверной информации.

Один из путей к улучшению состояния – разработка таких специальных программ педагогического образования и просвещения родителей, которые способствовали бы полноценному функционированию семьи и предотвращению проблем во взаимоотношениях детей и родителей.

Например, при работе с семьей, в которой при воспитании ребенка прибегают к насилию, необходимо объяснить членам семьи пагубные последствия физических наказаний детей и разъяснить гуманистические методы воспитания.

Опросы показывают, что практически все родители, применяющие физическое наказание, испытывают трудности в воспитании ребенка, а к 87% из них в детстве применялись физические наказания. 40% родителей не применяют физическое наказание как средство воспитания, но желание применить его у них присутствует.

Могут быть разные точки зрения на то, какие методы и средства являются наиболее эффективными для улучшения и гуманизации процесса воспитания детей, но безусловна необходимость помощи в таких семьях родителям.

Организация педагогического просвещения родителей этой категории направлена на то, чтобы они поняли разницу между допустимым и недопустимым поведением, поскольку родители часто не осознают последствий, к которым может привести физическое наказание ребенка. Это осознание влечет за собой и выбор адекватных приемов для разрешения возникающих трудностей. Родителей можно и нужно обучить расшифровывать исходящую от детей информацию и в зависимости от нее подбирать соответствующие методы воспитания.

В программе налаживания гуманных взаимоотношений детей и взрослых обязательным условием является добровольное сотрудничество родителей и специалистов. Программа работы с родителями подбирается в зависимости от тех факторов, которые могут вызвать их жестокое обращение с ребенком.

Педагогическое просвещение родителей может осуществляться также через создание групп поддержки и организацию взаимодействия родителей. При территориальных службах семьи и детства могут быть созданы курсы по проблемам воспитания детей, педагогическому просвещению родителей и организации для них краткого отдыха. Для детей на это время создаются комфортные условия пребывания. После проведенного курса родителей можно побудить к свободному обмену мнениями по поводу проблем, вызывающих у них беспокойство.

При составлении программы педагогического образования родителей необходимо учитывать, что большинство из них не имеют специального педагогического образования. Кроме того, программа должна быть построена таким образом, чтобы полученные знания могли быть использованы на практике.

Таким образом, данная программа должна быть направлена на: творческое усвоение педагогических знаний, с тем, чтобы они стали руководством к действию и способствовали повышению эффективности воспитания детей; формирование способности осмыслить семейную действительность, умения принимать наиболее эффективные решения в соответствии с педагогическими закономерностями, принципами воспитания; взаимное обогащение опытом детско-родительских отношений.

Педагогическое просвещение включает деятельность информационного и обучающего плана по рассмотрению основных закономерностей и базовых этапов развития ребенка, возрастных психологических факторов становления его личности на конкретных стадиях, типичных критических ситуаций, проблем каждого возраста и выработке общих рекомендаций по их разрешению.

Социальные педагоги должны заниматься пропагандой ненасильственного воспитания, разъяснять, что существует множество методов, с помощью которых можно воспитывать в детях послушание, ответственность, не прибегая к телесным наказаниям. Например, вовлекать ребенка в процесс принятия решений, избегать пустых угроз и т.д.

Эффективность профилактической деятельности социального педагога напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьей. Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное отношение при встрече, а также упреки, устрашения, ультиматумы. В противном случае создается психологический барьер, из-за чего человек не может адекватно воспринимать даже вполне целесообразные предложения.

Предвидя трудный разговор, социальный педагог должен тщательно подготовиться к встрече. Собрать как можно больше информации о семье, тщательно обдумать содержание и форму беседы.

Диагностический уровень. Здесь возможны два варианта деятельности социального педагога: при добровольном обращении клиентов – оценка ситуации и в случае необходимости организации консультации психолога; при недобровольном обращении – сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи.

Обязательными этапами диагностики являются:

  • сбор информации;

  • анализ информации;

  • постановка социального диагноза.

Диагностика – длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьей, а также с другими людьми. Диагностика служит отправной точкой дальнейшего взаимодействия с семьей.

Проведение диагностики предполагает соблюдение определенных принципов. Выделим наиболее важных из них.

Методологические принципы: объективность в сборе фактов и их интерпретации. Необъективность может привести к якорному (дотошное исследование, но в каждом новом факте социальный педагог видит подтверждение сложившегося стереотипа) или замковому (из-за стереотипов наклеивается ярлык, делаются ранние необъективные выводы о семье, и социальный педагог останавливает диагностическое исследование) эффекту; множественность источников информации; достоверность информации; клиентоцентризм (смотреть на проблему исходя из интересов клиента).

Этнические принципы: конфиденциальность; степень открытости – право клиента; невмешательство в частную жизнь.

На данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы:

  • наблюдение (позволяет определить пол, возраст, национальность, материальное положение, черты характера, уровень интеллектуального развития и состояния психики клиента);

  • беседа (равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану);

  • анкета (письменный опрос);

  • тесты (стандартизированный набор заданий, позволяющий определить уровень знаний человека, состояние его личностных, психологических характеристик).

Широко используются в диагностике:

  1. Шкальные методики. Для определения результата совместной работы семье предлагается шкала, на который ион должен отметить состояние своей проблемы до и после визита к социальному педагогу. Этот показатель можно сравнить только с показателями этой же семье в другой момент времени. Методика позволяет переводить качественные характеристики в количественные и может широко использоваться социальными педагогами, так как это один из немногих простых в применении и устраивающих семью способов определения эффективности работы;

  2. карточные методики – набор карт с определенным смысловым содержанием (любовь, ненависть, развод, тоска). Семье дается задание расположить карточки по времени – настоящее, прошлое и будущее. Карточные методики позволяют составить общее представление об эмоциональном состоянии семьи, ее жизненной ситуации, облегчает работу с людьми, имеющими затруднения в общении (мигранты, замкнуты), оказывает успокаивающие действие;

  3. проективные методики – разновидность тестов, нацеленных на определение неосознаваемых клиентом состояний (бессознательное влечение, скрытая агрессия, переживание);

  4. ассоциативные проективные методики, построенные на словесных ассоциациях, системе незаконченных предложений;

  5. экспрессивные методики (основаны на рисовании: рисунок семьи, рисунок себя в виде растения, животного). Они позволяют сравнивать результаты работы с клиентом;

  6. анализ документации. Контент-анализ (выборочный, содержательный). Изучение документов – важная часть работы социального педагога, который является составителем многих документов, необходимых для дальнейшей работы с семьей, в помощь другим специалистам, правоохранительным органам, для отчетности, для защиты своих интересов;

  7. метод социальных биографий – сбор информации об истории жизни человека и его семьи. Исследуются личные беседы, опросы родственников, переписка, семейные альбомы, прием генограммы семьи. Этот метод используется в работе с теми клиентами, проблемы которых берут начало в семье, традициях.

В ситуациях, когда различные недостатки в семье тщательно скрываются, может помочь опрос соседей, школьных учителей, разговор с самим ребенком.

Реабилитационный уровень. Этот уровень является важнейшим в системе работы с семьей, так как проводится на всех этапах общения. Реабилитация – это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения.

Цикл социально-педагогической помощи семьям, использующим физические наказания детей, включает в себя все компоненты помощи:

  • Знакомство, оценка проблемы;

  • Планирование работы;

  • Выполнение намеченных действий;

  • Подведение результатов.

Фазы цикла помощи имеют перекрывающий, кольцевой характер, так как взаимодействие с клиентом будет продолжаться до тех пор, пока не будут достигнуты цели.

Важно планировать стратегию помощи для семьи в целом, поскольку, если помощь будет оказываться только ребенку, это может навлечь на него дополнительную опасность.

Реабилитационный уровень состоит из трех подуровней – индивидуального, группового и общинного.

На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребенком используются несколько технологий:

Консультирование – процесс взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходя которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому.

Это попытка одного человека улучшить ситуацию другого, при этом непосредственно не руководя другим. Консультирование отличается от обучения тем, что значение имеют не столько знания консультанта, сколько его отношение к сложившейся проблеме, влияние его личности.

Методы, приемы консультирования:

  • Беседа;

  • Включенное наблюдение;

  • Убеждение;

  • Одобрение или осуждение – находить компромисс, осуждать действия, выяснять причины, стараться не осуждать;

  • Прием активного слушания;

  • Прием парафразирования, проверка правильности высказаний другого человека при помощи повторения его идей другими словами. Может быть вопрос или пример (хорошо учится – на пятерки или хотя бы на тройки) через противоположное утверждение;

  • Использование ключевых фраз клиента с целью перейти на язык клиента (кинестет, аудит);

  • Прием конфротации. Конфротация заключается в том, чтобы показать клиенту противоречие в его суждениях, другие точки зрения. Прием конфронтации опасен тем, что может привести к конфликту, глубокому неудовлетворению и разрыву. Но этот прием можно использовать для создания условий качественного роста клиента, вскрытия его противоречий;

  • Метод легенд – способ помочь клиенту через рассказ о другом человеке, который нашел выход из подобной ситуации.

Телефонное консультирование. Особенность этой технологии состоит в том, что общение происходит через посредника – телефонный аппарат, отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства обращения.

Этапы телефонного консультирования:

  • приветствие, знакомство;

  • принятие – профессионал показывает, что он готов принять информацию («Внимательно слушаю», «Хорошо, что позвонили» и т.п.);

  • предложение своей помощи;

  • исследование проблемы клиента (что, где, когда). Если проблема не ясна, перейти к следующему этапу;

  • выяснение, какую помощь хотел бы получить клиент;

  • поиск согласия;

  • подведение итогов, совместный план действий;

  • расставание, выражение благодарности за звонок.

Метод «письмо-обращение». Средство обращение через лист бумаги, с отсроченной обратной связью или без нее.

Цели письма обращения: сообщить информацию или затребовать ее, ходатайство (удовлетворение каких-либо потребностей клиента); защита прав клиента. Письмо – поздравление, поддержка клиента.

Социальный патронаж. Патронаж – одна из универсальных форм работы с клиентом, представляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи – материальную, психологическую, образовательную и др.

Патронажи могут быть единичными и регулятивными, в зависимости от типа клиента и поставленных задач, от содержания патронажной помощи.

Перед посещением необходимо найти возможность предупредить о своем визите или хотя бы заранее получить принципиальное согласие на посещение.

Технология патронажа:

  • Предварительная подготовка встречи с клиентом, постановка целей;

  • Оповещение клиента о времени визита;

  • Представление себя (нагрудный знак, визитка);

  • Обеспечение личной безопасности;

  • Представление и сообщение о цели визита;

  • Время посещения – 20–30 минут;

  • Подведение итогов. Если необходимо, совместно с клиентом составить отчет.

Групповой уровень реабилитационной работы. Группа – это объединение людей, связанных общими интересами, деятельностью, местом жительства и др. количество участников группы зависит от объединяющего людей признака.

Методы групповой реабилитации:

  • Беседа (диалог между двумя участвующими сторонами);

  • Лекция (передача информации лектором, почти без обратной связи, цель – повышения уровня информированности клиента);

  • Диспут (подготовленное обсуждение одного важного вопроса);

  • Дискуссия (столкновение мнений по проблеме, которое может привести к спору, конфликту);

  • Собрание (плановое мероприятие по обсуждению текущих проблем, затрагивает интересы всех участников). Необходимо подготовить повестку. Результат деятельности отражается в специальном документе. Решения обычно ведут к какому-либо действию.

Одной из эффективных технологий групповой работы является тренинг.

Общинный уровень реабилитационной работы. Цель общинной работы – анимация, оживление жизненного пространства людей. Методы общинной работы – лекции, дискуссии, беседы, организация массовых акций (субботники, праздники). одной из базовых технологий социальной педагоги – это связь с общественностью, которая предполагает: выявление потребностей населения, привлечение общественного внимания к социальным проблемам, стимулирование общественной благотворительности, реклама благотворительной деятельности некоторых организаций.

Локализация общественной работы обычно происходит в микрорайоне, в дворовом клубе. Возможно привлечение общественности, волонтерского движения к решению не только хозяйственных и экономических, но и воспитательных, развивающих, социокультурных задач в рамках помощи семье. Такая помощь может понадобиться для воздействия на трудные семьи, где, как достоверно известно, плохо обращаются с детьми. В таких случаях привлечение общественного мнения, осуждение и контроль со стороны соседей становятся необходимы, особенно если ресурс самих родителей оказывается недостаточным для решения проблем и удовлетворения потребностей детей.

  1. Вариант механизма работы с семьями группы риска

Этап 1. Работа с микрорайоном

  • Выявление социальной ситуации в районе. Постановка проблемы.

  • Составление карты «социального риска» района включает в себя сбор информации о семьях.

Например:

Карта социального риска

Выявлено _____ семей, оказавшихся в социально опасном положении

Проблемы семьи

Количество семей

алкоголизм

безработица

насилие

дети с проблемами

мигранты, беженцы

явные конфликты в семье

Этап 2. Комплексная диагностика семьи

1. Выявление готовности семьи к вмешательству извне и в соответствии с ней форм и методов реабилитационной работы:

Дифференциация семей проводится по степени мотивационной готовности семьи к вмешательству

Психологическая готовность

выжидание

зависимость

категорическое неверие

модель разрешения проблем

методы, направленные на непосредственное решение проблемы:

– материальная и вещевая помощь;

– трудоустройство;

– содействие в организации отдыха и оздоровления детей;

метод поиска ресурсов – членам семьи предлагается определить жизненные перспективы семьи после решения проблемы. При этом первоначально не предлагая никакой помощи

методика присоединения \ отражения – включает «контракт в тамбуре» (по Шведской технологии) – тесный обмен информацией между семьей (что изменилось – причины, темп) специалистами (формы и виды помощи)

Работа с мотивацией редко фиксируется в документах, однако специалист, имеющий немалый опыт работы, может быть серьезно разочарован, столкнувшись с непринятием семьи, с тем, что приходится принуждать людей принять эту помощь.

При работе с мотивацией важно не торопиться с выбором форм и методов работы, ускоренным оказанием помощи, которая может скорее снизить мотивацию, чем способствовать ее укреплению. Поэтому положительный опыт утверждает то, что любой человек свободнее чувствует себя в непринужденной беседе со специалистом, в свободном общении. Тогда клиент из любой категории населения считает, что «сам контролирует ситуацию» и никто не будет на него оказывать давления против его воли. Наличие такого типа контроля как правило, очень важно для людей, имеющих негативный жизненный опыт и опыт общения со специалистами социальных служб. Кроме того, необходимо брать во внимание данные исследований, которые подтверждают что женщины являются более мотивированными клиентами, поэтому в работе с семьей, акцент необходимо делать на матерей, имеющих детей преддошкольного и младшего дошкольного возраста.

Если члены семьи не настроены активно помогать специалистам, то в практике социальной работы определено 5 уровней работы:

1. Низший уровень – просто встреча, общение, проведение времени вместе (например, детей в приюте и их родителей, работников приюта и родителей). Параллельно может проводиться первичная беседа с «неблагополучными» членами семьи, выявление мотивации.

2. Контракт об информации – означает обмен информацией, например, информацией о развитии проблемной ситуации в семье. Члены семьи могут рассказать как изменилась обстановка, а специалисты объяснить последствия и предложить помощь.

3. Исследование – мы заключаем контракт об исследовании, диагностике семьи, одновременно собирая информацию о ее социальном окружении. Этот уровень более сложный, так как требует внутренней информации о семье, и здесь необходимо согласие родителей, позитивная мотивация на вмешательство специалиста.

4. Сотрудничество – он подразумевает, что мы должны оказать обоюдную помощь друг другу. При этом четко проговаривается и объясняется, что будет делать специалист, что – родители, что – дети, как ведут себя «проблемные» члены семьи.

5. Семейная терапия – ее тоже можно назвать сотруднической, однако мы не можем здесь действовать обоюдно, так как специалист, оказывая помощь, берет на себя большую ответственность за реализацию рабочего процесса. На данном этапе максимальна деятельность психолога. Психолог анализирует основные компоненты проблемы и результаты диагностики определяются как основа работы смежных специалистов (социального работника, юриста. социального педагога).

Модель разрешения проблем может осуществляться по следующей схеме:

имя клиента

Сегодняшняя (актуальная) ситуация

препятствия

ресурсы

желаемая ситуация (то же, что и цель)

Каково Вам сейчас?

Что причинят Вам неудобства?

Как вы себя чувствуете?

Что мешает изменить ситуацию? (прописываются все помехи)

Каких ресурсов Вам не хватает, чтобы изменить ситуацию?

Какие ресурсы уже имеются?

Какой Вы хотите видеть свою ситуацию после решения проблемы?

Цель должна быть сформулирована в положительно ключе, следует избегать слов «нет», «нельзя» «прекратить». Желательно употреблять «надо», «будет».

2. Сетевая диагностика включает исследование следующих параметров:

  1. 1. Диагностика первоначального положения семьи на момент выявления

– степень «социальной опасности» положения (длительность наличия проблемы, уровень сложности);

– материальное положение (источники доходов – постоянный или временный характер, доход на члена семьи);

– социально бытовые характеристики (налаженность быта, обустроенность домашней обстановки, распорядок дня);

– психологический статус (степень внутрисемейных отношений, связи с ближайшими родственниками, семейные роли и авторитеты, причины возникновения социально опасного положения);

2.2. Диагностика динамики ситуации (насколько быстро ухудшается ситуация – причины, темп, от кого зависит разрешение);

    1. Выявление социальных контактов семьи (изучение людей, с которыми больше всего общаются члены семьи, особенно те, кто является причиной кризисной ситуации или от кого зависит ее разрешение).

Все вышеуказанные данные фиксируются в:

– исторической карте.

Историческая карта позволяет найти ресурсы, которые имели важное значение в прошлом.

В нее могут включаться подобные вопросы:

Что представляла ваша жизнь на предыдущем этапе?

Каково было ваше окружение на предыдущем месте работы?

Кто был для вас наиболее значим, когда не было проблемы?

– географической карте.

Географическая карта отражает мобилизационную готовность сети контактов в зависимости от географической дальности.

Пример географической карты:

наименование института

Дальность расстояния

контакт не доступен

длительная поездка

требуется 1 день

местный транспорт

на расстоянии ходьбы

семья

родственники

друзья

работа

административные инстанции

- биографической карте.

Биографическая карта отражает значимые события жизни. Причем их можно расположить как в хронологическом порядке так и в порядке значимости

Я___1 _____2_____3______4____5_____…

– карте желаемого.

Карта желаемого преследует мотивационную цель. В нее могут быть включены подобные вопросы:

Каких перемен я жду от жизни?_________________________________

Могу ли я представить в этом случае свое окружение?_______________

К чему я стремлюсь?___________________________________________

Как я могу достигнуть желаемого?________________________________

Что нового будет в моей жизни?__________________________________

Полученная информация анализируется и в зависимости от ситуации принимается следующее решение:

ситуация

решение

Сведения не подтвердились

не ставить семью на учет

сведения указывают на то, что семья оказалась в трудной жизненной ситуации

семья ставится на патронатный контроль с периодичностью посещений не реже 2 раз в год (совместно с УСЗН и органами опеки)

сведения указывают на то, что семья относится к категории оказавшихся в социально опасном положении

Семья ставится на учет в районе и сведения о ней передаются в РОВД, ПДН, органы опеки для организации комплексной и межведомственной работы с семьей.

Реабилитационную работу с семьей можно строить по плану, согласованному специалистом с членами семьи, который разрабатывается периодически (ежемесячно, ежеквартально).

Например:

  1. Семья:

  • наблюдать за взаимоотношениями в семье и их влиянием на развитие кризисной ситуации;

  • разработать программу взаимодействия членов семьи со специалистами;

  • установить контакт со всеми людьми, имеющими отношение к данной семье в частности к докризисной ситуации;

  1. Образование, трудоустройство:

– помощь в трудоустройстве, содействие занятости;

– налаживание внутриобразовательных контактов детей и подростков.

  1. Поведение:

– обсудить поступки, подчеркивающие кризисность ситуации, постараться выделить и разобрать проблемы, связанные с совершением этих поступков.

  1. Здоровье:

  • содействие оздоровлению;

  • помощь в организации лечения;

  • поддержка интереса к здоровому образу жизни.

  1. Личностное развитие:

– развивать положительные качества личности;

  • формировать позитивную мотивацию к работе, учебе, решению проблемы.

  1. Дальнейшие планы:

– разработать кратковременный план работы;

– выяснять эффективность реабилитационного процесса;

– постоянно встречаться с семьей.

Этап 3. Оценка эффективности работы.

Анализ эффективности работы необходимо проводить вместе с клиентами, т. к. разрешение кризисной ситуации необходимо прежде всего семье, именно члены семьи оценивают насколько помогли им специалисты.

Критерии выявления эффективности:

  1. Соответствие поставленной задаче.

  2. Стабильность положительной динамики.

  3. Возможность прогнозирования положительного развития ситуации.

В случае высокой мотивации членов семьи, установки на помощь технологию работы с семьей «потенциальной группы риска» необходимо строить по следующим этапам:

  1. Организационный:

– диагностика – проводится отбор семей, разделение по группам выявленных проблем;

– исследование – изучается сложность проблемы, степень необходимости вмешательства специалистов.

  1. Проектный:

– моделирование карты развития семейных групп (по проблемам), где намечаются основные направления и методы работы с данной группой семей;

– разработка индивидуальной программы развития семьи – работа с каждой семьей индивидуально.

3. Функциональный:

– адаптация – работа с семьей в сфере измененных межличностных отношений, социальной ситуации;

– кризис – принятие членами семьи нового статуса, переосмысление ценностей;

– реабилитационный – помещение ребенка в семейную воспитательную группу. организация терапевтической работы с членами семьи;

– постреабилиация – возвращение ребенка из семейной воспитательной группы, регулярный патронаж семьи.

4. Контрольный:

– диагностика – проводится качественный анализ результатов проведенной работы, оценивается эффективность;

– перспектива – определение направлений и периодичности вторичной профилактики.

Данная схема предполагает взаимодействие органов социальной защиты, образования, здравоохранения, что позволяет не только повысить эффективность технологии «раннего вмешательства», но также повысить ее профилактический потенциал.

Очень важно, работая с семьей, не только определить и исследовать ее внутренние взаимоотношения, но также и систему контактов, окружение семьи.

Заключение

Общеизвестен факт, что семья является самым главным институтом социализации, через которые ребенок усваивает основные социальные знания. Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные для развития и социального становления ребенка функции. Такие семьи объединяются понятием «семьями группы риска».

Социальный педагог нередко оказывается в ситуации, когда от него ждут помощь, выходящей за рамки его полномочий. Например, от него ожидают лишения родителей их прав, участие в принятии решения по вопросу привлечения их к суду, дачи показаний против родителей, а иногда выступления в качестве адвоката, поручают исполнение решений суда о надзоре или изолировании ребенка. При этом его отвлекают от непосредственной работы, и социальному педагогу может потребоваться помощь других специалистов.

Задачи социального педагога – создать в семье ощущение безопасности, он должен быть твердо убежден в правильности своих действий, быть способным четко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать.

Социальный педагог должен постоянно усваивать новые методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению.

Оказывая помощь другим людям, он должен отличаться от других профессионалов не только специальными знаниями, но и особенно отношением к своим клиентам. С одной стороны, он должен признавать и уважать их права как личностей, а с другой – учитывать неповторимость внутреннего мира каждого человека, что не терпит общего похода. Для установления контакта социальный педагог должен научиться смотреть на мир глазами своего клиента – с позиции клиентоцентризма.

Список использованной литературы

  1. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебн. пособие для студентов высш. пед. учебн. завед. – М.: Академия, 2006

  2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. социальная педагогика. Курс лекций: учебн. пособие для студентов пед. Вузов и колледжей. – М.: Издательский цент «Академия», 2003

  3. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебн. пособие для студ. Высш. Пед. Учебн. заведений. – 2-е издание. – М.: Академия, 2000

  4. Каптеров П.Ф. О семейном воспитании. Учебн. пособие для студ. Высш. И сред. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Академия, 2002

  5. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Пед. Учеб. Заведений. – 2-е издание, исправленное и дополненное. – М.: «Издательский центр «Академия», 2007

  6. Методика и технология работы социального педагога: Учебн. пособие для студентов Вуза / под ред. Б.Н. Алмазов. – М.: Академия, 2002

  7. Минияров В.М. психология семейного воспитания. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005

  8. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов. М.: Академия, 1999

  9. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: учебник для студ. Высш. Пед. Учебн. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002

  10. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2004

  11. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: Академия, 2002

  12. Семейное воспитание: Хрестоматия. – М.: Академия, 2001

  13. Социальная педагогика: курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. Издцентр ВЛАДОС, 2007

  14. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учебн. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005