Особенности обучения детей в разных возрастных группах в детском саду
Особенности обучения детей в разных возрастных группах детском саду
Оглавление
1. Особенности освоения грамматического строя в дошкольном возрасте 3
2. Роль игр в развитие речи дошкольников 4
3. Методика обучения в разновозрастных группах 8
4. Практическа часть 11
Литература 13
1. Особенности освоения грамматического строя в дошкольном возрасте
Начиная со второго полугодия третьего года жизни речь ребенка становится понятной для окружающих вне конкретной ситуации и речевого контекста, а это свидетельствует о том, что после 2,5 лет малыш овладевает необходимым минимумом речевых умений.
Исследователи фиксируют качественный скачок в развитии речи ребенка в период от 2,5 до 3 лет. Показатели речевого развития детей, характерные для этого возрастного этапа, действительно значительны.
Качественно меняется соотношение между пониманием и активной речью. Если раньше о понимании ребенком речи взрослого приходилось судить по его «двигательным ответам» (малыш показывает нужный предмет, приносит игрушку и т. п.), то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей его деятельностью, об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.
Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. Если у ребенка 2 лет он составляет примерно 300 слов, то к трем годам достигает уже 1000 — 1200 слов. На четвертом году словарь пополняется значительно медленнее и относительно равномерно.
На третьем году жизни дети часто используют глаголы. Активное употребление глаголов связано с совершенствованием умения общаться (дети начинают согласовывать друг с другом свои действия в игре). Кроме того, у ребенка формируется умение сопровождать речью свои действия. После 2,5 лет в активном словаре возрастает количество прилагательных и наречий; широко представлены местоимения (личные и притяжательные). Все это помогает малышу словесно оформлять впечатления от окружающего, делать простые обобщения, умозаключения.
На разных этапах младшего дошкольного возраста заметны различия в речевой активности детей. Средняя речевая активность (анализ самостоятельных высказываний ребенка за 30 мин игры) составляет 25 — 28 слов у детей 2 — 2,5 лет, 70 — 80 — у детей 2,5 — 3 лет, 110 — 115 — у детей 3 — 3,5 лет (данные Г.М. Ляминой).
На третьем году жизни ребенка начинается важнейший этап освоения родного языка — овладение его грамматической структурой. Известный ученый-лингвист А.Н. Гвоздев подчеркивал, что этот процесс особенно бурно протекает опять-таки во второй половине третьего года. Данные исследований свидетельствуют о том, что возраст 3 — 4 года, открывающий третий период формирования грамматического строя речи (по А.Н. Гвоздеву), весьма незначительно отличается от возраста 2,5 — 3 года.
Во втором полугодии третьего года жизни дети активно осваивают служебные слова (союзы и предлоги), необходимые для выражения синтаксических отношений. В их речи появляются сложные союзные предложения, количество которых на протяжении четвертого года жизни существенно не меняется.
В период от 2,5 до 4 лет для звукопроизношения детей характерны одни и те же особенности. В эту пору — «период усвоения звуков» (А.Н. Гвоздев) — наряду с правильным произношением звуков наблюдаются их искажение, пропуски, замена, смягчение.
2. Роль игр в развитие речи дошкольников
Экспериментальная работа в детском саду выявила огромный интерес у детей третьего и четвертого года жизни к самым простейшим играм с куклами и другими игрушками.
Было выявлено, что наиболее эффективны занятия, которые или целиком проходят в форме игры, или значительная часть которых отведена игре. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности — речевой или поведенческой (движения, действия и т. п.). С помощью игры легче выполнить программу по ознакомлению с окружающим, воспитанию звуковой культуры речи, развитию диалогической речи.
Игре и игровым приемам сейчас отводится ведущая роль в обучении дошкольников. Особенно эффективны разнообразные игры-инсценировки. В них наиболее успешно реализуются возрастные возможности детей и индивидуальность каждого. Так, например, детям 2 — 4 лет свойственна потребность в речевом общении с окружающими. Вместе с тем очень часто ребенок не может самостоятельно находить поводы для общения. И здесь ему на помощь приходит игра.
В младшем дошкольном возрасте овладение ребенком разнообразными способами действий осуществляется на основе подражания. Подчинение действий ориентирующему образцу — основа для умственного развития. Первые этические и другие представления также складываются в процессе усвоения малышом определенных образцов. В играх образцы поведения усваиваются детьми легче и прочнее.
В планах занятий должны быть предусмотрены хорошо известные практике игры с куклами и другими игрушками («Знакомство с новой куклой», «С нами знакомится Мишка Ушастик», «Купаем куклу», «Учим куклу говорить» и др.). Кроме того, в занятия должны быть включены игры-инсценировки, раскрывающие детям процесс изготовления реальных вещей («Делаем бумажную гирлянду для украшения елки» и др.).
Должны быть в программе игры, цель которых — подсказать детям выходы из конфликтных ситуаций, типичных для взаимоотношений младших дошкольников; научить общаться, использовать элементарные формы речевого этикета. Например, в игре «Учимся не ссориться» дети должны вежливо уступать друг другу игрушки («Поиграешь, а потом отдай мне. Пожалуйста, не забудь!»), в игре «Шаг назад — и оглянуться!» малыши усваивают, что, когда воспитатель что-то рассказывает или показывает, нельзя стоя рядом с ним толкаться, сердиться друг на друга, что следует позаботиться о том, кто меньше тебя ростом, и пр.
Практически все занятия должны иметь выход в самостоятельные игры детей, которые, начавшись в ходе занятия, продолжаются и после него. Воспитатель является активным участником этих игр, а в ряде случаев в них включаются приглашенные «в гости» дети из старшей группы, которые заранее подготовлены педагогом и знают, о чем и как им следует поговорить с малышами, чему научить.
В дидактических играх, играх-драматизациях, играх-инсценировках дети учатся общаться друг с другом, приобретают навыки диалогической речи. В них предусмотрены беседы, когда кто-то из детей задает вопросы всем присутствующим, а те отвечают. Например, в дидактической игре «Кто где живет» (на классификацию животных) ребенок показывает товарищам выбранную им картинку и ведет с ними примерно такую беседу:
— У меня на картинке теленочек. Я угадал, ребята?
— Ты прав. Это теленок.
— Теленок живет не в лесу, а у человека. Поставлю эту картинку туда, где дом… Девочки и мальчики, я правильно выполнил задание?
— Да, правильно. Ты, Алеша, молодец!
Исследования показали, что использование в обучении такой модели речевого общения, как «ребенок— группа детей», дает значительный развивающий и воспитывающий эффект.
Игры-инсценировки типа «Доктор, помогите» направлены на воспитание умения вести более сложные диалоги. Дети несут Айболиту заболевшую игрушку, рассказывают, что случилось. Воспитатель задает уточняющие вопросы, ответы на которые ребенок ищет самостоятельно, мобилизуя имеющийся у него запас знаний. Вот пример одной из бесед Айболита с ребенком пятого года жизни по телефону:
— Алло! Алло! Вас слушают!
— Это больница доктора Айболита?
— Да. Доктор Айболит у телефона.
— Здравствуйте, доктор. У меня заболел тигренок. Он лежит на боку, глазки закрыты, дрожит. Помогите, доктор!
— Диктуйте адрес, я скоро буду… А пока положите рядом с тигренком горячую грелку и накройте его чем-нибудь теплым. Поняли?
— Понял. Спасибо, доктор! Я вас очень-очень жду.
Содержание диалога и степень сложности речевых конструкций должны зависеть от возможностей ребенка, с которым беседует Айболит. При необходимости дети напоминают хозяину заболевшей игрушки, что следует сделать в том или ином случае (поздороваться; поблагодарить; спросить у доктора, приедет он сам или больного надо везти в больницу). Перед тем как провести игру в первый и во второй раз, воспитатель объясняет ее условия, просит детей заранее подумать, кто какое игрушечное животное принесет в больницу. Некоторым малышам он подсказывает, чем может заболеть то или иное животное, каковы симптомы болезни. В дальнейшем игра проводится без подготовки.
Многие дидактические игры, в частности игры на группировку предметов по функциональному признаку (назначению), названию, цвету, материалу, которым детей обучают на занятиях, в свободное время целесообразно проводить как настольные с двумя-тремя детьми разного возраста.
При малом числе участников легче подбирать картинки (предметы), изменять условия игры, усложнять задания.
Например, детям раздают по 3 — 5 (в зависимости от их возраста) предметных картинок, на которых нарисованы посуда, одежда, обувь, продукты и пр. Воспитатель показывает им свои картинки (по одной) с изображениями самых разных предметов. Играющие подбирают из этих картинок пары к тем, что лежат перед ними, ориентируясь:
а) на названия предметов («У меня есть чашка, теперь стало две чашки»);
б) на цвет предметов («Этот красный пояс я беру себе. Он подходит к моему красному платью»).
Еще одним из условий игры может быть такое: докажи, что именно эта вещь тебе нужна («Это обувная щетка. Она мне нужна, так как у меня есть ботинки»; «Я возьму себе эти пуговицы, так как у меня есть шуба. Пуговицы могут оторваться, и тогда я пришью новые»).
Старшие дети, освоив игру, обучают младших. Старший ребенок может вместо воспитателя выполнять роль ведущего. Он советуется с педагогом, какие картинки следует отобрать, учитывая состав играющих. Роль ведущего очень полезна для детей. Она учит проявлять терпение, объективность, объяснять логично и доказательно. Последнее чрезвычайно важно для совершенствования синтаксического строя речи.
В программу должны быть включены также народные игры, в процессе которых один ребенок (водящий) или несколько (договорившись между собой) показывает какое-то движение, а все остальные повторяют его. Особой популярностью пользуется у самых маленьких народная игра «Зеркало» («Ровным кругом друг за другом, эй, ребята, не зевать…»), а у детей постарше — игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» (см.: Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду.—М., 1977);
3. Методика обучения в разновозрастных группах
Обычно начиная с сентября в течение определенного отрезка времени дети всех возрастов так или иначе проходят адаптационный период. Малыши 2 — 2,5 лет, только что пришедшие в детский сад, привыкают к новым условиям жизни, а это чрезвычайно трудно. Дети 2,5 — 3 лет начинают участвовать в общегрупповых занятиях, и очень важно, чтобы они понимали задания, которые дает воспитатель, и успешно выполняли их, испытывали удовлетворение от достигнутого. Дети 3,5 — 4 лет становятся самыми старшими в группе, и им предстоит научиться быть доброжелательными по отношению к младшим товарищам, стать для них первыми помощниками.
Занятия в начале года (сентябрь — ноябрь) по сравнению с занятиями последующего периода имеют такие особенности: более медленный темп, несложность игровых действий, более легкие по звуковому оформлению и составу слова и фразы, предлагаемые детям для проговаривания, преобладание заданий на закрепление и повторение знакомого материала. Если воспитателя не удовлетворяет степень активности детей или продуктивность их деятельности, занятие целесообразно повторять целиком или частично (со всеми детьми, с определенной возрастной подгруппой, с некоторыми детьми).
В декабре — январе педагогическому коллективу малокомплектного дошкольного учреждения следует подвести первые итоги обучения и пересмотреть состав возрастных подгрупп. В младшем дошкольном возрасте индивидуальные различия в развитии детей чрезвычайно велики, что объясняется рядом причин (тип нервной системы ребенка, состояние здоровья, условия воспитания в семье в период раннего детства и др.). Поэтому состав подгрупп должен быть подвижным.
К январю некоторым воспитанникам исполняется 2,5 года, и они становятся полноценными участниками совместных занятий. Важно, чтобы эти малыши не затерялись в коллективе товарищей. Сидеть на занятиях они должны так, чтобы воспитатель имел возможность контролировать их работоспособность и самочувствие.
Целесообразно также в декабре — январе проанализировать успехи детей 2,5 — 3 лет. Следует отметить, активны ли дети на занятиях, как отвечают на вопросы воспитателя (односложно, подробно, пытаются аргументировать ответ), кто имеет дефекты речи и какие именно.
Особое внимание необходимо обратить на детей 3,5 — 4 лет — старшую и ведущую подгруппу в разновозрастном коллективе. К январю эта подгруппа пополняется новыми детьми. В нее следует определять и тех младших по возрасту дошкольников, которые опережают в развитии своих сверстников.
Готовясь к занятию, педагог продумывает разные для каждой возрастной подгруппы задания. С одним-двумя старшими воспитанниками он заранее отрабатывает новые диалоги, которые затем повторяют присутствующие на занятии дети.
Это делается затем, чтобы воспитатель на занятии не тратил лишнее время на объяснение того, о чем нужно спросить, что ответить (в диалоге).
Под особым контролем всего педагогического коллектива должны находиться дети, которые в летние месяцы будут переведены в старшую разновозрастную группу. Существует несколько направлений работы с такими детьми.
С детьми 2 — 2,5 лет воспитатель продолжает заниматься индивидуально. В первую очередь следует выяснить, как ребенок понимает речь взрослого и выполняет его поручения («Покажи... найди... принеси... сделай то-то»). Должны быть предусмотрены задания разной степени сложности, например: «Посади маленького черного медвежонка на красный стул» (рядом с этим черным медвежонком есть другие игрушечные медведи: большой черный и небольшой коричневый). Необходимо научить малышей проговаривать вслед за воспитателем и самостоятельно различные звукоподражания, отдельные легкие для произношения слова и короткие фразы. Такие возможности заложены в рассматривании простых по содержанию картин и картинок, книжных иллюстраций, игрушек, в исполнении детьми народных песенок и потешек. Важно, чтобы воспитатель принимал самoe активное участие в самостоятельных играх малышей, обучая их игровым действиям, показывая речевые образцы, например: «Давай, Маша, покачаем твою дочку и споем ей колыбельную: «Баю-баю-баю, куколку качаю»; «Смотри-ка, Оля, к тебе в гости уточка пришла, а подойти боится. Позови ее так: утя-утя-утя».
Успех совместных занятий определяется тем, насколько умело воспитатель планирует задания для детей разного возраста (2 — 2,5 лет, 3 — 4 лет, 4 — 4,5 лет), предусматривая при этом игровое и речевое взаимодействие двух и даже трех возрастных подгрупп.
4. Практическая часть
Дидактическая игра «Помогите, доктор!»
Цель: познакомить детей с новым звуком — в, учить четко произносить изолированный звук в, закрепить его произношение в словах и фразовой речи; учить произносить звук в длительно (2 — 3 с) на одном выдохе; продолжать воспитывать навыки диалогической речи, рассказывания на заданную тему.
Предварительная работа. Педагог утром сообщает детям, что сегодня у них на занятии опять будет открыта клиника доктора Айболита. Просит заранее подумать, каких зверей и с какими заболеваниями они принесут лечить.
Ход занятия.
«Сегодня я познакомлю вас с новой песенкой, — начинает занятие воспитатель. — Послушайте ее: вввв. Вввв — это песенка самолета». Дети хором повторяют 2 — 3 раза песенку. Затем педагог предлагает поиграть в «Заводные самолеты». «Заводит» 8 — 10 самолетов.
«Вввв! Так не только поет самолет, но и гудит ветер», — говорит воспитатель. Повторяет звукоподражание, дети помогают ему.
Воспитатель произносит первые две строчки из русской народной песенки «Тили-бом!..»:
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом…
Просит детей повторить (2 — 3 раза) этот текст. Продолжает:
Кошка выскочила!
Глаза выпучила!
Бежит курочка с ведром
Заливать кошкин дом.
Воспитатель 2 — 3 раза повторяет песенку, делая паузы в некоторых местах, а дети договаривают соответствующие слова (в тексте подчеркнуты).
Обращаясь к детям, которым уже исполнилось 4 года, педагог просит их вспомнить слова, в которых есть звук в: «Я начну, а вы продолжайте: Валя, валенки, выскочила, выпучила...».
Воспитатель надевает белый халат, раскладывает врачебные инструменты. Спрашивает: «Неужели сегодня все звери здоровы?» Лечит животных. После приема сразу отправляет их домой с напутствием, которое повторяют вместе с ним все дети («Больше, Полосатик, не суй лапы в горячее молоко. Это может плохо для тебя кончиться!»; «Все малыши, Мишенька, любят мороженое. Но надо же знать меру!»).
Заканчивая занятие, воспитатель интересуется, почему выздоровели все звери. Выслушав ответы детей, соглашается, что больным помогли лекарства. Уточняет: «А почему больные выздоровели так быстро?» Читает стихотворение Ю. Мориц:
Не бойтесь, пожалуйста, доктора Льва!
Он в горло зверюшке заглянет сперва
И выпишет срочно рецепт для больного:
«Таблетки, микстура и теплое слово,
Компресс, полосканье и доброе слово,
Горчичники, банки и нежное слово —
Ни капли холодного, острого, злого!
Без доброго слова, без теплого слова
Без нежного слова не лечат больного!»
Воспитатель вместе с детьми повторяет (2 — 3 раза) заключительные строчки. Советует всем «докторам», которые лечат кукол и зверят, руководствоваться наставлением доктора Льва.
Литература
Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М., 1977.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 2 – 4 лет (младшая разновозрастная группа): Кн. для воспитателя дет. сада. – М., 1993.
Бархин К.Б. Развитие речи и изучение художественных произведений. – М., 1969.
Занятия по развитию речи в детском саду. – М., 1993.