Особенности восприятия и изучения лирики
Контрольная работа
По методике преподавния русской литературы
Особенности восприятия и изучения лирики
студентки ОЗО ФСФ
русского отделения
4 курса группы “Б”
МГУ имени А.А.Кулешова
Могилёв
2010
План
1 Особенности восприятия и изучения лирики. Развитие эмоциональной сферы учащихся
2 План - конспект урока по теме: Анализ лирики Тютчева для 10 класса
3 Тесты
Литература
1 Особенности восприятия и изучения лирики. Развитие эмоциональной сферы учащихся
Основными особенностями лирических произведений, отмеченных в трудах литературоведов, являются следующие: изображение характера в отдельном проявлении, в конкретном переживании; субъектированность этого изображения, индивидуализация его.
Непосредственное переживание отодвигает на второй план жизненные ситуации; в лирических произведениях отсутствует развёрнутый сюжет, для них характерна «художественно организованная в целостную выразительную систему языка стихотворная речь».
Учащиеся 4 - 6 классов более восприимчивы к лирической поэзии, чем ученики 7 – 8 классов. В 9 – 11 классах интерес к лирике у большинства школьников возвращается, при этом на новом, более высоком уровне.
Основной особенностью уроков лирики является необходимость углубить непосредственные эмоциональные впечатления учащихся. Учитель должен ввести учеников в мир авторских мыслей и чувств и не торопится совершить переход от единичного к обобщенному значению поэтического образа. Осознание не только конкретного, но и общечеловеческого в лирике представляет наибольшую сложность.
В работе с учащимися старших классов на уроках лирики особенно важно соединить логическое и эмоциональное начала. Уроки литературы дают интересные формы перехода от образного строя к системе теоретических понятий и обратно, но на новом, более высоком уровне. Этот процесс можно проследить на материале изучения лирики Ф.И.Тютчева.
Учащиеся 10 класса имеют опыт изучения лирической поэзии А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова и других. Они изучали лирическую поэзию на отдельных уроках или попутно с биографией поэта, изучали по темам и мотивам лирики, иногда – по жанрам, знакомы с понятием лирического героя, с ритмом, стихосложением, особенностями стихотворной речи.
На уроках по творчеству Ф.И.Тютчева нужно помочь школьникам воссоздать облик писателя в юности, составленный С.Е.Раичем:
Юный Тютчев являлся для него «не учеником, а товарищем». «С каким удовольствием вспоминаю я о тех сладостных часах, - рассказывал впоследствии в своей автобиографии Раич, - когда бывало, весною или летом, живя в подмосковной, мы вдвоём с Фёдором Ивановичем выходили из дому, запасались Горацием, Вергилием или кем-нибудь из отечественных писателей и , усевшись в роще, на холмике, углублялись в чтение и утопали в чистых наслаждениях красотами гениальных произведений Поэзии». Там же говоря о необыкновенных способностях своего «Даровитого от природы» ученика, Раич упоминает о том, что по «тринадцатому году он переводил уже оды Горация с замечательным успехом»
Осенью 1818 года Тютчев поступил в Московский университет, на факультет словесных наук. «Молоденький мальчик с румянцем во всю щеку», он удивлял товарищей и учителей «редкими, блестящими дарованиями». Круг его умственных интересов был очень широк, охватывал не только литературу и историю, но и философию, и математику, и естественные науки. Университетские профессора, бывавшие в доме Тютчевых, охотно вступали в беседы и споры с юным студентом.
Встреча с лирикой Тютчева открывает перед учащимися новые горизонты поэтического мировосприятия, откровения души. Написанные в раннюю пору его творчества стихотворения поражают зрелостью чувств и мыслей, красотой стиха и ритма, особым чувством родной истории и литературы, богатством лексики.
Его перу принадлежат строки « Весеннего приветствия стихотворцам»:
Любовь земли и прелесть года,
Весна благоухает нам! –
Творенью пир даёт природа,
Свиданья пир даёт сынам!..
Дух силы, жизни и свободы
Возносит, обвевает нас!...
И радость в сердце пролилась,
Как отзыв торжества природы,
Как бога животворный глас!...
Сам поэт оставил нам великолепные образцы владения словом. Чтобы увидеть это нужно выразительно прочесть стихотворение «Silentium!»:
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и захотят оне
Безмолвно, как звёзды в ночи, -
Любуйся ими и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, -
Питайся ими и молчи.
Лишь жить в себе самом умей-
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно – волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, -
Внимай их пенью и молчи!..
В 10 классе представление о лирике Ф.И.Тютчева обогащается изучением ряда стихотворных текстов, которые на первый взгляд могут показаться традиционными. Но только он любил сопоставлять то или иное явление природы с душевным состоянием человека. У него образ вытекал из самых глубин его мировосприятия и был без преувеличения основным.
Десятиклассники, знающие стихи о назначении поэта и поэзии в творчестве Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, с интересом относятся к новой для них трактовке темы, познакомившись с опубликованным в 1850 году стихотворением, имевшим заглавие «Поэзия»:
Среди громов, среди огней,
Среди клокочущих страстей,
В стихийном пламенном раздоре,
Она с небес слетает к нам -
Небесная к земным сынам,
С лазурной ясностью во взоре –
И на бунтующее море
Льёт примирительный елей.
Но сам Тютчев был равнодушен к своим литературным успехам.
При общении с учениками целесообразно подчеркнуть обращение Тютчева к теме любви. Любовь в мире Тютчева – это проклятие, предчувствие гибели, судорога души. Такой была не освящённая браком любовь Тютчева к молодой женщине Е.Денисьевой. Любовь их длилась 14 лет, до самой её смерти. У них было трое детей. Ей она принесла муки и смерть, ему – неизбывные страдания. Эта губительная страсть послужила основой для трагических стихов.
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
«О, как убийственно мы любим..»
Я очи знал – о, эти очи!
Как я любил их, - знает Бог!
От их волшебной, страстной ночи
Я душу оторвать не мог.
«Я очи знал – о, эти очи..»
В трагической симфонии любви звучит у Тютчева и тема светлой печали, очарования этими мгновениями:
И в эти чудные мгновенья
Ни разу мне не довелось
С ним повстречаться без волненья
И любоваться им без слёз.
«Я очи знал – о, эти очи!..»
Любовь для Тютчева была могущественной вспышкой жизни, отражением в одном миге накала «Вселенной». Спустя пять лет после смерти Е.А.Денисьевой Тютчев создал стихотворение, в котором сказалась не только его неутихающая боль, но и гражданская скорбь:
Две силы есть – две роковые силы,
Всю жизнь у них мы под рукой,
От колыбельных дней и до могилы, -
Одна есть Смерть, другая - Суд людской.
«Две силы есть…»
Тютчев обладал на редкость живым и непосредственным чувством природы. В некоторых стихотворениях он пользуется готовыми мифологическими образами
( «Весенняя гроза», «Полдень» ).
Нужно подчеркнуть то, что Тютчев по справедливости считается мастером «пейзажа в стихах». Некрасов поставил в особую заслугу Тютчеву «живое, грациозное, пластически – верное изображение» внешнего мира и указал на умение поэта подмечать в нём «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собой данная картина».
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
«Не то, что мните вы, природа»
Стихотворное наследие Тютчева невелико. Оно вмещается в одной небольшой книге. Но как написал на сборнике стихотворений Тютчева А.А.Фет,
…муза правду соблюдая,
Глядит, - а на весах у ней
Вот эта книжка небольшая
Томов премногих тяжелей.
Необходимо отметить что - эта небольшая, но столь весомая книжка принадлежит к числу самых драгоценных достояний русской и мировой лирики.
2 План - конспект урока русской литературы в 10 классе по теме: «Анализ лирики Тютчева»
Цели: Открыть учащимся своеобразие Тютчева как писателя и человека не похожего на предшественников; понять, почему личность и творчество Тютчева так неоднозначно воспринимались современниками.
Оборудование: Портрет Тютчева, учебник-хрестоматия для 10 класса.
Ход урока:
1. Приветствие, проверка присутствующих.
Объявление темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с лирикой Фёдора Ивановича Тютчева, постараемся понять, почему современники так неоднозначно воспринимали произведения Тютчева.
Откройте тетради и запишите число и тему урока. Эпиграфом к нашему уроку я хотела бы взять слова Русского писателя А.А.Фета:
…муза правду соблюдая,
Глядит, - а на весах у ней
Вот эта книжка небольшая
Томов премногих тяжелей.
3.Объяснение нового материала.
А сейчас обратим внимание на доску. Здесь нарисована таблица, которую вам необходимо перерисовать в тетрадь. Вы будете её заполнять по ходу нашего урока. Начнём:
дата |
события |
1816г |
Первая ода «На новый 1816 год» |
На развитие будущего поэта оказали влияние три человека: мать, Е.Л.Тютчева, урождённая Толстая, - женщина, обладавшая недюжинным умом и «фантазией, развитой до болезненности»; дядька Н.А.Хлопов, опущенный на волю крепостной Татищевых и молодой поэт – переводчик С.Е.Раич, домашний учитель Тютчева, готовивший его к поступлению в университет.
Раич упоминает о том, что по «тринадцатому году Фёдор Иванович переводил уже оды Горация с замечательным успехом. Одно из подражаний Тютчева Горацию – ода «На новый 1816 год» - была прочитана 22 февраля 1818 критиком и поэтом, профессором Московского университета А.Ф.Мерзляковым в Обществе любителей русской словесности. 30 марта того же года четырнадцатилетний поэт избирается сотрудником Общества, через год появляется в печати тютчевское вольное переложение «Послание Горация к Меценату. С.Е.Раич пробудил в Тютчеве любовь к поэзии и античной классике. С 1819 по 1821 год Тютчев является студентом Московского университета, и всё благоприятствует его поэтическим занятиям. Общество любителей русской словесности по достоинству оценивает его первый опыт. Закончив университет, в 1822 году он уезжает в Мюнхен, затем в Турин и всего проводит вне родины 22 года. За границей, помимо дипломатической работы , занимается переводами Гейне, Шиллера и других европейских поэтов, что помогает ему выработать свой собственный стиль в поэзии.
Собственное, оригинальное творчество Тютчева этого периода на первых порах ещё очень близко его юношеской поэзии. Так, стихотворение «Слёзы» 1823 стилистически родственно стихотворению «Весеннее приветствие стихотворцам», написанного за год до отъезда в Мюнхен.
Тютчева принято называть «певцом природы». Некрасов поставил в особую заслугу Тютчеву «живое, грациозное, пластически – верное изображение» внешнего мира и указал на умение поэта подмечать в нём «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина». Зрительное впечатление от сгущающихся сумерек очень точно передаётся им в строках:
И сосен, по дороге, тени
Уже в одну слилися тень.
«Песок сыпучий по колени»
Но не в меньшей степени обладал он и тонкостью слуха. По мере того, как потухает день, отчётливей становятся звуки природы, и поэт подчёркивает это говоря:
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
«Я помню время золотое…»
Тютчев по справедливости считается мастером «пейзажа в стихах». Но сравнительно редко пейзаж поэту даётся сам по себе. Гораздо чаще образы природы служат поэту для воплощения его дум о человеке. Нередко двойной смысл стихотворения – прямой, связанный с миром природы, и переносный, иносказательный, связанный с внутренним миром человека, - подчёркивается самой композицией.
Так, например, стихотворение «Фонтан» построено в виде своего рода композиционно – смысловой параллели:
Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной –
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осуждён.
О смертной мысли водомёт,
О водомёт неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя метёт?
Как жадно к небу рвёшься ты!..
Но длань незримо – роковая
Твой луч упорный, преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.
Здесь образ фонтана «ниспадающего на землю», во второй строфе переносится на человеческую душу, которая «жадно к небу рвётся», но «длань роковая» её «свергает вниз».
В 1829-1830 годах в журнале Раича «Галатея» появляются уже такие стихотворения Тютчева, которые свидетельствуют о полной зрелости его поэтического таланта, - «Летний вечер», «Видение», «Бессонница», «Сны» («Как океан объемлет шар земной..»)
Давайте выразительно прочтём одно из этих стихотворений, чтобы понять это.
Сны
Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами…
Настанет ночь – и звучными волнами
Стихия бьёт о берег свой.
То глас её: он нудит нас и просит…
Уж в пристани волшебный ожил чёлн;
Прилив растёт и быстро нас уносит
В неизмеримость тёмных волн.
Небесный свод, горящий славой звёздной,
Таинственно глядит из глубины,-
И мы плывём, пылающею бездной
Со все сторон окружены.
Русская философская лирика второй половины 20 – 30 годов возникла на почве неприятия русской последекабрьской действительности. Особенностью философской лирики Тютчева, её социально – исторической подосновой , являлась не столько русская, сколько общеевропейская действительность этого времени.
Важным событием в литературной судьбе поэта стала публикация его произведений в пушкинском «Современнике» в 1836 году. 24 стихотворения под заголовком «Стихи, присланные из Германии» принесли Тютчеву известность. Затем наступает долгая пауза.
В конце 40-х годов начинается новый подъём лирического творчества Тютчева. И.С.Тургенев и Н.А.Некрасов ставят его в один ряд с А.С.Пушкиным и Лермонтовым. «Современник» опубликовал 92 стихотворения поэта в виде приложения к журналу. В одном из номеров этого издания была опубликована статья И.С.Тургенева «Несколько слов о стихотворениях Ф.И.Тютчева», содержащая пророчество: Тютчев «создал речи, которым не суждено умереть».
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей.
В 1837 году Тютчев был назначен первым секретарём русской миссии в Турине и почти одновременно - поверенным в делах . Здесь довелось поэту пережить первую в его жизни тяжёлую утрату: 28 августа 1838 года умерла его жена. Вскоре после смерти жены Тютчев встретился за границей с Жуковским. Тогдашнее состояние поэта Жуковский определил в двух словах: «Горе и воображение». Однако душевные переживания Тютчева не до конца были понятны Жуковскому. Цельный по своему внутреннему складу, он не без удивления заносит в свой дневник такую запись о Тютчеве: «Он горюет о жене…, а говорят, что он влюблён в Мюнхене».
Ещё в последние годы своего пребывания в Баварии Тютчев испытал глубокое чувство к молодой вдове Эрнестине Дернберг, внучатой племяннице известного немецкого баснописца К.Пфеффеля. 17 июля 1839года он вступил с ней в брак. Самовольный отъезд в Швейцарию для венчания с Э.Дернберг, приводит к концу дипломатической карьеры. Летом 1841 года его исключают из числа чиновников Министерства иностранных дел. Он настойчиво ищет путей возвращения на службу. И в конце 1844 года переезжает с семьёй в Россию, а через полгода вновь зачисляется в ведомство Министерства иностранных дел.
По своим политическим взглядам Тютчев был монархистом. Но это не мешало ему порой с большой остротой осознавать несоответствие между его представлением о монархии и её конкретным воплощением в русском самодержавном строе. «В России канцелярия и казарма», «Всё движется около кнута и чина», «Мы знали афишку, но не знали действия», - в таких саркастических афоризмах выразил Тютчев свои впечатления от аракчеевского режима последних лет царствования Александра1 . К «самовластью» Тютчев относился отрицательно, но вместе с тем не допускал мысли о возможности насильственного изменения русского самодержавного строя. Это явствует из его стихотворного отклика на восстание декабристов («14 декабря 1825»).
Вас развратило Самовластье,
И меч его вас поразил, -
И в неподкупном беспристрастье
Сей приговор Закон скрепил.
Народ, чуждаясь вероломства,
Поносит ваши имена –
И ваша память от потомства,
Как труп в земле, схоронена.
О жертвы мысли безрассудной,
Вы уповали, может быть,
Что станет вашей крови скудной,
Чтоб вечный полюс растопить!
Едва, дымясь, она сверкнула,
На вековой громаде льдов,
Зима железная дохнула –
И не осталось и следов.
«Самовластье» отождествляется поэтом с «вечным полюсом», «железной зимой», но зато и выступление декабристов тут же расценивается как результат «безрассудной мысли».
Под впечатлением западноевропейских событий 1848 года Тютчев задумывает философско – публицистический трактат «Россия и Запад». Сохранились лишь общий план этого трактата, две главы, обработанные в виде самостоятельных статей на французск4ом языке («Россия и революция» - 1849, «Папство и римский вопрос» - 1850) и конспективные наброски остальных глав. В 1848 году в Петербурге о Тютчеве знают немногие. А между тем в 1848 – 1849 поэт захвачен событиями политической жизни. Он пишет такие превосходные стихотворения, как «Неохотно и несмело», «Русской женщине», «Святая ночь на небосклон взошла…».
Впервые был напечатан в издании 1854 года замечательный по своей психологической глубине цикл стихотворений, представляющий как бы лирическую повесть о любви поэта к Елене Александровне Денисьевой. Их беззаконные в глазах света отношения продолжались в течении четырнадцати лет. . У них было трое детей. Ей она принесла муки и смерть, ему – неизбывные страдания. Эта губительная страсть послужила основой для трагических стихов.
Я очи знал – о, эти очи!
Как я любил их, - знает Бог!
От их волшебной, страстной ночи
Я душу оторвать не мог.
В 1864 году она умерла от чахотки. Не сумев оградить любимую женщину от «суда людского», Тютчев в страданиях, причинённых ей двусмысленным положением в обществе, винит, прежде всего самого себя; к себе самому обращает он горький упрёк:
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь её она легла .
Художественно – поэтическим выражением этой душевной драмы и является любовная лирика Тютчева пятидесятых – шестидесятых годов. Сам поэт, как видно по его стихам и письмам, сочетал в своём сердце эту «последнюю любовь» с привязанностью к жене, которую он называл своим «земным провидением».
Выход в свет в 1854 году первого издания стихотворений Тютчева был несомненно крупным событием тогдашней литературной жизни. Сам поэт отнёсся безучастно к своему литературному успеху. Появление сборника совпало с грозными днями Крымской войны.
Теперь тебе не до стихов,
О слово русское , родное! –
Писал Тютчев, поглощённый тревожными думами о будущем России. Ещё недавно Тютчев обольщал себя мыслью, что самодержавная Россия – это «Великан – и великан, хорошо сложенный». А затем он не мог отделаться от ощущения человека запертого в карете, которая «катится по всё более и более наклонной плоскости», и вдруг замечающего, что «на козлах нет кучера». Но критическое отношение к русской социально – политической действительности, так ярко проявившееся в многочисленных письмах поэта, всё же не нашло соответствующего отражения в его поэтическом творчестве.
В творчестве 60 – начала 70 годов преобладают политические стихотворения и мелкие стихотворения «на случай». Тютчев по-своему откликается на острую в то время проблему «отцов и детей». В тот же период он создаёт ряд превосходных лирических стихотворений: «Как хорошо ты, о море ночное…»(1865), «Ночное небо так угрюмо…»(1865), «От жизни той, что бушевала здесь…»(1871)
От жизни той, что бушевала здесь,
От крови той, что здесь рекой лилась,
Что уцелело, что дошло до нас?
Два – три кургана, видимых поднесь..
Да два – три дуба выросли на них,
Раскинувшись и широко и смело.
Красуются, шумят, - и нет им дела,
Чей прах, чью память роют корни их.
Природа не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаём
Себя самих – лишь грезою природы.
Поочерёдно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной бездной.
Последние годы жизни Тютчева были омрачены тяжёлыми утратами. В 1870 году умерли его старший сын Дмитрий и брат Николай, в 1872 году младшая дочь Мария. Физические силы поэта слабели с каждым годом. Но вопреки его собственному горькому признанию: «Живая жизнь давно уж позади», - не угасал в нём острый интерес к окружающей действительности.
Поэзия Тютчева, как и многие другие выдающиеся литературные явления прошлого, далеко не сразу получила всеобщее признание. «О Тютчеве не спорят, - заявлял Тургенев, - кто не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии». Сама запальчивость этого заявления уже была свидетельством того, что о Тютчеве спорили. Интересно заявление Л.Толстого: «Когда-то Тургенев, Некрасов и К едва могли уговорить меня прочесть Тютчева. Но зато когда я прочёл, то просто обмер от величины его творческого таланта…» Тютчева в последней трети 19 века оказался основательно забытым поэтом. И не кто иной , как тот же Л.Н.Толстой, говоря однажды о Тютчеве, сетовал: « Его все, вся интеллигенция наша забыла… он, видите, устарел, он не шутит с музой, как мой приятель Фет. И всё у него строго: и содержание и форма».
Время, отбросив всё случайное и наносное в истолковании поэзии Тютчева, оправдало оценку, данную его творчеству Некрасовым, Тургеневым, Добролюбовым. Его стихотворное наследие получило широкое о достойное признание.
Я бы хотела закончить наш урок словами И.Аксакова: «Литературно послужной список не объемист; Имя мало знаемое в массах грамотное, даже образованной нашей публики... А между тем этим самым стихотворениям, еще с начала пятидесятых годов, отводится русской критикой место чуть не наряду с пушкинскими; это самое имя, в течение целой четверти века, во всех светских и литературных кругах Москвы и Петербурга чтился и славился, знаменуя собою мысль, поэзию, остроумие в самом изящном соединении. Странное противоречие, не правда ли? Как объяснить этот недостаток популярности при несомненном общественном значении? Эту несоразмерность внешнего объема литературной деятельности с обнаруженной автором силой дарований?.. Но и здесь еще не конец недоумений, не редко возбуждаемых именем Тютчева. Ко всем единодушным отзывам нашей периодической печати об его уме и таланте, появлявшимися вслед за его кончиной вместе с выражениями искренней скорби, мы позволили себе добавить еще и свои. Тютчев был не только самобытный, глубокий мыслитель, не только своеобразный, истинный художник-поэт, но и один из малого числа носителей, даже двигателей нашего русского, народного самосознания».
Я надеюсь, наш урок помог нам ответить на вопросы поставленные в начале урока.
4. Закрепление материала.
1. Скажите, почему творчество Тютчева воспринималось современниками так неоднозначно?
2. Почему Тютчева называют мастером «пейзажа в стихах»?
3. Назовите наиболее известные стихотворения Тютчева?
4. Какие известные вам поэты поддержали Тютчева в начале его поэтической деятельности?
5. Домашнее задание :
Выучить наизусть любое из трёх стихотворений –
«Фонтан»
«От жизни той, что бушевала здесь…»
«Сны»(«Как океан объемлет шар земной…»)
3 Тесты
1.Назовите годы жизни Ф.И.Тютчева.
А)1814-1841
Б) 1803 -1873
В) 1831 -1897
2. В каком году поэзия Тютчева получила своё настоящее признание?
А) в 1818
Б) в 1826
В) в 1836
3. Как называется цикл стихотворений, посвящённый любимой женщине?
А) Петерсонский
Б) Дернбергский
В) Денисьевский
4. С каким событием совпал выход в свет первого издания стихотворений?
А) Крымская война
Б) Франко - прусская война
В) Гражданская война 1871 года
5. Какие строки не принадлежат Тютчеву?
А) Вороне где-то бог послал кусочек сыру…
Б) Любовь земли и прелесть года…
В) Вас развратило Самовластье, и меч его вас поразил…
6. В каком году было написано первое стихотворение Тютчева?
А) В 1813.
Б) В 1816.
В) В 1819.
7. Каким размером написан отрывок из стихотворения «Слёзы»?
Люблю, друзья, ласкать очами
Иль пурпур искромётных вин,
Или плодов между листами
Благоухающий рубин.
8. Соотнесите события и хронологические рамки.
А) Период написания психологических стихов
Б) Время проведённое за границей
В) Время учёбы в университете
1. 1819-1821.
2. 1822-1844.
3. 60-70года1. 1819-1821.
9. В чём заключается особенность изображения России в лирике Тютчева? Назовите 2-3 стихотворения на эту тему.
10. Назовите ваше любимое стихотворение Тютчева и аргументируйте выбор.
1.Как звали Тютчева?
А) Фёдор Михайлович
Б) Фёдор Иванович
В) Фёдор Игнатьевич.
2.Назовите годы учёбы в университете.
А) 1819 – 1821.
Б) 1821 – 1823.
В) 1819 – 1823.
3.К какому периоду относится философская лирика Тютчева?
А) Начало 20 – 30 годы.
Б) Конец 30 – 40 годы.
В) Начало 40 – 50 годы.
4. Как назывался цикл стихотворений напечатанных в журнале «Современник»?
А) «Стихотворения, присланные из Германии».
Б) Цикл политических стихотворений.
В) Цикл философских стихотворений.
5. Какие строки не принадлежат Тютчеву?
А) Сижу за решёткой в темнице сырой…
Б) Люблю грозу в начале мая…
В) Лениво дышит полдень мглистый…
6. В каком году вышло последнее стихотворение Тютчева?
А) апрель 1872.
Б) май 1873.
В) август 1873.
7. Каким размером написан отрывок из стихотворения «Весеннее приветствие стихотворцам»?
Любовь земли и прелесть года,
Весна благоухает нам! -
Творенья пир даёт природа,
Свиданья пир даёт сынам!..
8. Соотнесите события и хронологические рамки.
А) Политический цикл. 1. 2пол.20 – 30годы
Б) Философский цикл. 2. 60-начало70 годов.
В) Денисьевский цикл. 3. 50-60 года.
9. В чём заключается особенность любовной лирики Тютчева? Назовите 2-3 стихотворения на эту тему.
10. Назовите ваше любимое стихотворение Тютчева и аргументируйте выбор.
1. Кто оказал преимущественное влияние на развитие будущего поэта?
А) Е.А Тютчева и Н.А.Хлопов.
Б) С.Е.Раич.
В) Все выше перечисленные.
2. В каком журнале были напечатаны «Стихотворения, присланные из Германии»?
А) «Современник».
Б) «Галатея».
В) «Русский музеум».
3. К какому периоду относится цикл политических стихотворений?
А) 50 – 60 года.
Б) 60 года.
В) 60 – начало 70 годов.
4. Сколько лет Тютчев провёл за границей?
А) 22года.
Б) 25 лет.
В) 30 лет.
5. Какие строки не принадлежат Тютчеву?
А) Умом Россию не понять…
Б) Как океан объемлет шар земной…
В) Погиб поэт невольник чести…
6.В каком году был открыт мемориально – литературный музей в усадьбе Тютчевых?
А) в 1873.
Б) В 1897.
В) В 1920.
7. Каким размером написан отрывок из стихотворения «Весенние воды»?
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный бег,
Бегут и блещут и гласят…
8. Соотнесите события и хронологические рамки.
А) Когда написано первое стихотворение?
Б) Выход в печать «Стихотворений присланных из Германии»
В) Когда было написано последнее стихотворение?
1. 1873.
2. 1816.
3. 1836.
9. В чём заключается особенность ранней лирики Тютчева? Назовите 2-3 стихотворения этого периода..
10. Назовите ваше любимое стихотворение Тютчева и аргументируйте выбор.
1. С чего началась поэтическая деятельность Тютчева?
А) Написание стихотворений.
Б) Переводов Горация.
В) Перевода на латинский язык «Слово о полку Игореве».
2.В каком году вышло первое издание стихотворений Тютчева?
А) в 1836.
Б) В 1854.
В) В 1864.
3.В каком журнале были напечатаны «Стихотворения, присланные из Германии »?
А) «Современник».
Б) «Галатея».
В) «Русский музеум».
4. На какую должность в 1858 году был назначен Тютчев?
А) Председателем комитета иностранной цензуры.
Б) Первым секретарём русской комиссии в Турине.
В) Членом Совета Главного управления по делам печати.
5. Какие строки не принадлежат Тютчеву?
А) Когда пробьёт последний час природы…
Б) Белеет парус одинокий…
В) Ещё в полях белеет снег…
6. В каком году Тютчев уехал за границу?
А) В 1822.
Б) В 1837.
В) В 1848.
7. Каким размером написан отрывок из стихотворения «Я очи знал, - о, эти очи!»?
Я очи знал, - о, эти очи!
Как я любил их, - знает бог!
От их волшебной, страстной ночи
Я душу оторвать не мог.
8. Соотнесите события и хронологические рамки.
А) В каком году была написана первая ода?
Б) В каком году поэт вступил в общество любителей
российской словесности?
В) В каком году поэт назначен секретарём русской миссии в
Турине?
1. В 1816.
2. В 1837.
3. В 1818.
9. В чём заключается особенность философской лирики Тютчева? Назовите 2-3 стихотворения этого цикла.
10. Назовите ваше любимое стихотворение Тютчева и аргументируйте выбор.
1. В каком году было написано первое стихотворение Тютчева?
А) В 1813.
Б) В 1816.
В) В 1819.
2.Когда Тютчев вступил в общество любителей российской словесности?
А) В 1816.
Б) 22 февраля 1818 года.
В) 30 марта 1818 года.
3. К какому периоду относится Денисьевский цикл?
А) 30 -40 года.
Б) 40 - 50 года.
В) 50- 60 года.
4. Кто оказал преимущественное влияние на развитие будущего поэта?
А) Е.А.Тютчева и Н.А.Хлопов.
Б) С.Е Раич.
В) Все выше перечисленные.
5. Какие строки не принадлежат Тютчеву?
А) Скажи – ка дядя ведь недаром…
Б) Смотри, как облаком живым фонтан сияющий
клубится…
В) Не то, что мните вы, природа…
6. В каком году поэзия Тютчева получила своё настоящее признание?
А) В 1818году.
Б) В 1826году.
В) В 1836году.
7. Каким размером написан отрывок из стихотворения «Зима недаром злится»?
Зима недаром злится,
Прошла её пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
8. Соотнесите события и хронологические рамки.
А) В каком году вышло первое издание стихотворений?
Б) В каком году было написано первое стихотворение?
В) В каком году было написано последнее стихотворение?
1. В 1873.
2. В 1854.
3. В 1816.
9. В чём заключается особенность философской лирики Тютчева? Назовите 2-3 стихотворения этого цикла.
10. Назовите ваше любимое стихотворение Тютчева и аргументируйте выбор.
Ключ к тестам
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1 |
Б |
Б |
В |
Б |
Б |
2 |
В |
А |
А |
Б |
В |
3 |
В |
А |
В |
А |
B |
4 |
А |
А |
А |
А |
В |
5 |
А |
А |
В |
Б |
А |
6 |
Б |
Б |
В |
А |
В |
7 |
4ст. ямб |
4ст. ямб |
4ст.ямб |
4ст.ямб |
3ст. ямб |
8 |
В -1 Б -2 А -3 |
Б – 1 В – 3 А - 2 |
А – 2 Б – 3 В - 1 |
А – 1 Б – 3 В - 2 |
Б – 3 А – 2 В - 1 |
Литература
1.Большая литературная энциклопедия / Красовский В.Е. – М.: «Олма - пресс», 2004. – 845с.
2. Методика преподавания литературы: Учебник для студентов пед. Вузов/ Под редакцией О.Ю.Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 400с.
3.Программа по русской литературе для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения с 12-летним сроком обучения. Мн.: Национальный институт образования. 2006. – 132с.
4. Русская литература: Учебное пособие для 10 класса общеобразовательной школы с белорусским и русским языками обучения / Н.Н.Баранова, Н.П. Капшай, Н.Э.Мартинкевич, и др.; Под редакцией Т.Н.Усольцевой, Н.В.Сусловой. – Мн.: Нар. Асвета, 2002. – 461с.
5. Русские поэты: Антология в четырёх томах. Т2. М.: «Детская литература». 1966. – 800с
6. Тютчев Ф. Сочинения в двух томах. Т1. М.: изд-во «Правда». 1980. – 384с.