Организация дополнительного образования детей на базе общеобразовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы (работа 1)
«Организация дополнительного образования детей на базе общеобразовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы»
Автор: Вавкина Екатерина Викторовна
– заместитель директора по воспитательной работе
МОУ «Никифоровская СОШ №1»
1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ НА БАЗЕ МОУ «НИКИФОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1».
Приказ по МОУ «Никифоровская средняя общеобразовательная школа» об организации дополнительного образования детей от 2.09.06 №115
Программа развития системы дополнительного образования детей на 2006 – 2009 гг.
Настоящая программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Программа определяет основные направления и систематизирующие принципы функционирования и развития дополнительного образования в МОУ «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1» на период с 2006 по 2009 год.
Договоры о сотрудничестве МОУ «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1» с районными ДЮСШ, Центральной и детской библиотеками, Домом культуры, Домом детского творчества, Школой искусств.
Положение о деятельности педагога дополнительного образования в МОУ «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1».
Настоящее Положение разработано на основе тарифно-квалификационной характеристики педагога дополнительного образования, утвержденной приказом Минобразования Российской Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995 г. № 463/1268 по согласованию с Министерством труда Российской Федерации (постановление Минтруда России от 17 августа 1995 г. №46). Положение определяет основные направления и особенности деятельности педагогов дополнительного образования в МОУ «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1». В соответствии с настоящим Положением в школе разработаны должностные инструкции педагогов дополнительного образования и определено содержание должностного поручения педагога дополнительного образования.
Должностная инструкция педагога дополнительного образования.
Настоящая должностная инструкция разработана на основе Положения о деятельности педагога дополнительного образования в МОУ «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1». При составлении инструкции учтены также Примерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Министерства образования Российской Федерации, утвержденные приказом Минобразования Российской Федерации от 27 февраля 1995 г. №92.
2. ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.
3. АЛГОРИТМ И МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В ШКОЛЕ
СТРУКТУРА УПРАВЛЯЮЩЕЙ СИСТЕМЫ
Общее руководство организацией дополнительного образования детей на уровне школы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе Вавкина Е.В.
Система управления направлена на создание педагогических условий эффективного достижения конечных целей дополнительного образования. Каждое подразделение управляющей и управляемой подсистемы наделено правами, обязанностями и ответственностью (моральной, материальной и дисциплинарной) за эффективное выполнение своих функций.
Система управления обеспечивает создание в школе коллектива единомышленников на принципах самоуправления и соуправления, на основе сотрудничества, инициативы и творчества.
Взаимодействие управляющей и управляемой подсистем на всех уровнях путем передачи основных управленческих функций (анализ, целеполагание, планирование и организация работы, контроля, регулирования и коррекции) позволят нам сделать учебно-воспитательный процесс оптимальным.
Организационно – педагогическая деятельность сочетает работу администрации и коллективных органов управления. Эффективно действует Управляющий совет, который принимает участие в решении организационных, педагогических, хозяйственных вопросов дополнительного образования. Внутришкольный контроль дополнительного образования сочетает тематические, комплексные, персональные проверки. Результаты проверок обсуждаются на научно—методическом, педагогическом советах, совещаниях при директоре. По результатам проверок принимаются решения.
Управление опирается на педагогический потенциал как основу организации, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в своей структуре, отвечающие запросам социума. Это позволяет добиваться преимуществ и действовать в долгосрочной перспективе. Надо отметить, что функциональные обязанности меняются довольно часто, в зависимости от тех изменений, которые претерпевает сам объект управления. Учитывая деление на относительно самостоятельные модули, предполагается большая степень автономности каждого структурного подразделения в решении тактических вопросов.
Такая структура управления, а также распределение функциональных обязанностей позволяют решить ряд задач:
1. Гибко реагировать на стремительно меняющуюся социально-педагогическую ситуацию в нашем районе.
2. Удерживать вертикальные иерархические связи для реализации единой образовательной стратегии
4. ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современный уровень педагогической науки и педагогического опыта в области дополнительного образования значительно опережает уровень подготовки будущих педагогов дополнительного образования.
Необходимым условием нормального функционирования системы дополнительного образования является формирование высокопрофессионального корпуса педагогов - воспитателей. В школе должны работать квалифицированные специалисты, которых отличает глубокое знание не только фундаментальных теоретических основ, но и постоянный поиск и использование нового, умение создавать содержательную основу воспитательного процесса. С этой целью МОУ «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1» начала работу в режиме эксперимента. Непрерывное восходящее развитие творческого потенциала учителя в курсовой и межкурсовой период, а также непосредственно на своём рабочем месте позволит каждому педагогу стать квалифицированным работником, компетентным, ответственным, свободно владеющим своей профессией и ориентирующимся в смежных областях деятельности.
В целях реализации основных направлений работы в школе осуществлено инновационное нововведение по созданию научно-методических подразделений и структур: научно-методический совет и научно-методические кафедры.
Кафедрой, управляющей воспитательным процессом, в частности, дополнительным образованием, является кафедра психологии и воспитания.
Ее цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей каждого педагога в достижении конечных результатов – воспитание нового поколения людей, способных к созиданию, к жизни в новых условиях.
Методическая проблема кафедры:
«Эффективность внедрения инновационных воспитательных методик, методов, технологий»
Задачи кафедры:
организация системы обучения педагогов современным воспитательным технологиям,
помощь в самообразовании педагогов по вопросам воспитания,
изучение возможностей и индивидуальных способностей каждого учителя, классного руководителя, классного воспитателя,
изучение, распространение, обобщение и внедрение в практику педагогического опыта,
повышение эффективности воспитательной работы через систему изучения, контроля и анализа воспитательной работы.
На кафедре воспитания и психологии функционируют 5 лабораторий. Творческая лаборатория «Творцы» объединяет руководителей клубов, студий, творческих объединений и работает по теме: «Профессионально-ориентированная подготовка педагога дополнительного образования». Научно – методический багаж ежегодно пополняется благодаря функционированию постоянно действующих семинаров, самостоятельной деятельности по совершенствованию своего профессионального мастерства.
5. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ГРУПП НА БАЗЕ ШКОЛЫ
Основным принципом формирования учебных групп является добровольность и самоопределение. Вступление в то или иное творческое объединение обуславливается, главным образом, наличием желания со стороны детей, открывает перед ними возможность углубленно заниматься тем, что их особенно влечет с учетом их потребностей и интересов.
Численный состав объединения определяется в зависимости от возраста обучающихся, специфики деятельности учебной группы, условий работы. При приеме в спортивные и хореографические объединения учащимся необходимо иметь медицинское заключение о состоянии здоровья.
6. ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫЕ ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ
В 2007-2008 учебном году в школе функционируют 1 танцевальный коллектив, 4 студии, 5 спортивных секций, 15 клубов и 28 кружков с охватом учащихся 186%, позволяющие школьникам удовлетворить свои интересы и потребности в спорте и хореографии, в музыке и живописи, в науке и технике.
План дополнительного образования МОУ «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1» на 2007 – 2008 учебный год
№ п/п |
Часов в неделю |
Часов в год |
|
Художественно-эстетическое направление. |
|||
1 |
«Разноцветная палитра» |
6 |
204 |
2 |
Танцевальный коллектив «Грация» |
5 |
170 |
3 |
Студия «Мастерская поделок» |
1 |
34 |
4 |
Вокальная студия «Звонкие голоса» |
9 |
306 |
5 |
Студия «Игра на гитаре» |
9 |
306 |
6 |
Изобразительная студия «Волшебный карандаш» |
9 |
306 |
ВСЕГО |
39 |
1326 |
|
Культурологическое направление. |
|||
1 |
Педагогический класс |
1 |
34 |
2 |
«Литературный салон» |
1 |
34 |
3 |
«Четыре страны – одно государство» |
1 |
34 |
4 |
«Слово о словах» |
1 |
34 |
5 |
«Проблемы устной речи» |
1 |
34 |
6 |
«Литературные традиции земли Тамбовской» |
1 |
34 |
7 |
«Исторические софизмы» |
1 |
34 |
8 |
«Веселый немецкий» |
1 |
34 |
9 |
«Родное слово» |
1 |
34 |
10 |
«Любимый английский» |
1 |
34 |
11 |
«Твой друг французский язык» |
1 |
34 |
12 |
«Калейдоскоп немецких сказок» |
1 |
34 |
13 |
Клуб «Час Пик» |
1 |
34 |
14 |
Клуб «Лингводетективы» |
1 |
34 |
ВСЕГО |
14 |
476 |
|
|
|||
1 |
«Обществознание на пять» |
1 |
34 |
2 |
Клуб «Подросток и закон» |
1 |
34 |
3 |
Клуб «Память» |
1 |
34 |
4 |
Клуб «Школа самоуправления» |
1 |
34 |
ВСЕГО |
4 |
136 |
|
Естественнонаучное направление. |
|||
1 |
«Экологическая тропинка» |
1 |
34 |
2 |
«Школьная оранжерея» |
1 |
34 |
3 |
«География на пять» |
1 |
34 |
4 |
«Алхимик» |
1 |
34 |
5 |
Клуб «Мир вокруг нас» |
1 |
34 |
6 |
Клуб «Юный натуралист» |
1 |
34 |
ВСЕГО |
6 |
204 |
|
Физкультурно-спортивное направление. |
|||
1 |
Отряд «Юный Инспектор Дорожного движения» |
1 |
34 |
2 |
Клуб «Страна здоровячков» |
1 |
34 |
3 |
Клуб «Чудо - шашки» |
1 |
34 |
4 |
Клуб «Знаток безопасности» |
1 |
34 |
5 |
Клуб «Приключения на шахматной доске» |
1 |
34 |
6 |
Клуб «Безопасное движение» |
1 |
34 |
7 |
Секция «Волейбол » |
6 |
204 |
9 |
Секция «Гимнастика» |
2 |
68 |
10 |
Секция «Ритмическая гимнастика» |
2 |
68 |
11 |
Секция «Баскетбол» |
4 |
136 |
12 |
Секция «Футбол» |
4 |
136 |
ВСЕГО |
24 |
816 |
|
Научно-техническое направление. |
|||
1 |
«Страна Инетия» |
1 |
34 |
2 |
«Театр математических искусств» |
1 |
34 |
3 |
«Математические ребусы» |
1 |
34 |
4 |
«Математическая шкатулка» |
1 |
34 |
5 |
«Юный математик» |
1 |
34 |
6 |
«В гостях у комбинаторики» |
1 |
34 |
7 |
«По страницам алгебры» |
1 |
34 |
8 |
«В мире математики» |
1 |
34 |
9 |
Клуб «Юный конструктор» |
1 |
34 |
10 |
Клуб «Окно в Интернет» |
1 |
34 |
11 |
Клуб «Юный техник» |
1 |
34 |
ВСЕГО |
11 |
374 |
Одним из наиболее массовых и востребованных в системе дополнительного образования школы является художественно-эстетическое направление. Его основной целью является не формирование музыканта, художника, танцора, певца, а воспитание развитого человека, осуществляемое средствами разных видов искусства. Педагоги нашей школы считают, что занятия с ребенком в художественных, танцевальных, музыкальных студиях должны ориентироваться не на его сегодняшние знания, умения и навыки, еще недостаточно развитые, а строить работу в расчете на его завтрашний день, очерчивая для себя «зону его ближайшего развития» (Л.С. Выготский). В связи с этим все виды художественно-творческой деятельности в системе дополнительного образования подчиняются единой цели: развитие личности детей. Очерчен круг задач, с помощью которых может быть реализована эта цель в системе дополнительного образования школы. Это, прежде всего развитие способностей, общих и художественно-творческих; формирование способностей к мыслительной деятельности; воспитание творческого начала и интереса к искусству.
Программа изобразительной студии «Волшебный карандаш» предназначена для учащихся 2 – 11 классов. В основу программы положены:
система творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством;
система межпредметных связей (музыка, ритмика, литература);
направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально - эстетического и нравственно – оценочного отношения к действительности.
На практических занятиях используются разнообразные художественные материалы и техника: графические карандаши, акварель, гуашь, цветные мелки, бумага, бисер. Занятия лепкой развивают у детей чувство формы (ее пропорциональности, выразительности, чувственности, ритма). Программа ориентируется на знания и умения учащихся, учитывает их интересы и потребности.
Программа студии «Мастерская поделок» рассчитана на учащихся 6-7 классов. Цель программы: раскрытие творческих способностей детей, воспитание их посредством художественной культуры. Творческая деятельность детей на занятиях мастерской имеет разнообразные формы выражения: декоративная работа, моделирование и конструирование, восприятие произведений искусства.
Программа танцевального коллектива «Грация» предусматривает охват дополнительным образованием детей и подростков 5 – 11 классов и направлена на развитие нравственно-эстетических чувств, формирование познавательного интереса и любви к прекрасному. Целью обучения участников танцевального коллектива является самостоятельное вхождение в мир искусства, познание и восприятие мира посредством движения, пластики, грации. Важнейшей частью работы танцевального коллектива «Грация» является изучение и исполнение танцев.
Программа вокальной студии «Звонкие голоса» рассчитана на один год обучения учащихся 5-11 классов. Она способствует развитию художественного воображения, музыкальных, творческих способностей, воспитывает у учащихся стремление пропагандировать музыкальную культуру, так как пение является самым демократичным и доступным видом духовного развития личности.
На занятиях учащиеся соответственно возрасту осваивают естественное звукообразование, пользование рабочим диапазоном, овладение дыханием. В ходе обучения учащиеся принимают участие в концертах, смотрах, конкурсах.
Программа студии «Игра на гитаре» способствует развитию индивидуальных музыкальных способностей учащихся 5 – 11 классов. В процессе занятий сочетаются групповая и индивидуальная работы.
Учащиеся исполняют на гитаре самые разнообразные по содержанию и степени трудности музыкальные произведения (русской и зарубежной музыки, популярную музыку). Главная цель программы – приобщение обучающихся через живое исполнительство к сокровищницам музыкальной культуры, а в процессе последовательного обучения – к освоению всех разнообразных умений и навыков игры на гитаре. В процессе обучения у ребят развивается музыкальный слух, музыкальная память – все это непосредственно влияет на формирование художественных взглядов, вырабатывает эстетический вкус, закладывает фундамент музыкальной культуры.
Важнейшей задачей программы «Разноцветная палитра» является развитие индивидуальных художественных способностей и интересов, умение творить по законам красоты. Данная программа способствует воспитанию думающего художника, умеющего формировать и отстаивать направление своей творческой деятельности, воплощать в практической работе конкретные идеи. В программе выделены три способа художественного усвоения: изобразительный, декоративный и конструктивный, что позволяет учащимся развивать навыки рисования, графики, живописи, скульптуры. Программа предназначена для учащихся 7 – 11 классов.
Одной из приоритетных задач педагогического коллектива школы является создание здоровьесберегающей среды, предполагающей организацию всего учебно-воспитательного процесса на основе принципа природосообразности и в соответствии с санитарными нормами, включением двигательной активности детей. Основной компонент решения данной задачи - оптимизация системы дополнительного образования физкультурно-спортивного направления.
Программа «Ритмическая гимнастика» составлена на элементах школы «Модерн» Марты Грехэм и рассчитана на учащихся 5-6 классов. Движение в ритме, заданном музыкой, способствует работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма. Комплекс упражнений составлен с учетом распределения нагрузок на такие хрупкие части тела, как позвоночник, колено, голеностопный сустав. Занятия ритмической гимнастикой помогают ребенку правильно развиваться, повышать физическую работоспособность, радостнее общаться, и главное – быть здоровым.
Программа «Клуб здоровячков» поможет детям 2 – 3 классов приобщиться к волшебному миру движений, подскажет, как сохранить и укрепить здоровье при помощи физических упражнений, будет способствовать профилактике заболеваний и предупреждению вредных привычек. Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления.
Основной целью программы секции «Гимнастика» являются укрепление здоровья учащихся и содействие их общему физическому развитию. На занятиях дети получают не только физическую подготовку, но и специальную. Техническую, тактическую и волевую. Подбор упражнений и дозировка физических нагрузок четко дифференцированы с учетом особенностей развития мальчиков и девочек.
Основной целью программы клуба «Чудо – шашки» является изучение теории и практики шашечной игры. В результате обучения по данной программе предполагается ознакомление детей с историей развития шашечной игры, со строением шахматной доски и шашечной аннотацией, способами и методами игры; изучение основных понятий теории шашечной игры: «дебют», «миттельшпиль», «пентишпиль», «размен», «темп», «аппозиция», «комбинация», а так же методов тактики ведения игры (решение и составление комбинации, рациональное использование методов ведения игры в стандартных окончаниях). Программа предназначена для учащихся 3 – 6 классов. Программой предусмотрено время на тренировочные, турнирные игры и классификационные соревнования.
С возрастанием активности движения транспорта на улицах и дорогах постоянно повышаются требования ко всем участникам движения. В этой связи большое значение приобретает процесс приобщения школьников к сознательному определению своего места в сфере дорожного движения. С целью создания оптимальных условий для снижения уровня детского дорожного травматизма в школе функционируют кружки и клубы по проблеме углубленного обучения школьников правилам дорожного движения.
Программа «Отряд Юный Инспектор Движения» предназначена для формирования у учащихся 9 – 11 классов сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, приобретения основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, а также ликвидировать негативные явления и последствия, оказывать само и взаимопомощь. Главной задачей отряда ЮИД являются: активное участие в пропаганде правил дорожного движения среди детей и подростков и предупреждение нарушений этих правил. Отряд ЮИД принимает активное участие в обеспечении безопасности движения в районе школы в обычные дни, а также при проведении спортивных соревнований по безопасности движения.
Программа кружка «Знаток безопасности» призвана обеспечить активное изучение детьми младшего школьного возраста (1 - 4 классы) правил дорожного движения. Особое внимание на занятиях уделяется созданию благоприятного климата с целью формирования у учащихся осознанного понимания необходимости личной безопасности. Содержание программы реализуется через использование активных форм: игр, конкурсов, интеллектуальных состязаний.
Программа клуба «Безопасное движение» предназначена для учащихся 5 – 8 классов. Главная цель программы – привить навыки безопасного поведения на улице. Специфика программы заключается в ее реализации через практические занятия по привитию детям навыков соблюдения ПДД, обучению велотехнике, оказанию доврачебной помощи.
В период модернизации образования ведущая роль отводится информатизации образования как средству повышения эффективности образовательного процесса. В связи с этим особое место в системе дополнительного образования школы занимают клуб «Окно в Интернет» и кружок «Страна Инетия», использующие в свой работе информационные технологии.
Программа клуба «Окно в Интернет» рассчитана на учащихся 5 – 8 классов. В современном интегрированном сообществе школьники уже не могут учиться изолированно, ограничиваться замкнутым социумом: учителя, друзья, родители. Интернет распахивает окна в широкий мир. На занятиях учащиеся получают доступ к богатейшим информационным ресурсам сети Интернет. Это создает сильнейшую мотивацию для самостоятельной познавательной деятельности. Настоящая программа призвана осуществить принципиально новый подход к обучению и воспитанию учащихся, который имеет в своей основе исследовательские поисковые методы, формирует коммуникативные навыки, культуру общения, развивает умение самостоятельно добывать информацию из разнообразных источников, способствует общекультурному развитию учащихся.
Программа кружка «Страна Инетия» рассчитана на учащихся 5-6 классов, увлекающихся компьютерными технологиями. На занятиях кружка учащиеся обучаются работе в программах Microsoft Office Word, Microsoft Office Рower Point, умению создавать мультимедийные презентации и проекты.
В системе дополнительного образования школы всегда уделялось и уделяется большое внимание гражданско – правовому и патриотическому воспитанию. Интерес к занятиям в клубах и кружках по данному направлению не ослабевает, а растет из года в год.
Программа клуба «Память» направлена на воспитание человека достойного называть себя гражданином Отечества, человека-патриота нашей Родины, так как именно патриотизм является духовно-нравственной основой жизнедеятельности государственной системы. Поисково-исследовательская работа по изучению родного края, накопление разнообразных краеведческих материалов явились основой создания в МОУ «Никифоровская СОШ №1» школьного историко- краеведческого музея. Программа рассчитана на учащихся 5 – 11 классов.
Программа клуба «Подросток и закон» нацелена на накопление и распространение правовых знаний среди учащихся, на содействие формированию правового мышления школьников, на становление и развитие правовой культуры учащихся, на формирование высоконравственных черт личности и подростков. Клуб объединяет в своих рядах подростков от 14 до 16 лет, тесно взаимодействует с внешкольными учреждениями: РОВД, прокуратурой, юридической консультацией, наркологом, ГИБДД, Детской комнатой милиции, Комиссией по делам несовершеннолетних.
Для развития личности ученика, готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни, для решения практических задач организована кружковая работа по предметам как одна их форм профессиональной ориентации. Разнопрофильные кружки реализуют дифференцированные, разноуровневые и многовариативные, индивидуализированные программы, направленные на повышение способности к обучаемости, творческую самореализацию личности, что обеспечивает стабильную посещаемость занятий.
Программа кружка «Алхимик» предназначена, главным образом, для учащихся 8 классов, проявивших интерес к новому предмету, носит предметно-ориентированный характер. Программа тесно связана со школьным курсом химии. Углубляет теоретические знания и способствует развитию экспериментальных умений учащихся.
Программа «Театр математических искусств» позволяет школьникам 6-9 классов, которые стремятся углублять свои познания в области математики, повышать уровень математической грамотности, приобретать умения и навыки исследовательской деятельности, развивать творческие способности. Задачи:
Обучение школьников умению работать с научными источниками, приёмам доступных им исследований;
Создание условий для повышения творческой активности, осуществления общественно и лично значимых проектов и начинаний;
Подготовка и участие в школьных и районных олимпиадах;
Реализация творческих интересов и способностей учащихся.
Теоретические групповые занятия чередуются с гастрольными выступлениями, которые пропагандируют математическую науку как своеобразный вид искусства.
Программа кружка «Калейдоскоп немецких сказок» содействует развитию языковых и речевых способностей учащихся 8-9 классов. Занятия в кружке обогащают кругозор учащихся, лексический запас слов, развивают коммуникабельность, расширяют знания учащихся о стране изучаемого языка. Стихи, песни, сказки, пьесы, игры, пословицы на немецком языке помогают развивать у детей познавательный интерес к изучению немецкого языка.
Специфика кружка «Литературные традиции земли Тамбовской» в интеграции литературы как искусства слова с краеведением. Цель программы: воспитание художественного вкуса и углубление представлений о роли Тамбовской земли в формировании русской литературы и культуры. Реализация программы предполагает сочетание различных видов деятельности: учебной (лекции, викторины, игры, заочные путешествия по Тамбовской земле, изучение художественных сочинений), эвристической (читательские конференции в библиотеке, экскурсии по историко-литературным местам Тамбовщины), творческой (выпуск бюллетеней, подготовка заметок в районную газету) и собирательской (опросы старожилов, запись диалектов и фольклора, сбор экспонатов для школьного музея).
Программа кружка «Школьная оранжерея», рассчитанная на учащихся 5 – 7 классов, имеет экологическую направленность, формируя у обучающихся необходимость чуткого и бережного отношения к природе. На занятиях кружка осваиваются агротехника (полив, подкормка, рыхление, борьба с сорняками), культура земледелия, вегетативное размножение растений. Дети учатся правильно ухаживать за комнатными цветами, углубляют знания о них, рационально использовать лекарственные растения для оздоровления организма, знакомятся с разнообразием растительным миром. Теоретические занятия чередуются с практическими агротехническими мероприятиями и трудовыми десантами.
Программа «Экологическая тропинка» направлена на развитие экологической культуры младших школьников. Теоретические занятия способствуют экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению учащихся, являются базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений. Программа позволяет проводить практические занятия в неформальной обстановке, занимательной форме, играх на природе. Исследовательская деятельность способствует воспитанию инициативы, интереса к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края.
7. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основными показателями эффективности и результативности работы педагогов дополнительного образования в МОУ «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1» являются:
творческие достижения обучающихся (результаты участия в выставках прикладного и технического творчества, спортивных соревнованиях, научно-практических конференциях, конкурсах);
результаты педагогической и психологической диагностики (тестирование, творческие отсчеты);
сохранность контингента учащихся;
связь с социумом (образовательные школы района, ДЮСШ, Школа искусств, центральная и детская библиотеки, Дом творчества, Дом культуры и т.д.);
участие обучающихся во внеконкурсных мероприятиях школы, района, области (показательные выступления, концерты, выставки).
Руководители творческих объединений, педагоги дополнительного образования школы имеют реальные подтверждения успешности своей работы по многим направлениям:
- в организации методической работы (призовые места в областных и районных конкурсах «Учитель года», «Традиции школы», «Школа – 2000г.», обобщение распространение опыта методической работы на уровне области, участие во Всероссийском конкурсе методических пособий на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию обучающихся «Растим патриотов России» и др.);
в работе с одаренными детьми (участие в творческих конкурсах областного и районного уровня, победы в районных и областных олимпиадах);
- в спортивно-оздоровительной работе (победы на районных и областных соревнованиях, в спартакиадах, в районной военно-спортивной игре «Зарница»);
- в воспитательной работе (победы на конкурсах проводимых ОО администрации района, Домом творчества детей и подростков, выход в финал областного конкурса «Классный руководитель» в 2007г ).
В 2007 году коллектив школы награжден благодарственным письмом Тамбовского областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр развития и научно-естественного образования «Бионика»» за активное участие в областной выставке – акции милосердия «Дети – детям», посвященной Дню защиты детей.
Кружок «Калейдоскоп немецких сказок».
Руководитель: учитель немецкого языка Константинова С.В.
Год |
Участие в районных конкурсах |
2003 |
1 место в конкурсе стихов на немецком языке. |
2004 |
1 место в конкурсе инсценировок на немецком языке |
2005 |
2 место в конкурсе инсценировок на немецком языке |
2006 |
1 место в конкурсе инсценировок на немецком языке |
2007 |
1 место в конкурсе стихов и песен на немецком языке |
В 2006 – 2007 учебном году приняли участие в областном экологическом форуме «Зеленая планета – 2007» в номинации «Зеленая планета глазами детей», областном конкурсе «Мой любимый мультфильм» для воспитанников семей опекунов, приемных родителей; победители в областном заочном творческом конкурсе «Великий могучий русский язык» в номинации «Юные художники – иллюстраторы», в районных конкурсах прикладного творчества «Фабрика игрушек Деда Мороза», «Краски всей России», «Уголок России – отчий дом».
Клуб «Безопасное движение»
Руководитель: учитель ОБЖ Денисова О.В.
Члены клуба ежегодно занимают призовые места в районном смотре – конкурсе «Безопасное колесо». Совместно с инспекторами ПДН линейного отдела внутренних дел станции г.Мичуринск систематически проводят профилактические мероприятия по предупреждению детского травматизма.
Интеллектуальный клуб «Чудо - шашки».
Руководитель: учитель начальных классов Суслова И.Ф.
С 2004 по 2007 годы члены клуба являются победителями районных соревнований по русским шашкам. В 2007 году на областных соревнованиях по шашкам в Академии детства члены клуба заняли второе место в командном первенстве и первое место в личном первенстве среди девочек. Участвовали в товарищеских встречах в г.Моршанске (2006 г) и в г. Липецк (2007 г). Успехи работы клуба, в первую очередь, связаны с профессионализмом руководителя, имеющим первый разряд по русским и международным шашкам, повышающим свое мастерство на областных соревнованиях среди взрослых: в 2005 году 2 место, в 2006 году – 1 место в личном первенстве.
Клуб «Лингводетективы».
Руководитель: учитель русского языка и литературы Немцова Л.Н.
Участники клуба Попова Анастасия ученица 5б класса и Колонтаева Ирина ученица 8б класса награждены благодарственными письмами Тамбовской детской литературно-творческого объединения «Тропинка», руководителем которой является Дорожкина В.Т. Стихи девочек были одобрены поэтессой и рекомендованы для публикации в областной газете «Ровесник».
Ежегодно члены клуба принимают участие в районных и областных конкурсах сочинений и творческих работ. В 2007 году Бутырская Татьяна ученица 8б класса стала победителем районного конкурса сочинений «Их имена забыться не должны», посвященного 62 годовщине победы в Великой Отечественной войне.
Вокальная студия «Звонкие голоса».
Руководитель: педагог дополнительного образования Хлуденцов В.Н.
В 2006 году вокалисты студии участвовали в областном этапе Всероссийского конкурса патриотической песни «Я люблю тебя, Россия», в 2007 стали победителями в районном этапе конкурса. Участники студии востребованы РДК, систематически участвуют в концертах районного уровня.
Кружок «Литературные традиции земли тамбовской»
Руководитель: учитель русского языка и литературы Зуева Т.Б.
I место в районном и участие в областном конкурсе творческих работ «Гвардейская гордость земли Тамбовской» в 2006 г.
ШНОУ (школьное научное объединение учащихся)
В 2007 – 2008 учебном году члены ШНОУ принимали активное участие в районных и областных творческих конкурсах:
I место в районном конкурсе мультимедийных презентаций, посвященного 100-летию С.П.Королева «С.П.Королеву посвящается…». Тамбовским областным государственным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Центр творческого развития и научно-естественного образования» выдано свидетельство участника областного конкурса мультимедийных презентаций и участие в областном конкурсе.
I место в районной заочной викторине «Детская организация. Время. Мы».
Участие в областном заочном творческом конкурсе
«Великий могучий русский язык»
Участие в мастер - классе члена Союза писателей, заслуженного работника культуры Дорожкиной В.Т. на базе районной библиотеки
I место в районном и в областном конкурсе «Гренадеры, вперед».
Участие в региональном творческом конкурсе среди учащихся 11 классов тамбовской области по номинации «Психология»
I место в областном конкурсе исследовательских и творческих работ обучающихся «Первые шаги в науку»
I место в областном форуме «Зеленая планета 2007» в конкурсе сайтов по экологической тематике.
Клуб «Час Пик».
Руководитель: учитель русского языка и литературы Недобежкина Т.Н.
Гостями клуба стали многие известные люди школы, района и области: руководитель пресс – службы областной Думы Расстегаев Ю.Н., тамбовский поэт Герасимов П.С., врач-нарколог Бурлакова Ю.В., районный судья Нищев В.В., руководитель службы спасения района Поздняков В.В., военный летчик в отставке Васильев С.В., штурман военной авиации, ветеран войны Боднар А.Н., военный комиссар района Пиняскин И.М., священник отец Олег и др. Клуб работает на базе школы и районной библиотеки на протяжении 12 лет.
Клуб «Память»
Руководитель: учитель истории Пустовалова Р.Ф.
С 1998 по 2005 годы членами клуба был собран материал об истории возникновения Бельского городка, о героях Советского Союза – Никифоровцах, который послужил основой для создания в школе Музейной комнаты. В 2002 году на базе клуба проходила областная конференция
«Мы помним и чтим Воинов России». Лидеры движения «Возрождение Тамбовщины», присутствующие на конференции, дали высокую оценку деятельности клуба. В 2005 году члены клуба участвовали в выставке – акции милосердия «Миру – мир», посвященной 60-летию Победы и заняли 1 место в областном смотре школьных музеев, комнат, залов. В 2006 году участвовали в районной акции «Пост №1», посвященной 30-летию создания Поста №1 в г.Тамбове, заняли 1 место в районном смотре – конкурсе музеев, комнат, залов.
Клуб «подросток и закон»
Руководитель: учитель истории Медведева С.А.
Участие в областных, районных конкурсах на правоведческие темы «Права человека глазами ребенка», «Право на образование, гарантии, реальность»;
Подготовка и защита проектов по девиантному и делинквентному поведению на темы: «Шаг в бездну», «Мы говорим нет», «Мои права и обязанности»;
Участие в X Всероссийской конференции ученических исследовательских работ;
Тесная связь и сотрудничество с РОВД, библиотекой, детской комнатой милиции.
Танцевальный коллектив «Грация».
Руководитель:
педагог дополнительного образования Свиридова Н.П.
1.Лауреат районного конкурса «Утренняя звезда» 2000 года и 2002 года.
2. Лауреат областного конкурса «Танцевальный марафон» 2003 года.
8. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Школа сегодня становится тем важным фактором, который формирует новые жизненно важные установки личности.
Главная цель образовательного учреждения - организация условий для всестороннего развития учащихся в соответствии с их склонностями, способностями и интересами, способствующими успешной социализации школьников через их включение в различные виды межличностных отношений в практической деятельности.
В ходе анализа организации дополнительного образования выявлены проблемы:
Создание единого функционального комплекса образовательных и воспитательных процессов, обеспечивающих благоприятные условия для развития учащихся в соответствии с их склонностями, способностями и интересами.
Ликвидация разрыва между основным и дополнительным школьным образованием, между образовательными, воспитательными и оздоровительными процессами.
Отсутствие образовательного пространства для реализации образовательных и воспитательных траекторий школьников.
Проблема учебной перегрузки учащихся.
9. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Перспективой развития дополнительного образования МОУ «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1» является изменение целевых ориентиров школы, широкое системное внедрение в образовательную и воспитательную практику инновационных педагогических технологий, внутрифирменное обучение работников школы, интеграция общего и дополнительного образования.
Дополнительное образование будет осуществляется в группах разного возрастного состава. Посещаемость школы полного дня составит не менее 85%. Дети большую часть времени будут находиться под присмотром взрослых. Составленное расписание работы на первую и вторую половину дня позволит регламентировать учебную и внеучебную деятельности и исключить перегрузку школьников. В школе предусматривается определенное время на творческую деятельность детей: работу в кружках, занятия музыкой, ритмикой, иностранным языком. Необходимые условия создаются в технических кружках, в художественной самодеятельности, шахматных секциях, компьютерном классе. Обязательной является активно-двигательная деятельность (занятия на свежем воздухе, спортивные игры, состязания и др.), которая должна составлять не менее 20% времени, проведенного в школе.