Обучение монологической речи с использованием виртуальных туров на уроках английского языка на среднем этапе обучения

ГОУ СПО «Ленинградский педагогический колледж»

Краснодарского края

КУРСОВАЯ РАБОТА

"ОБУЧЕНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИРТУАЛЬНЫХ ТУРОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ"

Ленинградская

2009 г.

Оглавление

Введение

1. Формирование навыков монологической речи с использованием виртуальных туров на уроках английского языка на среднем этапе обучения

1.1 Обучение монологической речи

1.2 Использование интерактивных туров на уроках иностранного языка

1.3 Обучение монологической речи с использованием виртуальных туров на уроках английского языка

2. Опытно-педагогическая работа по внедрению виртуальных туров в процесс обучения иностранному языку на среднем этапе

2.1 Диагностика сформированности навыков монологической речи у учащихся в средних классах

2.2 Разработки уроков и фрагментов уроков с применением виртуальных туров

2.3 Методические рекомендации для учителей английского языка по включению виртуальных туров в процесс обучения монологической речи

Заключение

Список литературы

Введение

Сегодня знание иностранного языка имеет огромную общественную значимость. Развитие межкультурных коммуникаций, а также научно-технический прогресс выдвигает свои требования к определению культурности человека, и одно из этих требований знание иностранного языка.

Владение иностранным языком – это дополнительное окно в мир, доступ к иным национальным культурам. Преимущество внедрения Интернет-технологий в процесс обучения иностранному языку в настоящий момент уже не вызывает сомнений и не требует дополнительных доказательств. Непосредственно ресурсы сети Интернет являются бесценной и необъятной базой для создания информационно-предметной среды, образования и самообразования людей, удовлетворения их профессиональных и личных интересов и потребностей. Возможности использования Интернет – ресурсов огромны.

Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д.

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе, а именно виртуальные туры. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения – это и будет являться актуальностью нашей работы.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя – активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.

Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет – ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

Цель работы – привести методику формирования монологической речи на уроках английского языка в школе в соответствие с развитием современных информационных технологий.

Для достижения цели исследования были сформулированы следующие задачи:

– раскрыть понятие «монологической речи»;

– изучить методику использования интерактивных туров на уроках иностранного языка;

– раскрыть процессы формирования монологической речи с использованием виртуальных туров;

– провести диагностику сформированности навыков монологической речи у учащихся в средних классах;

– обработать данные проведенной диагностики;

– разработать уроки и фрагменты уроков с применением виртуальных туров;

– разработать методические рекомендации для учителей английского языка по включению виртуальных туров в процесс обучения монологической речи.

Предмет исследования: использование виртуальных туров при формировании навыков монологической речи на уроках английского языка в средних классах.

Объект исследования: процесс обучения иностранному языку в средней школе.

В ходе нашей работы мы использовали такие методы, как наблюдение, анкета, изучение психологической и научной литературы.

Мы изучили литературу следующих психологов, педагогов, лингвистов, учителей-практиков, как Н.Д. Гальскова, Е.И. Пассова, Е.А. Маслыко, Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович.

Наша работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении мы определили актуальность работы, цели, задачи, объект, предмет исследования.

В первой главе дается теоретическое обоснование обучению монологической речи, раскрываются методы использования виртуальных туров на уроках иностранного языка, обучение монологической речи с использованием виртуальных туров на уроках английского языка.

Во второй главе мы проводим диагностику сформированности навыков монологической речи у учащихся в средних классах, обрабатываем проведенную диагностику, разрабатываем уроки и фрагменты уроков с применением виртуальных туров, разрабатываем методические рекомендации для учителей английского языка по включению виртуальных туров в процесс обучения монологической речи.

В заключении мы делаем выводы о проведенном исследовании.

1. Формирование навыков монологической речи с использованием виртуальны туров на уроках английского языка на среднем этапе обучения

1.1 Обучение монологической речи

Монологическая речь – это речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т.д. [1, с. 143] Одной из задач, которую выдвигает программа средней школы по иностранному языку, является обучение монологической речи. Целью обучения является формирование умений монологической речи, под которыми понимаются умения коммуникативно – мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме.

В настоящее время в массовой средней школе обучению монологическому высказыванию не всегда уделяется достаточно внимания. Такая позиция представляется ошибочной, поскольку именно этот аспект обучения дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и соответственно строить своё высказывание таким образом, чтобы довести свои мысли до слушателя. Монолог является такой формой речи, когда ее выстраивает один человек, самостоятельно определяя структуру, композицию и языковые средства. Монологическая речь может носить репродуктивный и продуктивный характер. Репродуктивная речь не является коммуникативной. Перед школой ставится задача развития неподготовленной продуктивной речи учащихся. Монологическая речь, как и диалогическая, должна быть ситуативно-обусловленной и, как утверждают психологи [17, с. 73], мотивированной, т.е. у учащегося должно быть желание, намерение сообщить что–то слушающим на иностранном языке. Ситуация является для монолога отправным моментом, потом он как бы отрывается от нее, образуя свою среду – контекст. Поэтому о монологе принято говорить, что он контекстен, в отличие от диалога и полилога, которые находятся в теснейшей зависимости от ситуации. В силу контекстности монологической речи к ней предъявляются особые требования: она должна быть понятной «из самой себя», т.е. без помощи неязыковых средств, которые часто играют большую роль в ситуативной диалогической речи. Как известно, монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции:

– информативная (сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний);

– воздейственная (убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия);

– эмоционально-оценочная.

Для средней школы наиболее актуальной является информативная функция монологической речи. Для каждой из перечисленных выше функций монологической речи характерны свои языковые средства выражения и особые психологические стимулы. В психологической литературе отмечается, что по сравнению с диалогической речью монологическая речь является более сложной и трудной. Она требует от говорящего умения связно и последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме. При овладении монологической речью на иностранном языке эти трудности значительно усложняются в связи с тем, что обучаемые не владеют свободно языковыми средствами, которые необходимы говорящему для выражения мысли.

По коммуникативной цели различают следующие монологические высказывания: монолог – сообщение; монолог – описание; монолог – рассуждение; монолог – повествование; монолог – убеждение.

Все эти высказывания предполагают владение сложным монологическим умением связного изложения мыслей, фактов, событий, проявляющимся, в частности, во владении связующими элементами предложений – наречиями времени (late, then, farther), причинно – следственными (therefore), наречиями, выражающими последовательность (the first, the second), а также комбинированием известных учащимся речевых образцов в соответствии с целями и условиями общения, в частности, выбором соответствующего порядка слов в предложениях, союзов и союзных слов. Воздейственная функция монологической речи проявляется особенно ярко в монологе – побуждении. Имея в виду невысокий, но коммуникативно-достаточный уровень владения монологическими умениями в школе, наибольшую актуальность имеют монологические высказывания: описание и сообщение учащихся о себе, о своих интересах, о школе, о родном городе, о своей семье, обо всем том, что может быть интересным для воображаемого (или реального) сверстника – носителя языка.

Что же касается обучения монологической речи, то планомерное и систематическое обучение начинается уже в начальных классах классе и продолжается на протяжении всех учебных лет. Учебный монолог на начальном этапе обучения представляет собой простое и очень краткое логически построенное высказывание, содержащее один или несколько речевых образцов. Учащиеся должны уметь без предварительной подготовки логично и последовательно высказываться в соответствии с учебной ситуацией, делать устные сообщения по теме, предавать своими словами основное содержание прослушанного или прочитанного в пределах языкового материала. От учащихся требуется умение не только сообщать о фактах, но и выразить свое отношение к изложенному. Объем высказывания – не менее 15 фраз, правильно оформленных в языковом отношении». К особым трудностям овладения связной монологической речью относятся выбор порядка слов в предложении в связном монологическом высказывании, постановка правильного логического ударения во фразах. Как установлено в лингвистической литературе, монологическом тексте первый член нового предложения часто играет роль связующего звена с предыдущим контекстом. В функции связующего элемента в предложении, как это уже упоминалось, могут выступать фактически все члены предложения, особенно часто эту функцию выполняют все второстепенные члены предложения – обстоятельство времени, причины и др.

Существуют различные виды опор, используемые при обучении монологической речи. В основе монологического высказывания лежит некая схема, которая хранится в обобщенном виде в сознании говорящего. Ее называют логико-ситнаксической схемой. Если проанализировать достаточное количество высказываний, о можно заметить, что последовательность составляющих их фраз не произвольна, не хаотична, и самое главное, не уникальна: она повторяется. С одной стороны, последовательность фраз отражает определенную логику развития мысли, с другой – выявляется повторяемость синтаксических сцеплений между фразами.

Лексико-синтаксическая схема – это не особое упражнение, а лишь вспомогательное средство, особого рода опора, которая может использоваться с любым упражнением на этапе совершенствования навыков и на этапе развития речевого умения.

Лексико-синтаксическая схема – не единственный вид опор, используемых при обучении монологического высказывания. Их достаточно много, и они довольно разнообразны. Однако назначение их в принципе одно – непосредственно и опосредованно помочь порождению речевого высказывания за счет вызова ассоциаций с жизненным и речевым опытом учащихся.

Поскольку необходимые ассоциации можно вызвать, во-первых, посредством слов, а во-вторых, посредством изображения реальной действительности, правомерно, прежде всего, различать словесные и изобразительные опоры. Такое деление открывает возможность параллельного использования и тех и других опор в одном упражнении, так как они взаимодополняют друг друга.

Любая опора – это, по сути дела, способ управления высказыванием. Но в зависимости от той или иной опоры характер управления будет разным. Чем же управляют опоры? Либо содержанием высказывания, либо его смыслом. Отсюда и другое деление опор – на содержательные и смысловые, которые учитывают два уровня высказывания: уровень значений (кто? что? где? когда? и т.п.) и уровень смысла (зачем? почему?). Если оба критерия свести воедино, то получим следующую классификацию опор, предложенную В.Б. Царьковой (табл. 1)

Опоры всегда информативны. В одних случаях информация развернута (содержательные опоры), а других – сжата (смысловые опоры). Но в любом случае она – лишь толчок к размышлению. В связи с этим у учащихся возникают определенные ассоциации, которые могут быть направлены в нужное русло установками речевых упражнений. Каждая из указанных опор специфична по характеру и обладает собственной потенцией, используемой для управления процессом обучения монологическому высказыванию.

Таблица 1.

Опоры

Содержательные

словесные (вербальные)

изобразительные

Текст (зрительно)

Текст (аудитивно)

Микротекст (зрительно)

Микротекст (аудитивно)

План

Логико-синтаксическая схема

Кинофильм

Картина

Серия рисунков

Фотография

Виртуальный тур

Смысловые

Слова как смысловые вехи

Лозунг

Афоризм, поговорка

Подпись

Диаграмма, схема, таблица

Цифры, даты

Символика

Плакат

Карикатура

Итак, для того чтобы заинтересовать учащихся, пробудить их мотивацию к монологическому высказыванию, упражнения по формированию монологического высказывания должны быть разнообразными, интересными, увлекательными. В педагогической работе используются различные упражнения по формированию монологической речи. Необходимо, чтобы ребята были не только слушателями, но и сами принимали активное участие в работе по развитию монологической речи.

1.2 Использование интерактивных туров на уроках иностранного языка

Среди проблем, теоретически и экспериментально решаемых методикой иностранных языков, коммуникативная компетенция и способы ее достижения является одной из наиболее актуальных.

Современные интерпретации коммуникативной компетенции в области преподавания иностранных языков восходят к определению американского ученого Д. Хаймза, согласно которому, «коммуникативная компетенция – это то, что нужно знать говорящему для осуществления коммуникации в культурозначимых обстоятельствах «[17, с. 75].

Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное.

Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.).

Не менее важной является задача приобщения школьников к культурным ценностям народа-носителя языка. В этих целях большое значение имеет использование аутентичных материалов (рисунков, текстов, звукозаписей и т.п.). Знакомство с жизнью англоязычных стран происходит в основном через текст и иллюстрации к нему.

Несомненным достоинством современных учебников английского языка для средней школы является насыщенность их страноведческой информацией. Значительное место среди текстов занимают такие их виды, как письма, рекламные объявления, вывески, анкеты, меню. Все факты и явления, вся информация о разных областях действительности англоговорящих стран отбираются с учетом возраста обучаемых и их интересов. Овладение этим материалом позволяет школьникам лучше ориентироваться в стране изучаемого языка в случае ее реального посещения.

Наряду с этим важно дать учащимся наглядное представление о жизни, традициях, языковых реалиях англоговорящих стран. Этой цели могут служить учебные виртуальные туры, использование которых способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики «…представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной действительности…»

Более того, использование видеотуров на уроках способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых. При использовании видеотуров на уроках иностранного языка развивается такой вид мотивации как самомотивация, когда ролик интересен сам по себе. Это приносит удовлетворение и придает веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию.

Необходимо стремиться к тому, чтобы ученики получали удовлетворение от увиденного именно через понимание языка, а не только через интересный и занимательный сюжет.

Еще одним достоинством виртуального тура является сила впечатления и эмоционального воздействия на учащихся. Поэтому главное внимание должно быть направлено на формирование учащимися личностного отношения к увиденному. Успешное достижение такой цели возможно лишь, во-первых, при систематическом показе виртуальных роликов, а во-вторых, при методически организованной демонстрации.

Следует отметить, что применение на уроке интерактивного тура – это не только использование еще одного источника информации.

Использование виртуального тура способствует развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и, прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание ролика, учащимся необходимо приложить определенные усилия. Так непроизвольное внимание переходит в произвольное. А интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховой, зрительной, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.

Таким образом, психологические особенности воздействия учебных виртуальных туров на учащихся (способность управлять вниманием каждого учащегося и групповой аудитории, влиять на объем долговременной памяти и увеличение прочности запоминания, оказывать эмоциональное воздействие на учащихся и повышать мотивацию обучения) способствуют интенсификации учебного процесса и создают благоприятные условия для формирования коммуникативной (языковой и социокультурной) компетенции школьников.

Существует, безусловно, множество нестандартных форм работы учителя, активизирующих внимание, а значит, и интерес школьников к иностранному языку. Но работа с виртуальным путешествием – это более эффективная форма учебной деятельности, которая не только активизирует, внимание ребят, но и способствует совершенствованию их навыков аудирования и говорения, так как зрительная опора звучащего и уст учителя иноязычного звукового ряда помогает более полному и точному пониманию его смысла.

На первый взгляд предоставляется излишним доказывать преимущества использования видеороликов на уроках в учебных целях сегодня, поскольку они достаточно очевидны. Тем не менее, простой вопрос о том, как часто наши учителя используют интерактивные ролики на уроках иностранного языка, показывает огромный разрыв между утверждениями «понимаю все» и «использую все».

Безусловно, использование виртуального тура на уроке иностранного языка и во внеурочной деятельности открывает ряд уникальных возможностей для учителя и учащихся в плане овладения иноязычной культурой, в особенности в плане формирования социокультурной компетенции как одной из составляющих коммуникативной компетенции в целом.

В отличие от аудио или печатного текста, которые могут иметь высокую информативную, образовательную, воспитательную и развивающую ценность, видеотур имеет то преимущество, что соединяет в себе различные аспекты акта речевого взаимодействия. Помимо содержательной стороны, видеотур содержит визуальную информацию о месте события, внешнем виде. Визуальный ряд позволяет лучше понять и закрепить как фактическую информацию, так и чисто языковые особенности речи в конкретном контексте.

Интерактивные видеоматериалы предоставляют практически неограниченные возможности для проведения анализа, построенного на сравнении и сопоставлении культурных реалий и особенностей поведения людей в различных ситуациях межкультурного общения (при условии, что отобранные видеотуры дают необходимую основу для такого сравнения).

Очевидно и то, что видео может иметь сильное эмоциональное воздействие на обучающихся, служить стимулом и усилением для создания дополнительной мотивации в дальнейшей учебно-поисковой и творческой деятельности.

Мы полагаем, что простая перспектива интерактивного путешествия на уроке может стать хорошим стимулом для усиления степени эффективности работы учащихся и использоваться учителем в качестве «поощрительной премии» за хорошую работу.

Таким образом, средства телекоммуникации позволяют организовать как индивидуальную, так и коллективную форму работы, сочетая в себе функции общения, а также инструмента информационной и технической поддержки деятельности преподавателя и учащегося.

Коммуникативное обучение языку посредством Интернет подчеркивает важность развития способности учащихся и их желание точно и к месту использовать изучаемый иностранный язык для целей эффективного общения.

1.3Обучение монологической речи с использованием виртуальных туров на уроках английского языка

Коммуникативное обучение языку посредством Интернет подчеркивает важность развития способности учащихся и их желание точно и к месту использовать изучаемый иностранный язык для целей эффективного общения. Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражению смысла, а изучение структуры и словаря иностранного языка служат этой цели. В дополнение к коммуникативным потребностям, обучаемым необходимо освоить методику работы в Интернете, чтобы быть более ответственными за свое собственное обучение. Им нужно выработать способность справляться с

ситуацией, когда их языковые ресурсы недостаточно адекватны; иметь хорошие учебные навыки; способность оценивать свою собственную речь и успехи, а также способность определять и разрешать учебные проблемы. Развитие самостоятельности обучаемого с помощью глобальной сети представляет собой постепенный процесс, который следует постоянно поощрять. Возможно, наиболее важной задачей, стоящей перед преподавателем языка, является нахождение оптимальных способов вести обучаемых к постепенно возрастающей самостоятельности.

Создание коммуникативности в Интернете требует времени. Необходима поддерживающая социально-психологическая атмосфера, в которую вовлекается учащийся; уверенность, что его уважают как личность со своими собственными взглядами, интересами, сильными и слабыми сторонами и предпочтительным для него стилем обучения. Атмосфера эта характеризуется духом взаимопомощи, при котором изучение иностранного языка с помощью Интернета является социально – обусловленным опытом.

Одним из новых требований, предъявляемых к обучению иностранным языкам с использованием Интернет-ресурсов, является создание взаимодействия на уроке, что принято называть в методике интерактивностью. Данный принцип не является новым, однако до сих пор не существует единого определения данного подхода. Согласно определению отечественного исследователя Р.П. Мильруда интерактивность – это «объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами». Согласно этому определению можно сделать вывод, что интерактивный подход в виртуальном пространстве служит одним из средств достижения коммуникативной цели на уроке. От принципа коммуникативности он отличается наличием истинного сотрудничества, незаданности, где основной упор делается на развитие умений общения и групповой работы, в то время как для коммуникативного задания это не является обязательной целью (ведь одним из самых распространенных видов коммуникативного задания является монолог).

С помощью использования виртуальных туров на уроке зримо создается речевая ситуация, в которой обучаемые должны адекватно проявить себя в коммуникативном плане: выразить свое мнение / отношение, высказаться по теме, вступить в дискуссию и т.д.

В англоязычной литературе выделяются пять видов учебных Интернет-материалов: хотлист (hotlist), трежа хант (treasure hunt), сабджект сэмпла (sub>ject sampler), мультимедиа скрэпбук (multimedia scrapbook), и вебквест (webquest). Раскроем структуру и методическое содержание каждого из пяти видов учебных Интернет-материалов.

Хотлист от английского «hotlist» – «список по теме» представляет собой список Интернет сайтов по изучаемой теме. Его достаточно просто создать и он может быть полезен в процессе обучения. Хотлист не требует времени на поиск необходимой информации. Всё, что нужно – это лишь ввести ключевое слово в поисковую систему Интернета и вы получите нужный хотлист.

Мултимедиа скрэпбук от английского «multimedia scrapbook» – «мультемедийный черновик» представляет собой своеобразную коллекцию мультимедийных ресурсов. В скрэпбуке содержатся ссылки на текстовые сайты, фотографии, аудиофайлы и видеоклипы, графическую информацию и очень популярные сегодня анимационные виртуальные туры. Все файлы скрэпбука могут быть легко скачаны учащимися и использованы в качестве информационного и иллюстративного материала при изучении определенной темы.

Трежа Хант от английского «treasure hunt» – «охота за сокровищами» – во многом напоминает хотлист. Он содержит ссылки на различные сайты по изучаемой теме. Единственное отличие заключается в том, что каждая из ссылок содержит вопросы по содержанию сайта. С помощью этих вопросов учитель направляет поисковую деятельность учащихся. В конце трежа ханта учащимся может быть задан один более общий вопрос на целостное понимание темы. Развернутый ответ на него будет включать ответы на предшествующие более детальные вопросы по каждому из сайтов.

Сабджект сэмпла – от английского «sub>ject sampler» стоит на следующей ступени сложности по сравнению с трежа хантом. Здесь также содержатся ссылки на текстовые и мультимедийные материалы сети Интернет (фотографии, аудио- и видеоклипы, графическую информацию). После изучения каждого аспекта темы учащимся необходимо ответить на вопрос. Главной особенностью сабджект сэмпла является то, что получение информации должно строиться на эмоциональном уровне. Необходимо не просто ознакомиться с материалом, но и выразить и аргументировать свое собственное мнение по изучаемому вопросу. Активность учащихся здесь довольно велика. Возможно обсуждение мнений с другими учащимися группы.

Вебквест от английского «webquest» – «Интернет поиск» – самый сложный тип учебных Интернет-материалов. Он включает в себя все компоненты четырех указанных выше материалов и предполагает проведение проекта с участием всех учащихся. Прежде чем разделить учащихся на группы, весь класс знакомится с общими сведениями по изучаемой теме, тем самым погружается в проблему предстоящего проекта. Учитель отбирает ресурсы сети Интернет и классифицирует их так, чтобы каждая группа ознакомилась лишь с одним проблемным аспектом темы. После изучения, обсуждения и полного понимания конкретной проблемы в каждой первичной группе учащиеся перегруппировываются так, чтобы во вновь образованных группах было по одному представителю из каждой первичной группы. В процессе обсуждения все учащиеся узнают друг от друга уже все аспекты обсуждаемой проблемы. При таком обсуждении учащиеся должны высказывать свое собственное мнение, делать выводы, прогнозировать дальнейший возможный ход действия (если это приемлемо). В ходе решения вебквеста через изучение материала и его обсуждение обучающиеся должны ответить на один общий вопрос дискуссионного характера.

Вполне очевидно, что каждый из пяти видов учебных Интернет-материалов вытекает из предшествующего, постепенно усложняясь и, тем самым, позволяя решать более сложные учебные задачи. Хотлист и мультимедиа скрэпбук направлены на поиск, отбор, классификацию информации. Трэжа хант, сабджект сэмпл и вебквест уже содержат элементы проблемного обучения.

На всех этапах восприятия и осмысления содержание изучаемой темы происходит накопление лексико-грамматического материала для реализации монологического высказывания по данной теме, с одной стороны, с другой – возникает потребность в выражении личностного отношения к изучаемой теме.

Учебные Интернет-материалы позволят:

• подобрать текстовый, графический, фото-, аудио- и видеоматериал (при необходимости отражающий различные взгляды) по изучаемым темам;
• организовать в группах и целом классе обсуждение (дебаты) насущных культурных и социально-острых проблем;

• провести лингвистический анализ устного и письменного дискурса носителей языка (представителей различных социальный групп, носителей диалектов и акцентов);

• организовать внеурочную и внеклассную проектную деятельность учащихся;
• создать благоприятные условия для учащихся с высоким уровнем иноязычной коммуникативной компетенции, общей культуры и серьезными намерениями в отношении продолжения гуманитарно-филологического образования в полной мере реализовать свой интеллектуальный потенциал.

Мы предполагаем, что данный вид работы можно использовать для введения новой темы, а также для ее закрепления. Основными темами, по которым можно использовать виртуальные туры являются: «Who are you proud of?», «What are the most popular leisure activities in Britain?», «London at its variety», «What would you like to see in the UK?», «Meeting British guests», «What do you know about British traditions?», «What stories do museums tell?», «What do you know about the USA?», «Washington, D.C.» Мы предлагаем использовать такие Интернет-ресурсы, как Encarta Premium DVD 2006, Microsoft® Encarta® Encyclopedia Deluxe 2001, а также Интернет-сайты. На данных этапах работы можно использовать множество упражнений и методических приемов для формирования монологической речи у учащихся. Вот некоторые из них:

    Прослушать предложение и повторить его вслух.

    Покажите предмет и назовите его.

    Прослушайте предложение и дополните их собственными подходящими по смыслу предложениями.

    Рассмотрите картинки и согласитесь со следующими утверждениями или отвергните их.

    Возразите преподавателю.

    Опишите картинки.

    Попросите проанализировать факты.

    Составьте небольшое сообщение о каком-либо событии.

    Составьте типовое монологическое высказывание для ситуаций по теме.

    Проведите экскурсию по городу, достопримечательности.

Обучая подлинному языку, Интернет-туры помогают в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Более того, интерактивное путешествие развивает навыки, важные не только для иностранного языка. Это, прежде всего, связано с мыслительными операциями: анализа, синтеза, абстрагирования, идентификации, сравнения, сопоставления, вербального и смыслового прогнозирования и упреждения и т.д. Таким образом, навыки и умения, формируемые с помощью Интернет-технологий, выходят за пределы иноязычной компетенции даже в рамках «языкового» аспекта. Интерактивный тур развивает социальные и психологические качества обучающихся: их уверенность в себе и их способность работать в коллективе; создает благоприятную для обучения атмосферу, выступая как средство интерактивного подхода.

Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка. И когда это начинает получаться, можно говорить о языковой компетенции. Пусть даже при наличии ошибок. Главное умение спонтанно, гармонично реагировать на высказывания других, выражая свои чувства и эмоции, подстраиваясь и перестраиваясь на ходу т.е. мы можем рассматривать интерактивность как способ саморазвития через Интернет: возможность наблюдать и копировать использование языка, навыки, образцы поведения партнеров; извлекать новые значения проблем во время их совместного обсуждения.

2. Опытно-педагогическая работа по внедрению виртуальных туров в процесс обучения иностранному языку на среднем этапе

2.1 Диагностика сформированности навыков монологической речи у учащихся в средних классах

В ходе анализа теоретических исследований по проблеме формирования коммуникативных умений и навыков у учащихся средней школы мы, прежде всего, определили важность коммуникативного общения в повседневной жизни. От умения человека общаться зависят успешность профессиональной деятельности, активность в общественной жизни, единство деятельности, обучение, познание и многое другое. Как сложится жизнь наших учеников, зависит также от того, насколько у них сформированы умения устной речи, от их способности преодолевать так называемые «барьеры» общения, затрудняющие решение коммуникативных задач.

На основе анализа теоретических исследований мы определили роль и место монологической речи в обучении иностранному языку. Данный вопрос рассматривали такие известные методисты, как Е.И. Пассов, А.А. Леонтьев и другие. Они определили важность устной речи тем, что выработка умений и навыков устной речи позволяет учащимся использовать свои знания на иностранном языке, в понимании иноязычной речи, гибко варьировать, переносить усвоенные единицы в другие ситуации и использовать их для выражения собственных мыслей. Благодатной почвой для всего этого является создание на уроке коммуникативной атмосферы.

Целью проведённой нами диагностики является выявление уровня сформированности навыков монологической речи у учащихся средней ступени обучения.

Диагностика сформированности навыков устной речи проводилась с помощью диагностических методов: анкетирования, наблюдения, беседы, анализа проведённой работы.

Остановимся подробнее на анкетировании, которое является одним из методов диагностики. Анкетирование – метод сбора исследуемых данных, основанных на опросе респондентов с помощью анкет.

Итак, анкетирование проводилось среди учителей английского языка МОУ СОШ №1 и гимназии Ленинградского района Краснодарского края, преподавателей ГОУ СПО «Ленинградский педагогический колледж» Краснодарского края и учителей английского языка МОУ СОШ №7 пос. Первомайского Кущевского района Краснодарского края (см. Приложение №1). Целью данного анкетирования было выяснение значимости исследуемой проблемы, методы и приёмы её осуществления в практике.

Таким образом, по результатам анкетирования мы выяснили, что

исследуемая нами проблема действительно интересна, актуальна, направлена на формирование умений и навыков устной речи, что существуют похожие проблемы и, что организовать ситуацию речевого общения нелегко. Обычно в школах учителя при формировании навыков монологической речи у учащихся используют такие методы, как: высказывание по картинке, по речевой модели, в связи с речевым текстом, пересказ, ответы на вопросы и так далее. Учителя используют технические средства при обучении разговорной речи: аудиозапись, презентацию, интерактивную доску. Но самое главное, что мы видим, то, что сегодня в школах учителя не используют или мало используют Интернет-ресурсы и другие технические ресурсы при обучении монологической речи.

Исходя из результатов анкетирования, мы решили провести диагностику среди учащихся, цель которой была – выявить уровень сформированности навыков устной речи. Для выявления умений и навыков разговорной речи, мы использовали различные задания, которые способствуют не только формированию этих умений и навыков, но и повышению коммуникативных умений. Диагностика проводилась нами в МОУ СОШ №1 Ленинградского района Краснодарского края в 8 «В» классе.

Проведённая диагностическая работа по выявлению уровня сформированности и развития умений и навыков устной речи у учащихся показала, что этот уровень достаточно низкий. Главной целью было формирование разговорных навыков и итоговый контроль. Огромные возможности для осуществления поставленных задач нам предоставил урок иностранного языка. На уроках были использованы следующие виды работы: составление монолога по опоре на интерактивный тур, беседы по различным темам, составление монологов по описанию предмета с опорой на интерактивный тур, описание местности с опорой на интерактивный тур, составление собственного монолога с опорой на интерактивный тур, на основе описания картинки и ключевых слов составить высказывание с опорой на интерактивный тур и т.д.

После проведения уроков с использованием виртуального тура мы увидели следующие результаты. Навыки устной речи у учащихся оценивались по следующим критериям:

Высокий уровень умений устной речи предполагает отсутствие грамматических ошибок при составлении монологов, наличие лексических единиц по данной теме, умение составлять монолог с опорой на виртуальны тур, умение выражать собственные мысли, умения составлять (строить) свои монологи.

Средний уровень предполагает умение составлять монолог с опорой на виртуальный тур, наличие незначительных грамматических ошибок, умение строить собственное небольшое высказывание, некоторые затруднения при составлении своего монолога.

Низкий уровень предполагает неполные ответы на поставленные вопросы, составление монолога даются с трудом, наличие ошибок, неспособность строить свой монолог с опорой на виртуальный тур, отсутствие суждения, неумение высказывать свое мнение.

Виртуальные туры, используемые на уроках иностранного языка в 8 «В» классе МОУ СОШ №1 ст. Ленинградской Краснодарского края, позволили выявить нам уровень сформированности умений и навыков устной речи у учащихся. В данной таблице отражен уровень владения устной речью учащимися:

Таблица 2.

Имя, фамилия

высокий

средний

низкий

Виктория Р.

+

Эммануэль К.

+

Олег Б.

Инна М.

+

Игорь С.

+

+

Дарья С.

Александр М.

+

Светлана Б.

+

Мария М.

+

Антон С.

+

%

50

50

Данные результаты диагностики представлены в диаграмме:

По данным результатам можно сделать вывод, что уровень сформированности навыков устной речи учащихся находится на среднем и низком уровнях. Данные выводы ещё раз подтверждают эффективность и необходимость использования на уроках английского языка разнообразных заданий, таких как виртуальные туры, что является отличным способом формирования умений и навыков устной речи. Конечно, при проведении уроков мы столкнулись с рядом трудностей:

– неумение правильно строить предложения;

– маленький словарный запас;

– боязнь совершить ошибку;

Но данные трудности нам удалось со временем ликвидировать с помощью разнообразных и нетрадиционных заданий, например подготовленной экскурсии по родной станице, дискуссия по теме «Лондон», монологов, с использованием разговорных клише, которые мы предлагали с целью повышения уровня устной речи.

Использование данных заданий показало, что большинство учащихся полностью понимали задания, умело научились строить монологическое высказывание с опорой на виртуальный тур. Они с интересом и увлечением погружались в составление монолога, охотно интервьюировали друг друга и строили монологи с опорой на виртуальные туры. Исчезла боязнь сделать ошибку.

Ребята использовали ранее изученные языковые клише в речи для выражения собственных мыслей, охотно строили монолог с опорой на виртуальный тур.

Итак, исходя из вышеизложенных фактов, мы увидели позитивные изменения. Возрос процент учеников, находящихся на среднем уровне, и, наоборот, уменьшился удельный вес находящихся на низком уровне. Переход учащихся с низкого и среднего на высокий и средний уровень свидетельствует о правильности выбранной нами методики. Данные проведённой работы отражены в следующей таблице.

Таблица 3.

Имя, фамилия

высокий

средний

низкий

Виктория Р.

+

Эммануэль К.

+

Олег Б.

+

Инна М.

+

Игорь С.

+

Дарья С.

+

Александр М.

+

Светлана Б.

+

Мария М.

+

Антон С.

+

%

40

30

30

В процентном соотношении можно данные результаты отразить с помощью диаграммы:

Данные результаты подтвердили эффективность проделанной работы. Проведённая нами работа позволила теоретически обосновать и практически реализовать соизмеримость обучения по специальной методике, способствующей формированию умений и навыков устной речи. Проведённая нами опытно-педагогическая работа подтвердила мысль о том, что использование на уроках английского языка виртуальных туров способствует формированию навыков монологической речи. В ходе исследования были решены все поставленные задачи.

В конечном итоге можно сделать вывод о важности специальной целенаправленной методики по формированию устной речи у обучаемых. В результате данной работы дети становятся более контактными, общительными, активными, охотно вступают в дискуссии, рассуждают, не боятся задавать вопросы и охотно на них отвечают, используя клише. Кроме того, не боятся сделать ошибку, умеют формулировать свои мысли, что приводит к частичному снятию языковых трудностей и возникновению желания и потребности в общении на иностранном языке.

2.2 Разработки уроков и фрагментов уроков с применением виртуальных туров

В нашей работе уже не раз отмечалось, что устная речь занимает ведущее место в обучении иностранному языку. И нам необходимо ставить перед собой цель – формировать и развивать умения и навыки устной речи учащихся.

В ходе практического исследования нами были разработаны пять уроков и три фрагмента урока английского языка с использованием виртуальных туров: уроки с использованием электронных энциклопедий Encarta Premium DVD 2006, Microsoft® Encarta® Encyclopedia Deluxe 2001.

Данную работу мы хотели бы продемонстрировать разработанными нами уроками и фрагментами уроков по темам: «Who are you proud of?», «What are the most popular leisure activities in Britain?», «London at its variety», «What would you like to see in the UK?», «Meeting British guests», «What do you know about British traditions?», «What stories do museums tell?», «What do you know about the USA?», «Washington, D.C.»

Урок, проведённый в 7 «А» классе 5.02.09. по теме: «Who are you proud of

Цели урока:

Образовательные: укрепить и расширить умения монологической речи через составления монолога по картинкам с использованием интерактивных туров.

Развивающие: развивать чувство языка, развивать умения строить предложения по картинке с обзором в 360.

Воспитательные: привить интерес к культуре и истории, учить выражать свое мнение.

Оборудование: учебник, Encarta Premium DVD 2006.

Ход урока:

    Создание атмосферы иноязычного общения.

    Организационный момент

    Hello! I’m glad to see you!

    Речевая зарядка

    Tell me, please, how are you for today? What day is it today? What is the weather like today? Ok! Thank you very much.

    Фонетическая зарядка

And now look at the blackboard; here you can see a quotation about one man. Please read and translate. «Nelson, born in a fortunate hour for himself and for his country, was always in his element and always on his element.» G.M. Trevelyan.

    Показ функционирования и использования усваимоего материала.

    Введение нового материала

    Today we will speak about famous people in great Britain.

There are many famous people in Great Britain. Children and grown-ups know them well. They love and respect people who did a lot for their nation. Do you know about any people who are famous in Britain?

    There are different magazines such as The Top, The Catch, and The Current which write about well-known people. What do they write about?

    Now look at the blackboard. Here you can see а view of one place. Tell me please, what is this? На данном уроке мы используем виртуальный тур для введения нового материала. (Обзор Trafalgar Square)

(Примерный ответ детей) – This is Trafalgar Square.

    Ok. You are right. Tell me please, what you see in this view?

(Примерный ответ детей) – I see a lot of buildings. Perhaps part of them are museums, theatres and another part of these buildings are restaurants. Also there are two fountains and of course I see a lot of pigeons.

Таким образом, учащийся составил небольшое монологическое высказывание, опираясь на виртуальный тур по Трафальгарской площади.

    Tell me, please, what kind of monument is this?

(Примерный ответ детей) – This monument was built in honor of Admiral Nelson. A statue of Nelson sits atop a tall column rising above the square. Around the monument there are a lot of people. Around the state of Nelson there are two fountains.

Работа над монологическим высказыванием осуществлялась с опорой на обзор картинки в 360. Затем урок продолжается без использования виртуального тура. Данный вид работы предполагался на начальном этапе урока для введения нового материала.

    And now open your books at page 133. Here you see our new theme «Who are you proud of?» Please, read the topic about Admiral Nelson.

    Please answer some my questions:

1. When did Admiral Nelson live?

2. Did he really do his duty?

3. What kind of a man was he?

4. Describe your attitude to this person.

    And now read the next topic about Florence Nightingale. Answer some my questions:

    When did Florence live?

    What did she do for the nation?

    What kind of a person was she?

    How did people honor her?

– The next text is about Lillie Langtry. Read this topic. Tell me please, why did people admire Lillie?

– Do you know Charlie Chaplin and William Shakespeare? Please, read short information about them.

    Управление тренировкой во владении материалом.

    Ответы на вопросы

    What else can you say about these famous people?

    What other well-known people in Britain do you know?

    What are they famous for?

    Домашнее задание

– Open your diaries and write down your homework. Your homework is a monologue. You should write a monologue about famous people in Britain.

3. Итог урока

– You are well done for today. Thank you for your work. The lesson is over. Good bye.

На данном уроке мы использовали виртуальный тур для обучения монологической речи учащихся. Данный вид работы был проведен в начале урока, чтобы ввести учащихся в коммуникативную атмосферу. Используя виртуальный тур, учащиеся смогли построить небольшое монологическое высказывание. Несмотря на некоторые трудности, возникшие у учащихся, они все же смогли самостоятельно построить предложения, которые вылились в монологическое высказывание.

Урок, проведенный в 8 «Б» классе 12.02.09 по теме: «London at its variety»

Цели урока:

Образовательные: учить беседе, формировать умения высказываться, рассуждать на иностранном языке, составлять монологическое высказывание с опорой на виртуальные туры.

Развивающие: развивать мышление, умение формировать мысли.

Воспитательные: воспитывать уважение мнений сверстников.

Оборудование: учебник, Encarta Premium DVD 2006.

Ход урока:

    Создание атмосферы иноязычного общения

    Организационный момент

– Hello! I’m glad to see you. Today we all will be journalists and we are going to Britain.

    Речевая зарядка

    But at first answer some of my questions. Have you ever been to London? Do you want to live in England? Have you got a foreign friend?

    Фонетическая зарядка

– Look at the blackboard. Here you can see the words we'll meet at the lesson, we should pronounce them correctly.

National Gallery

Trafalgar Square

the Thames River

the House of Parliament

Big Ben

the Piccadilly Circus

    Показ функционирования и использования усваимоего материала

    Today we are going to visit England. I want to see England very much. I think that you are very happy too. But one moment! What I hear! Ohh, no! Our bus has just broken and we can’t go to England. It’s pity! But my assistance says that three of you can drive by car. I need three people who will be journalists today and they will describe all that they will see. Who wants to be a journalist?

В данном уроке мы используем монологическое высказывание с опорой на виртуальные туры как основной работой всего урока. Это будет способствовать развитию и усовершенствованию монологической речи с визуальной опорой на объект.

– The first place where we will be is the Thames River and the Houses of Parliament. You should describe everything that you see there.

– Ok, our journalists have already been there. Tell me please what you see?

(Примерный ответ детей) – The first that I see is Big Ben. This is a very beautiful clock. Now it’s ten o’clock. It looks very old. When you are there it seems that you are in the past. Gothic-style buildings remind you the mid 19th century, the site has been a royal palace since the 11th century. Big Ben, the bell in the clock tower, rings every hour. Also you can see The Thames River and a lot of ships there. Near Big Ben you see a lot of old buildings. You see the bridge over the Thames River, where cars can drive. On other side of this place we see a lot of new buildings.

    Thanks for your presentation. And our next journalist. You are in Piccadilly Circus. Please, describe your place.

(Примерный ответ детей) – I’m in Piccadilly Circus. It is a beautiful and old place. The first that bursts upon the eye is a winged statue of Eros. It is the Greek god of love. This statue rises in Piccadilly Circus. There are a lot of buildings around Piccadilly Circus. Also there are stairs around the statue, where people can sit. There is a railing around Piccadilly Circus. I think that the brightest building with the title «Sanyo» is the shopping centre. In this view we can see that there are a lot of double-decker buses. And I think that the other buildings are dwellings.

    Thank you for your presentation. It was very informative. And the last place that we will visit today is Trafalgar Square.

(Примерный ответ детей) – At first I want to say that Trafalgar Square is one of the most popular meeting spots in London. The square was built as a monument to British naval hero Viscount Horatio Nelson and his victory at the Battle of Trafalgar in 1805. A statue of Nelson sits atop a tall column rising above the square. It is very higher monument that I have ever seen. Also there are a lot of pigeons in this square. You can see two fountains around this monument, where people can sit. There are a lot of buildings around Trafalgar Square. The National Gallery houses paintings, some of which date from the 13th century. There are small columns around the square.

    Thank you very much. It was very interesting. I think that our journalists are not tired. We will wait for their returns. But now open your diaries and write down your homework.

    Your homework is a monologue. You should make up a monologue about England.

На этом уроке учащиеся активно участвовали в монологе, пытались увидеть все детали обзора данных мест и правильно передать их другим.

Данный урок полностью использовался с опорой на виртуальные туры. Задачей этого урока было сформирование монологического высказывания у учащихся. Каждое высказывание использовалось с опорой на виртуальные туры.

Нами также разработана серия уроков и фрагментов уроков (см. Приложения №2)

В ходе проведенных уроков, мы выяснили, что учащиеся могут легко строить монологические высказывания с опорой на виртуальный тур, не смотря на то, что возникают некоторые трудности при составлении предложений. Учащиеся раскрепостились в ходе занятий, и они умеют работать с виртуальным туром.

Самый главный вывод, который необходимо сделать – использование виртуальных туров на уроках позволяет улучшать качество совершенствования умений и навыков монологической речи.

2.3 Методические рекомендации для учителей английского языка по включению виртуальных туров в процесс обучения монологической речи

На основании исследования проблемы формирования, отработки и совершенствования, а также контроля навыков разговорной речи на уроках иностранного языка, нами были разработаны методические рекомендации для учителей английского языка по включению виртуальных туров в процесс обучения монологической речи.

Известно, что во многих школах учителя пользуются устаревшими приёмами формирования умений устной речи, лишь некоторые указывают, на что обратить особое внимание, с чем надо лишь ознакомиться, иные обращают внимание на отдельные приёмы формирования устной речи, и только единичные учителя инструктируют учащихся, указывают им на возможные трудности, сообщая в помощь разнообразные приёмы по самостоятельному формированию и совершенствованию умений и навыков устной речи.

В связи с этим, мы рекомендуем учителям на уроках английского языка уделять больше внимания формированию и повышению уровня устной речи. Для формирования данного умения необходимо использовать не только диалог, вопросно-ответные упражнения, но и монолог с нетрадиционными заданиями, как наиболее эффективный способ повышения уровня сформированности умений и навыков устной речи.

Учителям следует уделять большее количество времени на составление различных упражнений на выявление трудностей, возникающих у учащихся, так как это способствует более серьёзному подходу к формированию устной речи, глубоко осмысливая каждый шаг.

В нашей работе мы говорим об использовании виртуальных туров в процессе обучения монологической речи. Поэтому учителю необходимо получить навыки работы с электронными энциклопедиями Encarta Premium DVD 2006, Microsoft® Encarta® Encyclopedia Deluxe 2001.

Можно предложить учащимся следующие задания, способствующие формированию монологической речи с использованием виртуальных туров:

– Опишите местность, которую вы видите.

– Обсудите увиденное в парах.

– Составьте небольшую презентацию местности.

– Покажите предмет и опишите его.

– Назовите действия людей на картинке.

– Рассмотрите картинку и согласитесь со следующими утверждениями или отвергните их.

– Скажите, что полученное сообщение не соответствует действительности и объясните почему.

– Выразить свое мнение.

– Составьте план монологического высказывания.

– Опишите своему заграничному другу местность.

– Представьте себя журналистом и расскажите о происходящем на картинке.

– Задайте друг другу вопросы и ответьте на них.

– Прослушайте утверждения и отвергните неверные.

– Прослушайте утверждения и скажите, прав ли преподаватель.

– Скажите, что вы согласны с мнением преподавателя.

– Скажите, что вы хотите что-то сообщить (добавить, возразить, обратить внимание).

– Скажите, что вы поддерживаете собеседника.

– Скажите, что вы пришли к определенному выводу (заключению).

– Скажите, что вы разделяете высказанную точку зрения.

– Пригласите собеседника к размышлению (рассуждению, дискуссии).

– Расскажите о городе, глядя на картинку.

– Составьте устное сочинение по теме.

– Дополните монологическое высказывание, выступая в роли автора.

Для решения каждой из поставленных задач ученики должны помнить детали, давать характеристику действий, также умения оценивать события. Эффективность использования виртуальных туров зависит от рациональной организации занятий. В структуре урока с использованием виртуального тур можно выделить несколько этапов:

    Демонстрация виртуального тура.

    Обсуждение деталей данной картинки.

    Составление монологического высказывания с опорой на виртуальный тур.

Упражнения во время просмотра рассчитаны не только на закрепление, но и на расширение материала. Заключительной частью задания должна стать речевая деятельность учащихся, то есть монологическое высказывание.

При проведении уроков с использованием разнообразных форм работы по совершенствованию навыков разговорной речи мы столкнулись с рядом трудностей:

    неполные ответы на поставленные вопросы;

    присутствие незначительных грамматических ошибок;

    бедность лексического запаса;

– боязнь совершить ошибку, стеснительность

– непонимание речевой задачи

– один говорит – остальные молчат.

Исходя из характера трудностей при обучении монологической речи, учителям рекомендуется:

 Обращать большое внимание на выполнение заданий интерактивного характера, что способствует развитию у учащихся инициативы, самостоятельности при принятии решения, повышает активность, находчивость при ответах.

 Добиваться от учащихся обоснованности ответов, хорошей аргументации.

 Учить учащихся активно поддерживать и направлять беседу, то есть функционально пользоваться языком при общении с собеседником, а именно:

– вводить собеседника в ситуацию общения;

– задавать нужные вопросы, вытекающие из контекста общения;

– активно обсуждать различные варианты, высказываясь как «за», так и «против»;

– не бояться попросить объяснения, если непонятны какие-либо слова;

– предлагать собеседнику выступать со своими предложениями;

– запрашивать мнение собеседника по обсуждаемым вопросам и принимать его во внимание при принятии решения;

– давать контраргументы на аргументы собеседника;

Отрабатывать с учащимися разговорные формулы, которые помогут обеспечить успешное общение со сверстниками:

– если учащиеся не знают слово или выражение, не прекращать беседу, используя такие фразы как It’s a sort of, It’s a thing you use to…, Right, True, I know what you mean, Let me think for a second, To be honest, I haven’t really thought about it. That’s a good question;

– не делать больших пауз, заполняя их словами и выражениями, например, You know, You see, Well, Mmm, Would you say it again, please? etc.

Преподавателям иностранного языка необходимо понимать, что использование компьютерных технологий предназначено для того, чтобы совершенствовать процесс обучения иностранному языку, но при этом, ни в коей мере не заменить учителя. Используя компьютерные технологии на уроках английского языка, учитель может больше времени уделить выполнению упражнений, способствующих стимулированию реального общения, что является целью коммуникативного подхода обучения иностранному языку.

Таким образом, работа учителей над формированием умений устной речи и совершенствованием навыков очень сложна и требует от учителя большой подготовленности, знания теоретических понятий, требований, умение применять эти знания на практике, а также творчества и креативности с целью повышения уровня владения иностранной речью у учащихся.

Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме совершенствования и контроля навыков устной речи на среднем этапе обучения иностранному языку показал, что монологическая речь является одной из основных практических целей обучения иностранному языку, служит основным источником получения информации, обеспечивает при этом сохранность и пополнение запаса знаний и возможность использовать их в любых обстоятельствах. От того, как будут сформированы умения и навыки монологической речи на среднем этапе обучения иностранному языку, будет зависеть то, как человек в дальнейшем будет пользоваться этим видом речевой деятельности. Поэтому в нашей работе мы предлагали использовать виртуальные туры в процессе обучения монологической речи.

В ходе исследования мы пришли к выводу, что уровень качества и сформированности монологической речи находится у большинства учащихся на среднем и низком уровнях.

Следует заметить, что по данным проведённого анкетирования, большая часть учителей считает использование монологической речи при формировании навыков устной речи необходимым, считают данное средство более эффективным, но практически оно применяется редко.

В ходе осуществления опытно-педагогической работы был проведён анализ сформированности навыков монологической речи учащихся на среднем этапе, в результате чего был сделан вывод о том, что уровень устной речи повысился.

В процентном соотношении это можно продемонстрировать следующим образом: 40% – высокий уровень, по 30% – средний и низкий уровень

В опытно-педагогической работе были разработаны уроки по совершенствованию навыков монологической речи с использованием виртуальных туров. Использование виртуальных туров показало и доказало эффективность их использования при обучении монологической речи. Результаты опытно-педагогической работы подтверждают необходимость и эффективность использования виртуальных туров с целью повышения уровня умений и навыков монологической речи. Нами были разработаны рекомендации, которые могут найти применение в общеобразовательной средней школе на уроках английского языка.

Если у учителя работа по совершенствованию навыков устной речи построена именно таким образом, он начинает ощущать себя мастером, предъявляет к себе более высокие требования, не останавливается на достигнутом и всё время совершенствуется, подыскивая всё новые пути в решении той или иной проблемы, что, естественно, оказывает положительное воздействие на всю его педагогическую деятельность.

Список литературы

    Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2000, с. 143–149.

    Вербицкая М.В., Махмурян К.С. Методическое письмо «Об использовании результатов Единого Государственного экзамена 2006 года в преподавании иностранных языков в средней школе» // Первое сентября English. – 2007. – Вып. 7 – с. 4–7.

    Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе. – 2003. – Вып. 3 – с. 39–41.

    Коптюг Н.М. Интернет-уроки как вспомогательный материал для учителя иностранного языка. // Иностранные языки в школе. – 2000 – Вып. 4 – с. 57–59.

    Макаревич И.Г. Использование Интернета на уроках немецкого языка. // Иностранные языки в школе. – 2001. – Вып. 5 – с. 40–43.

    Платонова Н.А. Интернет на уроках немецкого языка. // Иностранные языки в школе. – 1998. – Вып. 1 – с. 10–15.

    Подопригорова Л.А. Использование Интернета в обучении иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. – 2003. – Вып. 5 – с. 25–31.

    Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе. – 2001. – Вып. 2 – с. 14–19.

    Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка (окончание). // Иностранные языки в школе. – 2001. – Вып. 3 – с. 5–12.

    Протасеня Е.П., Штеменко Ю.С. Компьютерное обучение: за и против. // Иностранные языки в школе. – 1997. – Вып. 3 – с. 10–13.

    Рогова Н.Г. Методика преподавания английского языка. – М., 1999, с. 97–98.

    Руденко Н.Г., Сластенин В.А. О современных подходах и подготовке учителя. – М., 1989, с. 89–92.

    Скалкин В.Л. Системность и типология упражнений для обучения говорению. // Иностранные языки в школе (Приложение к журналу). – 2008. – Вып. 4. – с. 12–22.

    Сысоев П.В., Евстигнеев М.К. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку. // Иностранные языки в школе. – 2008. – Вып. 6 – с. 2–9.

    Сысоев П.В., Евстигнеев М.К. Учебные Интернет-ресурсы в системе языковой подготовки учащихся. // Иностранные языки в школе. – 2008. – Вып. 8 – с. 11–15.

    Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. Учебное пособие для студентов. Ростов-на-Дону «Феникс» 2004, с. 268–274.

    Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие, 4-е издание, стереотипное. Минск «Вышейшая школа», 1998, с. 70–82.

    Vlasova E.L., Kostenko S.L. Focus on the USA. Sankt-Petersburg. – Санкт-Петербург «Наука», Санкт-Петербургское литературное отделение, 1992.

    Dictionary of English Language and Culture, London, 1999.

    The USA: Geography, History, Education, Painting. – Москва.: «Лист», 2003.