Нетрадиционные формы обучения русскому языку
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Саха государственная педагогическая академия
Кафедра русского языка и литературы
Курсовая работа
Нетрадиционные формы обучения русскому языку
Выполнил: студентка 4 курса
Галиулина О.Л.
подпись
Научный руководитель:
к.д.н., доцент Прибылых С.Р.
подпись
Представлена_________ 2006 г.
Оценка оформления и сроков
представления работы:
оценка
подпись
Оценка публичной защиты работы:
оценка
подпись
Итоговая оценка:
Отв. преподаватель:
подпись
Якутск 2006
Оглавление
Введение…………………………………………………………………… 3
I глава. Нетрадиционные формы обучения …………………..….. 5
1.1 Творческие работы нетрадиционных жанров……………………….. 5
1.2 Уроки-семинары по русскому языку в старших классах………… 11
1.3 Урок – лекция, интегрированный урок, урок - дидактическая
игра……………………………………………………………………... 14
II глава. Методика разработки нетрадиционных уроков русского
языка в 6 классе………………………………………………………… 20
2.1. Урок-зачет.…...……………………………………………………… 20
2.2. Урок-конкурс………………………………………………………... 22
Заключение……………………………………………………………….. 29
Библиография …………………………………………………………. 30
Введение.
Известно, что целью обучения является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как научную, так и социо-культурную компетенцию, ибо без знания социо-культурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах.
Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Но первая и естественная потребность обучения - коммуникативность. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся.
Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий. К таким занятиям следует отнести: урок-спектакль, урок-праздник, урок-экскурсию, видеоурок и т.д.
Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов-новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения.
Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование социо-культурной компетенции учащихся, расширение по сравнению с базовым уровнем знаний о культурном наследии стран изучаемого языка. Проблема преподавания русского языка в школе в настоящее время актуальна, потому что традиционные формы проведения уроков надоедают и хочется чего то нового.
Целью данного курсового проекта является рассмотрение нетрадиционного вида урока.
Поставленная цель привела к рассмотрению следующих задач:
- рассмотреть понятие и виды нетрадиционного урока русского языка.
- определение особенностей организации нетрадиционных уроков русского языка.
- методическая разработка нетрадиционных уроков русского языка.
Объектом данного курсового проекта является процесс проведения нетрадиционных уроков русского языка в 6 классе.
Предметом данного курсового проекта являются нетрадиционные уроки русского языка в 6 классе.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов в дальнейших исследованиях, посвященных анализу особенностей методики подготовки и проведения нетрадиционных форм обучения. В рамках преподавания русского языка могут быть использованы, разработанные нами конспекты нетрадиционных уроков.
Основными методами исследования стали аналитический, сравнительный и описательный.
Методологическая основа. Рассмотрением проблемы развития ребенка в процессе обучения занимались такие ученые как Л.С. Выготский, Е.Н. Кабанова-Миллер, Н.А. Менчинская, И.С. Якиманская, А.И. Власенков. Нами были рассмотрены теоретические и практические работы Климкина Ю.Е., С.А. Котельникова, М.И. Крупенникова, М.И. Махмутов, М.Я. Мишлимович.
Структура исследования включает в себя: первую главу, в которой проанализированы все ключевые понятия темы через психолого-педагогическую и методическую литературу. Первая глава состоит из трех параграфов. Вторую главу – практическую часть работы. Данная глава состоит из двух параграфов.
Глава I. Нетрадиционные формы обучения
§ 1.1 Творческие работы нетрадиционных жанров.
К традиционным школьным занятиям принадлежат, как известно, уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учета приобретенных знаний, умений и навыков, анализа контрольных работ, обобщения и систематизации выученного, повторение темы или раздела. Наряду с этими формами обучения в последнее время широко используются и нетрадиционные или нестандартные. Это, в частности, уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, путешествия, интегрированные уроки, занятия-конференции, диспуты, уроки-сказки, тематические игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармонического сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.
Значимость указанных выше занятий в общем учебно-воспитательном процессе обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что сама по себе учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение коллективом учащихся в целом требований базовой школьной программы, не сопряженная в должной степени с творческой деятельностью, способна, как это ни парадоксально, привести к торможению интеллектуального развития детей. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал. С другой стороны, решение одних лишь типовых задач обедняет личность ребенка, поскольку в этом случае высокая самооценка учащихся и оценка их способностей преподавателями зависит, главным образом, от прилежания и старательности и не учитывает проявления ряда индивидуальных интеллектуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, логическому анализу и синтезу. Таким образом, одним из основных мотивов использования развивающих упражнений является повышение творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает ее (для последних рамки стандартной программы просто тесны), так и для школьников, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следствие, пониженная успеваемость в большинстве случаев оказываются связанными именно с недостаточным развитием базовых психических функций. Следует также отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, снижает стрессогенный фактор проверки уровня развития, позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности.
Введение в школьную программу нетрадиционных методов преподавания имеет целью расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества ребенка. Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался бы над ней[8, с. 50].
Традиционно процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и развития. К основным структурным компонентам, раскрывающим его сущность, относят цели обучения, содержание, деятельность преподавания и учения, характер их взаимодействия, принципы, методы, формы обучения. Через эти общие сущностные характеристики возможно выявление особенностей развивающего обучения. Нельзя сказать, что идея развивающего обучения нова, что раньше проблемы развития ребенка в процессе обучения не ставились и не решались. Можно перечислить ряд имен (Л.С.Выготский, Е.Н.Кабанова-Миллер, Н.А.Менчинская, И.С.Якиманская и др.), с которыми связаны проблемы развития личности в процессе обучения. В тот или иной период развития общества эта идея выдвигается на передний план или временно "забывается", но никогда не снимается, никогда не прекращается ее изучение, а главное практическая реализация в школе. Сущность взаимосвязи образовательных и развивающих задач, обучения и развития в целом раскрыта Л.С.Выготским; его исследования позволяют решить кардинальный вопрос типологии обучения. То обучение, которое ограничивается в своих целях лишь овладением внешними средствами культурного развития (к ним относится овладение письмом, чтением, счетом), можно считать традиционным, решающим сугубо образовательные задачи. Обучение, которое в качестве ведущих целей рассматривает обеспечение (организацию) развития высших психических функций личности в целом через овладение внешними средствами культурного развития, является развивающим и приобретает при этом целенаправленный характер. Результатом такого обучения служит достигнутый ребенком уровень развития личности, его индивидуальности.
В традиционном (объяснительно-иллюстративном) обучении преобладает догматический тип учения, который предполагает репродуктивный способ и уровень усвоения учебного содержания. Основные усилия учеников при этом сосредоточены на восприятии готовых знаний, образцов выполнения действий на их закреплении и воспроизведении. Находясь в ситуации решения какой-либо задачи, школьник, как правило, не старается найти способ решения, а усердно пытается вспомнить решение аналогичных задач. Если вспомнить не удается, ученик чаще всего оставляет задачу нерешенной или прибегает к другим (не учебным) способам выполнения[8, с. 52].
Соответственно целям, содержанию обучения изменяется и позиция учителя в учебном процессе, и характер его деятельности, принципы, методы и формы обучения. В нетрадиционном обучении деятельность учителя меняется коренным образом. Теперь главная задача учителя не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Учитель начинает выступать как режиссер мини-спектакля, который рождается непосредственно в классе. Новые условия обучения требуют от учителя умения выслушать всех желающих по каждому вопросу, не отвергнув ни один ответ, встать на позицию каждого отвечающего, понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, анализировать ответы, предложения детей и незаметно вести их к решению проблемы. Обучение логике учебного спора, диалога, решения учебной задачи не предполагает скорейшего получения правильного ответа, возможны ситуации, при которых дети и не смогут на одном уроке открыть истину. Обратимся к видам нетрадиционных уроков.
Исследованием «морфологии» текста, особенностей его содержания, строения и речевого оформления школьники занимаются на уроках литературы, русского языка и развития речи. Однако в урочное время текстовые аналитические задания предлагаются как типовые: озаглавить текст, определить его тему и основную мысль, стиль и функциональный тип речи, указать средства связи. Эти задания в большинстве случаев выполняются автоматически, без особого интереса ребят. Творческие упражнения тоже часто сводятся к написанию изложений и сочинений привычных жанров.
Отрадно, что методика организации творческой деятельности пересматривает свои ориентиры: в центре внимания оказывается не столько текст (в разнообразии стилей, типов и жанров), сколько ребенок – со всеми его впечатлениями, с потребностью в образном мышлении, с внутренними критериями нормативности речи, среди которых важным для учителя и ученика оказывается критерий свободного выбора и неповторяемости языковых средств и композиции создаваемого речевого произведения[5, с. 25].
Еще недавно в рамках нормативного обучения учитель выстраивал уроки развития речи так, чтобы в результате подготовительной работы у каждого школьника получился некий усредненный вариант творческой работы, ориентированный на текст-образец. Такие «запрограммированные» произведения легко было оценить по давно сложившимся нормам. Теперь же опытные учителя всячески поощряют речевую импровизацию, употребление незапланированных индивидуальных языковых средств, стремление ребят к собственному, узнаваемому стилю[5, с. 25].
Все сказанное можно назвать изменением психолого-педагогических установок обучения, что нашло отражение и в изменении содержательного компонента образования: не бесконечное раздувание учебного материала в целях его безграничного «совершенствования», а многоаспектный, объемный анализ языковых и речевых явлений, когда они включаются в общественно-практическую деятельность людей, в том числе и текстовую.
Действие принципов избирательности, научной углубленности, практической направленности, занимательности, органичного сочетания коллективной, индивидуальной, групповой учебной деятельности позволяет отобрать не столь часто используемые методы (исследовательский, эвристический, коммуникативный) и приемы обучения (конструирование окказионализмов и текстов на «глоком» языке, производимом по образцу известной фразы Л.В.Щербы «Глокая куздра…»; реконструкция словообразовательных цепочек; сопоставительный анализ словарных статей; стилизация; перевод с русского языка на … русский; «путешествие в Кунсткамеру словообразования» и т.п.)[5, с. 26].
Вызывают интерес школьников и необычные названные, но по сути привычные виды работ: изложение-перевод, «сочинение-различение» (стилизация), «сочинение-развлечение» (лингвистические миниатюры, подражания и т.д.).
Главная проблема, которой предложено заниматься ребятам 5 и 9, а также 10 и 11 классов, - «В глубь текста». Тематика занятий (первого, двух, при необходимости – трех первых):
Что значит звук? Цвет и настроение звуков. Можно ли нарисовать стихотворение?
«Говорящие» морфемы. Зачем писатели и поэты создают новые слова? Окказионализмы. Детское словесное творчество. «Глокий» язык.
Тайны лексики: слова родные и пришельцы, старые и новые слова. «Чувствительные» слова. «Сиреневая идея яростно дремлет…», или хитрости связи слов. Омофоны и омографы. Омонимы и омоформы. Слово в тексте.
Умеем ли мы читать текст? Глобальное, детальное и критическое восприятие текстовой информации. Ключевые слова. Тема и микротема. Автобиография текста. Какие бывают тексты?
Стилистика – наука или искусство? Сколько лет стилистике? Знатное и почтенное семейство: функциональная стилистика, практическая стилистика, стилистика текста, фоностилистика. Стилистика и риторика.
В каком жанре сочинять изволите? Жанровая палитра функциональных стилей речи.
Речь – портрет человека, его визитная карточка. Индивидуальный речевой стиль.
Каждое занятие завершается творческой работой, которую каждый школьник выбирает из блока предложенных вариантов по собственному желанию. Объем также определяется ребенком самостоятельно. Созданные речевые произведения прочитываются автором на занятии и обсуждаются коллективно. Основной критерий – оригинальность выполнения творческого задания, нешаблонность речевого оформления.
§ 1.2 уроки-семинары по русскому языку в старших классах.
Необходимость выбора иной формы организации уроков диктуется и тем, что старшеклассники – это потенциальные студенты, поэтому вполне закономерно уделять особое внимание таким формам работы, как практикумы, семинары, лекции, зачеты, консультации и т.д., ведь именно в этих формах будут проходить занятия в вузах.
Остановимся подробнее на одном из перечисленных форм работы – на уроках-семинарах.
Урок-семинар еще не стал традиционной формой проведения уроков в школе, поэтому следует выделить его основные особенности. Вот как они определены в учебнике по методике преподавания русского языка: «Специфика семинара заключается, во-первых, в самостоятельной подготовке учащихся по определенной частной теме, во-вторых, в сообщениях школьников по этим темам, в-третьих, в обсуждении всеми присутствующими заслушанного, в-четвертых, в подведении итогов обсуждения темы преподавателем»[4., с. 27].
Вместе с тем, помимо «классического» варианта проведения семинара, когда занятие посвящается обсуждению результатов самостоятельного изучения школьниками той или иной темы, можно выделить еще несколько типов уроков-семинаров.
Семинарское занятие может носить репродуктивный, учебно-повторительный характер (такие семинары можно проводить и в 7-9 классах). На семинаре могут обсуждаться основные положения прочитанной учителем лекции. В рамках семинарского занятия возможна организация критического обсуждения творческих работ учащихся, сочинений, исследовательских докладов.
Семинар приобретает творческий характер, когда для более глубокого рассмотрения проблемы учащиеся подбирают материалы газет, радио- и телепередач, научных журналов, научно-популярных книг.
Семинарское занятие способствует прочному усвоению знаний, умений и навыков, поскольку требует от учащихся большой предварительной работы, самостоятельности, мыслительной активности в ходе обсуждения и умения отстаивать свои взгляды и убеждения.
При подготовке к семинару учитель должен продумать систему вопросов (репродуктивного и проблемного характера) для самостоятельной подготовки учащихся, индивидуальные задания для самостоятельного выполнения.
Подготовка к семинару организуется таким образом, чтобы в ней приняли участие все учащиеся. Часть школьников готовит выступления (учитель помогает им подобрать дополнительную литературу, если это необходимо – оказывает помощь в подготовке плана выступления, иногда просматривает его текст), остальные же получают задание повторить основные вопросы по учебнику (лекционным записям), а также выполнить задания практического характера, которые затем обсуждаются на семинаре.
В ходе подготовки семинара возможна организация групповой работы учащихся. В этом случае доклад (реферат, сообщение) готовится сообща. Работу организует руководитель группы, который назначается учителем или выбирается учениками. Одному из членов группы поручается выступить с коллективно подготовленным сообщением на семинаре. Групповая подготовка обеспечивает посильное участие в работе каждого ученика, повышает интерес к ней и ответственность за ее выполнение.
Как правило, на семинаре предлагается к обсуждению несколько докладов (сообщений), поэтому важно, чтобы все они были связаны между собой: при переходе от одного доклада к другому учитель с помощью нескольких фраз, минимального комментария помогает учащимся увидеть логику развертывания общей темы семинара.
При обсуждении каждого сообщения следует использовать практические задания, которые помогают учащимся убедиться в справедливости высказанных положений. Для этого можно обратиться и к тем заданиям, которые школьники выполняли дома при подготовке к семинару.
Особенно важно выбрать интересную тему по русскому языку, поскольку это во многом определит отношение школьников к урокам-семинарам вообще[4, с. 28]. Предложим один из вариантов урока, который может стать тем самым первым семинаром, с которого и начнется интересная работа по русскому языку в старших классах. При выборе его темы мы исходили из того, что значительное внимание в процессе обучения русскому языку уделяется работе с лингвистическими словарями. На уроках школьники знакомятся со словарями различных типов: толковыми, словарями омонимов, синонимов и т.п. и все же некоторые словари, в том числе и такой знаменитый, как, например, «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, нередко остаются вне поля зрения школьников. А этому словарю можно посвятить интереснейший урок-семинар.
Конечно, как и любой другой интересный урок, семинар по Словарю Даля требует очень серьезной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся.
Во-первых, поскольку едва ли удастся собрать такое количество словарей, чтобы они были на каждой парте, следует подготовить ксерокопии отдельных словарных статей (страниц) из Словаря Даля либо распечатать по количеству учащихся выборки материалов Словаря, анализируя которые дети смогут принять активное участие в общей работе.
Во-вторых, необходимо организовать самостоятельную работу учащихся в нескольких направлениях: некоторые ученики (или группы учеников) получают задания – подготовить выступления по темам: «Толковые словари русского языка XVIII – XX веков», «Объем и состав Словаря Даля», «история создания словаря Даля», «Построение Словаря Даля»; все учащиеся получают общее задание: выписать из словаря С. И. Ожегова словарные статьи…
В-третьих, нужно продумать, как обеспечить школьников на время урока-семинара различными лингвистическими словарями: иностранных слов, синонимов, антонимов, словообразовательными, этимологическими, орфографическими (по одному на парту). Возможно, некоторые из словарей дети могут принести из дома.
И, наконец, непосредственно перед уроком оформляется доска (или стенд). Здесь будет портрет Владимира Ивановича Даля, полное название словаря, а также эпиграф к уроку – слова В. В. Виноградова: «Как сокровищница меткого народного слова, Словарь Даля будет спутником не только литератора, филолога, но и всякого образованного человека, интересующегося русским языком».
§ 1.3 Урок – лекция, интегрированный урок, урок - дидактическая игра.
1. Проблемная лекция. В ней моделируются противоречия реальной жизни через их представленность в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции - приобретение знаний учащимися самостоятельно.
2. Лекция-визуализация, когда основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т.д.). Визуализация рассматривается здесь как способ информации с помощью разных знаковых систем.
3. Лекция вдвоем, представляющая собой работу двух учителей, а в старших классах возможно учителя и ученика, читающих лекций по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организационном материале как между собой, так и с учащимися. Проблематизация происходит как за счет форм, так и за счет содержания.
4. Лекция - пресс-конференция, когда содержание оформляется по запросу (по вопросам) учащихся с привлечением нескольких учителей.
5. Лекция-консультация близка по типу к лекции - пресс-конференции. Различие - приглашенный (грамотный специалист) слабо владеет методами педагогической деятельности. Консультирование через лекцию позволяет активизировать внимание учащихся и использовать его профессионализм.
6. Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками), формирующая умения учащихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. Может использоваться как метод "живой ситуации".
7. Лекция-диалог, где содержание подается через серию вопросов, на которые ученик должен отвечать непосредственно в ходе лекции. К этому типу примыкает лекция с применением техники обратной связи, а также программированная лекция-консультация.
8. Лекция с применением игровых методов (методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций и т.д.), когда школьники сами формулируют проблему и сами пытаются ее решить[6, с. 10].
Школьная лекция целесообразна: при прохождении нового материала, не связанного с предыдущим; при обобщении различных разделов пройденного учебного материала; в конце изучения темы; при сообщении учащимся сведений о практическом применении изученных закономерностей; при выводе сложных закономерностей; при изучении материала проблемного характера; при изучении тем, где особенно необходимы межпредметные связи[6, с. 12].
Условиями эффективного проведения лекции являются:
- четкое продумывание и сообщение обучаемым плана лекции;
- логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана с заключениями и выводами после каждого из них;
- логичность связей при переходе к следующему разделу;
- доступность, ясность излагаемого;
- использование разнообразных средств наглядности и ТСО;
- обучение учащихся фиксирующим записям, умению выделять главное, подчеркивать основные мысли, делать резюме и т.д.;
- итоговая беседа по теме лекции.
При анализе лекции необходимо выявить:
- оптимальность выбора темы лекции, ее цели, ведущие идеи, основные понятия;
- оценку оптимальности содержания материала лекции:
- рациональность логики изложения;
- полнота раскрытия темы;
- выделение главных мыслей, ведущих понятий;
- воспитательная, практическая направленность и развивающее влияние материала;
- приемы мобилизации внимания, интереса учащихся, стимуляции их познавательной активности:
- актуализация темы, ее практическая значимость;
- четкость структуры и плана лекции;
- эмоциональность и проблемный характер изложения материала;
- создание ситуаций новизны, занимательности и т.д.;
- использование ТСО;
- осуществление межпредметных связей;
- умения, формируемые у учащихся в процессе лекции, и степень их сформированности;
- характер взаимодействия учителя и учащихся, способы осуществления обратной связи;
- методика закрепления, характер вопросов и заданий, вынесенных на закрепление;
- манера поведения и характер общения учителя и учащихся;
- качество и объем итоговых выводов, анализ проделанной работы, планируемый и достигнутый уровень усвоения знаний.
Интегрированный урок. Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать учащимся "мир в целом", а с другой, - высвобождаемое учебное время использовать для осуществления профильной дифференциации в обучении, особенно в старших классах.
Методической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук. Интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методом других наук, других учебных предметов[11, с. 18].
Форма проведения интегрированных уроков самая разная: семинары, конференции, путешествия и т.д.
Наиболее общую классификацию интегрированных уроков можно представить по способу их организации:
- конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных предметов;
- конструирование и проведение урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим «родственным» дисциплинам;
- создание на этой основе интегрированных тем, разделов и, наконец, курсов[11, с. 19].
Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием четко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.
Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов', игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры.
Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придает игре познавательный характер, предъявляет к ее участникам определенные требования в отношении знаний.
Правилами определяется порядок действий и поведения учащихся в процессе игры. Они разрабатываются с учетом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением.
Регламентированные правилами игры действия способствуют познавательной активности учащихся.
Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы.
Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО, дидактический раздаточный материал и др.
Дидактическая игра имеет определенный результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры[3, с. 4].
Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока[3, с. 6].
В следующей главе мы рассмотрим несколько уроков, таких как урок-зачет и урок-конкурс.
Глава II. Нетрадиционные уроки.
§ 2.1 Урок-зачет
Тема нашего урока-зачета очень важная в курсе русского языка 6-го класса, так как в неё входят важнейшие орфограммы, связанные с навыками грамотного письма. Много раз отрабатываются эти навыки на уроках в системе тренировочных упражнений. И вот теперь, когда тема закончена, надо дать учащимся возможность проявить себя и в роли учителя, и в роли ученика. Можно организовать эту работу в парах, а можно в группах.
Методика урока такова:
Заранее учащиеся знакомятся с контрольными вопросами учебника по данной теме. Им предлагается (каждому) подготовить карточку – зачёт. Она так и будет называться:
Карточка - зачет по теме: «Словообразование и орфография» |
В карточку – зачёт входит:
1) теоретический вопрос (любой из контрольных вопросов учебника или дети придумывают свой вопрос сами, но согласуются с учителем);
2) текст (или, как мы его называем «текстовка»), в которой должно быть не менее 3-4 орфограмм, связанных с теоретическом вопросом. Текст выписывается из художественных произведений обязательно указанием фамилии автора;
3) грамматический разбор любого слова из подобранного учащимися текста. Например, карточка – зачёт по такой теме может выглядеть так:
Карточка – зачет № 1 по теме: «Словообразование и орфография» I. Как различать на письме гласные в приставках пре- и при-? II. Рано появились в этом году грибы. Мы пригласили друзей поехать с нами в воскресенье в лес. День был прекрасный. Каждый чувствовал прилив сил, бодрости. Пригревало осеннее солнце, приятно продувал ветерок. (В. М. Песков) III. Приближались. |
Дети с удовольствием красиво, красочно оформляют такие карточки, делают рисунки к ним, каждый из них знает, что получит оценку уже только за создание карточки.
Подбирая текст, дети совершенствуют свою орфографическую зоркость, навыки правильного письма, да и перечитывание мастеров художественного слова даёт возможность запоминать авторские конструкции, учиться правильно говорить.
С такими карточками дети приходят на урок, и мы начинаем зачёт.
Работаем в парах. Учитель предлагает им обменяться карточками. Каждый из них работает с материалом карточки в тетрадях (карточки все потом сдают в том виде, в котором они принесли их из дома).
Повторяется правило, выписывается текст в тетрадь, делается разбор. Затем каждый (в паре) выслушивает по очереди друг друга. К тем, кто закончил работу (выслушал и поставил оценку) подходит учитель, осуществляет контроль (устно и частично письменно). Более слабую пару можно пригласить к доске. Затем подводятся итоги урока-зачёта.
§ 2.2 Урок – конкурс по теме «Имя существительное».
(Повторительно – обобщающий урок в форме деловой игры)
Цель урока:
1) совершенствование орфографических и пунктуационных навыков повторение орфограмм, изученных в теме «Имя существительное»; повторение знаков препинания в простом сложном предложениях;
2) повторение теоретических понятий по теме и известных сведений по фразеологии, синтаксису и пунктуации;
3) воспитание интереса к урокам русского языка;
4) формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения.
Предварительная подготовка к уроку такова.
За две недели до урока учащимся было дано задание:
разбиться на группы (команды) (по интересам, личной симпатии, классной дружбе, по желанию и т.д.) по 5-6 человек (всего 5 команд) и выбрать в каждой команде капитана, который будет руководить и предварительной подготовкой (кто будет рисовать схемы, таблицы; кто – учит правила, кто – подыскивать примеры, кто – подбирать текст, кто работать со словарём и т.д.), подготовиться к конкурсам:
а) «Нарисуй схему, таблицу»;
б) «Загадка»;
в) «Пунктуация»;
г) «Кто больше» (написать по памяти фразеологизмы со словом «Звезда»);
д) «Угадай слово».
Всё условия конкурса обговариваются заранее.
Оборудование и оформление урока:
Сдвигаются парты, каждая команда садится кружком, но так, чтобы были хорошо видны все остальные члены команды, на парте каждой команды порядковый номер (№ 1,№ 2,№ 3,№ 4,№ 5 – красиво оформление),
подготовленная к работе доска (для пятерых – по одному от каждой команды); подготовленные таблицы, схемы (на ватмане красочно оформленные), листы с загадками.
Выбираются жюри на 5-ти человек (у меня было 3-ое студентов и 2-ое учащихся).
Каждый конкурс оценивается по 5-ти бальной системе, побеждает команда, набравшая наибольшее кол-во баллов в сумме.
Победители награждаются медалью (деревянной) с надписью «Лучшему знатоку русского языка».
Ход урока-конкурса:
Объявляется 1-й конкурс. «Нарисуй таблицу, схему»
Первая команда даёт задание второй, вторая – третьей, третья – четвертой, четвертая – пятой, пятая – первой (и так в каждом конкурсе).
Задание (первая команда даёт задание второй)
1. Предоставляется таблица (или схема) и предлагается дать ей название, т.е. сказать, о какой орфограмме идут речь, назвать вид орфограммы рассказать правило, привести как можно больше примеров на это правило.
Ь пишется |
Ь не пишется |
1.В существительных ж.р. 3скл. 2.В глаголах 2 л. ед. ч. 3.В неопределённой форме глагола |
. В существительных не 3скл. 2. В кратких прилагательных |
Участники команды № 2 отвечают, что это таблица называется «Мягкий знак после шипящих», рассказывают правило, приводят примеры.
Задание даёт вторая команда третьей.
СХЕМА
После Д Д З Ч С Ж в остальных случаях пишется буква Щ. |
Вторая команда отвечает, что это схема к орфограмме «Буквы Ч и Щ в суффиксах –чик (-щик)». Рассказывают правило, приводят примеры.
Задание даёт третья команда четвертой.
-ек – если гласная выпадает -ик – если гласная не выпадает |
Четвертая команда отвечает, что это схема к орфограмме «Буквы Е и И в суффиксах –ек, -ик».
Рассказывают правило, приводят примеры.
Задание даёт четвертая команда пятой.
Представляется таблица
Падеж |
Склонение существительных на 1 2 3 -ия -ий -ие |
Р Д П |
-и(ы) - -и -и - - -е - -и -и - - -е -е -и -и -и -и |
Команда № 5 отвечает, что таблица называется «Буквы Е – И в падежных окончаниях имён существительных». Рассказывают правило, приводят примеры.
Задание даёт пятая команда первой.
После Ж, Ч, Ш, Щ, Ц в суффиксах окончаниях О Е (в безударном положении) |
Команда № 1 отвечает, что эта схема к орфограмме «Буквы О – Е после шипящих и Ц в окончаниях и суффиксах существительных». Рассказывают правило, приводят примеры.
Жюри подводит итог по первому конкурсу.
Конкурс № 2 «Загадка»
Отрабатывается навык правильного написания НЕ с существительными. Задание в этом конкурсе заключалось в том, что каждая команда должна была придумать загадку, использовав в тексте орфограмму «Не с существительным». Каждой команде предлагается загадка, правильно написанная и красиво оформленная на большом листе бумаги.
Задание предусматривало:
Загадку отгадать и рассказать правило «НЕ с существительными», объяснить написанное в тексте.
Задание к конкурсу «Пунктуация»
1. Месяц величаво подняли на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа.
[...], (чтобы …) (Н.В.Гоголь)
2. В Диканьке никто не слышал, как чёрт украл месяц.
[...],(как…) (Н.В.Гоголь)
3. Бедный дьяк не смел даже изъявить кашлем и кряхтением боли, когда сел ему почти на голову тяжёлый мужик и поместил свои намёрзнувшие на морозе сапоги по обеим сторонам от висков.
[…], (когда…) (Н.В.Гоголь)
4. Тут кузнец присел к огромным мешкам, перевязал их крепче и готовился взвалить себе на плечи.
= , = и = (Н.В.Гоголь)
5. Часто между колядками слышалась какая-нибудь весёлая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых казаков.
[...], (которую…) (Н.В.Гоголь)
6. В другом месте девушки ловили парубка, подставляли ему ногу, и он летел вместе с мешком стремглав на землю.
1) , и 2) (Н.В.Гоголь)
7. Толстый пацюк поднял голову и снова начал хлебать галушки.
= и = (Н.В.Гоголь)
8. В это время вареник выплеснул из миски, шлепнулся в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот.
=, = , = , = и = (Н.В.Гоголь)
9. Пацюк съел и снова разинул рот, и вареник таким же порядком отправился снова.
Конкурс №3
Задание заключалось в следующем. Каждой команде предлагается карточка, на которой записано предложение (простое или сложное) с пропущенными знаками препинания. Нужно было расставить знаки препинания (прямо в карточке), подчеркнуть грамматические основы, начертить схему предложения.
Затем к доске приглашаются представители от каждой команды. Они (по очереди) читают своё предложение, называют грамматические основы (устно), а на доске чертят только схемы.
Конкурс №4
Заранее подготовленная ученица читает выразительно (наизусть) стихотворение Баратынского «Звезда».
Взгляни на звезды: много звёзд
В безмолвии ночном.
Горит, блестит кругом луны
На небе голубом.
Взгляни на звезды: между них
Милее всех одна
За что же? Ранее встаёт,
Ярчей горит она?..
Нет! Утешает свет её
Расставшихся друзей,
Их взоры, в синей вышине
Встречаются на ней.
Задание: Записать на доске как можно больше фразеологизмов со словом «Звезда» (пишут на доске все 5 человек – по 1-му от каждой команды) кто быстрее и лучше.
Например:
Считать звёзды, путеводная звезда, родиться под счастливой звездой, хватать звезды с неба и т.д.
Затем повторяются известные сведения по фразеологии синтаксису.
Конкурс №5
Суть этого конкурса заключается в следующем: нужно ответить на шуточный вопрос, записать правильно эти слова – ответы, определить способ образования слова «броненосец», назвать другие способы образования имён существительных.
Вопросы:
Почему не говорят пёс зимы, а говорят кот лета? /Котлета/
Почему не говорят фрегат рая, а говорят бриг ада? /Бригада/
Почему говорят: «Жень, щина!»/Женщина/, а не «Саша, суп неси!»?
Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? /броненосец/.
Итоги конкурса: Жюри подсчитывает баллы, определяется команда победителей. Всем участникам команды победителей вручают книги (из личной библиотеки). Вместе с детьми называем лучших знатоков русского языка по теме «Имя существительное», а впереди у нас много разных тем. И учитель говорит детям, что у них у всех есть возможность в будущем стать обладателями медали (деревянной) «Лучшему знатоку русского языка». А в этот раз победительницей стала …(фамилия, имя того, кто выиграл).
Заключение
Таким образом, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.
Как известно, целью обучения в школе является формирование межкультурной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков, в ходе которых учащиеся расширяют знания, что позволяет учащимся принимать активное участие в обсуждении.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
Развивающий и воспитывающий потенциал нетрадиционных форм урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:
- формирование у учащихся интереса и уважения к предмету
- воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании знаний;
- развитие интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.
Библиография
1. Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Методика русского языка. - М., 1974.
2. Бондаренко С.М. Методика преподавания русского языка в школе. – М., 1979.
3.Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983.
4. Граник Г.Г. Русский язык в школе. – М., 1972.
5. Граник Г.Г, Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Семинар по русскому языку. – М., 1988.
6.Караваев А. Игровые уроки в старших классах. // Учитель. 2006, № 1, с. 3-6.
7. Климкина Ю.Е. Уроки-семинары по русскому языку в старших классах. // Русский язык в школе. 2001, № 4, с. 27-29.
8. Котельникова С.А. Творческие работы нетрадиционных жанров. // Русский язык в школе. 1997, № 1, с. 25-26.
9. Крупенникова М.И. Эффективные методы и приемы организации урока. // Русский язык в школе. 1997, № 4; с. 9-13.
10. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. - М., 1980.
11. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М., 1987.
12. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. - М., 1981., с. 50-52
13. Мишлимович М.Я. Пробуждая чувства добрые… Якутск, 1995.
14. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990.
15. Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. - М., 1986.
16. Основы методики русского языка в 4-8 классах. // Текучева В.А., Разумовской М.М., Ладыженской Т.А. М., 1978.
17. Педагогика школы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов // И.Т. Огородникова. - М., 1979
18. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. - М., 1978.