Лекция как активная форма обучения
План
1. Лекция как активная форма обучения
2. Организация деятельности учащихся старших классов на уроке – лекции
3.Самостоятельная работа учащихся на уроке - лекции.
4. Лекция на разных этапах изучения произведения
1. Лекция как активная форма обучения
Активными являются такие формы обучения, где увеличен удельный вес и степень самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход и развиваются творческие способности каждого ученика.
На первый взгляд кажется понятным, почему столь эффективным считается семинар. Но можно ли в один ряд с ним ставить и лекцию? Ведь нередко слова лектора входят в одно ухо слушателя и выходят из другого, так и не затронув ни единой струны в его душе. А разве не встречаются уроки-семинары, где ученики произносят по бумажке переписанные чужие слова о не прочитанной классом книге?
Дело в том, что активность или пассивность занятия определяются не видом урока, а способностью будить мысль, увлекать чувством, побуждать к действию. Активность не возникает сама собой при обращении к той или иной форме, а создается творческим трудом учителя и учащихся. И лекцию, надо сделать активной формой. Для этого заложены богатые возможности.
Лекция способна не только сообщать информацию, но, выстраивая систему знаний, убеждая, может формировать мировоззрение слушателей. Слово учителя вызывает эмоционально-эстетическое отношение, пробуждает «чувства добрые», помогает становлению личности. Наконец, с помощью лекции осуществляется руководство различными видами деятельности учащихся на уроке и вне урока, формируются разнообразные умения..
2. Организация деятельности учащихся старших классов на уроке - лекции
Специфика школьной лекции состоит в том, что деятельность учителя здесь неотделима от деятельности учащихся: читая лекцию, необходимо одновременно руководить работой слушателей. Готовясь к уроку, важно думать не только о том, что и как рассказать в лекции, но и о том, что на уроке будут делать ученики, какую цель перед ними поставить, как подготовить их к восприятию и усвоению материала, какого уровня в овладении знаниями и умениями достигнут они на данном уроке и как это можно проверить. Словом, урок-лекция позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, воздействовать на каждого из них.
Широкому и эффективному применению лекции мешает устаревшее отношение к ней как к обрекающей учащихся на роль пассивных слушателей.
В действительности же на лекции деятельность учащихся имеет три формы. Это восприятие материала, при котором работают эмоции, мышление, воображение, память, речь; это участие в сообщении материала (доклад, реферат, выразительное чтение); это самостоятельная работа во время Выбирая те или иные приемы работы, надо исходить из того, какой материал излагается, какую цель ставит учитель. Есть лекции, обращенные прежде всего к разуму, логическому мышлению учеников. Это лекции на теоретико-литературные темы. При слушании их уместны различного рода записи: составление плана, тезисов, конспекта. При восприятии обзорной темы записи также возможны. Но иногда в лекцию включаются выразительное чтение, звучание музыкальных произведений и другие виды демонстрации произведений искусства. Важно использовать этот момент для эстетического сопереживания; желательно в это время не записывать.
Есть лекции, обращенные к эмоциям, например рассказ о последних годах жизни Пушкина с чтением отрывков из воспоминаний современников, писем, или лекция о жизненном подвиге Чернышевского, или заочная экскурсия по местам, связанным с жизнью Маяковского. Цель такой лекции—убедить, пробудить чувство. Конспектирование здесь нецелесообразно: перевод слова учителя в логический план может лишить его воспитательной силы. Приступая к такой лекции, можно предложить учащимся в конце урока ответить устно на проблемный вопрос, осмыслить впечатление от услышанного.
Главная форма деятельности учащихся на уроке-лекции—это восприятие слова учителя. Чтобы восприятие было полноценным, необходимо много условий, но главное—увлеченность самого лектора, глубокое знание предмета.и слушателей, владение искусством устного слова. У нас нет возможности изложить хотя бы основы риторики—развивавшейся в течение тысячелетий науки об ораторском искусстве. Остановимся лишь на некоторых приемах, помогающих активизировать восприятие лекции детьми.
Начнем с выбора формы лекции. В зависимости от материала лекция в одном случае представляет собой взволнованную речь-монолог учителя, в другом — приближается к комментированному чтению, в третьем—включает в себя беседу, консультирование, самостоятельную работу с учебником или справочной литературой, заочную экскурсию или элементы диспута.
В любой лекции поставленная проблема должна быть важной и интересной для учеников. Слово учителя тогда ребята воспримут полноценно, когда оно будет ответом на возникшее в сознании детей стремление решить проблему. Говоря о произведении литературы, мы стремимся понять, чем оно привлекает нынешнего юного читателя, какие насущные для него вопросы решает. Лекция о биографии писателя заинтересует ребят постановкой вопроса о гражданской позиции, о духовных исканиях, о самовоспитании и т. д. Рассказ об определенном этапе развития литературы может увлечь слушателей живым образом эпохи, картинами литературной борьбы, сопоставлением давнего периода с нашей современностью и др. Любое значительное явление культуры прошлого и настоящего может вызвать живой интерес,—все дело в том, как о нем рассказать. Глубокая мысль и эмоциональность, заинтересованность не могут оставить ребят равнодушными, и, напротив, формальное отношение к предмету, неискренность рождают лицемерие, равнодушие к истине.
Опытные учителя стремятся вовлечь учеников в поиски истины они ставят острую проблему и пробуждают мысль, вместе с учениками ищут ответ, предусматривают возражения, спорят, затем ставят новые вопросы и опять совместно ищут решения. Поэтому изложение материала приобретает характер скрытого или явного диалога, в котором звучат голоса оппонентов, доказательство часто ведется «от противного», выясняется не только «что есть данное явление», но и «что не есть данное явление», хотя и сходно с ним.
Вот это стремление вызвать у слушателей активный эмоциональный отклик и есть главное средство активизации мысли. Слушая хорошего лектора, мы радуемся убедительности его речи, а может быть, хотим возразить ему.
Если лекция обращена прежде всего к эмоциям, поэтому ее нецелесообразно конспектировать, составлять план и т. п. Учитель рассказывает о конфликте Лермонтова с самодержавной властью, поэтому лекция строится на антитезе: величие поэта и бесчеловечие преследователей, использующих темные, тайные пути. Образным центром этой темы является последняя рукопись Лермонтова—книга Одоевского, вторая тема начинает и завершает лекцию. Факты являются основой, на которой вырастают мысли и эмоции. Приемы активизации внимания слушателей на лекции разнообразны. В одном случае лектор включит в рассказ фрагмент художественного произведения, в другом—документ, в третьем— использует вопросы к слушателям, на которые иногда получит ответ, в четвертом—сопоставит разные точки зрения на проблему, будет полемизировать с возможными возражениями и т. д. Иногда полезно взглянуть на предмет с непривычной точки зрения: глазами человека другой эпохи, литературного героя, глазами ребенка. Иногда можно прибегать к смещению временной перспективы: рассказывая о последующих событиях раньше предыдущих (как в романе «Что делать?»), о следствии раньше причины, иногда пристально вглядываясь в какую-то деталь и для этого замедляется повествование.
В общем приемы построения лекции сходны с приемами композиции художественного произведения, да это и естественно: лекция по литературе должна быть эстетически значимой. И как в художественном произведении есть этапы сюжета, так и в лекции можно наметить экспозицию, цель которой — настроить учащихся на восприятие, завязку—постановку актуальной проблемы, основную часть лекции—развитие мысли, приводящее к кульминации, и заключение—развязку. Продумывая построение основной части, опытные лекторы используют такие приемы, как антитеза, повторы, градация, риторические вопросы и т. д. Но в применении приемов ораторской речи надо соблюдать меру: не всегда в учебной лекции уместно то, что естественно в выступлении на митинге.
Часто в лекцию включаются сообщения учащихся. При этом учитель исходит из возрастных и индивидуальных возможностей учеников: одним предлагает пересказать близко к тексту отрывок из воспоминаний, другим поручает сообщение о произведении живописи или музыки и т. д.
Девятиклассник с интересом прочтет избранные отрывки из воспоминаний о Пушкине, Лермонтове, Гоголе, Белинском и может пересказать их. В лекцию о Пушкине органически войдут отрывки из воспоминаний Ф. Глинки о встрече поэта с генерал-губернатором Милорадовичем или из воспоминаний И. Якушкина о посещении Пушкиным Каменки. Кто-то из ребят сможет сделать сопоставительный анализ иллюстраций к «Мертвым душам» Агина и Боклевского. Но поручать ученику 9 класса доклад о трагедии «Борис Годунов» нецелесообразно: сжатый пересказ с анализом отдельных сцен сделает учитель.
В 10 классе одним ученикам будет посилен пересказ одной-двух глав из книги В. Шкловского «Лев Толстой» (ЖЗЛ.—М., 1967), другим—доклад о повести «Детство», третьим—рассказ о сценической истории пьес Островского или Чехова.
Одиннадцатиклассник в состоянии сделать самостоятельный анализ произведения современного писателя в обзоре или подготовить доклад о творчестве одного из поэтов, и тогда целый урок о современной поэзии будет состоять из нескольких ученических сообщений, сопровождаемых выразительным чтением избранных стихов. Такой урок представляет собой лекцию, только прочитанную ребятами.
Нередко ученические сообщения создают лишь видимость активности: переписанные из критической работы чужие мысли, невыразительно прочитанные, не затрагивают слушателей. Даже если сообщение представляет собой изложение точки зрения критика, необходимо добиваться, чтобы оно отвечало требованиям к устному выступлению, а для этого необходимы консультации докладчикам до и во время работы над докладом. Привлечение ассистентов-лекторов—прием чрезвычайно ценный, у опытных учителей он дает хороший эффект. Чтобы сообщаемый учеником материал воспринимался не менее серьезно, чем привычно-авторитетное слово учителя, требуется немало усилий и во время урока; здесь также возможны конспектирование, составление плана или тезисов, ответ на вопрос, рецензирование и т. д.
3.Самостоятельная работа учащихся на уроке - лекции.
Лекция в арсенале педагога может стать активной формой обучения, так как она способна сочетаться с самыми разнообразными видами самостоятельной работы, причем не отдельных учащихся, а всего класса. Строя лекцию как поиск истины, учитель вовлекает в эту работу всех, в необходимых случаях обращается с вопросами к классу, и лекция закономерно перерастает в беседу и даже в диспут. Обсуждение устных и письменных ответов дает возможность осуществить обратную связь, увидеть, как понят материал, как формируются знания и умения учащихся, какова их эмоциональная реакция. При систематическом применении различных видов устных и письменных самостоятельных работ в процессе слушания лекции и обсуждении их результатов учащиеся работают все без исключения.
Сочетание различных форм деятельности учащихся на уроке, стержень которого составляет лекция учителя, позволяет избежать монотонности и повысить интерес, поддерживать работоспособность ребят в течение всего урока.
Так, лекция не только сопровождается выступлениями отдельных учеников, моментами самостоятельной работы класса, но будет понята, записана, изложена своими словами каждым, а результат работы обсужден в классе. Каждый сможет увидеть, что в его работе верно, а что неточно, и исправить запись.
Самый распространенный вид урока, сочетающего слово учителя с самостоятельной работой учеников,—это лекция с элемент та ми беседы.
Учитель сообщает новый материал, направляет мысль учеников, побуждает их к деятельности, а слушатели решают конкретные задачи, совершают мыслительные операции, открывают для себя нечто новое. Задача учителя — добиться, чтобы вопросы, обращенные к слушателям, рождались естественно, в процессе движения мысли, ответы на них с необходимостью включались в ход рассуждений, а ребята чувствовали себя участниками совместного поиска истины.
Важно учесть психологическое состояние ребят, участвующих в таком занятии: для тех, кто отвечает на вопрос, именно этот вопрос и предстает как самый важный. Поэтому учителю во время лекции приходится все время помнить о пропорциях, об истинном месте каждого вопроса. У слушателей должно сложиться понимание проблемы в целом, в правильном соотношении главных положений и моментов аргументирующих, развивающих, иллюстрирующих. Поэтому на таком уроке необходимы и другие виды самостоятельной работы: составление плана или тезисов, ответ на вопрос и др. Не будем пренебрегать и таким видом, как пересказ. Ведь материал осваивается лишь тогда, когда он воплощен в слове. Полуосознанные мысли, которые остаются нередко после беседы, приводятся в стройную систему и по-настоящему осмысливаются в пересказе, который, кстати, может быть вполне творческой работой (включать выбранные учащимися положения из учебника, справочной литературы, самостоятельно проанализированные отрывки или произведения, о которых не говорилось на уроке, и т. д.).
4. ЛЕКЦИЯ на разных этапах изучения произведения
Применение учебной лекции при изучении обзорных тем в старших классах имеет свою специфику. Обзор—это следствие, вывод, изложение обозрения, т. е. видного со- всех сторон, рассмотренного в общем виде, и довольно краткое, сжатое и обобщенное сообщение о ряде однородных явлений.
При изучении обзорных тем учитель раскрывает содержание наиболее существенных явлений в развитии литературы определенного периода, в творчестве отдельного писателя, выделяя лишь наиболее важные и характерные моменты. В программе по литературе выделены отдельные произведения, например роман Чернышевского «Что делать?», для обзорного изучения, что предполагает общее, как бы панорамное представление о них в сочетании с текстуальным рассмотрением важных для понимания идейно-эстетического содержания сцен, эпизодов, глав, частей.
Обзорные лекции предполагают активнейшую самостоятельную работу учащихся, требуют совместного творчества учителя и учеников.
По мнению некоторых учителей, школьная лекция—это, с одной стороны, произведение искусства, а с другой—строгая дидактическая форма. Лекция предполагает участие учеников в решении проблемы, позволяет им продолжить ее исследование. Это делает необходимой систему активных форм обучения. Одиночные, случайные лекции или семинары вне определенной логики никакой пользы не принесут.
Целесообразно изучение нового материала в старших классах планировать «крупноблочно»: установочная лекция—обучающе-тренировочные уроки—обучающий семинар—консультация— контрольно-обучающие зачеты. Последовательность занятий направлена от более активной роли учителя к более активной роли учеников.
Применение лекции на уроках, посвященных знакомству с биографией писателя, общепринято. Слово учителя знакомит слушателей с неповторимой личностью писателя, с историей его духовных исканий, зачастую—с подвигом. Перед учащимися раскрывается таким образом живая картина истории литературы—история духовной жизни ее творцов. Лекция о биографии служит введением в изучение произведений, поэтому рассказ о жизни писателя должен быть повернут к последующим урокам темы. И наконец, лекция должна отвечать на собственные запросы слушателей.
Нередко возможности раскрыть во всей полноте историю жизни и творчества писателя ограничиваются возрастными особенностями школьников. Сложные духовные искания позднего Пушкина не под силу восьмиклассникам, и надо искать такой аспект рассказа о биографии поэта, который будет им понятен: конфликт с самодержавной властью и светским обществом. Поэтому биографические очерки для 9 класса будут строиться на остром сюжете: это повествование о героической личности—такова жизнь Грибоедова, Лермонтова. А биография Гоголя, не содержащая таких событий, потребует иного подхода, чтобы сделать личность писателя близкой школьникам.
В 10 классе самым актуальным для учащихся становится вопрос о нравственном выборе, об ответственности личности, противостоящей окружающему, о ее внутренних противоречиях. Особенно подробно эта проблематика развернется в лекциях о Л. Толстом, но и в слове о Тургеневе или Чехове тоже есть немалые возможности раскрыть эти вопросы.
Даже трактовка жизненного подвига писателя будет различной в 9 и 10 классах. В очерке о Радищеве мы покажем первого революционера, отважившегося сказать то, чего до него никто не говорил, и взявшего на себя ответственность за свой поступок. Для очерка о Чернышевском возможна проблематика некрасовского «Пророка», жизнь писателя раскроется в свете тех этических принципов, которые намечены в романе «Что делать?».
Что же касается курса 11 класса, то общие для всей советской истории трудности—односторонность подхода, наличие «белых пятен»—сказываются и на учительских лекциях о биографиях писателей. Мощная лавина сегодняшних публикаций, с одной стороны, открывает новые возможности показать деятелей советской литературы, а с другой стороны, требует от учителя настоящей гражданской зрелости, самостоятельных решений, глубокого такта.
Как показывает опыт, слово учители о писателе не должно ни повторять материал учебника, ни перегружать школьников многочисленными сведениями. Оно призвано создать живой образ писателя, сформировать у школьников представление о его творческой личности, заразить их нравственным примером, восхитить талантом.
Если биография Грибоедова до лекции незнакома учащимся и учитель вынужден сообщать множество новых сведений, то при обращении к Некрасову—трудность другого плана: его стихи достаточно знакомы десятиклассникам, но не вызывают живых эмоций, воспринимаются как «дела давно минувших дней». С 5 класса они знают, что поэт «любил народ, ненавидел угнетателей и верил в светлое будущее». Задача урока о биографии Некрасова — помочь ученикам представить Некрасова живым человеком со
сложным характером и драматической судьбой, с его человечностью, беспощадной требовательностью к себе, трудолюбием и энергией.
К участию в лекции можно широко привлечь учащихся. Примерно за неделю класс получает задание: 1) подготовить выразительное чтение одного из стихотворений, изученных ранее или новых; 2) обосновать свой выбор: чем понравились эти стихи. Если учащиеся не выберут необходимых для лекции стихов, учитель предложит им или прочтет сам (отрывки из «Медвежьей охоты» и «Русских женщин», «Рыцарь на час», «Зине» и др.). Сильным учащимся можно доверить и рассказ о жизни поэта. Учитель согласует с ними план сообщения, акценты, музыкальные и поэтические «инкрустации». Если в классе есть ученики, побывавшие в музее-усадьбе в Карабихе или музее-квартире в Ленинграде на Литейном, можно включить фрагменты заочной экскурсии по некрасовским местам или учебного фильма.
Новая встреча с поэтом должна принести радость общения с нестареющим искусством. Вспомним отзыв Чернышевского об интимной лирике Некрасова и включим в урок чтение не только гражданской лирики, но и стихов о любви, о духовных исканиях человека 60-х годов, постараемся увидеть в них общечеловеческое содержание. Учитель, выступая на уроке как один из авторов сценария, режиссер и содокладчик, постарается представить На уроке целесообразно дать задание составить план лекции, чтобы проверить его в конце занятия. Другой вариант—составить тезисы по предложенному плану. Дома учащиеся дополнят свои записи и составят устный рассказ о писателе, включив в него необходимые цитаты из стихов и воспоминаний и писем.
Знание биографии писателя, истоков творчества, мотивов написания того или иного произведения—это начало тропы к нему. Жизненный путь великих сам по себе значителен и является для всех нас, учителей и учеников, уроком исканий, прозрений, подвига.
Биография мастера — это олицетворенное Время, этапы взросления человечества, его опыт, без которых оборвется духовная преемственность поколений. Пусть эта мысль хрестоматийна, но в сознании учителя, начинающего новую тему, она должна обретать остроту, ибо Онегин и Раскольников—это всего лишь знаки эпохи, а личности и судьбы их творцов — ее содержание.
Биография—это не столько хронология жизни и творчества, а прежде всего духовная эволюция и материальное ее выражение — возникновение творческих стимулов на различных витках жизни. Второй методологический принцип в изучении биографии—стремление беллетризировать (в хорошем смысле) историю души человеческой, явленной' в образах, наполнить ее «романным» содержанием. Принцип этот подсказал Блок, назвавший свою лирику «трилогией вочеловечения». Если у учителя словесности есть свой собственный «роман» с Чернышевским и Толстым, свое личностное отношение к ним, то 45 минут урока не станут механическим перечислением дат и фактов, а будут потрачены на утоление духовной жажды познать мир гения—творца и человека—и себя самого. Отсюда вытекает третий методологический принцип—героем таких уроков будет не только писатель, но и ученик, которого мы хотим «обратить в свою веру». Есть на уроке и третий герой—сам учитель. «Бывает, что безбожники преподают закон божий»,— написал в повести о Германе Лопатине писатель Давыдов. Бывают и среди учителей такие, которые, не любя Некрасова, берутся излишне субъективно его толковать и выбирают из его биографии, увы, не лучшие страницы.
Столь же страшно «тощее беспристрастие, страдающее малокровием», по выражению того же Ю. Давыдова. Его статья,, предваряющая книгу С. Рассадина о Фонвизине «Сатиры смелый властелин», содержит множество советов, как подступиться к жизнеописанию колоссов любой эпохи. Он предупреждает толкователя, работающего в историко-биографическом жанре: «фантазии на исторические сюжеты красивы», но не тревожат ум; правдоподобие и достоверность не есть синонимы, и если выбирать, то правдоподобию—«гипсовому слепку»—надо предпочесть достоверность—«переменчивость взора, складки губ, мановения бровей». Капризам субъективного толкователя должно противопоставить строгость, чувство меры, историзм в воскрешении ликов отошедшей эпохи и вместе с тем проникновение сквозь документы, мемуары, ткань произведений в состояние души писателя. Нет ничего страшнее для учителя полузнания и на этой почве расцветающих протуберанцев фантазии о наших великих предках!
Если уроку-лекции по биографии писателя присущи цельность, композиционная стройность, доказательность, а главное—новизна материала, современность акцентов и четкая концепция всего духовного облика и творчества писателя, то она останется в памяти у старшеклассников. Найти эту концепцию, увидеть неповторимость облика писателя—важнейшая задача при подготовке к лекции.
Лекция незаменима как образец суждения о произведении. Формы учительского слова разнообразны: в одном случае—это урок-лекция, в другом—микролекция, в третьем—лекция-беседа или комментарий к прочитанному эпизоду, но всегда это законченное речевое произведение учителя, содержащее нечто новое, неизвестное школьникам, необходимое им для полноценного восприятия художественного произведения. Покажем различные виды таких лекций.
Когда произведение текстуально изучается в классе, лекция нередко кажется учителю неуместной. Ей предпочитают различные виды самостоятельной работы учащихся, поисковые, исследовательские методы обучения. Но все-таки без вступительного cлова учителя при изучении произведения не обойтись. Ведь оно послужит своеобразным предисловием к книге.
Предисловия пишутся по разному поводу и с различными целями. Но всегда это стремление их авторов предупредить, проинформировать читателя о чем-то важном и тем самым обеспечить правильность понимания читаемого. Надо ли доказывать, что вводное слово учителя, предпосылаемое изучению произведения, призвано решать те же задачи. Однако школьник не совсем обычный читатель, и для него требуется особое предисловие, в котором учитель ставит еще и специальные, педагогические задачи.
Первое отличие школьника от любого другого читателя состоит в том, что он должен читать все, что требует от него программа. Обычно всякий взрослый человек, открывая выбранную им самим книгу, предвкушает удовольствие. Для школьника же это нередко тягостная повинность, он садится за программный роман, не испытывая порой никакой радости.
Отсюда и первая проблема, возникающая перед учителем: заинтересовать, привлечь именно к этому произведению, пробудить нетерпеливое желание поскорее прочитать его. Пытаясь сделать это с помощью устного слова, учитель сталкивается с трудностью: говорить можно лишь сразу для всех, а затронуть словом нужно каждого в отдельности.
Смысл учительского предисловия не исчерпывается стремлением заинтересовать—есть и другие, не менее важные задачи. Бывает, что читатель ищет в книге совсем не то, что она может дать, и не замечает при этом самого главного и ценного в ней. Наступает разочарование, он винит книгу и ее автора, а все дело в том, что он просто не сориентирован в чтении.
Таким образом, предисловие учителя—это еще и своеобразный ориентир, помогающий учащимся избежать разочарований и сразу взять правильный курс в чтении.
Не менее важно также подготовить класс эмоционально, ведь влияние искусства на человека происходит в первую очередь через чувство, мы откликаемся на произведение сначала сердцем, а потом умом. Но готовность отозваться чувством на слово художника развита не у всех одинаково, да и уровень эмоциональности у детей различен. Здесь учитель может воспользоваться преимуществами живого, звучащего слова, помня при этом, что «сердца к сердцу речь не привлечет, коль не из сердца эта речь течет» (Гете).
Наконец, даже если школьники прочитали произведение до начала его изучения в классе, они могут не понять, зачем нужно перечитывать и анализировать его. Здесь важно суметь показать ученикам, что произведение содержит в себе немало интереснейших тайн и загадок, которые при первом чтении не раскрываются, а обнаруживаются, лишь если читатель умеет думать над прочитанным. И только при перечитывании (которое Белинский называл «истинным наслаждением») произведение во всей полноте раскрывает свои богатства перед заслуживающим такой награды читателем. Своим вводным словом учитель завлечет школьников перспективой работы, наметит ближайшие и конечные цели, явит ученикам образец читательского подхода к произведению.
Существуют различные мнения - должен ли учитель открыто выражать свое отношение к произведению, или его надо скрывать за объективностью суждений. Хорошо, говорят, если это отношение выразится в восхищении, которое передастся и ученикам. А что делать, если, скажем, учитель не любит Блока или ему не нравится пьеса «На дне»? Уместно ли и в этом случае делиться своими чувствами с учащимися? А может, разыгрывать восторженного почитателя, пока не обнаружится (и неизбежно!) фальшь, пока школьники не перестанут верить своему ментору? Однозначного ответа «на все случаи жизни», конечно, нет. В одном случае лучше сдержать эмоции, в другом—они очень помогут. Важно всегда и везде оставаться самим собой, поскольку искренность — самая надежная основа взаимопонимания и взаимодоверия между людьми. Право же на собственное отношение к тому или иному писателю, на свою оценку его произведений, на личное мнение дано каждому, в том числе и учителю, и ученику.
Главная трудность чтения лекции на теоретико-литературную тему состоит в том, что само по себе понятие обычно не вызывает заинтересованности школьников. Надо найти способ приблизить материал к их сознанию. Это можно сделать, лишь превратив понятие в проблему, которая важна для ребят, надо найти в нем нечто такое, что отвечало бы размышлениям учеников о жизни, об искусстве, о человеке.
Другая трудность: теория литературы нужна в школе не сама ради себя, а в качестве инструмента понимания произведений. Связать теоретическое понятие с изучаемыми произведениями, показать школьникам, что оно необходимо для понимания данного произведения, и научить ребят самостоятельно пользоваться им,рассуждая о самостоятельно прочитанном,— важнейшая задача учителя на такой лекции.
Так, характеристика литературных направлений и методов, родов и жанров литературы необходима для восприятия современным читателем литературы другой эпохи, другой национальной культуры; для того чтобы научить видеть множественность художественных подходов к изображению действительности, узнавать правду в различных обликах.
Понятия, связанные с проблемой отражения действительности в литературе (социальная обусловленность творчества, классовость, народность, партийность искусства, мировоззрение писателя и др.), важны и как действенные мировоззренческие категории, и для понимания специфики художественного творчества, эстетического восприятия произведений искусства.
Очень важны также понятия, помогающие прочесть произведение в его идейно-художественном единстве (тема, идея, литературный герой, сюжет, композиция и т. д.).
У лекций по этим трем циклам проблем есть своя специфика. Так, обычно понятия третьего цикла рассматриваются индуктивно, например после ряда наблюдений над текстом делается понятным, что такое сравнение или эпитет, а после знакомства с рядом тропов дается понятие об изобразительно-выразительных средствах языка художественного произведения.
У лекций на теоретико-литературную тему много общего. Все они строятся на основе логического развертывания понятия, здесь широко могут быть использованы достижения методики изучения других предметов, например опорные сигналы. И всегда лекция по теоретической проблеме должна быть насыщена живым материалом художественных произведений, открывать в тексте новое, учить самостоятельно читать и понимать литературу. Освоение понятия происходит тогда, только в том случае, если школьник научится осуществлять перенос знаний в сферу самостоятельного чтения.
Литература
Беленький Г.И. Методическое руководство к учебнику – Хрестоматия для 7кл. – М., 1969.
Вопросы анализа художественных произведений. Под ред. Н. О. Корста. М, 1969.
Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. М.— Л., 1966.
Изучение творчества Н.В. Гоголя в школе / под ред. Л.И. Тимофеева. – М., 1954
Искусство анализа художественного произведения/ Сост. Т. Г. Браже. М, 1971.
Маймин Е. А. Опыты литературного анализа. М., 1972.
Маранцман В. Г., Чирковская Т. В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М., 1977.
1