Концепция как условие развития музея истории учебного заведения
Концепция как условие развития музея истории учебного заведения в ГОУ СПО «Тотемский педагогический колледж»
Тотьма 2009
Введение
Школьный музей или музей образовательного учреждения – это одно из ярких проявлений отечественной культуры и образования, эффективное средство обучения и воспитания, результат краеведческой работы детского и педагогического коллектива. Чаще всего к идее создания музея приходят в процессе длительной поисково-исследовательской деятельности, когда накопленные материалы по истории города, края, села, улицы, учебного заведения требуют размещения.
Музей образовательного учреждения – это особая культурно-образовательная среда, в основе которой лежит экспозиция музея, как основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путём демонстрации музейных предметов [7, 3]. Главной особенностью школьного музея является то, что это «музей для детей и руками детей». Данное выражение подразумевает активное участие школьников, студентов во всех видах деятельности музея.
Высокий статус музею образовательного учреждения придаёт интеграция его в учебный процесс через музейные уроки, кружки, исследовательскую работу. Только в этом случае школьный музей становится важной составляющей жизни учебного заведения, импульсом для личностно-ориентированного образования и воспитания молодёжи в атмосфере творчества.
Изучая опыт музееведческой деятельности школ города, области, всей России, мы пришли к выводу, что музей, созданный в образовательном учреждении, часто становится просто хранилищем музейных предметов, шкатулкой с древностями, парадной комнатой для почётных гостей, потому что его основной функцией становится хранение музейных предметов и их показ через представленную экспозицию; год от года в музее уменьшается количество посетителей, редко используются в работе новые технологии.
Современные социально-культурные условия подталкивают музеи образовательных учреждений к поиску новых форм, жанров, методов и приёмов работы, к поиску нового вектора развития. Одна из важнейших научно-организационных задач руководителя музея, педагогического коллектива и актива музея – это разработка концепции.
Концепция – это система взглядов авторов музея на то, каким они его представляют: профиль, название, статус, назначение функций музея и методы их реализации, структура музея и система обеспечения его деятельности, принципы комплектования фондов и их использование, экспозиционные и культурно-просветительские формы работы и т.д. Концепция – это своеобразная научно-обоснованная программа деятельности музея и его развития. Именно это и способствовало выбору темы нашего исследования: «Концепция как условие развития музея истории учебного заведения в ГОУ СПО «Тотемский педагогический колледж»».
Цель исследования: выявление роли концепции как фактора развития музея истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже.
Объект исследования: процесс создания и развития общественного музея в Тотемском педагогическом колледже.
Предмет исследования: концепция как руководящая идея перспективного развития музея.
В основу работы была положена следующая гипотеза: мы предполагаем, что развитие музея образовательного учреждения невозможно без научного обоснования его деятельности.
Для достижения цели исследования и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
Изучить теорию вопроса.
Показать процесс создания музея истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже.
Раскрыть особенности культурно-образовательной деятельности музея.
Создать концепцию музея истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже.
Разработать пути реализации концепции.
Исследование проходило на базе музея истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже. Использовались следующие методы:
анализ описания опыта создания музеев образовательных учреждений в педагогической теории и практике;
методы изучения системы деятельности, содержания деятельности по созданию музея в Тотемском педагогическом колледже;
метод обобщения;
метод конкретизации (воспроизведение процесса создания музея в конкретных условиях ГОУ СПО «Тотемского педагогического колледжа»);
метод проектирования.
Данная исследовательская работа состоит из титульного листа, оглавления, введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, глоссария, списка литературы и приложений. В первой главе рассматриваются условия, факторы, этапы создания музея в Тотемском педагогическом колледже, а во второй главе представлено описание концепции музея данного образовательного учреждения и идеи её реализации. В заключении сделаны выводы по проблеме исследования и определена её научно-практическая значимость. Приложения наглядно подтверждают проделанную работу.
Данная исследовательская работа даёт возможность познакомиться с историей создания музея в Тотемском педагогическом колледже и может быть использована в качестве методических рекомендаций будущим учителям, руководителям музеев, педагогическим коллективам по созданию и развитию музеев.
1. Музей истории учебного заведения в ГОУ СПО «Тотемский педагогический колледж»
1.1 История создания музея
В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит своё отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности и работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования [9, 5]. А также ведёт к созданию музеев. В Вологодской области в каждом районе создано огромное количество музеев, в том числе и музеев образовательных учреждений. Например, комплексный краеведческий музей Верховской средней общеобразовательной школы Верховажского района или краеведческий музей Красногорской основной общеобразовательной школы Чагодощенского района [9, 135]. К музеям образовательных учреждений относится и музей истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже.
По словам Владимира Ивановича Даля, музей – это собрание редкостей или замечательных предметов по какой-либо отрасли наук и искусств [1, 357]. А Сергей Иванович Ожегов трактует понятие музея следующим образом: музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью [10, 369].
Музей образовательного учреждения – это особая культурно-образовательная среда, в основе которой лежит экспозиция музея, как основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путём демонстрации музейных предметов. Но, прежде всего, музей – это хранилище социальной памяти, а уж потом – многоёмкое и комплексное учреждение с разнообразными формами деятельности. Это и сбор лиц, представляющих собой все поколения. Это и склад вещей, где хранятся памятники истории и культуры (музейные фонды). Это и магазин, который предлагает свою продукцию (информацию) посетителю. Это и кладбище, где сохраняется память отцов. Это и клуб, где собираются люди по интересам. Это и театр, где экспозиция является декорацией к историческим событиям. Это и библиотека, где музейные предметы в совокупности представляют собой памятную книгу человечества. Это и архив, где хранится всевозможная информация, зафиксированная на разных материальных носителях. Это и мастерская, где реставрируются и возвращаются к жизни свидетельства деятельности человека разных исторических эпох. Это и храм с его духовным содержанием. Это и научное учреждение, занимающееся исследованиями. Это и школа, в широком смысле слова, где формируются знания подрастающего поколения [7, 3]. Каждый музей имеет огромное значение и несёт в себе много пользы. Так детский музей в молодом городе Ноябрьске Тюменской области стал для родителей школой семейного воспитания и собственного культурного развития [13, 459].
Музей образовательного учреждения отличается от обычного музея. Он обладает такими качественными и количественными параметрами открытости, которые, в конечном итоге, определяют его уникальность по сравнению с другими музеями. Музей образовательного учреждения имеет некоторые особенности. Во-первых, он служит своим творцам. Те, кто создают этот музей (актив, учащиеся и педагоги) являются и его основными «потребителями» или «пользователями». Это отличает его от многих других музеев, включая государственные и ведомственные, которые создаются одной группой лиц (специалистами-музеологами) для другой (аудитории). Во-вторых, музей образовательного учреждения интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием. Подобная связь существует между образовательными учреждениями и музеями других типов, но не является столь тесной и интенсивной [18, 3].
К традиционным функциям музея образовательного учреждения относятся: комплектование, изучение, учёт, хранение коллекций, а также использование их в целях образования и воспитания. Такой музей должен обладать достаточным для реализации этих функций фондом музейных предметов, а также экспозиционно-выставочным пространством, на базе которых он главным образом и осуществляет свою деятельность [8, 2].
Чаще всего к идее создания музея приходят в процессе длительной краеведческой работы, когда накопленные материалы требуют размещения.
Музей необходим каждому учебному заведению, он с помощью своей экспозиции способен дополнить и обогатить любую информацию, сделать сам процесс обучения и воспитания предметным, наглядным, осязаемым [19]. Музеи образовательных учреждений давно и прочно заняли место в современной жизни, как форма гражданского патриотического воспитания, как социально-ценностный процесс, как результат Поисково-исследовательской деятельности, как показатель гражданской зрелости учебного заведения [4, 144].
22 декабря 2005 года в ГОУ СПО «Тотемский педагогический колледж» был открыт музей истории учебного заведения. К этому шли целых четыре года. На торжественном открытии музея с уникальными экспонатами – фотографиями, книгами, документами и наградами – присутствовали студенты, преподаватели, ветераны педагогического труда – выпускники Тотемского педагогического училища, работники фондов Тотемского музейного объединения и архива. Право перерезать ленточку предоставили ветерану войны и труда, почётному гражданину г. Тотьмы Б.Д. Попову и студентке педколледжа, победительнице областного конкурса сочинений «Педагогическое мастерство» Юлии Акишевой [6, 2].
Тотемский педагогический колледж является преемником одного из старейших учебных заведений дореволюционной России – Учительской семинарии, которая была открыта по указу императора Александра I в 1872 году. За такую длинную жизнь учебное заведение не однажды меняло свой статус: семинария – педагогические курсы – педагогический техникум – педагогическое училище – педагогический колледж. Историю учебного заведения воссоздать не так-то легко, когда столько лет ушло в небытие. В 1957 году Тотемское педагогическое училище было закрыто «за ненадобностью». И только через сорок лет начато его восстановление буквально из ничего.
Идея создания музея одного из старейших педагогических учебных заведений области оформилась в ноябре 2002 года. В преддверии 130-летнего юбилея со дня открытия Тотемской учительской семинарии был дан старт операции «Поиск» под девизом «Знать, чтобы помнить!» [2, 44]. Каждая студенческая группа получила задание: восстановить списки выпускников педагогического техникума, педучилища разных лет, завязать переписку, провести встречи с целью восстановления той эпохи. Результатом операции «Поиск» стал материал музейного значения (воспоминания, фотографии, газетные и журнальные статьи, документы). 27 октября 2003 года Совет училища принял решение о создании общественного музея истории учебного заведения. На принятие данного решения повлияли следующие факторы:
наличие письменных, вещественных источников по истории учебного заведения;
потребность в формировании профессионально-личностных и морально-нравственных качеств будущих учителей средствами музейной педагогики;
социальная потребность в формировании общественного мнения о значимости и роли учебного заведения.
Рабочая группа, возглавляемая Завгородней Ольгой Николаевной, составила перспективный план-проект создания музея на 2003–2005 год. Он состоял из трёх основных этапов.
I этап: 2003–2004 г.
Операция «Поиск».
Организационно-правовая деятельность.
Выборы Совета музея, распределение обязанностей.
Организация учёбы по хранению и учёту экспонатов.
II этап: 2004–2005 г.
Регистрация, изучение, систематизация экспонатов.
Проектирование музейной экспозиции (определение тематической структуры экспозиции, составление тематико-экспозиционного плана).
Операция «Поиск».
III этап: сентябрь – декабрь 2005 г.
Технический монтаж экспозиции.
Декабрь – открытие музея истории учебного заведения.
Общеучилищная рабочая группа, в которую входили преподаватели, студенты, ветераны педагогического труда, сотрудники музея, проделала огромную работу в процессе реализации данного плана-проекта создания музея.
В рамках организационно-правовой деятельности в сентябре 2003 года было разработано Положение о музее, а в октябре – Положение о Совете музея. 27 октября данные положения и сам «План-проект создания музея» были утверждены на Совете училища. Была также проведена работа по ознакомлению педагогического коллектива и научно-методического совета училища с данными положениями.
Научно-фондовая и экспозиционная работа, проводимая на втором этапе создания музея, включала в себя:
регистрацию собранных экспонатов в книге основного и вспомогательного фондов (октябрь 2003 г. – февраль 2004 г.). Музейные предметы оформлялись в инвентарной книге основного и вспомогательного фондов. Каждый музейный предмет имел свой номер (ТПК о/ф №4, ТПК в/ф №5), краткое описание, фиксировался материал, из которого сделан предмет, размеры предмета, короткая информация об истории поступления.
систематизацию экспонатов, формирование музейных коллекций (октябрь 2003 г. – февраль 2004 г.);
тематико-экспозиционный план, включающий задачи экспозиции, ведущие темы, тематические комплексы (март 2003 г. – май 2004 г.);
создание именной картотеки (октябрь 2003 г. – май 2004 г.).
На третьем этапе осуществлялась работа по оформлению экспозиции:
выделение помещения, соответствующего требованиям российского законодательства по обеспечению сохранности музейных коллекций;
создание материальной базы музея;
оформление экспозиции;
открытие музея.
Общеучилищная рабочая группа работала по следующим направлениям:
фондовая работа, обеспечивающая учёт и хранение фондов;
научно-исследовательская работа, осуществляющая комплектование музейного собрания;
экскурсионная работа, отвечающая за разработку и создание экспозиций.
В рамках фондовой работы были проведены следующие мероприятия: 23 октября 2003 года была проведена учёба по учёту музейных экспонатов.
Музейный экспонат – это памятник истории и культуры, изъятый из среды бытования, прошедший все стадии научной обработки и включённый в состав музейного собрания благодаря способности характеризовать историю и культуру определённого общества [7, 13]. Среди музейных экспонатов выделяют раритеты – редкие предметы, сохранившиеся в ограниченном количестве; и реликвии – вещи, которые хранят особенно бережно, поскольку они напоминают о каком-то выдающемся человеке или событии [7, 14].
В ноябре – декабре 2003 года был проведён учёт музейных экспонатов и проведена их систематизация. В феврале – апреле 2004 года была проведена работа по составлению именной картотеки.
Работа по направлению научно-исследовательская и поисковая деятельность включала в себя выбор и утверждение заданий для поисковых групп. Студенты работали в архивах с архивными документами, писали письма, обрабатывали воспоминания, оформляли собранный материал. Благодаря операции «Поиск» удалось уточнить списки выпускников через Тотемский архив, отыскать сведения об учащихся по группам, сведения об учебно-опытном сельскохозяйственном участке, документы, рассказывающие о материальной базе училища ещё в 40-е годы, материалы об участии студентов в общественной работе города.
В основу выбора направления поисковой деятельности был положен хронологический принцип:
Тотемская учительская семинария (1872–1918 гг.)
Тотемские педагогические курсы (1918–1924 гг.)
Педагогический техникум (1924–1937 гг.)
Тотемское педагогическое училище (1937–1957 гг.)
История возрождения учебного заведения (1996–2002 гг.)
Каждая группа поиска, а их было семь, работала по трём направлениям.
Архивные сведения.
Письма, переписка, газетные заметки. Например, группа поиска 412 б группы переписывалась с одиннадцатью выпускниками из Вологды, Бабушкина, Тарноги, Нюксенского района, Барнаула, Таймырского автономного округа. А в группу 414 п шли письма из Ярославля, Воронежа и других мест.
Встречи. Студенты встречались с выпускниками училища, проживающими в Тотьме, Тотемском и Бабушкинском районах. Записывали воспоминания, уточняли сведения, брали интервью и составляли анкеты.
Анкетирование – письменная форма общения с респондентом; интервьюирование – устная форма [17, 26].
Результатом данной научно-исследовательской деятельности, помимо открытия музея, стала публикация книги «Учреждение это благодетельное для земства всей нашей губернии», автором которой является Завгородняя Ольга Николаевна. Книга рассказывает об истории Тотемского педагогического колледжа, начиная с открытия Тотемской учительской семинарии в 1872 году и заканчивая историей возрождения учебного заведения в 1996 году[3].
Что касается экспозиционной работы, то в основе её лежит экспозиция – индивидуальное лицо музея, и в представлении большинства людей музей ассоциируется именно с ней. Экспозиции различают по форме представления: стационарная и временная; по принципам структурной организации: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая. Отбор экспозиционных материалов – это определение состава экспонатов будущей экспозиции с целью наиболее полного раскрытия темы [7, 40].
Экспозиция музея в Тотемском педагогическом колледже построена по принципу историзма и хронологии, она носит монографический характер и состоит из тематико-экспозиционных комплексов, размещённых на стендах.
Первый стенд: «Учебные заведения г. Тотьмы в конце 19 в. – начале 20 века».
Второй и третий стенды: «Открытие Тотемской учительской семинарии».
Четвёртый стенд: «История ускоренных педагогических курсов (1919–1924 гг.)».
Пятый стенд: «Тотемский педагогический техникум (1926–1937 гг.)».
Шестой и седьмой стенды: «Педучилище в годы Великой Отечественной войны».
Восьмой и девятый стенды: «История Тотемского педагогического училища в 50–60-е гг.».
Десятый стенд: «Педагогическая практика».
Одиннадцатый и двенадцатый стенды: «История возрождения (1996 год)».
Экспозицию дополняют две боковые угловые витрины, где размещены учебники, учебные пособия, авторские книги и четыре горизонтальные витрины с персональными вещами преподавателей, творческими работами студентов.
Музей истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже – это результат организованной, целенаправленной поисково-исследовательской деятельности, как преподавателей, так и студентов данного образовательного учреждения. В октябре 2007 года музей получил статус музея образовательного учреждения.
1.2 Основные направления деятельности музея образовательного учреждения
Музей истории учебного заведения работает по плану, который утверждает Совет колледжа, но главным органом в управлении музеем является Совет музея. Он состоит из 2-х секций: секции ветеранов педагогического труда -7 человек и секции студентов и преподавателей – 12 человек. Работает он по следующим направлениям:
комплектование фондов;
экспозиционно-выставочная и экскурсионная деятельность;
научно-просветительская деятельность.
Работа по комплектование фондов, т.е. сбор, обработка, изучение, регистрация и систематизация музейных предметов проводилась и проводится с целью создания музейного собрания, комплексно отражающего историю учебного заведения. Проходит оно по следующим направлениям:
учебное заведение в разные годы его существования;
фотографии преподавателей, студенческих групп;
свидетельства жизни учебного заведения как процесса (расписания, отчёты администрации, планы кураторов, планы педагогических практик, планы работы кружков, занятий индивидуальной музыкой);
атрибуты жизни учебного заведения разного времени (учебники, тетради, письменные принадлежности, мебель);
творческие работы (поделки, рисунки);
воспоминания выпускников разных лет.
Выделены критерии отбора предметов в фонд музея истории учебного заведения:
информативность, т.е. свойство предмета давать информацию, быть источником знаний;
экспрессивность, т.е. способность музейного предмета оказывать на человека эмоциональное воздействие;
репрезентативность, т.е. способность предмета наиболее полно отражать событие, явление, процесс;
физическая возможность хранения предмета в музее.
Общее число единиц хранения в музее на 1 сентября 2009 года составляло – 464. Из них основного фонда – 198, научно-вспомогательного – 266. В основной фонд входят вещественные памятники, фотоматериалы, письменные источники. А научно-вспомогательный фонд включает в себя цветные фотографии, ксерокопии, вырезки из газет и другое. Наиболее ценными экспонатами основного фонда являются книги из библиотеки Тотемской учительской семинарии, аттестат об окончании Тотемского педагогического училища Некрасовой М.С., выданный 22 июня 1941 года, воспоминания (рукописный журнал) Величутина Э.В., выпускника 1951 года, медаль «За доблестный труд в ВО войне 1941–1945 гг.» преподавателя Копытовой Е.А.
Для расширения экспозиционно-выставочной деятельности периодически пополняется существующая экспозиция: в неё включаются новые экспонаты, новые средства показа (мультимедийные презентации, турникеты).
Тематика выставок определяется:
юбилейными датами в истории учебного заведения, датами в судьбах лиц, внёсших вклад в историю учебного заведения, в истории развития народного образования Тотемского края, Вологодской области;
наличием в собрании музея тематических коллекций музейных предметов;
поступлением в музей новых материалов по истории учебного заведения.
Расширение экспозиционной деятельности позволяет увеличить музейную аудиторию, включить в культурный оборот музейные предметы, хранящиеся в фондах музея.
За 2008–2009 учебный год в музее истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже было проведено 3 выставки:
«Наши достижения»;
«Выставка-бенефис одного предмета»;
«Слово – добро есть».
Советом музея составлена программа экскурсий:
– обзорная экскурсия (разработан маршрут осмотра, текст);
– тематические экскурсии-беседы:
«Народное образование в Тотемском районе в 19 начале 20 века»;
«Тотемская учительская семинария»;
«Средние учебные заведения города Тотьмы в конце 19 начале 20 века»;
«Учитель учителей» (о директоре Тотемского педагогического училища Г.И. Коркиной);
«От учительской семинарии к педагогическому колледжу: история возрождения»;
«Учитель-солдат» и др.
Только за 2007–2008 учебный год в музее Тотемского педагогического колледжа было проведено 39 экскурсий.
Основной приём проведения экскурсий – демонстрационный, сочетающий показ экспонатов с комментариями экскурсовода. Разработана программа подготовки экскурсоводов (Школа экскурсоводов), включающая в себя занятия:
Экскурсия как традиционная форма работы музея: формы, структура, методы, приемы.
Практическое занятие: прослушивание экскурсии с последующим обсуждением.
Практическое занятие: разработка маршрута осмотра.
Подготовка (конспект) экскурсии.
В рамках научно-просветительской деятельности (культурно-образовательной) осуществляется включение в образовательный процесс музейных уроков, лекций, тематических лекториев, бесед. Постоянно совершенствуются формы и методы культурно-образовательной деятельности. Музейная аудитория расширяется с введением новых образовательных целевых программ.
Впервые в 2007 году практику «Внеучебная воспитательная работа» по специальности 050709 «Преподавание в начальных классах» студенты проходили на базе музея с целью овладения методами воспитательной работы средствами музея. Для этого была создана программа кружка «Здравствуй, музей!» для учащихся 3–4 классов. В 2008 году данный кружок провели во второй раз. Занятия кружка в совокупности посетило 189 учащихся 3–4 классов Тотемской средней школы №3.
Материалы музея используются для научно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей. Исследования на базе музея – это деятельность студентов по получению новых исторических знаний об истории учебного заведения, истории образования; средство организации образовательного процесса будущих учителей, социальных педагогов; способ удовлетворения потребности в познании. Материалы фондов музея – это уникальный первоисточник, служащий основой для курсовых и выпускных квалификационных работ. Исследовательские работы студентов по темам: «Роль Тотемской учительской семинарии в общественно-политической жизни города в ХIХ начале ХХ века», «Средние профессиональные учебные заведения города в ХIХ начале ХХ века», «Участие Тотемского педагогического училища в общественной жизни в 50–60 года ХХ века» восстановили педагогическую, профессиональную, общественную деятельность коллектива учебного заведения в разные исторические эпохи. С докладами студенты выступают на семинарах руководителей школьных музеев и других собраниях. Многие работы публикуются в сборниках по научно-исследовательской деятельности, например, работа Московкиной Виктории «Музейный предмет как объект исследования», работа Житнухиной Ангелины «Изучение учительских династий как условие формирования ценностного отношения к профессии учителя» и др.
Работа музея истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже по перечисленным направлениям является нужной и востребованной, что подтверждает хотя бы то, что с декабря 2005 года экскурсии, беседы, встречи с выпускниками, музейные уроки, выставки, проводимые в стенах нашего музея, посетило уже 2086 человек.
2. Концепция музея истории учебного заведения в ГОУ СПО «Тотемский педагогический колледж»
2.1 Теория вопроса: этапы создания концепции
Одна из важнейших научно-организационных задач в создании и развитии музея – разработка концепции музея образовательного учреждения. Концепция – одна из форм педагогического проектирования, документ, в котором описывается создание, развитие педагогического процесса; документ, посредством которого излагается точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы. По словам С.И. Ожегова, концепция – это система взглядов на что-либо, основная мысль [10, 293]. Под концепцией музея образовательного учреждения следует понимать систему взглядов организаторов музея на то, каким они его представляют: профиль, название, статус в музейной сети, назначение функций музея и методы их реализации, структуру музея и систему обеспечения его деятельности, принципы комплектования фондов и их использования, экспозиционные и просветительские формы работы, общественно-полезную деятельность музея. Концепция музея – это своеобразная долговременная программа деятельности музея [15, 24].
Назначение концепции: изложение теории развития в конструктивной, прикладной форме. Задача концепции – определить цели, принципы и направления культурно-образовательной, просветительской, фондовой и исследовательской деятельности музея.
Идея создания концепции музея истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже возникла как естественное продолжение, условие развития музея и дальнейшая его интеграция в учебно-воспитательный процесс (см. прил. 7).
Создание концепции музея проходило через три этапа:
изучение теории вопроса и анализ деятельности музеев образовательных учреждений;
исследование системы взглядов на музей образовательного учреждения;
разработка путей реализации концепции.
При создании концепции мы опирались на работы известных музееведов и историков по данной теме. Ещё в начале 20 века немецкий теоретик-музеевед А. Лихтворк оформил идею об образовательном назначении музея и предложил новый подход к посетителю как к участнику диалога.
Немецкий педагог и музеевед Г. Кершенштейнер создал в своих трудах концепцию «педагогики музейной экспозиции», построенную по педагогическому принципу с учётом возможности её восприятия и в соответствии с задачами образования.
Г. Фройдентоль впервые предложил термин «музейная педагогика» и занялся разработкой проблемы взаимодействия музея и школы.
Теоретик и практик музейной педагогики – Н.В. Нагорский – стал автором идеи о том, что музей является институтом социально-культурной деятельности, дополняющим и углубляющим работу учебно-воспитательных учреждений.
Б.А. Столяров говорит о музейной коммуникации и роли объединения усилий музея и школы в деле воспитания эстетически развитого, обогащённого художественным опытом и знаниями человека.
Е.Л. Галпина и М.Ю. Юхневич – сторонники идеи о школьном музее как открытой системе, элементами которой являются:
музей – ядро (центр) музейно-педагогической и краеведческой работы в школе;
интеграция музея в учебно-воспитательный процесс;
связь музея с местным сообществом.
Они же предложили идею о самовыражении музея в выборе жанра (как оптимального способа реализации самобытности).
В основу концепции музея Тотемского педагогического колледжа были положены следующие идеи:
музей – это специфическое культурно-образовательное пространство;
музей – это открытая педагогическая система;
музей – это средство патриотического и гражданского воспитания;
музей образовательного учреждения – это музей, созданный руками студентов, учащихся и для студентов, учащихся.
Для реализации концепции был выбран новый жанр музея: «музей – экскурсионное бюро».
2.2 Краткое изложение концепции
Концепция общественного музея истории учебного заведения в ГОУ СПО «Тотемский педагогический колледж» включает в себя:
историю вопроса;
концептуальные положения деятельности музея;
основные направления деятельности музея.
В историю вопроса входят сведения о факторах, повлиявших на создание музея в педколледже; раскрыты этапы и основные направления работы его создателей:
2003–2004 гг. – организационно-правовая деятельность, включающая в себя разработку, обсуждение и принятие Положения о музее, Положения о Совете музея, выборы Совета музея, распределение обязанностей, организацию учёбы по систематизации, документированию, регистрации, хранению музейных предметов, комплектование фондов;
2004–2005 гг. – фондовая, экспозиционная деятельность, включающая в себя формирование музейных коллекций, тематических папок, регистрацию предметов музейного значения в книге поступлений, составление и утверждение тематико-экспозиционного плана;
сентябрь – декабрь 2005 г. – оформление экспозиции, открытие музея истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже.
Концептуальные положения деятельности музея включают в себя раскрытие правовой основы музееведческой деятельности, особенности музея образовательного учреждения, цель, задачи и принципы работы музея.
Правовой основой деятельности музея истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже являются:
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 марта 2003 года №28–31–181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений»;
Приказ Министерства РФ от 25 марта 1988 года №134 «Инструкция по учёту и хранению музейных фондов в музеях, работающих на общественных началах»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 декабря 1998 года №658/19–15 «О программе туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество»»;
Положение о музее истории учебного заведения Тотемского педагогического колледжа;
Положение о Совете музея истории учебного заведения Тотемского педагогического колледжа.
Музей – это специфическое культурно-образовательное пространство. Культурно-образовательная среда музея – это не только созерцательное пространство, где человек выступает в роли наблюдателя, но и живое развивающее пространство, обладающее высокой силой информации и эмоционального воздействия. В центре музейного образования всегда находится подлинник истории и культуры. В музее информация, знания приобретают наглядность, образность, активизируют визуальное мышление, становятся эффективным средством преемственности культуры и передачи социальной памяти. Музейное образование – это процесс освоения человеком в условиях музея системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений. Образовательными функциями музея являются:
передача знаний музейными средствами от поколения к поколению;
распространение национальной культуры;
хранение культурных ценностей общества;
социализация личности и её интеграция в общество;
расширение общего кругозора.
Культурно-образовательная среда музея помогает человеку обрести нравственность, пробудить Человека в человеке, творит духовное в человеке, а духовность становится тем каркасом, который формирует и развивает полноценную целостную личность.
Музей – это открытая педагогическая система. Музейно-педагогический процесс – специально организованное сотрудничество воспитателя и воспитанника, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанника. Воспитательный процесс в музее строится на принципах музейной педагогики. Именно современная педагогика должна стать посредником между музеем и человеком, оживить музейные экспозиции, обосновать механизм включения человека в мир культуры с помощью музея и педагогики сотрудничества. Музейная педагогика ставит цель – создание таких условий, когда бы все учащиеся в соответствии со своими потребностями и интересами включились в процесс музейной коммуникации, благодаря объединению различных форм культурно-образовательной деятельности в систему.
Музей – это средство патриотического и гражданского воспитания. Патриотизм – это качество человека, коллектива, общества. Развивается оно постепенно, зачастую со словом и делом учителя. В связи с этим значительно возрастает социальная значимость краеведческой работы, которая строится с учётом интересов детей и предполагает развитие их инициативы и общественной активности. Только в музее, где в центре находятся подлинники истории и культуры такие понятия как «связь времён», «наследие», «национальная традиция», «гражданский долг», «служение Отечеству» приобретают реальность и значимость. Краеведение – это одна из существенных основ корневой культуры человека, основ его нравственности и гражданственности. Краеведческая работа с педагогической точки зрения, очень многогранна. Одновременно она может носить поисковый и прикладной, общественно-полезный и образовательно-воспитательный характер. Выбор содержания и методов краеведческой работы – важнейшая педагогическая задача. Сущность краеведческого обучения – в деятельности, направленной на активное познание окружающей действительности. Источником такой деятельности являются путешествия по родному краю, экскурсии, встречи с замечательными людьми, Поисково-исследовательская деятельность учащихся.
Музей образовательного учреждения – это музей, созданный руками студентов, учащихся и для студентов, учащихся. Школьный музей строит свою работу в расчёте на учащихся. Поэтому понятия «актив», «активность», «орган музейного самоуправления» являются ключевыми в концепции школьного музея. Работа музея образовательного учреждения строится на основе самоуправления. Руководит ею Совет музея. Из числа членов Совета избирается председатель совета, его заместитель, руководители групп (секций) музея: поисковой, экскурсионной, экспозиционной. Основная задача педагога построить работу с активом таким образом, чтобы учащиеся совмещали общественную деятельность с практической, ведь именно в процессе «делания» музея, участия в его создании они становятся исследователями, хранителями, реставраторами, экскурсоводами, экспозиционерами, художниками, лекторами. Музей – это определённый итог деятельности: показатель гражданской зрелости как ученического, так и педагогического коллективов.
Миссия музея истории учебного заведения – способствовать сохранению исторической памяти и формированию исторического самосознания будущих учителей, социальных педагогов и социальных работников через музейные средства.
Цель деятельности музея истории учебного заведения: гражданско-патриотическое воспитание молодёжи музейными средствами. Для достижения данной цели музей ставит перед собой следующие задачи:
формировать историко-познавательную, информативно-коммуникативную, поисково-исследовательскую компетентность студентов педагогического колледжа;
формировать целостное представление об истории развития образования в России, об историческом прошлом и настоящем учебного заведения;
воспитывать нравственные, гражданские, патриотические качества личности, чувство уважения, гордости и сопричастности к прошлому и настоящему учебного заведения;
привлечь максимальное количество студентов ко всем сферам деятельности музея;
изучить и расширить музейную аудиторию.
Свою деятельность музей истории учебного заведения строит по следующим принципам:
принцип научности;
принцип «музей руками студентов и для студентов»;
принцип дальнейшего развития на основе достижений и положений музеелогии и музейной педагогики.
Свою работу общественный музей в Тотемском педагогическом колледже ведёт по следующим направлениям:
комплектование фондов;
экспозиционно-выставочная деятельность;
научно-просветительская деятельность.
2.3 Условия реализации концепции
Изучив опыт деятельности школьных музеев города, Вологодской области и анализируя деятельность нашего музея, мы пришли к выводу, что многие музеи в образовательных учреждениях недостаточно выполняют свои функции. В них уменьшается количество посетителей, используется только витринно-стендовый показ экспонатов, не привлекаются новые информационные технологии, интерактивные формы работы со школьниками, одним словом, школьные музеи превратились в «шкатулки с древностями», в парадные комнаты для почётных гостей.
Современные социально-экономические условия подталкивают школьные музеи к поиску новых механизмов реализации своей жизнедеятельности, к выбору нового вектора развития.
Определить оптимальный способ реализации своей самобытности и своих возможностей на уровне современных музейных технологий мы считаем возможным при интеграции в действующий жанр «музей – экспозиция» нового жанра – «музей – экскурсионное бюро».
Основанием выбора данного жанра послужили следующие факторы:
активная краеведческая работа;
поисково-исследовательская деятельность;
наличие краеведческих исследовательских изысканий в области истории образования;
опыт участия в Российских, региональных краеведческих конференциях;
опыт использования интерактивных форм культурно-образовательной деятельности.
Цель деятельности такого музея – это сохранение исторической памяти и передача через организованную систему информационного обеспечения материалов краеведческой тематики образовательным учреждениям района.
Для достижения данной цели мы предполагаем строить свою деятельность по следующим направлениям:
изучение потребностей образовательных учреждений района в краеведческой тематике;
систематизация краеведческого материала фондов музея по истории образования в Тотемском районе;
создание тематических экскурсий, бесед, лекториев, исходя из потребностей образовательных учреждений района в краеведческой тематике;
подбор музейных экспонатов, находящихся в фондах музея, по принципу «музей в чемодане»;
использование новых информационных технологий;
обучение актива музея, создание школы экскурсоводов;
создание проекта «музей – экскурсионное бюро».
Для работы по данным направлениям музей истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже имеет все возможности, так как студенты умеют работать с различными источниками, составлять и проводить экскурсии, организовывать выставки, внедрять в работу новые технологии.
Заключение
Проводя исследование по теме данной работы, мы установили, что представляет собой музей образовательного учреждения и чем он отличается от обычного музея: выявили особенности, функции музея образовательного учреждения, указали задачи по созданию и развитию музея, в частности это разработка концепции музея образовательного учреждения и формирование актива музея из учащихся и педагогов. Мы смогли установить факторы, повлиявшие на создание музея истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже:
наличие письменных, вещественных источников по истории учебного заведения;
потребность в формировании профессионально-личностных и морально-нравственных качеств будущих учителей средствами музейной педагогики;
социальная потребность в формировании общественного мнения о значимости и роли учебного заведения.
Помимо факторов, повлиявших на создание музея, в своей работе мы отразили основные этапы создания музея и содержание деятельности общеучилищной рабочей группы. Работала она по следующим направлениям:
фондовая работа, обеспечивающая учёт и хранение фондов;
научно-исследовательская работа, осуществляющая комплектование музейного собрания;
экскурсионная работа, отвечающая за разработку и создание экспозиций.
Помимо всего вышеперечисленного в данной исследовательской работе мы подробно раскрыли особенности культурно-образовательной деятельности музея, программу экскурсий, разработанную Советом музея, а также программу подготовки экскурсоводов. Кроме этого мы создали концепцию музея истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже и разработали пути её реализации.
Музей необходим каждому учебному заведению, он с помощью своей экспозиции способен дополнить и обогатить любую информацию, сделать сам процесс обучения и воспитания предметным, наглядным, осязаемым [19]. Музеи образовательных учреждений давно и прочно заняли место в современной жизни, как форма гражданского патриотического воспитания, как социально-ценностный процесс, как результат поисково-исследовательской деятельности [4, 144].
Участие в поисково-собирательской работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края, приобщившись к ним душой. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию своего края [9, 3].
Специальными методами и средствами приобщения человека к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в музеях, располагает музейная педагогика [11, 5].
Воспитание ребенка средствами искусства с помощью музейной педагогики начинается еще с детского сада. В садике ребенка поэтапно готовят к посещению музея, знакомят с музеями, учат выражать свои впечатления и т.д. [12]. Затем это продолжается в школе. Поэтому деятельность музея истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже имеет огромное воспитательное, нравственное, культурно-образовательное значение, так как готовит будущих учителей и социальных педагогов к участию в краеведческой работе, к созданию музеев и применению методов и средств музейной педагогики.
Список литературы
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. Т. 2 – М.: Русский язык, 2000. – 779 с.
Завгородняя О.Н. Музей истории учебного заведения как результат и форма привлечения студентов к поисково-исследовательской деятельности // Организация исследовательской деятельности учащихся и студентов в образовательном учреждении / Сост. А.А. Огарков / Под ред. Л.А. Коробейниковой. – Вологда, 2007. – С. 44 – 46.
Завгородняя О.Н. Учреждение это благодетельное для земства всей нашей губернии. – Вологда, 2002.
Завгородняя О.Н., Зобнина О.В. Музей истории учебного заведения // Организация воспитательной работы в образовательном учреждении / Сост. А.А. Огарков / Под ред. Л.А. Коробейниковой, А.А. Огаркова. – Вологда, 2008. – С. 144 – 146.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр Академия, 2000. – С. 37.
Лаврова О. Любимое, родное, дорогое… // Тотемские вести. – 2006. – №1. – С. 2.
Маленькое окно в большой мир: методические рекомендации в помощь организаторам музеев образовательных учреждений / Под ред. Н.А. Бритвиной, О.Б. Карповой. – Вологда: ИЦ ВГМХА, 2004. – 79 с.
Методические рекомендации департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации от 12. 01. 2007 №06–11 по деятельности школьных музеев и развитию краеведческих объединений. – 56 с.
Музеи общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования: аннотированный каталог. – Вологда, 2004. – 198 с.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 160 с.
Пантелеева Л.В. Музей и дети. – М.: Изд. Дом Карапуз, 2000. – 256 с.
Педагогика: учебн. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – 640 с.
Сеченова Л.С. Сотрудничество взрослых и детей в школьном музее // Образование в современной школе. – 2005. – №4. – С. 51 – 52.
Создаём музей вместе: методические рекомендации в помощь организаторам музеев учреждений образования / Сост. О.Б. Карпова – Вологда: ИЦ ВГМХА, 2007. – 98 с.
Хенкин Я. Из опыта работы школьных музеев // Воспитание школьников. – 2001. – №3. – С. 7 – 9.
Школьные музеи. Из опыта работы / Под ред. В.Н. Столетова, М.П. Кашина. – М.: Просвещение, 1977. – 143 с.
Школьный музей: жизнь в творчестве: методические рекомендации / Под ред. О.Б. Карповой. – Вологда – Молочное: ИЦ ВГМХА, 2006. – 100 с.
Шмакова М.П. Поисковая работа в школьном музее как средство воспитания патриотов // Внешкольник. – 2003. – №6. – С. 10 – 11.