Исследование творчества А.Л. Барто

Тема урока: исследование творчества А.Л. Барто

Оборудование:

- карточки формата А4 с фамилиями авторов и названиями изученных

стихотворений

- сборник стихотворений А. Барто для каждого учащегося.

Ход урока

    Организационный момент

- Сегодня на уроке чтения нам потребуется быть особенно внимательными как настоящие исследователи-литературоведы. Поможет настроить внимание наша любимая игра «Муха».

Приведём краткое описание правил игры. На доске начерчено игровое поле: квадрат, разделённый на 6 одинаковых квадратов. В центре сидит воображаемая муха, она движется по одному шагу вниз, вверх, вправо и влево по игровому полю. Учитель задаёт путь мухи, а дети должны указать, где она оказалась. Цветной магнит показывает местоположение мухи. Игровое поле может быть открытым для обозрения, а может быть и скрыто.

2 Проверка домашнего задания

- Прекрасно, ваше внимание настроено, давайте подведём некоторые итоги работы по разделу «Поэтическая тетрадь».

- Произведения какого жанра в нём представлены?

- Стихотворения.

На доске закреплены в произвольном порядке карточки, на которых написаны фамилии авторов и названия произведений: С. Маршак, А. Барто, С. Михалков, Е. Благинина. Разлука, Гроза днём. Котёнок. Если. Кукушка.

- Прочитайте записи на доске. На какие две группы можно их разделить?

- Фамилии авторов и названия произведений. Дети формируют группы.

- Что теперь необходимо сделать для правильности оформления?

- Соотнести фамилию автора и название произведения. Дети выполняют работу. В случае возникновения разногласий обращаются к разделу учебника «Содержание».

- Задание выполнено правильно.

3 Сообщение темы урока.

- Сегодня мы будем исследовать произведения одного из этих авторов. Постарайтесь узнать его сами по отрывкам из произведений: «У Танюши дел немало. У Танюши много дел: Утром брату помогала, Он с утра конфеты ел…», «Почему сегодня Петя просыпался десять раз? Потому что он сегодня поступает в первый класс…».

- Агния Львовна Барто.

На доске остаётся карточка с записью фамилии автора, остальные снимаются.

- Мы проведём исследование – изучение творчества поэта. Исследователь – прежде всего внимательный и заинтересованный читатель, от которого не ускользнёт ни одно слово автора. Итак, давайте откроем книгу на странице 115 и начнём нашу работу.

4 Основной этап – процесс исследования.

- Материал для нашего исследования перед вами. Стихотворение «В театре».

Послушайте его.

- У многих из вас я заметила улыбку. А ведь её подарила нам Агния Львовна Барто.

- Как же ей это удалось? В чём секрет общения автора с читателем?

- Чтобы приоткрыть эту тайну поэзии мы будем перечитывать это стихотворение по частям, наблюдать за мыслью автора и делать выводы. Приступим к работе.

- Как называется стихотворение? Тот, кто его не читал, может подумать что оно о…. ( интересном спектакле и т.п.). А так ли это на самом деле? (Нет). Ожидания читателя и героя (совпадут или нет), проверим.

- Итак, прочитайте первое четверостишье.

Когда мне было

Восемь лет,

Я пошла

Смотреть балет.

- Сколько лет было нашей героине?

- Она моложе или старше вас?

- А что представляет собой балетный спектакль?

- Что же мы узнали о героине?

- Маленькая девочка первый раз в театре.

- Прочитаем следующий отрывок.

Мы пошли с подругой Любой,

Мы в театре сняли шубы,

Сняли тёплые платки.

Нам в театре, в раздевалке,

Дали в руки номерки.

- В какое время года происходит действие? Докажите.

- Впервые появляется предмет – герой этого стихотворения? Что это такое?

- Номерок.

- Читаем следующий отрывок.

Наконец-то я в балете!

Я забыла всё на свете!

Даже три помножить на три

Я сейчас бы не смогла,

Наконец-то я в театре!

Как я этого ждала!

- Сколько в нём предложений?

- Сколько восклицательных? Прочитайте их.

- Для чего автор их использует?

- Какие чувства переполняют девочку?

- Волнение, предвкушение радости.

- Трудно ли три помножить на три?

- Почему девочка не смогла бы это сделать?

- Какое слово повторяется в начале двух предложений?

- Для чего?

- Долго ждала. Мечтала побывать там.

- Продолжаем.

Я сейчас увижу фею

В белом шарфе и венке.

Я сижу, дышать не смею,

Номерок держу в руке.

- Что мечтает увидеть девочка?

- Почему не смеет дышать?

- Замерла от восторга, ждёт начала спектакля.

- При этом наш маленький герой не забыт. Прочитайте и о нём.

Вдруг оркестр грянул в трубы!

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка.

Вдруг вижу – нету номерка.

- Отчего вздрогнули подружки.

- Какой глагол использован для названия действия оркестра?

- Грянул.

- Как это понять?

- Громко заиграл.

- В какой момент напряжение достигает предела?

- Вдруг вижу… Автор ставит тире – остановка, пауза.

- Что могла бы увидеть девочка?

- А тут неожиданно…

- Нету номерка. (Улыбка читателя.)

- Фея кружится на сцене –

Я на сцену не гляжу.

Обыскала все колени –

Номерка не нахожу!

- Читатель видит два «спектакля». Один – на сцене

- Прочитайте об этом. Всего 1 строчка.

- А второй – что это?

- Поиск номерка. Прочитайте об этом. Уже 3 строки!

- Интересует ли девочку то, что происходит на сцене? Докажите.

- Я на сцену не гляжу (Как и читатель, он не смотрит балет, а ищет номерок)

- Может, он

Под стулом где-то?

Мне теперь

Не до балета!

- Прочитайте восклицательное предложение.

- Напряжение снова нарастает. Связано ли оно с тем, что девочка видит на сцене?

- Нет.

- Почему девочка так озабочена этой потерей?

- Как объяснит потерю в раздевалке, получит ли одежду, вспомним – зима, в театре без родителей…

- Можно ли понять её?

- Да, ей всего 8 лет, испугалась, растерялась…

- Всё сильней играют трубы,

Пляшут гости на балу,

А мы с моей подругой Любой

Ищем номер на полу.

- Как развивается действие на сцене? ( И чуть ранее)

- А чем заняты девочки?

- Очень ярко предстают наши два спектакля. Они противопоставлены. Высокое, прекрасное искусство балета с одной стороны, а с другой….

- А МЫ…. Где ищут номер?

- На полу (даже не на коленях). Ещё один повод для улыбки.

-Укатился он куда-то..

Я в девятый ряд ползу.

Удивляются ребята:

- Кто там ползает внизу?

- Каким глаголом названо действие девочки, сколько раз он повторяется?

- Сравни ранее два спектакля…. Гости пляшут….. ползает внизу

- Как вы думаете, что чувствует девочка, пока ищет номерок?

- Обиду, досаду, злость, волнение…

- Почему она их испытывает?

- Мечтала увидеть балет, ждала этого, а тут…

- По сцене бабочка порхала –

Я не видала ничего:

Я номерок везде искала

И наконец нашла его.

- Что же девочка видела в театре?

- Я не видала ничего.

- А на что надеялась, о чём мечтала? Ранее…

- Но все-таки какое-то радостное событие произошло.

- Девочка нашла номерок.

- Но тут как раз зажёгся свет,

И все ушли из зала.

- Мне очень нравился балет, -

Ребятам я сказала.

- Как вы думаете, на что надеется девочка, когда находит номерок?

- Посмотреть спектакль.

- А что происходит?

- Спектакль заканчивается и все уходят.

- Что говорит героиня ребятам?

- Видела ли она балет?

- Почему соврала?

- Стыдно признаться, досадно, что так получилось…

- Что за балет показывали? Можно предположить?

- «Золушка».

- Я думаю, что не спроста выбран этот балет автором. Наша героиня как Золушка, мечтала о прекрасном бале во дворце, да только в сказке все было волшебно, а сбылась ли мечта девочки увидеть прекрасный балет?

- К сожалению, нет. И ей это очень обидно, но признаться она не хочет.

Ожидания героини не оправдались. Вернёмся к названию. А была ли она в театре? Да, нет, она пришла, но ничего там не смогла увидеть, и мы вместе с ней. Мы вместе с героиней и её подругой искали номерок.

- Давайте подумаем, какова позиция автора этого стихотворения. Прочитайте третий вопрос.

- Как Барто относится к девочкам: осуждает их или с доброй улыбкой им что-то подсказывает?

- Автор хочет что-то посоветовать девочкам.

- Как вы думаете, что? Ведь автор не высказывает своего мнения прямо, не делает вывода, и оставляет это право за нами.

- Возможно, быть внимательнее. Поискать номерок можно было и в антракте, а спектакль уже не повторить…

Агния Барто – чуткий и умный собеседник, поэт, который умеет говорить с читателем любого возраста – от малышей до мам и пап.

5 Расширение читательского кругозора

- Перед вами сборник стихотворений.

- Какую информацию о книге можно узнать по обложке?

- Фамилию автора, название книги, издательство, серию.

- Можно ли узнать жанр произведений?

- Да, это стихотворения.

Учащиеся читают по выбору стихи из книги «Я на уроке в первый раз».

- Понравились ли вам стихи из этой книги?

- А сейчас я прочитаю вам одно из своих любимых стихотворений Агнии Барто.

ЗОЛОТАЯ МИШУРА

Нарушено, нарушено

Спокойствие Андрюшино!

До сих пор бывало так:

Нужно сделать красный мак

Или склеить рамочку –

Он попросит мамочку.

Расцелует ямочки

На щеках у мамочки,

И уже готова мать

И тетрадки линовать,

И закладки рисовать.

Жил за маминой спиной,

Как за каменной стеной.

Вдруг нагрянула беда,

Как всегда, негаданно.

К понедельнику, к утру,

К школьной ёлке мишуру

Сделать было задано.

- Сделай, мамочка, к утру

Золотую мишуру!

Вы подумайте, отказ

Получил он в этот раз!

Как же это понимать?

- Сделай сам, - сказала мать. –

На себя я не беру

Всех твоих забот.

- Сделай, мамочка к утру

Золотую мишуру! –

Сын уже ревёт.

Золотую мишуру,

А иначе я умру!

Мать вздыхает: поздний час,

Сыну спать пора.

- Так и быть! В последний раз…

Будет мишура!

Вытер слёзы наш герой,

Он ложится спать.

И сидит над мишурой

Мамочка опять.

Дотемна сидит она,

За окном блестит луна,

Все огни потушены…

Скоро ёлка, Новый год!

Пусть он твёрдость принесёт

Мамочке Андрюшиной.

- Что желает автор Андрюшиной маме?

- Очень часто автор называет её ласково, как?

- А какой человек Андрюшина мама?

- Как вы считаете, для чего ей проявлять твёрдость?

- А каким образом получит эту твёрдость Андрюшина мама?

Вот так деликатно, тактично находит Агния Барто добрые слова для каждого читателя. И я надеюсь, что вы ещё не раз обратитесь к ее стихам.

6 Подведение итогов урока

- Произведения какого автора мы читали сегодня?

- Какое стихотворение мы исследовали?

- О ком пишет Агния Барто в своих произведениях?

Выставление оценок. Рекомендации для домашнего чтения.