Восприятие сказки детьми дошкольного возраста
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические основы восприятия сказки детьми дошкольного возраста
1.1 Сказка как метод народной психологии
1.2 Психологические особенности ребенка
1.3 Понятие восприятия у детей дошкольного возраста
Глава 2. Экспериментальное исследование восприятия сказки детьми дошкольного возраста
2.1 Изучение восприятия сказки детьми дошкольного возраста
2.2 Организационная работа по формированию восприятия сказки детьми дошкольного возраста
2.3 Анализ эффективности реализуемых мероприятий
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальность исследования. Сказка сама по себе, пожалуй, не оставляет равнодушным ни одного человека.
Тайну, заключенную в сказке, ребенок чувствует. Значение сказки для жизни маленького человека, его эмоционального мира никто не пытается оспаривать. Сказка служит мостиком, соединяющим внешний мир с внутренним миром ребенка.
Рассматриваемый нами в данной работе вопрос восприятия сказки детьми дошкольного возраста является, на наш взгляд, интересным и актуальным.
В своей работе мы хотим показать, как через восприятие народной сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через фольклор, а значит и через сказку, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка – это педагогический опыт и творческий гений народа.
Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.
Сложилось определенное противоречие: несмотря на то, что изучению этапов, структуры, особенностей восприятия сказки детьми всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема формирования восприятия сказки детьми дошкольного возраста по-прежнему остается на периферии внимания, и научно-эмперических и методических разработок на эту тему недостаточно.
В настоящее время нередки ошибки, когда сказка подбирается без учета возраста ребенка, рассказчик не пользуется приемами эмоционального подкрепления, что нарушает эстетическую ценность восприятия. Не менее важен и способ преподнесения сказки. Таким образом, сказка является составляющей субкультуры детей раннего возраста, в то же время она теряет свою значимость, т. к. теряется культура ознакомления с ней. Чтение сказки было особым ритуалом, который тщательно хранили и передавали из поколения в поколение.
Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему исследования - выявление наиболее эффективных условий формирования восприятия сказки детьми дошкольного возраста.
Актуальность и практическая значимость обусловила выбор темы: "Восприятие сказки детьми дошкольного возраста".
Цель исследования - выявить и обобщить психолого-педагогические условия, необходимые для более эффективного усвоения сказки.
Объект исследования –дети дошкольного возраста.
Предмет исследования – восприятие сказки детьми дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что эффективное восприятие сказки детьми возможно в процессе проведения специально организованных мероприятий, направленных на развитие личностных качеств восприятия дошкольников.
Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, гипотезы, были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие сказки как метод народной психологии.
2. Выявить психологические особенности детей дошкольного возраста.
3. Проверить эффективность использования мероприятий, организованных на формирование восприятия сказки детьми дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды в области психологии таких исследователей, как Н.К. Крупской, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, Л.А. Венгера, в области психологии таких, как Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Р.С.Немова и других.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы исследования:
-теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы;
-эмпирические методы, включающие тестирование, формирующий эксперимент, методы обработки данных: количественный анализ с использованием методов математической статистики и качественный анализ результатов исследования.
Организация и база исследования.
Исследование проводилось в старшей группы детского сада села Лариха и включало три этапа:
1. На первом этапе был определен уровень восприятия сказки детьми дошкольного возраста.
2. На втором этапе проведен ряд занятий, направленных на формирование восприятия сказки детьми.
3. На третьем этапе дан анализ эффективности работы по формированию восприятия сказки детьми дошкольного возраста.
Практическая значимость:
Данная работа стоит внимания не только психолога, имеющего дело с детьми, но и педагога-практика, а также любого родителя. Психологи, психотерапевты, педагоги разных теоретических ориентаций все чаще используют сказку в своей работе.
В результате исследований выявлены особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста, разработана методическая система формирования восприятия сказки детьми дошкольного возраста.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения. Общий объем работы 49 страниц компьютерного текста.
Глава 1. Теоретические основы восприятия сказки детьми дошкольного возраста
Сказка как метод народной психологии
Сказки – прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна. Сказки нам дороги, как родина, как их творец – народ.
Ученые по-разному толковали сказку. Одни из них с безусловной очевидностью стремились охарактеризовать сказочный вымысел как независимый от реальности, а другие желали понять, как в фантазии сказок преломилось отношения народных рассказчиков к окружающей действительности.
В основе сказки всегда лежит метафора. Метафора – это вид символического языка, который в течение многих столетий используется в целях обучения и передачи информации, это любое языковое выражение с переносным смыслом.
В литературных аллегориях, поэтических образах, произведениях сказочников используется метафора, чтобы выразить определенную мысль в непрямой и от этого, как ни парадоксально, наиболее впечатляющей форме. Эту силу воздействия метафоры чувствуют все родители, дедушки и бабушки. Увидев погрустневшим личико ребенка, они спешат утешить его, рассказав какую-нибудь историю, с которой ребенок может интуитивно соотнести и себя.
В основе теории К.-Г. Юнга лежит символ [3, с.164]. Он, как и метафора, передает нечто большее, чем представляется на первый взгляд. Юнг считал, что вся картина нашего психического мира опосредована символами. С их помощью наше "Я" проявляет все свои грани, от самых неизменных до высочайших. Юнговское определение символического удивительным образом совпадает с существующими определениями метафор.
Основной ролью символа, по мнению Юнга, является выражение архетипа. Архетипы – это врожденные элементы человеческой психики, отражающие общие модели чувственного опыта, выработанные в ходе развития человеческого сознания. Иначе говоря, архетипы – это метафорические прототипы, представляющие многочисленные этапы эволюции человечества. Для Юнга архетипы – "живые психические силы", не менее реальные, чем наши тела.
Существует много способов выразить или воссоздать архетип, наиболее распространенные из них – сны, мифы и сказки. В этих особых областях деятельности сознания неуловимый архетип обретает осязаемую форму и воплощен в действии. Сознательный ум внимает некой истории с определенной последовательностью событий, смысл которой усваивается полностью только на подсознательном уровне. Архетип облекается в метафорические одежды (Юнг использует здесь термин иносказания), которые помогают ему выйти за пределы понимания обычного бодрствующего сознания.
Для Юнга символы являются той животворной силой, которая питает психику и служит средством отражения и преобразования жизни.
Народной сказке свойственны все особенности фольклора. Сказочник зависит от традиций, в форме которых коллективная художественная работа других сказочников доходит до него. Традиции как бы диктуют сказочнику содержание и форму его творения, основные поэтические приемы, особый выработанный и развитый на протяжении веков сказочный стиль. Эти традиции властно вмешиваются в творческий процесс народного мастера – сказочника. Устные сказки, записанные от сказителей, - творения многих поколений людей, а не только этих отдельных мастеров. Это труд тысяч безымянных авторов, каждый из которых вносил свою лепту в общее дело. Сказка имеет свои разновидности. Существуют сказки о животных, волшебные, новеллистические.
Сказки о животных существенно отличаются от других видов сказочного жанра. Специфика их проявляется, прежде всего, в особенностях фантастического вымысла.
Эти сказки восприняли формы вымысла из представлений и понятий первобытных людей, приписавших животным способность думать, говорить и разумно действовать. Представления людей, приписавших зверю человеческие мысли и разумные поступки, возникли в жизненно важной борьбе за овладениями силами природы.
Зверь издали чуял охотника и спешил скрыться. Естественный отбор и борьба за существование породили в мире животных ту целесообразность и естественную разумность, которая поражала первобытного охотника. Образ жизни зверей и птиц казался человеку обдуманным. Он приписал животным способность рассуждать и говорить. Сказочная лиса, как и настоящая лиса, любит наведываться в курятник. Медведь могуч и силен. каждая из сказок о животных воссоздает богатые подробностями бытовые истории. Речь зверей и птиц, внутренние мотивы их поступков, действия, самая житейская обстановка – все свидетельствует об обыденном и привычном.
Волшебные сказки – конкретные художественные произведения народного искусства. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия: в жизнь человека вмешивается то злая и губительная, то добрая и благоприятная сверхъестественная сила. Волшебная сказка изобилует чудесами. Здесь и страшные чудовища: Баба Яга, Кощей; и чудесные предметы: ковер-самолет, сапоги-скороходы. Чудесный вымысел лежит в основе этого вида сказки.
Персонажи волшебной сказки идеализируются. Герой – образец совершенства, доблести, героиня – воплощение молодости, красоты и душевного обаяния. Героине и герою даруются царский сан. В волшебной сказке действуют не просто Иван и Марья, а Иван-царевич и Марья-царевна. Они поселяются во дворцах. Однако в поступках, речи герои остаются простыми людьми, крестьянами.
Насколько прекрасен внутренний и внешний облик героев, на стороне которых сочувствие народа, настолько безобразен и уродливо-комичен облик персонажей, причиняющих вред человеку. Это чудовища-страшилища, вроде Лиха одноглазого, змея о многих головах, Кощея. Рисуя их уродливыми и безобразными, сказочники показывали, что внешность этих существ выражает их внутреннюю порочность и злонамеренность.
Волшебная сказка – образец национального русского искусства. Она уходит своими глубочайшими корнями в психику, в восприятие, культуру и язык народа.
Сказочный вымысел не повторяется ни в одном другом фольклорном жанре: он присущ только сказке.
Предание – широко известный в народе устный поэтической рассказ, в котором правдоподобно объясняются реальные факты прошлой истории, быта. Главное отличие сказки от предания состоит в том, что сказка неотделима от вымысла: ее идея требует именно условно-поэтической формы, а в предании все устремлено к объяснению реальных фактов – это его главная цель.
Сказ-бывальщина тоже отличается от сказки тем, что говорит о достоверном. Это устный рассказ о чем-либо примечательном в общественном или личном быту, рассказ, истина которого удостоверена личным опытом самого рассказчика. Фантастическое появляется в сказке в виде отдельных элементов.
Если предания и сказы несут в себе положительное знание народа в своем далеком и недавнем прошлом, то былички и по-своему близкие к ним легенды относятся к области суеверий и предрассудков. Былички – это устные рассказы о леших, домовых, чертях и вообще о вмешательстве в людскую жизнь разных сверхъестественных сил. Религиозный характер вымысла отличает быличку от сказки.
Отличны от сказок и легенды. Легенда шла не от народной, языческой, а от христианской религии. Принятие Русью христианства повлекло за собой проникновения в народ некоторых церковных понятий, фантастики библейских книг. Легенда существовала в самых разных вариантах, и каждый из них грозил неправедно живущим жесткой карой. Фантастику библейских сказаний народ направил против господ.
Как видим, фольклор был богат разнообразными жанрами. Каждый из них имеет свою особенность и ценность. Но, по мнению В.П. Аникина, искусством художественного слова можно считать только сказки [13, с.94].
Народ педагог умело использовал их для воспитательных целей. Для каждого возраста имелись свои сказки. Были "сказки маленьким". Это небольшие сложенные произведения с "небыличным" содержанием. Они развивали фантазию детей, несли определенную дозу информации. С возрастом объем информации увеличивается. С помощью сказок детям преподавали основы нравственности, знакомили их с законами, обычаями, взаимоотношениями классов. Все это делалось без принуждения в занимательной форме.
Сказки являются для ребенка неисчерпаемым источником чувств и фантазии, а в свою очередь, развитие чувств и фантазии приобщает их к духовному богатству, накопленному человечеством. Сказки заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям. Однако и волнение, и сострадание, и радость ребенка должны быть адресованы именно тем персонажам и тем событиям, которые этого достойны, а недостойные поступки должны соответственно осуждаться.
Для маленького ребенка каждый день несет с собой открытия, имеющие исключительную важность для формирования его личности: это и общение со взрослыми, и детьми, и наблюдения за жизнью взрослых, явлениями природы.
Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, скороговорок. В народной педагогике сказывание сказок и потешек проходило без картинок. Оно включало действия взрослого совместно с ребенком. "Кашку варят" на ладошке ребенка, "ладушки" хлопают его ручками, яички Курочки Рябы "бьют кулачком" ребенка и "плачут" вместе с ним, закрывая лицо его ладонями. Простота малых фольклорных форм не имеет ничего общего с упрощенностью. И хотя они состоят из нескольких строк, незатейливых по содержанию и простых по форме, однако таят в себе немалые жанровые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваться в лицо говорящего. Неповторимое своеобразие фольклора особенно ценно для активизации ребенка в тот период, когда у него еще не сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слова.
Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многопланово. В потешках и песенках оживают явления природы, действуют животные. Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушечка идет на речку за водичкой – цыпляток поить; сорока-белобока кашку варит – деток кормит и т.п. Персонажи трудолюбивы, ласковы, заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т.д.
Стихи, прибаутки, поговорки, образные слова представляют собой ту ценную звуковую и речевую среду, которая благоприятствует освоению языка, развитию восприимчивости к звучанию художественного слова.
Раннее соприкосновение с народным творчеством обогащают чувства ребенка пониманием добра, ласки, тепла.
Сказка для ребенка – это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реалий действительности. Образность сказки, даже более того – ее условность, хорошо усваивается ребенком.
Никакие сенсации, проповеди и увещевания не принесут пользу, поскольку ребенок по существу своей психики, прежде всего и более всего эмоционален. А сказочная образность обращена к эмоциональной стороне человека. Сказка повествует о правде жизни. Просто, правда эта увидена и подана под особым углом зрения.
Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь, у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.
В сказке есть четкая граница: это – Добро, а это – Зло, этот персонаж – плохой, а этот – хороший. И малыш знает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.
Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску.
Народные сказки, особенно волшебные, где обязательно присутствуют сверхъестественная сила и персонажи "вредители", аккумулируют в себе богатый материал, на основе которого дошкольники способны усвоить типичные образцы и модели поведения, определяемые не только сложившейся ситуацией, но и характером персонажа.
1.2 Психологические особенности ребенка
Рассматривая развитие психических особенностей, отметим, прежде всего, что раннее детство сентизивно к усвоению речи.
Автономная речь ребенка довольно быстро трансформируется и исчезает. Необычные по звучанию и по смыслу слова заменяются словами "взрослой" речи [5,с.159].
Осваивая родную речь, дети овладевают как фонетической, так и семантической ее сторонами. Произнесение слов становится более правильным, ребенок постепенно перестает пользоваться искаженными словами и словами-обрывками. Этому способствует и то, что к 3 годам усваиваются все основные звуки языка. Слово приобретает для него предметное значение.
В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь – количество понимаемых слов. К двум годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы.
Инструктивная речь, организующая действия ребенка, понимается им достаточно рано. Позже, в 2-3 года, возникает понимание и речи-рассказа. Для того, чтобы он понял рассказ или сказку, содержание которых выходит за пределы непосредственно воспринимаемой им ситуации, нужна дополнительная работа – взрослые должны этому специально научить.
Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь, появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные ко взрослым.
Восприятие маленького ребенка отличается от восприятия взрослого человека тем, что это развернутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах. А.В. Запорожцем было выделено специфическое действие для этой деятельности. Это – содействие, когда ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия. Б.М. Теплов, рассматривая природу художественного восприятия ребенка, указывал, что сопереживание, мысленное содействие герою произведения составляет "живую душу художественного восприятия" [11,с.286].
Художественное произведение рассчитано на образное восприятие читающего и слушающего. Произведение воздействует на воображение, вызывает душевный отклик, пробуждает чувство сопричастности. Описываемая ситуация создается в воображении посредством художественного слова.
У ребенка одного - двух лет еще не сформировалось такое восприятие, поэтому надо четко определить, какие фольклорные произведения доступны восприятию малышей.
Дело в том, что на втором году жизни практическое взаимодействие с окружающим значительно расширяется, что создает объективные предпосылки для более активного познания окружающего мира. Функциональная направленность окружающей предметной среды формирует социальный опыт, активизирует мышление, память. Тематика народных произведений раскрывает опыт первоначальной ориентировки детей в окружающем и сопутствует статусу познавательной деятельности, характерной для раннего возраста.
На втором году малыш не дифференцирует реальное и сказочное. (Может быть, поэтому впечатления детства, особенно ярки и остаются на всю жизнь). Произведения народного поэтического творчества оказывают разностороннее воздействие на воспитание ребенка.
Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка.
Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящие, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых.
Общение с другими детьми в раннем детстве обычно только появляется и не становится еще полноценным. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Тем не менее, общение со сверстниками полезно и тоже способствует эмоциональному развитию ребенка.
Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Но ребенка раннего возраста легко отвлечь, показав ему новую игрушку. Ребенок мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.
В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними.
Жизненный мир на протяжении почти всего раннего детства остается простым: ребенок живет только ситуациями, каждое его побуждение связано с непосредственным восприятием.
К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложения.
Речевая активность ребенка обычно резко возрастает между 2 и 3 годами. Расширяется круг его общения.
Помимо речи, в раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание. Раннее детство интересно тем, что среди всех этих взаимосвязанных функций доминирует восприятие.
В этот период в процессе активного восприятия включается память. В основном это узнавание, хотя ребенок уже может и непроизвольно воспроизводить увиденное.
Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-двойственным. В это время в совместной деятельности со взрослыми ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами. Взрослый учит его тому, как следует использовать ложку и чашку, как держать в руке карандаш.
Помимо собственно предметных действий для развития ребенка раннего возраста важны и такие, как рисование и игра. Рисунок ребенка до 2 лет трудно назвать рисунком, это скорее каракули. Но на третьем году уже появляются формы, обладающие сходством с изображаемым объектом.
Ведущая деятельность в этот период – предметно-манипулятивная. Играя, ребенок манипулирует предметами, в том числе игрушками, сосредотачиваясь на самих действиях с ними.
Третий год жизни детей привносит новое, имеет свои неповторимые особенности и в общем развитии, и в методике ознакомления с народной поэзией.
К концу третьего года жизни у ребенка усиливается произвольность и преднамеренность поведения, появляется умение выполнять задания в русле заданной взрослыми систем, наблюдается усиленное развитие активных ориетнировочно-исследовательских действий, возрастает познавательский интерес к окружающему миру, а вместе с этим и понимание причинно-следственных связей и отношений.
Данные науки, опыт передовой педагогической практики говорят о том, что при условии систематической и целенаправленной педагогической работы дети третьего года жизни способны овладевать высокими для данного возраста навыками умственной деятельности. Этот период детства заключает огромные потенциальные возможности, которые можно реализовать, учитывая ведущие линии овладения важнейшими навыками.
Ведущей необходимо считать линию на формирование наглядно-образного мышления и воображения, овладение элементами знаковой культуры общества. Особую роль начинают играть дальнейшее овладение речью и познание окружающего.
Малыши исключительно чутки к окружающему миру, а главное, уже нацелены на поиск информации, обостренно реагируя не столько на констатацию явления, сколько на изменения в нем, т.е. модификацию различных связей и отношений.
На третьем году жизни ребенка продолжает формироваться наглядно-действенное мышление, в недрах которого развивается наглядно-образное мышление. Знания, ранее усвоенные на эмоционально-чувственной ориентировочной основе, начинают переходить в образный план, интенсивно развиваться воображение.
Еще одна особенность третьего года жизни: наряду с возникшей способностью образного восприятия у детей постепенно формируется реалистическое понимание действительности.
Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях можно считать важной вехой в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения. Как правило, он уже может дать оценку событиям, описываемым в художественном произведении, помнит ход действий, их последовательность; может рассказать, чем все закончилось. Сопоставляя реальное и сказочное, действительное и "понарошечное", смешное и грустное, учится анализировать окружающий мир.
1.3 Понятие восприятия у детей дошкольного возраста
Восприятие человека – необходимая предпосылка и условие его жизни и практической деятельности. Восприятие является непосредственным, чувственно-предметным отражением внешнего мира.
Именно на основе восприятия возможна деятельность других психических функций – памяти, мышления, воображения. Вместе с тем оно служит регулятором взаимодействия человека с окружающим миром, без которого невозможна не только практическая деятельность людей, но и жизнедеятельность в целом.
Первоначально восприятие выступает как относительно простой акт непреднамеренного отражения той действительности, которая окружает человека. Но в процессе развития восприятие может переходить с одной стороны, в специфическую "теоретическую деятельность" - наблюдение, позволяющее глубже проникнуть в мир материальных и социальных явлений. С другой стороны, восприятие может переходить и в процессе создания художественного образа и эстетическое созерцание мира.
Итак, восприятие представляет собой отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств.
В зависимости от преобладающей роли того или иного органа чувств различают зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие.
Существует также классификация видов восприятия по формам существования материи. По этому параметру выделяются восприятие времени, восприятие движения, восприятие пространства.
Восприятие – это сложная познавательная деятельность, включающая целую систему действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить. Состав их зависит от степени осмысленности восприятия, т.е. понимания того, что воспринимается, зачем и для какой цели человек смотрит или слушает в данный момент.
Важной характеристикой восприятия, как и других психических процессов, является его мотивационная сторона. В зависимости от того, есть ли у ребенка потребность воспринимать то, что говорится или демонстрируется на занятии, желание и интерес к предмету, различны будут и результаты восприятия (его скорость, точность образов, полнота отображения признаков и т.д.)
Важным регулятором процесса восприятия является установка, которую в данном случае можно рассматривать как готовность к восприятию нужного материала.
Восприятие художественного произведения – очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности – в знакомстве с явлениями окружающей действительности через искусство.
В нашей психолого-педагогической литературе проблема восприятия и понимания художественных произведений детьми дошкольного возраста разработана достаточно широко и полно. Ученые (А.В. Запорожец, Л.С. Славина, Н.С. Карпинская и др.) отмечают, что дошкольный возраст – период активного становления художественного восприятия ребенка [9,с.93]. В это время совершается переход от первоначального восприятия, когда специфическое эстетическое отношение к действительности еще слито с жизненным, к ступеням собственно эстетической деятельности. Последняя реализуется в активном мысленном сопереживании ребенка героям, в перенесении им на себя действий, чувств, мыслей персонажей.
Помимо общих закономерностей восприятия художественного произведения существуют специфические, отражающие особенности познавательного и личностного развития на каждом возрастном этапе. Выше мы рассмотрели основные показатели психического развития детей раннего возраста. Теперь попытаемся рассмотреть, как эти особенности влияют на процесс восприятия литературного произведения.
К началу третьего года жизни довольно высокого уровня достигают восприятия и память ребенка, возрастает устойчивость внимания, продолжает формироваться наглядно-действенное и зарождается образное мышление, которое позволяет полнее понимать речь окружающих людей без наглядного сопровождения.
Ребенку третьего года доступен образный язык произведений и даже действия в плане образа. Этому способствует также и развивающаяся ролевая игра, которая становится ведущим видом деятельности. Малышу нравятся не только ритм, рифма, игровые приемы потешек, песенок, сказок. Его увлекает содержание художественного произведения, направленность и результат событий, т.е. он может сказать, чем все закончится, дать оценку (хорошо это или плохо), провести сравнения (а как я делаю).
Произведения художественной литературы учат ребенка мыслить, расширять кругозор. Его интересует результат действия героев произведения и, как правило, волнует собственная причастность к происходящему (он может попросить попробовать кашу, которую "сварила" сорока-белобока). Вместе с тем ребенок третьего года уже понимает сказочность сюжетов, их забавность.
Характерной чертой восприятия литературы младшими дошкольниками является тесная зависимость понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта ребенка. Литературные факты, которые совпадают с жизненными представлениями детей, осознаются ими легко и правильно.
Факты же противоречащие опыту, не совпадающие с ним, часто осознаются неверно.
Сопоставление персонажей приводит к непроизвольной оценке, которую ребенок включает в ткань пересказа.
Слушая литературные произведения, дети прежде всего устанавливают наиболее легко осознаваемые связи, когда события четко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего.
Такое построение сюжета характерно для большинства сказок, которые читают и рассказывают младшим дошкольникам ("Теремок", "Воле и козлята", "Колобок", "Репка" и др.) [10, с.74].
Если прямая связь событий прерывается и по ходу сюжета появляется скрытый замысел, это существенно усложняет восприятие, а порою приводит к непониманию произведения. Например, дети не всегда отчетливо осознают содержание даже совсем простой по сюжету сказки "Маша и медведь".
Исследования педагогов и психологов показали, что многие малыши не улавливают скрытого смысла девочки Машеньки и в связи с этим неправильно понимали некоторые события и поступки героев сказки. Пересказывая ее, дети "спрямляют" сюжет, опуская эпизоды, где Маша прибегает к хитрости.
Схема пересказа нередко бывает такова: Маша попадает к медведю – печет пирожки – садится в короб с пирожками – медведь доставляет ее к бабушке с дедушкой. Мы видим, что в своих пересказах дети исключают основной конфликт, и вся история приобретает не вполне соответствующий оригиналу характер.
Определенную трудность вызывает у малышей восприятие сказок с двухчастной композицией, где в сюжете существует несколько историй ("Лиса и волк", "Кот, петух и лиса", "Коза-дереза" и др.). Обычно ребенок улавливает и воспроизводит только одну из историй (частей) сказки. опора при этом происходит чаще всего на первую часть и на эпизоды, либо более по содержанию, либо знакомые детям.
При восприятии литературного произведения в центре внимания ребенка главный персонаж. Детей интересует его внешность, действия, поступки. Самостоятельно представить мысленно героя, воссоздать его образ в своем воображении дети чаще всего не могут и нуждаться в наглядной опоре – иллюстрациях.
Эмоциональное отношение детей к героям ярко окрашено. Ребенок бурно радуется победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжества добра над злом.
Пересказывая, например, сказку "Коза-дереза", почти все малыши с торжеством заканчивают ее тем, что коза упала с печки и разбилась. Активно действуя (мысленно) вместе с героем, дети пытаются иногда вмешаться в события (прерывают чтение, закрывают глаза, шлепают по картинке с изображением "плохого" персонажа и т.д.). Вместе с тем, в этом возрасте эмоциональное отношение детей к героям часто бывает не связано с текстом. оно определяется ограниченным жизненным опытом детей, который не всегда дает возможность правильно понять произведение. Психологи заметили, что мишку из сказки "Теремок" ребенок называет хорошим только потому, что у него дома есть любимая игрушка – мишка.
Есть и еще одна характерная для младшего дошкольника особенность – это необычная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Человек, по утверждению К. Чуковского, начинает говорить не прозой, а стихами. Первые слова, которые произносит ребенок, по симметричному расположению гласных звуков являются совпадающей рифмой: ма-ма, па-па, ба-ба и др. Сама природа ребенка раннего и младшего дошкольного возраста требует стихотворного материала.
Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют, прежде всего, к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой. Оттого-то малышам нравятся произведения детского фольклора, поэтическая природа которого, гармонично сочетающая в себе слово, ритмику, интонацию, музыку и действие, точно соответствует эмоциональным потребностям ребенка. Каждая из песенок, подобных "Ладушкам", "Козе", "Сороке-белобоке", - это блестящий миниспектакль для малыша, в котором он одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и танцор, и актер, и чтец. Усваивая звуковой склад малых форм фольклора, повторяя слова, восклицания, интонации, ребенок усваивает национальный колорит русской поэзии, ее дух, отчего литература становится для него поистине родной.
Языком фольклора до сознания ребенка можно донести самые сложные истины. Фольклор не позволяет "скатиться" к обыденности, не допускает обедненности восприятия, потому что всегда таит в себе подтекст, который открывается не каждому, а лишь тому, кто добрыми глазами смотрит на мир, кто щедр душой и чист совестью. Это, прежде всего, свойственно детям. Может быть поэтому они так трепетно откликаются на поэтику фольклора.
Поэтика русского фольклора сопровождает многие народные традиции, в которых раскрывается дух России.
Таким образом, рассмотрев теоретические основы восприятия сказки детьми дошкольного возраста, мы пришли к следующему выводу. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Анализируя нынешнее состояние проблемы влияния сказки на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, можно констатировать, что большее внимание уделяется развитию одной сферы — интеллектуальному развитию ребенка. Г. И. Песталоцци сформулировал общее правило, которое часто не соблюдается в настоящее время, оно заключается в том, что знание не должно опережать нравственного развития ребенка. Родители очень рано начинают обучать своего ребенка, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он не готов ни физически, ни морально. Тогда как для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие внутренней жизни, питание его эмоциональной сферы, чувств.
Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.
Однако психолого-коррекционные возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка остаются еще недостаточно изученной проблемой.
Для формирования восприятия сказки детьми дошкольного образа мы провели экспериментальное исследование, которое описано в следующей главе.
Глава 2. Экспериментальное исследование восприятия сказки детьми дошкольного возраста
Изучение восприятия сказки детьми дошкольного возраста
Наше исследование мы провели в старшей группе детского сада села Лариха. В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 5-6 лет (Приложение 1).
Целью констатирующего этапа нашего исследования мы поставили выявить уровень восприятия сказки детьми данной группы. Для диагностики уровня восприятия сказки детьми дошкольного возраста мы использовали общепринятые методику определения уровня восприятия Ф.Г.Даскаловой [23, с.237].
Данная методика помогает с помощью тестовых вопросов и ответов определить высокий, средний, низкий и значительно низкий уровни восприятия детей.
1-й тест. Свободные словесные ассоциации по определенному слову
Задача: "Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово, а ты скажешь мне другое - какое хочешь".
1 - стул;
2 - мяч;
3 - Иван;
4 - зайчик;
5 - пою;
6 - красный.
Оценка: по крайней мере, 3 верных ответа (т.е. адекватные слову-раздражителю ассоциации).
2-й тест. Ассоциативное дополнение слова в предложении - подбор и активное употребление имен существительных
1 - Ребенок толкает....
2 - Девочка качает....
3 - Зайчик хрупает... .
4 - Мама стирает... .
5 - Девочка поливает.... Оценка: 5 верных ответов.
3-й тест. Подбор и активное употребление глаголов
1 - Что делает зайчик?
2 - Что делает ребенок?
3 - Что делает петух?
4 - Что делает мама?
5 - Что делает папа? Оценка: 5 верных ответов.
4-й тест. Подбор и активное употребление имен прилагательных
1 - Какое яблоко (по величине, цвету и пр.)?
2 - Какая собака?
3 - Какой слон?
4 - Какие цветы?
5 - Какая зима? Оценка: 5 верных ответов.
5-й тест. Практическое приложение грамматических (морфологических) правил изменения слова
1 - Как говорится о маленьком стуле? А если их много?
2 - Как говорится о маленькой собаке? А если их много?
3 - Как говорится о маленьком яблоке? А если их много? Оценка: 2 верных ответа.
6-й тест. Составление предложения по одному слову
1 - мальчик;
2 - кукла;
3 - мишка. Оценка: 2 верных ответа.
7-й тест. Составление предложения по трем определенным словам
1 - кукла, девочка, платье;
2 - тетя, плита, кошка;
3 - дядя, грузовик, дрова; Оценка: 2 верных ответа.
8-й тест. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложном подчиненном предложении (раскрытие логического вербального мышления)
1 - Он вышел, когда... .
2 - Он не пошел на прогулку, потому что....
3 - Он не вышел во двор, когда....
4 - Он не взял игрушку, которая.... Оценка: 3 верных ответа.
9-й тест. Открытие и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения (обнаружение чутья к грамматической правильности)
Задача: "Скажу тебе несколько предложений, но будь осторожен, так как в них есть ошибки. Можешь их исправить?
1 - Он ушла на реку.
2 - Там увидел маленькую рыбку.
3 - Потом бросил один камни.
4 - Из реки выпрыгнула зеленый лягушка". Оценка: 3 верных ответа (исправление можно сделать по любым из двух возможных способов пере конструирования).
10-й тест. Словесное объяснение определенного действия и его последовательности
Задача: 1. Объясни: как из этих кубиков можно сделать домик? 2. Объясни: как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь?
Оценка: Полное и понятное словесное объяснение одной из задач.
Обработка и интерпретация результатов
Уровень восприятия детей определяется по формуле
УВ=ВРР х 100/КВ
где УВ – уровень восприятия детей, ВРО - возраст развития речевого общения, КВ - календарный (хронологический) возраст ребенка. Возраст развития речевого общения (ВРР) определяется числом успешно решенных ребенком вербальных задач, умноженным на 4. Календарный возраст (КВ) определяется разницей между датой исследования и датой рождения.
Определены следующие границы распределения УВ:
УВ от 1 до 10 - значительно низкий уровень восприятия;
УВ от 11 до 41 – низкий уровень восприятия;
УВ от 42 до 60 – нормальный уровень восприятия;
УВ от 61 до 100 – высокий уровень восприятия.
После проведения этого эксперимента выяснилось, что дети мало восприимчивы к сюжетам сказок (Приложения 1, 2).
Мы определили следующие уровни восприятия детей дошкольного возраста:
В экспериментальной группе:
Средний уровень 52%
Высокий уровень 4%
Низкий уровень 35%
Значительно низкий уровень 9%
В контрольной группе
Средний уровень 57%
Высокий уровень 9%
Низкий уровень 31%
Значительно низкий уровень 5%
Вторым методом мы использовали основные способы психодиагностики с помощью сказки, применяемые в работе с ребенком.
Рассказываем ребенку сказку и отслеживаем его реакции. Для этого необходимо погрузить ребенка в сказку, ввести в состояние, подобное легкому трансу. Это достигается многочисленными повторами, распевами и ровностью голоса, использованием красочных речевых оборотов, затейливых присказок и концовок, приемами НЛП.
"В некотором царстве, в некотором государстве…" - как прост и в тоже время загадочен язык сказки. И ребенок погружается в царство сказки, в мир фантазии. И проживает целую жизнь с сильным и смелым Иваном-Царевичем, спасая прекрасную царевну.
Психолог или воспитатель должен наблюдать, как ребенок реагирует на те или иные поступки героев, для того, чтобы выявить ценностные представления, страхи; отследить позы ребенка, движения, мимику. Кроме комментариев ребенка необходимо истолковывать невербальные сигналы, чтобы выявить наиболее значимые места.
Необходимо обращать внимание на шутки и смех ребенка, на тревогу, на те моменты, которые вызывают особый интерес или, наоборот, не привлекли внимания ребенка, на его комментарии по ходу рассказа. Следует отметить, с кем из героев сказки себя идентифицировал ребенок; догадаться об этом нетрудно по личностным реакциям, то есть проявляемым эмоциям.
Тут психологу следует не только отслеживать реакции ребенка, но и сделать полный анализ продукта творчества ребенка - сказки, которую можно условно отнести к художественному произведению, автор которого комбинирует образы не случайно, как во время сновидения или бессмысленного мечтания. Напротив, сказка следует внутренней логике развиваемых образов, а внутренняя логика обусловлена той связью, которую устанавливает произведение между своим миром и миром внимания.
Этот метод диагностики можно применять для детей и младшего дошкольного возраста.
Просим ребенка рассказать любимую сказку или рассказ, или наиболее запомнившуюся. В данном случае мы исходили из положения, что сказки, прочно закрепившиеся в душе ребенка, являются плодами родительских предписаний и лежат в основе жизненных сценариев 3, с.235.
Любимая сказка, чаще всего, представляет собой грубо упрощенный жизненный сценарий и, выявив, с кем из героев - Героем или Неудачником - идентифицирует себя ребенок, можно определить его "программу" на всю взрослую жизнь.
При работе с клиентом психолог исходит из необходимости искать именно тот мир, или ту волшебную сказку, которым следует пациент. И чем более мы к ним приближаемся, тем лучше для клиента. Когда взрослый человек обращается к психотерапевту, его жизненный сценарий уже трудно переделать. Поэтому диагностическую и коррекционную работу начинать нужно как можно раньше, когда ребенок только усвоил мифы и сказки, и делает "первые в них шаги". К тому же работа с ребенком легче для психолога еще и потому, что его психологические защиты не стали "закостенелыми", а выражение своих чувств и эмоций не столь сильно сдерживает "родительский контроль", поэтому проекция является более пропорциональной и, следовательно, менее искаженной.
Просим ребенка придумать и рассказать историю, сказку. Волшебный рассказ. Именно этот способ работы со сказкой дает самый богатый материал для диагностики.
Таким образом, в результате констатирующего этапа исследования через наблюдение за восприятием детей сказок, а также с помощью тестирования мы выявили возможность целенаправленного влияния на формирование восприятия сказок детьми дошкольного возраста, в чем и состояла главная задача данного этапа эксперимента.
Организационная работа по формированию восприятия сказки детьми дошкольного возраста
Цель формирующего этапа нашего исследования состояла в формировании уровня восприятия сказки детьми дошкольного возраста путем поиска психолого-педагогических методов и форм использования духовно-нравственного содержания сказки как средства коррекции эмоциональной сферы и социального поведения ребенка старшего дошкольного возраста.
Группа была скомплектована из 15 детей старшего дошкольного возраста. При апробации системы мероприятий по коррекции с использованием программы духовно-нравственного содержания "Воспитание сказкой" использовались такие методы исследования, как анкетирование, индивидуальные и групповые беседы, наблюдения, проективные методики (рисование сказочных героев)(Приложение 4).
По окончании 32-х занятий с использованием тех же анкет-опросников, которые заполняли независимые эксперты, родители и воспитатели, а также и педагоги-психологи Центра, были получены данные об изменении поведения и эмоционального состояния детей. Результаты были подтверждены наблюдениями специалистов, реализующих коррекционную программу. Они зафиксировали динамику изменения уровней эмоционального развития, переход от психофизиологического уровня к более высокому социальному и далее — к эстетическому. Позитивно изменились характеристики психофизиологического уровня: у 18 детей удалось преодолеть эмоциональную отчужденность, у 13 снизилась непроизвольная двигательная активность, реакции стали более адекватными. На социальном уровне: у 8 из 12 детей исчезло чувство страха, а у оставшихся 4 оно стало ситуативным и осознанным; в поведении всех 5 детей, проявлявших агрессию, в течение последних двух месяцев последнего этапа формирующего эксперимента ни родители, ни педагоги не отметили агрессивных проявлений; из 13 детей, имеющих конфликтные отношения с родителями, 9 семей отметили их исчезновение, а остальные 4 семьи отметили смягчение характера этих конфликтов и снижение их частоты.
Если в начале формирующего эксперимента все 47 детей не стремились и не могли делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, то к концу апреля 15 детей могли достаточно выразительно изображать героев сказки, адекватно передавали их характеристики поведения и отношений, давали полную и правильную нравственную оценку поступкам, ситуациям, героям.
Анализ систематического наблюдения со стороны воспитателей, родителей и психологов показал, что среди детей на 27,6% снизился эмоционально-возбужденный тон настроения. Одновременно с этим на 17,5% снизилась неуверенность, боязливость, чувство страха. Распределение боязливости среди и мальчиков и девочек имеет примерно равные показатели, так же как и показатели жестокости и обижаемости другими детьми. На 38% снизилась заторможенная двигательная активность, которая объяснялась причиной эмоциональной отчужденности. Удалось преодолеть трудности в установлении дружественных отношений как среди мальчиков, так и среди девочек. Это оказалось возможным за счет снижения частоты конфликтов на 19,5% в отношениях с родителями и в детском саду, а также снижения на 10,5% случаев проявления у детей агрессивности.
У 8 детей из 12, участвующих в формирующем эксперименте, отмечена динамика в формировании социальных умений и навыков поведения: отзывчивость, общительность, дружелюбие, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.
Педагоги и родители, привлеченные в качестве объективных экспертов, отметили у всех детей развитие навыков произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия.
Эмоции постепенно становятся более осмысленными, начинают подчиняться мышлению, когда ребенок усваивает различные способы действия и нормы поведения, соотносит результаты своей деятельности с целями и результатами других. Поведение постепенно превращается из побуждаемого спонтанными чувствами и впечатлениями ("полевого" поведения) в поведение "волевое", что означает переход от внешней к внутренней регуляции, к возможности выбора собственного поведения. А. Н. Леонтьев считал это основной характеристикой перехода от преддошколъного к дошкольному возрасту.
2.3 Анализ эффективности реализуемых мероприятий
На контрольном этапе нашего экспериментального исследования мы провели повторную диагностику определения уровня восприятия у детей. Результаты данной диагностики приведены в приложениях 5, 6.
В процессе организации психолого-коррекционных занятий мы использовали деятельностный принцип, поэтому в качестве основных методов применялись разыгрывание (драматизация) отдельных сюжетов по сказкам, продуктивные методы — рисование, лепка и конструирование на темы сказок, прослушивание музыкальных произведений, точно подобранных для сказочных характеристик, что позволяло детям угадывать сказки, героев и уточнять их основные характеристики. Инициирование творчества в передаче ярких эмоциональных характеристик стимулировало способность самостоятельно творить художественный образ. До начала занятий никто из детей не мог проявить свободное творчество в передаче точных эмоциональных характеристик персонажей, поэтому именно процесс обучения проходил наиболее трудно. По мере накопления практического эмоционального опыта более трети детей (32%) достигли высокого уровня развития эмоциональной сферы, эстетических эмоциональных проявлений, что оказалось возможно только при деятельном практическом участии, при так называемом эмоциональном тренинге, подчиненном смыслу сказки (смысл постоянен, а эмоции ситуативны).
Результаты психолого-коррекционной работы позитивно сказались на формировании социальных эмоций. У 8 детей из 12 пропала боязливость в отношениях с детьми, что мешало прежде заводить дружбу. Застенчивые и боязливые дети в процессе занятий приобрели чувства сорадования и сострадания, что было отмечено в передаче ими интонаций, мимики, жестов. Процесс драматизации позволял закреплять эти внешние проявления, а через рисунок фиксировалось и закреплялось эмоциональное отношение к качествам героев, оценка их нравственного поведения. В процессе диалога с педагогом-психологом дети научились выделять довольно глубокие нравственные характеристики, такие как воля, послушание, терпение.
На 17,5% увеличилось число проявлений сострадания, соучастия, взаимопомощи. Исчезли проявления агрессивности, что было отмечено как педагогами, так и родителями всех детей, участвующих в экспериментальных занятиях. Отмечено увеличение на 10,5% числа детей, устойчиво проявляющих чувство доброжелательности. 19,5% родителей, которые ранее фиксировали конфликтные отношения своих детей с ними, отметили у них тенденцию к исчезновению агрессивности и появление благодарности и послушания.
На завершающем этапе формирующего эксперимента после внедрения программы "Воспитание сказкой" было замечено, что дети внимательнее слушают сказку, принимают активное участие в ее обсуждении после прослушивания. В результате анализа литературных источников и анализа результатов формирующего эксперимента подтвердилось наше представление о том, что гармоничное эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста заключается в последовательном освоении трех уровней: психофизиологического, социального и эстетического. Это позволило нам подтвердить правильность характеристик трех уровней эмоционального развития по основным признакам.
Заключение
Наше исследование показало, что восприятие народной сказки положительно влияет на психическое развитие детей раннего возраста.
а) происходит активизация словаря;
б) сказка способствует развитию наглядно-действенного мышления и воображения, аффективно окрашенного восприятия;
в) зарождается самосознание, появляется первичная самооценка.
3. Нами были определены особенности восприятия русской народной сказки детьми раннего возраста. Процессу восприятия способствует:
а) становление основных психических функций в данном возрасте;
б) развитие игровой деятельности;
в) процесс усвоения архетипических символов на бессознательном уровне.
4. Нами были подобраны методики, позволяющие наиболее полно рассмотреть данный вопрос.
5. В нашей работе были даны рекомендации по изучаемой теме для воспитателей и родителей.
Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятная логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.
В сказке всегда есть четкая граница: это - Добро, а это - Зло, этот персонаж - плохой, а этот - хороший. И малыш узнает, что Кащей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.
Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску. В нашей работе был проведен литературно-критический обзор основных теоретических положений по данному вопросу. В психолого-педагогической литературе роль народной сказки в становлении личности рассматривается как:
а) возможность нравственного воспитания;
б) способ передачи социального опыта;
в) процесс познания окружающего мира;
г) один из источников эмоциональной сферы;
д) источник развития эстетического восприятия.
Мы пришли также к выводу, что сказка это основа основ воспитания, это универсальная педагогическая система, в которой тысячелетия народного опыта уже отобрали самые естественные и необходимые формы развития речи, логического и образного мышления, этических и нравственных идеалов. Сказка помогает активизировать все основные психические процессы ребенка.
Таким образом, сила психотерапевтического воздействия сказки очевидна.
Данная работа не претендует на полноту исследований. Перспективы дальнейшего развития изучаемого вопроса мы видим в разработке методов, которые позволят доказать выведенные в работе теоретические выводы.
Список литературы
1. Андреев, Н.П. Русский фольклор [Текст] / Н.П.Андреев. – М., 1938.
2. Аникин, В.П. Русская народная сказка [Текст] /В.П.Аникин. – М., 1977.
3. Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки [Текст] /А.Н.Афанасьев.- В 3-х т., т.1. – М., 1957.
4. Ведерникова, Н.М. Русская народная сказка [Текст] /Н.М.Ведерникова. – М., 1975.
5. Гусейнов, А.А. Социальная природа нравственности [Текст] /А.А.Гусейнов. – М., 1974.
6. Запорожец, А.В. Неверович, Я.З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] /А.В.Запорожец, Я.З.Неверович. – М., 1986.
7. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Психологическое развитие дошкольника [Текст] /Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева. – М., 1998
8. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] /А.Д.Кошелева. – М., 1985.
9. Ленин, В.И. Полн. собр. соч., т.36. – М., 1977.
10. Логинова, В.И. Саморукова, П.Г. Дошкольная педагогика[Текст] /В.И.Логинова, П.Г.Саморукова. – М., 1988.
11. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] /В.С.Мухина. – М., 1997.
12. Никифоров, А.И. Сказка, её бытование и носители [Текст] /А.И.Никифоров. – М., 1930.
13. Померанцева, Э.В. Русская народная сказка [Текст] /Э.В.Померанцева. – М., 1963.
14. Пропп, В.Я. Фольклор и действительность [Текст] /В.Я.Пропп. – М., 1976.
15. Пушкин, А.С. Полн. собр. соч. В 6-ти т., т.3. – М., 1950.
16. Соколовы, Б. и Ю. Сказки и песни Белозерского края [Текст] /Б. и Ю.Соколовы. – М., 1915.
17. Соколов, Ю.М. Русский фольклор [Текст] /Ю.М.Соколов. – М., 1941.
18. Субботский, Е.В. Нравственное развитие дошкольников[Текст] /Е.В.Субботский// Вопросы психологии. – М., 1983.
19. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям [Текст] /В.А.Сухомлинский. – Киев, 1969.
20. Ядэшко, В.И. Сохин, Ф.А. Дошкольная педагогика [Текст] /В.И.Ядэшко, Ф.А.Сохин. – М., 1986.
21. Якобсон, С.Г. Пруст, И. Последняя победа Буратино [Текст] /С.Г.Якобсон, И.Пруст. – М., 1983.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Список детей, участвующих в экспериментальном исследовании
1. Катя М.
2. Даня З.
3. Виолета К.
4. Ольга К.
5. Карина Р.
6. Марина П.
7. Вадим В.
8. Виталий А.
9. Никита В.
10. Руслана Я.
11. Кирилл Ф.
12. Анжела Г.
13. Татьяна Б.
14. Даниил В.
15. Юля С.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Уровень восприятия
Экспериментальная группа на констатирующем этапе
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Уровень восприятия
Контрольная группа на констатирующем этапе
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Тематический план и содержание занятий "Воспитание сказкой"
Задачи:
1. Развивать слуховое и зрительное внимание, наблюдательность, воображение.
2. Формировать умение логически мыслить при решении проблемных задач.
3. Обогащение словарного запаса детей, как в количественном, так и в качественном отношении, учить звуковому анализу и синтезу в словесных играх.
4. Совершенствовать зрительное внимание детей, обучая их глубинному, детальному восприятию предметов, соотношению их частей.
5. Закреплять умение сравнивать похожие предметы, отличающиеся деталями.
6. Поддерживать активное использование простых и сложных предлогов при ответах.
Художественное слово:
Русская народная сказка "Снегурочка".
Загадки про зиму, снег и т.д.
Пословицы, поговорки.
Весёлые задачи.
Физкультминутка "Мороз".
Оборудование: иллюстрации с персонажами, картинка, на которой есть два разных снеговика.
Варианты игровых упражнений:
1. "Когда это бывает..."
2. "Снеговики"
3. "Кто лишний и почему?"
4. Игра "Времена года".
5. Игра "Разные снеговики".
6. "Весёлые задачи".
Варианты вопросов по сказке:
1). Какие времена года описаны в сказке?
2). В какое время года появилась Снегурочка?
3). Какие отличительные признаки зимы? весны? осени?
4). Сколько месяцев длится одно время года?
5). Сколько надо снежных шаров, чтобы слепить снежную бабу?
6). А почему не лепят снежного деда?
7). Какие забавы, зимние игры ты знаешь?
8). Нравится ли вам Снегурочка? Почему?
9). Что это у неё за имя - Снегурочка? От какого слова? Как её можно ещё назвать?
10). Похожа ли Снегурочка на Весну Красну? На Лето Красное? На осень... ? А на Деда Мороза? Чем? Чем отличается от него?
11). Сколько времени прожила Снегурочка у деда с бабой? (почти шесть с половиной месяцев).
12). Сказка грустная или весёлая? Почему?
13). Чему учит эта сказка? Вспомним пословицы:
"Не хлебом единым жив человек? "
"Без детей горе, а с детьми - двое".
"Всему своё время".
"Зиме, да лету союзу нету".
"Зима кончается, весна начинается".
Варианты игровых упражнений:
1). "Когда это бывает..."
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает
Когда это бывает. (Весна)
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят... (Осень)
Солнце печёт,
Липа цветёт,
Рожь поспевает Когда это бывает. (Лето)
Дел у меня немало -
Я белым одеялом Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю Белю поля, дома,
Зовут меня... (Зима)
2). "Снеговики"
В воскресенье слепил я трёх замечательных снеговиков. Один получился большой, другой - поменьше, а третий - совсем маленький. Руки первого и второго - снежные комки, а у третьего - из сучков. Вместо носа вставлены морковки, глаза из угольков. Стоят снеговики и радуются. (Нарисуйте снеговиков).
3). "Загадки".
Меня не растили
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку,
Глаза – угольки,
Руки – сучки.
Холодная, большая Кто я такая? (Снежная баба)
По снегу покатите – я подрасту,
На костре согреете – я пропаду. (Снежный ком)
Очень любят дети
Холодок в пакете.
Холодок, холодок,
Дай лизнуть тебя разок. (Мороженое)
4). "Снежные комочки"
Обведи комочки по точкам, старайся не отрывать карандаш от бумаги. Комочки можно наматывать от центра или от края, по часовой стрелке и против неё. Усложнение - нарисуй "комочки" самостоятельно.
5). Игра "Времена года".
Для игры нужны четыре шапочки для Зимы, Весны, Лета и Осени. Если играет группа детей, таких шапочек может быть больше: три для Зимы, три для Весны и т.д. Вместо шапочек можно использовать карточки из цветной бумаги: белой, зелёной, красной, жёлтой, на которых должны стоять цифры 1, 2, 3 (по числу месяцев в каждом времени года).
Дети встают в круг. Водящий (Старик - годовик) называет месяц, например "Август". В круг входит ребёнок с красной карточкой №3, и говорит об этом месяце: "Я последний, третий летний месяц".
6). Игра "Разные снеговики".
Взять две картинки с изображением снеговиков. У них разные шапки, разное число пуговиц и другие различия. Рядом поставить зайчика.
Вот зайчишка у реки
Встал на задних лапках,
Перед ним снеговики
С метлами и в шапках.
Заяц смотрит, он притих,
Лишь морковку гложет:
Что же разное у них, -
Он понять не может.
Посмотрите на "лица" снеговиков. Что у них разное? (Один снеговик грустный, другой весёлый, третий - спокойный и т.д.; нос у одного длинный, у другого короткий, у третьего - другого цвета). Что у них одинаковое? (Два глаза, есть нос, брови и т.д.). Сравните их головные уборы? Что у них в руках? и т.д.
Если игра проводится с группой, то можно организовать игру по кругу с фишками за правильный ответ. Выигрывает тот, кто набрал большее число фишек.
7). "Весёлые задачи".
а) Дети лепили снежную бабу. После прогулки на батарее сохло 8 варежек. Сколько детей лепило снежную бабу? (Четыре ребёнка).
б) Наступил декабрь. Распустились три ромашки, а потом - ещё один. Сколько ромашек распустилось? (В декабре цветы не растут).
в) Бабушка, дедушка и Снегурочка всегда садились за стол ужинать. так: справа, от окна - дедушка, слева от окна - Снегурочка, спиной к окну - бабушка. Как можно сесть по-другому? Сколько разных вариантов? - Шесть вариантов. Предложите ребёнку показать это на наглядном материале.
г) Ну-ка, сколько всех ребят
На горе катаются?
Трое в саночках сидят,
Один (двое, трое) дожидаются.
8). "Физминутка"
Мороз Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне Мороз,
Тронет руку, тронет нос (показать руку, нос)
Значит надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть. (показать движения)
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Уровень восприятия
Экспериментальная группа на контрольном этапе
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Уровень восприятия
Контрольная группа на контрольном этапе