Воспитательный процесс в школе (работа 1)


Введение

У педагога сегодня разносторонний спектр функций, главная из которых -воспитание человека в самом широком смысле слова. И если мы говорим о воспитании, то, в первую очередь, говорим о содержательной деятельности классного руководителя.

Классный руководитель несет ответственность за целевую воспитательную работу в классном коллективе, моделирует, организует и стимулирует развитие личности учащихся. Являясь посредником между социумом и ребенком, организует систему отношений через разнообразные виды деятельности классного коллектива, создает условия для развития каждой личности, раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства. Классный руководитель определяет конкретную цель и стратегические задачи своей деятельности. Необходимость конкретизации стратегических задач приводит классного руководителя к необходимости планирования воспитательной работы.

Под планированием воспитательной работы в классе следует понимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности классного коллектива, организаторов и участников намеченных дел, сроков их проведения.

Цель курсовой работы состоит в исследовании основ планирования воспитательной работы в классе с учетом индивидуальных особенностей личности современного школьника.

Курсовая работа состоит из теоретической и практической части.

В процессе написания курсовой работы была использована литература ведущих отечественных исследователей по тематике работы, таких как Байбородова Л.В. Воспитательный процесс в современной школе, Байкова Л.А. Методика воспитательной работы, Богуславская И.П. Деятельность классного руководителя в современной школе и других.

    Теоретические основы воспитательной работы в классе.

Простейшей формой планирования воспитательной работы является расположение содержания перспективных дел в классе в календарном порядке.

Чтобы успешно осуществить планирование, необходимо последовательно выполнить действия по следующему алгоритму:

1. Педагогический анализ состояния и результатов воспитательной работы в классе за прошедший учебный год.

2. Определение классным руководителем модели плана воспитательной работы на следующий учебный год.

3. Моделирование классным руководителем образа учащегося, жизнедеятельности класса.

4. Коллективное планирование жизнедеятельности класса.

5. Уточнение, конкретизация целевого, содержательного, организационного и оценочно-диагностического компонентов воспитательной деятельности, оформление плана воспитательной работы

При планировании работы классному руководителю важно соблюсти принцип оптимальности:

    найти наилучший вариант участия детей и взрослых в коллективной работе по планированию;

    избрать оптимальный вариант формы и структуры плана воспитательной работы, чтобы он был удобен для использования.

Соблюдение принципа диалога между участниками планирования воспитательной работы обеспечит правильное определение наиболее полного спектра возможных путей и способов организации жизнедеятельности детей.

Классному руководителю важно использовать существующие следующие подходы к планированию:

•целенаправленность плана;

•учет возрастных особенностей учащихся, ведущих интересов в классном коллективе;

•преемственность, систематичность, последовательность запланированных дел;

•реальность;

•разнообразие форм и методов;

•творческий характер планирования.

План воспитательной работы классного руководителя может состоять из шести разделов:

1. Анализ воспитательной работы за прошедший год.

2. Цели и задачи воспитательной деятельности.

3. Основные направления и дела классного коллектива.

4. Индивидуальная работа с учащимися.

5. Работа с родителями.

6. Изучение состояния и эффективности воспитательной работы в классе.

Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год позволяет наметить целевые ориентиры, определить приоритетные направления воспитательной деятельности на следующий учебный год. Классный руководитель вправе анализировать результаты воспитательного процесса в соответствии со своей авторской концепцией. Программа анализа, приведенная ниже, рекомендуется, прежде всего, начинающему классному руководителю.

Примерная программа анализа воспитательной работы в классе:

1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательной работы в классе в прошедшем году:

•Результаты решения воспитательных задач прошедшего года, целесообразность их постановки, действенность идей, которые выдвигались при планировании.

•Правильность выбора основных направлений, содержания, форм и методов работы, средств педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность и общение.

2. Анализ развития учащихся класса:

•Воспитанность учащихся, их нравственно-эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие (указать, какие факторы повлияли на это в большей мере).

•Развитость познавательных интересов и творческих способностей, проявляемых учащимися в интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности.

•Уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, их успеваемость (желательно сравнить с результатами предыдущих лет).

•Изменения в мотивационно- потребностной сфере (динамика учебных мотивов, мотивов участия в тех или иных видах жизнедеятельности класса, школы, проявления "новых" потребностей школьников и т.д.).

•Сформированность у учащихся потребности заниматься самовоспитанием.

•Изменения в социокультурном развитии учащихся (развитие культуры общения, правовой культуры, интеллектуальной и информационной культуры, художественной, экологической, физической культуры, культуры семейных отношений, экономической культуры и культуры труда, адаптированность к современной жизни, развитие самостоятельности, умения благотворно влиять на социум, а в итоге - развитие культуры жизненного самоопределения).

•Успехи и достижения учащихся класса, рост личностных достижений, наиболее яркие проявления индивидуальных особенностей учащихся класса.

•Учащиеся группы риска (их индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения; наиболее действенные приемы работы с ними; задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся; прогноз дальнейшей социализации этих учеников).

3. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся:

•Особенности отношений учащихся класса с окружающим их социумом, наиболее заметные изменения в этих отношениях, произошедшие за прошедший учебный год. Какие факторы (условия) особенно повлияли на эти изменения?

•Основные ценностные ориентации учащихся класса, особенности отношения учащихся класса к людям, к труду, учебе, школе, классу и т.д.

•Изменение круга наиболее значимых людей (референтного окружения) учащихся класса. Кто для них является (становится) наиболее значимым? Какова степень влияния ближайшего социального окружения (родителей, сверстников), занятий в кружках, секциях и других объединениях на процесс и результат социализации школьников?

•Кто и что влияет в большей мере на развитие личности учащихся, на формирование их личностных качеств, творческих (эмоциональных, интеллектуальных, физических, организаторских и т.д.) дарований и способностей?

•Какую роль в социальном развитии школьников играет классное сообщество?

4. Анализ развития коллектива класса:

•Социально-психологический микроклимат в классе. Какие факторы (люди, условия) оказывают влияние на формирование этого климата? Особенности нравственно-психологического климата в классе: характер взаимоотношений учащихся (тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу, взаимоотношения мальчиков и девочек, доброжелательность, коллективизм, отношения взаимной ответственности, заботы и т.д.); преобладающее отношение учащихся к учителям и школе, доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса, особенности общения в классном коллективе.

•Социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры класса, уровень развития коллективных взаимоотношений и коллективной творческой деятельности в нем, степень включенности учащихся в жизнедеятельность класса, в процесс планирования, организации и анализа совместной деятельности.

•Развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество, организованность, самостоятельность, участие в самоуправлении класса).

•Изменения состава класса, произошедшие в течение года, индивидуальные особенности "новеньких" учащихся, их адаптация и интеграция в классном коллективе.

•Особенности общественного мнения класса и его влияние на интересы и поведение учащихся. Кто (что) оказывает наибольшее влияние на общественное мнение класса?

5. Анализ организации и эффективности воспитательной работы в классе:

•Что из содержания воспитательных мероприятий было принято учащимися наиболее охотно? В каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием? В каких проявили себя активными организаторами? А к каким остались равнодушными? В каких были пассивными? Почему?

•Насколько удачной оказалась последовательность классных мероприятий в прошедшем учебном году?

•Какая деятельность положительно влияла на формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к учебе и труду?

•Какие совместные дела, проведенные в прошедшем году, способствовали сплочению классного коллектива?

•Какие методы воспитательного воздействия, формы работы и средства педагогического влияния наиболее положительно повлияли на развитие учащихся?

6. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы:

•Основные мотивы участия учащихся класса в школьных мероприятиях, степень их заинтересованности и вовлеченности в жизнедеятельность школы, активность и результативность (для развития личности и для обеспечения жизнедеятельности школы) участия членов классного коллектива в школьных делах.

•Участие учащихся класса в школьном самоуправлении, организаторской деятельности, работе школьных кружков, секций, клубов и других объединений;

влияние этой деятельности на воспитание и развитие личности учащихся.

7. Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса и с родительским активом:

•Частота и характер контактов с семьями учащихся.

•Изменение отношения родителей к школе за учебный год.

•Влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность класса (в формулировании социального заказа, предъявлении требований к содержанию и организации педагогического процесса, в планировании и организации классных дел и мероприятий).

•Результативность педагогического просвещения родителей и информирования их о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса в классе (в зависимости от содержания и форм, применявшихся для этого).

•Результативность организации родительских собраний в классе.

•Эффективность индивидуальной работы с родителями.

•Особенности взаимодействия с родительским активом (родительским комитетом школы, советом родителей класса).

•Результаты педагогических наблюдений за воспитанием в семьях учащихся класса, участие родителей в подготовке детей к семейной жизни.

•Взаимодействие с "проблемными" семьями, требующими особого внимания педагогов школы.

8. Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих с учащимися класса:

•С кем из педагогических, медицинских, социальных работников и представителей других сфер осуществлялось воспитательное взаимодействие?

•Кто из взрослых, работавших с учащимися класса, оказывает значительное влияние на воспитание и развитие личности учащихся?

•В какой мере классному руководителю удалось организовать взаимодействие педагогов, обучающих и воспитывающих учащихся класса?

•Какие методы педагогического взаимодействия взрослых были наиболее эффективными?

9. Выводы:

• об удачах и находках, о накопленном положительном опыте;

• об отрицательных моментах в организации жизни класса и воспитании учащихся;

• о нереализованных возможностях и неиспользованных резервах;

• о перспективных целях и первоочередных задачах на ближайшее будущее.

10. Приложение к анализу воспитательной работы может содержать следующее:

•Результаты итоговых диагностических исследований, анкетирований, опросов и т.д. за прошедший год.

•Сведения о проведении и результатах отдельных мероприятий, акций или отдельных периодов жизни классного коллектива.

•Другие аналитические материалы.

Что касается целей воспитания на уровне классного сообщества, их определяют, отдавая предпочтение тому или иному средству воспитания или создавая комплексную программу воспитания.

Наиболее предпочтительными могут стать:

•Включение детей в различного рода творческую деятельность.

•Формирование доминанты саморазвития и самосовершенствования личности.

•Приобщение детей к сохранению природы и исторических памятников; к традициям и народным ремеслам.

•Включение школьников в современные формы хозяйствования.

•Организация культурно-досуговой деятельности и др.

В плане работы классного руководителя наряду с целями формулируются задачи, которые можно рассматривать как подцели, которые позволяют достичь поставленную цель.

Основными задачами в деятельности педагога могут быть следующие:

•Организация разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей в классе.

•Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

•Создание благоприятного нравственно-психологического климата, здоровых межличностных отношений в коллективе.

•Создание условий для успешного самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно полезной деятельности и общественно приемлемого поведения, обретения каждым необходимого социального статуса в среде сверстников.

•Создание условий и оказание помощи в поисках и обретении ценностей, смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее окончания.

•Психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение их способам делать правильный выбор, принимать решения; обучение приемам самопознания, саморегуляции, самоуправления и самовоспитания.

Классный руководитель определяет цели и задачи с учетом целевых установок школы, параллели классов, мнения учащихся и их родителей, исходя из особенностей класса, специфики его жизнедеятельности .

Основные направления воспитательной деятельности классного коллектива необходимо определять, опираясь на Концепцию воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Программу воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. Классный руководитель должен руководствоваться в своей деятельности методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь по организации воспитательной работы на учебный год. В планировании жизнедеятельности класса должны быть задействованы как минимум три стороны: дети, педагоги, родители на основе добровольного согласия. Важно участие в планировании и других людей, которые интересны учащимся.

Если классный руководитель строит свою воспитательную работу на основе системно-ролевого подхода, то в плане могут быть такие разделы (В.Т. Кабуш):

"Я и общество", "Я и природа", "Я и моя школа", "Я и моя семья", "Я и мое Я". В основу планирования можно положить целевые программы: "Учение", "Общение", "Досуг", "Образ жизни", "Здоровье" или общечеловеческие ценности: земля, отечество, семья, труд, знания, культура, мир, человек. Приоритетными направлениями в современной школе Дереклеева Н.И. называет следующие:

"Здоровье", "Взаимодействие", "Нравственность", "Интеллект", "Досуг", "Семья".

При планировании воспитательной работы с учащимися классному руководителю необходимо учитывать следующее:

•Планируемые мероприятия должны быть рассчитаны на определенный возраст учащихся.

•Каждое планируемое мероприятие должно решать определенные задачи.

•Начинающий классный руководитель должен внимательно изучить систему мероприятий класса в предыдущие годы.

•В планировании отвести важное место традиционным мероприятиям школы и класса.

•Внеклассные мероприятия должны быть разнообразными по форме, по содержанию, интересными и развивающими.

•Планирование должно учитывать даты, традиции, связанные с историей страны, города, села, района, самой школы и т.д.

•При выборе форм и способов работы классный руководитель должен отдавать предпочтение тем делам, которые предлагались учащимися и их родителями в ходе коллективного планирования жизнедеятельности в классе.

•Важно правильно определить сроки осуществления намеченных дел и ответственных за их подготовку и проведение.

Для получения большей результативности воспитательной работы с учащимися и родителями можно предложить им ответить на ряд вопросов с целью изучения их отношения к делам класса. Целесообразно проводить такое исследование не в начале учебного года, а в конце, когда подводятся итоги школьного года, определяются задачи будущей деятельности класса и классного руководителя. Можно, например, предложить учащимся вспомнить все дела класса, в которых они участвовали, а затем попросить определить из этого списка классных дел:

а) самые интересные; б) самые значимые для ученика; в) самые скучные; г) самые полезные.

Полученная информация даст возможность классному руководителю заранее предположить, что можно включать в план воспитательной работы.

    Мероприятия в рамках воспитательного процесса.

Остановимся на таких важных воспитательных мероприятиях, как классный час и информационный час.

Классный час- это воспитательное мероприятие, специфика которого в том, что он есть форма прямого общения классного руководителя со своими воспитанниками. Но это не урок. Это разговор "по душам" и уточнение ценностей, это совместное переживание случившегося, это полезная информация, которую нельзя получить на уроках, это сбор коллектива для выработки плана участия класса в общешкольном мероприятии, это психологический тренинг по каким-либо проблемам общения и т.д. Классные часы можно систематизировать следующим образом:

•классный час - организованный, как способ коллективного планирования дела;

•классный час - как разрешение возможного конфликта;

•классный час - плановый, для подведения итогов, например, успеваемости за четверть;

•классный час - как беседа по психолого-педагогическим проблемам учащихся;

•система классных часов для реализации определенной образовательной программы ("Познай себя", "Общение и этикет", "Права гражданина и человека", "Основы семейного мира", "Азы рыночной экономики" и др.).

Одной из форм воспитательной работы с классом является информационный час по формированию у учащихся политической культуры и коммуникативных умений, собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, своего города, района. Информационный час помогает учащимся применить полученные на уроках знания, разобраться в сложнейших проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире. Информационный час и подготовка к нему могут расширить кругозор учащихся, увлечь их своей проблематикой, развивать исследовательские умения. Главное назначение информационного часа в современной школе - усиление идейной направленности воспитательной работы с учащимися. При этом классному руководителю необходимо руководствоваться Планом мероприятий Министерства образования "О совершенствовании воспитательной, информационно-пропагандистской и физкультурно-оздоровительной работы в учреждениях образования на 2002-2003 годы".

Информационные часы по своей форме могут быть тематическими и обзорными.

•Обзорные информационные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в городе.

•Тематические информационные часы знакомят учащихся с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этим проблемам различных слоев населения, профессионалов.

Классный руководитель при подготовке информационного часа должен знать:

•Информационный час должен быть актуальным, и информация, которую обсуждают ребята, должна быть своевременной.

•Информационный час должен быть мобильным. Информация, которую подготовили классный руководитель и учащиеся, должна быть интересной и ненавязчивой.

•Информация, которую предлагают дети и классный руководитель, должна быть оперативной и неизвестной всем в классе. Если педагог хочет заранее знать, что приготовили учащиеся, с чем они хотят выступать, он может заранее побеседовать с учащимися один на один.

•Информационный час может и должен развивать интеллектуальные умения учащихся (умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать свои самостоятельные выводы).

Основными формами работы во время информационного часа могут стать:

•газетные сообщения; пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов;

•работа со словарем и справочной литературой;

•работа с политической картой мира и глобусом;

•комментированное чтение газетных и журнальных материалов; формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них; просмотр и обсуждение телематериалов.

Формами проведения информационных часов могут быть:

•викторина (обзорная и тематическая); информационный ринг;

•конкурсы рисунков, плакатов, конкурсы эрудитов; пресс - конференция;

•встречи с интересными людьми и редакционными коллегиями;

•праздники газет и журналов; вечера вопросов и ответов;

•дискуссии;

•путешествие во времени (история создания газет и журналов);

•рекламная акция.

Индивидуальная работа с учащимися - работа по развитию индивидуальности, которая предусматривает изучение классным руководителем личности школьника и пути ее преобразования, педагогического воздействия на личность школьника в целях корректировки влияний на школьника и коллектив при взаимодействии с педагогами, родителями, специалистами. Индивидуальная работа осуществляется с учетом особенностей развития каждого ребенка. Опора на положительное - главный принцип в индивидуальной работе с учащимися. Вовлечение воспитанника в процесс совершения морально-ценных поступков способствует усилению положительных тенденций и безболезненному вытеснению отрицательных. Эта работа предполагает включение воспитанников в коллективную, творческую общественно- полезную деятельность.

Программа действий классного руководителя по реализации индивидуального подхода к воспитаннику может быть, представлена следующими этапами:

1. Изучение личности ребенка, выявление причин отклонений в поведении подростка.

2. Выбор методов и форм нравственной переориентации личности воспитанника, разработка программы деятельности по реализации индивидуального подхода.

3. Работа с воспитанником по разработанной программе.

Изучение личности учащегося проводится с помощью ряда методик: наблюдения, анкетирования, беседы, интервью, обобщения независимых характеристик, изучения и анализа школьной документации, анализа поступков и деятельности в различных ситуациях, видах деятельности.

Наиболее эффективными направлениями и видами индивидуальной работы классного руководителя и с целью коррекции поведения школьников являются:

•Изучение индивидуальных способностей учащихся, специфики условий и процесса их развития.

•Оказание помощи в организации положительных связей в школе и вне ее.

•Помощь в налаживании взаимоотношений в семье подростка.

•Привлечение учащегося к общественной работе, в кружки познавательного характера, к занятиям в спортивных секциях, в различных видах общественного труда и т.д.

•Направление на обследование, лечение (с согласия родителей).

•Тактичный контроль за соблюдением режима, выполнением требований педагогов, общественных заданий.

•Поручение нужных для коллектива дел с постепенным их усложнением.

•Постепенное приобщение учащихся к роли организатора в общественной работе.

•Оказание при необходимости помощи подростку в учебной работе.

•Нейтрализация отрицательного влияния ровесников или взрослых на подростка, разрушение нежелательных связей.

•Установление межличностных контактов с каждым ребенком.

•Создание условий для развития личности учащегося.

•Оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности класса, отношениях с учителями, другими членами школьного сообщества, выполнении норм поведения в школе и вне ее.

•Взаимодействие с родителями, администрацией, социально-психологическими и другими службами с целью проектирования развития учащихся, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном, физическом развитии их личности.

•Содействие воспитанникам в деядеятельности по самопознанию, самоопределению, саморазвитию.

•Диагностика результатов обучения, воспитания, развития каждого учащегося, учет их личностных достижений.

Классными руководителями могут использоваться различные формы и способы индивидуальной работы: приемы и методы диагностики, изучение материалов медицинского и психологического обследования школьника, создание индивидуальных карт, характеристик, воспитанников, оформление карты увлечений и интересов, ведение дневника достижений учащихся, индивидуальные консультации и беседы, педконсилиум, кружок "Познай себя", разработка и осуществление плана коррекционной работы.

Для того чтобы классному руководителю спланировать работу с отдельными группами учащихся, необходимо объединение некоторых учащихся класса в группы по определенным критериям. Например, пассивных, не желающих принимать участия в общественной жизни учащихся, классный руководитель должен привлекать к жизни коллектива, найти им дело по душе. Формирование активной жизненной позиции классный руководитель будет осуществлять через постоянную поддержку и поощрение, выполнение посильных поручений.

Одной из задач классного руководителя является координация совместных усилий семьи и школы по воспитанию школьников, созданию единой воспитательной среды. Основными направлениями в работе с родителями следует считать:

•педагогическое просвещение родителей;

•коррекцию семейного воспитания;

•совместную деятельность классного руководителя с семьей по воспитанию детей;

•защиту ребенка от неблагоприятных условий в семье, в школе, в микрорайоне.

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс предусматривает:

•организацию секций, кружков, клубов, студий;

•совместные творческие дела;

•помощь в укреплении материально-технической базы;

•работу органов самоуправления;

•шефство над неблагополучными семьями, подростками.

В работе с родителями классным руководителем могут использоваться разнообразные формы:

•массовые (родительские собрания, родительский лекторий, конференции, практикумы, обмен опытом семейного воспитания, диспуты, вечера вопросов и ответов, дни открытых дверей, совместные с детьми праздники, дни коллективного отдыха, посещения учреждений культуры, походы, экскурсии, трудовые дела и др.);

•групповые (родительский комитет, совет класса, клуб общения, тренинг родительского взаимодействия, консультация, практические занятия, беседа и др.);

Дифференцированный подход в работе классным руководителем строится на группировке семей по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса.

Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее энтузиасты всегда находятся. Часто это - спортсмены, тренеры, которые организуют какие-либо спортивные секции или проводят соревнования вместе со школьными преподавателями физкультуры. Кружки могут работать и вне школы. Мамы могут возглавить кружки и клубы, например, такие, как "Хозяюшка", "Рукодельница", и этим оказать огромную помощь в воспитании будущих матерей и хозяек дома.

Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Например, возможно проведение вечера-встречи "Увлечения нашей семьи", "Свободное время - для души с пользой" и т.д., на которых демонстрируются какие-то поделки, сувениры, коллекции - все то, чем увлекается семья в свободное время.

Неоценимая помощь родителей в укреплении материально-технической базы школы, в организации родительского патруля во время проведения дискотек, вечеров.

Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в педагогический коллектив, но не менее педагогов заинтересованы в успешной работе школы. Родители - социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Родители могут создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Это, например, родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие органы. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Совместно с классным руководителем и под его руководством родительский комитет планирует, готовит и проводит совместную работу по воспитанию детей класса, анализирует, подводит итоги работы школы и семьи.

Изучение состояния и эффективности воспитательной работы в классе позволяет классному руководителю на основе анализа информации о развитии личности учащихся, формировании коллектива класса, состоянии и результатах воспитательного процесса определять целесообразность педагогической деятельности.

Таким образом, объектами исследования состояния и эффективности воспитательной работы в классе могут быть избраны: .

а) развитие личности учащихся;

б) формирование классного коллектива:

в) наличие у учащихся и их родителей чувства удовлетворенности жизнедеятельностью в классе.

В данной работе классному руководителю следует воспользоваться диагностическими разработками ученых.

Эффективность воспитательной работы определяют: .

•уровень организации классного коллектива как в учебной, так и во внеучебной работе (дисциплина, порядок, четкая организация самообслуживания, обязательность выполнения заданий школьного коллектива и органов ученического самоуправления);

уровень учебной мотивации у учеников класса (постоянный рост качества знаний, эффективность работы со слабоуспевающими школьниками, активность участия учеников класса во внеурочной учебной работе: в факультативах, учебных кружках, в научно-исследовательской работе, в учебных экскурсиях, предметных олимпиадах, конкурсах, вечерах, в интеллектуальных марафонах и т.п.);

разнообразная и интересная для учеников внеучебная жизнь класса : походы, поездки, экскурсии, культпоходы, тематические классные часы, вечера, встречи, КВН, театральные постановки и т.п.;

постоянный рост уровня воспитанности учащихся, определяемый умением классного руководителя изучить уровень воспитанности, школьника и организовать педагогическое руководство его самовоспитанием и самообразованием;

уровень развития классного коллектива (его сплоченность: поддержка друг друга, заинтересованность в делах класса, дружеские взаимоотношения, желание вместе развлекаться, общаться в свободное время; его организованность; развитость общественного мнения, характер связей в коллективе;

активность и инициатива при участии в делах класса и в делах школьного коллектива; воспитательное влияние коллектива на его членов);

степень развития сотрудничества класса с классным руководителем (уровень взаимного доверия, степень включенности классного руководителя в дела класса, наличие актива и взаимодействия актива и классного руководителя, взаимное развитие инициативы и творчества);

контакты с семьями учащихся, активность участия родителей в воспитательном процессе;

•глубина и серьезность работы с учащимися, требующими особого педагогического внимания, оказания им поддержки на основе сугубо индивидуального подхода к каждому из них;

комфортность и защищенность каждого воспитанника в классе и в школе.

В арсенале современного педагога - богатые и разнообразные методики научного исследования: педагогические, психологические, социологические и др. Они стали доступны педагогу и с введением в школе психологической службы. Классный руководитель должен выбрать те или иные методики в зависимости от цели изучения учащихся, классного коллектива, хода и результативности воспитательного процесса, группируя их по своему усмотрению, превращая их в методы воспитательного воздействия. В изучении классного коллектива классному руководителю также помогут школьные документы: классный журнал, медицинские карты учащихся, личные дела, сведения у школьного психолога, социального педагога.

Для оформления разделов плана необходимо избрать наиболее рациональный вариант формы структуры плана. Например, раздел плана "Изучение состояния и эффективности воспитательной работы в классе" можно оформить в виде таблицы, отразив предмет изучения, методы и приемы изучения, сроки изучения, субъект изучения.

Школа в субботний день недели должна стать "школой выбора" для психологической, физической, эмоциональной разгрузки учащихся.

Этот день является днем для деятельности учащихся по различным направлениям:

•мероприятия оздоровительно-физкультурной направленности;

•с учетом системы, традиций, возможностей школы;

•с учетом календаря праздников, знаменательных дней, традиционных дней, акций, обрядов белорусского народа;

•кружки, секции, клубы, органы самоуправления, детские и молодежные организации;

•"трудовая школа";

•"открытая социальная система";

•и т.д.

При организации шестого школьного дня недели необходимо руководствоваться методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь по организационно-содержательному наполнению шестого школьного дня недели.

Планируя работу с учащимися и их родителями на субботние дни важно учесть:

    пожелания детей и родителей;

    общешкольные дела;

    планирование дел по параллелям;

    классные мероприятия;

    групповые (кружки, секции, объединения по интересам, театр, органы самоуправления, творческие группы по подготовке КТД и т.п.);

    детские организации и союзы;

    индивидуальную работу;

    работу специалистов школ, служб;

    работу внешкольных учреждений воспитания и обучения.

При этом использовать для работы: спортзалы, компьютерные классы, кафе, спортивные площадки, мастерские, комнату отдыха (для детей начальной школы), библиотеку и т.д.

В перспективный план воспитательной работы наряду с указанными выше разделами могут быть включены и другие разделы. Каждый классный руководитель вправе избрать свой вариант планирования. На основе перспективного плана работы на учебный год классный руководитель составляет план работы на четверть, месяц с указанием конкретных дат и времени проведения планируемых дел, организаторов проводимых мероприятий.

Организационно-воспитательная работа с учащимися должна планироваться и проводиться за пределами учебных занятий. Классные и информационные часы должны проводиться классным руководителем в соответствии с расписанием или дополнительным графиком их проведения. Рабочее время, которое классный руководитель обязан посвящать воспитанникам в течение недели в соответствии с тарификацией, должно отражаться еженедельно в классном журнале на соответствующей странице. Приведем образец страницы в классном журнале на 2003/2004 учебный год для учета организационно-воспитательной работы:

Учет организационно-воспитательной работы

Дата проведения

Содержание работы

Количество часов

23.04.2007г

Классный час на тему: Моя роль в семье, взаимоотношения с родителями

2 часа

10.05.2007г

Мероприятие: «Соревнование по бегу»

3 часа

19.05.2007г

Информационный час «Мир за неделю»

1 час

Классный руководитель должен записывать в журнал наиболее значимые воспитательные мероприятия и другие виды организационно-воспитательной деятельности. При этом их продолжительность и соответствующая запись не ограничивается одним академическим часом. Воспитательная работа, которая выходит за рамки установленного объема часов по тарификации, может фиксироваться в дневнике классного руководителя или вестись в других формах учета, принятых в данном учреждении.

3.Концепция воспитательной работы в школе № 42.

Рассмотрим концепцию воспитательной работы, применяемую в школе№ 42 г. Краснодара. В эту концепцию воспитания вошли и основные положения системы воспитания В.А. Караковского, по которой уже несколько лет довольно успешно работают.

Работу, согласно этой Концепции воспитания учеников, начали с изучения характера детей (воспитанности и способностей), изучения семьи, её уклада, микроклимата, характера воспитательной деятельности (проводились тесты самостоятельно родителями, классным руководителем и школьным психологом).

После получения и обработки результатов диагностики класса совместно с учениками и их родителями была запланирована воспитательная работа с коллективом детей. Приятной неожиданностью для меня как классного руководителя была инициативность родителей моих учеников. План воспитательной работы был дополнен ими: были предложены разнообразные совместные походы в музеи и развивающие экскурсии, спортивные праздники типа “Сабантуй”, “Мама, папа и я – спортивная семья”; традиционные чаепития были заменены “Арбузником” (в сентябре), встречами “У самовара”, семейными играми “Звёздный час”, “Пока все дома”, “Счастливый случай”.

Цели воспитания, как отмечается в уже упомянутом письме, не могут быть выведены ни из чего другого, кроме как из общественных потребностей. А они на сегодняшний день определены: обществу необходим Человек – Творец, интеллектуальная личность, человек одарённый.

Таким образом, цель воспитания – некий идеал, к которому стремится общество – развитие интеллектуальной, нравственной, конкурентоспособной личности, достойного гражданина Татарстана, России и мира.

Для достижения этой цели необходимо решить поставленные задачи:
1. Воспитывать в детях высоко нравственные черты характера (показывая престижность сферы нравственного, а не безнравственного самоутверждения). Насколько возможно скомпенсировать просчёты семейного воспитания.
2. Развивать в детях творческие способности, поддержать талант и инициативу у детей (самореализация).
3. Способствовать развитию у детей художественного вкуса, помочь в выборе правильной ориентации в окружающем мире, т.е. самоопределению.
4. Развивать умения критически оценивать свои поступки (самоанализ).
5. Научить процессу повседневного здорового проживания индивидуальной жизни в нормальных, а не экстремальных условиях (самоорганизации и самореабилитации).Создание в классе условий комфортности и защищённости для каждого ребёнка.

Содержанием воспитательного процесса являются совместный поиск ценностей, норм и законов жизни, их исследование в конкретных видах деятельности, в общении на основе педагогики сотрудничества. Принципиально новый вопрос поставлен перед учителем-участником процесса пед. творчества: «Каким должно быть содержание воспитания, чтобы ребенок плодотворно развивался?»

Принципы воспитания:

  1. Принцип ценностно-смыслового равенства взрослых и детей.

    Принцип гуманизма (все дети талантливы).

    Принцип личностно-ориентированного подхода.

    Единство учебного и воспитательного процессов.

    Принцип креативности творчества, готовность учителя воспринимать новое, творческое.

С учётом выбранной мною методической темы: “Развитие творческой и интеллектуальной личности в школьной воспитательной системе” содержание воспитательного процесса, согласно моей Концепции воспитания, можно представить в виде такой схемы (переход к следующему этапу проводится после обязательного диагностирования и анализа результатов предыдущего):

5 кл.

I

 

6 кл.

 

II

 

7 кл.

 

 

III

 

8 кл.

 

 

 

IV

 

9 кл.

 

 

 

 

V

 

10 кл.

 

 

 

 

 

VI

 

11 кл.

 

 

 

 

 

 

VII

 

 

I этап

 

Самореализация

Всестороннее изучение детей. Психолог. Диагностика учеников класса. Методический поиск кл. руководителя. Формирование органов самоуправления.

 

 

II этап

 

 

Самоорганизация

Создание в классе коллектива детей, педагогов и родителей. Обобщение опыта работы и выработка Концепции воспитательной работы с классом. Формирование и диагностика коллектива учеников.

 

III этап

 

Самоопределение, т.е формирование интеллектуальной инициативы

Включение личности и коллектива в социально значимую деятельность по интересам и освоение личностью других областей приложения творческих способностей.

 

 

IV этап

 

 

Самореабилитация

Использование интегрированного курса по нескольким направлениям: общая культура, здоровье, решение социальных проблем с участием учащихся. Коррекция межличностных отношений.

 

V этап

 

Самоутверждение

Осуществление корректирования индивидуального самовоспитания учащихся и укрепление чувства неповторимости, оригинальности ума каждого учащегося, т.е. уникального склада ума.

 

VI этап

 

Самоанализ и саморегуляция

Работа над формированием умения произвольно управлять интеллектуальной деятельностью, целенаправленно строить процесс воспитания.

 

 

VII этап

 

 

Самоусовершенствование

Социализация и профопределение личности. Обеспечение возможности принятия эффективных решений в любых (в том числе и в экстремальных) условиях, т.е. формирование интеллектуальной компетенции.

 

При планировании воспитательной работы в классе на год мы учитываем и методику коллективных творческих и ключевых дел, многие из которых стали уже традиционными, как, например, «Гражданин Отечества», «Созвездие талантов», «О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух»…

Таким образом, воспитательная работа с классом в ключевом деле школы выглядит так:

  1. Совместное планирование воспитательной работы класса по теме ключевого дела, выбор Совета дела.

    Классный час. Чтение и обсуждение «Декларации прав ребенка». Знакомство с основными положениями «Декларации прав человека».

    Подготовка и проведение классной игры «А гражданином быть обязан».

    Подготовка и участие в проведении конкурса «Знатоков права» (в параллели).

    «Отечества достойные сыны» (Вечер памяти).

    Анализ проведенной работы.

Итоговым школьным ключевым делом является программа «Одаренный ребенок», подразумевающая единство учебного и воспитательного процесса. А в течение года ребенок находится в непрерывном творческом процессе, участвуя в различных видах деятельности. А результат работы может быть представлен в:

    Научно-практических конференциях учеников (с 3 по 11 кл.). (в школьной, им. Рычковых в шк. №42, «Юность науке» и конф. имени Лобачевского в КГУ).

    Творческом отчете учеников (с 1 по 11 кл.), включающем персональные выставки, авторские работы, выступления учеников музыкальных и спортивных школ.

Достижение поставленной цели по воспитанию интеллектуальной высоко нравственной личности реально при тесном взаимодействии кл. руководителя и

— семьи,

— учителей-предметников,

— досуговых центров,

— работников социально-психологических служб,

для:

— ликвидации пробелов в знаниях учащихся, организации внеурочной работы по предмету, развития творческого потенциала учащихся;

— разрешения конфликтов, стрессовых ситуаций.

Не будет преувеличением сказать, что, общаясь с одаренными детьми, учитель должен в некоторых случаях преодолевать собственную природу, свою направленность на передачу опыта и знаний.

Кроме этого момента необходимо учесть и требование, продиктованное временем: поскольку одаренные, творческие дети – не только духовное богатство страны, но и политическое, и экономическое, то самое время для решения задачи экологии одаренности, экологии духовных и интеллектуальных способностей человека. Видя перед собой ясную цель – «максимальное развитие личности», не забывая, что воспитание есть педагогическое управление процессом развития личности, мы строим свою воспитательную работу под девизом учителей школы №139: «Сперва любить, потом учить».

Заключение

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Содержание воспитательной работы на полугодие или весь учебный год доджно включать следующие разделы, которые отражают основные направления воспитательной работы в классе:

 

    Организационно-педагогические мероприятия.

    Воспитание положительного отношения школьников к учению.

    Политический кругозор учащихся.

    Воспитание нравственных ценностей у школьников.

    Подготовка учащихся к труду и выбору профессии.

    Дисциплина и культура поведения учащихся.

    Физическая культура и здоровье учащихся.

    Экологическое воспитание.

    Свободное время учащихся.

    Работа с родителями и общественностью.

По каждому из названных разделов подбираются разнообразные формы и методы работы.

Основная задача педагога-воспитателя - скоординировать все воспитательные влияния на школьников в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности и взаимоотношений.

  Педагог-воспитатель, классный руководитель призван осуществлять следующие функции:

 

организаторскую (проведение работы по всем педагогическим аспектам);

воспитательную (формирование личности и коллектива)

коммуникативную (организация общения);

координационную (согласование всех влияний, установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса);

коррекционную (преобразование, изменение личности);

экологическую (защита ребёнка от неблагоприятных воздействий);

административную (ведение личных дел учащихся и других официальных документов).

Список используемой литературы:

    Программа воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. Мн., 2001.

    Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. Мн., 1999.

    Байбородова Л. В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе: Учеб. пособие. Ярославль, 1998.

    Байкова Л.А., Гребенкина Л. К. и др. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие. Рязань, 1993.

    Богуславская И. Деятельность классного руководителя в современной школе // Народное образование. М., 1999. № 6. С. 99-102.

    Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя: Учеб. пособие. М., 1984.

    Воронов В. Как составить план работы // Воспитание школьников. М, 1999. № 4. С. 23-28.

    Воспитательная система класса /Под ред. Е.Н. Степанова. Псков, 1998.

    Планирование воспитательной работы в классе /Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2002.

    Вульфов Б.З., Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы: Содержание и методика деятельности. М., 1983.

    Газман О. С., Иванов А. В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя): Метод, рекомендации. М., 1992.

    Гордин Л.К. Организация классного коллектива. М., 1984.

    Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика. Мн., 2000.

    Гуткина Л.Д. Настольная книга классного руководителя // Классный руководитель. М., 1999. № 3. С. 17-29.

    Диагностические основы воспитательных технологий. Сост. В.В.Абрамов. Витебск, 2000.

    Иванов Г., Лямзина Л. Воспитательная работа на основе системно-ролевой модели // Народное образование. 1999. №6. С. 103-106.

    Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.

    Ильина Т. В. Педагогическое планирование в образовательных учреждениях. Ярославль, 1995.

    Кабуш В.Т. Гуманистическое воспитание. Мн., 1998.

    Кабуш В.Т. Человек: Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся. Минск, 2000.

    Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М., 1991.

    Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.,1993.

    Классному руководителю о воспитательной системе класса /Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2000.

    Лебедева Н. Т. Школа и здоровье учащихся. Мн., 1998.

    Личность в воспитательной системе школы /Под ред. А.В, Гаврилина и Л.И. Новиковой. Владимир, 1993.

    Личность: Программно-методические рекомендации по подготовке учащихся к самовоспитанию./Сост. Е.Г. Тесова, В.Т. Кабуш. Мн.,1995.

    Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя, М., 1999.

    Маленкова Л.И. Классный руководитель: содержание деятельности // Народное образование. 1999. № 7-8. С. 247-249.

    Певрушина Л. В. План воспитательной работы классного руководителя // Классный руководитель. 1999. № 3. С. 41-49.

    Планирование и организация воспитательной работы в классе: Метод, пособие/Сост. В.П. Минин. Мурманск, 1993.

    Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996.

    Праблемы выхавання. № 3. Мн., 2002.

    Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М., 2002.

    Советы педагогу-воспитателю: Учеб.-метод, пособие / Сост. Л.А. Байкова и др. Рязань, 1995.

    Соколинская Г.К. Планирование воспитательной работы в начальных классах //Классный руководителем.,1998. № 5. С. 23-28.

    Смагина Л.И. Права ребенка. Мн., 2001.

    Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе / Авт.-сост. Л.А. Байкова и др. М., 1999.

    Станчиц М.А. "Мастерская милосердия": (опыт организации благотворительной деятельности школьников). Мн., 2000.

    Шилина З.М. Классный руководитель: искусство воспитания. М., 1997.

    Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М., 1986.

    Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М., 1999.

3