Внеклассная работа по литературе как средство личного развития

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Педагогика»

по теме: «Внеклассная работа по литературе как средство личного развития»

Содержание

Введение

Глава 1. Роль внеклассного чтения, как одного из видов внеклассной работы по литературе в личностном развитии школьников

Глава 2. Примеры внеклассной работы по литературе

2.1 Сценарий урока по рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

2.2 Сценарий уроков по романам писателей-фантастов

Заключение

Список литературы

Введение

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,

С тобой интересен, бывает досуг.

Мы время отлично проводим вдвоём

И наш разговор потихоньку ведём.

Я слышу тебя и иду за тобой,

Я к морю спускаюсь и вижу прибой.

С тобою дорога моя далека

В любую страну и в любые века…

Н.Найдёнова

Ни для кого не секрет, что сегодня всё большее количество детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается рассказами из «Азбуки» и хрестоматий, а впоследствии – вялыми и малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы в сокращённом виде.

Как же следует относиться к этой ситуации? И что предпринимать при наличии желания её изменить? Бороться? Заставлять? Уговаривать? Или опустить руки и смириться с тем, что телевизор, видеомагнитофон и компьютер заменили книгу многим детям, вступившим в жизнь в третьем тысячелетии.

Научившись читать самостоятельно и свободно (как правило, это происходит годам к восьми), ребёнок оказывается перед собственным выбором: читать или не читать?

Посмотрим, что же предлагает ему сегодняшний мир. И что может повлиять на его выбор.

Во-первых, это, конечно, предыдущий опыт, когда ребёнку читали родители.

Именно родители решают, что, как и сколько они своим детям дошкольникам будут читать. Станут читать Маршака, Барто, Михалкова – будет так, дадут «Черепашек ниндзя» и рисованного Диснея – будет иначе, просто посадят перед «видиком» и научат менять кассеты – получится что-то ещё.

Как правило, дети-дошкольники родительскому выбору подчиняются и изменить его не в силах.

Во-вторых, это тот ассортимент, который предлагает сегодня книжный рынок для детей младшего школьного возраста.

В-третьих, в наличии имеется масса полукниг, полужурналов с играми, наклейками, запоминающимися персонажами и сопровождающими всё это текстами.

Важность чтения для развития подрастающего поколения отмечают не только педагоги. Президент РФ В.В. Путин объявил следующий 2007 год годом книги. Забота правительства нашей страны о благе нации является залогом успеха в становлении и развитии гражданского общества в нашей стране.

Для 8-9 летних детей их жизненный и читательский путь едва начинается. Они ещё не знают толком ни мира книг, ни собственных возможностей и потребностей. Читательские интересы младших школьников условны и, по естественным причинам, неоднократно будут претерпевать изменения. Характер и закономерности развития читательских предпочтений наряду с книгоиздателями, библиотекарями, литераторами изучают и учителя-практики, в том числе и начальной школы. Поскольку именно они стоят у истоков формирования квалифицированного читателя, такого человека, который «привык обращаться за ответом «на возникшие в душе вопросы», прежде всего к книгам, и такого, кто знает, к каким книгам и за каким ответом можно обратиться, кто умеет найти и освоить нужную книгу с наименьшей затратой времени и максимально высоким для себя на данный момент результатом».

Кто из учителей не согласится с высказыванием Василия Александровича Сухомлинского о том, что «если в начальной школе дети мало читали, у них складывалась структура малодеятельного мозга». По этой причине основная ноша по воспитанию у ребёнка устойчивого интереса к чтению ложится на учителя.

Внеклассное чтение параллельно с уроками чтения вводит детей в большой мир литературы: знакомит с широким кругом доступных книг, приучает свободно ориентироваться в них и, объединяя отдельные стороны читательской деятельности в единый комплекс культуры чтения, формирует у каждого ребёнка индивидуальный опыт самостоятельного чтения, параллельно с этим формируя у ребенка собственное видение мира и восприятие окружающей действительности. Внеклассное чтение – это особый раздел обучения детей чтению, цель которого – не только обеспечив детям знание книг из доступного круга чтения, вырабатывать у них привычку, а затем потребность самостоятельно и осмысленно выбирать и систематически читать те детские книги, которые им нужны и интересны. Кроме того, при правильном построении системы уроков внеклассного чтения, это может стать эффективным средством личностного развития школьников.

Цель исследования – определение роли внеклассного чтения в личностном развитии школьников.

Объект исследования – процесс развития и становления личности школьников.

Предмет исследования – уроки внеклассного чтения как один из способов личностного развития школьников.

Актуальность исследования: Личностное развитие школьников является первоочередной задачей общеобразовательной системы, которая выполняет, прежде всего, воспитательную функцию. Именно в условиях школы формируется личность и ошибки, допущенные в воспитательном процессе, могут пагубно сказаться на дальнейшем личностном развитии человека.

Гипотеза – уроки внеклассного чтения являются дополнительным, но тем не менее важным аспектом в воспитательном процессе, поскольку литература, изучаемая на уроках внеклассного чтения может быть подобрана учителем с учетом вкусов и потребностей того или иного класса, то есть можно говорить о более индивидуализированном процессе обучения, по сравнению с общеобразовательной программой.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать задачи и содержание уроков внеклассного чтения;

  2. Определить наиболее эффективные формы и методы работы с детьми на уроках внеклассного чтения для более полноценного их личностного развития;

  3. Провести экспериментальную проверку используемых форм и методов работы с детьми.

Глава 1. Роль внеклассного чтения, как одного из видов внеклассной работы по литературе в личностном развитии школьников

Как известно, любое дело, в том числе и обучение детей чтению, принесёт больше плодов, если оно вызывает интерес. «Учиться надо весело, учиться будем весело, чтоб хорошо учиться». Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приёмам ведение уроков внеклассного чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.

Вопрос развития интереса к чтению всегда волновал преподавателей-словесников. Структуру уроков внеклассного чтения следует строить так, чтобы дети стали активными, полюбили чтение, увлеклись им. Помогает и та атмосфера на уроках, в которой дети чувствуют себя хозяевами и творцами, то есть они не боятся высказывать своё мнение по поводу чтения товарища, дать совет. А как им хочется быть на уроке в роли учителя (при этом необходимо добиваться от учеников доброжелательного отношения к товарищу, умения подмечать не только ошибки, присутствия постоянного сопереживания между учащимися).

Не стоит забывать о воспитательных задачах уроков внеклассного чтения, побуждая детей жить вместе с героями произведений, радоваться и огорчаться, высказывать своё мнение о событиях и героях прочитанных произведений, приводить примеры из жизни класса. Так при чтении произведений А.Л. Барто «По дороге в класс» и Е. Пермяка «Чужая калитка» дети думали над такими вопросами: «Как бы вы поступили?», «Почему вы поступили бы так?».

Чтобы воспитать у детей любовь к книге, надо, прежде всего, научить их читать, читать правильно, сознательно, выразительно.

Нетрадиционный подход в построении уроков внеклассного чтения предлагает Ильченко Ю.А., учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 135» (город не указан). «От простого чтения – рассматривания книги на уроке внеклассного чтения мы перешли к нетрадиционным формам проведения занятий. Как то пришла в голову идея составить кроссворд к сказке. Это очень оживило опрос. Так как слова ответы берутся из всего произведения, то сразу видно кто из детей дочитал книгу до конца. Ребятам понравились кроссворды, они стали самостоятельно составлять и предлагать одноклассникам разгадывать их. Затем я стала «прятать» слово. Буквы открывались в выделенной графе не по порядку, а вразброс, и ученик, который находил спрятанное слово до того, как откроются все буквы, получал пятёрку. Детям это понравилось ещё больше, и разгадывание кроссворда-логогрифа стало неотъемлемой частью уроков внеклассного чтения. Прежде чем записать слово в кроссворд, ученик его чётко проговаривает (осуществляется связь с русским языком). Иногда я не выделяю «спрятанное» слово, а ребята в логогрифе ищут его сами. Найденному слову уделяется особое внимание (подобрать синонимы, антонимы, дать толкование).

На следующем этапе дети пересказывают отрывки к иллюстрациям, которые находятся на доске, и наиболее понравившиеся фрагменты, называют пословицы и поговорки из произведения, расставляют картинки в нужном порядке, находят ошибку на рисунке, заполняют литературное пространство, дают характеристики положительным и отрицательным героям.

Многие учащиеся с удовольствием выполняют творческие задания к урокам внеклассного чтения: составляют кроссворды, ребусы, придумывают вопросы, загадки, пишут сказки и стихи, составляют диафильмы, инсценируют отрывки.

Большинство уроков проходит в форме соревнований, викторин, блиц-турниров, игр «Поле чудес», «Счастливый случай».

Для того чтобы развивать интерес к чтению, я в тесном контакте работаю со школьной библиотекой. Первый день ребёнка в школе начинается с экскурсии в школьную библиотеку. В ней созданы не только комфортные условия для учащихся, но и для удобства читателей детские книги сгруппированы по темам, оформляются книжные выставки к урокам, которые проводятся совместно с библиотекарями нашей школы. Библиотекари знакомят с новинками книгоиздательств, проводят интересные беседы, устраивают конкурсы «Лучших читателей». Все дети моего класса являются активными читателями школьной библиотеки»1.

Внеклассное – значит вне класса, то есть чтение, прежде всего домашнее, а также чтение вне учебника, что, думается, не менее значимо, прежде всего, для введения юного читателя в огромный мир художественной литературы.

Цели уроков и внеурочных занятий по литературе общие – расширить литературное образование, углубить читательскую культуру учеников, развить их творческие способности и эстетический вкус, укрепить гражданские и нравственные позиции. Цели одни, а способы их достижения разные. Они определяются самой спецификой внеклассных занятий.

Как указывает М.Г. Качурин – автор статьи о методике внеклассного чтения в книге «методика преподавания литературы», внеклассная работа раскрывает учеников, они учатся раскованнее, свободнее, охотно обращаются к дополнительной литературе по предмету, приобретают вкус к самостоятельной работе с книгой. А продуктивность уроков литературы, в свою очередь, в значительной степени определяется повышенным интересом учащихся к искусству.

Внеклассная работа по литературе – это сложная, многообразная система. Она складывается из работы повседневной (руководство внеклассным чтением), эпизодической (читательские конференции, утренники, вечера, экскурсии), циклической (работа кружков, объединений, клубов, музеев и др.). Она может быть индивидуальной, групповой и массовой.

Урок и внеклассная работа связаны между собой. Внеклассная работа выявляется продолжением уроков, в свою очередь, обогащает их, расширяя и углубляя знания учащихся. Уроки дают возможность все время опираться на багаж самостоятельного чтения учеников; учитывать знания, приобретённые в учебном процессе; проводить сообщения доклады по внеклассному чтению, пересказы.

Известно, что наиболее методически обоснована и оговорена такая форма занятий по предмету литературы как обыкновенный урок, т.е. классное занятие, но, несмотря на это, большинство преподавателей литературы более подходящей формой занятий называют внеклассное чтение. И действительно, если на уроке чтения и анализа произведения учитель слишком ограничен временными рамками, в которых он должен решить задачи, в результате чего основное внимание обращается на реализацию обучающих целей урока, то на реализацию целей воспитательных остается катастрофически мизерный процент всей учебной деятельности.

Внеклассное чтение в отличие от обыкновенного урока предполагает немного большую свободу творческой мысли преподавателя. На уроке внеклассного чтения учитель может уделить больше внимания подготовке и осуществлению процесса творческого восприятия и осмысления прочитанного.

Этому способствуют многие формы работ и деятельности учеников:

Во-первых, систематическое использование внеклассного чтения на уроках разного типа и на разных этапах изучения темы (традиционные поэтические пятиминутки, небольшие обзоры новинок литературы, индивидуальные и групповые задания на материале внеклассного чтения).

Во-вторых, организация самостоятельной исследовательской работы учащихся над избранной ими темой, предполагающей выход во внеклассное чтение и серьезно разрабатываемой в течение года, с возможным, но не обязательным включением результатов этой работы в уроки по программе.

В-третьих, планирование системы письменных работ по основным темам курса с учетом работ, выходящих за рамки темы, предполагающих сопоставления, обзоры, анализ самостоятельно прочитанных произведений и т.д.

Обращение к внеклассному чтению на вступительных занятиях – это и иллюстрации к рассказу о писателе, и обмен впечатлениями о прочитанном, и выставка новых книг, и литературная композиция, составленная из произведений писателя, мемуарной литературы и отзывов критики.

На уроках, посвященных анализу произведения, обращение к индивидуальному читательскому опыту школьников является одним из условий продуктивности работы с текстом, более глубокого постижения программного материала, особенно в историко-литературном курсе, где важен социокультурный и историко-литературный контекст, литературные связи и влияния. Иногда выход за рамки текста диктуется самим автором (литературные реминисценции, заимствования и подражания, эпиграфы к произведению и его частям и т.д.).

Особое значение для будущего автора имеет «подкрепляющее чтение», высоких образцов литературы, чтение которых поддерживает в нем творческий дух и которым он стремится подражать. Столь же необходимым оказывается такое «подкрепляющее чтение» и для читателя, познающего литературный текст.

Отмечается важность дополнительного внеклассного чтения, широкое использование в своей работе прием сопоставления, причем не только проблемно-тематического (преобладающего в современной методической литературе), но основанного на достижениях исторической поэтики. сравнительно-исторического изучения литературы. Эффективность такого изучения во многом зависит от рациональной организации внеклассного чтения, индивидуализации учебных заданий и основательно разработанной системы самостоятельных письменных работ.

Задачи заключительных занятий часто совпадают с задачами вступительных уроков. Учителю снова нужно найти оригинальный подход к теме, стимулировать читательские интересы учащихся, создать установку на самостоятельное чтение произведений писателя. Здесь возможны и итоговая викторина, и литературная композиция, и сопоставление различных трактовок и версий произведения, и обсуждение последних публикаций, связанных с изучаемым литературным материалом.

Опора на самостоятельно прочитанное необходима и при обращении к вопросам теории и истории литературы. Здесь особенно важна «разумная литературная начитанность», в том числе и знание избранных страниц мировой литературы, Индивидуализация заданий и в этом случае оказывается не менее эффективной, нежели коллективные экскурсы в теорию и историю литературы. Старшеклассникам можно предложить специальные темы для индивидуальной разработки в течение учебного года.

Результаты самостоятельной исследовательской работы учащихся включаются в уроки по основному курсу, учитываются при написании итоговых сочинений.

Обращение к внеклассному чтению на уроках должно быть естественным и зависящим, во-первых, от характера изучаемого литературного текста, а во-вторых, от реальной читательской ситуации в классе. Лучшие учителя-словесники стремятся при этом не только учитывать индивидуальный читательский опыт своих воспитанников, но и тактично направлять их внеклассное чтение.

Уроки внеклассного чтения давно вошли в практику преподавания литературы. Без них теперь трудно представить уроки литературы в школе. Яркость и даже праздничность, проявляющаяся в выборе места проведения и оформления, широкое использование форм внеклассной работы, свободный выбор произведений для обсуждения, возможность обращения к современной литературе, новым изданиям классики – это особенности уроков внеклассного чтения.

Интерес учащихся к урокам внеклассного чтения изменялся на протяжении многих лет. Как указывает В.Г. Маранцман, в 70-80-е гг. наблюдалось некоторое снижение интереса к урокам внеклассного чтения1, объясняя это их излишним регламентированием. Массовая школьная практика почти не выходила за рамки списков литературы, помещенных в программе и ставших фактически обязательными. Беседы по современной советской литературе в старших классах, хотя их и называли иногда уроками внеклассного чтения, были обычными уроками по программе, материалы которых включались в экзаменационные билеты.

Заметное оживление уроков внеклассного чтения наблюдалось в конце. 80-х гг., когда в средних классах были введены дополнительные часы на обсуждение книг, самостоятельно прочитанных учащимися. Появилась возможность проводить целые циклы уроков внеклассного чтения. Шире стали использоваться на уроках приемы внеклассной работы (игры, викторины, кроссворды, концерты, спектакли, конкурсы и т.д.). В старших классах на уроки пришла «возвращенная литература», новинки современной литературы, последние журнальные публикации. Выбор произведений стал более свободным. Однако основное противоречие между чуждым всякой регламентации индивидуальным чтением и обязательностью урока, заключенное в феномене урока внеклассного чтения, по-прежнему остаётся.

Говоря об этапах литературного развития, Маранцман отмечает, что в средних классах, когда интенсивно расширяется круг чтения школьников, когда в их чтение вливается громадный поток литературы, когда складывается дифференциация читательских интересов, на первый план выдвигается задача формирования разносторонних читательских интересов, а также совершенствования читательского восприятия, развития художественного вкуса2.

Наиболее последовательно возможно реализовать проблемно-тематические связи между уроками по основному курсу и уроками внеклассного чтения. Чаще всего на уроки внеклассного чтения переносится обсуждение проблем, поднятых в произведениях, изучаемых по программе.

Например, урок внеклассного чтения по рассказу «Монах в новых штанах» В.П. Астафьева в 6 классе. Ученикам представляется оригинальное художественное воплощение традиционных для русской литературы тем человеческих взаимоотношений с людьми и природой в произведениях современного автора. Одним из приемов работы на уроке может стать – сопоставление особенностей астафьевских произведений, рассказывающих о детстве писателя (авторская боль за человека, тоска об ушедшем, чувство вины, мастерство описаний, жестокость отдельных эпизодов, и т.д.) с ранее изученными и самостоятельно прочитанными, школьниками произведениями.

Значительно реже учитываются учителями историко-литературные связи, кроме, пожалуй, самой распространенной так называемой «связи по автору», когда для беседы на уроке внеклассного чтения отбираются другие произведения писателя, изучаемого по программе, или книги, посвященные его жизни и творчеству. В 5 классе урок внеклассного чтения «по Астафьеву» связан с программным произведением этого автора – «Васюткино озеро». Иногда на уроках внеклассного чтения обсуждаются и произведения других авторов, близкие по времени написания, имеющие сходную творческую судьбу, созданные в русле одного литературного направления.

Произведения могут отбираться и на основе теоретико-литературных связей классного и внеклассного чтения. Такие уроки внеклассного чтения могут существенно расширить представления учащихся о литературных жанрах, поэтических формах, средствах художественной изобразительности, особенностях стихотворной речи.

Практика внеклассного чтения позволяет создать систему уроков несколько свободных от программных требований. Это позволяет уделить большее внимание именно развитию личности школьника, литературному воспитанию, и в частности, развитию творческих способностей учащихся.

Создание именно системы занятий, позволяет выявить изменения уровня развития творческих способностей, сравнить принятые нами показатели этого развития.

Приведем некоторые пункты, которые, по мнению В.Г. Маранцмана, важно предусмотреть при планировании системы уроков внеклассного чтения:

  • тематическое разнообразие («Живая природа», «Встреча с прекрасным», «Радуга чуда» и т.д.);

  • сочетание произведений разных жанров (в соответствии с реальной картиной чтения, а также интересами самого учителя и учащихся);

  • чередование разных видов уроков внеклассного чтения (беседа, обзор, композиция, концерт, семинар, викторина, экскурсия, собеседование, консультация и т.д.). Чередование приемов активизации читательской самостоятельности учащихся (различного рода групповые и индивидуальные задания, использование других видов искусства, межпредметных связей, технических средств обучения)1.

Огромную роль в личностном развитии подростков играет их восприятие литературы, их оценка тех или иных событий. В этом ощутимую помощь могут оказать уроки внеклассного чтения, поскольку учитель может на свое усмотрение подобрать те произведения художественной литературы, которые наиболее эффективным образом могут повлиять на развитие подростков того или иного класса. Не всегда школьная программа отвечает потребностям и вкусам школьников, какая-то грань их развития может оказаться недостаточно раскрытой. И тогда на помощь приходят уроки внеклассного чтения – чтения произведений, находящихся за пределами школьной программы, но при этом имеющие огромную художественную и воспитательную ценность.

Современная художественная проза занимает немалое место в процессе изучения литературы в школе. Актуальность её в процессе становления личности учащегося неоспорима. Сама современность, близость художественного языка к формам современного разговорного языка, актуальность нравственных, бытийных, социальных проблем, затрагивающихся в ней, предполагают более глубокое и личное восприятие её учеником.

Глава 2. Примеры внеклассной работы по литературе

2.1 Сценарий урока по рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

Урок литературы, 6 класс

Тип: внеклассное чтение.

Тема: Горести и радости рождественской ночи. (Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке».)

Цели:

приобщение к наследию самого сложного отечественного писателя;

совершенствовать умение анализа художественного текста; развитие устной и письменной речи учащихся;

воспитывать подлинную любовь к человеку и неприятие бессердечного общества;

глубокое осмысление всех сторон человеческой жизни.

Оборудование: запись на доске, текст, иллюстрации к рассказу, портрет писателя, выставка книг Ф. М. Достоевского.

Теория литературы: композиция, элементы сюжета, характеристика героя, анализ эпизода, деталь художественного текста.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

Близко ли вам слово «рождество»?

Сравните его с однокоренным «рождение».

- Какие чувства, ассоциации возникают при произнесении этих слов?

- (Учащиеся заранее получают задание написать сочинение-миниатюру).

Темы:

1) «Волшебство рождественской ночи».

2) «Рождественский» сон.

Учащиеся читают свои работы (1-2 работы).

- Встречались ли вы с Рождеством на страницах русских писателей? (Н.В. Гоголь).

- Каким осталось в вашей памяти Рождество Гоголя? (Доброе, светлое, радостное, веселое, с волшебством)

...А теперь – иное рождество в рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке».

(Текст прочитан учащимися заранее).

2. Анализ художественного произведения (беседа по прочитанному).

- Сегодня мы впервые читаем Достоевского – одного из самых «трудных» писателей.

- «Труден» ли Ф. М. Достоевский?

(Да, так как заставляет задуматься над вечными, сложными вопросами бытия человека).

- Посмотрите внимательно на портрет этого писателя.

- Что поражает в его внешности? (Глаза...)

- Сообщение учащегося о писателе.

Ф. М. Достоевский – великий русский писатель второй половины XIX века. Родился в большой семье со старинным патриархальным укладом, где читать детей учила мать, а по вечерам все собирались вокруг большого стола и родители читали вслух.

Получил прекрасное образование. В молодости принимал участие в деятельности революционного кружка Петрашевского, за это был осужден, приговорен к смертной казни, которую заменили ему каторжными работами. Но тяжкие испытания не сломили этого человека: страстная любовь к литературе предопределила его дальнейшую судьбу.

- Пребывание на каторге заставило писателя задуматься над сутью православного христианства и его значении для русского человека.

Запись на доске: «Обрести Христа – значит обрести собственную душу». Вот к какому выводу приходит Достоевский.

- А как вы понимаете эти слова?

- Есть писатели, которые своим творчеством резко меняют пути развития не только национальной, но и мировой литературы. Они приходят в мир словно для того, чтобы открыть людям самые сокровенные истины, заставить их взглянуть в глубь своей души и освободиться от всего лишнего, наносного. Таких писателей мы справедливо называем гениями.

Для всего человечества Ф. М. Достоевский – гений, который написал известные во всем мире романы («Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы»)

(Выставка книг, запись названий на доске.)

Его произведения содержат подлинную любовь к человеку и неприятие бессердечного общества, которое основано на власти денег и жестком унижении одних людей другими.

«Униженные и оскорбленные» – это не только название одного из романов, это главная тема всего творчества писателя.

- Давайте обратимся к тексту рассказа «Мальчик у Христа на елке».

- Какие эпизоды, детали вас потрясли?

(Зачитать примеры.)

- Ваше впечатление после прочтения? Почему вы едва не плакали?

(Пронзительное, чувственное повествование, тема «униженных и оскорбленных»).

- Посмотрим, как построен рассказ.

Композиционно произведение разделено на 2 части.

I часть «Мальчик с ручкой».

II часть «Мальчик у Христа на елке» (Записать на доске)

- О чем повествует I часть рассказа? (О голодных, оборванных, лишенных крова, человеческой теплоты и ласки детей, которые разбросаны по всей Руси.)

- В какой форме рассказывает автор о детях? (В форме размышлений).

- Каким обрисован мальчик «с ручкой» в I части рассказа? Назовите основные черты, опираясь на текст. (Плохо одет, смысл понятия «с ручкой», только лишь начинает профессию, наивный и доверчивый взгляд.).

- С какой целью он бродяжничает? (Набирает деньги для пьянствующей шайки.)

- Будущее мальчика «с ручкой»?

(Воровство, пьянство, бродяжничество.)

- Зачитаем последние строки I части.

- Какова авторская позиция по отношению к этому типу?

Вывод: Достоевский в I части рассказа дает обобщенный портрет детей, голодных, лишенных всего, вынужденных терпеть унижение и побои.

II часть – само по себе законченное произведение.

- Что объединяет обе части? (Тема детская доля в России).

- Композиционное своеобразие II части рассказа – его кинематографичность.

- Работа с иллюстрациями к рассказу (на доске рисуется схема элементов сюжета)

1 картина – экспозиция «Мальчик в подвале» (хроника быта «углов» и «подвалов»).

2 картина – завязка – (Мальчик выходит на улицу).

3 картина – развитие действия «Красивая елка в богатом доме».

4 картина – развязка – «Мальчик у Христа на елке».

(Пересказ каждой композиционной части.)

- Где, по-вашему кульминационный момент?

Авторское повествование во 2-й части не остается неизменным. Голос автора незаметно сменяется голосом мальчика.

Докажите примерами из текста («Я романист», «мерещится мне»; «Господи, какой город» городской пейзаж глазами мальчика.)

Образ мальчика во II части – суровый упрек тем, кто не замечает положения русских детей.

Докажите текстом (его состояние холод, голод нераздельные мотивы рассказа, пронзительная деталь «пальчики мерзнут»).

- Какой прием использует Достоевский, чтобы ощутимее нарисовать состояние мальчика? (Пейзаж).

- Анализ эпизода: «Господи, какой город!...»

1) Роль пейзажа.

2) Интонация и лексика рассказа.

3) Фраза Достоевского.

- Основной образ (страшный город, мороз).

- Основной мотив (страх мальчика, холод, голод).

- Стилистика – детская экспрессия (Господи . . . откудова . . .).

Лексика (преобладают глаголы, причем действия «звучат»: «завывают стаи собак», «звенят об камни подковы»; уменьшительно-ласкательные формы: «кусочек», «пальчики»).

- Основной прием – сопоставление: город – откуда приехал.

Вывод: Роль пейзажа – придать осязаемость образу мальчика, его состоянию холода и голода.

- Где во II части перелом в сюжете? (Увидев елку, он забывает обо всем, засыпает и попадает на елку к Христу.)

- Почему писатель разочаровал: оказывается, что «мальчики эти и девочки» давно «замерзли и задохнулись» – мертвы одним словом?

(В реальном мире для них нет елки.)

- И почему появляются их мамы? (Их судьбы также печальны.)

- Что произошло с мальчиком в финале? (Замерз.)

- И почему дети обернулись ангелами Христа?

(На земле, в реальном мире, дети не могут быть счастливы, это возможно только у Христа).

- Достоевский заканчивает свое произведение вопросами к себе и читателю. Зачитаем последний абзац и попытаемся ответить на этот вопрос: «И зачем же я сочинил такую историю?»

Вывод: Главный христианский смысл – избавление ангельских душ от земных мук. Рождественская ночь может быть наполнена и горестями и радостью.

III. Домашнее задание: написать отзыв на рассказ.

Но урок внеклассного чтения может иметь и более сложную задачу. Разбивка произведения на эпизоды намного сложнее, нежели его представление в виде отдельных картин. Зато этот прием в плане развития творческих способностей школьников действует намного эффективнее. Это можно продемонстрировать на ещё одном примере внеклассной работы.

2.2 Сценарий уроков по романам писателей-фантастов

Автор: Колесова Инна Константиновна, зам. директора по УМР, учитель русского языка и литературы1.

Среди многих тем программы 5 класса особый интерес вызывает изучение произведений, представляющих жанр фантастики («научной» и «ненаучной»).

Дети читают такие произведения охотно. Можно воспользоваться таким благоприятным моментом и через творческую деятельность попытаться научить многому. Важно дать понятие об особенностях данного жанра с научной точки зрения. Вот что об этом говорит «Словарь литературоведческих терминов»: «научно-фантастический жанр – вид художественной литературы, где в основу произведения положена научная или техническая проблема, осуществление которой можно предположить в будущем». Это определение можно записать в тетрадь, можно прийти к выводу после изучения некоторых произведений, выделив специфические черты и ряд особенностей, присущих данному жанру.

Важно то, что изучение подобных произведений – благодатный материал для развития творческой деятельности учащихся. Организовывая работу по чтению и изучению художественного текста, целесообразно обратить внимание школьников не только на занимательность сюжета, нужно подвести учеников к тому, чтобы осмыслить внутренний смысл произведения, композиционный строй, средства выразительности. Этому помогает составление плана, в том числе и цитатного. Составление цитатного плана – сложное и проблематичное дело даже для учащихся старших классов, не говоря уже о пятиклассниках. Но через игру, через творчество, можно к этому прийти. С этой целью и был разработан урок под названием «Жанр научной фантастики. А-Конан Дойл «Затерянный мир»».

Главной целью занятия было детальное знакомство с произведением, развитие умения целостно воспринимать произведение, учить выделять главные эпизоды и иллюстрировать их, сопровождая нужными цитатами из текста. Особый упор делался на то, что нужно создать диафильм, а для этого необходимо не только проиллюстрировать ключевые эпизоды, но и расположить в нужной последовательности, в точном соответствии с текстом.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Мотивация урока.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы будем создавать диафильм по отрывку из романа А. Конан Дойла «Затерянный мир».

Давайте вспомним, как построен диафильм. Диафильм состоит из отдельных кадров. Кадр состоит из рисунка и цитаты. То есть рисунок дан в соответствии с эпизодом, какого-либо текста. Это может быть сказка или рассказ. В нашем случае это отрывок из романа.

Что для этого нужно? (Выделить ключевые эпизоды и сделать соответствующее сопровождение из текста.)

1) Какие же эпизоды являются ключевыми?

(Класс выделяет ключевые эпизоды.)

- Сон в палатке. Мысль о прогулке.

- Прогулка по ночному лесу.

- Встреча с животными у водопоя.

- Стегозавр!

-Бегство.

- Падение в яму.

- Куда же делись мои спутники?

2) Выразительное чтение эпизодов в нужной последовательности.

3) Разделим класс на две группы.

1 группа художники-иллюстраторы.

2 группа редакторы-сценаристы.

Задача для первой группы: проиллюстрировать отобранные эпизоды в точном соответствии с текстом.

Задача для второй группы: проследить за соответствием содержания рисунков с текстом.

Подобрать нужные цитаты и правильно их оформить.

( Роль учителя – корректировка деятельности учащихся.)

3. Работа в группах.

4. Монтаж диафильма:

а) Сверение с текстом выполненных иллюстраций;

б) Правильность оформления цитат.

5. Выводы:

Как выглядит мир, созданный А. Конан Дойлом?

Каким человеком выглядит Мелоун? (Любознательный, умный, смелый, находчивый, добрый.) Подтвердите свои ответы примером из текста.

Ребята, посмотрите на нашу работу. Чему мы научились, создавая наш диафильм? (Выделять ключевые эпизоды, составлять цитатный план.)

Цитатный план:

«В ту же ночь мне пришлось выдержать такое испытание, о котором я до сих пор не могу вспомнить без ужаса…Вот как это случилось. В ту ночь дежурил Соммерли. Я не мог уснуть».

«Какая ночь для прогулки! Меня осенило: а почему бы не прогуляться?»

«Как страшно было в лесу! В лесу было темно, но, привыкнув к темноте, глаза мои начали кое-что различать».

«На берегу появились два зверя, похожих на крупных армадиллов. Они припали к воде и быстро заработали длинными красными лентами языков. Это были лось и американский олень. Они всей семьей пили воду…»

«На тропинке появились уродливые существа. Где же я видел этого урода…Это же стегозавр. Минут пять стегозавр стоял рядом со мной».

«Мне послышались сзади странные звуки. Сердце замерло у меня в груди примысли, что за мной кто-то гонится. Меня могло спасти только бегство. Ноги мои подкашивались, и я бежал, бежал с ужасом».

«И вдруг оглушительный треск, я лечу в бездну, а дальше тьма и пустота забвения…Когда я очнулся от обморока…Яма была глубокая, с отвесными краями и ровным дном, двадцати футов в поперечнике».

«Лесная чаща безмолвствовала… Но если это действительно звери или какое-нибудь одно чудовище, то что же стало с моими спутниками? Мой усталый, измученный мозг отказывался разгадать эту загадку».

Д/З: Прочитать главы из книги А. Беляева «Голова профессора Доуэля».

Комментарии:

«Детям очень понравилась идея создания диафильма. Они взялись за работу с нетерпением. Учителю ими же была отведена скромная роль – наблюдателя и помощника только в крайних случаях. Главные эпизоды были определены, подобраны нужные цитаты, сделаны иллюстрации. Материал был смонтирован правильно, в нужной последовательности. Затруднение вызвало оформление цитат в соответствии с правилами пунктуации. После завершения работы были подведены итоги, в ходе чего пришли к выводу, что научились многому: составлять цитатный план, оформлять цитаты, запоминать содержимое текста в нужной последовательности. Таким образом, через творчество была активизирована познавательная и мыслительная деятельность, новые знания получены в ненавязчивой форме. Но тут хотелось бы сказать, что возникает опасение такого свойства: по прошествии времени может быть забыта линия правильной последовательности текста. Здесь нелишним было бы провести закрепление с помощью графической записи нужных элементов – эргономики. Такую работу можно провести (даже лучше это сделать так) в самом начале урока, перед тем, как дети начнут иллюстрировать текст. Это привело бы в систему всю деятельность.

Так как литература обладает небывалой воспитательной силой, уроки по изучению произведений научно-фантастического жанра могут способствовать нравственному и духовному развитию учащихся, поскольку писатели – фантасты ставят задачу не столько развлекать, как думают многие, сколько заставляют задуматься о проблемах, стоящих перед человечеством. Одна из них – злодей, вооружённый знаниями. В этой связи можно подробнее рассмотреть урок по изучению глав из романа А. Беляева «Голова профессора Доуэля». Он носил название «Профессор Доуэль и профессор Керн».

Главной целью данного урока была сравнительная характеристика героев. Учащимся были предложены вопросы такого свойства:

1. В чём разница между учеными? Ведь ученые не бездари, как можно понять при поверхностном чтении (имеется в виду Керн). Подтвердить примером из текста, что Керн тоже умён и талантлив. (В ином случае он не смог бы проделать опыты подобного рода, даже присвоив результаты чужого труда)

2. Какие цели у двух героев, и какими средствами они их достигают?

Доуэль

Керн

Развитие науки на благо человечества...

Обрести личную славу...

3. Обратитесь к описанию кабинета профессора Керна, к его портрету. Что можно сказать о герое, исходя из того, что описание жилища и внешности вводятся автором для того, чтобы усилить какие-либо черты характера?

4. Сравните двух ученых (их отношение к науке, к людям, черты характера). Сделайте выводы. Дети в своих ответах в числе прочего отметили следующее: нельзя пользоваться результатами чужого труда; профессор Керн идет на преступление ради достижения своих целей, он служит не людям, а самому себе, используя беспомощность Доуэля. Он совершенно равнодушен к чужим судьбам.

5. Подумайте, чем опасны такие люди, как Керн. Почему раздел, который мы изучаем, называется «Осторожно: наука!»? Здесь как нельзя кстати пришлись слова Ш. Холмса, произнесенные им в известном рассказе А-К. Дойла «Пестрая лента»: «Ах, сколько зла на свете, и хуже всего, когда злые дела совершает умный человек! Когда врач совершает преступление, он опаснее всех прочих преступников. У него сильные нервы и опасные знания...”»

6. Напишите мини-сочинение, в котором нужно высказать свое мнение о проблеме, затронутой автором. В своей работе расскажите о том, что вас больше всего удивило, обрадовало, возмутило, что заставило задуматься, какие чувства вы испытали, познакомившись с произведением.

Другая проблема, которую рассматривает писатели-фантасты – будущее человечества, то, как отражается деятельность людей на состоянии окружающего мира. Этой проблеме был посвящен урок, главной целью которого было выяснение основной идеи произведения и средств ее художественного выражения. Он носил название: «Почему рассказ Р. Бредбери «И грянул гром» называют рассказом-предупреждением»?

Занятие началось с беседы, выясняющей восприятие содержания прочитанного. Дети стали задавать вопросы, которые возникли у них в ходе чтения рассказа. Свои объяснения учитель начал с вопроса: почему Экельсу нельзя было сходить с тропы, какие последствия это могло вызвать? Дети подробно высказались по этому поводу и подтвердили свои предположения примерами из текста (помятая трава, убитая мышь – это недопустимо, это может привести к непоправимому в Будущем...). После анализа поступков Экельса был сделан вывод: он совершил преступления (струсил, бросил товарищей и сошел с тропы, не подумав о предупреждении Тревиса.) Для того, чтобы наглядно представить себе последствия поступков Экельса, проанализировали содержание объявления, поведение и настроение людей в начале и в конце рассказа. Так кольцевая композиция помогла понять замыслы автора:

- объявление, написанное грамотно;

- доброжелательная атмосфера, люди хотят выбрать доброго президента;

- путешествие в Прошлое;

- охота;

- трусость Экельса;

- уход с тропы;

- изменение атмосферы в прямом и переносном смысле: удовольствие от победы диктатора на выборах;

- объявление с ошибками как следствие всеобщей неграмотности.

На данном этапе работы эффективным средством активизации мыслительной деятельности будет применение эргономики. Можно предложить с помощью графических символов передать последовательность изложения событий. Это позволит объемно и целостно воспринять произведение, более отчетливо понять замыслы автора. После такой работы уместно предложить вопросы и задания обобщающего характера:

- Что хотел сказать автор своим произведением?

- О чем вы задумались, прочитав и обсудив рассказ?

- Что вас удивило, поразило, обрадовало? Может быть, у вас возникли интересные мысли по поводу прочитанного, и вам хотелось бы поделиться впечатлениями? Выразите это в небольшом сочинении. Название своей работе придумайте сами.

Способы активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся различны. Один из эффективных и действенных – применение эргономики при анализе произведения. Это помогает учащимся увидеть содержание произведения объемно, целостно, способствует овладению определенными знаниями и помогает сделать какие-либо заключения без особого труда.

При изучении глав из романа Джонатана Свифта «Путешествия Лемюэля Гулливера» («ненаучная» фантастика) через эргономику удалось прийти к понятию сатиры. В начале урока учителем было предложено с помощью каких-либо символов изобразить модель того общества, в которое попал Гулливер. Схема была создана и отразила следующее: император, государственный совет, религия, армия и т.д.

Следующим этапом было выявление позитивных и негативных черт. Свои утверждения нужно было обязательно аргументировать. Положительным было названо то, что лилипуты тянулись к знаниям, сам император поощрял развитие наук и т.д. К отрицательным чертам были отнесены угнетение бедных богатыми, непомерные амбиции и жадность правящих, плетение интриг, ничтожные поводы к развязыванию воины. Таким образом, пришли к выводу, что писатель изобразил современное ему общество, а Гулливер – носитель гуманистических идей автора.

Можно сказать, что на уроках по изучению фантастической литературы исподволь закладывались знания о литературоведческих понятиях, формировались умения анализа текста художественного произведения, решались задачи нравственного характера:

- через эргономику – к понятию о композиции художественного произведения;

- через композицию – к раскрытию идеи и авторского замысла;

через сравнительную характеристику – к осознанию нравственных ценностей.

Проблема духовного воспитания приобретает в наше время все большую актуальность. В период политических, социальных, экономических потрясений, современниками которых являемся мы, очень важно сохранить нравственные и духовные ориентиры, без чего невозможно дальнейшее развитие личности молодого человека. Лучшим средством формирования мировоззрения, является обращение к художественному слову, к произведениям русской и зарубежной литературы, поскольку это по большей мере способствует преодолению духовной разобщенности людей, сохранению преемственности в их историческом развитии, обогащению любой культуры всем лучшим, что создано в мировой культуре.

Заключение

Актуальность исследования формирования ценностных ориентаций, необходимых для полноценного личностного развития школьников на уроках литературы, в том числе и на уроках внеклассного чтения обусловлена особенностями современной социокультурной ситуации. В обществе обострились тенденции, характеризующиеся утратой нравственных ориентиров, переориентацией ценностей молодежи с духовных на материальные, прагматические, отрывом от традиций, ценимых народами России на протяжении многих веков, подменой идеалов культуры нашего Отечества образцами массовой субкультуры Запада. Поэтому особо актуальным становится обращение педагогики к проблеме ценностей, содержащимся в гуманитарном знании, литературе в особенности. С другой стороны, в последнее время отмечен интерес ученых, общественных деятелей, педагогов-практиков к наметившимся позитивным переменам в социально-культурной жизни, стремление обосновать систему ценностей, на которых следует воспитывать молодежь. В таких условиях литература есть реальный источник духовных, национальных ценностей – гуманности, патриотизма, благородства, нравственной чистоты, веры; она выступает как первостепенная основа для осуществления принципов гуманизации образования.

Овладение ценностями – важнейшая воспитательная цель преподавания литературы, игнорирование которой выхолащивает содержание ее школьного курса.

Духовно-нравственное образование и воспитание подрастающего поколения средствами литературы, последовательное и целенаправленное использование ее воспитательных возможностей в целях формирования и развития ценностных ориентаций юношества входит сегодня в жизнь как явление необходимое и полностью себя оправдавшее. Изучение литературы невозможно без важнейших историко-литературных, художественно-эстетических и духовно-нравственных понятий и представлений («идейно-художественное содержание», «пафос», «идеал», «народность», «национальный характер», «совесть», «долг», «честь» и т.п.). Без всего этого изучение литературы теряет смысл. Не менее важной составляющей литературного образования является отбор произведений для изучения. Базовое условие «измерений» для «классиков» – явное различие хорошего и дурного, добра и зла, отказ от релятивизма в понимании и духовно-нравственных, и художественных ценностей.

Формирование ценностных ориентаций у детей старшего школьного возраста обуславливает и дальнейшее развитие психологических особенностей личности: интеллектуальных способностей, волевых качеств и т.д. Насколько сформирована мотивация на восприятие высших духовных ценностей, формируются и потребности личности, определяются возможности для ее дальнейшего развития. Ориентация личности на позитивные нравственные ценности – важнейший регулятор ее социального поведения, что особенно актуально сегодня.

Воспитательный потенциал литературы воспринимается учениками, если учитель на уроке создает условия свободного общения, сотворчества, сотрудничества, учитывает в подходе к каждому ученику особенности его субъективного мира, мотивы поведения детей, подростков, юношества, их ориентированность на те или иные социальные, природные, национальные, художественные ценности, обращенность к индивидуальному опыту человека. Такие условия способствуют анализу уровня восприятия литературы школьниками, помогают понять, насколько ребята осознают воспитательное значение наследия классической русской и зарубежной литературы, в какой степени сформировано у них основное содержание ценностных ориентаций – мировоззренческие, нравственные убеждения.

В ходе экспериментального исследования по формированию ценностных ориентаций старшеклассников в процессе изучения литературы исследователи предложили учащимся 9-х классов ответить на вопросы: «Как Вы относитесь к такому высказыванию: «Искусство не решает вопросов – оно ставит их перед человеком» (А. Тарковский); «Можно ли считать, что литература «учит жизни»? «Что дает мне литература»; «Какой писатель и почему мне нравится больше всего».

Вот как ребята, учащиеся 9-го класса средней общеобразовательной школы №1 г. Павловского Посада Московской области отвечают на эти вопросы:

«С высказыванием А. Тарковского я согласен. Искусство бывает разное: искусство кино, изобразительное искусство, декоративно-прикладное, литература. Иногда посмотришь фильм, прочитаешь книгу и задаешь себе вопросы, как бы я повел себя на месте героев, правильно ли они поступают. Вообще искусство заставляет задумываться о многом. Литература «учит жизни». Из книг можно почерпнуть много интересного и поучительного, что может пригодиться в жизни. Без литературы мы бы не знали историю нашей страны, не знали бы о Великой Отечественной войне, о наших далеких предках. Литература дает мне ответы на многие вопросы, например что, будет с человеком, если он будет бездумно расходовать природные ресурсы» (Павел Д.)

«Я отношусь к высказыванию А. Тарковского с пониманием. Литература создана для того, чтобы заставлять людей думать и анализировать происходящее. Люди, которые думают иначе, просто не читали книг или же читали их без души и удовольствия. Это неправильно, ведь все книги содержат информацию, необходимую человеку в большей или меньшей степени, поэтому заинтересованный человек читает книгу и вовлекается в события этой книги, а незаинтересованный – наоборот. Мы, школьники, «учимся жизни», читая книги школьной программы. Литература помогает нам в образовании характера, формировании личности. Книги развивают нашу фантазию, полноту ощущений, наши эмоции. При чтении книг человек набирается доброты, и у него появляется намного больше шансов научиться отличать добро от зла, да и вообще человек, читающий больше, на мой взгляд, подготовлен к жизни лучше, чем человек, не читающий книг. Мне нравятся писатели, которые вкладывают душу в свои произведения и пишут их для читателей, а не для самоутверждения» (Юрий Б.).

«Я считаю, что литература «учит жизни», так как в каждом литературном произведении заложен нравственный смысл. Литература помогает мне духовно развиваться. В литературных классических произведениях всегда побеждает добро, а ложь и подлость всегда раскрываются. Во многом благодаря литературе, я научилась совершать нравственные поступки. Литература всегда учит благородству и духовности. Мой любимый писатель – Михаил Афанасьевич Булгаков. Недавно я прочитала его произведение «Собачье сердце». Больше всего в этом произведении мне понравились юмор и сатира писателя. В данный момент я читаю его произведение «Мастер и Маргарита». Когда я его читаю, то не могу оторваться от книги. Мне очень нравится, как писал свои произведения Михаил Афанасьевич Булгаков» (Анастасия П.).

«Мне кажется, что без литературы в наше время не прожить. Ведь мы учимся на книжках. Без них скучно. Мы вычитываем из них много увлекательного, интересного, познавательного и полезного для нас. Каждая книга – это своя жизнь. Книги помогают нам жить. Есть даже такое стихотворение Д. Кугультинова, в котором показано значение литературы в жизни автора. Мне близок и понятен смысл стихотворения:

В моем шкафу теснится к тому том,

И каждый том на полке – словно дом…

И ты вошел, и ты уже в гостях.

Как переулок – каждый книжный ряд.

И весь мой шкаф – чудесный Книгоград.

Когда ты будешь в этот город вхож –

Из Прошлого в Грядущее пройдешь…

В.Г. Белинский писал: «Изучать поэта значит не только ознакомиться, через усиленное и повторяемое чтение, с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их… Пережить творения поэта значит переносить, перечувствовать в душе своей богатство, всю глубину их содержания, переболеть их болезнями, перестрадать их скорбями, переблаженствовать их радостью, их торжеством, их надежами. Нельзя понять поэта, не будучи некоторое время под его исключительным влиянием, не полюбив смотреть его глазами, слышать его слухом, говорить его языком». Так критик отзывался о Пушкине. А.С. Пушкин – великий поэт. У него прекрасные поэмы, они мне очень нравятся, в них, «он сумел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества». Пушкин – мой любимый поэт» (Дарья Т.)

«Больше всего мне нравится Федор Михайлович Достоевский. Произведения Достоевского горячо интересуют меня. Больше всего меня привлекает роман «Преступление и наказание», видел и много спектаклей и фильмов, поставленных по мотивам его произведений. Каждое художественное произведение ценно прежде всего своей актуальностью, тем, как оно отвечает на важнейшие вопросы современности. Для понимания человека у Достоевского очень важную роль играют речевые характеристики персонажей. Достоевский – тонкий психолог, исследователь человеческой души, первооткрыватель новых путей духа человеческого. Вот с какими понятиями больше и чаще всего отождествляется имя великого писателя в моем сознании» (Лилия И.).

Таким образом, в своих высказываниях учащиеся обнаруживают достаточно зрелые представления о значении искусства в жизни человека, осознают нравственное значение литературных произведений. Отраден тот факт, что ребята любят и ценят классику, понимают ее непреходящее значение, актуальность для сегодняшних читателей. Данные анкетирования позволяют судить об уровне читательских интересов детей, об особенностях восприятия ими литературных произведений. Проведение подобных анкет является методикой, позволяющей активизировать самоанализ, самооценку учащихся, дает возможность детям поразмышлять о роли литературы в их жизни. А, как известно, активизация форм самооценки, самоанализа, самовоспитания является важнейшей составляющей механизма формирования ценностных ориентаций учащихся на уроке литературы.

Процесс формирования ценностных ориентаций старшеклассников может быть успешным тогда, когда педагог создаст систему целенаправленных воздействий. И первым шагом становится, на наш взгляд, развитие интереса к книге, познанию ее идейно-художественного смысла. Экспериментально исследование подтверждает, что процесс формирования ценностных ориентаций старшеклассников структурно состоит из таких компонентов, как: мотивационный, содержательный и деятельностный. Включение старшеклассников в творческие виды деятельности, стимулирующей и упражняющей их в нравственных поступках, также способствует глубокому постижению художественно-образной системы произведений, оцениванию их этико-эстетического содержания.

Смысл изучения литературы во внеклассной работе – сделать глубже видение мира, расширить круг волнующих человека проблем, воспитать личностную причастность ко всему, научить, как включать произведение, образ, деталь в широкий контекст литературы, культуры, истории и делать это с помощью диалога. Учителя могут применять такую форму работы, как лекционно-семинарская, особенно при обобщении изученного материала.

Например, при изучении произведения В. Распутина «Живи и помни» возникает диалог, учащимися осмысливаются нравственные ценности русской гуманитарной культуры. Старшеклассники проводят параллель между Настеной, женщиной ХХ века, и героиней Достоевского Соней Мармеладовой. Учащиеся вспоминают героинь Некрасова из его поэмы «Русские женщины», плач Ярославны из «Слова о полку Игореве», стихи К. Симонова «Жди меня…». Так происходит постижение русского женского национального характера во взаимосвязях времени и развитии литературного процесса. У старшеклассников развивается представление о этико-эстетическом единстве отечественной литературы, об идеальных характерах, созданных классиками. В ходе подобных уроков у учеников формируется представление о искусстве как о преобразующей мир силе, способной нравственно изменить человека в сторону добра.

Организация литературных кружков, клубов и других форм работы с целью воспитания школьников, развития их нравственных качеств, формирования ценностных ориентаций необходима в современной школе. Важное место занимает проведение в школе мероприятий, приуроченных к литературным и историческим датам и юбилеям (например, юбилей А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.П. Чехова, М.А. Шолохова и т.д.).

Литературные композиции, посвященные юбилейным датам писателей – Нобелевских лауреатов (И.А. Бунина, М.А. Шолохова, Б.Л. Пастернака, А.И. Солженицына, И.А. Бродского) также имеют большой воспитательный смысл.

Организация внеучебной работы учащихся по изучению творчества писателей-земляков – важная форма литературного образования и воспитания учащихся. Максимальное использование учителем форм, методов и методик, которые бы способствовали формированию ценностных ориентаций, устойчивых мировоззренческих позиций старшеклассников на уроках литературы, открывает возможности для активизации воспитательных функций школы в целом.

Все изменения в реальной читательской ситуации при перспективном планировании учитель вряд ли сможет учесть, поэтому система уроков внеклассного чтения должна быть открыта для всего нового и интересного, появляющегося в литературе. На уроках внеклассного чтения можно реализовать методы прочтения или же изучения произведения принятые на простых уроках изучения произведения.

Список литературы

  1. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. – М.: Знание, 1981

  2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: УРАО, 1997.

  3. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. – М.: Новая школа, 1998.

  4. Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. // в кн. Научное творчество. Под ред. Микулинского С.Р. – М., 1969.

  5. Маранцман В.Г Методика преподавания литературы. – М.: Просвещение, 1995.

  6. Маранцман В.Г. Приёмы изучения литературного произведения в школе. \\ Методика преподавания литературы. Под ред. З.Я. Рез. – М.: Просвещение, 1985.

  7. Качурин М.Г. Внеклассное чтение и внеклассная работа по литературе. \\ Методика преподавания литературы. Под ред. З.Я. Рез. – М.: Просвещение, 1985.

  8. Методика преподавания литературы: Под ред. З.Я. Рез. – М.: Просвещение, 1985.

  9. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Стефа», 2000.

  10. Анализ художественного произведения: Художественные произведения в контексте творчества писателя / Под ред. М.Л .Семановой. – М., 1987.

  11. Воспитание творческого читателя: Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе / Под ред. С.В. Михалкова, Т.Д. Полозовой. – М., 1981.

  12. Корст Н.О. Восприятие литературного произведения и его анализ в школе // Вопросы анализа литературных произведений. – М., 1969.

  13. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. – Л., 1974.

  14. Рез З.Я. Изучение литературного произведения в школе как процесс // .

1www. festival.1september.ru

1 Маранцман В.Г Методика преподавания литературы. – М.: Просвещение, 1995.

2 Маранцман В.Г. Приёмы изучения литературного произведения в школе. \\ Методика преподавания литературы. Под ред. З.Я. Рез. – М.: Просвещение, 1985.

1 Маранцман В.Г. Приёмы изучения литературного произведения в школе. \\ Методика преподавания литературы. Под ред. З.Я. Рез. – М.: Просвещение, 1985.

1 www. festival.1september.ru