Анализ уроков истории студентов-практикантов

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ И МЕНЕДЖМЕНТА

АНАЛИЗ УРОКОВ ОДНОКУРСНИКОВ

СТУДЕНТОВ-ПРАКТИКАНТОВ

Студент-практикант

V курса группы 582

Саитов Ильдар Гербертович

Набережные Челны, 2009 г.



Анализ урока №1 студента-практиканта Хусаиновой И. Р.

Дата: 28 ноября 2009 г

Место прохождения практики: Лицей № 81 «Калкан».

Класс: 1.1 (9 «А»).

Тема: «Внешняя политика России в начале XX века».

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: лекция с элементами беседы.

Триединая цель урока: сформировать у учащихся представления об основных направлениях внешней политики начала XX века, рассказать о сложных геополитических отношениях мировых держав, способствовать воспитанию чувства ответственности за судьбу страны.

Литература, использованная по теме:

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России, XX век: Учеб. пособие для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1998. – 368 с.: карт.

Оборудование: учебник, рабочие тетради, карта по русско-японской войне, классная доска, мел, указка.

Вид доски на уроке:

Дата: число, месяц Тема Дом. Задание

План

Схема войны

Причины – Повод – Ход военных действий – Итоги войны – Последствия

Таблица ход военных действий

Дата Место сражения Потери



Основные понятия:

Антанта и Тройственный союз, Тихоокеанская империя, КВЖД, Безобразовская клика, контрибуция.

Основные даты:

1891 Россия приступила к строительству Транссибирской ж. д.

Март 1898 был заключен русско-китайский договор об аренде на 25 лет Ляодунского полуострова с незамерзающими портами: торговым — Далянвань (Дальний) и военным — Порт-Артур

26 Января 1904 – японские военные корабли атаковали русскую эскадру в Порт-Артуре.

Август 1905 Портсмутский мир.

Основные персоналии: А.М. Безобразов, А.Н. Куропаткин, А.М. Стессель.

План урока:

1. Основные направления внешней политики России на рубеже XIX – ХХ вв.

2.Дальневосточная политика.

3.Русско-японская война:

- военные действия в 1904 г. и падение Порт-Артура.

- ход военных действий в 1905 г.

- итоги войны.

Домашнее задание: §1 прочитать и ответить на вопросы.

Анализ:

Урок начался с взаимного приветствия учителя и учащихся друг другом, в целом организационный момент прошел складно, кратко как и положено. Образовательная цель была озвучена и объяснен план работы на урок учащимся. Была сделана связь с темами, пройденными на уроках истории ранее. Этот урок для Индиры Риналовны был в этой практике первым и она держалась уверенно, что важно, так как уверенность передавалась классу и учащиеся охотно включались в работу, принимая участие в ответах на вопросы, читая текст учебника, поспевая за мыслью рассуждениями преподавателя. Лицеисты записали число и тему урока, самостоятельно по заданию учителя заполняли таблицу ход военных действий в Русско-Японской войне. Также были задания по группам: одна группа рассматривала причины конфликта, другая положение России в мире, третья – причины поражения России. Применяются приемы наглядности, рассказ сопровождается с прослеживанием дат и мест сражений по карте, отмечалось правильность заполнения таблицы о ходе военных действий и требования к ее содержанию. Основным этапом можно считать изучение нового материала и этап закрепления знаний, на котором проговаривалось выводы по теме. Тема полностью раскрыта и соответствовала целям урока. Перед звонком учитель объяснил методику выполнения домашнего задания. Таким образом, урок был выдержан в регламентных рамках, прошел успешно, и со звонком участники учебного процесса попрощались до следующего урока.



Анализ урока №2 студента-практиканта Саитгараева В.В.

Дата: 28 ноября 2009 г.

Место прохождения практики: Лицей № 81 «Калкан».

Класс: 3.2 (11 «Б»).

Тема: «Внешняя политика России в начале XX века. Русско-Японская война».

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: лекция с элементами беседы.

Триединая цель урока: сформировать у учащихся представления об основных направлениях внешней политики начала XX века, рассказать о сложных геополитических отношениях мировых держав, способствовать воспитанию чувства ответственности за судьбу страны.

Литература, использованная по теме:

1. Левандовский А. А. Россия в XX веке: Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 368 с., 16 л. ил., карт.

2. Левандовский А. А. ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКУ "Россия в ХХ веке" / А.А. Левандовский, Ю. А. Щетинов, Л. В. Жукова.- 160 с.: ил. (в обл.)

Оборудование: учебник, рабочие тетради, карта по русско-японской войне, классная доска, мел, указка.



Вид доски на уроке:

Дата: число, месяц Тема Дом. Задание

План

1. Геополитическое положение России в начале XX века.

2. Дальневосточная политика.

3. Русско-Японская война: причины, повод, таблица: «Ход военных действий», итоги и последствия.

Таблица ход военных действий

Дата Место сражения Потери

Основные понятия:

Антанта и Тройственный союз, Тихоокеанская империя, КВЖД, Безобразовская клика, контрибуция.

Основные даты:

1891 Россия приступила к строительству Транссибирской ж. д.

Март 1898 был заключен русско-китайский договор об аренде на 25 лет Ляодунского полуострова с незамерзающими портами: торговым — Далянвань (Дальний) и военным — Порт-Артур

26 Января 1904 – японские военные корабли атаковали русскую эскадру в Порт-Артуре.

Август 1905 Портсмутский мир.

Основные персоналии: А.М. Безобразов, А.Н. Куропаткин, А.М. Стессель.

План урока:

1. Геополитическое положение России в начале XX века.

2. Дальневосточная политика.

3. Русско-Японская война: причины, повод, таблица: «Ход военных действий», итоги и последствия.

Домашнее задание: §8 прочитать и ответить на вопросы.

Анализ:

Урок начался с взаимного приветствия учителя и учащихся друг другом, в целом организационный момент прошел складно, кратко как и положено. Образовательная цель была озвучена и объяснен план работы на урок учащимся. Была сделана связь с темами, пройденными на уроках истории ранее, в частности о влияние внутриполитической ситуации на развитие внешней политики, когда верхам нужна была маленькая победоносная война для отвлечения масс от революционной борьбы. Этот урок для Вадима Василовича был в этой практике первым и он держалась уверенно, что важно, так как уверенность передавалась классу и учащиеся охотно включались в работу, принимая участие в ответах на вопросы, читая текст учебника, поспевая за мыслью рассуждениями преподавателя. Они записали число и тему урока, самостоятельно по заданию учителя заполняли таблицу ход военных действий в Русско-Японской войне, затем на оценку показывали учителя. Применяются приемы наглядности, рассказ сопровождается с прослеживанием дат и мест сражений по карте, отмечалось правильность заполнения таблицы и требования к ее содержанию. Основным этапом можно считать изучение нового материала и этап закрепления знаний, на котором проговаривалось выводы по теме. Тема полностью раскрыта и соответствовала целям урока. Перед звонком учитель объяснил методику выполнения домашнего задания. Таким образом, урок был выдержан в регламентных рамках, прошел успешно, и со звонком участники учебного процесса попрощались до следующего урока.



Анализ урока №3 студента-практиканта Волкова С.И.

Дата: 30 ноября 2009 г.

Место прохождения практики: Лицей № 81 «Калкан».

Класс: 1.2 (9 «Б»).

Тема: «Русско-Японская война».

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: лекция с элементами беседы.

Триединая цель урока: сформировать у учащихся представления об основных направлениях внешней политики начала XX века, рассказать о сложных геополитических отношениях мировых держав, способствовать воспитанию чувства ответственности за судьбу страны.

Литература, использованная по теме:

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России, XX век: Учеб. пособие для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1998. – 368 с.: карт.

Оборудование: учебник, рабочие тетради, карта по русско-японской войне, классная доска, мел, указка.

Вид доски на уроке:

Дата: число, месяц Тема Дом. Задание

План

1. Причины Русско-Японской войны;

2. Таблица ход военных действий

Дата Место сражения Потери

3. Итоги;

4. Последствия.



Основные понятия:

Антанта и Тройственный союз, Тихоокеанская империя, КВЖД, Безобразовская клика, контрибуция.

Основные даты:

1891 Россия приступила к строительству Транссибирской ж. д.

Март 1898 был заключен русско-китайский договор об аренде на 25 лет Ляодунского полуострова с незамерзающими портами: торговым — Далянвань (Дальний) и военным — Порт-Артур

26 Января 1904 – японские военные корабли атаковали русскую эскадру в Порт-Артуре.

Август 1905 Портсмутский мир.

Основные персоналии: А.М. Безобразов, А.Н. Куропаткин, А.М. Стессель.

План урока:

1. Причины Русско-Японской войны;

2. Таблица ход военных действий

Дата Место сражения Потери

3. Итоги;

4. Последствия.

Домашнее задание: §8 прочитать и ответить на вопросы.

Анализ:

Урок начался с взаимного приветствия учителя и учащихся друг другом, в целом организационный момент прошел складно, кратко, как и положено. Все внимание учащихся было приковано на учителя. Образовательная цель была озвучена и объяснен план работы на урок учащимся. Была сделана связь с темами, пройденными на уроках истории ранее, так был сделан удачный пример о том, что революция была нужна правящим кругам для отвлечения народа от внутренних проблем. Этот урок для Сергея Ивановича был в этой практике первым и он держалась уверенно, что важно, так как уверенность передавалась классу и учащиеся охотно включались в работу, принимая участие в ответах на вопросы, читая текст учебника, поспевая за мыслью рассуждениями преподавателя. Они записали число и тему урока, самостоятельно по заданию учителя заполняли таблицу ход военных действий в Русско-Японской войне. Также были задания по группам: одна группа рассматривала причины конфликта, другая положение России в мире, третья – причины поражения России. Применяются приемы наглядности, рассказ сопровождается с прослеживанием дат и мест сражений по карте, отмечалось правильность заполнения таблицы и требования к ее содержанию. Основным этапом можно считать изучение нового материала и этап закрепления знаний, на котором проговаривалось выводы по теме. Тема полностью раскрыта и соответствовала целям урока. Перед звонком учитель объяснил методику выполнения домашнего задания. Таким образом, урок был выдержан в регламентных рамках, прошел успешно, и со звонком участники учебного процесса попрощались до следующего урока.



Анализ урока №4 студента-практиканта Саитгараева В.В.

Дата: 30 ноября 2009 г.

Место прохождения практики: Лицей № 81 «Калкан».

Класс: 3.2 (11 «Б»).

Тема: «Общественные движения накануне революции».

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: лекция с элементами беседы.

Триединая цель урока: сформировать у учащихся представления об основных общественных движениях перед началом первой российской революции, также рассказать о партиях, их лидерах и программных требований, интересы каких сил представляли, воспитывать толерантное отношение учащихся к различным точкам зрения.

Литература, использованная по теме:

1. Левандовский А. А. Россия в XX веке: Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 368 с., 16 л. ил., карт.

2. Левандовский А. А. ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКУ "Россия в ХХ веке" / А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов, Л. В. Жукова.- 160 с.: ил. (в обл.)

Оборудование: учебник, рабочие тетради, таблица «Общественные движения», классная доска, мел, указка.



Вид доски на уроке:

Дата: число, месяц Тема Дом. Задание

План

Таблица «Общественные движения»

Движения Поддержка социальных слоев Программные требования

Рабочее

Крестьянское

Эсеры

Эсдеки

Земское

Интеллигенция

Основные понятия:

Террор, эсеры, социал-демократы, меньшевики, большевики, земство.

Основные даты:

1904 Декабрь - Святополк – Мирский передал царю доклад о политической обстановке в стране, которая оценивалась как катастрофическая.

9 Января 1905 – Кровавое воскресение.

Основные персоналии: П. Д. Святополк – Мирский, Георгий Гапон.

План урока:

  1. Народные движения.

  2. Революционное подполье.

  3. Либеральная оппозиция.

Домашнее задание: §7, 8, 9 прочитать и заполнить таблицу.

Анализ:

Урок начался с взаимного приветствия учителя и учащихся друг другом, в целом организационный момент прошел складно, кратко как и положено – командир доложил, что группа 3.2 на урок построилась, отсутствующих нет. Образовательная цель была озвучена и объяснен план работы на урок учащимся. Была сделана связь с темами, пройденными на уроках истории ранее, в частности позорное поражение в Русско-Японской войне усугубило внутриполитическую ситуацию в стране. Этот урок для Вадима Василовича был успешным, он держался уверенно, что важно, так как уверенность передавалась классу и учащиеся охотно включались в работу, принимая участие в ответах на вопросы, читая текст учебника, поспевая за мыслью рассуждениями преподавателя. Одиннадцатиклассники записали число и тему урока, вместе с преподавателем учащиеся заполняли таблицу по общественным движениям, какие силы принимали участие в движение, выдвигаемые программы и требования. Данная наглядность очень эффективна в изучаемой теме, так как материал нескольких параграфов в легкой и доступной форме разложен теперь по полочкам таблицы Основным этапом можно считать изучение нового материала и этап закрепления знаний, на котором проговаривалось выводы по теме. Тема полностью раскрыта и соответствовала целям урока. Перед звонком учитель объяснил методику выполнения домашнего задания. Таким образом, урок был выдержан в регламентных рамках, прошел успешно, и со звонком участники учебного процесса попрощались до следующего урока.



Анализ урока №5 студента-практиканта Жилина А.И.

Дата: 1 декабря 2009 г.

Место прохождения практики: Лицей № 81 «Калкан».

Класс: 3.4 (11 «Г»).

Тема: «Глобальные проблемы экономики».

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: лекция с элементами беседы.

Триединая цель урока: сформировать у учащихся представления об положительных и отрицательных сторонах глобализации, указать на причины выступлений антиглобалистов и примеры экономической интеграции, воспитывать у кадетов чувство интернационализма и взаимовыручки для решения общих стоящих проблем.

Литература, использованная по теме:

1. Боголюбов Л. Н. Обществознание: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009. – 352 с.

Оборудование: учебник, рабочие тетради, наглядность: «таблица положительных и отрицательных моментов глобализации», классная доска, мел, указка.

Вид доски на уроке:

Дата: число, месяц Тема Дом. Задание

План

Понятия. Таблица «Глобализация»

Положительные Отрицательные

Основные понятия:

Импорт, экспорт, торговое сальдо: положительное и отрицательное, глобализация, интеграция, международное разделение труда.

Основные даты:

1948 г. Учреждение стала Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) - пример экономической интеграции Западной Европы

Основные персоналии:

французский экономист Жан Монне.

План урока:

1. Торговое сальдо.

2. Глобализация.

3. Международное разделение труда.

Домашнее задание: §10 прочитать и пересказ, сообщение «причины возникновения мирового экономического кризиса 2008 г.»

Анализ:

Урок начался с взаимного приветствия учителя и учащихся друг другом, в целом организационный момент прошел складно, кратко как и положено. Образовательная цель была озвучена и объяснен план работы на урок учащимся. Была сделана связь с темами, пройденными на уроках истории ранее. Этот урок для Антона Ивановича был в этой практике первым, но так как у него уже имелся опыт работы в этой школе он держалась уверенно, что важно, так как уверенность передавалась классу и учащиеся охотно включались в работу, принимая участие в ответах на вопросы, читая текст учебника, поспевая за мыслью рассуждениями преподавателя. Они записали число и тему урока, ответили на вопросы что такое импорт и экспорт. Эти определения служат важной точкой опоры для понимания другого не менее важного термина торговое сальдо. Совместно были определены страны с положительным и отрицательным торговым сальдо, названы примеры. Были рассмотрены примеры глобализации и экономической интеграции. Учащиеся совместно с учителем заполнили таблицу положительных и отрицательных моментов глобализации. Затронув интеграционные процессы нельзя было не упомянуть о международном разделении труда и его специфике для различных регионов. Основными этапами урока можно считать изучение нового материала и закрепления знаний, на котором проговаривалось выводы по теме. Тема полностью раскрыта и соответствовала целям урока. Перед звонком Антон Иванович объяснил методику выполнения домашнего задания, рассказал о своих требованиях: оценка 3 за воспроизведение прочитанного с ошибками, 4 – за хорошее воспроизведение, 5 – воспроизведение с рассуждениями и выводами. Таким образом, урок был выдержан в регламентных рамках, прошел успешно, и со звонком участники учебного процесса попрощались до следующего урока.



Анализ урока №6 студента-практиканта Жилина А.И.

Дата: 1 декабря 2009 г.

Место прохождения практики: Лицей № 81 «Калкан».

Класс: 3.2 (11 «Б»).

Тема: «Глобальные проблемы экономики».

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: лекция с элементами беседы.

Триединая цель урока: сформировать у учащихся представления об положительных и отрицательных сторонах глобализации, указать на причины выступлений антиглобалистов и примеры экономической интеграции, объяснить на примерах суть положительного и отрицательного торгового сальдо; воспитывать у кадетов чувство интернационализма и взаимовыручки для решения общих стоящих проблем.

Литература, использованная по теме:

1. Боголюбов Л. Н. Обществознание: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009. – 352 с.

Оборудование: учебник, рабочие тетради, наглядность: «таблица положительных и отрицательных моментов глобализации», классная доска, мел, указка.

Вид доски на уроке:

Дата: число, месяц Тема Дом. Задание

План

Понятия. Таблица «Глобализация»

Положительные Отрицательные

Основные понятия:

Импорт, экспорт, торговое сальдо: положительное и отрицательное, глобализация, интеграция, международное разделение труда.

Основные даты:

1948 г. Учреждение стала Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) - пример экономической интеграции Западной Европы

Основные персоналии: французский экономист Жан Монне.

План урока:

1. Торговое сальдо.

2. Глобализация.

3. Международное разделение труда.

Домашнее задание: §10 прочитать и пересказ, сообщение «причины возникновения мирового экономического кризиса 2008 г.»

Анализ:

Урок начался с взаимного приветствия учителя и учащихся друг другом, в целом организационный момент прошел складно, кратко как и положено. Образовательная цель была озвучена и объяснен план работы на урок учащимся. Также в начале урока были заявлены требования для получение той или иной оценки, например: оценка 3 за воспроизведение прочитанного с ошибками, 4 – за хорошее воспроизведение, 5 – воспроизведение с рассуждениями и выводами. Была проведен фронтальный опрос на тему: «Инфляция и её виды». Подготовка к уроку можно оценить как хорошую, активность преобладала над пассивностью. Оценки выставлены в журнал. Этот урок для Антона Ивановича шел сразу после проведенного в группе 3.4, поэтому схема проведения и материал изучения новой темы был точно таким же. Практикант держалась уверенно, что важно, так как уверенность передавалась классу и учащиеся охотно включались в работу, принимая участие в ответах на вопросы, читая текст учебника, поспевая за мыслью рассуждениями преподавателя. Они записали число и тему урока, дополнительно вспомнили и ответили на вопросы что такое импорт и экспорт. Эти определения послужили важной точкой опоры для понимания другого не менее важного термина торговое сальдо. Совместно были определены страны с положительным и отрицательным торговым сальдо, названы примеры. Были рассмотрены примеры глобализации и экономической интеграции. Учащиеся совместно с учителем заполнили таблицу положительных и отрицательных моментов глобализации. Затронув интеграционные процессы нельзя было не упомянуть о международном разделении труда и его специфике для различных регионов. Основными этапами урока можно считать изучение нового материала и закрепления знаний, на котором проговаривалось выводы по теме. Тема полностью раскрыта и соответствовала целям урока. Перед звонком Антон Иванович объяснил методику выполнения домашнего задания, рассказал о своих требованиях. Таким образом, урок был выдержан в регламентных рамках, прошел успешно, и со звонком участники учебного процесса попрощались до следующего урока.



Анализ урока №7 студента-практиканта Саитгараева В.В.

Дата: 2 декабря 2009 г.

Место прохождения практики: Лицей № 81 «Калкан».

Класс: 3.2 (11 «Б»).

Тема: «Революция накануне».

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: лекция с элементами беседы.

Триединая цель урока: сформировать у учащихся представления о попытке властей изменить революционную ситуацию путем реализации программы «Нового курса» министра внутренних дел П. Д. Святополк-Мирского, нового варианта решения рабочего вопроса организациями Георгия Гапона, и безрассудного расстрела мирной демонстрации рабочих 9 января 1905; воспитывать у учащихся чувства уважения к истории как науки об ошибках прошлого, ответственности за судьбу России.

Литература, использованная по теме:

1. Левандовский А.А. Россия в XX веке: Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Левандовский, Ю. А. Щетинов. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 368 с., 16 л. ил., карт.

2. Левандовский А. А. ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКУ "Россия в ХХ веке" / А.А. Левандовский, Ю. А. Щетинов, Л. В. Жукова.- 160 с.: ил. (в обл.)

Оборудование: учебник, рабочие тетради, наглядность: портреты исторических личностей классная доска, мел, указка.



Вид доски на уроке:

Дата: число, месяц Тема Дом. Задание

План

1. «Новый курс».

2. Гапоновщина.

3. «Кровавое воскресение».

Основные понятия:

«Новый курс», Гапоновщина, Кровавое воскресение.

Основные даты:

1904 Декабрь - Святополк – Мирский передал царю доклад о политической обстановке в стране, которая оценивалась как катастрофическая.

9 Января 1905 – Кровавое воскресение.

Основные персоналии: П. Д. Святополк – Мирский, Георгий Гапон.

План урока:

1. «Новый курс».

2. Гапоновщина.

3. «Кровавое воскресение».

Домашнее задание: §10 прочитать и ответить на вопросы.

Анализ:

Урок начался с взаимного приветствия учителя и учащихся друг другом, в целом организационный момент прошел складно, кратко как и положено. Кадеты дружно настроились на работу в классе. Образовательная цель была озвучена и объяснен план работы на урок учащимся. Была сделана связь с темами, пройденными на уроках истории ранее, в частности увязка назревавшего революционного кризиса с поражениями и потерями в Русско-Японской войне. Вадим Василович применял на уроке специальные жетоны, которые выдавались за дополнения на уроках и ответах на вопросы – все это позволило активизировать класс, заинтересовать и увлечь предметом. Набранные плюсы по жетонам в количестве пяти затем могли обменятся в конце урока на оценку пять в журнал. Особенно им нравиться получать пятерки в дневник, ведь так заслужат похвалу родителей. Учащиеся открыли рабочие тетради, записали число и тему урока. Под запись было объяснено причины, побудившие П. Д. Святополк-Мирского проводить политику «Нового курса», рассмотрели амбициозную личность Георгия Гапона и к чему привела его идея организовать мирное шествие рабочих с петицией царю, и безрассудный расстрел рабочих царскими войсками. Основным этапом можно считать изучение нового материала и этап закрепления знаний, на котором проговаривалось выводы по теме. Вывод также записали в тетрадь: «Жестокий расстрел безоружных рабочих 9 января послужил причиной стихийных выступлений народа во всех уголках империи». В течении урока последовательно и организованно Вадим Василович полностью раскрыл тему, которая соответствовала заявленным целям урока. Перед звонком практикант объяснил методику выполнения домашнего задания. Таким образом, урок был выдержан в регламентных рамках, прошел успешно, и со звонком участники учебного процесса попрощались до следующего урока.



Анализ урока №8 студента-практиканта Хусаиновой И.Р.

Дата: 2 декабря 2009 г.

Место прохождения практики: Лицей № 81 «Калкан».

Класс: 1.1 (9 «А»).

Тема: «Начало революции».

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: лекция с элементами беседы и обсуждения.

Триединая цель урока: сформировать у учащихся представления о событиях кровавого воскресения, нарастании волны народного возмущения, способствовать воспитанию чувства ответственности за судьбу страны и умению учиться на ошибках прошлого.

Литература, использованная по теме:

1. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России, XX век: Учеб. пособие для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1998. – 368 с.: карт.

Оборудование: учебник, рабочие тетради, наглядность: иллюстрации Николая II, Георгия Гапона, таблица «События революции» классная доска, мел, указка.

Вид доски на уроке:

Дата: число, месяц Тема Дом. Задание

План

Иллюстрации

Таблица «Ход революционных событий»

Основные понятия:

Кровавое воскресение, всероссийская политическая стачка, московское восстание.



Основные даты:

9 Января 1905 – Кровавое воскресение.

Октябрь 1905 – Всероссийская политическая стачка.

17 октября 1905 – Манифест провозгласивший свободы и намерения создать представительный орган.

6 – 17 декабря 1905 – Московское восстание.

Основные персоналии: Георгий Гапон, П. Д. Святополк-Мирский.

План урока:

1. «Новый курс» Святополк-Мирского.

2. Гапоновщина.

3. «Кровавое воскресение».

4. Нарастание революции. Всероссийская политическая стачка.

5. Манифест 17 октября 1905 г.

6. Московское восстание.

Домашнее задание: §5 прочитать и ответить на вопросы.

Анализ:

Урок начался с взаимного приветствия учителя и учащихся друг другом, в целом организационный момент прошел складно, кратко как и положено. Кадеты дружно настроились на работу в классе. Была сделана связь с темами, пройденными на уроках истории ранее, в частности увязка назревавшего революционного кризиса с поражениями и потерями в Русско-Японской войне. Затем был произведен опрос домашнего задания фронтальным методом как раз по теме причин поражения в войне и ее последствиях для внутриполитического развития событий в Российской империи. За активность учащиеся получили хорошие и отличные отметки в журнал – все это поддерживает их внимание и интерес к предмету. Образовательная цель была озвучена и объяснен план работы на урок учащимся. Индира Риналовна применяла на уроке специальные жетоны, которые выдавались за дополнения на уроках и ответах на вопросы – все это позволило активизировать класс, заинтересовать и увлечь предметом. Набранные плюсы по жетонам в количестве пяти затем могли обменятся в конце урока на оценку пять в журнал. Особенно им нравиться получать пятерки в дневник, ведь так заслужат похвалу родителей. Учащиеся открыли рабочие тетради, записали число и тему урока. Под запись было объяснено причины, побудившие П.Д. Святополк-Мирского проводить политику «Нового курса», рассмотрели амбициозную личность Георгия Гапона и к чему привела его идея организовать мирное шествие рабочих с петицией царю, и безрассудный расстрел рабочих царскими войсками, накал страстей достиг апогея осенью 1905 года во время всероссийской политической стачки, и кульминационный момент московское восстание. Основным этапом можно считать изучение нового материала и этап закрепления знаний, на котором проговаривалось выводы по теме. Вывод также записали в тетрадь: «Жестокий расстрел безоружных рабочих 9 января послужил причиной стихийных выступлений народа во всех уголках империи, вынуждая царя пойти на уступки и подписать Манифест 17 Октября». В течении урока последовательно и организованно Индира Риналовна полностью раскрывала тему, которая соответствовала заявленным целям урока. Перед звонком практикант объяснил методику выполнения домашнего задания. Таким образом, урок был выдержан в регламентных рамках, прошел успешно, и со звонком участники учебного процесса попрощались до следующего урока.



Анализ урока №9 студента-практиканта Калякина П.А.

Дата: 3 декабря 2009 г.

Место прохождения практики: Лицей № 81 «Калкан».

Класс: 3.1 (11 «А»).

Тема: «Революция на подъеме».

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: лекция с элементами беседы.

Триединая цель урока: сформировать у учащихся представления о развитии революции с момента ее начала до кульминационной точки и важном историческом документе Манифеста 17 октября и его последствия, и завершением рассмотрения вопроса Московским восстанием, способствовать воспитанию чувства ответственности за судьбу страны и умению учиться на ошибках прошлого.

Литература, использованная по теме:

1. Левандовский А. А. Россия в XX веке: Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 368 с., 16 л. ил., карт.

2. Левандовский А. А. ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКУ "Россия в ХХ веке" / А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов, Л. В. Жукова.- 160 с.: ил. (в обл.)

Оборудование: учебник, рабочие тетради, наглядность: таблица «События революции», классная доска, мел, указка.



Вид доски на уроке:

Дата: число, месяц Тема Дом. Задание

План

1. Весна 1905.

2. Лето 1905.

3. Осень 1905.

4. Московское восстание.

Иллюстрации

Таблица «События революции»

Дата События

Основные понятия:

Кадеты, октябристы, черная сотня, апогей.

Основные даты:

18 февраля 1905 совещание Николая II и Булыгина А. Г.

июнь 1905 г – восстание на броненосце Потемкин – Таврический.

ноябрь 1905 – захват крейсера Очаков

17 октября 1905 подписал манифест, изменивший основы государственного устройства

6 декабря - 19 декабря - Московское восстание

Основные персоналии: А. Г. Булыгин, П. П. Шмидт, П. Н. Милюков, А. И Гучков.

План урока:

1. Начало революции.

2. Подполье и общественность.

3. Революционное лето.

4. Всероссийская политическая забастовка.

5. Манифест 17 октября и его последствия.

6. Московское восстание.

Домашнее задание: §11 – 12, подготовить к пересказу, можно опираться на тетрадь при ответе у доски, доклады на темы: А. Г. Булыгин, П. П. Шмидт, П. Н. Милюков, А. И Гучков.

Анализ:

Урок начался с взаимного приветствия учителя и учащихся друг другом, в целом организационный момент прошел быстро и кратко как и положено. Кадеты дружно настроились на работу в классе. Была сделана связь с темами, пройденными на уроках истории ранее, в частности каким взрывом недовольства была охвачена страна в ответ на расстрел войсками мирной демонстрации рабочих к Зимнему дворцу. Затем был произведен опрос домашнего задания фронтальным методом как раз по теме событий происходивших накануне революционного взрыва. За активность учащиеся получили хорошие и отличные отметки в журнал – все это поддерживает их внимание и интерес к предмету. Образовательная цель была озвучена и объяснен план работы на урок учащимся. Павел Алексеевич держится очень уверенно и материалом урока владеет в совершенстве. Учащиеся открыли рабочие тетради, записали число и тему урока. Совместно с преподавателем начинают заполнять таблицу «Ход революции». Часть заполнили на уроке, оставшуюся – задали как домашнее задание наряду с чтением параграфа. Основным этапом можно считать изучение нового материала и этап закрепления знаний, на котором проговаривалось выводы по теме. Вывод также записали в тетрадь: «Жестокий расстрел безоружных рабочих 9 января послужил причиной стихийных выступлений народа во всех уголках империи, вынуждая царя пойти на уступки и подписать Манифест 17 Октября». В течении урока последовательно и организованно Павел Алексеевич полностью раскрыл тему, которая соответствовала заявленным целям урока. Перед звонком практикант объяснил методику выполнения домашнего задания. Таким образом, урок был выдержан в регламентных рамках, прошел успешно, и со звонком участники учебного процесса попрощались до следующего урока.



Анализ урока №10 студента-практиканта Хусаиновой И. Р.

Дата: 5 декабря 2009 г.

Место прохождения практики: Лицей № 81 «Калкан».

Класс: 1.1 (9 «А»).

Тема: «Изменения в политической системе Российской империи».

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: лекция с элементами беседы.

Триединая цель урока: сформировать у учащихся представления о палатах российского парламента: верхней – Государственном Совете, и нижней – Государственной Думе, способствовать развитию мышления лицеистов на примере взаимодействия этих палат и принятия законов, воспитывать в учащихся толерантность и уважению к мнению друг друга.

Литература, использованная по теме:

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России, XX век: Учеб. пособие для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1998. – 368 с.: карт.

Оборудование: учебник, рабочие тетради, наглядность: схема парламента, классная доска, мел, указка.



Вид доски на уроке:

Дата: число, месяц Тема Дом. Задание

План

Схема парламента

Государственный Совет – ½ назначал царь + ½ избиралась из крупных помещиков

Государственная Дума выбиралась по куриям

Землевладельческая Городская Крестьянская Рабочая

По старому 1 3 15 45

По новому 1 4 и 68 260 543(!!!)

Основные понятия:

Государственная Дума, Государственный Совет.

Основные даты:

26 апреля 1906 – начало работы I Государственной Думы.

9 июля 1906 – роспуск первой думы. Выборгское воззвание.

20 февраля 1907 – открытие II Государственной Думы.

3 Июня 1907 – манифест изменивший порядок выборов, переворот, так как издано без одобрения Думой.

Основные персоналии: П.А. Столыпин, Ф.А. Головин.

План урока:

1. «Конституционный строй»

2. I Государственная Дума.

3. Революционное движение во второй половине 1906 – начале 1907.

4. Новый премьер П. А. Столыпин.

5. II Государственная Дума и «государственный переворот 3 июня 1907»

Домашнее задание: §6 прочитать и ответить на вопросы.



Анализ:

Урок начался с взаимного приветствия учителя и учащихся друг другом, в целом организационный момент прошел складно, кратко как и положено. Кадеты дружно настроились на работу в классе. Была сделана связь с темами, пройденными на уроках истории ранее, в частности изменения в политической системе Российской империи произошли вследствие революционной борьбы и уступок правительства. Затем был произведен опрос домашнего задания фронтальным методом как раз по теме первой российской революции. За активность учащиеся получили хорошие и отличные отметки в журнал – все это поддерживает их внимание и интерес к предмету. Образовательная цель была озвучена и объяснен план работы на оставшуюся часть урока лицеистам. Индира Риналовна применяла на уроке специальные жетоны, которые выдавались за дополнения на уроках и ответах на вопросы – все это позволило активизировать класс, заинтересовать и увлечь предметом. Набранные плюсы по жетонам в количестве пяти затем могли обменяться в конце урока на оценку пять в журнал. Особенно им нравиться получать пятерки в дневник, ведь так заслужат похвалу родителей. Учащиеся открыли рабочие тетради, записали число и тему урока. В виде наглядной и доступной схемы был объяснен принцип формирования обеих палат российского парламента, их состав и законотворческая деятельность. В течении урока последовательно и организованно Индира Риналовна полностью раскрывала тему, которая соответствовала заявленным целям урока. Перед звонком практикант объяснил методику выполнения домашнего задания. Таким образом, урок был выдержан в регламентных рамках, прошел успешно, и со звонком участники учебного процесса попрощались до следующего урока.