Анализ современного состояния и перспективы развития системы дошкольного образования в Красноярском крае
Анализ современного состояния и перспективы развития системы дошкольного образования в Красноярском крае
Содержание
Введение
1. Основные показатели в системы дошкольного образования в Красноярском крае
2. Анализ и перспективы развития дошкольного образования в г. Зеленогорске Красноярского края
2.1 Состояние дошкольного образования в г. Зеленогорске Красноярского края
2.2 Перспективные направления развития системы детского дошкольного образования в г. Зеленогосрке
Заключение
Список использованных источников
Введение
Дошкольное детство является одной из наиболее теоретически разработанных и экспериментально разработанных областей. Здесь существуют сложившиеся традиции, как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях по изучению проблематики начальных этапов онтогенеза развития человека (Ж. Пиаже, М. Мид, З. Фрейд, Э. Эриксон, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, М.И. Лисина и др.). Однако, парадоксальность ситуации состоит в том, что общение ребенка со взрослым, как правило, рассматривается в рамках изучения «детско-родительских отношений». Что является существенной недостаточностью освещения вопроса. Это только одна из позиций «общественного взрослого». Не менее значимы и важны отношения с другой позицией «общественного взрослого»: воспитателем. Но, последние десятилетия практически не дают нам работ по изуче6нию матрицы отношений «воспитатель детского сада – ребенок». Однако, именно здесь взрослый занимает совершенно особую позицию. Следующий важный момент: практически нет работ, изучающих воспитателей детских садов как особой социально-профессиональной группы. Таким образом, несмотря на декларации о значимости сферы дошкольного воспитания и постоянные «подчеркивания» в различных концепциях по дошкольному воспитанию роли педагога, воспитатели находятся на периферии изучения. Таким образом, данная тема исследования является особо актуальной.
Цель работы - анализ состояния и перспектив развития дошкольного образования в Красноярском крае.
Задачи:
Провести анализ современного состояния дошкольного образования системе образования Красноярского края;
Выявить проблемы дошкольного образования;
Обозначить перспективы развития в г.Зеленогорске Красноярского края.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объем работы 20 страниц.
1. Основные показатели в системы дошкольного образования в Красноярском крае
По законодательству в России дошкольные образовательные учреждения реализуют общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности, обеспечивают уход, присмотр, оздоровление, воспитание и обучение детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
В 1991 году по России году было 87.6 тыс. дошкольных образовательных учреждений, а к 2007 их осталось всего 47.8 тыс. При этом сокращение численности детей в дошкольных образовательных учреждениях происходило более интенсивно, чем уменьшение числа этих учреждений.
Сокращение числа детей, посещающих детские сады, обусловлено действием двух факторов: демографического и социально-экономического. Всплеск рождаемости, наблюдавшийся в первой половине 80-х годов и достигший пика в 1987 году, сменился ее резким падением, начавшимся в 1988 и закончившимся в 2000 году, что привело к естественному снижению численности детей дошкольного возраста в целом по стране.
Однако основной причиной является общий спад экономической активности в стране. Другая причина сокращения охвата в 90-е годы – дифференциация доходов в обществе и формирование прослойки богатых людей. Этот факт иллюстрирует табл. 1, где представлены результаты репрезентативного опроса семей дошкольников, осуществленного в 2005 году Фондом «Общественное мнение».1
Таблица 1 - Распределение ответов на вопрос: «Почему Ваш ребенок не посещает детский сад?»
В системе образования Красноярского края функционирует 982 дошкольных образовательных учреждения, которые обеспечивают дошкольный уровень образования для 103,4 тыс. детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.
В системе дошкольного образования Красноярского края действуют филиалы дошкольных образовательных учреждений:
19 обособленных структурных подразделений;
26 в общеобразовательных учреждениях;
40 групп дошкольного образования, организованных в общеобразовательных учреждениях.
Сеть дошкольных образовательных учреждений характеризуется следующими видами:
детский сад (65,13%),
детский сад комбинированного вида (16,28%),
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному или нескольким направлениям развития воспитанников (6, 92%),
детский сад компенсирующего вида (4,74%),
центр развития ребенка – детский сад (1,92%),
детский сад присмотра и оздоровления (1.15%).
В крае представлены как формальные виды дошкольного образования, так и неформальные. Среди формальных видов представлены муниципальные дошкольные образовательные учреждения различных видов, группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста, функционирующие на базе дошкольных образовательных, общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, ведомственные дошкольные образовательные учреждения. Кроме того, проходит апробацию такой вид дошкольного образования как семейный детский сад.
Среди неформальных видов дошкольного образования представлены частные формы: негосударственное дошкольное образовательное учреждение, семейные образовательные центры, детские клубы, центры развития детей, центры досуга и творчества, детские академии, детские анимационные площадки и др.
Проблема доступности дошкольного образования является актуальной в течение последних 5 лет. Рост рождаемости детей с 2004 года (средний уровень рождаемости 90-х годов – 29,3 тысяч детей, 2004 год – 32,4 тысяч детей, 2007 год – 34,2 тысяч детей) обострил проблему дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях.
В настоящее время охват детей от 1 года до 6 лет дошкольными образовательными учреждениями составляет 56,5%. Охват детей дошкольным образованием составляет 68%.
По демографическим показателям рост рождаемости ожидается до 2011 года, что значительно актуализирует на данный период проблему дефицита мест в действующих дошкольных образовательных учреждениях.
По состоянию на 1 января 2008 года дошкольные образовательные учреждения укомплектованы на 130 %: средняя наполняемость в группах детских садов города – 25 детей при норме 20 человек, средняя наполняемость в компенсирующих группах – 15 при норме 6 – 12 человек.
Число детей, занятых в системе дошкольного образования, составляет 76 % (31199 детей) от общего числа детей в возрасте от полутора до семи лет. При этом дефицит мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях остается самой острой проблемой.
Общее количество детей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в устройстве в детский сад, составляет 15366 человек (55 % от числа детей, не посещающих дошкольные учреждения), из них 46 % – дети раннего возраста от полутора до трех лет.
В целях решения проблемы реализуется краевая целевая программа «Дети» до 2010 года.
Увеличению доступности дошкольного образования способствуют два мероприятия указанной программы – это выделение субсидий на создание новых мест в системе дошкольного образования через капитальный ремонт, реконструкцию имеющихся дошкольных образовательных учреждений, строительство новых дошкольных образовательных учреждений и выплата компенсации за непредоставленное место в детском саду родителям детей в возрасте от 1,5 до 3 лет.
Более 29000 детей от 1,5 до 3 лет, нуждающихся в устройстве в дошкольные образовательные учреждения, получают ежемесячную компенсацию в размере 3000 рублей за непредоставленное место в дошкольном образовательном учреждении.
В рамках краевой целевой программы «Дети» из средств краевого и муниципального бюджетов в 2007 – 2008 годах введено дополнительно в системе дошкольного образования 6985 мест. Отметим, в программы муниципалитетам выделено свыше 300 млн. рублей на создание новых мест в системе дошкольного образования.
В 2009 году для создания новых мест в системе дошкольного образования предусмотрено 139766 тыс. рублей. Ожидается введение около 1199 мест.
За период 2007-2008 г.г. 236 дошкольных образовательных учреждений получили гранты в размере 300 тыс. и 500 тыс. рублей, 1000 воспитателей получили денежное поощрение в размере 40 тыс. рублей.
В дошкольных учреждениях края реализуются комплексные, парциальные образовательные программы и программы коррекционной направленности. Наиболее распространены в практике работы дошкольных образовательных учреждений комплексные образовательные программы: «Программа воспитания и обучения в детском саду» (М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова); «Детство»; «Истоки»; «Радуга»; «Развитие».
Педагоги ДОУ осуществляют работу по формированию здорового образа жизни, 59% ДОУ имеют физкультурные залы, 7% ДОУ плавательные бассейны, 4% ДОУ медико-оздоровительные центры.
В детских садах реализуются физкультурно-оздоровительные технологии.
Технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, формирование элементов здорового образа жизни.
Для удовлетворения потребности населения в образовательных услугах в крае функционируют дошкольные образовательные учреждения разных видов:
625 - детские сады общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников;
127 - детский сад комбинированного вида (в состав могут входить общеразвивающие, компенсирующие, оздоровительные группы в разном сочитании) с приоритетным направлением в развитии воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического, экологического);
8 - детские сады присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
44 - компенсирующего вида для детей с различными нарушениями: слуха, речи, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, с туберкулезной интоксикацией.
109 - комбинированного вида с компенсирующими группами, с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.
20 - детские сады-центры развития ребенка с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников. Реализует образовательную программу в соответствии с требованиями, превышающие временные примерные требования по всем направлениями относится к первой категории.
В октябре-ноябре 2008 года, по заказу Министерства образования и науки Правительства Красноярского края, было проведено социологическое обследование семей дошкольников и персонала дошкольных образовательных учреждений по проблематике удовлетворенности системой дошкольного образования. Обследования выявило жизненные ценности и профессиональные ориентации воспитателей детских садов, стратегии воспитания и удовлетворенности родителей системой дошкольного воспитания.
2. Анализ и перспективы развития дошкольного образования в г. Зеленогорске Красноярского края
2.1 Состояние дошкольного образования в г. Зеленогорске Красноярского края
По оценкам специалистов Департамента образования Красноярского края город Зеленогорск имеет лучшие в крае показатели по обеспеченности населения услугами дошкольных учреждений.
Весной 2009 года на выездном совещании в Зеленогорске полпред губернатора края Вадим Медведев подводил итоги реализации краевой целевой программы «Дети» в 2008 году. Данная Программа содействует дальнейшему развитию дошкольных образовательных учреждений города, предоставляющих широкий спектр образовательных услуг с учетом потребностей семьи и интересов общества; повышению качества образовательных услуг и доступности для всех слоев городского населения; обогащению педагогической практики вариативными формами дошкольного образования. Программа включает в себя:
организацию и создание условий содержания детей в группах кратковременного пребывания;
реализацию программ для групп кратковременного пребывания;
освоение педагогами технологий воспитания и развития детей в условиях кратковременного пребывания;
создание моделей предшкольного образования;
организацию цикла семинаров по повышению педагогического мастерства и освоению программ предшкольного образования и воспитания и развития детей раннего возраста.
В настоящее время в Зеленогорске, кроме названной программы, успешно реализуется целый ряд других социальных программ, в том числе, в области дошкольного образования. Четыре учреждения дошкольного образования Зеленогорска в 2008 году приняли участие в краевом конкурсе на предоставление гранта по внедрению новых технологий и методов образования. Гранто-получателями на выплату денежного вознаграждения в прошлом году стали 25 воспитателей дошкольных учреждений.
Высокую оценку полпреда получила и работа, которая проводится по другим направлениям краевой целевой программы «Дети», в сфере профилактики и диспансеризации детей, в области массовой физической культуры и спорта. По мнению Вадима Медведева, Зеленогорск сегодня является лидером в реализации краевой программы «Дети». «Этому во многом способствует позиция городской администрации, которая системно работает в данном направлении», — отметил полпред губернатора.
В муниципальной собственности находится 15 детских садов, еще – 9 находятся в ведомстве зеленогорского электрохимического завода. Это уникальный пример того, что градообразующее предприятие практически полностью сохранило свою социальную инфраструктуру. Не в последнюю очередь благодаря этому город имеет лучшие показатели по реализации краевой программы «Дети». Это хороший пример того, что проблему дефицита мест в дошкольных учреждениях можно решать, если есть желание.
В настоящее время в Зеленогорске обеспеченность детскими садами самая высокая в Красноярском крае и достигает 90% от требуемого числа мест. К началу года в городе не было очереди малышей для определения в детский сад. Это удалось реализовать благодаря реконструкции и капитальным ремонтам МДОУ №№ 32, 14, выплате ежемесячной компенсации в размере 3000 руб. тем, кто имеет детей от 1,5 до 3 лет.
Реконструирован детский сад №32, оснащен самым современным оборудованием для развития детей. На прилегающей территории создана детская площадка, возведенная с применением современных технологий. Вскоре завершится реконструкция еще одного дошкольного учреждения – детского сада №14. Он также будет комплексно переоборудован в соответствии с последними санитарно-эпидемиологические правилами и нормативами. После того, как в 2008 году в эксплуатацию был введен новый ведомственный сад ЭХЗ, в очереди в детские сады осталось около 70 детей.
Все дошкольные образовательные учреждения города имеют лицензию на право ведения образовательной деятельности, успешно закончили прохождение аттестационного обследования, содержанием которого явилось установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников детских садов требованиям государственных (федеральных) стандартов дошкольного образования, и получили свидетельства о государственной аккредитации.
С января 2007 года Управлением образования администрации ЗАТО г.Зеленогорска выдано родителям 442 справки о том, что ребенку временно не предоставлено место в детском саду. В настоящее время на учете в Управлении образования для определения в ДОУ возрасте от 1,5 лет до 3х лет состоит 269 детей.
В соответствии со статьями 52.1, 52.2 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» родители с 01.01.2007 г. В Зеленогорске получают компенсацию части родительской платы за содержание ребенка в ДОУ в размере 20% на первого ребенка свыше 1350 родителей, в размере 50% на второго ребенка - 523, в размере 70% на третьего и более – 48 родителей.
Образованием детей в дошкольных образовательных учреждениях занимаются более 500 педагогов, среди них много специалистов, оказывающих специальную (коррекционную) помощь детям с проблемами в развитии. Очевидно, что качество дошкольного образования обеспечивается соответствующим уровнем профессионализма педагогов. Для выполнения задачи повышения качества дошкольного образования имеется определенный потенциал.
Одной из важнейших задач и существенной составной частью дошкольного образования выступает охрана и укрепление здоровья детей. Содержание педагогического процесса в детском саду органично включает оздоровление и физическое развитие ребенка. Традиции системы дошкольного образования даже в трудных современных условиях обеспечивают определенный уровень охраны здоровья детей.
Педагоги ДОУ, медицинские работники, инструкторы физической культуры обеспечивают становление у детей ценностей здорового образа жизни, используя комплекс мер, который включает закаливание с использованием разных процедур: воздушные ванны, обширное умывание, ходьба по мокрым дорожкам, солнечные ванны, купание в бассейне; профилактические и оздоровительные мероприятия: дыхательная гимнастика, точечный массаж, фито- и физиотерапия, оздоровительный бег, релаксация и многое другое. Этому способствуют и созданные в ДОУ соответствующие условия. При этом оздоровительные процедуры выступают неотъемлемой частью не только процессов ухода и воспитания, но и самого содержания обучения. Так, наиболее прогрессивные педагоги создают условия для развития у детей элементарных представлений об устройстве организма человека и бережном к нему отношении, помогая каждому ребенку понять, что каждый человек сам, начиная с раннего детства, может заботиться о своем здоровье; способствуют становлению у детей ценностей здорового образа жизни.
Работа по сохранению здоровья детей в городе носит межведомственный характер. Особого внимания требует специфика коррекционно-педагогической работы с ребенком на этапе дошкольного детства. Управлением образования предпринят ряд мер по активизации этого аспекта деятельности дошкольных учреждений, привлечению внимания педагогов и родителей к проблемам развития, воспитания и обучения детей с особыми нуждами.
В детских садах активно идет процесс обновления содержания дошкольного образования. Основополагающим ориентиром обновления явилась «Концепция дошкольного воспитания», выдвинувшая как главное направление государственной политики принципиально новый, личностно-ориентированный подход к ребенку, составляющий альтернативу традиционной учебно-дисциплинарной модели.
Организация деятельности дошкольных образовательных учреждений по освоению новых программ становится все более эффективной, она обеспечивает поддержку индивидуальности ребенка и связанную с ней реализацию склонностей, интересов и потребностей, опираясь на индивидуальные особенности детей. В настоящее время педагоги города реализуют различные как комплексные, так и парциальные программы, рекомендованные МО РФ.
Важнейшим направлением деятельности дошкольных образовательных учреждений на современном этапе является поиск новых форм и содержания сотрудничества детского сада с семьей, которые должны существенно отличаться от устаревших командно-назидательных, да к тому же скучных и весьма поверхностных контактов воспитателя с родителями.
Коллективы создают условия для проявления инициативности родителей, осознанию ими миссии родителя. Ведется работа с детьми и родителями по выявлению детей с личностными проблемами, имеющими трудности в общении и обучении. Предлагаются родителям «Вести» из группы, советы, рекомендации, проводятся совместные мероприятия, родители становятся полноправными участниками образовательного процесса. Работа с родителями строится на принципиально новых позициях, основа которых - родительский договор.
Необходимо также отметить, что и населением становятся востребованными новые формы дошкольного образования. Так, в системе дошкольного образования функционируют разные модели групп: адаптационные группы, группы развития, группы для детей с особыми потребностями, группы кратковременного пребывания для детей, не посещающих детский сад, группы выходного дня. Особенно востребованы кратковременные формы образования детьми старшего дошкольного возраста. В проектном режиме разрабатываются модели предшкольного образования, нормативно-правовая база функционирования таких групп.
Организация предшкольного образования – одна из актуальных мировых проблем образования, что определяется необходимостью решения одной задачи – обеспечения равных стартовых возможностей для всех детей, поступающих в начальную школу. Эта проблема стала актуальной и в России последние десятилетия в связи с резким сокращением количества детей, посещающих детские сады. Целенаправленная и системная работа с ребенком перед школой должна быть этапом всестороннего развития ребенка – личностного, социального, когнитивного.
Таким образом, в городе Зеленогорске решены следующие приоритеты развития дошкольного образования:
- обеспечение доступности дошкольных образовательных услуг для всех категорий населения;
- содействие развитию многообразия дошкольного образования;
- создание условий для повышения качества образования.
Что в полной мере реализует генеральную цель ДОУ, сформулированную в ст. 18 Закона РФ «Об образовании»: помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, охране и укреплении психического и физического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития.
2.2 Перспективные направления развития системы детского дошкольного образования в г. Зеленогосрке
В г. Зеленогорске, как и по России в целом, медленно, но начался рост рождаемости. Это означает, что уже в ближайшее время численность детей соответствующего возраста увеличится. В результате общество может столкнуться с проблемой неадекватности существующей сети детских садов потребностям населения. К тому же начавшийся в стране экономический подъем обусловил увеличение занятости среди экономически активного населения. Теперь для многих матерей альтернативные издержки времени, посвященного уходу за малолетними детьми, существенно возрастут и они предпочтут пользоваться услугами дошкольных образовательных учреждений. Можно с полной уверенностью прогнозировать быстрый рост численности детей, включенных в систему детского дошкольного образования, который существенно увеличит нагрузку на бюджет.
Одновременно исследование зафиксировало готовность родителей дошкольников к участию в финансировании детских садов, при этом свыше 70% семей выражают готовность увеличить официальную плату детским садам при повышении качества услуг, предоставляемых сферой детского дошкольного образования. Данная информация позволяет сделать вывод о необходимости модернизации системы дошкольных образовательных учреждений. Как отмечалось выше, дошкольные учреждения играют важную роль в процессе социализации ребенка и в получении им первичных знаний и навыков. Способствуя когнитивному развитию детей, они обеспечивают более успешное усвоение знаний на всех последующих ступенях образования.
Такая модернизация позволит уменьшить нагрузку на государственный бюджет, значительно повысит качество услуг, предоставляемых дошкольными учреждениями, улучшит экономические условия труда работающих в данной сфере и сделает более «прозрачными» расходы семей в этой области. Однако ее проведение потребует четкого нормативно-правового определения объема и структуры образовательных услуг.
Представленная ниже модель дошкольного образования носит проектный характер, аккумулирует опыт различных регионов в этой области и позволяет охватить дошкольным образованием максимальное количество детей с учетом потребностей различных слоев и групп населения.
Согласно региональной модели, принятой в Красноярском крае, дошкольное образование включает три ступени, соответствующие особым возрастным группам детей и подразумевающие специфические формы организации. Первая ступень – преддошкольное образование детей в возрасте от полутора до трех лет. Вторая ступень – образование детей дошкольного возраста в возрасте от трех до шести лет. Третья ступень – образование детей предшкольного возраста, или седьмого года жизни.
В настоящее время в городе представлены образовательные формы для детей раннего возраста:
группами полуинтернатного типа, существующими в детских садах;
группами совместного кратковременного пребывания ребенка и родителя («ребенок-родитель», «ясли с мамой», «центр игровой поддержки», «адаптационная группа» и др.), организованными на базе детских садов, при центрах детского творчества, в специальных центрах работы с детьми раннего возраста или при психолого-педагогических центрах;
группами надомного образования («ребенок и няня», «гувернерские группы», «семейные группы», «мини-садик» и др.), организованных родителями на дому или в специально арендованных с этой целью жилых квартирах.
Главной организационной формой дошкольного образования является детский сад. Система государственного дошкольного образования представлена разнообразными видами муниципальных детских садов, реализующих различные образовательные программы – основные и парциальные.
Детский сад в его классическом варианте является полуинтернатной формой, рассчитанной на пребывание там ребенка в течение 8 часов и более. Однако детские сады классического образца не могут вместить всех желающих.
Предлагаемая модель дошкольного образования предполагает их постепенную замену развивающейся сетью групп надомного образования малышей. Для таких групп характерна малая наполняемость – три-пять человека, обстановка, максимально приближенная к домашней, усиленный родительский контроль и даже постоянное присутствие родителя в группе наряду с воспитателем.
Одной из стимулирующих мер для развития таких групп в Красноярском крае, в том числе в г.Зеленогорске, является введение денежной компенсации в размере 3000 рублей матерям, дети которых в возрасте от полутора до трех лет не посещают детский сад. Нанять на выплачиваемое пособие няню довольно дорого, но работающие матери могут объединиться и пригласить воспитателя к трем-четырем детям. Это вполне возможно. Одна из задач – их легализация, организация их психолого-педагогического сопровождения, а также расширение возможностей для работающих в таких группах педагогов и посещающих их детей за счет прикрепления к более крупным центрам дошкольного образования, которые могли бы выступать в роли их кураторов.
В отличие от групп надомного образования, группы «ясли с мамой», адаптационные группы и другие, предполагающие кратковременное присутствие ребенка вместе с родителем в образовательном центре, сейчас развиваются достаточно успешно как в рамках государственного сектора, так и на платной основе. Их образовательный характер очевиден. Совместное посещение занятий малышами и родителями сказывается благоприятным образом не только на развитии ребенка, но и способствует повышению психолого-педагогической культуры родителей, развитию эмоциональной связи с детьми и укреплению семьи в целом. Работа таких групп организуется с учетом занятости родителей – в послерабочее время или в выходные дни. В отличие от надомных групп, «ясли с мамой» вполне легитимны, организуются на базе крупных центров дошкольного образования и других организациях, способных обеспечить их работе психолого-педагогическое и методическое сопровождение. Однако в настоящее время сеть таких групп нельзя признать развитой и обеспечивающей потребности всех желающих. Кроме того, подобные группы развиваются по преимуществу на платной основе. Значит, родители должны иметь возможность выбирать из нескольких групп ту, которая устраивает их по содержанию предлагаемой образовательной программы и по своей стоимости.
Предполагается также модель создания «условных», или «плавающих», групп кратковременного пребывания на базе «детский сад». Группа кратковременного пребывания формируется из детей разного возраста, посещающих только занятия и (или) принимающих участие в утренних прогулках. Группа является условной структурой, так как все зачисленные в нее дети расходятся на занятия в другие группы, функционирующие в режиме обычной работы детского сада, - по два-три человека сверх списочного состава.
Другим способом увеличения числа детей, охваченных дошкольным образованием, является организация реальных групп кратковременного пребывания, работающих на площадях детского сада в режиме его дополнительной загрузки – в вечернее время и в выходные дни.
Таким образом, организационная модель преддошкольного образования должна базироваться на семейных и близких к семейным формах воспитания, курируемых крупными центрами дошкольного образования, обеспечивающих диагностику, коррекцию и мягкую социализацию детей раннего возраста, а также ставящих перед собой задачи повышения психолого-педагогической культуры родителей. Усилия властей должны быть направлены на развитие групп малой наполняемости, существующих в домашних условиях.
Стимулирующие меры для развития сети надомных групп включают, с одной стороны, меры по экономической поддержке семей, с другой – создание нормативно-правового и экономического режима благоприятствования возникающим инициативам.
Заключение
О социальной востребованости дошкольного образования свидетельствует наличие очередности на устройство детей в детские сады. А с имеющимся сегодня ростом рождаемости эта проблема усугубляется. Рост очередности на устройство детей в детские сады и недостаточная ёмкость действующей сети дошкольных учреждений становятся главной проблемой в реализации конституционного права граждан на получение общедоступного дошкольного образования.
Обеспеченность населения, имеющего детей дошкольного возраста, местами в детских садах, является одним из показателей, характеризующих состояние системы дошкольного образования.
Проблема общедоступности дошкольного образования для всех категорий граждан решается сегодня за счет развития различных форм дошкольного образования. В практику образовательных учреждений активно внедряются группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста, оборудуются игровые комнаты. Работа с детьми ведётся по программам дошкольного образования.
Проблема общедоступности дошкольного образования решается также сегодня за счет строительства новых ДОУ, реконструкции существующих зданий под ДОУ, открытие дополнительных групп в уже действующих ДОУ.
Всеми органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов разработаны и утверждены муниципальные программы развития дошкольного образования. Использование программно-целевого подхода будет способствовать решению проблемы сохранения и развития сети образовательных учреждений, удовлетворению спроса на дошкольные услуги с учетом роста рождаемости.
Таким образом, основной задачей всех заинтересованных структур Красноярского края в целом и г.Зеленогорска в частности, является создание системы, оптимально отвечающей интересам ребенка и семьи, обеспечивающей наибольший охват детей качественным дошкольным образованием.
Список использованных источников
Абанкина И.В., Абанкин Д.А., Башкина Г.В. и др. Межбюджетные отношения в российском образовании: проблемы модернизации. М.: ГУ–ВШЭ, 2002.
Абанкина И.В., Абанкина Т.В., Белов Н.В. и др. Бюджетное финансирование образования//Мониторинг экономики образования: Информационный бюллетень. М.: ГУ–ВШЭ, 2005,№4.
Галицкий Е.Б., Левин М.И. Коррупция в системе образования//Мониторинг экономикиобразования: Информационный бюллетень. М.: ГУ–ВШЭ, 2004, №4.
Городская целевая Программа «Развитие дошкольного образования города Красноярска».
Детское дошкольное образование: экономический аспект. Информационный бюллетень. – М.: ГУ–ВШЭ, 2005. – 36 с.
Ключевые направления и среднесрочные цели системы образования, задачи на 2008-2009 учебный год в контексте актуальных задач современной модели общего образования («модель 2020») / Доклад министра образования и науки Красноярского края на августовском совещании работников общего образования Красноярского края. - Красноярск, 2008. – 30 с.
Логинов Д.А., Петренко Е.С., Петренко К.В. Стратегии семей в сфере образования // Мониторинг экономики образования: Информационный бюллетень. М.: ГУ–ВШЭ, 2004,№2.
Образование в Российской Федерации. Статистический ежегодник. М.: ГУ–ВШЭ, 2007, 2008.
Савицкая Е.В. Некоторые итоги исследования системы детского дошкольного образования//Вопросы образования, 2004, №4.
Социологическое обследование семей дошкольников и персонала дошкольных образовательных учреждений по проблематике удовлетворенности системой дошкольного образования (2008)
1 Гохберг Л.М. Экономика образования в зеркалестатистики / Л.М.Гохберг, И.Ю.Забатурина, Н.В. Ковалева и др. // Мониторинг экономики образования: Информационный бюллетень. - М.:ГУ–ВШЭ - 2005. - №1.