Анализ организационно-экономической деятельности общего образования в Агинском Бурятском автономном округе
Анализ организационно-экономической деятельности общего образования в Агинском Бурятском автономном округе
Рассматривая систему общего образования Агинского Бурятского автономного округа, далее по тексту АБАО, которая представлена 50 государственными общеобразовательными учреждениями, отметим, что по состоянию на 01 сентября 2007 года в них обучалось 16932 учащихся.
Таблица 2.1
Государственные общеобразовательные учреждения АБАО (на начало учебного года)
Год |
Количество дневных государственных общеобразовательных учреждений |
Численность учащихся дневных общеобразовательных учреждений (тыс. чел.) |
1970/1971 |
49 |
16,2 |
1980/1981 |
49 |
17,0 |
1990/1991 |
49 |
17,9 |
1996/1997 |
51 |
19,1 |
1997/1998 |
51 |
19,3 |
1998/1999 |
49 |
18,7 |
1999/2000 |
50 |
18,1 |
2000/2001 |
50 |
17,4 |
2001/2002 |
50 |
17,2 |
2002/2003 |
50 |
16,9 |
Источник: Статистический сборник. Социально-экономическое развитие Агинского Бурятского автономного округа. п. Агинское.
Как видно из приведенных данных наилучший показатель имеет 1999 г., т.к. здесь на одну школу приходилось в среднем 382 человека, наихудшим показателем обладает учебный период 2005/2006 гг. т.к. количество учащихся снизилось до 338 чел. на 1 школу и фактически приблизилось к уровню 1997 г.
Рассматривая важную составляющую системы общего образования - кадровый потенциал, отметим, что в соответствии с выполняемыми функциями в кадровый состав средней школы включаются штатные работники, выполняющие учебную, методическую, воспитательную, административную, хозяйственную и другие функции, связанные с деятельностью системы общего образования. В ныне сложившейся ситуации проблема кадровой обеспеченности общеобразовательных учреждений приобретает особую злободневность.
Количество учителей, работающих в сфере образования АБАО, составляет 1656 человек. Из них с высшим образованием, в целом по округу 1256 человек (75,8%), в разрезе районов: Агинский район - 521 человек (79,5%), Могойтуйский - 448 чел. (74,2%), Дульдургинский - 287 чел. (71,9%). В сравнении с прошлыми годами в округе наблюдается небольшой рост педагогов со средним специальным образованием (с 19,5% до 21,6%). В связи с нехваткой учителей английского, русского языков вторая ступень обучения в школах округа продолжает комплектоваться выпускниками Агинского филиала ЗабГПУ, которые в основном имеют среднее образование (Агинский - 29%, Могойтуйский район - 11,1%, Дульдургинский район - 18%), а также остается высоким процент учителей первой ступени со средним специальным образованием (51%). Таким образом, преподавание основных предметов 2 и 3 ступени осуществляется педагогами, имеющими высшее образование (62,7%), доля учителей с высшим образованием на первой ступени обучения равна всего 13,1%.
Помимо этого вызывает озабоченность кадровое обеспечение педагогического процесса, здесь наблюдается отток педагогических работников. Так например за 2001-2003 годы в системе общего образования Агинского Бурятского автономного округа общая численность педагогических работников сократилось на 123 человека с 1779 до 1656 в разрезе районов: Агинский район с 696 до 654, Могойтуйский - с 633 до 603, Дульдургинский - с 450 до 398, см. Таблицу 2.2.
Таблица 2.2
Численность учителей в дневных общеобразовательных учреждениях Агинского Бурятского автономного округа (на начало учебного года; человек)
2000/01 |
2001/02 |
2002/03 |
2003/04 |
2004/05 |
2005/06 |
2006/07 |
|
Агинский Бурятский автономный округ |
1806 |
1818 |
1865 |
1840 |
1779 |
1703 |
1656 |
Агинский |
750 |
741 |
778 |
716 |
696 |
672 |
654 |
Дульдургинский |
426 |
430 |
436 |
453 |
450 |
420 |
398 |
Могойтуйский |
630 |
647 |
651 |
671 |
633 |
611 |
603 |
Источник: Статистический сборник. Социально-экономическое развитие Агинского Бурятского автономного округа п. Агинское.
Анализ кадрового обеспечения, по возрастным параметрам в настоящий период, так же выявил негативную динамику, здесь наблюдается старение преподавательского состава. Так, средний возраст учителей 13 разряда - 50-55 лет, приближается к пенсионному возрасту. Педагогов со стажем от 10 до 20 лет - 73,3%. Кроме этого, в последние годы наметилась тенденция сокращения числа молодых учителей, со стажем работы до 5 лет, доля молодых учителей в учреждениях образования составляет всего 6,9%. На закрепление молодых учителей в школе сказывается не только низкий уровень оплаты труда и пониженный социальный престиж профессии педагога, но и слабая социальная защищенность педагогических работников общеобразовательных учреждений, выраженная например отсутствием жилья. Проблема бытовой неустроенности для некоторых молодых педагогов выходит на передний план, являясь зачастую главным демотивирующим фактором продолжения профессиональной деятельности.
Выделяя проблему педагогических кадров в системе общего образования АБАО и обозначая ее как «устойчивое падение престижа труда педагога», фиксируя общее снижение статусной значимости в разрезе профессий вообще отметим, социально-экономическую необустроенность в целом, отметим, что в российской практике существует положительный опыт направленный на решение указанного спектра проблем, так например в Москве, все педагоги получают статус «работник образования города Москвы» и ряд льгот, в АБАО такого нет. В связи с отмеченным возникают вопросы: взаимосвязи и соответствия квалификационной структуры педагогических кадров АБАО и изменениями в общеобразовательных школах Агинского Бурятского автономного округа?
По мнению автора, при неблагоприятной миграции педагогических работников системы общего образования округа (на смену уходящим в бизнес и другие сферы высококвалифицированным, мобильным преподавателям приходят кадры, уступающие им в профессиональном и творческом потенциале) и сокращении притока квалифицированной молодежи в преподавательский корпус, вряд ли качественная составляющая научно-кадрового потенциала может соответствовать происшедшим изменениям в средней школе. Как предложение здесь может прозвучать идея отработки организационно - экономического механизма не только поддержания, но и развития всего функционала системы формирования педагогических кадров в АБАО.
Отмечая положительные сдвиги по исследуемому вопросу, укажем на наличие в округе правительственных проектов и программ по совершенствованию системы общего образования. Одной из них является окружная целевая Программа «Учитель» на 2003-2005 г.г. Важнейшая задача программы - разработка единой комплексной структуры кадрового обеспечения системы образования. Она опирается на прогноз в области демографической политики на ближайшие несколько лет, который предполагает снижение рождаемости (количество поступающих в 1 классы снизится на 200-400 детей по отношению к выпускникам 11 классов). Предполагается, что количество учащихся к 2010 году в школах округа уменьшится на 19%, при прогнозируемом показателе по Российской Федерации - 28-30%. Основанием прогноза является динамика наполнения школ, так в 1998 году контингент детей сократился на 2,4%, в 1999 году - на 3,4%, в 2000 году - на 4%, см. Рис 2.1, что ведёт к высвобождению педагогических кадров. Поэтому кадровая политика в общем образовании округа направлена на переподготовку высвобождающихся педагогов для работы в службах психолого-педагогического сопровождения, так например в 2003 году в округе всего было переподготовлено по новым специальностям 25 учителей на общую сумму 64,4 тыс. руб. (табл. 2.3).
1-1971, 2-1981, 3-1991, 4-1997, 5-1998, 6-1999, 7-2000, 8-2001, 9-2002, 10-2003
Рис. 2.1. Динамика усредненной наполняемости школ
Таблица 2.3
Переподготовка кадров по новым специальностям в Агинском Бурятском автономном округе
Переподготовка по новым специальностям |
2003 |
2004 |
2005 проект |
Итого |
||||
Кол-во |
Ст-ть, тыс. руб. |
Кол-во |
Ст.-ть, тыс. руб. |
Кол-во |
Ст-ть, тыс. руб. |
Кол-во |
Ст-ть, тыс. руб. |
|
Валеолог |
4 |
10,3 |
3 |
7,7 |
3 |
7,7 |
10 |
25,7 |
По компенсир. Обуч. |
2 |
5,1 |
1 |
2,6 |
1 |
2,6 |
4 |
10,3 |
Психолог |
5 |
12,9 |
5 |
12,9 |
5 |
12,9 |
15 |
38,7 |
Менеджер |
4 |
10,3 |
3 |
7,7 |
3 |
7,7 |
10 |
25,7 |
Социальный педагог |
5 |
12,9 |
5 |
12,9 |
- |
- |
10 |
25,8 |
Логопед-дефектолог |
5 |
12,9 |
5 |
12,9 |
5 |
12,9 |
15 |
38,7 |
Итого: |
25 |
64,4 |
17 |
43,8 |
22 |
56,7 |
64 |
164,9 |
Источник: Материалы окружного комитета по образованию.
Рассматривая механизм развития системы общего образования, необходимо заострить внимание еще на одном важном моменте, речь идет о опытно-экспериментальной и инновационной деятельности. Проведенный нами анализ инновационной деятельности показал, что здесь необходимо создать качественно новые образовательные учреждения, такие как школы-лаборатории, социально-педагогические комплексы, минишколы в школах, профильные школы. Как положительное в этом направлении необходимо назвать ряд моментов, так например в настоящее время, в Агинском Бурятском автономном округе общеобразовательные учреждения тесно сотрудничают с высшими учебными заведениями: Агинская средняя школа №3 с Читинским техническим университетом, Агинская средняя школа №2 с Читинской медицинской академией, Агинская гимназия с Новосибирским и Бурятским государственными университетами, Догойский сельский лицей с Томским университетом автоматизированных систем управления и радиоэлектроники. Одиннадцать общеобразовательных школ - Агинская гимназия, АСШ №3, МСШ №2, Догойский сельский национальный лицей, Урдо-Агинская, Судунтуйская, Хара-Шибирская, Кусочинская, Дульдургинская, Алханайская, Зуткулейская средние школы определены как федеральные опытно-экспериментальные школы. Перечисленные обстоятельства позволяют создавать, в указанных общеобразовательных школах, научные общества по научно-исследовательской работе.
В этой связи отрадно отметить, что спектр образовательных учреждений, ведущих опытно-экспериментальную работу, значительно расширился и составил в прошедшем учебном году 22% общеобразовательных учреждений округа (ОУ работающие в статусе федеральных экспериментальных площадок). Образовательные учреждения, ведущие инновационную деятельность, по праву являются опорными площадками процесса модернизации образования, т.к. составляют базовое звено модернизации образования в целом. В соответствии с основной идеей модернизации - обеспечение современного качества образования - обучение в общеобразовательной школе должно быть сориентировано не только и не столько на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, сколько на развитие таких качеств личности, которые позволили бы выпускникам легко вписываться в профессиональную жизнь, благодаря сформированной личной ответственности, самостоятельности, созидательных способностей, творчества.
По
мнению автора, новое качество образования
нельзя рассматривать вне связи с решением
такой проблемы, как обеспечение его
доступности.
В конце учебного года мы
провели анкетирования среди участников
образовательного процесса с целью
выявления доступности общего образования
в округе. Результаты анализа данных
анкетирования показал, что ситуация в
области соблюдения государственных
гарантий доступности и равных возможностей
получения полноценного образования в
целом по округу достаточно благополучная.
Так считают: 86% - детей и педагогов, 85% -
родителей, 93% - администрации школ. Одним
из отмеченных аспектов реализации
гарантированности, доступности
образования респонденты назвали
возможность выбора школы: 95% опрошенных
родителей утверждают, что никто и ничто
не мешало определить их детей в школу,
в том числе и не по месту жительства,
9,4% родителей не имели возможность
устроить своих детей в образовательные
учреждения, реализующие образовательные
программы повышенного уровня, по причине
ограниченности в них мест.
Рассматриваемая проблема обеспечения доступности образования имеет много граней. Несомненно, что в наибольшей мере здесь нарушается право детей, которые оказались вне школы. На конец прошлого учебного года таких детей было 21, с каждым из них работали и комиссия по делам несовершеннолетних и психологическая служба Центра реабилитации детей и подростков, но, тем не менее, в школу вернулись только 3 человека. Проблема этих детей - в патологической наследственности из-за хронического пьянства родителей, в неблагополучии и очень низком материальном уровне жизни семей. Как показывает практика, для таких детей необходима ранняя изоляция от семьи, но сделать это не позволяет ограниченное число мест в государственных учреждениях, для такой категории детей и несвоевременная работа образовательных учреждений по выявлению неблагополучных семей. По мнению автора, решить проблемы детей, уклоняющихся от учебы в школе, можно только скоординировав усилия всех ведомств, работающих в первую очередь с неблагополучными и малообеспеченными семьями, в противном случае мы имеем неэффективную систему как учета неблагополучных детей школьного возраста, так и слабое психолого-педагогическое воздействие. Отсутствие системности в рассматриваемом вопросе объясняется тем, что до настоящего времени в организационно-правовом плане не определена организационная структура и форма подразделения, которое несло бы ответственность за охват обучением детей школьного возраста. Тем не менее такая деятельность давно регламентирована на уровне законодателя, о чем свидетельствует принятие 25 июня 2002 года ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании», в котором обозначено: «учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования» отнесен к «исключительной компетенции органов местного самоуправления в области образования». В связи с этим, автор настоящего исследования предлагает создать новую эффективную систему персонального учета детей совместно с органами здравоохранения, социальной защиты населения и жилищно-коммунального хозяйства округа.
Важным аспектом развития системы образования является компьютеризация школ. В этой связи окружным комитетом образования разработана целевая Программа «Информатизация и компьютеризация образовательных учреждений в Агинском Бурятском автономном округе на 2001-2005 годы» в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.)». На компьютеризацию школ округа в 2002 году из окружного бюджета было потрачено 40 тысяч рублей. По мнению автора, разработка данной Программы обусловлена:
- необходимостью создания условий для реализации конституционных прав граждан на получение современного образования, обеспечения им равных стартовых возможностей;
- потребностью целевого выделения финансовых средств на оснащение образовательных учреждений компьютерной техникой, аппаратно-программными средствами;
- востребованностью специалистов, применяющих современные информационные технологии для повышения качества образования.
Кадровый анализ, в области обеспечения школ преподавателями информатики, показал наличие в Агинском районе 18 учителей информатики, причем только в одной школе работает учитель со специальностью «учитель математики-информатики», аналогичный анализ по округу выявил всего 7 таких специалистов. В этой связи, по мнению автора, с целью качественной реализации программы компьютеризации и обучению школьников основам информатики, необходимо подготовить квалифицированный педагогический персонал. Реализация данной задачи усложняется тем, что в округе отсутствуют специалисты в области ИТ.
Тем не менее, опираясь на сложившийся коллектив преподавателей информатики необходимо разработать и приступить к созданию специальной информационно-образовательной среды. Сюда уже сейчас могут быть включены данные медиатек, существующих на базе школьных библиотек. Подчеркивая роль, школьных библиотек необходимо отметить качественные изменения в библиотечном деле, смещение приоритетов в сторону информационных и ресурсных центров. Сегодня уже существуют достаточно дешевые информационные комплексы, системы которые включают в себя не только мультимедийные учебники но и справочные системы по всему предметному курсу. Здесь можно отметить целый ряд изданий на CD-R и DVD-R, например: 1С: Репетитор. Русский язык. Учебное пособие. -М., Педагогическое Объединение «Радуга». - 2004. -0 с.; Аванесян Ж.Г. Английский язык. + CD. Учебное пособие. -М., Омега-Л. - 2005. -312 с.; Черноскутова И.А., ред. Информатика + CD. Учебное пособие. -СПб., Питер. - 2005. -272 с.; Энциклопедию «Кирила и Мефодия» на DVD; Энциклопедию «Брокгауза и Эфрона», БСЭ, CD-R по математике, природоведению, истории, географии, иностранному языку и т.д. В экономическом плане приобретение таких изданий становится выгодным не только для библиотек но и подкрепляет саму идею качественного образования. Так например стоимость 30-томов БСЭ - 480 руб., подборки материалов на CD по целому учебному курсу 70 руб. (аналогичный объем информации на печатном носителе стоит от 3000 до 5000 руб.). Представленный на электронных носителях материал в силу соей интерактивной формы намного легче усваивается, процесс обучения превращается в творческий акт не только восприятия, но и понимания. Указанные учебные комплексы обладают свойством высокой оборачиваемости и достаточно долговечны, материалы могут выдаваться как в помещении медиатеки, так и на дом, школы могут обмениваться друг с другом приобретенными мултимедийными изданиями.
Вопрос интеграции школ в единую информационную среду стоит сегодня как никогда остро, как способ малобюджетного (незатратного) решения проблемы возможно указать на необходимость подключения к Сети Интернет. Рассматривая такие промежуточные станции как путь к созданию серверного решения на базе окружного комитета и районных отделов образования. Настоящее предложение несет для системы образования АБАО поистине безграничные возможности как в плане повышения качества образовательного процесса, так и в плане культурного обмена (возможность участия в профильных конференциях, в том числе и Комитета по науке РФ). Необходимо указать и на экономический эффект от такого введения, школы смогут не только участвовать в обсуждении проблем общего образования с коллегами по всей территории РФ, но и смогут участвовать в поиске источников финансирования, как путем участия в Российских программах, так и грантовых программах зарубежных фондов.
Окружная целевая программа - «Программа развития образования Агинского Бурятского автономного округа на 2001-2005 г.г.» в соответствии с законом «Об образовании» является организационной основой политики в области образования администрации Агинского Бурятского автономного округа и определяет стратегию приоритетного развития окружной регионально-национальной системы образования во всех направлениях и обеспечивает ее реализацию. Анализ основных положений указанной программы позволил выявить спектр решаемых с ее помощью задач:
- обеспечение постепенного перехода школ округа на новое содержание образования, достижения высокого уровня научно-методического обеспечения педагогического процесса;
- обеспечение оптимального сочетания вариативного образования при сохранении единого образовательного пространства на территории округа;
- развитие опытно-экспериментальной работы и инновационной деятельности в образовательных учреждениях;
- создание и улучшение условий для развития и воспитания личности;
- создание условий для развития фонда внебюджетных средств;
- развитие государственно-общественного, программно-целевого управления, внедрение системного и процессного подходов в управлении;
- развитие нормативной и правовой базы.
По мнению автора настоящего исследования, финансовое обеспечение общего образования и мероприятий указанной Программы необходимо осуществлять в двух основных направлениях:
- увеличение бюджетного финансирования;
- привлечение в систему образования дополнительных внебюджетных источников, финансирования без снижения норм и нормативов, а также абсолютных размеров бюджетного финансирования.
Это связано с тем, что удельный вес ассигнований на образование в расходной части от окружного бюджета составил: в 1996 году - 37,9%, в 1997 - 34,7%, в 1998 - 32,1%, в 1999- 31,9%. Финансирование учреждений образования составляет от 49,7% до 50,5% от потребности и требует своего улучшения до нормативного уровня.
На реализацию Программы в 2001-2005 годы, по оценочному мнению автора настоящей диссертации, потребуется 7041,8 тыс. рублей, в том числе дополнительное привлечение внебюджетных средств в объеме 25,8 тыс. рублей по годам соответственно (табл. 2.4).
Таблица 2.4
Финансирование окружной целевой программы «Программа развития образования Агинского Бурятского автономного округа на 2001-2005 гг.»
Годы |
Бюджетные средства |
Внебюджетные средства |
Всего средств |
2001 |
850 |
4,2 |
854,2 |
2002 |
1553,2 |
4,6 |
1557,8 |
2003 |
1537,2 |
5,2 |
1542,4 |
2004 |
1464,0 |
5,6 |
1469,6 |
2005 |
1611,6 |
6,2 |
1617,8 |
Всего |
7016 |
25,8 |
7041,8 |
Необходимо отметить, что вопрос финансового обеспечения Программы не статичен и администрация округа намерена не только осуществлять постоянный мониторинг основных параметров, но и корректировать и уточнять бюджет.
По мнению автора, привлечение внебюджетных средств в общее образование Агинского Бурятского автономного округа должно осуществляться, централизованно и децентрализовано. В первом случае, как показывает практика, целесообразно использовать возможности новой отраслевой экономической инфраструктуры, здесь в округе уже накоплен определенный положительный опыт который способствовал привлечению дополнительных внебюджетных средств. Так же была проведена определенная работа по проблемам организации в условиях рынка учебной, учебно-методической, научной, производственной работы в округе. Одним из приоритетных разделов экономической программы является производственно-хозяйственная деятельность - животноводческого, овощеводческого, растениеводческого направления.
Таблица 2.5
Финансовые средства, полученные за счет внебюджетных источников за 2001-2002 учебный год (рублей).
Школа |
От деятельности УОУ |
От подсобного хозяйства |
Спонсорские средства |
Коммерческая деятельность |
Аренда |
Итого |
ДСШ |
84500 |
- |
18450 |
12000 |
1500 |
116450 |
ЗСШ |
89800 |
12000 |
70000 |
|
|
171800 |
ЧСШ |
20500 |
6000 |
32000 |
|
600 |
59100 |
УСШ |
15000 |
10000 |
65000 |
|
|
90000 |
АСШ |
27000 |
4000 |
|
|
|
31000 |
ТСШ |
50000 |
|
8000 |
|
|
58000 |
БСШ |
21000 |
|
|
|
|
21000 |
ТоСШ |
49000 |
10680 |
70000 |
|
|
129680 |
ИлОШ |
37000 |
|
|
|
|
37000 |
А-иОШ |
18150 |
|
|
|
|
18150 |
ДНШП-сад |
22000 |
|
1500 |
|
|
23500 |
КрНШ-сад |
1600 |
|
|
|
|
1600 |
Итого: |
435550 |
42680 |
264950 |
12000 |
2100 |
757280 |
Сегодня внебюджетное финансирование стало реальным фактором ресурсного обеспечения деятельности многих образовательных учреждений, в том числе в области оказания платных образовательных услуг учащимся. В связи возможно порекомендовать как системам, так и управлениям образования выработать экономические программы, бизнес-планы для создания фонда развития учреждений общего образования.
Изучение практики внебюджетного финансирования показало, несмотря на небольшие суммы поступлений от внебюджетной деятельности общеобразовательных учреждений, как правило связанных с оказанием дополнительных платных образовательных услуг, реализации произведенной в учебных мастерских и подсобных хозяйствах товарной продукции, сдачи в аренду помещений, эти средства все-таки оказывают определенную поддержку отрасли. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что все виды деятельности общеобразовательных учреждений по производству и реализации товаров и услуг в настоящее время входят в полосу кризиса и поступления от них повсеместно сокращаются. Это объясняется как насыщением рынка товарной продукцией, так и снижением цен на некоторые ее виды. Та продукция которую школы производят или могут производить в условиях серийного производства обладает достаточно низкими издержками. Кроме того, предпринимательская деятельность учреждений, особенно не связанная с собственным производством - в учебно-производственных мастерских и учебно-опытных хозяйствах, а именно посреднические услуги коммерческим организациям, финансовые операции и операции с ценными бумагами, торговля покупными товарами, при условии, что эти товары намеренно приобретаются с целью перепродажи, в принципе чужда школе, и, как показывает опыт препятствует нормальному проведению в ней учебно - воспитательной работы. Разрешение большинства видов этой деятельности для общеобразовательных учреждений лишь паллиатив, рассчитанный на условия резкого снижения уровня государственного финансирования общего образования и как показывает настоящее исследование являет собой предмет неэффективной прибавочной стоимости.
В России, как известно, развитие системы образования объявлено президентом приоритетным направлением развития общества. Это означает, что оно должно финансироваться лучше или, во всяком случае, не хуже, чем остальные отрасли социальной сферы. Очевидно, что никакой другой субъект отношений в обществе не сможет принять на себя обязательства государства по полному ресурсному обеспечению базового образования в силу ряда причин:
- необходимы значительные ассигнования;
- финансирование не должно зависеть от экономической ситуации и состояния кредитора;
- только заинтересованное участие государства способно обеспечить реальную возможность получения образования всем желающим.
Механизм финансирования общеобразовательного учреждения должен устанавливать равные возможности для получения бюджетных средств и стимулировать образовательные учреждения повышать качество образовательных услуг. В данном случае, по мнению автора работы, бытовое предпринимательство - нонсенс, а забвение технологий социокультурного проектирования и социального менеджмента как средства изыскания большего бюджета просто непростительно.
Проведенный в диссертации анализ экономического положения системы общего образования в Агинском Бурятском автономном округе показывает, что удельный вес расходов на содержание общего образование в бюджете округа за период с 1998 по 2002 годы составляет: 1998 год - 19,3%, 1999 год - 19,7%, 2000 год - 16,5%, 2001 год - 15,3%, 2002 год - 15,2%. Объем финансирования образовательных учреждений в 2002 году составил 85% от потребности и 99% от утвержденного. В сравнении со средним показателем по Читинской области, удельный вес расходов на содержание общего образования в Агинском Бурятском автономном округе ниже среднего областного и составил в 2002 году - 22%.
С изменениями административно-территориального устройства округа районные отделы образования определены как структурные подразделения комитета образования. В связи с малочисленностью аппаратов при комитете образования созданы отделы, включающие специалистов окружных и районных органов управления образованием: программно-целевого управления образованием и мониторинга качества образования; дошкольного и общего образования и кадровой политики, воспитания и дополнительного образования детей, обеспечения прав граждан на образование и социальную защиту детей, развитие организационно-экономического механизма образования.
Эта структурная перестройка в некоторой мере способствовала укреплению взаимосвязи, установлению единых целей и задач, сквозному распределению обязанностей и совершенствованию государственно-общественного и программно-целевого управления. Вся деятельность государственных и общественных органов сосредоточилась на осуществлении государственной и региональной политики в области образования. Однако указанное программно-целевое управление и его реализация явилось проблемой для руководителей образовательных учреждений.
Так например окружная система образования имея необходимую нормативно-правовую основу с целью сохранения единого правового пространства системы образования реализует необходимость в своевременном внесении изменений, дополнений, а так же разработке новых нормативных правовых документов. Внедряются новые формы государственного контроля - регистрация и перерегистрация, лицензирование, аттестация, аккредитация и инспектирование образовательных учреждений. В этой связи все образовательные учреждения прошли регистрацию и перерегистрацию, стали юридическими лицами. Комитетом образования выданы лицензии на право ведения образовательной деятельности. Выработана региональная технология аттестации. Создана окружная аттестационная и постоянно действующая аккредитационная комиссия. Завершена аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных учреждений. Комитетом образования выданы свидетельства об аккредитации.
Как выяснено в ходе исследования проблем в области общего образования не становится меньше, рассмотренные новые формы государственного контроля только внедряются и еще не стали действенными в повышении качества образования. Для совершенствования указанных форм государственного контроля необходимо создание окружной аттестационной службы, осуществляющей совершенствование новых форм контроля в условиях децентрализации управления и расширения самостоятельности образовательных учреждений. Это объясняется тем, что одним из рычагов повышения качества образования является аттестация работников образования, в этой связи увеличивается количество учителей с категориями. Наблюдается устойчивая тенденция досрочного прохождения аттестации. При аттестации и аккредитации образовательных учреждений обнаружено несоответствие конечных результатов и категорий отдельных учителей. Таким образом аттестация учителей еще не стала мощным инструментом, с помощью которого обеспечивается высокое качество образования, а сохраняет черты формализованного подхода, представляется, что создание окружной аттестационной службы поможет решить большую часть обозначенных проблем.
В Агинском Бурятском автономном округе управление качеством образования осуществляется через мониторинг по 5 показателям: здоровье, развитие, воспитанность, обученность, педагогическая деятельность. Это позволяет выявлять тенденции и закономерности изменения результатов, управлять по результатам. В условиях повышения ответственности каждого уровня управления, расширяются и обновляются функции и подходы к управлению, такие как прогнозирование, рефлексивное, мотивационное, сценарное управление, управление инновационной деятельностью и т.д. В этой связи, в целях повышения профессионального уровня управленческих кадров, необходима целевая подготовка руководителей образовательных учреждений и личностно-ориентированное обучение управленческих кадров.
Для решения системообразующих вопросов социально-экономического развития общего образования Агинского Бурятского автономного округа, по мнению автора настоящей диссертации, целесообразно:
- создать новую модель финансирования образования, соответствующую складывающимися в стране новым экономическим отношениям;
- разработать единые нормативы платных образовательных услуг;
- разработать дифференцированные подходы к вопросу финансирования образовательных учреждений из федерального, регионального и муниципального бюджетов с учетом показателей качества образования выпускников;
- предусмотреть разграничение полномочий аттестационных, методических и инспекторских служб при проведении реформы управления качеством образования;
- разработать механизм управления качеством образования на муниципальном уровне.
В качестве основных направлений совершенствования кадровой подсистемы и обеспечения достойной оплаты труда учителей следует осуществить:
- переход на нормативные принципы подушевого финансирования при расчете субвенций из региональных бюджетов для оплаты труда учителей в общем образовании,
- адресные меры поддержки, стимулирующие повышение качества, снижение зон неэффективности в оплате труда,
- переход на новую систему оплаты труда, позволяющий «отвязать» зарплату учителей от аудиторной нагрузки.
В целом, необходимо отметить, что сегодня, стратегической целью окружного комитета социальной политики, в области совершенствования сферы общего образования, является модернизация муниципальной системы образования, обеспечения ее соответствия требованиям времени, социальным и экономическим потребностям развития округа, запросам личности, общества, государства.
Процесс
модернизации окружной системы общего
образования реализуется с учетом реально
складывающейся экономической ситуации
в округе, результатов, полученных в ходе
педагогических экспериментов, и
реализации основных мероприятий
муниципальных целевых программ, а также
с учетом складывающихся демографических
тенденций. При этом стратегические цели
модернизации образования могут быть
достигнуты только в процессе постоянного
взаимодействия образовательной системы
с представителями экономики, науки,
культуры, здравоохранения, всех
заинтересованных ведомств и общественных
организаций, с родителями и
работодателями.
Осуществление
модернизации образования затрагивает
практически каждую семью. Суть изменений
в общем образовании, их цели, направления,
методы должны регулярно разъясняться
населению, а результаты общественного
мнения должны пристально изучаться
органами управления образованием и
руководителями образовательных
учреждений и учитываться при проведении
модернизации общего образования.