Система образования по Смелзеру

Московский Педагогический Государственный Университет

Система образования по Смелзеру

студента 301 группы

социологического ф-та

Ивановского Романа.

МОСКВА 1997.

Образование-часть процесса формирования личности.При помощи этого процесса общество передаёт знания,навыки от одного человека другим.В процессе обучения ученику навязываются определённые культурные ценности;процесс обучения направлен на социализацию личности,но иногда обучение конфликтует с истинными интересами ученика.

Дюркгеим говорил,что основная цель образования-передавать ценности господствующей культуры.Так как культура каждой нации своеобразна,то и содеожание образования существенно отличается.В Древнем Риме главной целью образования была подготовка военачальников и гос.деятелей.В средние века в Европе делался упор на изучение христианской религии,в зпоху Ренесанса основной интерес существовал к культуре,искусству к литературе.Так мы видим,как с течением времени и эпохи менялись культурные интересы человека и соответственно содержание образования.Так же образование способствует сохранению ценностей,накопленных человечеством,и появлению новых.

Одновременно с приобщением детей к ценностям школа становится средством социального контроля над учеником(дети находятся под присмотром в классе и за его пределами).

Образование оказывает влияние на все виды деятельности человека.Окончив школу одни поступают в институт,другие в техникум,третьи не поступают никуда.Это являет собой опрнделённый фильтр в выборе дальнейшей профессии человека,хотя не редки случаи,когда окончив институт человеа идёт работать продавцом мороженого,особенно в нашей стране.Но тем не менее функция фильтрующего устройства образованием не утрачивается.Хэрн писал,что образование-разумный способ распределения людей в соответствии с их достоинствами.

Ещё одной разновидностью функционализма является теория "человеческого капитала".

Согласно этой теории образование не является чем-то немедленно потребляемым,скорее это капиталовложение в будущее человека.Как и все капиталовложения,в будущем оно приносит прибыль.В этой теории утверждается,что все усилия,затраченные в прошлом,будут вознаграждены в будущем.Вполне естественно,что вознагражденис соответствуют капиталовложениям.Это оправдывает неравенство между людьми,так как они затратили неравные средства на подготовку к разным видам деятельности.

В 1971 году Иван Иллих написал книгу ,названную "Общество,отказавшееся от образования".В неи он настаивал на отмене обязательного образования,аргументируя это тем,что школа не развивает способностей ученика ,а лишь заставляет дорожить материальными ценностями и техническими знаниями,попадая таким образом в зависимость от квалифицированных специалистов и бюрократов.Он считал ,что образование не эффективно в слаборазвитых странах не только при обучении грамотности,оно внушает учащимся чувство своей неполноценности.Иллих считал ,что школы следунт заменить частными учебными заведениями,где людей будут обучать любимому делу,а не навязывать предметы,которые им не нравятся или их не вдохновляют.Он также писал,что работодатель не должен спрашивать об оценках человека и о том как он сдавал экзамены.При приёме на работу должны учитываться только компетентность человека в той или иной сфере.

В начальных классах придаётся главное значение воспитанию таких качеств,как пунктуальность,аккуратность,подчинение власти,которые важны для дис.иплинирования рабочеи силы.

Характернои особенностью образования в современных развитых странах является то ,что начальное образование становится обязательным и бесплатным.Вразвитых обществах предполагается,что для модернизации общества необходимо грамотное население.

Процесс образования состоит из нескольких этапов :

1) Дошкольный этап (от 2 до 5 лет) этот этап почти не отличается от домашнего обучения

2) Этап начальной школы (от 5 до 12 лет) здесь делается упор на приобретение общих знаний

3) Этап среднего образования (от 12 до 16 лет) особое внимание на этом этапе уделяется приобретению специальных знаний,профессиональному обучению.

4) Этап высшего образования,где придается значение изучению гуманитарных и технических наук.

Такое разделение процесса образования отражает психологические и физические возможности учащихся.Существует массовое и элитарное образование,государственные и частные школы,техническое и общее образование.

В средневековой Европе всё образование было элитарным,так как было доступно лишь очень небольшой части населения-представителям высших слоёв общества.Учащимся давались в основном абстрактные гуманитарные знания,необходимые для "джентльмена".

В наше время в результате социального и политического давления во многих странах увеличился прием студентов.

Существует так называемая американская модель образования.В ней в течение долгого времени существовало различие по религиозным,рассовым и этническим признакам.В 19в. католики требовали государственной помощи на создание своих школ,но обычно они её не получали.Но они основали широкую систему частных школ.В эпоху рабства,когда образование было открыто только для белых,обучение негров чтению и письму было запрещено законом.Затем белые миссионеры решили открыть школы для негров с целью повышения культурного уровня варваров в Африке.Эти школы отличались низким уровнем обучения и были плохо оборудованы.Поскольку дети представителей этнических меньшинств воспитываются в культурной среде,которая часто находится в конфликте с господствующим обществом белых,они порой плохо справляются с тестами ,выявляющими коэффициент умственного рвзвития,которые составлены для белых детей.

Учёные установили , что все дети имеют одинаковые интеллектуальные способности,независимо от их рассовой принадлежности.Во многих случаях детям мешают языковые барьеры.Как только школы признают влияние культурных различий и нвчнут их учитывать при подготовке стандартных учебных планов, у членов национальных меньшинств повысятся возможности получить образование.

Во времена,когда школа состояла лишь из одного класса не было оснований говорить о бюрократии.Часто единственный учитель выполнял функции преподавателя,секретаря,уборщика и т.д.Методика образования определялась главным образом самим преподавателем,а не государством.Как только школа стала многоуровневой,она стала более бюрократизированной .Были установленны специальные правила продвижения по слкжбе и повышении в должности.Обязанности распределялись в соответсвии с планом работы школы.Однако бюрократизация образования даёт и некоторые приемкщества.В то время как в школах уделялось внимание главным образом обучению чтению,письму и арифметике,в наши дни многие школы пекутся о всестороннем развитии ребёнка.Элемент бюрократической системы-увеличение количества правил также даёт некоторые приемущества.Правила могут способствовать защите и учащихся,и преподавателей от дискриминации ,необоснованного исключения и увольнения.

Группы сверстников оказывают влияние на формирование личности учащихся,на их успеваемость.Также на уровень усваивания знаний влияет классовая принадлежность,рассовое происхождение.Наблюдается косвенная дискриминация учащихся из низших классов,поскольку учителя из средних классов обычно более доброжелательно относятся к ученикам,разделяющим их ценности.

Литература:

Социология.Нейл Смелзер.New- Jersey Prentice Hall 1988.

.