Коменский и современная педагогика
1
Министерство общего и профессионального образования России
Владимирский Государственный Педагогический Университет
Технико-экономический факультет
Кафедра педагогики и методики преподавания “Технологии”
Реферат
Тема : Коменский и современная педагогика
Выполнил :
студент Т-22
Чигорина Е.А.
Принял :
Дорошенко Ю. И.
Владимир 1998
Педагогическое творчество Яна Амоса Коменского является большим вкладом в мировую педагогическую науку, в развитии которой заинтересован каждый цивилизованный народ. Россия и ее школы на протяжении трех столетий проявляли и проявляют живой интерес к наследию Коменского. Используя то лучшее, что было завещано великим педагогом и философом 17 века, они по мере возможности творчески преломляли его метод обучения согласно российским потребностям и условиям, не нарушая, однако, цельности выдвинутых Коменским принципов. Интерес к Коменскому всегда рождался в силу общественной потребности.
В 1700 г. в Москве была учреждена переводческая школа. В этой школе пользовались учебниками Коменского, благодаря чему безусловно внедрялся и его новый метод обучения. Среди учебных книг фигурирует "Открытая дверь языков" Коменского, она широко применялась в процессе обучения. Не исключено, что в этой школе применялись и другие учебники Коменского, например, известный "Мир в картинках".
Та обширность, энциклопедичность знаний и учений, которая нашла свое отражение в содержании книги Коменского "Мир в картинках", характерна для самого Петра I и его времени. Это произведение Коменского знакомило учащихся с различными видами техники, ремесел и труда, а это Петр I считал особенно необходимым. Но научно-популярная энциклопедия Коменского, знакомившая со всем материальным и духовным богатством мира, одновременно являлась и пособием для изучения иностранных языков. В ней нет того тяжелого, абстрактного языка, который встречался в учебниках 17 и начала 18 веков. Будучи написанной простым разговорным языком, она привлекала учеников и была прямо необходима для эпохи Петра I.
Если в 17 и 18 веках дорогу Коменскому в Россию прокладывали преимущественно его языковые учебники, то в 19 и 20 веках Россия широко применяет, изучает и углубляет его педагогическую систему.
Главная заслуга в том, что труды Я. А. Коменского проникли в наше государство, принадлежит школам (необходимость в знании латинского языка, который еще в 18 веке оставался языком науки и международных сношений, а затем, позже, и иных западноевропейских языков, явилась стимулом к этому).
Естественно, что с языковыми учебниками Коменского проникал и его метод обучения, неоднократно проверенный на опыте многих западноевропейских школ, а это способствовало разрушению старых схоластических методов обучения, господствовавших в старых русских школах.
Особенно эпоха Петра I оставила нам много свидетельств об использовании педагогического наследия Коменского в России. Во всех школах того времени, где обучались иностранным языкам, прибегали к языковым учебникам Коменского и пользовались его методом, что способствовало переходу русских школ на путь педагогического реализма и являлось шагом вперед в развитии русской педагогики.
Можно констатировать, что русская школа первой половины 18 века довольно широко использовала наследие Коменского, а это дает нам право опровергнуть мнение о незначительном распространении книг Коменского и ограниченном влиянии его на русскую педагогику 18 века.
Вопрос практического применения учебных книг Коменского нельзя рассматривать изолированно от вопроса усвоения метода Коменского, ибо оба процесса проходили одновременно с переменным преобладанием либо одного, либо другого в зависимости от условий, времени и тех, кто внедрял Коменского в России.
Можно сказать, что поначалу в России довольно механически заимствуют учебники Коменского, но это дало импульс к поискам новых методов. Если в начале 18 века еще не находим стремление усовершенствовать учебники Коменского или критически их переоценивать, то во второй половине 18 века начинается творческое освоение наследия Коменского.
Необходимо подчеркнуть, что реализм Коменского соответствовал духу русской школы, особенно петровским школам, жадно ищущих новых, прогрессивных, эффективных способов обучения. Таково было требование времени, а учебники Коменского расширяли круг знаний учеников, поднимали их уровень, знакомили с ремеслами, искусствами и нравами Европы, готовили к жизни.
Указом царского правительства 1756 г. Московской типографии вменялось в обязанность одной из первых учебных книг, предназначенных для гимназии, напечатать "Мир вещей в картинках" в 400 экз. Эта книга была издана в 1768 г. профессором Московского университета К. А. Чеботаревым под следующим заголовком: "Видимый (свет) на латинском, русском, немецком, итальянском, французском языках представлен с реестром самых нужных российских слов . Переводчик профессор Шаден". В России ее издавали восемь раз под различными названиями: "Видимый свет", " Видимый мир", "Зрелища вселенныя" - в качестве учебных пособий для народных училищ. "Мир вещей… " изучали целые поколения; высокую оценку ей дал К. Д. Ушинский (использовал в работе над "Родным словом"), по ней учился Н. И. Пирогов.
Идея наглядности, положенная Коменским в основу "Мира вещей.. ", явилась весьма привлекательной и вызвала ряд подражаний на Западе и в России. Академией наук было издано в 1784-1790 гг. сочинение под заглавием "Зрелище природы и художеств" в 10 частях с 480 рисунками м 10 заглавными картинами с большим педагогическим введением. Это издание было предназначено для обучения детей "состоятельных семей высшего круга". Идея наглядности многими педагогами бралась за основу по составлению книг "естественно-наглядного обучения" и так называемых" предметных уроков". Несомненно влияние педагогики Коменского на разработку школьного Устава 1786 года, педагогические идеи Коменского в известной мере были использованы Ф. И. Янковичем при составлении учебных руководств и методических пособий для народных училищ. В 1857 г. К. Д. Ушинский в статье "О пользе педагогической литературе" призывал к изучению опыта великого чешского педагога. В 60-е гг. в педагогических журналах России появляется ряд статей, знакомящих с биографией Коменского (П. Д. Шестаков) и оценивающих его как "основателя научной педагогики, положившего первое начало народному образованию" (Л. Модзалевский, И.П. Паульсон). В эти годы по существу было положено лишь начало ознакомлению русских педагогов с педагогическими взглядами и деятельностью Коменского, причем не по первоисточникам основных его произведений, а по обзорным статьям и выдержкам из них. Было еще далеко не выяснено, какая существует связь между современными исканиями в области разработки вопросов воспитания и обучения и использованием педагогического наследия Коменского.
70-80-е гг. Х1Х в. – новым этап в изучении, оценке и пропаганде педагогического наследия великого педагога: появляется большое количество монографий и статей, переводится на русский язык "Великая Дидактика", известна дискуссия русских педагогов об использовании идей Коменского для улучшения народной школы. Эта дискуссия помогла установлению правильного отношения к педагогическому наследству Коменского, определению значения педагогических взглядов Коменского для разработки вопросов преподавания общеобразовательных предметов. С этого же времени изучение идей Коменского включается в программы и учебники по истории педагогики для учительских семинарий и институтов.
500-летний юбилей Я.А. Коменского, широко отмечавшийся в 1892 г. в России и на Западе, дал мощный толчок для дальнейшего развития комениологического движения. В эти годы на русском языке издаются отдельными книгами "Великая дидактика" и большинство других произведений Коменского. В журналах и отдельных монографиях печатаются многочисленные исследования жизни и деятельности Коменского, его педагогических идей. В 1892 г при Военно - педагогическом музее создается специальный "Отдел имени Коменского", ставший членом Международного общества Коменского, поставивший своей целью "распространение педагогических идей Коменского среди отечественных педагогов и образование Русского общества вообще".
Интерес русских педагогов к изучению, пропаганде и применению идей Коменского в начале ХХ в., в связи с возросшим вниманием к педагогическому наследию К.Д Ушинского, пропал. Появляются лишь отдельные статьи и брошюры. Наиболее видная из них – книга приват-доцента Московского университета, в дальнейшем известного советского педагога П.П. Блонского "Ян Амос Коменский", изданная в 1915 г. давшая представление о Коменском как о гениальном педагоге и мыслителе, великом гуманисте и демократе.
Букварь.
Яна Амоса Коменского принято считать родоначальником всех иллюстрированных букварей. Коменский в своем мире чувственных вещей в картинках дал как бы "живописную азбуку", т.е. изображение различных животных, крик которых сходен с членораздельными звуками человеческой речи. В предисловии к "Миру в картинках" Коменский пишет, что при обучении родному языку книга эта даст детям более легкий способ научиться читать, чем это было до сих пор. Это достигается прежде всего предпосланным книге символическим алфавитом, а именно: даны формы отдельных букв, а к ним изображение тех живых существ, издаваемый которыми звук стремиться передать та или иная буква. Благодаря этому, изучающий азбуку ребенок "при одном взгляде на животное легко вспомнит, как произноситься соответствующая буква, и в конце концов его воображение, укрепленное упражнением, приведет его к быстрому запоминанию всех букв. Рассмотрев затем таблицу первоначальных слогов, учащийся сможет перейти к рассмотрению рисунков и напечатанных над ними надписей. Здесь снова самое рассматривание нарисованного предмета, вызвав в его уме наименование последнего, напомнит ему, как нужно прочитать заглавие рисунка".1
К мысли Коменского – сделать обучение грамоте более легким и наглядным – близко подошел Карион Истомин. В 1692 году Карион Истомин составил иллюстрированный Букварь (предназначавшийся для царевича Алексея Петровича), который по своей дидактической идее напоминает "Мир в картинках" Коменского. На каждой странице этого букваря помещается в алфавитном порядке буква, которая иллюстрируется изображениями ряда предметов, животных и птиц, названия которых начинались с той же буквы. Над каждым рисунком помещено полное название изображаемого предмета. На нижней части страницы помещался в стихотворной форме текст, разные изречения и наставления, которые тоже начинались с той же буквы.
Карион Истомин составлял этот букварь с целью легкого усвоения букв и складов. Вопрос о влиянии Коменского на составление русских букварей 17 и начала 18 века в русской историко – педагогической литературе не исследован, но намеки на имеющееся сходство мы находим, например, у Е. Н. Медынского: "… некоторые азбуки имели рисунки (сказывалось на юго-западных букварях влияние Коменского, перенятое затем и некоторыми букварями Москвы)"1 и Н. П. Киселева: "… Карион Истомин был поклонником методов наглядного обучения, разработанных Яном Амосом Коменским."2.
Коменский понимал, что одним из важнейших условий правильной организации школьного обучения является наличие хороших учебников, притом в достаточном количестве. Коменский определил и круг требований к учебникам: "Они должны излагать полно, основательно и точно, представляя важнейшую картину вселенной… И чего я особенно желаю и на чем настаиваю – эти книги должны излагать все простым, доступным языком, всячески освещая учащимся путь".3
Обобщая информацию передовых ученых, которая существовала в то время, Коменский положил ее в основу своей выдающейся дидактической теории.
В труде Коменского "Общий совет об исправлении дел человеческих", изучение которого было значительно продвинуто за последние годы, много места, естественно, посвящается вопросам просвещения и образования. В этом произведении Коменский выступает как великий демократ, социальный реформатор, мечтающий о переустройстве человеческого общества на основе свободы, справедливости и гуманизма.
Выступая против войн и социальной несправедливости Коменский считает, что средством к их преодолению является просвещение, распространенное повсеместно. Коменский писал: "Счастлив народ, богатый хорошими школами, хорошими учебниками, хорошими учреждениями и методами воспитания общества".4
Все более приближаясь в своих идеях к природе, к естеству, Коменский пытается внедрить в метод воспитания принцип природосообразности, руководствуясь и человеческой природой в том числе. Принцип природосообразности Коменского вытекает из его философского мировоззрения, из взгляда на человека, как на часть этого мира, который изучался и был представлен передовыми умами того времени, такими, как Коперник, Кеплер, Ньютон, Гарвей, Сервет и т.д.
"Я задумал найти непоколебимое основание науки о преподавании и вот, после многих трудов, я нашел их из непреложных законов природы, которые и положены в обоснование мною моей Великой Дидактики". Этот принцип заключается в следующем. "Человек – часть природы. Следовательно, он и его развитие подчиняются ее универсальным законам. Эти закономерности проявляются в устройстве неживой природы, в жизни растений и животных, в развитии человека. Природа и жизнь человека познаваемы. Познаваемы также законы обучения".1
Везде есть свои закономерности: в природе, в человеке. Так же есть определенный порядок и в процессах воспитания, и обучения, его необходимо изучать опытным путем, в этом и состоит задача педагогики.
Коменский выдвинул идею тесного взаимоотношения между воспитанием и развитием человека. Развитие ребенка не совершается автоматически, само по себе, без правильно поставленного воспитания и обучения. И, наоборот, отсутствие воспитания может крайне отрицательно сказаться на развитии подрастающего человека. Природа дает человеку только семена знаний, нравственности, развить и оформить их дано только организованному и планомерно поставленному воспитанию. Воспитание должно строиться только в генетическом плане, в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
Коменский различает следующие этапы познавательной деятельности в процессе обучения:
Первый этап – упражнения преимущественно внешних чувств с тем, чтобы дети приучались обращаться правильно с окружающими их предметами и распознавать их.
Второй этап – упражнения больше внутренних чувств, силы воображения и памяти с их исполнительными органами – рукой и языком – путем изучения определенных предметов.
Третий этап – это развитие понимания и суждения обо всем материале, сообразно ощущениям, тоже при помощи определенных предметов.
Четвертый этап – развитие преимущественно того, что относится к области воли, т.е. способности, которая научит сохранять гармонию.
Мысли Коменского о расчленении учебного процесса и выделении в нем отдельных стадий, хотя и противоречат нашим современным представлениям, для того времени должны быть признаны интересными.
Четырем этапам в развитии познавательной деятельности соответствует четыре типа школ.
Выступая против средневековой школы, где изучались лишь "схоластические пустяки", Коменский говорит о том, что необходимо учить людей тем вещам, которые больше связаны с жизнью, с народным бытом. В своей теории он один из первых в истории педагогики ставит вопрос о связи школы с жизнью. Сближение образования с жизнью, с трудом отвечало стремлениям народа. Коменский сделал шаг по пути трудового обучения и воспитания.
Коменский говорит не о приобретении навыков какого-нибудь одного ремесла, а об усвоении более общих ремесленных приемов.
Коменский – создатель новой дидактики, которая до сих пор сохранила свое значение и которая вытекала из определенных им же сформулированных принципов.
Прежде всего необходимо сказать о том, что именно образование делает человека личностью. Это положение не содержит в себе конкретного материала для учителя, которым бы он вооружился, но зачастую учитель, погрузившись в свой предмет, забывает о том, что школа должна воспитать целостную личность, не взирая также на то богатый это человек или бедный. Это положение еще важно учитывать потому, что обычно из принципов дидактики часто выпадает человек, его призвание и назначение.
Каковы же принципы дидактики по Коменскому? Первый принцип может быть сформулирован следующим образом:
Основой обучения должен быть порядок, заимствованный из природы.
В этом принципе содержится два основных положения:
необходимо соблюдать в обучении строгий порядок во всем;
следует заимствовать этот порядок из природы.
Принцип природосообразности направлен на то, чтобы сделать процесс обучения более жизненным и естественным, легким и плодотворным. Этот принцип имел большое прогрессивное значение в борьбе со старыми методами преподавания, которые требовали неимоверных усилий для усвоения материала. Обучение должно вестись на основе перехода от более легкого к более трудному, от близкого и знакомого к отдаленному и незнакомому, от общего к частному, от простого к сложному. Очень важно соблюдать в процессе обучения строгую постепенность, последовательность и преемственность в изложении предмета, "чтобы предыдущее пролагало путь последующему".
Для Коменского обучение – процесс органического развития внутренних сил природы, глубокого понимания, осмысления явлений, тщательного их объяснения, а потом уже закрепления, выражения в речи и применения на практике.
Обучение, как и природа, должны находиться в постоянном движении вперед, продолжать, совершенствовать прежде начатое. Этот принцип тесно связан с предыдущим. В нем получила дальнейшее развитие мысль о том, что процесс обучения – это процесс внутреннего органического роста. Он составляет нечто цельное. В нем все выходит из общего корня и все стоит на своем месте.
Содержание и форма должны находиться в определенном соотношении между собой. Природа раньше "приготовляет материал, а потом уже придает ему форму…". Отсюда вытекает ряд правил обучения: необходимо раньше изучать предметы (материал), а потом – языки (форма), раньше изучать примеры, а затем грамматические правила.
Образование должно начинаться своевременно.
Один и тот же ученик должен учиться одному и тому же предмету только у одного учителя (иначе ему придется преодолевать разные формы).
Учить без разнобоя в методах.
Обучение должно быть всесторонним. Нужно учить так, чтобы в будущем человек не встречался в жизни с такими явлениями, предметами, о которых не мог бы "скромно рассуждать и без вредной ошибки применять с несомненной для себя пользой". Обучение, следовательно, должно быть связано с жизнью. Знания, которые человек получает в школе, помогают ему ориентироваться в обычных, наиболее распространенных жизненных явлениях.
Обучение должно быть развивающим, чтобы "изощрялись природные дарования, совершенствовались языки, облагораживались нравы". Коменский особенно ценил связь умственного и нравственного воспитания, "кто преуспевает в науках, а в нравственности отстает, тот скорее отстает, чем преуспевает".
Все должно быть преподаваемо путем непосредственных чувственных восприятий и из жизни. Коменский утверждал, что учить надо не только «из жизни», но и для жизни ("Мы вступаем в жизнь не только созерцателями, но и исполнителями"). Первоисточник знаний – сама жизнь, сами предметы. Коменский выводит принцип наглядности, это "золотое правило" для учителей. Чем больше знание опирается на ощущение, тем более оно достоверно. Наглядность дает возможность сделать школу жизненной, учит учащихся понимать и изучать действительность самостоятельно.
Если учащимся каждый раз показывать, какое применение имеет ежедневно то, чему их учат, для чего служит каждая вещь, то они получат полную возможность убедиться в своих знаниях и у них возникнет желание действовать.
Однако наблюдений и чувственных доказательств недостаточно для того, чтобы обеспечить полноценные, вполне доброкачественные знания. Для этого требуется еще "приведение в действие разума". Вот почему следующий принцип Коменского гласит:
Ничему не учить на основании авторитета, а все обосновывать на свидетельстве чувств и разума. При обучении необходимо все подкреплять разумными доводами, объяснять причины, чтобы не оставалось места ни сомнению, ни возможности забыть. Оно должно сопровождаться развитием мышления, раскрыванием способностей, а также выработкой самостоятельного подхода учащихся к усваиваемым ими знаниями, чтобы они "не смотрели чужими глазами, не мыслить чужим умом". Учащиеся должны уметь выражать свои знания в правильной речи, свободно ими пользоваться в жизни.
Коменский так же разработал вопросы методики упражнений, положив в основу ее работу над элементами. Особое внимание должно быть обращено на упражнения в области навыков чтения, письма, грамотности. Нужно начинать обучение не со слов или целых фраз, а со звуков, как элементов, из которых складывается слово. То же самое относиться и к письму.
Величайшей заслугой Коменского является открытие им и разработка вопроса о классно-урочной системе занятий. Коменский впервые указал признаки классно-урочной системы:
Определенные ежегодные начала учебного курса.
Деление на классы.
Распределение времени.1
Он также осветил вопрос о методике урока. Урок должен проводиться главным образом, посредством систематического изложения учителем. Живое слово учителя имеет большое значение для усвоения материала. Но очень важным методом является также использование книги на уроке, хотя они немые учителя. Особенно большое значение имеет на уроке беседа как метод работы. Но беседа должна проводиться умело, так, чтобы учитель "подстрекал" учащихся, ставя перед ними вопросы, возбуждая активность всех учащихся, вовлекая всех в работу. Во время беседы воспитывается внимание учащихся, они приучаются к слушанию и повторению сказанного учителем.
Это все потом поможет ученикам самостоятельно усваивать материал, а не "корпеть" над ним дома. Урок строится с учетом степени восприимчивости ученика. Учитель должен помнить, что он только слуга природы, а не господин ее. Учитывая характер восприимчивости у ученика, учитель прежде всего дает ученику представление о предмете. Большое значение имеет тон, стиль, отношение к ученикам, внешний вид класса. Все должно способствовать легкому, приятному усвоению материала, возбуждая внимание и мышление учащихся. На уроке должны быть использованы все органы чувств по возможности: зрение, слух, руки. Коменский ратует за рисование, за использование наглядности во всех ее видах и формах, указывая детали техники обращения с наглядными пособиями. Большое значение имеет не только звено восприятия и понимания материала. Коменский разрабатывает вопрос о другом звене урока, о запоминании. Нужно заучивать только то, что хорошо понятно, не нужно утомлять память.
Наряду с обучением Коменский ставит вопрос о системе нравственного воспитания, которая строится на определенных основополагающих принципах, придающих определенную связь, целостность всему воспитанию.
Нравственное воспитание протекает не только в процессе обучения, но и в условиях внеклассных занятий. Особенное значение Коменский придавал внеклассному чтению. К внешкольным занятиям Коменский относит также игры и драматические представления. Он рекомендует телесные, гигиенические упражнения (беганье, прыганье, борьба, игра в мяч и т.д.), прогулки, сидячие игры, театральные представления. Последние развивают остроту человеческого ума, содействуют лучшему заучиванию и запоминанию в живой форме стихов, изречений, текстов; радуют учителей, родителей, публику, выявляют таланты, развивают мимику, речь, произношение, владение голосом, устраняют застенчивость и т.д.1
В школе дети не только учатся, но и воспитываются как будущие граждане. В школе должно быть организованно нечто вроде "самоуправления", в котором Коменский хочет видеть отражение общества, государственного строя взрослых. Он считал необходимым, чтобы школа в целом и каждый класс в отдельности "представлял из себя государство, со своим сенатом и председателем сената, со своим консулом или судьей, или претором". Иначе говоря, Коменский стремился к тому, чтобы каждый класс и школа в целом представлял собой какое-то сообщество, которое обсуждает совместные дела. Это средство подготовки юношей к "жизни путем навыка к такого рода деятельности".1
Итак, Коменский преодолевает односторонность и узость подхода к воспитанию, борясь против его сведения только к интеллектуализму, отдавая себе отчет в важности воспитания чувств. Воспитание в его понимании направлено на развитие самых разнообразных способностей, охватывает различные виды деятельности, творчества детей и подростков.
Такова система воспитательных средств, которые должны формировать у учащихся нравственные представления, понятия, обеспечить их правильное поведение.
Однако трудно предостеречь полностью детей от дурного, злого, которое все таки проникает в их душу. Поэтому нужна дисциплина для противодействия дурным нравам.
В школах дисциплина должна быть не столько ради наук, которые так не нуждаются в дисциплине, сколько ради нравственности.
Поэтому нужно изучить источник недисциплинированности. Одно дело, если недисциплинированность вызывается постановкой учебных занятий, другое – если характером поведения, нравственными поступками. "Если учебные занятия поставлены правильно, то они уже сами по себе заманчивы для ума и собственной прелестью притягивают всех (исключая выродков)". Учитель не должен привлекать внимание учащихся на уроках способами насилия и принуждения. Они могут скорее вызвать отвращение, ненависть к ним.
Меры насилия, принуждения, побои должны быть заменены другими средствами, а именно: суровым словом, выговором, иногда насмешкой. Что касается мер поощрения, то Коменский рекомендует похвалу, ежедневные и ежемесячные состязания на получения одобрения, занятие определенного места и т.д.
Во всяком случае с недисциплинированными детьми должна вестись постоянная напряженная воспитательная работа. Нужно все испробовать до конца, прежде чем признать ребенка неисправимым, безнадежным. Очень важна выдержка, спокойствие, такт воспитателя. Самый правильный путь воспитания это строгость, требовательность, внушение воспитанникам чувства страха и полного послушания в сочетании с ласковым обращением. Все это возвысит юношество "до любви и радостной бодрости".
Перейдем к следующей составляющей нравственного воспитания. Для того, чтобы оно развивалось в стране, необходимо, чтобы уровень образованности был соответствующим. В своем труде "О культуре природных дарований" Коменский связывает уровень образования в стране с развитием в ней социальных отношений, что является предпосылкой для распространения свободы в обществе. У необразованных народов или ложнообразованных место свободы занимает своеволие.
Распространение образования влечет за собой рост социальности, который неизбежно присущ людям образованным.
Теория обучения Коменского представляет собой величайшее достижение человеческой мысли, не потерявшего своего значения до сих пор. Исходя из передовых взглядов гуманистов на природу, на человеческую личность, а также из требований строить наши знания на наблюдениях, опыте, индукции, Коменский положил начало материалистическому обоснованию педагогики как науки. Серьезной опорой педагогической теории Коменского был передовой взгляд на природу и на человека как ее часть, объективные закономерности которой должны быть научно изучены. Именно изучение законов природы дало Коменскому твердую возможность для построения "науки о преподавании".
Все развитие дидактики в зарубежной и русской педагогике представляет собой дальнейшую разработку тех идей и вопросов, которые были поставлены великим славянским педагогом. Трудно указать на какие бы то ни было дидактические проблемы, которые не уходили своими историческими корнями к Коменскому.
Уже Коменский поставил вопрос о социальной функции обучения и образования, их связи с эпохой, с политикой и философией. Коменский сумел включить проблему обучения в рамки передовой большой науки, которая помогла ему вычленить основные принципы педагогики (природосообразность, развитие связи с жизнью, развитие мысли, реализм, всестороннее развитие и т.д.).
Разрабатывая дидактику на фоне подлинной науки, Коменский пришел к идее объективных закономерностей в области образования и обучения, которые должны изучаться на основе раскрытия причинно-следственных связей. Благодаря опоре на философию и психологию, Коменский в основу своей дидактики кладет известную концепцию о соотношении между обучением и развитием, о соотношении между теорией познания и теорией обучения, а так же устанавливает некоторые этапы обучения в связи с теми или другими психологическими понятиями, которые он считает характерными для них.
Коменский впервые разработал целостную схему дидактики в ее практическом смысле. Он дал исчерпывающую систему общедидактических принципов, путей и средств преподавания, которые легли в основу разработки частных методик.
Ценным является то, что Коменский в основу своей педагогической теории положил наряду с положениями передовой науки опыт передовой школы той эпохи.
Подходя к процессу обучения как к важнейшему разделу педагогики, имеющему свой предмет и развивающемуся по своим объективным законам, Коменский поставил вопрос о методах изучения этого процесса. У Коменского мы имеем попытку решить вопросы организации на научных основах. Так, например, четыре типа школ, которые предлагает Коменский строить, соответствуют четырем этапам в развитии познавательной деятельности. Они направлены на подготовку человека к активной деятельности в окружающей среде, к умению разбираться и пользоваться окружающими предметами, для чего упражняются речь и руки. Все это говорит о том, что Коменский подходил к мысли о необходимости воспитания всесторонне развитой целостной личности.
Несмотря на противоречивость во взглядах Коменского на цели воспитания, в них берет верх передовое, в частности аспект связи школы с жизнью. Вот почему среди реальных задач воспитания и обучения, намеченных Коменским, сравнительно заметное место занимает трудовое воспитание и обучение. Элементы трудового обучения в его учебном плане имеют цель ознакомить с ремесленными приемами, с механическими навыками.
А принцип дидактики Коменского, как выражение его мировоззрения, имеют идейно-философский характер и строго отличаются от огромного количества правил и приемов обучения. В этой части наследство Коменского дает нам возможность глубже осмыслить, лучше понять ряд дидактических вопросов, которые с особой силой встали перед нами сейчас в нашей школе (концентрическое расположение учебного материала, преемственность, наглядность обучения) и которые требуют известной гибкости в их применении (урок, его структура).
Проблема общения учителя и учеников всегда волновала прогрессивную педагогическую мысль. Она возникла фактически одновременно с развитием классно-урочной системы.
Еще в начале ХVII в Я А. Коменский писал о том, что отношения учащих и учащихся должны быть пронизаны родительской любовью. Я.А. Каменский одним из первых показал, что от самочувствия ребенка в школе зависит его отношение к учению, формированию потребности в знаниях. А эта отношение всегда опосредуется учителем.
Идея Я. А. Коменского о взаимоотношениях учителя и учеников остается актуальной и в настоящее время. Рассматривая идею Я.А. Коменского о взаимоотношениях учителя и учеников в контексте нашего времени, одним из условий ее реализации мы видим умение устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с ученическим коллективом.
Значение культуры педагогического общения между учителем и учащимися определяется ведущей ролью общения в педагогической деятельности. Практически вся деятельность учителя – это общение: общение с учениками во время урока и вне его, общение с родителями, с другими учителями, с администрацией школы и т.д.
Формирование культуры педагогического общения учителя с учащимися как одного из главных компонентов профессионально - педагогической культуры является необходимым условием реализации идеи Я. А. Коменского о взаимоотношениях учителя и учащихся. Создание целостной системы воспитания культуры педагогического общения учителя – настоятельная потребность практики.
Идеи гуманизма эпохи Возрождения определили у Я. А. Коменского веру в огромные возможности воспитания и образования людей, в неограниченные возможности развития способностей у всех детей. Он считал, что деятельность учителя по обучению других людей является "искусством искусств", сложной и благородной. Эту мысль он высказывает и обосновывает в своих произведениях неоднократно.
Всю свою жизнь он посвятил поиску наилучших методов о6учения молодых людей. Результатом стала "Великая Дидактика", которую он назвал "универсальным искусством учить всех всему!". Все мысли Коменского были направлены на необходимость рациональной организации учебного процесса, на экономию сил и времени. В этом он видел пути совершенствования профессионального мастерства учителя.
Каменский смело вводит в учебный процесс "школу-игру с элементами театрализации. Игровая деятельность служила потребностями студентов, облегчала процесс обучения, приближала их к жизни. При этом под игрой Коменский понимал не веселое времяпровождение в декорированных костюмах. Игра с его точки зрения должна преследовать серьезные цели. Она должна обучать и воспитывать, разыгрывать мир в чувственных картинах. Принцип деятельного подхода к игре – так назвали бы мы эту новаторскую идею.
Немаловажную роль отводил Коменский чтению и обсуждению торговых и коммерческих газет (для нас это важно, т. к. наше время – время коммерции). Это позволяло молодежи того времени расширять кругозор, устанавливать различные причинно-следственные связи, учиться другим языкам, узнавать мир в практических делах, вырабатывать в себе высокую культуру умственного труда (чего нам особенно сейчас не достает).
При этом знания в ходе чтения и обсуждения связывались единой системой: они не содержали в себе беспорядочные сведения.
Формирование знаний, умений и навыков (у Коменского "метод искусств") в системе "учитель-ученик, ученик-учитель" проходило через определенную систему правил, которые должны употребляться правильно и разумно, подтверждаться частыми упражнениями. "Эти упражнения нужно продолжать до тех пор, пока, они не доведут учеников до полного овладения искусством. Ведь ответ является единственным средствам сделать человека мастером".
Далеко не полный перечень новаторских идей Коменского имеет непреходящее значение для нас. Например, весьма ценное положение: "пусть учатся писать – упражняясь в письме".
Собственный успешный опыт студентов подтверждает великую мудрость Я А. Коменского: "Именно таким образом все на собственном успешном опыте испытывают справедливость известного изречения: делая что-либо, делаем себя".
В педагогических трудах Я А. Коменского (26-я гл. "Великой Дидактики", "Материнская школа") большое значение придается подготовке детей до шести лет к школьному обучению.
Эту проблему Я. А. Коменский рассматривает по трем основным направлениям: значение подготовки детей к школе, признаки готовности детей к поступлению в школу, формы и способы работы школы и родителей.
Значение подготовки детей к школе Я. А. Коменский видит в том, чтобы родители заблаговременно настраивали детей на будущее учение, не запугивали бы детей школой и, наоборот, не внушали им, что школа - место увеселенья и баловства.
Признаками готовности детей к школе Я. А. Коменский считает следующие качества: если ребенок усвоил то, что ему следует знать в материнской школе; если в нем замечена способность суждения и умозаключения, если в нем пробуждено стремление к дальнейшему обучению.
Способы и формы работы родителей по воспитанию у детей готовности к шкале Я. А. Коменский определяет исходя из особенностей детей дошкольного возраста: нужно внушать детям пользу образования, знакомить детей со школой, классом, в котором они будут учиться, располагать детей к учителю, чтобы без боязни они шли в школу.
Говоря о воспитании у детей благочестия, Я А Коменский учит родителей, чтобы ежевечерне родители вместе с детьми совершали молитвы, "чтобы поскорее пришло то время, когда они пойдут в школу".
Я. А. Коменский наметил программу развития ума, руки, речи детей с тем, чтобы обеспечить успех обучения их в школе. Большое место отведено им в этой работе воспитанию у детей привычки к труду, бережного отношения к своим вещам, книгам, игрушкам.
Положения Я.А. Коменского о подготовке детей к школе не утратили своего значения и в наши дни, они могут быть использованы как в работе дошкольных учреждений; так и в первых классах начальной школы.
Развивая идею всеобщего образования, Я.А. Коменский приходит к необходимости построения системы школ, завершающей ступенью которой является академия и познавательные путешествия, обеспечивающие расширение кругозора, обогащение жизненных наблюдений, углубление профессиональной подготовки. В самом факте создания подобной системы он прозорливо предвосхитил современные представления о непрерывном образовании, о повышении квалификации. Вклад Я. А. Каменского в последующее развитие высшей школы может быть сконцентрирован вокруг четырех основных проблем: отбор молодежи для обучения в вузе; содержание высшего образования; организация познавательной деятельности студентов; координация усилий ученых высшей школы по разработке и пропаганде педагогической теории.
Основное назначение школы и в особенности высшей он видел в том, чтобы раскрыть способности личности, предоставив ей возможности свободного, природосообразного развития. В этой связи правомерно возникал вопрос о том, кому учиться в академии. По мнению Я. А. Коменского, таким правом должны обладать самые одаренные выпускники гимназий – "избранные умы, цвет человечества". Предлагаемая им методика отбора вполне "вписывается" в современную систему профориентационной работы в вузе. Однако право решающего голоса Я.А. Коменский оставляет за учителями, директором гимназии, которые на основе действительных знаний об интересах, способностях молодого человека и результатов проведенных испытаний-экзаменов направляют его для дальнейшей учебы или занятий иного рода.
Как педагог и общественный деятель, Я.А. Коменский хорошо понимал, что по мере того, как гуманистические идеи все более проникали в общественную жизнь, они становились неотъемлемой чертой в сфере образования и воспитания. Поэтому закономерно на смену отвлеченных, схоластических постулатов в содержании образования приходят "очеловеченные" научные знания. Я А Коменский выступал сторонником обновления содержания вузовского образования на основе новейших научных знаний о природе, обществе, познании. Вместе с изменением содержания образования Я. А. Коменский высказывался за поиск новых форм и методов подготовки студентов.
В годы обучения в Герборнском и Гейдельбергском университетах, в период своей педагогической деятельности Я.А. Коменский имел достаточное представление об ограниченности вузовского преподавания, формализме в организации учебного процесса. Не случайно поэтому он приходит к признанию особой важности самостоятельной работы, считая, что материал профессорской лекции должен дополняться самостоятельным чтением трудов "образцовых писателей" с последующей консультацией у профессора, особенно в там случае, если студент "нашел у своего автора несогласованное мнение, подкрепленное надлежащими обоснованиями". Он не противопоставляет индивидуальную самостоятельную работу коллективной, что, к сожалению, имеет место в современных наших вузах, высоко оценивает роль дискуссий, диспутов в студенческой аудитории.
Актуальными для сегодняшнего дня остаются требования Я. А. Коменского к личности преподавателя высшей школы, важнейшим из которых считал: профессиональную компетентность, способность увлекательно и полезно вести занятия, стремление к постоянному пополнению знаний, овладению профессионально-педагогической культурой. Преподаватели высшей школы, считал Я. А. Каменский, должны войти в состав "дидактической коллегии" – государственного органа, призванного вести разработку педагогической теории, внедрять и пропагандировать новые знания. Эта идея получила впоследствии свое реальное воплощение в виде создания педагогических общественных организаций, ассоциаций, Академий педагогических наук и др.
Дальнейшее развитие школы и педагогики подтвердило жизненность и педагогическую целесообразность многих идей, высказанных Я. А. Коменским в отношении высшего образования и проверенных в опыте различных стран.
Я. А. Каменский полагал, что одна из задач высшей шкалы – дать прочные, основательные теоретические и практические знания по всем предметам, которые тогда преподавались.
Я. А. Коменский считал, что высшая школа или академия должна иметь свою педагогику, свою дидактику, обогащенную всеми достижениями педагогики и дидактики первых ступеней обучения. "На академию, конечно, наш метод не распространяется. Но что мешает нам высказать наши пожелания и по поводу академии? Академии с полным правом предоставляют завершение и дополнение всех наук и все высшие предметы образования".1
Касаясь методов обучения в академии, он рекомендовал, чтобы там "употреблялись наибольшее легкие и верные методы, чтобы дать всем, кто сюда приходит, основательную ученость". Среди разнообразных методов преподавания, Я.А. Коменский отдает предпочтение самостоятельной работе студентов: "Что касается методов выделения академических занятий, то, быть может, было бы очень полезно установить общие собеседования и проводить их по образцу Геллиевых коллегий. А именно: о чем бы профессор публично ни говорил, нужно раздать слушателям для чтения на дому образцовых писателей, обсуждающих тот же вопрос".1
Самостоятельная работа рассматривается нами как дидактический метод обучения, с помощью которого преподаватель организует учебно-познавательную деятельность студентов на занятиях и при подготовке к ним.
Самостоятельно-познавательная деятельность студентов протекает в процессе обучения на разных уровнях. На первом уровне постановка цели и планирование познавательной деятельности студентов осуществляется с помощью преподавателя. На втором уровне цель определяется с помощью преподавателя, а планирование предстоящей работы выполняется студентами самостоятельно. На третьем уровне постановку цели и планирование предстоящей работы студенты производят самостоятельно только в рамках предъявленного преподавателем задания. На четвертом уровне работа осуществляется студентами по собственной инициативе. Они без помощи преподавателя сами определяют содержание, цель работы и самостоятельно ее выполняют.
Опыт организации самостоятельной работы убеждает, что в пединституте она должна отражать специфику учебного процесса, поскольку именно самостоятельная внутренняя переработка фактического материала способствует формированию у студентов собственных оценочных суждений, необходимых для глубокого усвоения научных знаний и их суждений, необходимых для глубокого усвоения научных знаний и их последующего творческого использования молодыми специалистами, а также учитывать разнообразные виды самостоятельной работы студентов.
В первую очередь самостоятельная работа студентов направлена на углубленное освоение программного материала. С этой целью студенты самостоятельно изучают психолого-педагогическую литературу, которая имеет отношение к предстоящей лекции и способствует закреплению полученных знаний, а также расширению и углублению тех вопросов, которые не нашли достаточного освещения в лекции.
Во-вторых, самостоятельная работа осуществляется студентами во время подготовки их к семинарским и лабораторно-практическим занятиям коллоквиумам, к зачетам и экзаменам, а также во время проведения аудиторных занятий.
При подготовке к занятиям самостоятельная работа, осуществляется в виде выполнения студентами индивидуальных и групповых заданий.
К индивидуальным можно отнести следующие виды самостоятельной работы студентов: конспектирование различных первоисточников, рецензирование статей, аннотация книг, подготовка выступлений по определенным вопросам в форме докладов и сообщений, написание и защита рефератов, курсовых работ, подбор и составление педагогических ситуаций и задач и т.д.
Групповыми творческими заданиями являются: разработка коллективных выступлений, лекций; защита проектов авторских школ, коллективных творческих дел, проведения бесед, диспутов на заданную педагогическую тему, проведение различных видов игр и т.п.
Концепция общего образования Коменского оказалась рассчитанной на "далекую перспективу". В последующие за "Великой дидактикой" века, да и в настоящее время реализация гуманистической и демократической идеи "всех учить всему" тормозилась и тормозится многими, в первую очередь социальными факторами. Силе их влияния могли и могут противостоять лишь отдельные (чаше элитарные) школы.
Генезис идеи общего образования в советской педагогике и школьной практике заслуживает специального анализа. Здесь же отметим, что теоретические основы учебного плана и комплексных программ предполагали разностороннее развитие и воспитание школьников, подготовку к сознательной и умелой "культурной работе" в природном, производственном, социальном окружении школы. Создавалась и соответствующая технология.
Однако в практике эти установки нередко не осознавались в должной мере и деформировались – вплоть до утраты школой своей образовательной функции. "Предметные" планы, программы последующих десятилетий сводили образование к усвоению "основ наук", а в последние годы – к усвоению "единого уровня" образовательной подготовки учащихся. Несмотря на то что цели упрощались, процесс обучения примитивизировался, уже в первые годы функционирования предметных программ" возникла и превратилась в хроническую болезнь проблема неуспеваемости и второгодничества, на решение которой безрезультатно был затрачен огромный творческий потенциал ученых и практиков.
Не следствие ли это ложно понятой "всеобщности" образования (единое для всех) не искажение ли самой сущности общего образования как культурного достояния человечества? Случайно ли, что возникающие в перестроечные годы гимназии, лицеи и другие типы школ все более ориентируются на наклонности, интересы, способности ученика, его разностороннее развитие?
Конец ХХ в. отмечен идеей "мировых стандартов", тенденцией к повышению их уровня. В отношении к общему образованию данный подход может рассматриваться как предлагающий известные ориентиры в совершенствовании педагогического процесса, а не как очередная цель деятельности ученика и учителя, суетная погоня за миражами в ущерб развитию самобытной личности.
Идеи Коменского, как любое открытие в истории человечества, "обречены на распространение" и уже века стимулируют развитие гуманистической педагогической мысли. Очевидно, вызревание тенденции к осознанию международного характера педагогических проблем, характеризующей современное общественное сознание, будет способствовать актуализации многих аспектов его наследия.
В нашей педагогике последних лет все заметнее стремление к основательному пересмотру ее концептуальных основ, начиная с трактовки самой категории "воспитание". Этот процесс будет тем результативнее, чем полнее и глубже будет осознана гуманистическая природа педагогического процесса.
1 Я. А. Коменский, Мир чувственных вещей в картинках. Изд. 2-е, Москва, 1957, стр.27.
1 Е. Н. Медынский, История русской педагогики, Москва, 1938, стр. 45.
2 Н. П. Киселев, О московском книгопечатании 17 века, Книга, сборник II, Москва, 1960, стр. 169.
3 История педагогики и современность, Ленинград, 1970, стр. 14.
4 См. статьи Н. К. Гончарова и Д. О. Лордкинадзе в журнале "Советская педагогика", 1967, № 12. стр. 6.
1 См. статьи Н. К. Гончарова и Д. О. Лордкинадзе в журнале "Советская педагогика", 1967, № 12. стр. 8.
1 Ян Амос Коменский. Избранные педагогические сочинения в двух томах. Под редакцией, с вводными статьями и примечаниями проф. А.А. Красновского. М., Учпедгиз. Т. 1, стр. 158-159.
1 Ян Амос Коменский. Великая дидактика, М., 1983, стр. 160-170.
1 Ян Амос Коменский. Избранные педагогические сочинения в двух томах. Под редакцией, с вводными статьями и примечаниями проф. А.А. Красновского. М., Учпедгиз. Т. 2, стр. 167.
1 Великая Дидактика. Избр.пед.соч..В 2-х т. Т. 1.М ,1982. Стр.460.
1 Великая Дидактика. Избр.пед.соч..В 2-х т. Т. 1.М ,1982. Стр.462.