Экспериментальное исследование
План модели экспериментального урока.
Тема: Разнообразие питания. Грибы.
Цели:
Обучающие: 1. Познакомить учащихся со значением питания. Разнообразием пищевых продуктов.
2. Познакомить детей с удивительным миром грибов и их ролью в природе. Съедобные и несъедобные грибы.
3. Изучение однородных членов предложения.
4. Разучивание белорусской народной песни «Грибки».
Развивающие: Развивать устную речь детей, ее выразительность; расширять словарный запас. Развивать любознательность, внимание учащихся.
Воспитывающие: Воспитывать любовь и внимание ко всему живому и природе вообще.
Другие: Интегрировать и дифференцировать урок для слабо видящих детей, а также детей II и III группы здоровья.
Продол- житель- ность дея-ти |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Деятельность помощника учителя |
Интегрируемые предметы |
Модель окружения |
||||
Концентр здоровья |
Чтение |
Русский язык |
Музыка |
Мой мир |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
8,00 – 8,05 |
Дети заходят в класс, занимают свои места. |
Класс заранее украшен по теме. |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
8,06 – 8,19 |
Тестирование детей. Выполняют тест по корректурной таблице В. Я. Анфимова и тест по моторике. |
Объясняет задания. |
Собирает тесты. |
+ |
|||||
8,20 – 8,23 |
Гадают, о чем будет урок. |
Ведет вступительную беседу. Объявляет тему урока и его особенности. |
Наблюдает ход урока. |
||||||
8,24 –8,26 |
Беседа о питании. Отвечают на вопросы учителя. |
Задает вопросы: - Зачем мы кушаем? Что мы едим? Что кушать полезно? Что кушать можно и чего нельзя? И т.д. |
+ |
Плакаты с изобра- жением пищевых проду- ктов. |
|||||
8,27– 8,29 |
Переход к теме грибы. Физ. минутка. Дети играют в игру «Съедобные и несъедобные грибы». |
+ |
+ |
||||||
8,30 –8,36 |
Дети рассказывают рассказ подготовленный заранее «Как я нашел гриб». |
Учитель слушает и задает вопросы. |
+ |
||||||
8,37 –8,40 |
Разгадывают загадки, по описанию называют гриб, рассматривают муляжи. Играют в игру «Угадай по описанию». |
Загадывает детям загадки с описанием грибов и показывает муляжи грибов. |
+ |
+ |
Муляжи и картинки грибов. |
||||
8,41 – 8,45 |
Вспоминают, что учили о растениях и животных, к которым из них можно отнести грибы. Выполняют задание №1 стр. 47. |
Контролирует ответы детей, разбирает и анализирует задание. |
+ |
||||||
8,46 – 8,54 |
Беседа. Отвечают на вопросы учителя. Нити грибницы. Плодовое тело. В нем созревают споры. Плесень, дрожжи. И т.д. Выполняют задание №2 стр. 48. |
Изложение нового материала. Задает вопросы.
Как называется часть гриба, состоящая из шляпки и ножки?
Демонстрирует плесень на хлебе, дрожжи. |
Помогает в демонстрации. |
+ |
+ |
Муляжи и картинки грибов, плесень на хлебе, дрожжи. |
|||
8,55 – 8,59 |
Съедобные и несъедобные грибы. Выполняют задание №3 стр. 49. |
Рассказывает как их отличать. Помогает и контролирует выполнение задания. |
+ |
+ |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
9,00 – 9,10 |
Тестирование детей. |
+ |
|||||||
9,11 – 9,25 |
Перемена. Дети выходят на улицу, рассматривают изменения природы, играют в игру «Маленький лесовичок». Возвращение в класс. |
Участвует в играх детей. |
Помогает в организации. |
+ |
+ |
||||
9,26 –9,27 |
Раздает ученикам листочки с заданиями по русскому языку. Спец. задания для детей со слабым зрением. |
Наблюдает ход урока. |
+ |
||||||
9,28 – 9,31 |
Выполняют задание №1. Читают задание, находят и подчеркивают подлежащие и сказуемое. Ставят к ним вопросы. |
Объясняет, как выполнить задание, помогает и проверяет его выполнение. (см. Приложение 1) |
+ |
+ |
|||||
9,32 –9,35 |
Выполняют задание №2. Таким же образом. |
Деятельность учителя адекватна. |
+ |
+ |
|||||
9,36 – 9,40 |
Читают и разбирают правило в учебнике. |
Читает стихотворение о однородных членах предложения. |
+ |
+ |
|||||
9,41 – 9,43 |
Физ. минутка. |
+ |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
9,44 –9,48 |
Дети должны составить предложения. (Работа в командах). |
Раздает детям грибы на которых написан набор слов. |
+ |
+ |
Нарисованные грибы со словами. |
||||
9,49 –9,55 |
Запись предложений в тетради. Чтение записанного рассказика о грибах. |
Объясняет, как выполнить задание, помогает и проверяет его выполнение. |
+ |
+ |
|||||
9,56 – 10,00 |
Составление схем предложений. Их черчение на доски и в тетрадях. |
+ |
+ |
||||||
10,01 –10,08 |
Разучивают бел. нар. песню «Грибки». |
Демонстрирует исполнение песенки. Разучивает мелодию и слова. |
Подыгрывает на аккордеоне. |
+ |
+ |
||||
10,09 –10,15 |
Хоровод и пение новой песни «Грибки». |
Организует деятельность детей. |
Помогает в организации. |
+ |
+ |
Музыка -льный акком-панемент, и фоно-грамма. |
|||
10,16 –10,20 |
Подведение итогов урока. |
|
|||||||
10,21-10,30 |
Тестирование детей. |
Таблица 2
Результаты тестирования до экспериментального урока (девочки)
Имя Фамилия |
Всего слов а= а1+а2 |
Скала ошибок на 500 знаков |
Коэффициент продуктивности (а : 10) Q = -------------- (a:10)+ b |
Скорость движений |
Замечания |
|||
лев |
% |
прав |
% |
|||||
Снежанна Бетниязова |
319 |
14,1 |
24,9 |
46 |
104,5 |
50 |
114 |
|
Валерия Бучная |
148 |
6,8 |
13 |
32 |
73 |
50 |
114 |
|
Надежда Дизанова |
258 |
11,6 |
20,9 |
52 |
118 |
58 |
131 |
|
Алина Грицкевич |
283 |
5,3 |
25,6 |
45 |
102 |
63 |
143 |
|
Юлия Громовик |
428 |
9,3 |
36 |
41 |
93 |
47 |
107 |
|
Карина Громовик |
316 |
7,9 |
27,3 |
43 |
98 |
59 |
134 |
|
Татьяна Кулаковская |
220 |
4,6 |
20,2 |
32 |
73 |
48 |
109 |
|
Анна Малькова |
302 |
6,6 |
26,7 |
37 |
88 |
58 |
132 |
|
Вика Новикова |
281 |
8,9 |
23,9 |
59 |
134 |
63 |
143 |
|
Александра Падуре |
303 |
3,3 |
28,4 |
28 |
64 |
45 |
102 |
|
Вероника Пекарскайте |
188 |
10,6 |
15,5 |
44 |
100 |
59 |
134 |
|
Ксения Сухофеева |
299 |
6,7 |
27,1 |
63 |
143 |
80 |
182 |
|
Анастасия Шегуровайте |
284 |
7 |
24,9 |
38 |
86 |
54 |
123 |
|
СУММА |
3629 |
109,9 |
314,4 |
560 |
1276,5 |
734 |
1668 |
|
СРЕДНЕЕ |
279 |
8,5 |
24,2 |
43 |
98 |
56,5 |
128,4 |
|
МАХ |
428 |
14,1 |
36 |
63 |
143 |
80 |
182 |
|
МИН |
148 |
3,3 |
13 |
28 |
64 |
45 |
102 |
Таблица 3
Результаты тестирования до экспериментального урока (мальчики)
Имя Фамилия |
Всего слов а= а1+а2 |
Скала ошибок на 500 знаков |
Коэффициент продуктивности (а : 10) Q = -------------- (a:10)+ b |
Скорость движений |
Замечания |
|||
лев |
% |
прав |
% |
|||||
Игорь Худокормов |
342 |
8,8 |
29,1 |
42 |
75 |
64 |
114 |
|
Дмитрий Гульвас |
258 |
27 |
16,7 |
58 |
103,5 |
37 |
66 |
левша |
Дейвид Яцкус |
286 |
0 |
28,6 |
37 |
66 |
53 |
95 |
|
Шамиль Муртазалиев |
301 |
0 |
30,1 |
78 |
139 |
70 |
125 |
левша |
Григорий Тиюнас |
195 |
0 |
19,5 |
49 |
87,5 |
33 |
59 |
левша |
СУММА |
1382 |
35,8 |
124 |
264 |
471 |
257 |
459 |
|
СРЕДНЕЕ |
276,4 |
7,2 |
24,8 |
52,8 |
94,2 |
51,4 |
91,8 |
|
МАХ |
342 |
27 |
30,1 |
78 |
139 |
70 |
125 |
|
МИН |
195 |
0 |
16,7 |
37 |
66 |
33 |
59 |
Таблица 4
Имя Фамилия |
Всего слов а= а1+а2 |
Скала ошибок на 500 знаков |
Коэффициент продуктивности (а : 10) Q = -------------- (a:10)+ b |
Скорость движений |
Замечания |
|||
лев |
% |
прав |
% |
|||||
Девочки |
3629 |
109,9 |
314,4 |
560 |
1276,5 |
734 |
1668 |
|
Мальчики |
1382 |
35,8 |
124 |
264 |
471 |
257 |
459 |
|
ВСЕ |
5011 |
145,7 |
438,4 |
824 |
1747,5 |
991 |
2127 |
|
СРЕДНЕЕ |
278,4 |
8,1 |
24,3 |
46 |
97 |
55 |
118 |
|
МАХ |
428 |
27 |
36 |
78 |
164 |
80 |
170 |
|
МИН |
148 |
0 |
13 |
28 |
60 |
33 |
70 |
Таблица 5
Результаты тестирования во время экспериментального урока (девочки)
Имя Фамилия |
Всего слов а= а1+а2 |
Скала ошибок на 500 знаков |
Коэффициент продуктивности (а : 10) Q = -------------- (a:10)+ b |
Скорость движений |
Замечания |
|||
лев |
% |
прав |
% |
|||||
Снежанна Бетниязова |
316 |
12,7 |
25,2 |
58 |
132 |
75 |
170 |
|
Валерия Бучная |
222 |
9 |
18,8 |
49 |
111 |
72 |
164 |
|
Надежда Дизанова |
242 |
8,3 |
20,8 |
73 |
166 |
83 |
188 |
|
Алина Грицкевич |
268 |
3,7 |
24,9 |
66 |
150 |
87 |
198 |
|
Юлия Громовик |
444 |
9 |
36,2 |
53 |
120 |
69 |
157 |
|
Карина Громовик |
376 |
6,6 |
33,2 |
59 |
134 |
71 |
161 |
|
Татьяна Кулаковская |
242 |
4,1 |
22,3 |
44 |
100 |
63 |
143 |
|
Анна Малькова |
318 |
17,3 |
23,6 |
49 |
111 |
74 |
168 |
|
Вика Новикова |
285 |
3,5 |
26,6 |
83 |
189 |
88 |
200 |
|
Александра Падуре |
196 |
0 |
19,6 |
37 |
84 |
55 |
125 |
|
Вероника Пекарскайте |
194 |
12,9 |
15,4 |
75 |
170 |
87 |
198 |
|
Ксения Сухофеева |
268 |
7,5 |
23,3 |
78 |
177 |
84 |
190 |
|
Анастасия Шегуровайте |
264 |
3,8 |
24,5 |
54 |
123 |
72 |
164 |
|
СУММА |
3635 |
98,4 |
314,4 |
778 |
1767 |
980 |
2223 |
|
СРЕДНЕЕ |
279,6 |
7,6 |
24,2 |
60 |
136 |
75,4 |
171 |
|
МАХ |
444 |
17,3 |
36,2 |
83 |
189 |
88 |
200 |
|
МИН |
194 |
0 |
15,4 |
37 |
84 |
55 |
125 |
Таблица 6
Результаты тестирования во время экспериментального урока (мальчики)
Имя Фамилия |
Всего слов а= а1+а2 |
Скала ошибок на 500 знаков |
Коэффициент продуктивности (а : 10) Q = -------------- (a:10)+ b |
Скорость движений |
Замечания |
|||
лев |
% |
прав |
% |
|||||
Игорь Худокормов |
314 |
17,5 |
23,2 |
47 |
84 |
76 |
136 |
|
Дмитрий Гульвас |
218 |
9,2 |
18,4 |
63 |
112,5 |
45 |
80 |
Левша |
Дейвид Яцкус |
255 |
- |
25,5 |
51 |
91 |
73 |
130 |
|
Шамиль Муртазалиев |
241 |
4,1 |
22,2 |
95 |
170 |
86 |
153,5 |
Левша |
Григорий Тиюнас |
200 |
2,5 |
19 |
66 |
118 |
47 |
84 |
Левша |
СУММА |
1228 |
33,3 |
108,3 |
322 |
575,5 |
327 |
583,5 |
|
СРЕДНЕЕ |
245,6 |
6,7 |
21,7 |
64,4 |
115 |
65,4 |
117 |
|
МАХ |
314 |
17,5 |
25,5 |
95 |
170 |
86 |
153,5 |
|
МИН |
200 |
0 |
19 |
47 |
84 |
45 |
80 |
Таблица 7
Имя Фамилия |
Всего слов а= а1+а2 |
Скала ошибок на 500 знаков |
Коэффициент продуктивности (а : 10) Q = -------------- (a:10)+ b |
Скорость движений |
Замечания |
|||
лев |
% |
прав |
% |
|||||
Девочки |
3635 |
98,4 |
314,4 |
778 |
1767 |
980 |
2223 |
|
Мальчики |
1228 |
33,3 |
108,3 |
322 |
575,5 |
327 |
583,5 |
|
ВСЕ |
4863 |
131,7 |
422,7 |
1100 |
2342,5 |
1307 |
2806,5 |
|
СРЕДНЕЕ |
270 |
7,3 |
23,5 |
61 |
130 |
72,6 |
156 |
|
МАХ |
444 |
17,5 |
36,2 |
95 |
202 |
88 |
187 |
|
МИН |
194 |
0 |
15,4 |
37 |
79 |
45 |
96 |
Таблица 8
Результаты тестирования после экспериментального урока (девочки)
Имя Фамилия |
Всего слов а= а1+а2 |
Скала ошибок на 500 знаков |
Коэффициент продуктивности (а : 10) Q = -------------- (a:10)+ b |
Скорость движений |
Замечания |
|||
лев |
% |
прав |
% |
|||||
Снежанна Бетниязова |
313 |
6,4 |
27,7 |
52 |
118 |
66 |
150 |
|
Валерия Бучная |
263 |
7,6 |
22,8 |
56 |
127 |
73 |
166 |
|
Надежда Дизанова |
376 |
4 |
34,8 |
69 |
157 |
76 |
173 |
|
Алина Грицкевич |
365 |
0 |
36,5 |
57 |
130 |
79 |
179,5 |
|
Юлия Громовик |
502 |
8 |
43,3 |
57 |
130 |
63 |
143 |
|
Карина Громовик |
471 |
8,4 |
40,3 |
63 |
143 |
71 |
161 |
|
Татьяна Кулаковская |
269 |
1,9 |
25,9 |
49 |
111 |
62 |
141 |
|
Анна Малькова |
339 |
10,3 |
28,1 |
53 |
120 |
76 |
173 |
|
Вика Новикова |
349 |
2,9 |
33 |
78 |
177 |
80 |
182 |
|
Александра Падуре |
240 |
0 |
24 |
42 |
95 |
57 |
130 |
|
Вероника Пекарскайте |
220 |
4,5 |
20,2 |
68 |
154,5 |
76 |
173 |
|
Ксения Сухофеева |
271 |
7,4 |
23,6 |
68 |
154,5 |
84 |
191 |
|
Анастасия Шегуровайте |
284 |
3,5 |
26,7 |
52 |
118 |
71 |
161 |
|
СУММА |
4262 |
64,9 |
386,9 |
764 |
1736 |
934 |
2123 |
|
СРЕДНЕЕ |
327,8 |
5 |
29,8 |
58,8 |
113 |
71,8 |
163 |
|
МАХ |
502 |
10,3 |
43,3 |
78 |
177 |
84 |
191 |
|
МИН |
220 |
0 |
20,2 |
42 |
95 |
57 |
130 |
Таблица 9
Результаты тестирования после экспериментального урока (мальчики)
Имя Фамилия |
Всего слов а= а1+а2 |
Скала ошибок на 500 знаков |
Коэффициент продуктивности (а : 10) Q = -------------- (a:10)+ b |
Скорость движений |
Замечания |
|||
лев |
% |
прав |
% |
|||||
Игорь Худокормов |
379 |
7,9 |
32,7 |
44 |
79 |
66 |
118 |
|
Дмитрий Гульвас |
338 |
16,3 |
25,5 |
75 |
134 |
53 |
120 |
Левша |
Дейвид Яцкус |
355 |
- |
35,5 |
57 |
102 |
81 |
145 |
|
Шамиль Муртазалиев |
275 |
4,1 |
23,3 |
93 |
166 |
83 |
148 |
Левша |
Григорий Тиюнас |
206 |
2,4 |
19,6 |
60 |
107 |
45 |
80 |
Левша |
СУММА |
1553 |
30,7 |
136,6 |
329 |
588 |
328 |
611 |
|
СРЕДНЕЕ |
310,6 |
6,1 |
27,3 |
65,8 |
117,5 |
65,6 |
117 |
|
МАХ |
378 |
16,3 |
35,5 |
93 |
166 |
83 |
148 |
|
МИН |
206 |
0 |
19,6 |
44 |
79 |
45 |
80 |
Таблица 10
Имя Фамилия |
Всего слов а= а1+а2 |
Скала ошибок на 500 знаков |
Коэффициент продуктивности (а : 10) Q = -------------- (a:10)+ b |
Скорость движений |
Замечания |
|||
лев |
% |
прав |
% |
|||||
Девочки |
4262 |
64,9 |
386,9 |
764 |
1736 |
934 |
2123 |
|
Мальчики |
1553 |
30,7 |
136,6 |
329 |
588 |
328 |
611 |
|
ВСЕ |
5815 |
95,6 |
523,5 |
1093 |
2324 |
1262 |
2734 |
|
СРЕДНЕЕ |
323 |
5,3 |
29 |
61 |
129 |
70 |
152 |
|
МАХ |
502 |
16,3 |
43,3 |
93 |
198 |
84 |
179 |
|
МИН |
206 |
0 |
19,6 |
42 |
89 |
45 |
96 |
Lietuvos Respublika
Švietimo ir mokslo ministerija
ŠIAULIŲ UNIVERSITETAS
Edukologijos fakultetas
Edukologijos magistratūros
studijų programos magistrantės
Natalijos Jakuš
Eksperimentinis tyrimas
Mokomasis dalykas: Mokymo organizavimas higienos aspektu
Užduotis: Pamokos modelis
Temos vadovai:
Prof. E. Grinienė
Doc. J. Vl. Vaitkevičius
Doc. J. Daulenskienė
Šiauliai, 2001
ШЯУЛЯЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Эдукологический факультет
Магистра эдукологической
программы обучения
Учебный предмет: Моделирование организации обучения в аспекте гигиены
Задание: Модель урока
Руководители работы:
Проф. Е. Гринене
Доц. Й. Вл. Вайткявичус
Доц. Й. Даулянскене
Шяуляй, 2001
СОДЕРЖАНИЕ
Данные о здоровье учащихся.
Физическое развитие учащихся и его оценка.
План экспериментального урока (ЭУ).
Учебное учреждение, в котором проводился экспериментального урок.
Рабочее место учащихся.
Класс, микроклимат кабинета.
Класс, освещение кабинета.
Класс, санитарное состояния кабинета до ЭУ, во время и после него.
Содержание и ход экспериментального урока.
Цели экспериментального урока.
Основа нетрадиционности экспериментального урока.
Методы исследования экспериментального урока.
Содержание и ход экспериментального урока
Результаты исследования и их анализ.
Исследования экспериментального урока.
Анализ и оценка результатов.
Выводы и рекомендации.
Литература.
Рецензии.
Приложения
3
8
15
16
16
18
19
19
20
20
20
21
21
28
28
28
39
40
41
Данные о здоровье учащихся
Правильно организовать учебно-воспитательную деятельность в школе педагоги могут только при учете возрастных особенностей физического развития и состояния здоровья учащихся. О последнем и поговорим в данной главе подробнее.
Опираясь на сведения о состоянии здоровья детей, отраженных в первичной документации (индивидуальные медицинские карты учащихся, классный журнал), можно сделать выводы о общем здоровье учащихся исследуемого нами 3 «А» класса Бержино средней школы города Шяуляй.
В данном классе учащихся I группы здоровья – 7, II группы здоровья – 10, и III группы здоровья – 1 девочка. Процентное соотношение учащихся наглядно представим на диаграмме 1.
Диаграмма 1
Соотношение учащихся по группам здоровья
Из данных диаграммы видим, что дети I группы здоровья, то есть здоровые, не страдающие хроническими заболеваниями, имеющие гармоническое, соответствующее возрасту развитие и нормальный уровень физиологических показателей, составляют меньшую часть класса всего 39%.
К сожалению, дети II группы здоровья, с функциональными или некоторыми морфологическими отклонениями, функциональными отклонениями после перенесенных заболеваний, страдающие частыми острыми заболеваниями и имеющие нарушения зрения в средних степенях, составляют большую часть класса – 55%.
Кроме этого в классе учится девочка причисленная к III группе здоровья, в которую входят дети больные хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии, а также дети с физическими недостатками, значительными последствиями травм, не нарушающими, однако, приспособляемости к труду и условиям жизни.
Далее рассмотрим здоровье учащихся II и III групп здоровья подробнее.
II группа здоровья:
Бетниязова Снежанна
Дизанова Надежда
Новикова Виктория
Падуре Александра
У этих детей один диагноз гиперметропия или дальнозоркость.
Худокормов Игорь
Гиперметропия (дальнозоркость) – вид клинической рефракции глаза, при котором параллельные лучи света после преломления их в глазу сходятся в фокус не на сетчатой оболочке, а позади нее. При гиперметропии человек не может хорошо видеть как близко, так и далеко расположенных предметов. Однако большинство дальнозорких людей хорошо видят вдаль, однако существует потребность в пользовании очками для работы на близком расстоянии.
Этим детям советуется постоянно носить очки, режим, зарядка для глаз. Во время экспериментального урока этих детей мы посадили ближе к доске (см. план класса с. ), старались разнообразить виды деятельности, индивидуальные задания были набраны большим и жирным шрифтом.
Громовик Юлия
Громовик Карина
Общий диагноз
инфицированный туберкулез.
Туберкулез – общее инфекционное заболевание, вызываемое микобактериями туберкулеза. Поражаются чаще всего легкие (около 90% случаев), но по мере развития заболевания могут вовлекаться и другие органы.
Следует отметить, что девочки являются лишь носителями данной инфекции, а не болеют данным заболеванием
В ходе урока мы пытались разнообразить их деятельность, а также обратить внимание на правильность и рациональность питания, роль витаминов.
Шегуровайте Анастасия Диагноз – обструкционный бронхит.
Бронхит – воспалительный процесс в бронхах с преимущественным поражением слизистых оболочек. Бронхит часто сочетается с поражением верхних дыхательных путей, а при длительном течении – с поражением легкого. Бронхит является одним из наиболее частых заболеваний системы дыхания.
На педагогических переменках экспериментального урока девочке предлагалось больше двигаться, особенно на свежем воздухе, класс несколько раз проветривался.
Гулвас Дмитрий Слух 5/5.
Слух данного ребенка немного ниже нормы (6/6). В ходе ЭУ некоторые задания объяснялись ребенку индивидуально.
III группа здоровья:
Кулаковская Татьяна Диагноз – дальнозоркий астигматизм правого глаза.
Астигматизм глаза – сочетание в одном глазу разных рефракций или разных степеней рефракции одного вида, в связи с чем лучи, исходящие из любой точки пространства, не дают после преломления их в оптической системе глаза точечного фокусного изображения на сетчатке.
В ходе ЭУ старались разнообразить виды деятельности, избежать переутомления, индивидуальные задания были набраны большим и жирным шрифтом.
В ходе подготовки к экспериментальному исследованию и проведению ЭУ нами была исследована посещаемость уроков, а конкретно, сколько уроков было пропущено учениками в течение года. Эти данные представим в таблице 1.
Таблица 1
Число пропущенных по болезни уроков
-
1 триместр
2 триместр
3 триместр
ВСЕГО за год
Снежанна Бетниязова
–
–
21
21
Валерия Бучная
–
–
–
–
Надежда Дизанова
5
11
22
38
Алина Грицкевич
21
–
27
48
Юлия Громовик
–
–
22
22
Карина Громовик
–
–
33
33
Татьяна Кулаковская
6
–
26
32
Анна Малькова
–
–
–
–
Вика Новикова
–
–
–
–
Александра Падуре
–
–
–
–
Вероника Пекарскайте
27
33
48
108
Ксения Сухофеева
–
–
21
21
Анастасия Шегуровайте
27
–
5
32
Игорь Худокормов
–
–
–
–
Дмитрий Гульвас
–
8
–
8
Дейвид Яцкус
–
–
–
–
Шамиль Муртазалиев
5
–
37
37
Григорий Тиюнас
6
8
27
41
ВСЕГО
97
60
289
446
Из данных таблицы 1 видим, что больше всего болели дети II и III группы здоровья. Кроме того пропущенных уроков в 3 семестре намного больше чем в первых двух, это можно объяснить эпидемией гриппа, которая была именно весной.
Отдельно следует упомянуть о Пекарскайте Веронике она зачислена во II группу здоровья, хотя постоянного какого либо заболевания или отклонения у нее не обнаружено. Из таблицы заболеваемости мы видим, что именно эта девочка чаще всех болеет и пропустила больше всех уроков.
Сравнив данные приложения 1, диаграммы 1 и таблицы 1 можем сделать вывод, что детям II и III группы здоровья следует уделять особое внимание в процесс обучения, так как большинство из них имеют трудности в обучении. Именно для этих детей следует подбирать индивидуальные задания, специальные физ. минутки, как можно больше разнообразить их деятельность, во избежание перегрузок и переутомления.
2. Физическое развитие учащихся и его оценка
По исследованиям в нашей стране и ряде других стран отмечается взаимосвязь между уровнем физического развития школьников, их здоровьем и успеваемость.
Для определения уровне физического развития обязательны измерения роста и массы тела, окружности грудной клетки. Эти показатели принято называть тотальными размерами тела. Длина тела (рост стоя) – наиболее устойчивый показатель, который мало изменяется под влиянием внешних условий, даже болезней. Масса тела, характеризующая суммарную массу тела, развитие костной системы, мышц и жировую клетчатку, значительно колеблется под влиянием внешних условий (питание, болезни и т.д.). Окружность грудной клетки, характеризует вместимость, массивность скелета, постановку ребер, развитие мышц спины и груди, жирового слоя. По размерам грудной клетки можно судить о развитии легких, сердца и крупных кровеносных сосудов.
Опираясь на данные, предоставленные нам фельдшером школы, можем сказать, что почти все учащиеся данного класса не имеют каких-либо особенных физических, функциональных нарушений. Поэтому все учащиеся данного класса, кроме Кулаковской Татьяны (спец. группа) причислены к основной физкультурной группе, т.е. они могут заниматься физкультурой и спортом в полной мере.
Рассмотрев диаграммы развития мы пришли к следующим выводам:
HAN – 18 (100%) человек, то есть все учащиеся данного класса развиваются гармонично, из них 3 (16,7%) ученика – немного выше, 2 (11,1%) – немного ниже.
Отдельно следует отметить, что некоторые ученики в 1-ом классе имели некоторые отклонения. Например: у Татьяны Кулаковской был слишком большой вес, а у Карины и Юлии Громовик, Насти Шегуровайте и Дейвида Яцкуса вес наоборот был меньше необходимого в соответствии с ростом. Однако в течении трех лет обучения в школе эти дети развивались гармонично и теперь их физическое развитие соответствует норме.
(Подробнее см. Приложение 2)
3. План экспериментального урока (ЭУ)
8,00 – 8,05 Подготовка учащихся к уроку.
8,06 – 8,19 Тестирование детей.
8,20 – 8,23 Учащиеся гадают, о чем будет урок.
8,24 – 8,26 Беседа о питании. Переход к теме грибы.
8,27 – 8,29 Физ. минутка. Дети играют в игру «Съедобные и несъедобные грибы».
8,30 – 8,36 Учащиеся рассказывают рассказ подготовленный заранее «Как я нашел гриб».
8,37 – 8,40 Разгадывание загадок по описанию рассмотрение муляжей.
8,41 – 8,45 Игра «Угадай по описанию». Вспоминают, что учили о растениях и животных, к которым из них можно отнести грибы. Выполняют задание №1 стр. 47.
8,46 – 8,54 Беседа. Отвечают на вопросы учителя. Выполнение задания №2 стр. 48.
8,55 – 8,59 Съедобные и несъедобные грибы. Выполнение задания №3 стр. 49.
9,00 –9,10 Тестирование детей.
9,11 – 9,25 Перемена. Дети выходят на улицу, рассматривают изменения природы, играют в игру «Маленький лесовичок». Возвращение в класс.
9,26 –9,27 Переход к заданиям по русскому языку. Спец. задания для детей со слабым зрением.
9,28 – 9,31 Выполнение задания №1. Учащиеся читают задание, находят и подчеркивают подлежащие и сказуемое. Ставят к ним вопросы.
9,32 – 9,35 Выполнение задания №2. Таким же образом.
9,36 – 9,40 Чтение и разбор правила в учебнике.
9,41 – 9,43 Физ. минутка
9,44 – 9,48 Составление предложений по наглядным пособиям. (Работа в командах).
9,49 – 9,55 Запись предложений в тетради. Чтение записанного рассказика о грибах.
9,56 –10,00 Составление схем предложений, их черчение на доске и в тетрадях.
10,01–10,08 Разучивание бел. нар. песню «Грибки».
10,09–10,15 Хоровод и пение новой песни «Грибки».
10,16–10,20 Подведение итогов урока.
10,21-10,30 Тестирование детей.
(Подробный план урока см с. )
4. Учебное учреждение, в котором проводился экспериментальный урок
Экспериментальный урок проводился в 3 «А» классе Бержино средней школе города Шяуляй. Эксперимент выполнялся 8 мая (вторник) 2001 года на 1 – 2 – 3 уроках.
4. 1. Рабочее место учащихся
Мебель школ и других детских учреждений должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям детей. Мебель, предметы оборудования должны быть легко доступны очистке и иметь гладкую поверхность с закругленными ребрами, их конструкция должна исключить возможность травматизма детей в процессе обучения и отдыха. Внешнее оформление мебели должно быть привлекательным. Конструкция мебели должна быть прочной, устойчивой, простой, надежной.
В данном классе перед экспериментальным уроком парты и другая мебель были расположены как показано на плане 1.
План 1
доска
1. Бетниязова С.
стол учителя 2. Бучная В.
3. Худокормов И.
4. Дизанова Н.
18 13 1 14 16 17 5. Грицкевич А.
6. Громовик Ю.
2 3 4 8 7 11 7. Громовик К.
8. Гулвас Д.
9. Яцкус Д.
9 5 10 15 6 12 10. Кулаковская Т.
11. Малкова А.
12. Муртазалиев Ш.
13. Новикова В.
14. Падуре А.
15. Пекарскайте В.
16. Сухофеева К.
17. Шегуровайте А.
шкаф 18. Тиюнас Г.
– раковина; – дверь; – окна.
Учебный процесс связан с большими умственными и физическими нагрузками. Занятие за партой, чертежной доской, стояние за верстаком связаны с определенным, преимущественно статическим положением тела, вызывающим напряжение мышц спины, шеи, живота, верхних и нижних конечностей. В систему управления позой входит ЦНС (соответствующие сегменты спинного мозга) и периферические рецепторы в мышцах; управление позой осуществляется через мышечный аппарат, благодаря тремору - незначительное дрожание мышц. Позы с небольшим наклоном более выгодны с точки зрения статики и биомеханики - меньшее колебание центра тяжести. При больших наклонах в работу вовлекаются дополнительные двигательные единицы, учащается пульс, снижается амплитуда дыхания, возможны нарушения зрения, возникают застойные явления в кровеносном русле ног и малого таза, происходит сдавливание позвоночных дисков.
Поэтому мебель в классах должна соответствовать физическому развитию учащихся, то есть росту учеников. Для удобства правильного и рационального рассаживания школьников во всех школах введена цветная маркировка столов и стульев.
Следует отметить, так как рост учащихся в нашем классе колеблется от 124 см до 143 см, то здесь приемлемы столы и стулья с фиолетовой и желтой маркировкой.
115 – 130 см
130 – 145 см
До проведения экспериментального урока дети в классе были рассажены правильно. (см. план 1 и приложение 1).
При проведении ЭУ мы поменяли традиционное расположение столов и стульев, вынесли лишние столы и стулья, что позволило нам разнообразить деятельность учащихся и применить метод работы в группах. Кроме того ближе к доске посадили учеников имеющих нарушения зрения и слуха.
Расположение мебели во время экспериментального урока изображено ниже на плане 2.
План 2
доска
стол учителя
18 17
2 13 11 16
3 7
12
9 5 1 14 6
4 8
10 15 стол для
наблюдений
шкаф
– раковина; – дверь; – окна;
рабочее место учеников.
(Соответствие номеров фамилиям см. выше план 1).
Таким образом мы постарались разнообразить каждодневное расположение рабочих мест учащихся, избавились от лишней мебели, что позволило учащимся активно двигаться на физ. минутках, а также поводить хоровод в конце урока.
За правильностью посадки наблюдали на протяжении всего ЭУ, в чем активно нам помогала наблюдающая урок учительница.
4. 2. Микроклимат кабинета
Как вы, наверно, уже заметили из планов, данный класс отличается тем, что окна в нем расположены параллельно с двух сторон кабинета. Поэтому класс очень светлый и солнечный, что создает хорошее, веселое и вместе с тем рабочее настроение. Так как нами проводимый ЭУ состоялся в начале мая, то в классе было тепло (температура воздуха около 20 градусов). Во время ЭУ на перемене, когда дети выходили на улицу, класс был проветрен.
В кабинете на подоконниках, и на шкафах расположено много цветов, учащиеся сами за ними присматривают. Кроме того класс украшен работами учеников, всевозможными плакатами по теме урока.
4. 3. Освещение кабинета
Правильный световой климат имеет огромное гигиеническое значение прежде всего для охраны зрения учащихся. Солнечный свет способствует нормальному развитию глаз и формированию его функций, благотворно влияет на физиологические процессы, способствует лучшему росту и развитию детского организма, укрепляет его, повышает сопротивляемость инфекционным и простудным заболеваниям, усиливает образование витамина «Д», улучшает самочувствие, создает положительный эмоциональный тонус.
Как говорилось выше, в данном классе очень большое количество окон, кроме того ЭУ проводился на первом уроке в мае месяце, погода была солнечная и теплая, поэтому было достаточно натурального освещения.
В классе, конечно, возможно и искусственное освещения, для него здесь имеются люминисцентные лампы (здесь их 24, все они в исправности).
4. 4. Санитарное состояния кабинета до ЭУ, во время и после него
Помещение класса ежедневно, по окончании уроков убирается влажным способом. Для этого имеется спец. персонал. Кроме того, дежурные ученики каждый день после уроков сами по возможности убирают класс (собирают бумажки, моют доску, поливаю цветы).
Так как ЭУ проводился на первом уроке, следовательно класс, был убран и проветрен.
В классе имеется раковина, поэтому доска моется по необходимости самими учащимися на перемене (что они делают с удовольствие) или учителем в ходе урока.
5. Содержание и ход экспериментального урока
5. 1. Цели экспериментального урока
Обучающие:
Познакомить учащихся со значением питания. Разнообразием пищевых продуктов.
Познакомить детей с удивительным миром грибов и их ролью в природе. Съедобные и несъедобные грибы.
Изучение однородных членов предложения.
Разучивание белорусской народной песни «Грибки».
Развивающие:
Развивать устную речь детей, ее выразительность; расширять словарный запас. Развивать любознательность, внимание, логическое мышление учащихся.
Воспитывающие:
Воспитывать любовь и внимание ко всему живому и природе вообще.
Другие:
Интегрировать и дифференцировать урок для слабо видящих детей, а также детей II и III группы здоровья.
Выдержать высокий уровень внимания и мыслительной деятельности на протяжении всего ЭУ. Оценить мыслительную деятельность, установить координацию и скорость движений.
5. 2. Основа нетрадиционности экспериментального урока
В данном экспериментальном уроке было интегрировано 4 учебных предмета (чтение, русский язык, мой мир и музыка) и концентр здоровья. Все они были объединены одной темой: Разнообразие питания. Грибы.
Нетрадиционно и время ЭУ, общей сложностью вместе с исследованиями он занял 150 мин. Чисто учебная деятельность заняла 120 мин.
Нетрадиционно расположены и рабочие места учащихся, что позволило провести работу в группах.
В ходе урока большое внимание уделялось распределению деятельности и отдыха, разнообразию деятельности учащихся.
Проводилось тестирование учащихся.
3. Методы исследования экспериментального урока
Оценка мыслительной деятельности:
Раздача корректурных таблиц по В. Я. Анфимову.
Ознакомление с заданием и способом его выполнения.
Каждое задание состоит из двух частей:
простой;
дифференцированной.
Простое задание заключается в просмотре букв построчно с лева на право обводя указанные буквы А , Н .
Дифференцированное задание заключается в просмотре букв, обводе указанных двух и подчеркивании указанной комбинации букв.
А , Н ; АК , НП.
На выполнение каждой из частей затрачивалось по 2 минуты, в конце ставился знак //.
Работа оценивалась подсчитывая число просмотренных знаков и допущенных ошибок за 4 минуты.
Коэффициент продуктивности подсчитывался по формуле:
( a : 10 )
Q = --------------
( a : 10 ) + b
где, Q – коэффициент продуктивности;
a – число просмотренных знаков за 4 минуты;
b – число допущенных ошибок.
В данном ЭУ давались следующие задания:
До ЭУ – А Н / АК НП
Во время ЭУ – Е Л / ЕИ РЛ
После ЭУ – Р П / АР ПЕ
Оценка координации и скорости движений:
Для оценки координации и скорости движений исследуются сознательные движения кисти руки.
На данном квадрате бумаги за 10 секунд учащиеся с помощью фломастера должны были поставить как можно больше точек, причем рука должна находиться на весу, а не лежать на парте.
Число точек подсчитывается и сравнивается со средним результатом. Хороший результат – 15% разница от указанного в таблице среднего данного.
5. 4. Содержание и ход экспериментального урока
(см. ниже План модели экспериментального урока с. )
Результаты исследования и их анализ
6. 1. Исследования экспериментального урока
Перед экспериментальным уроком, во время и после него проводилось исследование учащихся. С помощью корректурных таблиц по В. Я. Анфимову исследовался уровень работоспособности учащихся, проводился подсчет всех знаков, вычислялись скала на 500 знаков и коэффициент продуктивности. (см. Приложение 3).
Также исследовалась скорость движений (обеих рук: правой и левой) учащихся. Среднее число частоты движений учащихся в возрасте 10 лет должно быть
для мальчиков – 56
для девочек – 44
Хорошая скорость движений позволяет отклонение на 15% от указанных чисел.
В классе учатся 3 мальчика, у которых доминирует левая рука. (см. Приложение 4).
Результаты исследований и подсчетов занесены в таблицы 2 – 10 с.
6. 2. Анализ и оценка результатов
Исследования ЭУ показали следующие результаты.
Изменения интенсивности (определяется по количеству всего просмотренных знаков всеми учениками, до ЭУ, во время и после ЭУ) представлены на графике 1.
График 1
Изменение интенсивности. Все учащиеся
Изменения точности (фиксируется изменения скалы ошибок на 500 знаков до ЭУ, во время и после ЭУ) представлены на графике 2.
График 2
Изменение точности. Все учащиеся
Изменение коэффициента продуктивности (фиксируется изменения коэффициента продуктивности подсчитанного по формуле:
( a : 10 )
Q = --------------
( a : 10 ) + b
где, Q – коэффициент продуктивности; a – число просмотренных знаков за 4 минуты; b – число допущенных ошибок.) наглядно представлен на графике 3.
График 3
Изменение продуктивности. Все учащиеся
Изменение моторики (фиксируется изменения процентного отношения среднего числа поставленных точек учащимися правой рукой, т.к. большинство учеников правши).
График 4
Изменение моторики. Все учащиеся
Проанализировав и сопоставив все графики 1, 2, 3, и 4, можем сделать вывод о том, что в первой половине экспериментального урока работоспособность учащихся немного падает, однако при этом следует учесть, что интенсивность и продуктивность немного идет вниз – это плохая тенденция, а точность улучшается (т.е. количество ошибок уменьшается) и моторики – вверх – хорошая тенденция. Данные явления можно объяснить тем, что исследование во время ЭУ проводилось после рабочей части урока, т.е. после выполнения заданий в тетради и перед большой переменой, поэтому дети работали немного медленнее, однако внимательнее.
Рассмотрим особенности изменений происходивших во время ЭУ отдельно у девочек, и у мальчиков.
ДЕВОЧКИ
График 5 График 6
Изменение интенсивности. Девочки Изменение точности. Девочки
График 7 График 8
Изменение продуктивности. Девочки Изменение моторики. Девочки
(правая рука)
Проанализировав данные девочек, видим положительную тенденцию по всем на правлениям исключая моторику (она немного падает во второй половине ЭУ), на протяжении всего экспериментального урока – возрастает интенсивность и точность (т.е. уменьшается количество допускаемых ошибок), коэффициент продуктивности не меняется в первой части урока и возрастает во второй части урока.
МАЛЬЧИКИ
График 9 График 10
Изменение интенсивности. Мальчики Изменение точности. Мальчики
График 11 График 12
Изменение продуктивности. Мальчики Изменение моторики. Мальчики
(левая рука)
Проанализировав данные мальчиков, видим в первой половине ЭУ отрицательную тенденцию по интенсивности и продуктивности и положительную тенденцию по точности и моторике. Во второй половине ЭУ положительная тенденция по всем показателям. Отдельно отметим, что для мальчиков при анализе моторики брали левую руку, так как из 5 мальчиков в данном классе у 3 доминирует левая рука.
Таким образом, сравнив результаты девочек и мальчиков, можно сделать выводы, что работоспособность девочек в данном классе выше, чем мальчиков.
Подробнее рассмотрим результаты исследования Татьяны Кулаковской, относящейся к III группе здоровья.
Татьяна Кулаковская
График 13 График 14
Изменение интенсивности Изменение точности
График 15 График 16
Изменение продуктивности Изменение моторики
(правая рука)
Как видим из графиков 13, 14, 15 и 16 у этой девочки наблюдается положительная тенденция по всем параметрам.
Из этого можем сделать вывод, что наш урок достиг поставленных целей и удался, если ребенок с повышенной группой риска, быстро устающий, с нарушенным зрением в течении всего экспериментального урока не только не устал, но и повысил свои результаты. Следовательно нам удалось дифференцировать ЭУ для детей со спец. потребностями.
7. Выводы и рекомендации
Выполнив данную работу мы пришли к следующим выводам. Такие уроки полезны и необходимы как в педагогическом, так и в гигиеническом аспекте.
1. С педагогической стороны экспериментальный урок помог
организовать работу в группах,
реализовать индивидуальный подход к учащимся,
интегрировать множество концентров, сплоченных единой темой.
2. Кроме этого ЭУ понравился как учащимся, своим разнообразием, занимательностью и нетрадиционностью, так и учителю, который постоянно работает в этом классе.
3. С гигиенической стороны исследования проведенные перед ЭУ, во время и после ЭУ показали отличные результаты и положительные тенденции в поддержании работоспособности учащихся, на протяжении столь длительного времени.
Считаю, что такие уроки необходимы как учителям, так и учащимся. Учителя могут лучше узнать своих учеников, выяснить их потребности и применить индивидуальный подход, особенно к учащимся, имеющим нарушения физического развития или трудности со здоровьем. Таким образом учителя могут повысить работоспособность учащихся, и тем самым успеваемость, так как эффективность воспитания и обучения детей зависит в первую очередь от состояния их здоровья.
8. ЛИТЕРАТУРА
Andriulis E., Grinienė E., Černiauskienė M. Moksleivio fiziologija ir higiena. Vilnius, 1994.
Grinienė E., Lindišienė D., Maračinskienė E., Vaitkevičius J. Mokymosi įtaka vaiko ir paauglio organizmui. Kaunas, 1990
Grinienė E., Vaitkevičius V. Mokyklinės higienos laboratoriniai darbai. Šiauliai, 1993.
Lietuvos bendrojo lavinimo mokyklos bendrosios programos. Projektai. Vilnius, 1994.
Tutkuvienė J. Vaikų augimo ir brendimo vertinimas. Vilnius, 1995.
Белецкая В. И., Громова З. П., Егорова Т. И. Школьная гигиена. Москва, 1983.
Волина В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург, 1997.
Волина В., Маклаков К. Естествознание. Учимся играя. Екатеринбург, 1998.
Малая медицинская энциклопедия. / Ответственный редактор В. Х. Василенко. Москва, 1966. Том 1, 3, 9.
Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков. / Под ред. В. Н. Кардашенко. Москва, 1983.