Экзаменационные билеты по предмету Психология и педагогика за осенний семестр 2000 года

Экзаменационный билет по предмету

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Билет № 1

      Психологическая характеристика индивидуальности.

      Основные признаки волевого поведения личности.

      Психологическая характеристика лидера группы.

      Характеристика принципа доступности обучения.

      Одобрение как метод стимулирования.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Билет № 2

    1. Сознание как интегрирующая форма психики.

      Сущность понятия "воображение".

      Специальные интересы как фактор развития способностей человека.

      Положительные и отрицательные стороны классно-урочной системы.

      Особенности деятельной любви родителей.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Билет № 3

    1. Общая характеристика лонгитюдного метода.

      Основные психические познавательные процессы и их значение в профессиональной деятельности специалиста.

      Наблюдение и изучение опыта как методы педагогических исследований.

      Характеристика принципа систематичности и последовательности обучения.

      Методы стимулирования.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Билет № 4

    1. Общая характеристика когнитивной психологии.

      Сущность темперамента.

      Развитие педагогики в средневековье.

      Лекция как метод восприятия-усвоения.

      Метод поручений и его практическое значение.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Билет № 5

    1. Деятельность и ее психологическая сущность.

      Значение внимания для практической деятельности.

      Предмет педагогики как науки.

      Основные методы обучения и их практическое значение.

      Правила управления ученическим коллективом.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Билет № 6

    1. Психологическая сущность направленности личности.

      Отличие произвольного запоминания от непроизвольного.

      Сущность понятия "невербальная коммуникация".

      Роль и место опорного конспекта в обучении.

      Гармония: характеристика и конкретный пример.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Билет № 7

    1. Отрасли психологии и принцип развития.

      Основные свойства темперамента.

      Французские просветители о воспитании.

      Классификация методов обучения по основным этапам познавательного процесса.

      Характеристика метода поощрения.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Билет № 8

    1. Основные задачи психологии.

      Два вида воображения по степени активности.

      Сущность характера.

      Характеристика трудового воспитания.

      Методы формирования сознания личности.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Билет № 9

    1. Методы обработки данных в психологии.

      Определение понятия "воля".

      Характеристика монологической и диалогической речи.

      Учебная дискуссия и лабораторный эксперимент как методы обучения.

      Условия эффективности метода соревнования.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Билет № 10

    1. Психологические методы коррекции.

      Особенности предметно-действенного мышления.

      Специфика общения родителей и детей.

      Три этапа подготовки к уроку.

      Конформизм: характеристика и конкретный пример.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Билет № 11

    1. Психологическая наука и ее значение для жизнедеятельности.

      Формы эмоционального состояния.

      Сущность педагогической категории "обучение".

      Характеристика принципа связи теории с практикой.

      Принцип гуманизации и гуманитаризации в современной школе.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Билет № 12

    1. Эмпирические методы психологических исследований.

      Структура исполнительного этапа волевого действия.

      Отличие группы от коллектива.

      Урок как ключевой компонент классно-урочной системы.

      Политехническое образование и его значение.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Билет № 13

    1. Развитие науки психологии с XVII века.

      Отличие абстрагирования от обобщения.

      Сущность понятия "способности".

      Характеристика умственного воспитания.

      Упражнение как метод организации деятельности.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Билет № 14

    1. Психология как наука в античные времена.

      Основные компоненты формирования образа "Я".

      Интерактивная сторона общения и ее краткая характеристика.

      Методы обучения на визуальной и звуковоспроизводящей основе.

      Внутрисемейная любовь и ее роль в воспитании ребенка.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Билет № 15

    1. Сущность педагогической психологии и ее основные разделы.

      Характеристика наглядно-образного мышления.

      Критерии образованности.

      Игровая ситуация как метод усвоения-воспроизведения.

      Соревнование как метод стимулирования.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Билет № 16

    1. Общая характеристика метода эксперимента.

      Два вида внимания и их характеристика.

      Характеристика коммуникативной стороны общения.

      Зачетно - экзаменационный метод.

      Основные модели внутриколлективных отношений.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Билет № 17

    1. Потребности человека и их значение.

      Основные виды памяти.

      Сущность понятия "вербальная коммуникация".

      Демонстрация как метод усвоения-воспроизведения.

      Нонконформизм: характеристика и конкретный пример.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Билет № 18

    1. Общая психология и ее основная задача.

      Сущность эмоции и ее краткая характеристика.

      Референтная группа и ее характеристика.

      А.С. Макаренко и его система воспитания.

      Основные сферы семейной жизни.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Билет № 19

    1. Общая характеристика сравнительного метода в психологии.

      Сущность мышления.

      "Формирование" как категория педагогики.

      Диагностика и прогнозирование как этапы подготовки урока.

      Роль семьи в воспитании.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Билет № 20

    1. Общая характеристика гуманистической психологии.

      Основные процессы памяти и их краткая характеристика.

      Сущность образования.

      Составные части воспитания.

      Условия эффективности метода упражнения.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Билет № 21

    1. Состав ЦНС.

      Значение аффекта и фрустрации в профессиональной деятельности.

      "Развитие" как категория педагогики.

      Сущность взаимообучения.

      Сущность коллективной организации воспитания.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Билет № 22

    1. Классификация потребностей и их характеристика.

      Основные свойства восприятия.

      Сущность и стороны общения.

      Упражнение как метод обучения.

      Личный пример как метод формирования сознания.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Билет № 23

    1. Вклад отечественных ученых в развитие психологической науки.

      Сущность внимания и его основные свойства.

      Взаимосвязь темперамента и характера.

      Воспитательные требования к уроку.

      Общая характеристика коллектива.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Билет № 24

    1. Мотив и его сущность.

      Гиппократ как создатель учения о темпераменте.

      Общая характеристика психологического воздействия в процессе общения.

      Проектирование как заключительная стадия подготовки урока.

      Содержание сферы долга.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Билет № 25

    1. Структура и функции мозга как основного органа психической деятельности.

      Характеристика первой ступени в развитии волевого действия.

      Тестирование и анкетирование как современные методы педагогического исследования.

      В.А. Сухомлинский и его исследование проблем молодежи.

      Приучение как метод организации деятельности.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Билет № 26

    1. Структура и функции нервной клетки.

      Сущность памяти.

      Психологическая характеристика флегматика.

      Рассказ как метод восприятия - усвоения.

      Демократические идеи И.Г. Песталоцци.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Билет № 27

    1. Общая характеристика гештальтпсихологии.

      Характеристика двух видов рассеянности.

      Педагогический эксперимент как современный метод исследования.

      Характеристика физического воспитания.

      Наказание как метод воспитания.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Билет № 28

    1. Основные методы исследования в психологии.

      Основные свойства ощущений.

      Талант как высшая ступень развития способностей.

      Иллюстрация как метод усвоения-воспроизведения.

      Характеристика метода наказания.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Билет № 29

    1. Сущность понятия психики человека.

      Психологическая сущность самооценки.

      Сущность понятия "воспитание".

      Основные формы организации обучения.

      Политехнизм как важнейший научный принцип средней школы.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Билет № 30

    1. Соотношение биологического и социального в структуре личности.

      Характеристика высшей формы мышления.

      Зависимость характера от физиологических особенностей человека.

      Основные требования к современному уроку.

      Этическая беседа и условия ее эффективности для формирования сознания.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Билет № 31

    1. Сущность понятия индивида.

      Характеристика словесно-логического мышления.

      Классификация образования.

      Главная цель образовательной школы.

      Условия эффективности метода наказания.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Билет № 32

    1. Организационные методы психологического исследования.

      Индивидуальные особенности функционирования памяти.

      Отличие способностей от задатков.

      Сущность понятия "структура урока".

      Методы организации деятельности.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Билет № 33

    1. Убеждения и их психологическая характеристика.

      Характеристика основных мыслительных операций.

      Формирование черт характера.

      Характеристика нестандартного урока.

      Семейное самоуправление и его значение в процессе воспитания.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Билет № 34

    1. Сущность цели деятельности.

      Характеристика видов памяти по активности.

      Психологическая характеристика сангвиника.

      Характеристика принципа прочности обучения.

      Рассказ и разъяснение как метод формирования сознания.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Билет № 35

    1. Сущность категории "бессознательное" и ее рассмотрение в психологической науке.

      Высшие чувства и их краткая характеристика.

      Вклад Я. Каменского в педагогическую науку.

      К.Д. Ушинский и его вклад в педагогику.

      Нравственно-психологические качества современного руководителя.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

TYPE=RANDOM FORMAT=PAGE>3


примерный перечень экзаменационных вопросов

психология и педагогика

    Психологическая наука. Ее задачи и цели.

    Эмпирические методы психологических исследований.

    Лонгитюдный и сравнительный методы психологического исследования.

    Значение метода эксперимента.

    Отличие теста от анкетирования.

    История развития психологической науки.

    Рефлекторная природа психики по И.М. Сеченову.

    Различные психологические течения и их характеристика.

    Отечественные ученые и их роль в развитии психологии.

    Различные отрасли современной психологии.

    Общая психология как наука.

    Разделы педагогической психологии.

    Роль сознания в психике человека.

    Строение и функции мозга.

    Строение и функции ЦНС.

    Психологическая сущность деятельности.

    Деятельность человека в зависимости от его потребностей.

    Мотивационная деятельность.

    Категория бессознательного в психологической науке.

    Индивид и личность.

    Подсистемы бытия личности.

    Индивидуальность и ее зависимость от психики.

    Самооценка и образ "Я".

    Направленность личности.

    Профессиональная деятельность и основные психические процессы.

    Внимание: виды внимания.

    Основные свойства внимания в практической деятельности.

    Понятие рассеянности, виды рассеянности.

    Характеристика ощущений, типы ощущений.

    Восприятия и его свойства.

    Апперцепция.

    Виды памяти.

    Характеристика видов памяти.

    Зависимость функционирования памяти от индивидуальности.

    Основные процессы памяти.

    Мышление и его высшая форма.

    Основные мыслительные операции.

    Отличие наглядно-образной памяти от словесно-логической.

    Сущность понятия воображение.

    Виды воображения.

    Основные критерии волевого поведения личности.

    Различные этапы в развитии волевого действия.

    Чувства и способы их проявления.

    Характеристика высших чувств.

    Отрицательные последствия аффекта и фрустрации.

    Темперамент, его свойства.

    Психологическая характеристика различных типов темперамента.

    Характер и его основные черты.

    Условия формирования характера и его зависимость от физических особенностей человека.

    Характер и темперамент, их взаимосвязь.

    Способности и задатки.

    Сущность понятия «талант».

    Различные аспекты общения.

    Коммуникативная сторона общения.

    Речь и характеристика ее видов.

    Вербальная и невербальная коммуникации.

    Перцептивная сторона общения.

    Специфика общения родителей и детей.

    Группа и коллектив.

    Личность и коллектив.

    Референтная группа и лидер.

    Педагогика как наука.

    Воспитание и обучение.

    Сущность образования и критерии образованности.

    Формирование и развитие как основные категории педагогики.

    Методы педагогического исследования.

    Эксперимент как метод педагогического исследования.

    Тест и анкета.

    История педагогики (античность, средневековье).

    Вклад отечественных педагогов в развитие педагогической науки.

    А.С. Макаренко и его система воспитания.

    В.А. Сухомлинский и его исследования проблем молодежи.

    Принципы дидактики (сознательность, активность, наглядность и др.).

    Методы обучения.

    Характеристика методов обучения (рассказ, беседа).

    Демонстрация и иллюстрация как методы усвоения и воспроизведения.

    Игровая ситуация и учебная дискуссия.

    Взаимообучение и опорный конспект.

    Положительные и отрицательные стороны классно-урочной системы.

    Основные требования к современному уроку.

    Структура урока и нестандартный урок.

    Этапы подготовки к уроку.

    Воспитание.

    Составные части воспитания.

    Характеристика составных частей воспитания.

    Физическое воспитание и развитие личности.

    Трудовое воспитание и формирование личностных качеств человека.

    Политехническое образование, его значение в практической деятельности.

    Характеристика зачетно - экзаменационного метода.

    Метод художественного и эстетического развития личности.

    Характеристика нравственного воспитания.

    Значение эстетического воспитания для развития личности.

    Методы воспитания и их сущность.

    Сознание личности и методы его формирования.

    Значение разъяснения и этической беседы в воспитании человека.

    Положительные стороны диспута.

    Значение личного примера в формировании личности.

    Характеристика методов организации деятельности.

    Метод управления и условия его эффективности.

    Поручение и приучение как методы организации деятельности.

    Характеристика методов стимулирования.

    Наказание и поощрение.

    Организация соревнования как метод стимулирования.

    Условия эффективности наказания.

    Коллектив и организация воспитания.

    Отношения внутри коллектива.

    Характер гармоничных отношений - пример.

    Характер конформизма - пример.

    Нонконформизм.

    Семья в процессе воспитания человека

    Основные сферы семейной жизни.

    Долг и развитие личности в семье.

    Интерес как элемент воспитания.

    Родительская любовь.

    Специфика внутрисемейных отношений.

    Деятельная любовь родителей.

    Общая формула всестороннего развития современного человека.

    Современный руководитель и нравственные качества.

    Принципы гуманизации в современной школе.

    Принципы гуманитаризации в современной школе.