Учебно-воспитательная деятельность учителя. Личностные качества учителя (Доклад)

ДОКЛАД: УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ.ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ.

1.Краткая характеристика деятельности учителя.

Есть много профессий на Земле.Среди них профессия учителя не совсем обычная.Учителя заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение.Они, так сказать, работают с "живым материалом", порча которого приравнивается почти к катастрофе, так как упущены те года, которые были направлены на обучение.

Профессия учителя требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям.Только каждый день с радостью отдавая себя детям, можно приблизить их к науке, приохотить к труду, заложить незыблемые нравственные основы.

Деятельность учителя - это всякий раз втрожение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека.Надо всегда помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души.Никакими учебниками нельзя заменить содружество педагога с детьми.

Учителя называют инженером человеческих душ, архитектором характера, врачом болезней роста, тренером интеллекта и памяти...Этот список можно продолжить.И все это - чистая правда.Только, в отличие от других профессий, учителю не дано сразу насладиться плодами своего труда.От посева до жатвы у него проходит немало лет.

Свое вдохновение учитель черпает из сознания своего долга перед настоящим и будущим.Его творчество питают животворные идеи реформы школы.Перед его глазами великие имена:К.Д.Ушинский, Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и мн.др.

2.Совместимость учебной и воспитательной деятельности учителя.

В учебно-воспитательном процессе одним из самых главных и сложных моментов является их пропорциональность, т.е. соотношение.По этому поводу хорошо сказал Сухомлинский:

"Уже в первые годы педагогической работы мне стало ясно, что подлинная школа - это не только место, где дети приобретают знания и умения.Учение - очень важная, но не единственная сфера духовной жизни ребенка.Чем ближе я присматривался к тому, что мы все привыкли называть учебно-воспитательным процессом, тем больше убеждался, что подлинная школа - это многогранная духовная жизнь детского коллектива, в котором воспитатель и воспитанник объединены множеством интересов и увлечений.Человек, который встречается с учениками только на уроке, - по одну сторону учительского стола, а по другую учащиеся, - не знает детской души, а кто не знает ребенка, тот не может быть воспитателем.Для такого человека за семью печатями закрыты мысли, чувства и стремления детей."

И далее:"С болью видишь, как даже у знающих свой предмет учителей воспитание иногда превращается в ожесточенную войну только потому, что никакие духовные нити не связывают педагога и учеников, и душа ребенка - застегнутая на все пуговицы рубашка.Главная причина уродливых, недопустимых отношений между наставником и питомцем, имеющих место в отдельных школах, - это взаимное недоверие и подозрительность: иногда учитель не чувствует сокровенных движений детской души, не переживает детских радостей и горестей, не стремится мысленно поставить себя на место ребенка.

Выдающийся польский педагог Януш Корчак в одном из писем напоминает о необходимости возвыситься к духовному миру ребенка, а не снисходить к нему.Это очень тонкая мысль, в сущность которой нам, педагогам, надо глубоко вникнуть".

Таким образом, чтобы быть хорошим педагогом, нужно, чтобы дети тебя воспринимали не только в качестве учителя, но и как товарища и даже друга!Учитель, добившийся этого, может по праву считаться мастером своего дела.

Здесь я хотел бы привести пример из личного опыта.Я хочу рассказать про преподавателя, прекрасно совместившего учебную и воспитательную часть работы.

Эта преподаватель работает в нашем <Саратовском.- примеч.авт.> Пединституте на кафедре русского языка и литературы дефектологического факультета.Она у нас вела русский язык на вечерних подготовительных курсах.Так как нас готовили к вступительным экзаменам, то в ее задачу входила выработка у нас грамотной речи, а не только грамотного письма, чтобы мы не опозорились перед экзаменаторами.Она сумела организовать эту работу так, что мы даже и не догадались, на что она была направлена.После написания диктанта (а это было на каждом занятии), мы ждали, пока она их проверит.И во время проверки она нам говорила каждый раз:"Расскажите мне что-нибудь, что у Вас там в школе сегодна интересного".И мы ей действительно рассказывали, причем не только интересное, но и различные ситуации и положения, в которые попадали и в которых нужен был совет друга.И она нам давала такой совет, совет не учителя, не вузовского "препода", а ТОВАРИЩА!Мы рассказывали ей не только потому, что она нас об этом просила, а потому, что мы ей доверяли как самому близкому человеку.

Я считаю, что достигнуть этого, чего достиг этот человек, далеко не каждому удается.И я изо всех сил буду стремиться к этому.

3.Заключение.

Итак, подведем итоги сказанному.Наши педагогические взгляды и убеждения:

1.Каждый педагог не только преподаватель, но и воспитатель.Благодаря духовной общности учителя и коллектива подростков процесс обучения не сводится к передаче знаний, а выливается в многогранные отношения.

2.Каждый из нас должен осуществить индивидуальное влияние на конкретного воспитанника, чем-то заинтерисовать, увлечь, вдохновить подростка, пробудить в нем неповторимую личность.

3.Чем труднее даются человеку азы основ наук на уроках, тем важнее, чтобы его интеллектуальная жизнь не ограничивалась азами.