Психологический анализ урока английского языка

Сахалинский Государственный Университет

Кафедра психологии

Психологический анализ урока

Ярославкина Е. В.

Меркулов М. Ю.

511

01.03.04


Руководитель:

Выполнил:

Группа:

Дата:

Оценка:

Южно-Сахалинск

2004г.

Дата: 11.03.04

Урок: английский язык

№ урока по расписанию: 5

Класс: 10б (I подгруппа), Лицей №1

Учитель: Новикова Ольга Николаевна

Тип урока: урок на закрепление

Тема: Права человека

Время

Основные этапы урока

Действия учителя по организации деятельности

Содержание учебного материала

12:20

Организационный момент

Sit down please. Now I’ll talk about your tests

Сообщаются результаты контрольной работы

12:21

Работа над ошибками

Вызов учеников к доске, комментарии, вопросы к классу

Перевод на английский предложений, аналогичных тем, что были в контрольной работе

12:30

Опрос (перевод статей)

Комментарии

Чтение и перевод статей на тему «права человека»

12:35

Запись домашнего задания

Open your diaries and write your homework

Написать «Конвенцию Лицея №2», подготовиться к самостоятельной работе

12:36

Опрос (аналогичные формы)

Комментарии

Перевод аналогичных форм (типа tomorrow – next day)

12:45

Перевод предложений

Комментарии, выделение слов

Предложения с использованием различных времен.

12:55

Индивидуальное задание

Индивидуальное задание и проверка

Предложения типа «Я хотел бы …»

Выводы:

1. Внимание

Учительница прежде всего привлекала внимание учеников постоянным опросом класса и комментариями, выделением главных участков фраз. Предпочтение отдавалось произвольному и послепроизвольному вниманию.

Ученики, в основном, внимательно следили за ходом урока (смотрели на учителя на доску, вовремя давали ответы, понимая суть вопроса).

2. Восприятие

Урок опирался, в основном, на слуховое восприятие: постоянно звучала речь учительницы на английском (вопросы к ученикам, фразы, направляющие ход урока), учеников (ответы, переводы статей). Иногда использовалась ориентировка на зрительное восприятие: записи на доске, текст в учебнике. Для лучшей организации восприятия учительница всегда четко и громко проговаривала текст, обращала внимание учеников на ключевые моменты в составлении английских фраз, правила. Иногда, если ученики не могли перевести фразу, им давался перевод на русском языке.

3. Память

Урок был ориентирован в большей степени на словесно-логический, произвольный, механический, логический типы памяти. Также были включена непроизвольная память.

Для организации эффективного запоминания правил, было использовано множество примеров – вопросов ученикам, дано много комментариев к ним.

4. Мышление

Учитель обращал внимание учеников на те участки фраз для перевода, которые непосредственно относились к недавно пройденной теме и которые лежали в основе составления фраз. Также, ученики, находясь у доски объясняли, почему они перевели опорный фрагмент так или иначе.

Что касается мыслительных операций, в основном они касались применения уже выученных правил к конкретным предложениям, то есть анализ фразы, сравнение структуры данной фразы с уже известной и синтез – перевод.

Элементы проблемы учительница на этом уроке не использовала

5. Время

Время было использовано довольно эффективно, учительница успела провести все этапы, которые планировала.

Схема психологического анализа урока

п

в

м

Характер материала

Организация деятельности

п

в

м

+

+

1. Новизна

1. Постановка цели и задач

+

+

2. Связь с потребностями, интересами

2. Знания, требующие высокой активности (следить за ответом, исправить ошибки)

+

+

+

+

+

3. Эмоциональность

3. Задания и приемы переключения активности (логические мостики, называние нового этапа, разрядка, запись на доске)

+

+

+

+

4. Жизненность конкретных примеров

4. Выделение смысловых опорных пунктов (составление плана, схемы, диаграммы, таблицы)

+

+

+

+

+

5. Опора на различные модальности (зрение, слух, движение). Наглядность

5. Включение материала в разнообразные связи

+

+

+

6. Структурная организация и смысловая группировка

6. Использование разных приемов работы с материалом и способов его подачи

+

+

+

+

7. Объем материала

+

8. Доступность

Схема класса

+ + + + - +

Глеба

Антон

+ + +

Васильева

Дарья

+ + + +

Красовских

Михаил

+ + +

Лапшова

Алина

- + 0 + + + +

Калинченко Василий

+ + +

Ким

Евгений

+ 0 0 - + +

Хван

Николай

+

Ким

Ольга

+ + - +

Тен

Альбина

0 + + +

Ген

Вадим

Вв(+)

27

Вв(-)

4

Вв

4

Ов

35

Внв(+)

6

Внв(-)

0

Внв

0

Онв

6

В(+)

33

В(-)

4

В

4

Во

41

ИВв(+)

0.6585

ИВв(-)

0.0975

ИВв

0.0975

Ив

0.8536

ИВнв(+)

0.1463

ИВнв(-)

0

ИВнв

0

Инв

0.1463

И(+)

0.8048

И(-)

0.0975

И

0.0975

Иво

4.1

Выводы:

На уроке явно преобладает положительное вербальное внимание. Внимательность учителя ко всем ученикам одинакова за исключением повышенной к Глеба Антону и Хвану Николаю (скорее всего из-за их среднего уровня подготовки) и Калинченко Василию (из – за чрезмерной отвлекаемости). Чаще всего учитель, проявляя внимание, задает ученику вопрос. Возможно, Глеба Антон часто опрашивается и из-за того, что сидит на первой парте.