Профессиональное мастерство социального педагога

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.Р. ДЕРЖАВИНА

ЗАЧЁТНОЕ ЗАДАНИЕ

по основам профессионального мастерства

НА ТЕМУ:

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Студентки факультета социологии и социальной работы 51 группы

Яркиной И.В.

Преподаватель:

Хумарова Г.А.

ТАМБОВ 2001

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические основы профессионального мастерства и деятельности социального педагога

2

§ 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

2

§ 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ УМЕНИЯ, ЗНАНИЯ, НАВЫКИ, СПОСОБНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

4

§ 3. АКТУАЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

7

§ 4. МЕТОДЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

9

§ 5. КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА, ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ

10

ГЛАВА 2. Практическая социально-педагогическая деятельность в России и за рубежом

11

§ 1. ГРУППОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В США

11

§ 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЁЙ В РАЗЛИЧНЫХ ЦЕНТРАХ

12

ЛИТЕРАТУРА

17

ГЛАВА 1. Теоретические основы профессионального мастерства и деятельности социального педагога

§ 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В современных условиях в работе различных социальных структур определились основные направления социальной рабо­ты, которой занимается и социальный педагог. Это:

=> оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия и льготы, помощь в быту);

=» организация социальной заботы (работа с людьми, подбор со­трудников, проверка, пропаганда лучшего опыта);

=» влияние на человека.

Процесс влияния на человека— это процесс педагогического и психологического воздействия. Этим занимается социальный ра­ботник, социальный педагог.

Процесс влияния на человека— это процесс педагогического и психологического воздействия. Этим занимается социальный ра­ботник, социальный педагог.

Социальному педагогу необходимо осознать, что такое социальное воспитание, педагогика семьи, личность ребен­ка, какие существуют методы общения и воздействия на ребенка, особенности работы с трудными подростками.

Попытаемся выделить, что же является главным в работе со­циального педагога, чем она отличается от работы педагога шко­лы, педагога — предметника и даже классного руководителя или воспитателя школы-интерната или группы продленного дня.

Учителю чаще всего приходится работать с классом или груп­пой, и в основном, его методы направлены на работу с коллекти­вом. Социальный педагог работает с отдельной личностью, с от­дельным ребенком, подростком, а если с группой, то небольшой, если с семьей, то и здесь с каждым в отдельности.

В чем основное назначение социального педагога? Это соци­альная защита ребенка, подростка, оказание ему социальной или медицинской помощи, умение организовать его обучение, его реа­билитацию и адаптацию.

Для решения этих задач социальный педагог изучает ребенка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления. В этом одна из главнейших задач социального педагога. Под­держать ребенка в трудную минуту — дело не легкое. Как же по­мочь ребенку в беде? Как должен вести себя в такой ситуации со­циальный педагог?

Поддержать духовно, научить свыкнуться с бедой, искать вы­ход, найти путь и принять решение, вселить веру в ребенка, убе­дить его, что все в его жизни можно изменить к лучшему.

Педагог связывается со специалистами, со службами социаль­ной защиты, которые способны помочь ребенку. Для этого необхо­димо, чтобы он был профессионально подготовлен, достаточно образован для ведения воспитательной и учебной работы. Сегодня это называется педагогическим мастерством.

Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и умений. Каждый учитель — это личность. Мы говорим о формировании личности воспитанника и забываем об учителе. Личность педагога, ее влия­ние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогичес­кая техника. Л.Н. Толстой писал: «Если учитель имеет только лю­бовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет толь­ко любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учите­ля, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».

В существующем уставе школы определены профессиональ­ные обязанности учителя. Его труд интеллектуальный, требующий психологических, духовных, умственных и физических сил.

Педагог должен знать свои способности, чем он может дос­тичь успеха и знать свои недостатки. Один педагог владеет даром красноречья, другой умеет разжечь энергию ребят, быть любозна­тельным и увлеченным. Влияние педагога на ребенка зависит от его личных качеств.

Интересный анализ провели ленинградские ученые супруги Т.И. и И.Ф. Гончаровы среди выпускников школы с целью выяс­нить их личное мнение о том, что является первостепенным для хорошего учителя. Одни называли «широту ума», другие «светлый ум», «неповторимый оригинальный ум», «умудренный жизненный опыт» и т.д. Называли, в основном качества, данные учителю при­родой, то есть то, что должно быть исходными данными учительс­кого мастерства.

Представить труд социального педагога без рассмотрения воп­роса его профессионального педагогического мастерства и педаго­гической техники невозможно. Но так как диапазон его деятельно­сти достаточно широк, чтобы создать общее представление, рас­смотрим несколько вопросов.

Социальный педагог должен владеть профессиональными знаниями: знать педагогику и психологию, физиологию развития ребенка и методику воспитательной работы. Эти знания помогут педагогу изучить ребенка, проанализировать его поведение. Изучая ребенка, следует обратить внимание в первую очередь, на круг его об­щения будет ли он совместим в группе, куда его определяют. Соци­альный педагог должен уметь организовать, деятельность и сотруд­ничество детей.

Существует еще понятие — педагогическая технология, ко­торой также должен владеть социальный педагог. Это значит вла­деть приемами, умениями и навыками влиять на воспитанников.

Это умение владеть некоторыми приемами артистизма, речью, дыханием, ритмом и постановкой голоса, мимикой и жестами, на­ходить в беседе тот тон и язык, который даст возможность гово­рить с нищими и алкоголиками, наркоманами и проститутками или с попавшим в беду ребенком. И не просто говорить, а убедить, по­влиять.

Вот так писал о мастерстве педагога А.С. Макаренко:

«Я добивался освоения мастерства: сначала даже не верш, да есть ли такое мастерство, или нужно говорить о так называемом педагогическом таланте. Но разве можем мы положиться на слу­чайное распределение талантов? Сколько у нас таких особенно та­лантливых воспитателей? И почему должен страдать ребенок по­павший к неталантливому воспитателю можем ли мы строить вос­питание советского детства и юношества в расчете на талант? Нет. Нужно говорить только о мастерстве, то есть о действитель­ном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении».

§ 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ УМЕНИЯ, ЗНАНИЯ, НАВЫКИ, СПОСОБНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Что приводит начинающего педагога к мастерству? Педагогическая техника, выработанные навыки. Это значит: умение понять воспитанника, а это знание психологии общения, отношений, педагогической психологии; речевые умения: знать особенности языка, знать, как воспринимается твоя речь, как раз­вивается речь и речевой аппарат человека, знать об особенностях громкости и скорости речи; умение выразить свое отношение к по­ступку, к делу, к человеку, свое эмоциональное отношение (мими­кой); и в то же время владение навыками самоконтроля, самоана­лиза, самонаблюдения, уметь сдерживать себя.

Для всех этих умений необходимы знания психологии лично­сти и психологии общения.

Практика показала, что никакие опросники и никакое анкети­рование не заменят общения учителя и ученика, воспитателя и вос­питанника. Чаще в этом процессе преобладает информационное общение со стороны учителя. При таком давлении учителя теряет­ся общение, часто возникает непонимание. Школьный педагог не учитывает свое психологическое влияние на ученика, а это следует делать. Педагог должен уметь подобрать «ключик» к каждому ре­бенку. Застенчивый он или озорной, ленивый или безразличный. Он должен помнить, что одно оброненное слово педагога играет огромную роль в жизни ребенка, которое он помнит всю жизнь.

Ученые сформулировали требования к процессу общения пе­дагога и ученика. Это:

— доверительность;

— умение слушать ребенка;

— взаимопонимание как основа;

— деловой контакт;

— способность перейти от воздействия к взаимодействию.

Важным во всем этом процессе является творчество учителя в общении. Одно и то же задание ребенку, одну и ту же беседу пе­дагог может дать или провести в разной тональности, с разным на­строением. Учитывая важность педагогического общения, отече­ственные ученые разработали «Заповеди педагогу, входящему в класс».

/. Думайте о своих отношениях с детьми, выстраивайте их.

2. При организации педагогического общения исходите не только из педагогических целей и задач, не исключайте интересы ребенка.

3. Свою речь акцентуируйте на конкретного ребенка или группу ребят.

4. Не ограничивайтесь только собственной информацией, необхо­димо и организовать отношения, изучить ребенка, оказывать и определенное воздействие.

5. Не стройте отношения «сверху вниз». Помните, что даже ма­лыш стремится к самостоятельности во взаимоотношениях. И что ваш статус определяется по словам А.С. Макаренко «прекрас­ной личностью».

6. Постарайтесь понять психологическую атмосферу в детском коллективе, что поможет в общении с ребенком.

7. Умейте слушать детей.

8. Стремитесь ощущать их настроение в процессе общения с вами.

9. Не забывайте, что у детей могут быть конфликты и что вы можете спровоцировать их своей педагогической несостоятель­ностью.

10. Убеждая ребенка в его ошибках старайтесь быть тактичным.

11. Чтобы избежать «тупиковых» односложных ответов, вопрос начинайте с «почему?», «как?», «для чего?».

12. Будьте инициативны в общении.

13. Обращайте внимание в общении на особенности девочек. Они более эмоциональны, более ранимы..

14. Избегайте штампов в манере вести себя с детьми (точно по плану).

15. Преодолевайте отрицательное отношение к некоторым ребятам-

16. Только критика, без конструктивного начала, бесполезна.

17. Чаще улыбайтесь детям.

18. Старайтесь, чтобы чаще звучали одобрения, похвала, поощрения.

19. Дети должны знать, как вы к ним относитесь. Ваша оценка его поведения определяет его отношение к вам.

20. Запоминайте ваше отношение с каждым ребенком. Ваше из­менение отношения повлечет негативное поведение ребенка.

21. К каждой беседе следует готовиться, разрабатывайте стра­тегию разговора.

22. Помните, что дети растут и первоначальное поведение сме­няется новым.

23. Возможны барьеры, возникшие между учителем и классом, вос­питателем и группой. Здесь следует учитывать социально-психоло­гическую обстановку в группе, отношения в классе, между ребятами-

Социальному педагогу следует обратить внимание на куль­туру и технику речи. По С.И. Ожегову, культура речи — это не только точное, но и доходчивое и наиболее уместное выражение мысли. Это сочетание ударений и мелодики речи, пауз, ритма и темпа со­здает развитие мысли.

Техника речи есть совокупность приемов дыхания, речевого голоси и дикции, доведенных до автоматизма. В этом нужно уп­ражняться.

Представляет интерес для социального педагога элементы театральной педагогики. Работа педагога близка к работе режис­сера, творчеству актера. Здесь есть взаимодействие педагога и ре­бенка, первый разрабатывает драматургию воздействия на детей и единым в этом является общение. Опыт актерского влияния может пригодится социальному педагогу.

Социальный педагог должен владеть организаторскими спо­собностями. Уметь быстро принять решение, быстро организовать Реабилитационную работу. Но главное — быть добрым.

Социальный педагог сталкивается с горем ребенка, горем по­тери родителей. Исследования говорят, что дети, потерявшие роди­телей в раннем детей в психическом отношении могут оказаться впоследствии в группе риска. Стрессы в раннем возрасте приводят к сердечным заболеваниям, иногда к патологиям. Горе ребенку при­носят разводы, сам процесс их и последующее положение ребенка. Поэтому, еще раз повторяю, педагог должен быть добрым.

В одной из бесед педагог приюта, которая раньше работала в детском саду, на вопрос, чем отличается ее современная работа от прежней, ответила: «Здесь я для ребенка все: и мать, и отец, и врач, и учитель, и подружка и наставник. А главное —ребенок должен поверить мне, иначе я ничего для него не смогу сделать».

§ 3. АКТУАЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В современном обществе работа социального педагога нужна:

=> в школе, в классе, для работы с детьми из неблагополучных семей;

=> в школах-интернатах, детских домах, приютах;

=> в лесных школах, детских санаториях;

=> в социально-образовательных центрах;

=> реабилитационно-коррекционных центрах;

=> в культурных центрах, центрах досуга, молодежных клубах;

=> в летних лагерях труда и отдыха.

Главным во всех этих учреждениях является работа соци­ального педагога с ребенком и семьей. Попробуем выделить ос­новное в деятельности социального педагога в любом из перечис­ленных социально-педагогических и учебно-воспитательных уч­реждений. Рассмотрим, что является общим в его работе во всех этих учреждениях.

Подчеркивая, что социальный педагог, в первую очередь, ра­ботает с личностью, ребенком или подростком, выделяю, как пер­востепенное, знание ребенка.

1. Только знание ребенка (подростка) поможет социальному педагогу принять правильное решение в оказании помощи ребенку или его перевоспитании. Необходимо знать о его здо­ровье, его отношениях в семье, в школе, среди сверстников во дворе. И только тогда, составив «карту личность» и «карту среды», педагог сможет принимать какие-то решения. Зна­ния о ребенке он получает из беседы, проведения анкетиро­вания, анализа поведения и круга его общения.

2. Дальнейший этап работы социального педагога сводится к тому, чтобы вместе с ребенком (подростком) осмыслить его положение, ситуацию в которой он оказался, при этом обра­щая внимание на поведение самого ребенка, а не на ссылку «виноваты все вокруг». Выяснив ситуацию, проявить учас­тие, наметить пути выхода из кризиса.

3. Социальному педагогу здесь необходимо проявить и педа­гогический такт, и мастерство в соблюдении меры в обще­нии с ребенком, сознательно дозировать свое воспитатель­ное воздействие на него, передозировка — это уже давление, что может помешать общению с ребенком, а значит, и зна­нию его. Важно не только повлиять на ребенка (подростка), но и скоординировать влияние семьи, школы и сверстников, чтобы направить его на верный путь. Проанализировав его небольшие успехи, поставить большую цель.

4. Организаторские способности социального педагога про­являются в том, чтобы убедить ребенка (подростка), что только он сам сможет изменить свою жизнь и выйти из сложившей­ся ситуации. Организаторская деятельность заключается в том, чтобы добиться от ребенка (подростка) стремления встать на путь самовоспитания, самоорганизации.

5. Организаторская работа социального педагога направле­на также на подготовку и оформление опеки, на посредниче­ство между ребенком и обществом, государственными и об­щественными организациями, а главное помочь ребенку при­способиться к новым жизненным условиям. Эта деятельность социального педагога направлена на то, что­бы помочь ребенку (подростку) выйти из кризиса, выбрать новый жизненный путь, реализовать себя как личность, встать на путь самовоспитания, самореализации.

§ 4. МЕТОДЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Завершая разговор о деятельности социального педагога, сле­дует остановиться на его методах работы. Их диапазон также мно­гообразен; рассмотрим первостепенные.

Самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общении с детьми. Но эту способность можно развить. Нужно знать ребят. Начинающему педагогу помогут записи своих наблюдений, а об­щение поближе нужно начинать с двумя-тремя ребятами, постарать­ся узнать их. Работая с группой делать пометки об отдельных ребя­тах, стараясь не оставить без внимания «незаметных». Заметки по­могут обратить внимание и на пассивных.

Чаще всего социальный педагог прибегает к методу беседы. Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник или ре­зультаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.

Поможет составить представление о ребенке изучение ею био­графии, его поступков и мотивов.

Исследователи выделяют еще метод социометрии, при ко­тором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования опроса и алгоритмов, оценки кризисного состоя­ния ребенка.

При изучении ребенка педагог не может обойтись без анализа его психологического и социального состояния, того, что исследо­ватели называют «ядром ребенка».

Мы рассмотрели только несколько вопросов деятельности социального педагога. Хочу только подчеркнуть, что в практике, педагога бывают и успехи и много ошибок. Последние — и по неопытности, и по незнанию, но самое страшное, если они произошли из-за недобро­совестности. Ошибки случаются когда преувеличивается роль вос­питателя, когда подавляется личность ребенка или когда воспита­тель идет «за учеником», что ведет к цинизму подростка. Но об­щей, точнее, характерной ошибкой является несдержанность и нео­боснованные запреты.

§ 5. КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА, ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ

1. умение выслушать других с пониманием и целенаправленностью;

2. умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для подготовки социальной истории, оценки ситуации;

3. умение создавать и развивать отношения, способствующие успешной профессиональной деятельности;

4. умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по социальной педагогике или практической психологии, по теории личности и диагностические методы;

5. умение активизировать усилия подопечных (индивидов, групп, общины) по решению собственных проблем, добиться их доверия;

6. умение обсуждать острые темы в позитивном эмоциональном настрое и без выражения угроз;

7. умение разрабатывать новаторские решения проблем подопечных ;

8. умение выявлять нужды для определения терапевтических зависимостей;

9. умение вести исследования или интерпретировать выводы исследований и положений профессиональной литературы;

10. умение обеспечивать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами;

11. умение обеспечивать межведомственные связи;

12. умение интерпретировать и выявлять социальные нужды и докладывать о них в соответствующие органы (администрация, финансовые органы, общественные организации).

ГЛАВА 2. Практическая социально-педагогическая деятельность в России и за рубежом

§ 1. ГРУППОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В США

Постепенно те люди, которые проводили работу с группой, вошли в профессиональный цех социальных работников, - тогда стали говорить о “групповой социальной работе”. Это понятие означает работу по решению проблем групп лиц, семей, и пр., и в ней участвуют от 6 до 10% всех социальных работников. В настоящее время профессионалы исполь­зуют термин "практика социальной работы с группами". Эта работа яв­ляется частью социальной работы как таковой.

Как отмечает Х.Филлипс (1957),"отличительная особенность метода групповой работы состоит в том, что акцент делается на взаимоотно­шениях в группе; групповая работа неизбежно отождествляется с про­цессом взаимодействия между членами группами, сознательно стимули­руемым и направляемым социальным работником".

Социальная групповая работа приобрела широкий размах, когда шко­лы социальной работы создали учебную программу, охватывающую раз­личные методы (работу по решению проблем индивидов и семей, группо­вую работу и общинную организацию).

Как говорит Г.Вильсон (1976), "исторически большинство организа­ций, которые признавали группу (семью, естественные и созданные груп­пы) в качестве единицы для оказания услуг, ставили своей целью:

1)Изменить социальные условия жизни бедных;

2)Создать условия и такую расстановку сил, при которых обслуживаемые люди могут развить демократические, социальные и моральные качества;

3)Дать людям возможность эмоционально приспособиться к ситуациям, в которых они очутились".

Г.Вильсон считает, что эти агентства "сосредотачивают своё внима­ние на проблемах людей, а не на людях с проблемами", имея в виду, что "агентства, в центре внимания которых были люди, пытались помочь конкретным лицам независимо от того, какие у них проблемы, в то вре­мя как агентства, в центре внимания которых были проблемы, оказывали помощь конкретным людям с конкретными проблемами". В США сегодня практическая групповая работа перешла в основном в ведение агентств, в центре внимания которых находятся проблемы.

В США практический работник рассматривается по отношению к кли­ентам как работник, а не как руководитель или помощник. Работник не руководит группой. Он скорее "создавал возможности; его обязанности входило помогать группе выбрать своих собственных лидеров и выра­ботать порядок принятия решений, а также оказывать влияние на раз­витие демократических групповых норм. Работник начинает с "того, что делала группа до него", и, по мере того как со временем группа раз­вивалась, занимал всё менее заметное место. Иногда работники высту­пают в роли советчиков. Они направляют внимание членов группы на более широкие социальные проблемы, которые оказывали влияние на их повседневную жизнь, и помогали им предпринимать необходимые соци­альные действия. Как свидетельствует практика, работники высоко ценили способность к самоопределению, групповую самостоятельность, взаимопомощь и заботу об общем благе.

С самой первой встречи членов группы работник думает о том, что­бы в результате его работы группа перестала нуждаться в нём. Это означает, что работник пытается дать возможность группе расширить свою самостоятельность, с тем, чтобы продолжать работу как группа взаимопомощи и взаимной поддержки, после того как он сам либо ус­транится полностью, либо станет выступать в роли консультанта или спонсора. Суть такой установки хорошо передаёт фраза: "Встреча с работником является лишь эпизодом в жизни клиентов". Жизненные про­цессы, в которые работник "включается и на которые оказывает ограниченное воздействие, происходили в течение долгого времени до него и будут продолжаться после его ухода".

§ 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЁЙ В РАЗЛИЧНЫХ ЦЕНТРАХ

В нашей стране в 1992 г. правительство принимает постановление «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье», которая включает экономическую, пра­вовую, медицинскую, психологическую и педагогическую помощь.

Социальная политика относительно семьи и детей проявилась в выплате пособий на ребенка, создании учреждений социального обслуживания, которые были ориентированы на семью и детей. В этих учреждениях оказывается помощь семье, детям-сиротам, труд­ным подросткам, организовывается семейный отдых.

Эти службы обеспечивают детскую безопасность, нормаль­ные условия для ребенка в семье.

В практике социальной помощи семье создаются различные центры: досуга, патроната семейного типа, помощи семье во время кризиса.

Более распространенной формой социальной помощи семье являются центры смешанного типа, где объединяется работа раз­личных служб. Так, одной из них является служба социальной реа­билитации, занимающаяся людьми попавшими в трудную жизненную ситуацию. Здесь оказывают материальную поддержку, помо­гают найти работу, занимаются проблемами усыновления, опеки, попечительства.

В социальной службе молодежи помогают молодым людям в трудоустройстве, оказывают помощь молодой семье, несовершен­нолетним преступникам, вернувшимся из заключения, алкоголи­кам и наркоманам.

В центрах реабилитации детей-инвалидов — оказывается пси­хологическая, педагогическая и медицинская помощь, осуществ­ляется профессиональная подготовка.

Организацией досуга семей, культурно-массовых мероприятий занимаются центры досуга. В них к воспитанию детей привлекают­ся отцы, предоставляется возможность родителям на несколько ча­сов оставлять в центре малышей; здесь собираются и подростки.

В медико-социальном центре оказывается помощь не только детям, но и членам семьи, всем слоям населения. Здесь осуществ­ляется патронаж семей с малолетними детьми, проводится пропа­ганда здорового образа жизни, медицинская профилактика. Осо­бое внимание уделяется семьям, где есть дети-инвалиды и больные дети. После выявления нуждающихся семей социально-бытовые службы оказывают им различную помощь: их прикрепляют к мага­зинам, мастерским и т.д.

Для оказания временной помощи семье, попавшей, в беду, создаются временные приюты. Более распространены приюты для детей. Для взрослых создаются социальные гостиницы, для подро­стков и молодежи — дома по интернатному принципу, где они жи­вут до 18 лет, посещая школу; после окончания, найдя работу, мо­гут уйти из интерната.

В центре психолого-педагогической помощи семье и детям помогают установить в семье нормальную психологическую об­становку, осуществляют психологическое и педагогическое просве­щение всех ее членов.

Распространенной формой работы с трудными детьми и под­ростками являются центры социальной реабилитации детей и под­ростков. В них занимаются профилактикой их антиобщественного поведения, организовывая их труд и учебу, помогая выйти из кри­зисного состояния.

Центры социальной защиты осуществляют правовую и юри­дическую помощь несовершеннолетним и их семьям. Контролиру­ют криминальные семьи и лиц, которые вовлекают детей и подрос­тков в преступления. Помогают вышедшим из заключения.

В дошкольных центрах социально-педагогической поддерж­ки занимаются обучением и воспитанием детей по программе дет­ских садов, осуществляют психологическую и педагогическую ре­абилитацию детей с отклонениями в умственном и физическом раз­витии. В центрах разрабатываются индивидуальные реабилитационные программы для каждого ребенка. Ведется психологический и педагогический контроль за процессом реабилитации.

Особо социальные работники выделяют работу с родителями. Контакты с ними помогают социальному педагогу проводить реабилитационную работу с ребенком и членами семьи. Осуществить ин­дивидуальные программы можно только вместе с родителями.

Чаще всего каким-либо из центров охвачены семьи «груп­пы риска»: те, которые оказались в тяжелом материальном поло­жении, в которых родители учатся, работают на вредном произ­водстве, многодетные семьи, нетрудоспособные, имеющие де­тей-инвалидов.

Одной из форм помощи семье является организация центров семейного досуга. Они создаются на государственные, муниципаль­ные, общественные и частные средства. В центрах семейного досуга работают игровые, тренажерные площадки, проводятся педагогические и психологические консуль­тации. При многих центрах созданы службы «Телефон доверия», службы социальных педагогов, различные семейные клубы. Ценность таких центров состоит в том, что в них дети и взрослые проводят свое свободное время вместе, здесь объединяются их интересы.

Заслуживает внимания опыт работы социальных служб с се­мьей, оказание социальной помощи в муниципальном районе «Ра­менки» (г. Москва).

Для работы с семьей было проведено обследование всех жи­телей района, составлена необходимая документация, чтобы увя­зать работу с семьей со всеми организациями района.

На первом этапе был накоплен банк данных, разработаны со­циальные паспорта по группам жителей: пенсионеры, инвалиды, многодетные, одинокие, дети-инвалиды. Дальше сотрудниками службы были разработаны формы и методы оказания помощи, работы с каждой семьей. В результате остро нуждающиеся семьи получили бесплатное питание, денежную и гуманитарную помощь, одинокие и больные обслуживались на дому. В отделении дневного пребывания были организованы различные культурные и просветительские мероп­риятия. Была организована помощь семьям, в которых дети-инва­лиды, летом дети из многодетных семей отдыхали в оздоровитель­ных лагерях, ездили на экскурсии.

В центрах организовывались вечера встреч, концерты, чае­пития. Организовывалась распродажа по низким ценам обуви, раз­личных швейных изделий и т.д.

Это была первая программа, по второй программе решались вопросы подготовки кадров. Решалась проблема переподготовки военнослужащих с выдачей документа на право работать соци­альным работником по семейным проблемам.

Заслуживает внимания опыт работы социального педагога с семьями учащихся в Ставрополье.

Приток беженцев обострил социальные проблемы в крае. Уве­личилось число смертей от алкоголя, большая смертность в целом, количество браков равнялось числу разводов. На 2,1 года сократи­лась продолжительность жизни у мужчин и на 0,9 года у женщин. В каждой пятой семье — конфликт, 3/4 детей из «семей риска» про­должают жить также как их родители.

Семья как первичная ячейка общества требовала немедлен­ной помощи. Необходимо было помочь семьям создать нормаль­ные условия жизни, помочь создать нормальную гармонию отно­шений в семье.

В современных условиях создавать это было не просто, на­блюдалась общая тенденция распада семьи, когда из семьи все ухо­дят. Одни в детский сад, в школу, в техникум, в институт, другие на производство. Сложность представляла организация совместной деятельности родителей и детей. Для решения этой проблемы в крае создавались различные службы, но перед ними ставилась одна задача:

  • оказать семье медицинскую и психологическую помощь,

  • помощь в социальной адаптации и профилактики,

  • способность к укреплению физического и психологического здо­ровья населения,

  • помогать и поддерживать инициативы совместных мероприя­тий взрослых и детей.

Для решения этих задач было организовано изучение семей, изучение каждого члена семьи, и взрослых и детей, отношений в каждой семье.

Анализировался социальный статус семьи, ее экономическое положение, нравственный и психологический климат в семье. Толь­ко после тщательного изучения семей начиналось оказание помощи.

С самого начала работы по оказанию помощи семье встала острой проблема подготовки социальных работников и социальных педагогов для работы. Проблему решили подготовкой социальных педагогов при университете, в институте повышения квалифика­ции учителей, также при средних учебных заведениях.

ЛИТЕРАТУРА

Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф.ресурсы”. - М., 1998, с.424

Кан-Калик В.А. Техника педагогического общения./ Учителю о педагогической технике. – М.: 1987

Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов – СПб.: КАРО, 2000. – 272 с.

Òåìà: ÏÐÎÔÅÑÑÈÎÍÀËÜÍÎÅ ÌÀÑÒÅÐÑÒÂÎ ÑÎÖÈÀËÜÍÎÃÎ ÏÅÄÀÃÎÃÀ Ðàçäåë: ÑÎÖÈÀËÜÍÀß ÏÅÄÀÃÎÃÈÊÀ Íàçíà÷åíèå: ðåôåðàò Ôîðìàò: WinWord Àâòîð: ßÐÊÈÍÀ ÈÐÈÍÀ E-mail: Yarina@pub.tmb.ru Èñïîëüçîâàíèå: 2001 ã., Òàìáîâñêèé ãîñ. óíèâåðñèòåò, êàôåäðà ñîöèàëüíîé ïåäàãîãèêè, ïðåïîäàâàòåëü - Õóìàðîâà Ã.À.., îöåíêà - "îòëè÷íî", êóðñ 5