Профессиограмма учителя иностранного языка
Содержание:
1. Введение∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙3
2.Теоретическая часть
2.1. Характеристика педагогических функций
и методических умений∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙4
2.2. Характеристика педагогических функций
и методических умений∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙8
2.3. Вывод∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙10
3. Заключение∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙12
4. Приложение∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙13
схема1
схема2
схема3
5. Список использованных источников∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙16
1.Введение
Педагог – мастер, зная особенности своей личности и поведения, направляет их на целесообразность решения педагогических задач.
А.С.Макаренко утверждал: «Нет фокусов в педагогике». Но как тогда объяснить, что в ситуациях учебно-воспитательного процесса один учитель достигает нужного результата, а другой – нет?
Искусство воспитательной деятельности зависит от меры владения педагогической техникой: так в ситуации назревающего конфликта учитель с помощью интонации в голосе, мимической маски, позы может устранить пик враждебных отношений.
Проблема совершенствования образования, повышение его качества существует уже давно. Важным условием для её решения является создание профессиограммы учителя общеобразовательной, и профессиональной школы, документа, устанавливающего основные функции его педагогической деятельности, а также требования к знаниям, навыкам, умениям и личностным качествам учителя, необходимым для осуществления этих функций с учётом специфики учебного предмета.
Профессиограмма – это идеальная модель учителя, преподавателя, классного руководителя, педагога. Это образец, эталон, в котором представлены основные качества личности, которыми должен обладать учитель; знания, умения, навыки для выполнения функции учителя. Профессиограмма учителя – документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиции требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, его личности, способностям, психофизиологических возможностям и уровню подготовки.
Профессиограмма учителя иностранного языка содержит не только общее, что типично для педагогической профессии вообще, но и то особенное, что характерно только для деятельности учителя иностранного языка. Она содержит характеристику основных педагогических функций учителя иностранного языка, его личностных качеств, общепедагогических и профессионально- методических умений, обеспечивающих реализацию этих функций.
У студентов педагогических вузов, в период обучения в университете формируются лишь основы профессионально значимых умений. Дальнейшее развитие должно происходить в их самостоятельной работе в школе.
2.1.Характеристика педагогических функций и методических умений.
Профессиональной деятельности учителя любого предмета свойственны следующие функции:
развивающая;
воспитывающая;
коммуникативная;
гностическая;
конструктивно-планирующая;
организаторская.
Так как основной целью обучения иностранному языку в средней общеобразовательной и профессиональной школе является овладение учащимися иностранным языком, то коммуникативно-обучающая функция педагогической деятельности учителя иностранного языка является ведущей, основополагающей, она определяет содержание в значительной мере всех других функций.
Соотношение функций представлено в схеме (см. схема 1).
Успешное выполнение педагогических функций предполагает владение соответствующей им системой общепедагогических и методических умений и необходимым объемом знаний.
Следует помнить, что в профессиограмме обозначены лишь самые важные умения, составляющие основу педагогического мастерства, приобретаемого в процессе самообразования и совершенствования личного педагогического опыта. Важно уметь повышать своё педагогическое мастерство путём систематического пополнения своих знаний и применения их в своей работе.
Перечисленные функции в профессиональной деятельности учителя можно разделить на две группы: на группу целеполагающих и операционно-структурных функций.
Целеполагающие функции.
Исследователи, занимающиеся функциональной структуры педагогической деятельности учителя, отмечают ведущую роль коммуникативно-обучающей функции и выделяют в ней информационно-ориентирующий, мотивационно-стимулирующий и контрольно-коррегирующий компоненты (1).
Информационно ориентирующий компонент коммуникативно-обучающей функции обеспечивается следующими умениями:
ориентировать учеников относительно связи между языком и культурой страны изучаемого языка, особенностями проявления национальной специфики в социокультурном поведении её представителей;
ориентировать учащихся относительно черт сходства и различия в культурах родной и чужой страны.
Мотивационно-стимулирующий компонент коммуникативной функции включает умения создать у учащихся внутреннюю потребность пользоваться иностранным языком как средством общения в ситуациях опосредственной и непосредственной межкультурной коммуникации:
путём включения аутентичных материалов (текстов, стихов, песен, видеоматериалов и др.) в процесс изучения языка;
путём использования активных форм обучения (проблемных заданий, ролевых игр социокультурной направленности), способствующих более эффективному усвоению особенностей иноязычной культуры;
путём привлечения учащихся к различным видам внеклассной работы по иностранному языку (культурно-страноведческие викторины и конкурсы, переписка с зарубежным другом и др.) для развития интереса, повышения мотивации к изучению иностранного языка и реализации его коммуникативных, образовательных и воспитательных задач.
Контрольно-коррегирующий компонент базируется на следующих методических умениях:
выделять цели, формы и виды контроля при овладении иностранным языком как средством межкультурного общения;
планировать и осуществлять текущий, обучающий и итоговый контроль речевых навыков и умений учащихся с целью выявления уровня владения иностранным языком как средством межкультурного общения.
объективно и мотивированно оценивать учебно-коммуникативную деятельность учащихся.
Развивающая функция предполагает умение учителя намечать пути формирования и развития интеллектуальной, сенсорной, эмоциональной сфер личности учащихся, их познавательных способностей с учетом выявленных возможностей, специфики содержания и процесса обучения иностранному языку и во внеклассной работе, формировать умение учащихся работать самостоятельно. Эта функция реализуется учителем в единстве с коммуникативно-обучающей, коммуникативно-воспитывающей функциями.
Воспитывающая функция формируется с нравственным, этическим и патриотическим воспитанием учащихся в учебном процессе и во внеклассной работе средствами иностранного языка с учетом экстралингвистической, страноведческой информации.
Развивающая и воспитывающая функции реализуются с помощью следующих умений:
путём использования аутентичных материалов в учебном процессе для расширения кругозора, развития памяти, воображения, интеллектуальных способностей учащихся, формирования у них умения анализировать и выделять черты сходства и различия в родной и изучаемой культурах;
формировать у учащихся умения самостоятельно познавать незнакомую культуру, используя лингвострановедческие словари, разнообразную справочную литературу, средства массовой информации;
воспитывать учащихся в духе уважения, симпатии к народу – носителю изучаемого языка, а также его социокультурным ценностям;
воспитывать в учащихся глубокое уважение к национальным традициям, обычаям, культурному достоянию родной страны.
Операционно-структурные функции
В соответствии с логикой и этапами решения педагогических задач в деятельности учителя иностранного языка выделяют следующие операционно-структурные функции: гностическая, конструктивно-планирующая и организаторская.
Успешное осуществление гностической функции опирается на глубокое осознание конечных целей обучения иностранному языку в школе, на знание особенностей овладения разными видами речевой деятельности, а также на знание познавательных возможностей учащихся и источников трудностей усвоения ими учебного материала. Именно гностические умения позволяют творчески осуществлять все другие структурно-операционные функции.
Гностическая функция реализуется через умения:
анализировать учебный материал, средства обучения с точки зрения представленности в них сведений о культуре страны изучаемого языка и их использования в учебном процессе;
предвидеть возможные случаи проявления лингвострановедческой и социокультурной интерференции в речевой деятельности учащихся;
на основе сопоставления национально-культурных особенностей двух лингвокультурных общностей определять наиболее трудные для усвоения факты и явления действительности.
Конструктивно-планирующая функция предполагает планирование и конструирование учебного материала в системе уроков, и отдельных уроков разного типа, конструирование коммуникативно-обучающей деятельности учителя и учебно-коммуникативной деятельности учащихся с учетом условий обучения в каждом классе.
Методические указания, обеспечивающие конструктивно-планирующую функцию, выглядят следующим образом:
производить отбор, методическую обработку аутентичных материалов с учетом возрастных особенностей и интересов учащихся и распределять данные материалы по этапам обучения;
выбирать наиболее эффективные приемы и способы ознакомления учащихся с культурой страны изучаемого языка;
готовить, подбирать, использовать различные средства наглядности с целью семантизации тех или иных реалий.
Организационная функция реализуется на базе умений выбирать оптимальные способы организации своей деятельности и деятельности учащихся, с целью наиболее эффективного усвоения фактов иноязычной культуры.
Сформулированные выше профессиональные умения представляют собой дидактический компонент лингвострановедческой компетенции учителя иностранного языка и являются содержательными ориентирами для организации подготовки высококвалифицированных учителей на языковых факультетах педагогических вузов.
2.2.Характеристика профессиональных и личностных качеств учителя
Профессионально важные качества личности учителя иностранного языка проявляются в профессионально-педагогической и познавательной направленности его личности, в его нравственной, эстетической воспитанности.
Психолог В.А.Крутецкий предлагает следующую структуру профессионально-значимых качеств личности:
Мировоззрение личности;
Положительное отношение к педагогической деятельности;
Педагогические способности;
Профессионально-педагогические знания, умения, навыки.
Т.И.Руднев предлагает профессиограмму учителя, содержащую когнитивный компонент (знания, эмоциональность (направленность), практические способности и профессионально-значимые качества)(2) (см. схема2).
1. Педагогическая направленность может сформироваться ещё в школе под влиянием мучителей и активной школьной жизни. В основе направленности находятся мотивы выбора педагогической профессии: стремление работать с детьми,
учить и воспитывать, интерес к предмету. Очень важно и осознание наличия у себя возможностей успешного овладения профессией.(2)
2. Научные знания, содержащие систему закономерностей в области специального предмета, блок психолого-педагогических и методических знаний, знаний смежных предметов, продолжают на протяжении всего времени обучения в вузе влиять на мотивы, углубляя их, либо вызывая переоценку правильности выбора профессии.
3. Уровень развития педагогических способностей проявляется в период педагогической практики, сигнализируя об их сформированности и при наличии педагогической направленности обращая студента к работе над собой.
4. Педагогические способности тесно связаны с особенностями характера учителя и спецификой педагогической системы.
Уместно обратиться к самодиагностике личностных качеств в структуре профессиограммы. Предлагаемый оценочный лист построен по принципу функциональной группировки личностных качеств. (см. Схема 3)
Первая группа качеств характеризует отношение к работе;
Вторая – активность в деятельности;
Третья – коммуникативность учителя.
2.3.Вывод
Приведенные классификации показывают, что педагогическая деятельность всегда соотносится с умениями. К основным умениям педагогической деятельности, обеспечивающим учителю квалифицированное осуществление учебного процесса, можно отнести:
ориентационные;
академические;
перцептивные;
мобилизационные;
организационные;
коммуникативные;
гностические;
дидактические;
конструктивные;
прикладные;
умения педагогического мышления;
умения педагогической техники;
речевые;
исследовательские умения.
Ориентируясь на перечисленные профессиональные компетенции учителя можно составить профессиограмму.
Психолого-педагогические умения
читать и анализировать специальную психолого-педагогическую литературу.
самостоятельно анализировать педагогические явления
анализировать передовой педагогический опыт.
проводить самоанализ
проявлять эмпатию к учащимся
организовать себя, управлять своим состоянием
Профессионально-личностные качества
потребность в самопознании
самостоятельность
трудолюбие и прилежание
самокритичность
дисциплинированность
культура поведения и общения
Частно-методические умения
планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по специальности
стимулировать и организовывать разные формы внеклассной воспитательной работы
анализировать уроки и внеклассные мероприятия
оценивать действия школьников и свою работу
разрабатывать дидактический материал к урокам и занятиям
мобилизовывать учащихся на познавательную деятельность
Коммуникативно-организаторские умения
устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учениками, группами, ученическими коллективами;
создавать благоприятный микроклимат, располагать к себе учеников;
регулировать внутриколлективные отношения школьников;
ориентироваться в изменившихся условиях, перестраивать своё поведение;
уметь декламировать, петь, танцевать, поддерживать беседу.
Исследовательские умения
выявлять проблему, определять объект, предмет, цель, задачи, методы исследования;
подбирать и применять методы и методики изучения личности коллектива;
иметь представление об инновационных технологиях по своей специальности;
организовать эксперимент;
обобщать, описывать, литературно оформлять результаты исследований.
3.Заключение
Часто профессиограмма используется как форма анкетирования при организации констатирующего эксперимента. Целью эксперимента является диагностика готовности к профессиональной деятельности.
Исходя из этого понимания смысла понятия «профессиограмма», можно говорить о профессиографическом методе изучения личности, при котором осуществляется сравнение имеющихся у студента знаний, умений и навыков с теми, которые могли бы у него быть в соответствии с идеальной моделью. Здесь профессиограмма выступает как форма мониторинга качества профессиональной подготовки студента к педагогической деятельности. Профессиографический метод позволяет проектировать личностный и профессиональный рост студента – будущего педагога и может стать одной из методик самовоспитания.
Не стали бы люди такими колоссами,
Нет, не обрели бы такого величия,
Когда бы над каждым из них – непоседою,
Румяным невеждой, беспамятным олухом
Не бдил с ежедневной неспешной беседою
Всемудрый учитель, всебудящий колокол.
Достойно восторга его всетерпение!
За все, что прекрасно, за все, что значительно,
Пора человечеству в Храм Поклонения
Внести на руках Рядового Учителя. (2)
4.Приложение
Схема1
Педагогические функции учителя иностранного языка
Учебная деятельность учащихся
Схема 2
Схема 3
№ |
качества личности |
оценка |
качества личности |
1 |
Целеустремленность Ответственность Собранность Организованность Требовательность |
54321 54321 54321 54321 54321 |
Непосредственность Безответственность Разбросанность Неорганизованность Безвольность |
2 |
Инициативность Решительность Импульсивность |
54321 54321 54321 |
Пассивность Сомнительность Заторможенность |
3 |
Общительность Эмоциональность Заразительность Принципиальность Выдержанность Тактичность Обаятельность |
54321 54321 54321 54321 54321 54321 54321 |
Замкнутость Рациональность Скованность Беспринципность Несдержанность Бестактность Непривлекательность |
5.Список использованных источников:
1) Профессиограмма учителя иностранного языка (рекомендации) / отв.ред.С.Ф.Шатилов, К.И.Соломатов, Е.С.Рабуновский.-Л.: ЛГПИ,1985
2) Руднева Т.И. Основы педагогического профессионализма, Самара:СИУ,1996
3)Словарь лингвистических терминов./Сост. О.С.Ахманова.
-М.: Советская энциклопедия, 1969
4) Теоретические основы подготовки учителей иностранного языка средней школы/ отв.редактор Пицкова Л.П.,М.:МОПИ, 1989
5) Воробьёва И.Е. Содержание и структура понятия «лингвострановедческая компетенция учителя иностранного языка» www.pomorsu.ru
6) Непокрытых Н.И. Профессиографический метод как способ вхождения в педагогическую деятельность www.pomorsu.ru
- 3 -