Планирование фронтальных занятий по формированию и развитию речи
Планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.
I период обучения
Лексические темы: «Осень», «Овощи и фрукты», «Сад-огород», «Сезонная одежда, обувь», «Посуда», Продукты питания»,Птицы, звери, их детеныши».
Расширение словарного запаса. Воспитание навыка словообразования.
Практическое употребление:
а) слов с ласкательными и увеличительными оттенками (яблочко, горошек, ботиночки, половничек, блюдечко, воробышек, лисичка; волчище, медведище, ножоща, сапожище, ручища и т.д.);
б) глаголов с оттенками значений (переливать, выливать, подшивать, кроить, перекраивать, выкраивать и т. д.);
в) прилагательных со значениями соотнесенности с продуктами питания (клюквенный морс, кисель), материалом (бархатный костюм, фарфоровая чашка), растениями (сосновый лес, дубовая роща);
г) сложных слов (хлебороб, садовод, листопад), употребление слов с эмоционально-оттеночным значением (хитрая лиса, масляная головушка, шелковая бородушка, мягкие лапки). Объяснение переносного значения слов: осень золотая, золотой ковер, золотые листья.
Закрепление правильного употребления грамматических категорий.
Употребление в речи глаголов в разных временных формах, отвечающих на вопросы: что делать? что делает? что сделал? что будет делать? (копать картофель, печь пироги, жарить блины); практическое использование в речи существительных и глаголов в единственном числе: улетает (-ют), собирает (-ют), накрывает (-ют) на стол, птица (-ы), колхозник (-и), дежурный (ые) и т.д. Согласование в речи прилагательных, обозначающих цвет (оттенки), форму, размер, вкус (кислое яблоко, длинное платье, голубое блюдце, треугольная крыша). Подбор однородных прилагательных к существительному, практическое употребление притяжательных (медвежья берлога, лисья нора, беличье дупло).
Развитие самостоятельной связной речи.
Составление предложений по вопросам, демонстрации действий, картине. Распространение предложений однородными членами. Составление рассказов по картине (в объеме 5-7 предложений).
Пересказ с изменением времени действий, умение рассказать от имени другого действующего лица. Составление рассказа-описания овощей, фруктов по заданному плану. Рассказывание сказок-драматизаций. Составление рассказов-описаний животных, птиц, описание их повадок.
II период обучения
Лексические темы: «Зима», «Новогодний праздник», «Семья», «Мебель», «Наш город», «Наша улица», «Профессии», «Транспорт», «Весна», «Сад-огород».
Расширение словарного запаса. Воспитание навыка словообразования.
а) Закрепление знаний детей о различных свойствах предметов. Образование сравнительной степени прилагательных. Усвоение простых случаев переносного значения слов (вьюга злится, ветер бушует, воет, лес уснул). Многозначность слов: снег идет, человек идет, поезд идет, часы идут.
б) Образование сложных слов (снегопад), родственных слов (снег, снеговик, снежинка, снежок).
в) Подбор однородных определений (зима снежная, холодная, суровая; весна ранняя, теплая, дождливая); сказуемых (снег падает, ложится, идет; снежинки летят, кружатся, вьются; дождь моросит, шумит, шелестит, стучит по крыше); усвоение слов с противоположным значением (дом высокий, низкий; улица длинная, короткая).
г) Образование прилагательных типа: одно-двухэтажный, многоэтажный. Введение в речь слов, обозначающих моральные качества людей, оценку их поступков, оттенки значений (смелый, храбрый, трусливый, боязливый, добрый, умный, жадный, капризный, хитрый, смекалистый).
Закрепление правильного употребления грамматических категорий.
Закрепление навыка употребления в речи предложений с однородными членами. Правильность их согласования. Составление рассказа о любой игрушке с использованием описательных приемов в самостоятельной речи.
Практическое употребление в речи глаголов с изменяющейся основой (иду-пошел).
Употребление в речи глаголов в форме будущего простого и сложного времени с частицей – ся и без нее (буду кататься – покатаюсь; буду купаться – искупаюсь; буду учиться – поучусь).
Самостоятельное использование предлогов для обозначения совместности действия, пространственного расположения предметов. Употребление сложных предлогов из-за, из-под.
Развитие самостоятельной связной речи.
Введение в самостоятельную речь названий профессий и действий, связанных с ними. Формирование самостоятельных высказываний в виде небольших рассказов о людях разных профессий.
Употребление в речи простых и сложных предложений со значением противопоставления (а, но), разделения (или). Например: зимой деревья голые, а весной появляются листочки; наша семья большая, а Танина – маленькая; физкультурники выйдут на площадь или на улицу.
Употребление в речи целевых, временных, причинных, конструкций в соответствии с вопросами когда? почему? зачем?
III период обучения
Лексические темы: «Весна», «1 Мая», «Лето», «Сад - огород», «Школа», «Наш дом», «Наша улица», «Наш город». Повторение ранее пройденных тем.
Расширение словарного запаса. Воспитание навыка словообразования.
а) Подбор однородных определений, дополнений, сказуемых (дом строят, красят, разрушают; красят – крышу, стену, забор, потолок, двери). Самостоятельная постановка вопросов (весна какая? дом какой? солнышко какое?); закрепление слов – антонимов: улица чистая (грязная), широкая (узкая), знакомая (незнакомая) и т. д.
б) Образование сравнительной степени прилагательных (шире, уже, грязнее, светлее, чище);
в) Образование существительных от глаголов: учить (учитель, ученик), воспитывать (воспитатель), убирать (уборщица), регулировать (регулировщик), строить (строитель) и т. д.
Закрепление правильного употребления грамматических категорий.
Практическое усвоение в речи предлогов над, между, из-за, из-под, выражающих пространственное расположение предметов.
Практическое усвоение согласования числительных с существительными (3 куклы – 5 кукол; 2 медведя – 5 медведей); прилагательных и числительных с существительными (5 белых медведей, много ловких обезьян).
Развитие самостоятельной связной речи.
Закрепление навыка последовательной передачи содержания литературного текста. Использование диалога, выразительной передачи в лицах интонации разных героев. Умение самостоятельно придумывать события, дополнительные эпизоды при составлении рассказа по картинке. Особое внимание уделяется логике развития сюжета, эмоциональной передаче переживаний действующих лиц. Воспитание внимательного и доброжелательного отношения к ответам других детей. Упражнение в придумывании и составлении загадок путем использования приема сравнения.
Планирование фронтальных занятий по произношению и обучению грамоте.
Основные задачи коррекционного обучения по данному разделу следующие:
сформировать у детей систему четко различаемых, противопоставленных друг другу форм;
научить их произносить слова различной слоговой сложности;
научить детей свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи.
Для выполнения поставленных задач в первую очередь специальными логопедическими приемами исправляется произношение дефектных звуков и уточняется артикуляция имеющихся. Выработка правильных артикуляционных навыков является лишь одним из условий, обеспечивающих успешное решение поставленных задач.
Специальное время отводится на развитие фонематического воспитания и слуховой памяти, то есть дети учатся вслушиваться в речь, различать и воспроизводить ее отдельные звуковые элементы, запоминать воспринятый на слух материал, сравнивать звучание чужой и собственной речи.
Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения в звуковом анализе и синтезе с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения, в свою очередь, способствуют овладению звуками речи. Это имеет большое значение для введения в речь поставленных или уточненных в произношении звуков. Таким образом, упражнения, направленные на закрепление навыка анализа и синтеза звукового состава слова, помогают нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей к освоению грамоты.
На всех этапах коррекционного обучения закрепление правильного произношения звуков сочетается с развитием дикции и устранением затруднений в произношении слов сложного звуко - слогового состава.
На этапах окончательного закрепления правильного произношения каждого из изучаемых звуков и слов различного звуко – слогового состава материал коррекционных упражнений подбирается с учетом одновременного развития логических и грамматических элементов речи.
Учитывая, что для детей с ОНР характерны отвлекаемость, пониженная наблюдательность к языковым явлениям, плохое запоминание речевого материала, в системе коррекционного обучения предусмотрены специальные упражнения, направленные на развитие внимания и произвольного запоминания, а также проведение в середине занятия (на 10-15 минут) динамической паузы.
Формирование произношения осуществляется на индивидуальных (подгрупповых) и фронтальных занятиях. Одновременно осуществляется обучение началам грамоты.
Коррекционное обучение по данному разделу имеет следующие разделы:
сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте;
научить детей чтению и письму.
Обучение грамоте проводится на материале звуков, предварительно отработанных в произношении. В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками, формами звуко – речевого анализа и обучением чтению и письму.
В течении всего года максимальное внимание отводится на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков в самостоятельной речи. Одновременно детей учат делить слова на слоги, используя в качестве наглядной опоры разные схемы, состоящие из ранее отработанных звуков.
По звуковому анализу логопедом проводится специальная работа: при помощи интонации в слове выделяется каждый звук. Например: длительное произнесение гласных, сонорных или шипящих звуков, громкое подчеркнутое произнесение грубых, взрывных звуков. В таких случаях утрированная артикуляция выполняет ориентировочную функцию – ребенок, произнося слово, как бы исследует его состав. Схема звукового состава слова при проведении звукового анализа заполняется фишками – заместителями звуков. В это же время дети в практическом плане усваивают термины слог, слово, звук, предложение, дифференцируют звуки по признакам твердости, звонкости, мягкости, глухости. Во 2 периоде обучения детей знакомят с гласными буквами а, у, о, и; с согласными м, п, т, к, с.
Дети складывают из букв разрезной азбуки по следам звукового анализа и синтеза слоги типа па, са, му, ту, а также простые односложные слова типа суп, мак.
Навык складывания и чтения слогов и слов закрепляется ежедневно воспитателем в вечернее время, а родителями – в субботу и воскресение.
Порядок изучения букв определяется артикуляционной сложностью соответствующего звука и связан с изучением его на фронтальных занятиях. Все упражнения проводятся в игровой, занимательной форме с элементами соревнования. Дети учатся по количеству хлопков придумывать слово, по заданному слогу придумывать целое слово, добавить недостающий слог, чтобы получилось двух – трехсложное слово, отобрать картинки, в названии которых имеется 1, 2, 3 слога. По мере знакомства с буквами эти слоги выписываются детьми в схему слова.
Упражнения в составлении схем слова сначала включаются в занятие как фрагмент, а затем являются ведущими в самостоятельных занятиях по грамматике. Дети узнают, что каждый слог содержит гласный звук, а в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
Большое внимание уделяется упражнениям на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков. При этом подчеркивается необходимость осмысленного чтения. В 3 периоде обучения расширяется объем изучаемых звуков и букв. На фронтальные занятия выносится изучение следующих звуков: с – ш, р – л, з, ц, ч, щ. Усложняется анализ и синтез слов, берутся односложные слова со стечением согласных (стоп, шарф), со стечением согласных в середине слова (кошка), трехсложные слова (панама, капуста). Учат составлять сложные слова из карточек, читать слоги, составлять из них слова, слитно их читать, объясняя смысл прочитанного. Проводятся упражнения по преобразованию слогов в слово (ла, шко = школа).
В конце 3 периода учат членить предложения на слова, считать их количество в предложениях типа (Дима ест суп). Состав предложений постоянно усложняется.