Методы обучения и их назначение (таблица) (работа 1)
Метод и его назначение |
Функции учителя |
Функции ученика |
Средства обучения |
Условия успешного исполнения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
РАССКАЗ - монологическое изложение учебного материала, не прерываемое вопросами, содержащее в основном фактологический материал- вступление, повествование, заключение.
|
Привлечение внимания, мнемонические приемы, логическое сравнение, сопоставление, резюмирование, учит грамотно выражать свои мысли, логичной, убедительной речи. |
Внимательно слушать, чтобы уметь связно, логично выражать свои мысли. |
Речь, иллюстрации, методические и мнемонические приемы, логические приемы сравнения, сопоставления, резюмирования. |
Зависит от сочетания с другими методами. Положительно-эмоциональное восприятие. Зависит от условий (время, место),неперегруженность фактами. От умения учителя рассказывать. |
|
БЕСЕДА - метод дидактической работы, ее сущность состоит в том, чтобы побудить учащихся к актуализации (припоминанию) уже известных фактов, достижению новых знаний путем выводов, рассуждений. Беседа не является универсальным методом, не дает практических навыков. Вводная беседа Беседа - сообщение Закрепляющая беседа. |
Задать целенаправленные, умело поставленные вопросы, педагог обязан четко определить тему беседы, ее цель, составить план - конспект, подобрать наглядные пособия, сформулировать основные и вспомогательные вопросы, продумать методику ее организации и проведения. Сделать обобщение и выводы. |
Должен следить за мыслями учителя, в результате чего учащиеся продвигаются в освоении новых знаний. Внимательно выслушивать вопросы, отвечать на вопросы, анализировать ответы своих товарищей, высказывать собственное мнение. |
Речь, вопросы, понятия, наглядные пособия |
Зависит от контакта с аудиторией, нужно, чтобы все принимали участие в беседе, внимательно выслушивали вопросы, обдумывали ответы, анализировали ответы товарищей, высказывали собственное мнение |
|
ЛЕКЦИЯ характеризуется более строгой структурой, логикой изложения, обилием информации, системным характером освещения. |
Составление детального плана, логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана, обобщающие выводы. |
Составление конспекта |
Ознакомление учащихся с темой, использование живого, языка, наглядности (демонстрации, иллюстрации, видео) |
Составление учителем детального плана, логически стройное и последовательное изложение изучаемого материала, эмоциональность изложения, краткие выводы, задиктовка, живой язык, контакт с аудиторией, оптимальный темп изложения, использование наглядности, сочетание лекций с семинарскими, практическими занятиями.
|
|
УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ - обмен взглядами по конкретной теме; помогает упорядочить и узучить уже известный материал, приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаивать. |
Учитель должен позаботиться о том, чтобы ученики учились ясно и точно излагать свои мысли, четко и однозначно формулировать вопросы, приводить конкретные доказательства и т.д.. |
Приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаивать |
Речь, вопросы, спор. |
Предварительная и основательная подготовка к учебной дискуссии учащихся как в содержательном, так и в формальном отношении. |
|
|
|
|
|
||
РАБОТА С КНИГОЙ. Возможность ученика многократно обрабатывать учебную информацию в доступном темпе и в удобное время. Функции: обучающая, развивающая, побуждающая, контрольно-коррекционная |
Обязан ознакомить учащихся с правилами заучивания различной информации, постонно контролировать развитие памяти, помогать ее совершенствовать, сочетать данный метод с другими методами. |
Чтение, понимание, запись, анализ, синтезирование учебного материала (урок+учебник) |
Книга, тетрадь |
Умение свободно читать и понимать прочитанное, выделать главное, записывать, составлять схемы, конспекты |
|
ДЕМОНСТРАЦИЯ Заключается в наглядно-чувственном ознакомлении с явлениями, процессами, объектами в натуральном виде, используется с внешним видом предмета, его внутреннем устройством |
Педагог должен направлять внимание учеников на существенные стороны демонстрируемых явлений, правильно сочетать различные методы |
Зарисовка, наблюдение, исследование, осмысление, обнаружение связей. |
Исследуемые объекты (в натуральном виде) искусственные заменители натуральных объектов. |
Активное участие учеников, правильный выбор объектов, умение педагога направить внимание учеников на существенные стороны явлений, сочетание с другими методами. |
|
ИЛЛЮСТРАЦИЯ - показ и восприятие предметов, процессов, явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, рисунков, схем и т.д. Они существенно облегчают процесс формирования понятий. |
Определить оптимальный объем иллюстрируемого материала, подготовить заранее иллюстрации, правильно использовать методику показа. |
Осмысление, восприятие, сделать выводы |
Диаграммы, графики, схемы. Таблицы, карты, плакаты и т.д. |
Методика показа, сочетание с другими методами, использование раздаточного материала |
|
ВИДЕОМЕТОД- экранное преподнесение информации, которое служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, т.е. выполняет все дидактические функции. |
Подбор нужного материала, умение вводить учащихся в круг изучаемых проблем, делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помощь в процессе самостоятельной работы. |
Осмысление, восприятие, делать выводы, выделение необходимой информации, самостоятельное исследование. |
проектор, киноаппаратура, учебное телевидение, видеопроигрывателя, видеомагнитофон, а также компьютер с дисплейным отражением информации. |
Наличие видеотеки, учебный процесс должен отличаться четкостью, продуманностью, целесообразностью |
|
УПРАЖНЕНИЯ - это метод обучения, представляющий собой планомерное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества. Виды: Специальные, производные, комментированные, устные, письменные, графические, лаборатоно-практические, производственно-трудовые |
Учитель должен заботиться о достаточном количестве и разнообразии упражнений, проверять правильность выполнения упражнений, помощь в выполнении. |
Четкое выполнение заданий в зависимости от типа упражнений. |
Тетради, книги, приборы и т.д. |
Сознательная направленность учащихся на повышение качества деятельности; знание правил выполнения действий; сознательный учет и контролирование условий; результативность. |
|
СИТУАЦИОННЫЙ МЕТОД - скомбинированный из многих путей и способов метод, применяемый педагогом тогда, когда ни один из известных изолированных методов не дает возможности быстро и эффективно достичь намеченных целей в имеющихся конкретных условиях, он признается не всеми педагогами, это творческий, не стандартный метод |
Индивидуальность в подходе к обучению, научно-исследовательские работы |
Осмысление и выполнение задания, предлагаемого учителем |
Карта творческого роста учеников, диагностические карты. |
Подготовка учеников, наличие современных наглядных средств. Активное участие учеников, сочетание с другими методами, умение педагога направить внимание на существенные стороны изучаемого материала, контакт с аудиторией, положительное восприятие. |
|
ЛАБОРАТОРНЫЙ МЕТОД - самостоятельное проведение экспериментов, исследований учащимися, дает возможность приобретать умения и навыки обращения с оборудованием обеспечивает превосходные условия для формирования практических умений. |
Тщательная подготовка учителя. |
Ученик должен тщательно подготовиться, активно исследовать, самостоятельно работать, подбирать необходимые материалы и приборы. |
Наличие лаборатории, наличие специального оборудования. |
Тщательная подготовка учителя и ученика, наличие дорогостоящего оборудования, творческих подход к решению задач |
|
ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД - применение полученных знаний к решению практических задач, умение использовать теорию на практике. |
Объяснение, показ, руководство, работа со слабыми учениками, контроль |
Осмысление сказанного и показанного учителем, участие в процессе, самостоятельное выполнение задания, умение делать выводы |
Демонстрационный материал, тетради, книги. |
Сформированность привычки организации трудового процесса (осознание цели и условий ее решения и т.д.) |
|
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ - это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход Назначение: стимулирование познавательного процесса Симуляционные игры Метод инсценизации Метод генерации идей |
Подготовка плана и содержания, определение темы и цели, распределение ролей, наблюдение, руководство, подведение итогов |
Понимание, мотивация, принятие ролей, участие, понимание |
Комплект игры, оборудование, оснащение |
Тщательная подготовка, положительное восприятие, поощрение |
|
МЕТОД ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ- эффективное управление учебным процессом, значительное увеличение доли самостоятельной работы учащихся, осуществляемое в индивидуальном темпе и под контролем специальных средств |
Объяснение материала, практические занятия, контроль |
Усвоение учебного материала, выполнение тренировочных упражнений и контрольных заданий |
Перфокарта, планшеты, технические средства, ЭВМ, ПК. |
Тщательная подготовка учащихся, сочетание с различными методами обучения, контакт учителя и ученика, положительное восприятие |
|
ОБУЧАЮЩИЙ КОНТРОЛЬ: важно обеспечить его включение в учебный процесс и достичь того, чтобы контроль не стал не обособленным элементом учебного процесса, а одновременно выполнял обучающие, развивающие, воспитательные, побуждающие функции Виды контроля: устный, письменный, лабораторный, программированный, тестовый, самоконтроль |
Подготовка контрольных работ (тестов), определение вида контроля |
Выполнение контрольных работ, самоконтроль |
Контрольные тетради, контурные карты, тесты, индивидуальные карточки и т.д. |
Правильность выбора формы контроля |
|