Ласковый убийца. История появления табака в Европе
Ласковый убийца. История появления табака в Европе
Анна Несмеева
Курение как таковое (если рассматривать в этом качестве вдыхание дыма от сгорающих растений) ведет свой отсчет с незапамятных времен. Фрески в индийских храмах изображают святых подвижников, вдыхающих дым ароматических курений, сохранились и изображения специальных курительных трубок. Сходные по назначению трубки были найдены при раскопках захоронений знати в Египте, датируемых XXI–XVIII вв. до н. э. Великий Геродот, описывая быт и нравы скифов, упоминал, что им свойственна привычка вдыхать дым сжигаемых растений. Подобная практика зафиксирована и в древнекитайской литературе.
Есть предположение, что курение в виде вдыхания дымов особенных растений (например, конопли) возникло у народов Евразии как атрибут ритуальных действий, помогающих освободить сознание шамана и достигнуть особого состояния духа. Впрочем, несмотря на многочисленные свидетельства о подобном «досуге», нет оснований полагать, что «воскурение дымов» было широко распространено среди обычного населения.
Однако такое положение существовало лишь до 1493 г., когда Старый Свет узнал о табаке. Индейцы, почитавшие табак священным растением, преподнесли пачку сухих листьев Колумбу, обучив его заодно и способу их курить. 15 марта 1496 г. в португальском порту причалил последний корабль второй экспедиции Колумба «Эль Ниньо», неся на своем борту высушенные листья специальной травы для курения. Трава была «родом» из провинции Табаго и была представлена европейцам под именем «табак».
В середине XVI в. табак распространяется по Западной Европе и Турции, где великолепно ассимилируется и дает отличные урожаи. В XVII в. он проникает в Японию, Китай и другие страны Азии. К концу XVIII в. в мире уже нет ни одной страны, где бы он не «присутствовал».
Правительства разных стран пытались бороться с табакокурением, именуя последнее «бесовской пагубой». Так, в Великобритании и Османской империи в конце XVI в. курильщиков приравнивали к колдунам и наказывали «усекновением головы». На Руси в XVII в. при царе Алексее Михайловиче курильщиков вразумляли палками, а после большого московского пожара 1634 г. наказание ужесточили до смертной казни. Тем не менее победного шествия табака по Старому Свету никакие наказания остановить не смогли.
Одной из причин столь молниеносного распространения заморской привычки стало глубокое убеждение тогдашних просвещенных умов в целебных свойствах табака.
В 1571 г. испанский доктор Николас Мондарес опубликовал труд о целебных растениях Нового Света. В нем ученый отмечал, что табак может излечивать до 36 разнообразных болезней. Екатерина Медичи считала табак лекарством и спасалась им от мигрени. При французском дворе его использовали в качестве средства от зубных болей, ломоты в костях и желудочных расстройств. Курение быстро становится привилегией богатых и знатных людей. В XVII в. табак уже настолько популярен, что его используют во взаиморасчетах вместо дечный капитан». В конце XVIII в. во время войны за независимость Американские Штаты рассчитывались табаком со своими французскими кредиторами.
В том же XVIII в. в большинстве европейских стран осознали бесполезность борьбы со «злостной привычкой» и отменили запреты на курение. Торговля табаком стала государственной монополией, существенно пополнившей государственную казну.
В России запрет на курение был отменен Петром I в 1697 г., который вернулся на родину после путешествия по Европе заядлым курильщиком.
Музей курения в Париже
Конечно, не увековечить столь блистательную и долгую историю невозможно. Так, во Франции существует единственный в своем роде Музей курения. Он расположен в Париже, на улице Паш, рядом с площадью Бастилии.
Экспозиция музея воспроизводит историю курения на примере эстампов, гравюр, различных экспонатов, растений и предметов. В течение многих веков курение рассматривалось одними как волшебство, другими – как дьявольская напасть, а третьими – как признак умения жить, свидетельством чему являются выставленные в музее фотографии и картины. В экспозиции представлена великолепная коллекция трубок разнообразных форм, и каждая из них имеет свою историю. Среди необычных экспонатов – освежители воздуха для помещений, мельница для сухих листьев, трубки с секретными отделениями, шаманский табак с Амазонки. Выставка посвящена не только сигаретам, но и всему тому, что можно курить – сигарам, конопле и т. д. В небольшой теплице растут табак и кустики помидоров (существует мнение, что они содержат никотин).
Однако нельзя сказать, что выставка только пропагандирует табак. Здесь можно найти профилактические и информационные брошюры о вреде курения. В небольшой лавке при музее можно приобрести различные вещи и устройства для комфорта курильщиков: увлажнители воздуха, курительные трубки из вереска и стекла, а также методические брошюры о том, как бросить курить.
Сигары, сигареты, трубки
Курение изначально было доступно лишь знатным и состоятельным людям. Пока табак не начали выращивать в Турции, каждый тюк табачных листьев преодолевал нелегкое путешествие через Атлантику. В те времена большинство испанских и португальских сеньоров курили сигары, скрученные особым способом из тонких табачных листьев. Сигары были безумно дороги, и большинству обычных людей приходилось довольствоваться в прямом смысле слова окурками. Растирая оставшийся в них табак, небогатые курильщики сворачивали самокрутки, ставшие прообразом будущих сигарет и папирос. Сигареты приобрели широкую популярность лишь в ХХ в., их «расцвет» связан с первой мировой войной. В те времена сигареты называли «солдатским куревом» и табачные компании выпускали их в картонных пачках, без мундштука и фильтра. Появлением мундштука мы обязаны дамам начала века. Когда курение вошло в моду среди эмансипированных дам, то табачные компании, идя навстречу прекрасной половине своих того чтобы табак не попадал в рот, а бумага не размокала от губной помады. Новшество прижилось и получило название «папиросы». В середине 20-х годов Philip Morris и American Tobacco Company выпускают марки сигарет, предназначенные специально для женщин – Marlboro и Lucky Strike.
Во время Второй мировой войны сигареты наравне с едой входят в солдатский паек. Табачные компании посылают на фронт миллионы сигарет бесплатно. По окончании войны компании получили сотни тысяч лояльных потребителей сигарет.
Начиная с 60-х годов курит уже весь мир. И в это время начинаются первые антитабачные кампании, призывающие ввести запрет на рекламу табака. С 1971 г. реклама табака полностью удалена из телевизионного эфира США, тем не менее табак остается вторым в списке самых рекламируемых товаров, после автомобилей.
Трубка, в отличие от «низкорожденных» сигарет и папирос, прибыла к нам вместе с табаком с американского континента. И сегодня наравне с сигарой остается атрибутом дорогой и аристократической жизни.
Стиль жизни
Сегодняшний стиль деловой жизни подразумевает отказ от курения. Здоровье и спорт – вот идолы современного западного бизнесмена. Запреты на курение становятся все более распространенными как в офисах крупных корпораций, так и в общественных местах. В 2003 г. по указу мэра было запрещено курение во всех заведениях общественного питания Нью-Йорка. Табачные компании сегодня выдерживают многомиллионные иски от незадачливых курильщиков. Каждого потребителя производители обязаны предупредить об опасных последствиях вредной привычки.
Впрочем, как показывает общемировая статистика, ряды курильщиков не редеют. И сегодня многие из них пытаются отстоять свои права на курение там, где им это удобно.
Курить или не курить – каждый решает сам. Если вы сделали свой выбор в пользу «прекрасного убийцы», постарайтесь сделать свою привычку красивым ритуалом.
В этом вам помогут современные фирменные товары и аксессуары для курильщиков.
Вот несколько советов от них.
Переходите с сигарет на трубку или сигары. Такое курение менее вредно, к тому же курение трубки добавит вашему образу консерватизма и элегантности. Специальные атрибуты для курильщика трубки, такие как подставки, кисеты, шкатулки для хранения табака и ершик для очистки мундштука, специальные полки для трубки, пепельницы и трамбовки, придадут вашему кабинету стиль дорогого клуба и создадут у ваших клиентов ощущение респектабельности вашего бизнеса.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа